Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей «Технический» имени С.П. Королева» городского округа Самара |
443084 г. Самара, ул. Воронежская, 232. Тел. (846) 953-20-71, 953-38-25. E-mail: [email protected] |
♫ ♪
♪
♪ ♪
♫ ♫
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
дидактическое электронное музыкальное пособие
«Музыкальные инструменты»
♫ ♪
♪
Разработала:
музыкальный руководитель
Апухтина Эльвира Эдуардовна
♫
♪
♪
♫
♪
♪♪
♪
♪
♪
Самара 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данное электронное пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста и состоит из двух частей, что позволяет не только познакомить ребёнка с музыкальными инструментами /1 часть/, но и в игровой форме закрепить обобщающие понятия: духовые, струнные, клавишные, ударные /2 часть/.
Это пособие может использоваться в рамках непосредственно образовательной деятельности образовательной области «Музыка», а также в индивидуальной работе педагога с ребёнком. Может быть использовано родителями в рамках семейного воспитания.
АКТУАЛЬНОСТЬ. Мой многолетний опыт в детском саду показал, что пособий и материала по ознакомлению детей с различными музыкальными инструментами очень мало, и развивающая среда детского сада испытывает дефицит в наличии музыкальных инструментов с целью использования их как дидактических пособий.
Данное пособие направленно на ознакомление и закрепление знаний детей о музыкальных инструментах.
ЦЕЛЬ: познакомить детей с различными видами музыкальных инструментов и показать, что музыкальные инструменты подразделяются на группы: ударные, духовые, струнные, клавишные.
ЗАДАЧИ
1. Расширять и обогащать знания детей о музыкальных инструментах.
2. Развивать умение детей сравнивать и анализировать полученные знания и применять их на практике.
3. Активизировать словарный запас детей, развивать умение рассказывать об инструменте.
4. Систематизировать знания детей о струнных и духовых инструментах, ударных и клавишных.
5. Закреплять умение, определять к какому виду относится тот или иной инструмент.
6. Развивать внимание, память, речевую активность.
ОПИСАНИЕ ПОСОБИЯ ПО СЛАЙДАМ
№ слайда Действия и возможный вариант пояснений педагога
№1 Дидактическая игра «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
№2 Сегодня вы познакомитесь с музыкальными инструментами.
Они бывают ударными, духовыми, струнными, клавишными.
Постарайся запомнить их названия, чтобы правильно отгадать
загадки и ответить на вопросы.
№3-6 Знакомлю с ударными инструментами: барабан, бубен,
металлофон, тарелки.
№7 Знакомлю с духовыми инструментами: саксофон,
№8 губная гармошка
№9-11 Знакомлю детей со струнными музыкальными инструментами:
гитара, виолончель, скрипка
№12 Знакомлю детей с клавишными музыкальными
№13 инструментами: аккордеон, рояль.
№14 Вот вы и познакомились с различными видами музыкальных
инструментов, а теперь хорошо подумайте и выберите
правильный ответ /надо навести левой мышью на
предполагаемый ответ и нажать/
Если ответ будет верный, на слайде появится инструмент из
этой группы, если ответ не правильный появится
«сердитая тучка», которая попросит тебя подумать!
№15 А теперь слушайте внимательно загадку
«Чтоб на них играть, надо дуть и кнопки нажимать»
О каком виде музыкальных инструментов говорится в этой
загадке? /дети отвечают/. Давайте проверим /нажимаем на
тот ответ, который дали дети/.
№16 Правильно: «Духовые», если не верный появляется всегда
слайд № 32
№32 Видишь твой ответ не верный появилась «сердитая тучка и
просит тебя подумать!
№17 Ещё одна загадка, слушайте внимательно.
«Пощипи меня по струнам, поводи по мне смычком»
А это, к какому виду музыкальных инструментов относится
загадка?
Предлагаю проделать туже работу, что и с предыдущим слайдом.
№18 Твой ответ верный, видишь, появилась девушка с гитарой, у
гитары есть струны? Да! Значит это струнный инструмент и
относится к струнным музыкальным инструментам.
№19 Продолжаем дальше наше познавательное путешествие. А в этой
загадке говорится об инструментах, которые очень любимы
вами, детьми. Послушайте, что же это за инструменты?!
«Хоть нас бьют и трясут, но в поход всегда возьмут»
Проделываем с детьми те же шаги, что и с предыдущими
слайдами.
