Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей «Технический» имени С.П. Королева» городского округа Самара |
443084 г. Самара, ул. Воронежская, 232. Тел. (846) 953-20-71, 953-38-25. E-mail: 63stl@mail.ru |
Фольклорно-театрализованное развлечение для детей подготовительной к школе группе
на тему
«Народные промыслы или как Баба Яга богатство искала»
(в рамках тематической недели «Игрушки»)
Разработала и провела:
музыкальный руководитель
Апухтина Эльвира Эдуардовна
Октябрь 2022 года
«Народные промыслы или как Баба Яга богатство искала»
Цель: доставить детям радость и удовольствие от музыкально-художественной деятельности; приобщать детей к музыкальной культуре и прикладному творчеству.
Задачи.
1. Развивать творческую активность детей в доступных видах музыкальной исполнительской деятельности (пение, танцевальные движения, музыкальные игры).
2. Развивать самостоятельность в поисках способа передачи в движениях музыкальных образов.
3. Совершенствовать умение импровизировать под музыку соответствующего характера.
4. Обогащать музыкальные впечатления детей (вызывая яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера).
5. Уточнить представления детей о народных промыслах (гжель, хохлома), закрепить и углубить знания о дымковской игрушке, ее росписи.
6. Формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров, соблюдать в играх ролевые взаимодействия и взаимоотношения.
7. Закреплять умение детей с легкостью выполнять ходьбу и бег.
8. Формировать выразительность и грациозность движений.
9. Развивать умения созерцать предметы, направляя внимание на более тонкое различение их качеств.
10. Развивать проектную деятельность творческого типа.
11. Формировать представление об авторстве проекта.
Методы и приемы
Практические:
- пение «Барыня», «Ой вставала я ранёшенько», «Золотая хохлома», «Прялица»;
- танец «Сказочных персонажей», «Бабка - Ёжка», «Кадриль», «Весёлая Гжель», «Ожившие игрушки», «Самовар»;
- музыкальная игра с пением «Кострома»;
- игровое музыкальное упражнение с пением «Золотые ворота».
Наглядные:
- рассматривание декорации избушки Бабы-Яги;
- рассматривание декорации ярмарки;
- рассматривание народных промыслов.
Материалы и оборудование:
- костюмы для каждого ребенка;
- костюмы Лешего и Бабы Яги;
- декорации избушки Бабы Яги (шкатулка, книга сказок, гармошка, одеяло);
- столы для ярмарки;
- народные игрушки;
- нотный материал;
- аудиозапись;
- самовар;
- ложки;
- прялка;
- платки для танца.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность |
Формы и методы организации совместной деятельности |
Игровая |
Музыкальная игра с пением «Кострома». |
Двигательная |
Игровое музыкальное упражнение с пением «Золотые ворота». |
Познавательно-исследовательская |
Реализация проекта «Игрушки из бабушкиного сундука». |
Продуктивная |
Мастерская по изготовлению игрушек своими руками. |
Музыкально-художественная |
Пение «Барыня», «Ой вставала я ранёшенько», «Золотая хохлома», «Прялица». Танец «Сказочных персонажей», «Бабка – Ёжка», «Кадриль», «Весёлая Гжель», «Ожившие игрушки», «Самовар». |
Ход развлечения
Под русскую народную музыку дети с песней входят в зал
ПЕСНЯ «БАРЫНЯ»
1. У нас нынче представленье, Для ребяток развлеченье!
Припев:
Барыня ты моя, сударыня ты моя, Э – э -эй! Развлеченье!
2. Очень любим, посмеяться, За животики хвататься.
Припев:
3. Приготовьте вы ладошки, Пустим в пляс мы ваши ножки.
Припев:
(после песни встают в рассыпную по залу, исполняют музыкальную перекличку)
- Здрасте, здрасте, мы вас ждём / поют дети/
- Промочило, нас дождём / поют взрослые/
- Ожидаем мы гостей / дети/
- Мы промокли до костей / взрослые/
- Где ваш зонтик? / дети/
- Потеряли / взрослые/
- Где калоши? / дети/
- Кот унёс. / взрослые/
- Где перчатки? / дети/
- Скушал пёс / взрослые/
- Это гости не беда, заезжайте в ворота / дети/
- Проходите на порог, к нам на яблочный пирог.
(После песни пританцовывая садятся на места. Закрывается занавес, звучит русская народная музыка, перед занавесом появляются скоморохи)
1. Скоморох: Здравствуйте гости дорогие, И маленькие и большие!
