Консультация для воспитателей. В содержании психолого-педагогической с детьми младшего возраста одним из направлений в работе является образовательная область «Социализация». Одной из важных является решение задач развития игровой деятельности детей. Дидактическая игра-игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей. Она представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка. Классификация игр детей дошкольного возраста
Консультация для воспитателей
образовательная область
«Социализация»,
«Дидактическая игра как средство развития
детей младшего возраста»
В содержании психолого-педагогической с детьми младшего возраста одним из
направлений в работе является образовательная область «Социализация». Одной из
важных является решение задач развития игровой деятельности детей.
Игра пронизывает всю жизнь ребенка, она способствует физическому и духовному
здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и
воспитания ребят. С ее помощь создаются условия для развития творческих
способностей, всестороннего развития ребенка.
Существует прямая связь между эмоциональным состоянием малыша и
интенсивностью протекания его психических процессов: мышления, речи, внимания,
памяти. Если в игре ребенок, действуя предметами, активно манипулирует пальцами,
то мыслительные процессы активизируются, и наоборот, их интенсивность
ослабевает, если рука ребенка бездействует. Поэтому особенно полезны игры, в
которых дети действуют: разбирают, собирают, сортируют, соединяют, разъединяют
детали и т.п. С помощью таких игрушек и игр воспитанники учатся родному языку,
знакомятся со свойствами предметов, при этом у них развиваются наблюдательность,
сообразительность, ловкость, смекалка, выдержка, организованность.
Классификация игр детей дошкольного возраста
Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая
шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и
активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний.
Дидактическая игра приобретает всё большее значение. Игра в целом, и
познавательная дидактическая игра в особенности, обеспечивает благоприятные
условия для решения педагогических задач с учётом возможностей детейдошкольного возраста. В работе с детьми раннего возраста дидактическая игра
является наиболее подходящей формой обогащения чувственного опыта малышей.
Дидактическая игра-игра познавательная, направленная на расширение, углубление,
систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных
интересов, развитие познавательных способностей. Она представляет собой
многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является и игровым методом
обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной
игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка.
Основу дидактической игры составляет органическая взаимосвязь деятельности и
интересного усвоения знаний.
Функции дидактической игры – это:
Игровой метод обучения дидактическая игра используется при решении задач
образовательных областей «Познание», «Труд», «Безопасность», «Коммуникация»,
«Чтение художественной литературы», «Музыка» в развитии сенсорной культуры
воспитанников.
Как форма обучения детей содержит два начала: непосредственно
образовательная деятельность (познавательное) и игровое (занимательное).
Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и
играет, а дети играя, учатся.
Самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности процесса.
Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети
проявляют интерес к игре, её правилам и действиям, если эти правила ими усвоены.
Задача воспитателя заключается в том, чтобы ребята самостоятельно играли, чтобы у
них такие игры были всегда в запасе («Краски»), чтобы они сами могли
организовывать их, быть не только участниками и болельщиками, но и
справедливыми судьями.
Средство всестороннего воспитания личности.Умственное воспитание. Содержание дидактических игр формирует у детей
правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам
окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, Армии, людях
разных профессий и национальностей, представление о трудовой деятельности.
Дидактические игры развивают сенсорные способности детей, что является основой
воспитания детей раннего возраста.
Формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающим
их предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о
взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных
качествах личности.
Эстетическое воспитание:
Дидактический материал должен соответствовать гигиеническим и эстетическим
требованиям: игрушки должны быть разрисованы яркими красками, художественно
оформлены, помещены в удобные для хранения коробки и папки. Яркие, красивые
дидактические игрушки привлекают внимание детей, вызывают желание играть с
ними. Весь материал для дидактических игр хранится в группе в определённом
месте, доступном детям для его использования.
