Дидактическая игра В географическом царстве -государстве
Оценка 4.7

Дидактическая игра В географическом царстве -государстве

Оценка 4.7
docx
04.08.2020
Дидактическая игра В географическом царстве -государстве
Методическая разработка игры В географичеком царстве-государстве..docx

 

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №117»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игровые практики в учебной и внеурочной деятельности

по географии.

Методическая разработка муниципальной игры

«В географическом царстве – государстве».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            Разработчик учитель географии

                                I категории школы №14

                                                   Заболотная Ирина Николаевна

 

 

 

 

г. екатеринбург

2019г.

1 слайд Тема моего выступления: «Игровые практики в учебной и внеурочной деятельности

по географии. Методическая разработка муниципальной игры «В географическом царстве – государстве».

Данная методическая разработка была представлена на конкурсе педагогического мастерства «Учитель года 2016», в котором я участвовала и заняла призовое место.

Сегодня в центре внимания ученик и его личность. Внутренний ресурс успеха ученика (его копилка) – это то, что он знает, умеет, может, хочет.

Главные мои задачи – это связать географию с реальной жизнью, заинтересовать ученика предметом, развивать его внутренний ресурс, выбрать методы и приемы организации деятельности, которые соответствуют поставленной цели – развитию личности ученика и повышению качества знаний.

В своей педагогической деятельности я в обязательном порядке реализую 5 базовых технологий: ИКТ, дифференцирование, групповое сотрудничество, проектно-исследовательские и коммуникативные технологии, но не забываю и о других. Большое внимание уделяю игровой практике.

   В содержание образования ученика входит учебная и внеурочная деятельность. В рамках учебной деятельности, я провожу, как традиционные, так и инновационные уроки с применением игровых элементов, которые предлагают меньший объем информации, но обуславливают более глубокую ее проработку.

    Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направле­ниям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в каче­стве ее средства. В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

2 слайд Основоположником теории духовного развития ребенка в игре является Константин Ушинский – основоположник научной педагогики в России.

Польский педагог, врач и писатель Януш Корчак  говорил, что игра – это возможность отыскать себя в обществе, себя во Вселенной. Мне близки его принципы и заповеди воспитания: право ребенка на уважение, право быть самим собой и право на сегодняшний день.

«Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет» писал

Антон  Семенович  Макаренко. Действительно, игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого деятельность, работа, служба.

3 слайд Цель моей работы – показать роль игровых технологий в развитии познавательного интереса учащихся на уроках географии.

4 слайд Для достижения цели я поставила перед собой следующие задачи:

1.      Анализ теоретической литературы по игровым технологиям.

      2.   Разработка систем игр с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

      3. Формирование у школьников системного мышления, развитие творческих и коммуникативных способностей.

      4.  Толерантное отношение к окружающим.

Объект моего исследования – игровые практики в учебной и внеурочной деятельности в рамках личностно-ориентированного и развивающего обучения.

 Предмет исследования – применение игровых практик в процессе обучения географии.

 Игра – это естественная для ребенка форма обучения. Она в сочетании с другими методическими приемами и формами повышает эффективность преподавания географии.  Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности.

Игра - комплексный носитель информации. В процессе игры срабатывает ассоциативная, механическая, зрительная и другие виды памяти.

5 слайд Игра – это:

Ò  Деятельность

Ò  Мотивированность

Ò  Обучение и воспитание в коллективе

Ò  Увлеченность

Ò  Развитие речи

Ò  Формирование определенных навыков

Ò  Общение

Ò  Познание

Ò  Усвоение учебного материала

6 слайд С 2001г. я являюсь руководителем школьного методического объединения общественных дисциплин и организатором школьной недели (план и итоги систематически размещаю на школьном интернет сайте), в рамках которой проводились игры во внеурочное время. Вашему вниманию «Фейерверк  нестандартных уроков, игр». В 2014г я проводила игру «Географочка» в 5-ых классах, 

7 слайд  а в 2015 г. «Радуга приключений. Хочу все знать. Посвящение в географы» в

6-ых классах.