Ребята вы знаете, что может появиться на экране, если вы будете
не внимательны? Появится «сердитая» тучка, поэтому хорошо
подумайте /читаю ещё раз загадку/
№20 Правильный ответ, появился заяц с барабаном, а барабан к какому
виду музыкальных инструментов относится? /ударным/
№21 И последняя загадка, не торопитесь давать ответ, хорошо
подумайте,
о каком виде музыкальных инструментов, пойдёт речь?!
«Мы белые и чёрные, мажорные, минорные.
Нас надо нажимать, будем звонко мы звучать»
№22 Правильно, это клавишные инструменты, тоже горячо любимые
всеми, песни мы поём под музыкальный инструмент фортепиано.
Рояль брат пианино. Есть ещё и клавесин и аккордеон. Вы всё
сделали верно, видите, появилась какая картинка?
С изображением фортепиано или рояля. Молодцы!
№23 Ребята, а знаете, есть в природе ещё один музыкальный
инструмент, человек его всегда с собой носит. Вот посмотрите,
на этот слайд здесь изображены люди с инструментами,
посмотрите и подумайте, что же это за инструмент, который
человек всегда с собой носит?
Я не много вам подскажу, чтоб вы правильно ориентировались,
это не простой вопрос, а с хитринкой, думайте.
Не правильный ответ так же будет сопровождаться появлением
«сердитой» тучки, а правильный ответ вы сами поймёте.
№32 Ответ не верный появилась «сердитая» тучка. Подумайте.
№23 Возвращаемся с детьми опять на слайд №23 /предположим дети
выбирают человека с другим музыкальным инструментом,
нажимаем на него/
№32 Опять не верный ответ, тучка совсем рассердилась
/появляется тучка/. Задаю детям наводящие вопросы:
«Ребята, с помощью какого музыкального инструмента, люди
общаются, разговаривают? /ответы детей, голос/
Это ваш окончательный ответ? Давайте проверим.
/наводим мышку на середину кружка и нажимаем/
№24 /Появляется слайд с изображением поющих девочек/.
Вот сейчас ответ правильный. Молодцы!
Голос это самый главный музыкальный инструмент, который у
каждого человека всегда с собой!
№25 А, сейчас я предлагаю поиграть в игру «Что лишнее?»
На этом слайде изображены духовые инструменты, но есть
инструмент, который не имеет ничего общего с ними.
Послушайте названия этих инструментов и скажите.
Какой из них не является духовым? Если ответ будет
правильным.
Вы увидите этот инструмент, если нет, встретитесь со старой
знакомой «сердитой» тучкой.
/вожу мышкой по названиям музыкальных инструментов:
флейта, гобой, кларнет, скрипка, фагот/
№26 /дети отвечают, появляется изображение скрипки/
Правильно, вы хорошо справились с этим заданием, скрипка не
является духовым инструментам, она относится? (к струнным).
№27 Продолжаем играть. На этом слайде изображена группа
музыкальных инструментов, назовите лишний инструмент.
Послушайте и подумайте. /называю музыкальные инструменты:
гитара, барабан, арфа, скрипка/, какой инструмент
лишний? /дети дают ответ, барабан/ Это всё, окончательный
ответ, или есть ещё варианты? Нет? Хорошо давайте проверим.
№28 /нажимаем мышкой на барабан, и появляется картинка
Барабана/ Правильно барабан лишний, он относится к
ударным, а все остальные инструменты? (к струнным).
№29 А на этом слайде наоборот, скажите какой инструмент
Не является ударным? /перечисляю музыкальные
инструменты: барабан, литавры, труба/ /ответы детей
«литавры»/ Хорошо, давайте проверим /нажимаем левой
кнопкой мыши на середину кружочка под названием
«литавры», появляется сердитая тучка/ Ответ ребята не
верный, подумайте /ещё раз называю инструменты: барабан,
литавры, труба/ /ответы детей/ Давайте, тоже проверим.
№30 /нажимаем левой мышью на кружок с надписью труба,
появляется движущийся человек с трубой/.
Этот ответ правильный, труба не ударный инструмент, она
(духовой).
№31 Вы так хорошо отвечали на вопросы, были внимательны, не
отвлекались, я вам приготовила сюрприз.
/открываю слайд № 31/ Это вам мой подарок, букет этих
весенних цветов. «МОЛОЛДЦЫ»!
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
В процессе обучения дети будут хорошо знать музыкальные инструменты, разбираться в том, какой инструмент относится к тому или иному виду.
В зависимости от степени сложности данного материала, смогут находить причинно - следственные связи.
Дети пополнят свой словарный запас, новыми для них словами.
Будут развиваться внимание, память, логическое мышл
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.