Мы скоморохи – потешники, Развесёлые насмешники
2. Скоморох: Ждёт вас чудо представленье,
Просто всем на удивленье.
Вместе: Торопись, честной народ,
Сегодня без билетов вход!
(Звучит волшебная музыка, занавес открывается, стоят декорации избы, печь, лавка, стол, сундук. На сундуке сидит Б.ЯГА, рядом с ней Леший. Прожектор
направлен на Б.Ягу)
Б.ЯГА: Ох, скукотища! Некому меня старую, повеселить, потешить. Иванушка, пока гостил у меня, игры да забавы придумывал. Да вот выкрала его сестрица Алёнушка. Василису Прекрасную, гостью мою дорогую, сказочницу мою любимую, Иван - царевич увёз. Хоть бы ты, Леший, чем меня потешил!
ЛЕШИЙ: А давай загадки друг другу загадывать!
Б.ЯГА: Да надоели мне твои загадки! Я их всех наперечёт знаю!
ЛЕШИЙ: Может, песню тебе спеть задушевную?
Б.ЯГА: (капризно) От твоих песен ещё больше тоска находит. Не хочу я их слушать (укрывается с головой лоскутным одеялом).
ЛЕШИЙ: (суетится вокруг Яги) Да чем же тебя потешить? Может сказку рассказать?
Б.ЯГА: (из - под одеяла выглядывает, привстаёт с сундука) Сказку?!
ДЕТИ И ЛЕШИЙ: Сказку!
(звучит сказочная музыка фоном, Леший несёт книгу, за которой незаметно передвигаются герои сказок, дети младших групп)
ЛЕШИЙ: Книга открывается, сказка начинается!
ТАНЕЦ СКАЗОЧНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ (Музыка из к/ф Маша и Витя)
Б.ЯГА: (садится рядом с Лешим на лавку) Ну, милок! Коку сказку- то расскажешь?
ЛЕШИЙ: Коку, коку… Току! Давеча тебе читать начал!
Б.ЯГА: Не помню чаво-то. Напомни, милок!
ЛЕШИЙ: Да про Хозяйку Медной горы!
Б.ЯГА: Ладно, уж, читай, послушаю!
ЛЕШИЙ: На чём же мы остановились-то? Нашёл! Слушай, что было дальше! (звучит тихая музыка).
Долго молчала Хозяйка Медной горы, потом окинула взглядом Степанушку и молвила: «Ну, что ж женишок пойдём в мои владения покажу я тебе своё приданное». И пошли, она впереди, а Степан за ней.
И открылись его взору палаты каменные со стенами малахитовыми. А каменья- то блестят на стенах алмазные, и всё вокруг самоцветами усыпано, и струится от них свет янтарный.
Б.ЯГА: (прерывает чтение) Ох и красота! Не то, что моя избушка на курьих ножках! (оглядывает всё вокруг) Плесень везде да паутина. Ну, давай дальше читать.
ЛЕШИЙ: Окаменел Степанушка от такой красоты неописуемой. «Ну что, Степан, как тебе моё приданное? Спрашивает Хозяйка.- Возьмёшь меня в жёны? Степан и говорит: «Приданное у тебя знатное, прямо царское. Да невеста есть у меня, Настенька».
Обрадовалась Хозяйка таким словам: «Молодец Степан. Не озарился на мои богатства, награжу я тебя за это. Вот подарок от меня твоей невесте» И подаёт Степану шкатулку малахитовую. Открыл её Степан, а там - каменья самоцветные: изумруды да сапфиры, жемчуга да алмазы дивным светом горят, переливаются. Зажмурился Степан от такой красоты.
Б.ЯГА: Вот бы мне такую шкатулочку с каменьями самоцветными заиметь! Уж я б зажила…
ЛЕШИЙ: А на, что она тебе?
Б.ЯГА: Как это на что? У царя Дадона есть золотой петушок, у Ивана – царевича – Сивка - бурка, у Емели волшебная щука, а у меня ничего нет.
ЛЕШИЙ: Погоди, погоди! А у тебя была шкатулочка с бусами да серьгами.
Б.ЯГА: Да она уж пустая давно. Мыши все серьги да бусы повытаскивали.
ЛЕШИЙ: А давай проверим! Может. Что и сталось. Где она у тебя, шкатулочка- то?
Б.ЯГА: (лезет в сундук) Вот она моя шкатулочка заветная (ставит её на стол).