 

8 слайд Кроме школьных внеурочных мероприятий, ежегодно готовила и сопровождала учеников на муниципальные интеллектуальные игры, 2 раза была организатором городских игр (2012 г. и в ноябре 2015 г.). Вашему вниманию перечень игр, в котором участвовали мои ученики с 2012 по 2015 гг:

            2015г. декабрь: « Путешествие по Африке» 7 классы – 1 место;

2015 г. ноябрь: «В географическом царстве-государстве» 5 классы - 1 место;           

2015 г. март: «По просторам России» 8-9 классы - 3 место;

2014 г.:  «Путешествие по станциям Евразии» 8 классы – 1 место;

2014 г.: «Геознатоки» 6 классы – 1 место;

2013 г.: «Географические лабиринты» 7 классы - 2 место;

2013 г.:  «Путешествие по России» 8-9 классы – 1 место;

            2013 г.:   Игра по природоведению 5 классы - 1 место;

2012 г:. «Географическая паутинка» 6 классы -1 место;

2012г.:  «Геотир» 7 классы - 2 место.

 Итог: Команды нашей школы семь раз были победителями муниципальных игр и 3 раза – призерами. 60 учеников участвовали в городских играх.  Кроме команды учеников, играющих за честь школы, выступали ребята с номерами художественной самодеятельность.  После каждой игры составляла отчет.

9- 18 слайды Фото

 

 19 слайд Главные требования к организации игры:

ü  составление сценария игры

ü   плана-конспекта.

 20 слайд 1. Этапы реализации игры:

1 этап: мотивационно  - подготовительно - организационный;

2 этап: введение в игру, организация дисциплины;

3 этап: прохождение игры;

4 этап: заключительный - подведение итогов.

                 2.Требования к игре:

1.      Игра должна вызывать у учащихся только положительные эмоции;

2.      В игре обязателен элемент соревнования между командами или отдельными участниками;

3.      Игра должна учитывать возрастные особенности учащихся;

4.      Игра по времени не должна проходить более 50 минут-1 часа.

21 слайд   3. Функции игры:

1.      Обучающая - развитие общих географических умений и навыков (память, внимание, восприятие).

2.      Развлекательная – создание благоприятной атмосферы на занятиях, превратить урок или внеурочное мероприятие в увлекательное приключение.

3.      Коммуникативная – объединяет учителя и ученика, формирует навыки общения.

4.      Релаксирующая – формирование навыков подготовки своего психофизического условия.

5.      Функция формирования навыков самоконтроля и самооценки.

4. Структура игры:

1.      Дидактическая задача.

2.      Игровая задача.

3.      Игровые действия.

4.      Правила игры.

5.      Результат.

5. Игры различаются по содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям:

1.      Игры–путешествия и ролевые призваны усилить впечатление, обострить наблюдательность.

2.      Игры – поручения.

3.      Игры-состязания.

4.      Игры – предположения.  5. Игры - загадки. 

6. Игры - беседы. 

     7. Деловые игры.


   6.  Игры по формам проведения: 
    1. Конференция, собрание для решения проблем. В основе таких игр лежит метод "Мозгового штурма".
    2. Викторины, где необходимо отгадать, решить какую-либо задачу. ("Да - нет, Найди ответ", "Угадай природный объект").
    3. Соревнование на лучшее качество, скорость ("Кто последний", "Население России, мира", "Аукцион ответов", "Кубики"…).
    4. Имитация события. ("Экспедиция в Антарктиду", "Пресс - конференция")
    5. Путешествия по станциям.
    6. Защита проекта.
    7. Открытие, исследование.

 

7. По характеру педагогического процесса: обучающие, контролирующие, обобщающие, познавательные, воспитательные, развивающие, творческие, диагностические.

 

8.  По месту проведения: внеурочные и урочные.

9. По дидактической цели: на изучение нового материала, проверку знаний и умений, закрепление и обобщение.

10.  По форме деятельности: индивидуальные и коллективные.

 

Значение игровых практик в формировании знаний и умений:

1.      В процессе игры выявляется уровень знаний и умений.

2.      Активизация обучения, эмоциональности деятельности.

3.      Проблемное содержание в игре активизирует мыслительную деятельность учеников.

4.      Учащиеся ощущают практическую значимость знаний.

5.      Формальные знания превращаются в действенные.

 

 Значение игровых практик в усвоении опыта творческой деятельности:

1.      Происходит приобщение к исследовательской деятельности.

2.      Раскрываются и развиваются творческие способности.

 

   Значение игровых практик в приобретении опыта эмоционально-ценностного отношения к миру:

1.      Игра отражает различные мотивы поведения.

2.      Происходит раскрепощение личности

3.      Расширяются кругозор и общая культура.