Физическое воспитание:
Двигательная активность детей во время игры развивает мозг ребёнка. Особенно
важны игры с дидактическими игрушками, в процессе которых развивается и
укрепляется мелкая мускулатура рук, что также благоприятно сказывается на
умственном развитии детей, на подготовке руки ребёнка к письму, к изобразительной
деятельности.
Дидактические игры формируют культурно - гигиенические навыки. В игре дети ярко
выражают социальные чувства, стремятся делать всё сообща. Игра укрепляет
коллективные эмоции, коллективные переживания. В играх проявляются и такие
черты характера ребёнка, которые могут служить примером для других:
товарищество, отзывчивость, скромность, честность. Воспитатель обращает внимание
детей на эти качества, делая это очень осторожно.
Виды дидактических игр.
Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:Настольные игры, разнообразные игры-пособия типа картинок, предметного лото,
домино; тематические игры ("Где что растет", "Когда это бывает", "Кому это нужно" и
др.); игры, требующие двигательной активности, сноровки и т.д. ("Летающие
колпачки", "Попади в цель", "Гусёк" и др.); игры типа мозаики. Все эти игры
отличаются от игр с игрушками тем, что обычно проводятся за столиками, требуют 2-
4 партнёров. Настольно-печатные игры содействуют расширению кругозора детей,
развивают сообразительность, внимание к действиям товарища, ориентировку в
изменяющихся условиях игры, умение предвидеть результаты своего хода. Участие в
игре требует выдержки, строгого выполнения правил и доставляет детям много
радости.
Малышам нужны игры с доступным содержанием. На карточках лото, парных
картинках, книжках-ширмах изображаются игрушки, предметы обихода, простейшие
виды транспорта, овощи, фрукты. Подбор картинок парами, соответствующих
картинок к основной карте, название изображённого предмета, того или иного
качества содействует развитию словаря, краткой поясняющей речи (яблоко красное,
морковка оранжевая, растет на грядке).
Особую группу составляют игры-забавы. В них ярко выражен элемент необычного,
неожиданного, смешного, содержится шутка, безобидный юмор. Основное их
предназначение - повеселить, позабавить детей, порадовать их. К играм-забавам
относятся такие известные, как "Поймай зайчика", "Жмурки с колокольчиком"
(определение направления по звуку), "Кто скорее соберёт картинку" (на координацию
движений) и др.
Дидактическая задача.
Один из основных элементов игры – дидактическая задача, которая определяется
целью обучающего и воспитательного воздействия. Наличие дидактической задачи
или нескольких задач подчёркивает обучающий характер игры, направленность
обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей.
Определяя дидактическую задачу, надо, прежде всего, иметь в ввиду, какие знания,
представления детей о природе, об окружающих предметах, о социальных явлениях
должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в связи сэтим должны развиваться. Какие качества личности детей можно формировать
средствами данной игры (честность, скромность, наблюдательность, настойчивость в
достижении поставленной цели, активность, самостоятельность).
В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от
другой. При определении дидактической задачи следует избегать повторений в её
содержании, трафаретных фраз («воспитывать внимание, память, мышление»). Как
правило, эти задачи решаются в каждой игре, но в одних играх надо больше
внимания уделять, например, развитию памяти, в других - внимания, в третьих -
мышления. Воспитатель должен заранее это хорошо знать и соответственно
определять.
Своеобразие дидактических игр.
Дидактическая игра одновременно является формой обучения, наиболее характерной
для маленьких детей. Истоки её в народной педагогике, которая создала много
обучающих игр на основе сочетания игры с песней, с движениями. В потешках,
игровых песенках, в играх "Ладушки", "Сорока-белобока", в играх с пальчиками мать
привлекает внимание ребёнка к окружающим предметам, называет их.
В дидактической игре содержатся все структурные элементы (части), характерные
для игровой деятельности детей: замысел (задача), содержание, игровые действия,
правила, результат. Но проявляются они в несколько иной форме и обусловлены
особой ролью дидактической игры в воспитании и обучении детей дошкольного
возраста.
