План-конспект открытого урока по русскому языку
3 класс.
Тема урока: «Значение и употребление глаголов в речи».
Тип урока: закрепление изученного материала.
Цель урока: создание благоприятных условий для формирования умениея распознавать глаголы и употреблять их в речи, развивать внимание.
Задачи:
Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по закреплению знаний о глаголах как части речи, умение распознавать глаголы среди других частей речи.
Развивающие: способствовать развитию связной речи, расширению словарного запаса, кругозора, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-образного мышления, орфографической и пунктуационной грамотности, каллиграфических навыков письма.
Воспитательные: средствами учебного занятия прививать чувство ответственности за себя и своих одноклассников; воспитывать желание развивать свои знания по изучаемой теме; развивать интерес к русскому языку, к родному слову, бережное отношение к родному языку, слову и окружающем миру.
Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата (позитивного психического и эмоционального микроклимата), проведение физминуток.
Планируемые результаты:
Личностные: воспитание интереса к предмету, формирование положительной мотивации к обучению и познанию, воспитание личностных качеств: аккуратности, ответственности, уверенности, волевых качеств, воспитание уважительного, бережного отношения к родному языку; развивать навыки сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке.
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение ориентироваться в предложенном материале, находить нужную информацию, делать выводы, владеть смысловым чтением, строить логически обоснованные рассуждения.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение выполнять учебные действия: ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности; развитие самостоятельности, самооценки, осуществление пошагового контроля по ходу выполнения заданий под руководством учителя; умение ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: монологической и диалогической речи, умение слушать, понимать обращённую речь, следовать инструкциям, отвечать на вопросы; адекватно реагировать на замечания учителя; активно взаимодействовать в сотрудничестве; слушать собеседника, принимать и обсуждать разные точки зрения и приходить к единому решению.
Предметные: повторить глагол как часть речи; формировать умение распознавать глаголы и употреблять их в речи; развивать внимание, память учащихся; обогащать словарный запас; воспитывать интерес к русскому языку, способствовать развитию коммуникативных умений.
Основные образовательные ресурсы: Учебник, рабочая программа, карточки с заданием.
Ход урока
1. Приветствие
У: Здравствуйте, ребята. Сегодня урок русского языка проведу я, меня зовут Элина Леонардовна.
2. Проверка готовности к уроку.
У: Проверь,
дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
3. Мотивация к обучению и познанию. Эмоциональный настрой на учебную работу.
У: Улыбнемся друг другу и начнем урок. Вспомним, какими мы должны быть и как надо работать на уроке?
О: Старательными, активными, внимательными, аккуратными.
У: Молодцы!
1. Работа в тетради.
У: Откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа.
2. Минута чистописания.
У: На следующей строчке пропишите букву, которая у вас записана в тетради.
У: Посмотрите на доску, запишите данные предложения, вставляя подходящие по смыслу слова, определите части речи..
…….прыгает, а …. летает. (кенгуру, голубь)
…….ползает, а……..плавает. (змея, рыба)
…… мычит, а …… кудахчет. (корова, курица)
…….квакает, а …… урчит. (лягушка, ручей)
У: Назовите в данных предложениях глаголы.
О: Прыгает, летает, ползает, плавает, мычит, кудахчет, квакает, урчит.
У: Что можно сказать об этих глаголах.
О: Они все отвечают на один и тот же вопрос «Что делает?», они все употреблены в настоящее время.
У: Какова тема нашего урока?
О: Значение и употребление глаголов в речи.
III. Воспроизведение изученного материала и его применение в стандартных условиях.
а) Работа по учебнику.
Упр. 177 (с.104)
У: Ребята, откройте все учебник на странице 104, найдите 177 упражнение. Прочитайте данный текст. Найдите глаголы. Чем они интересны? Почему автор использует именно такие глаголы?
О: Ответы обучающихся.
У: К каким глаголам можно подобрать синонимы?
О: Лопочет-говорит, скачет-прыгает, смеётся-улыбается.
У: К каким глаголам можно подобрать антонимы.
О: Смеётся-плачет, лопочет-молчит.
У: Выполните письменные задания к упражнению. Спишите и подчеркните глаголы. Какие глаголы вы подчеркнули?
О: Летит, журчит, смеётся, звенит, лопочет, скачет.
Упр. 178 (с.104)
У: Ребята, откройте все учебник на странице 104, найдите упражнение 178. Прочитайте. В чем сходство и различие слов в каждой паре?
О: Одинаковый корень, разные окончания.
У: Спишите, вставляя пропущенные буквы и ставя перед словами вопросы. Укажите над каждым словом, какой частью речи они являются. Проверка. Учащиеся по цепочке называют слова с орфограммами и объясняют их написание.
б) Работа со словарём.
У: Найдите слово завтрак в орфографическом словаре. Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму. Составьте предложение со словом завтрак, запишите. Запомните написание этого слова.
У: Что за странное слово для обозначения утреннего приёма пищи? Уж не связано ли оно каким-нибудь образом со словом завтра? Оказывается, связано. Чтобы приготовить еду, древнем людям требовалось много времени. Еда готовилась на завтра, на другое утро, за утро и называлось поэтому завтраком. С рассветом надо было идти на добычу новой пищи. Завтрак был готов с вечера. Его готовили заранее. Сейчас все изменилось, а слово осталось. Завтрак теперь можно приготовить за 10 минут. Утром! И сегодня же, тут же съесть. Но все равно он – завтрак!
Вот такое стихотворение написал поэт Валентин Берестов.
«Завтра, - думал я вчера –
Сяду завтракать с утра».
Завтрак тут, а где же завтра?
Я сегодня сел за завтрак.
Ровно встали все ребята
Маршируем, как солдаты
Руки верх и руки вниз
На носочки поднимись
Поднимись еще разок
Улыбнись, ка всем, дружок
И с хорошим настроением
Ты за стол опять садись.
а) Работа по учебнику.
Упр. 179 (с.104)
У: Ребята, откройте все учебник на странице 104, найдите упражнение 179. Прочитайте отрывок из стихотворения Бориса Заходера «Петя мечтает». Соответствует ли название стихотворения приведённому отрывку? А о чём можно мечтать?
О: Ответы обучающихся.
У: Какими частями речи являются выделенные слова? (мыло - существительное, мыло – глагол)
О: «….Если б мыло приходило….» - это существительное, а «…И само меня бы мыло..» - это глагол.
У: Сейчас я вам раздам каждой паре на стол карточки с заданием. Вы должны соединить стрелками фразеологизмы и глаголы с соответствующим значением.
У: Что такое фразеологизмы?
О: Устойчивый оборот речи.
баклуши бить запомнить
вдохнуть жизнь обидеться
надуть губы бездельничать
зарубить на носу оживить
У: Объясните значение фразеологизмов? Что такое глагол?
О: Баклуши бить – бездельничать; вдохнуть жизнь – оживить; надуть губы – обидеться; зарубить на носу – запомнить. Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы «Что делать?», «Что сделать?».
У: Предлагаю вам небольшую анкету.
1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. Урок для меня показался 4. За урок я 5. Мое настроение 6. Материал урока мне был |
активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже интересен / скучен |
Домашнее задание упр.108 (с.105)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.