 

    22 слайд В процессе игровой практики, я использую различные приемы, формы, модели: «Золотое слово»,  «Я беру тебя с собой», «Шаг за шагом», «До-После», «Лови ошибку», «10 вопросов» «Таинственный предмет», «Тематический теннис», «Мысли во времени», «Почини цепочку», «Числовая работа», «Филворд»- разновидность кроссворда, «Установи соответствие» и различные модели:

Модель №1« Географическая  эстафета».

Модель №2 «Четвертый лишний.»

Модель №3 «Еще быстрей».

Модель№4 «Географический бой».

Модель №5 «Собери карту».

Модель № 6 «Географические силуэты».

Модель №7 «Казаки – разбойники».  Модель №8 «Правильно отбери».

Модель № 9 «Географическое домино» Модель № 10 «Знаешь ли ты страну?»

Модель № 11 «Самый, самый…»   Модель № 12 «Заморочки  из бочки».

Модель № 13 «Пойми меня»    Модель № 14 «Найди ошибку».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка муниципальной игры

                                   «В географическом царстве – государстве».

23 слайд Данная методическая разработка посвящена методике организации и проведения интеллектуальной игры по географии. Методическая разработка учитывает возрастные особенности учащихся, предусматривает использование основных приемов, методов и форм. Материалы могут быть использованы в работе с учащимися 5-6 классов.

                                                          Сценарий игры.

24 слайд Возраст и количество участников: 5 классы (4 ученика).

Название мероприятия: «В географическом царстве-государстве». Посвящение в географы.

Форма проведения: Интеллектуальная командная игра.

Разработчик и организатор  игры: учитель географии Заболотная И.Н.

Фотограф и журналист: ученица 9А класса шк. №14 Чалкова Анна.

Цель: активизировать познавательный интерес учащихся к изучению географии, взаимопонимания и сплоченности в совместной деятельности.

Задачи: 

·         формирование у школьников мышления, умение применять на практике знания, полученные на уроках;

·          развитие интеллектуальных способностей школьников;

·          воспитание чувства ответственности, развитие коммуникативных навыков.

25 слайд Оборудование: проектор, компьютер, раздаточный материал, карты атласа, командное место, флажки разных цветов.

Оформление: музыкально-танцевальное.

Место проведения: школа №14.

Описание игры: участники-ученики школ города, которые работают в группе, представляют свое название и девиз.

Игра проводится по следующей системе: 8 раундов-станций, которые оцениваются в баллах, между ними номера художественной самодеятельности и физкульминутка.

В конце игры проводится подведение итогов и награждение победителей, призеров, и педагогов. 

Отзыв о проведенной игре под названием: «Стань ГеоГРАФОМ» был напечатан в газете «Городской вестник» за 3.12.2015 г.

26 слайд Фото выступающих.

 

27 слайд Этапы реализации:

1.      Организационный.

В ходе ведется подготовка раздаточного материала (карточки - задания, вопросы викторины, подготовка презентации, репетиции музыкально – танцевальных номеров. Первичный инструктаж.

 Введение в игру.

            Реализация данного этапа. Проводится инструктаж участников группы. Сообщаются

          правила, цели и задачи, представляется жюри, система оценивания выполнения заданий.

2.      Прохождение игры.

На игру отводится 1 час.

3.      Итог.

Члены жюри суммируют баллы, начиная с приветствия и девиза, используя

28 слайд критериальную таблицу оценивания. После проведения всех раундов, жюри подводит итоги. Во время работы жюри исполняется музыкальный номер, учащиеся дают клятву юного географа. По окончанию работы  оглашаются итоговые результаты, проходит награждение, вручение грамот.

 

29 Слайд План – конспект игры

 Я в роли королевы географии, мне помогают помощники-ведущие.

В плане расписаны задания всех раундов и критерии оценивания для жюри.

30 слайд Фотография на память.

31 слайд Отчет по игре и заключение

32 слайд Спасибо за внимание.

 

Критерии оценивания для членов жюри:

Станция 1:      Викторина максимум 3 балла

(капитан каждой команды выбирает 3 карточки- адания викторины), команды по очереди начинают отвечать. По 1 баллу за правильный ответ.

1.        Что в переводе с греческого означает слово «география»? (описание земли)

2.        Как называются неровности суши и дна океанов? (рельеф)

3.        Меня никто не видит, но всякий слышит, а спутницу мою, всяк может видеть, но никто не слышит (гром и молния)

4.        Рычит, ветки ломает, пыль поднимает, тебя с ног сбивает? (ветер)

5.        Как называется точка, через которую земная ось пересекает поверхность Земли? (Северный и Южный полюса)

6.        За какой период Земля делает один оборот вокруг Солнца? (365 дней)

7.         Дни солнцестояния (22 июня и 22 декабря)

8.        Линию на географической карте соединяющую точки местности одинаковой высоты называют… (горизонталь).