ЛЕШИЙ: (открывает, заглядывает в неё) И впрямь пустая…
Б.ЯГА: (плачет) Ах, я несчастная! Ну что я говорила! Это ж надо, у какого- то Степашки простодырого целая шкатулка каменьев драгоценных есть, а у меня нету!
(обращается к Лешему) А ты не знаешь, где эта Хозяйка Медной горы живёт?
ЛЕШИЙ: Да кто её знает. Где она живёт? В книге про это не написано.
Б.ЯГА: Вот так всегда! Вечно ты ничего не знаешь и не ведаешь! Пойду сама искать Хозяйкины владения. Может она и мне чуток камней самоцветных подарит.
ЛЕШИЙ: Да куда же ты пойдёшь, коли дороги не ведаешь?
Б.ЯГА: Не переживай язык до Киева доведёт. Присматривай тут за хозяйством. Гусей - лебедей не забывай кормить.
ЛЕШИЙ: Ты чай, принарядись. А то перед людями осрамисься!
Б.ЯГА: Не боись, будет сделано (звучит музыка «Тропинка - торопинка»). Б.Яга уходит, Леший ей машет платочком, занавес закрывается, декорации убираются, за 2 занавес сразу ставится ширма с поделками).
(звучит музыка, перед занавесом появляются скоморохи)
1 Скоморох: Всех на ярмарку приглашаем,
Веселья, радости желаем!
2 Скоморох: Сегодня ярмарка здесь!
Товаров на ярмарке этой не счесть!
1Скоморох: Подходите, выбирайте,
Все товары раскупайте!
2Скоморох: Приехали, приехали, С конфетами, с орехами!
Со сладкими леденцами, С весёлыми бубенцами!
1 Скоморох: С игрушками, побрякушками.
С песнями, частушками!
Вместе: Подходи, честной народ
Ярмарка уж у ворот!
1 Скоморох: Наша ярмарка начинается,
К ярмарке Яга приближается.
(занавес открывается под песню идут продавцы и покупатели)
ПЕСНЯ «Ой вставала я ранёшенько»
1.По дорожке, по тропиночке идём,
Разудалую мы песенку поём.
Припев: Ой, ли, да ли калинка моя,
Разудалую мы песенку поём.
2.Нынче ярмарка весёлая у нас.
Приглашаем всех на ярмарку сейчас
Припев: (2 строчка повторяется куплета)
3. Просим в гости мы на ярмарку друзей,
Приезжайте, приходите поскорей!
Припев: (повтор)
(продавцы расставляют свой товар на прилавки. А покупатели ходят под музыку и рассматривают товар, создают ярмарочный гул)
ДЕВИЦА: Ждёт нас русская игра, поиграем детвора?
Солнце разгорается, игра начинается.
МОЛОДЕЦ: Золотые в ней ворота,
Заходи кому охота.
ИГРА «Золотые ворота»
Дети стоят парами, как в ручейке, один ребёнок водящий, он идёт в «золотые ворота» и ребром разъединяет руки одной из пар. Все поют:
В золотые ворота проходите, господа!
Первый раз прощается, второй раз запрещается,
А на третий раз не пропустим вас!
Дети бегут в разные стороны от ведущего. Кто первый выхватит платочек из рук ведущего, тот и идёт в золотые ворота, а ребёнок 2 встаёт в ручеёк, игра повторяется, появляется Б.ЯГА, под русскую народную музыку.
Б.ЯГА: Ой, кажется, я заблудилась!
Где это я очутилась?
1 СКОМОРОХ: Ты попала на праздник народный,
Весёлый хороводный!
2 СКОМОРОХ: У нас сегодня много гостей
Со всех волостей!
Гляди, народу сколько собралось!
Твоё появление ко времени пришлось!
Б.ЯГА: Ой, как я вовремя! В новом наряде и к месту!
1 СКОМОРОХ: Эй, честной народ! Приглашайте нашу гостью в круг.
ТАНЕЦ «Бабка - Ёжка»
Б.ЯГА: Уморили вы меня.
1 ПРОДАВЕЦ: Ай – да - да! Ай – да - да! Все пожалуйте сюда!
Ребята, ребята! Живите богато! Заходите все в наш ряд, покупайте всё подряд!
2 ПРОДАВЕЦ: Полюбуйтесь на товары:
Ложки, плошки, самовары,
Бочки золочёные, узоры кручёные!
1 ПОКУПАТЕЛЬ:
Хохломская роспись - алых ягод россыпь.
Отголоски лета в зелени травы.
2 ПОКУПАТЕЛЬ:
Рощи, перелески, шёлковые всплески
Солнечно медовой золотой листвы.