9.        Дни равноденствия (21 марта и 23 сентября)

10.      За какой период Земля делает один оборот вокруг своей оси? (24 часа)

11.      Линии соединяющие Северный и Южный полюса, совпадающие с направлением полуденной тени называются … (меридианы).

12.      Страна без людей, города без домов, леса без деревьев (карта)

13.      Сколько планет солнечной системы? (8)

14.      Кругом вода, а с питьем беда (океан, море)

15.      Самые высокие горы мира (Гималаи)

16.      Самые высокие горы России (Кавказ)

17.      Самый большой материк (Евразия)

18.      Самая большая пустыня (Сахара)

19.      Кто является «отцом географии»  (Эратосфен)

20.      Самая длинная река мира (Нил)

21.      Самый большой океан (Тихий)

22.      Углубление на вершине вулкана (Кратер)

23.      Самый высокий вулкан России (Ключевская сопка)

24.      Самый маленький материк (Австралия)

Станция 2: «Сообразилия»максимум 4 балла

Перед вами карточки. Необходимо расшифровать нужные слова, используя подсказки и зная первую букву.

  • провода→ В _ _ _ _ _ _(падающий поток воды) водопад
  • игра→ Р _ _ _ (столица Латвии) Рига
  • арба→ А _ _ _ (национальность) араб
  • ласка→ С_ _ _ _ (каменная крутая гора) скала

По 1 баллу за правильный ответ

Станция  3:  «Волшебная буква»

Надо за 1 минуту записать географические названия, начинающиеся на букву А

 Одно название – 1 балл

 

 

Станция  4: «А ну-ка отгадай!»   максимум 4 балла

1. Фонтанирующие горячие источники                   1. Гейзеры

2.Что бывает на небе после дождя?                         2. Радуга

3. Река с женским именем                                         3. Лена

4. Шел да шел, да и в землю ушел                           4. Туман

  За каждый правильный ответ 1 балл

Станция 5:   «Третий лишний"  максимум 6 баллов

Нужно определить, что лишнее и объяснить почему.

1.         Мадагаскар, Кавказ, Сахалин  (Кавказ - горы, остальные объекты - острова)

2.        Жерло, кратер, исток  (Исток- начало реки, остальные – вулкан)

3.        Льюльяйльяко, Байкал, Виктория (Льюльяйльяко-вулкан, остальные - озёра)

За каждый правильный ответ 1 балл, за объяснения еще 1 балл

Станция 6:  «Доскажи словечко» максимум 5 баллов

Перед вами карточки, в которых пропущены слова. Вам необходимо заполнить эти пробелы, используя слова для справок, приведенные ниже. Работаем в команде.

В создании земной коры роль сыграли…..Огненно-жидкая….. образуется в….., движется по…..и излившись называется…..

 Слова для справок: МАГМА, ЛАВА, ВУЛКАНЫ, ОЧАГ, ЖЕРЛО.

За каждый правильный ответ 1 балл

В создании земной коры роль сыграли ВУЛКАНЫ. Огненно-жидкая МАГМА образуется в ОЧАГЕ, движется по ЖЕРЛУ и излившись называется ЛАВА

 

Станция 7Движение Земли максимум 5 баллов (На 1 и 2 вопрос дайте краткий ответ

                                                      в 3-5 заданиях надо выбрать 1 правильный ответ)

 

1. За какой период вращается Земля вокруг своей оси?                                            24 часа

2.Если в Москве зима,  какое время года в южном полушарии?                                Лето

3. Над Северным тропиком солнце бывает в зените: А) 1 раз в год Б) 2 раза в год    А

 

4. На какой из перечисленных параллелей Солнце 22 декабря находится в зените?  В

                 А) экватор

                 Б) северный тропик                                                

                 В) южный тропик 

                 Г) северный полярный круг  

5. Когда Солнце бывает в зените над экватором:                                                            В

                 А) 22 декабря и 21 марта

                 Б)  23 сентября и 22 июня  

                 В) 21 марта и 23 сентября

                 Г) 22 декабря  и 22 июня 

  За каждый правильный ответ 1 балл

Станция 8Шуточная географическая викторина  максимум 5 баллов

                 Работаем в команде и кратко отвечаем на вопросы.

1.        На каком материке все животные с сумками бегают (Австралия)

2.        Какой остров, потеряв букву, становится геометрической фигурой (Куба)

3.        Какую цепь нельзя поднять (Горную цепь)

4.        Какой лес вырастает в школьных классах на тех уроках, к которым ребята хорошо подготовились (Лес рук)

5.        Именем какого полуострова нашей страны называют задние ряды парт в классе? (Камчатка). 

 За каждый правильный ответ 1 балл.

 

 

 

 

 

 

 

В заключении я хочу сказать, что именно игра – урок или элемент игры способствуют активизации познавательной деятельности учащихся.

Используя игровые практики, у учеников идет формирование четырех компонентов содержания образования: знаний, умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения к миру. Происходит приобщение к исследовательской работе и ученики получают возможность применять воображение, развивать ораторские способности.

Я убеждена, что это возможно только при целостном подходе к учебной деятельности. Для повышения качества образования целесообразно применять традиционные уроки и уроки с игровыми технологиями, так как они являются не антагонистичными, а взаимодополняющими. Применение инновационных форм урока с применением игровых практик необходимо для расширения учащимися знаний, полученных на традиционных формах урока.

Необходимо дифференцированно использовать формы инновационных уроков с применением игровых технологий соответственно возрасту учащихся.

Традиционные формы урока применять для достижения в основном образовательных целей, а инновационные формы с применением игровых практик, для достижения развивающих и воспитывающих целей урока.

Исследовав методологические аспекты поставленной проблемы, изучив ценности и находки в передовом опыте учителей, я активно и целенаправленно направила свою деятельность на развитие и формирование познавательных интересов учащихся, на создание общей системы учебной и воспитательной работы.

Использую на уроках и внеклассной работе такое эффективное свойство, как занимательность, я наблюдаю, как у учащихся пробуждается чувство удивления, обостряется внимание и все это способствует созданию у них положительного настроя к учению и готовности к мыслительной деятельности.

 

                                                           Используемая литература

1.      Разумовская О.К. Веселая география. Ярославль: Академия развития», 2002г.

2.      Студенцев Н.Н. Занимательные географические задачи и вопросы. М.: Просвещение. 1998г.

3.      Агеева И.Д. Веселая география на уроках праздниках. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2005г.

4.      Душина И.В., Пятунин В.Б. Методика и технология обучения географии в школе. М.: Астераль-АТС 2002г.

5.      Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. М.: НИИ школьных технологий, 2006г.

6.      Андреева В.Н. Предметная неделя географии в школе. Ростов-на Дону: Феникс, 2006г.

7.      Болотникова Н.В. Уроки – игры в школе. В.: издательство Учитель, 2010г.

8.      Пашнина В.М. игры и задания для умников и умниц. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007г.

9.      Кулинич Г.С., Николина В.В. Географические игры. Н.Н. 2004г.

10.  Интерент-ресурсы:

 nsportal.ru, pro.школу ru., открытый класс, гео200,  издательский дом 1 сентября, личный кабинет, педсовет ру., konkurs@infourok,  методическая лаборатория, www.gks.ru Uroki.net

htt//geo.1 september.ru/urok,  htt//festival.1 september.ru.


 

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №117»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №117»

Тема моего выступления: « Игровые практики в учебной и внеурочной деятельности по географии

Тема моего выступления: « Игровые практики в учебной и внеурочной деятельности по географии

Игра – это естественная для ребенка форма обучения

Игра – это естественная для ребенка форма обучения

Главные требования к организации игры: ü составление сценария игры ü плана-конспекта

Главные требования к организации игры: ü составление сценария игры ü плана-конспекта

Аукцион ответов", "Кубики"…). 4

Аукцион ответов", "Кубики"…). 4

Дидактическая игра В географическом царстве -государстве

Дидактическая игра В географическом царстве -государстве

Методическая разработка муниципальной игры «В географическом царстве – государстве»

Методическая разработка муниципальной игры «В географическом царстве – государстве»

На игру отводится 1 час. 1.

На игру отводится 1 час. 1.

Что бывает на небе после дождя? 2

Что бывает на небе после дождя? 2

Используя игровые практики, у учеников идет формирование четырех компонентов содержания образования: знаний, умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения к миру

Используя игровые практики, у учеников идет формирование четырех компонентов содержания образования: знаний, умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения к миру
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.08.2020