ПЕСНЯ «Золотая хохлома»
1.Как волшебница Жар- птица не выходит из ума.
Чародейка мастерица, Золотая Хохлома (2 раза)
2.И богата и красива, гостю рада от души.
Кубки, чаши и ковши, до чего же хороши (2 раза)
3.Всё вобрала, словно память: Зорь червонные лучи,
И узорчатый орнамент Древнесуздальской парчи (2раза)
ПОКУПАТЕЛЬ: Листочки, ягодки, цветочки, стебелёчек, завиток.
ПОКУПАТЕЛЬ: Здесь хозяева три цвета: Чёрный, красный, золотой.
Кто привёз товар такой?
ПРОДАВЕЦ: Это мой товар любуйтесь, только долго не торгуйтесь.
Налетайте, покупайте, нет изделий краше хохломы нашей.
(Дети разбирают ложки хохломские)
ТАНЕЦ «Кадриль»
Б.ЯГА: Ох, и чудо мастера, ловко правят здесь дела!
1СКОМОРОХ: Да и девицы подстать, им не станут уступать.
2СКОМОРОХ: В Павлова - Посадском граде, умелицы живут.
Сказочно красивые платки здесь создают.
ДЕВИЦЫ: (выбегают девицы разглядывают товар, выбирают)
1.Я куплю здесь шаль с каймой,
Бархатистой, расписной!
2.За такую шаль - золота не жаль!
3.А у меня платок - во всю голову цветок!
4.А на моём платочке мелкие цветочки!
5.С этими платочками мы спляшем и споём,
Лебёдушками нежными по кругу поплывём!
ПЕСНЯ-ТАНЕЦ «Прялица»
Б.ЯГА: Ух, ты, ах ты!!! Вот бы мне такой платок. Во всю голову цветок!
ДЕВИЦА: Прими подарок от души, Пусть греет он тебя в глуши! (Б. яга, благодарит)
СКОМОРОХ: Вот для игр настал черёд, собирайся в круг народ.
ИГРА «Кострома»
(дети встают в круг, в центре девочка Кострома сидит, дети поют)
Пение: Костромушка, Кострома, Чи ты дома, Чи нема? Стук, бряк, ворота, Костромушка дома? Костра, где ты есть?
Дети: Отвечай!
Кострома: Нету меня дома!
Дети: А мы в гости пришли!
Пение:
Дети: Отвечай!
Кострома: Блины собралась печь!
Девочки: С маслицем?
Мальчики: Со сметаной?
Кострома: Нет! С вареньем!
Пение:
Дети: Отвечай!
Кострома: Блинов наелась, да объелась!
Пение:
Дети: Отвечай!
Кострома: Помирать собралась!
Дети: Да ты, что, старая надумала?
Пение:
Дети: Отвечай!
Кострома: Собралась помирать, да передумала!
Дети: Тогда с нами поиграй. Поскорей нас догоняй! (Кострома ловит детей)
Б.ЯГА: (подходит к Гжели восторгается)
Кружевное это чудо, привезли купцы откуда?
ПРОДАВЕЦ:
Это наш товар глядите, что понравилось, берите.
Чашки, чайники и вазы отличите эти сразу.
Белый фон снегов белей, синий - небушка синей.
ПОКУПАТЕЛЬ: Синяя сказка_ глазам загляденье,
Словно весною капель
ПОКУПАТЕЛЬ: Ласка, забота, тепло и терпенье,
Русская, звонкая Гжель!
Б.ЯГА: Почём продашь? Рубль, аль два?
ПОКУПАТЕЛЬ: Не за дорого продам, а лишь за пляску вам отдам.
ТАНЕЦ «Весёлая Гжель»
ПРОДАВЕЦ: Эй, народ к нам загляните, Весь товар наш рассмотрите!
Мимо нас не проходите, Что - нибудь себе купите.
ПРОДАВЕЦ: У нас игрушечки славные, занятные, забавные!
Смотрите, любуйтесь, долго не торгуйтесь!
ВМЕСТЕ: Удивит ваш чудо - взор этот дымковский узор.
ПОКУПАТЕЛЬ: Линии волнистые, оборки, клетки, точки,
Здесь колечки всякие, тут - разные кружочки.
ПОКУПАТЕЛЬ: Краски многоцветные, и на белой глине
Золота кусочек, чтоб было красивей.
СКОМОРОХ: Посмотри, как хороша эта девица - душа.
Щёчки алые горят, удивительный наряд
Сидит кокошник горделиво,
Барышня то, как красива.
СКОМОРОХ: Сегодня игрушек сверкающий ряд
Выходит на свет показать свой наряд.
ТАНЕЦ «Ожившие игрушки»
Б.ЯГА: (подтанцовывает, в конце танца как бы спохватилась)
Ой, что это я с вами тут расплясалась?!
1.СКОМОРОХ: Что случилось?
Б.ЯГА: Хожу я по свету, ищу Хозяйку Медной горы.
2.СКОМОРОХ: Зачем тебе нужна Хозяйка Медной горы?
Б.ЯГА: Хочу я у неё немного жемчугов да алмазов попросить. Шкатулка-то совсем пустая у меня (показывает детям).
1.СКОМОРОХ: Зачем тебе жемчуга да алмазы?
Б.ЯГА: Хочу быть самой богатой на свете (звучит музыка влетает ворона).
ВОРОНА: Кар-кар-кар! Пока вы тут про жемчуга да алмазы разговоры ведёте, я уже их нашла.
Б.ЯГА: Говори, где нашла? У Хозяйки Медной горы?
ВОРОНА: Ни у какой, ни у Хозяйки. Тут не подалёку этих камней видимо - невидимо!
Б.ЯГА: (ворона улетает Б яга бежит за ней из - зала) Где, где??? Подожди я с тобой…(свет притушен, открывается дальний занавес, прожектор направлен на ширму с поделками, с другой двери вбегает Б. Яга).
Б.ЯГА: (подходит к экспонатам) Ух ты, красотища-то какая! Это кто же всё смастерил?
2.СКОМОРОХ: Все игрушки дети смастерили вместе с родителями и воспитателями (дети рассказывают о своих игрушках).
Б.ЯГА: (замечает развешанные камни) Камни! Самоцветные! Как это я их не заметила?
1.СКОМОРОХ: Значит, творчество-то детское интереснее и ценнее камней самоцветных оказалось!
Б.ЯГА: Да, видимо, так! И зачем мне эти камни - то драгоценные? Вот они драгоценности, детское творчество!
2. СКОМОРОХ: Мы тебе дарим вот такую, красивую куклу, положи её в шкатулку, и всегда вспоминай о маленьких мастерах умельцах, которые сделали такие замечательные игрушки.
Б.ЯГА: Ну что ж начало положено. Пойду дальше по свету таланты собирать (собирается уходить).
РЕБЁНОК: Не хотим мы отпускать нашу гостью знатную.
Приглашаем выпить с нами чаю ароматного.
РЕБЁНОК: (несёт самовар) Я иду, иду, иду, самовар с собой несу.
Самовар с собой несу, громко песенку пою.
Ох, чай, чай, чай вкусный русский чай!
Ох, чай, чай, чай вкусный русский чай!
ТАНЕЦ «Самовар»
РЕБЁНОК:
Мы для вас плясали, пели, всё сказали, что хотели.
Выступали от души! Были все мы хороши!
РЕБЁНОК:
Просим вас не расходиться, сладким чаем угоститься!
К чаю ароматному, угощенье знатное!
СКОМОРОХИ:
Умолкает барабан, закрываем балаган.
Ярмарка закрывается, а веселье продолжается (звучит музыка дети пританцовывая выходят из зала).
ЧАЕПИТИЕ В ГРУППЕ ВМЕСТЕ С РОИТЕЛЯМИ И ВОСПИТАТЕЛЯМИ
Взаимодействие с родителями
1. Собрание-встреча для решения вопросов по организации взаимодействия семьи и педагогов в процессе подготовки к развлечению.
2. Привлечение родителей к участию в детской проектной деятельности «Игрушки из бабушкиного сундука».
3. Привлечение семей воспитанников к участию в совместных мероприятиях (подготовка декораций, пошив костюмов, организация чаепития и т.д.).
4. Приглашение родителей на детское развлечение.
5. Чаепитие, беседа, обмен мнениями о просмотренном фольклорно-театрализованном развлечении.
Литература
1. Апухтина Э.Э. Программа по музыкально-ритмическому развитию детей дошкольного возраста «Топотушки».
2. Истоки русской народной культуры в детском саду / Авт.-сост. И.Г. Гаврилова. – СПб.: Детство-Пресс, 2008. – 160 с.
3. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. И доп. – СПб.: Детство-Пресс, 2004. – 304 с.
4. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 336 с.
5. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Красна изба… Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб.: «Детство-пресс», 2000. – 208 с.
6.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.