Наличие дидактической задачи подчёркивает обучающий характер игры,
направленность её содержания на развитие познавательной деятельности детей. В
отличие от прямой постановки задачи на занятиях в дидактической игре она
возникает и как игровая задача самого ребёнка.
Важное значение дидактической игры состоит в том, что она развивает
самостоятельность и активность мышления и речи у детей.
Игровая задача иногда заложена в самом названии игры: "Узнаем, что в чудесном
мешочке", "Кто в каком домике живёт" и т.п. Интерес к ней, стремление выполнить её
активизируется игровыми действиями. Чем они разнообразнее и содержательнее, тем
интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые
задачи.
Игровым действиям детей нужно учить. Лишь при этом условии игра приобретает
обучающий характер и становится содержательной.
В играх младших детей игровые действия одинаковы для всех участников. При
распределении детей на группы или при наличии ролей игровые действия различны.
Различен и объём игровых действий. В младших группах - это чаще всего одно-два
повторяющихся действия, в старших уже пять-шесть.
Одним из элементов дидактической игры являются правила. Они определяются
задачей обучения и содержанием игры и, в свою очередь, определяют характер и
способ игровых действий, организуют и направляют поведение детей,
взаимоотношения между ними и воспитателем. С помощью правил он формирует у
детей способность ориентироваться в изменяющихся обстоятельствах, умение
сдерживать непосредственные желания, проявлять эмоционально-волевое усилие. Врезультате этого развивается способность управлять своими действиями, соотносить
их с действиями других играющих.
Правила игры имеют обучающий, организующий и дисциплинирующий
характер. Обучающие правила помогают раскрыть перед детьми, что и как нужно
делать: они соотносятся с игровыми действиями, усиливают их роль, уточняют способ
выполнения; организующие - определяют порядок, последовательность и
взаимоотношения детей в игре; дисциплинирующие - предупреждают о том, чего и
почему нельзя делать.
Воспитатель должен осторожно пользоваться правилами, не перегружать ими
игру, применять лишь необходимые из них. Введение многих правил, выполнение их
детьми по принуждению приводит к отрицательным результатам. Чрезмерное
дисциплинирование снижает у них интерес к игре и даже разрушает её, а иногда
вызывает хитрые уловки, чтобы избежать выполнения правил.
Бывает, что нет необходимости напоминать о правиле или вводить дополнительное.
Достаточно лишь немного изменить игровые действия и тем самым выправить
нарушение.
Правила игры, устанавливаемые воспитателем, постепенно усваиваются детьми.
Ориентируясь на них, они оценивают правильность своих действий и действия
товарищей, взаимоотношения в игре.
Результат дидактической игры - показатель уровня достижения детей в
усвоении знаний, в развитии умственной деятельности, взаимоотношений, а не
просто выигрыш, полученный любым путём.
Игровые задачи, действия, правила, результат игры взаимосвязаны, и отсутствие хотя
бы одной из этих составных частей нарушает её целостность, снижает
воспитательное воздействие.
Педагогическая ценность дидактических игр.
В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых
требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить
правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют
развитию у дошкольников ощущений и восприятия, формированию представлений,
усвоение знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным
экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и
практических задач. В этом их развивающая роль. Воспитатель ставит детей в такие
условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать своё
поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.
Руководство дидактическими играми.
Успешное руководство дидактическими играми, прежде всего, предусматривает
отбор и продумывание их программного содержания, чёткое определение задач,
определение места и роли в целостном воспитательном процессе, взаимодействие с
другими играми и формами обучения. Оно должно быть направлено на развитие и
поощрение познавательной активности, самостоятельности и инициативы детей,
применение ими разных способов решения игровых задач, должно обеспечивать
доброжелательные отношения между участниками, готовность прийти на помощь
товарищам.Маленькие дети в процессе игр с игрушками, предметами, материалами должны
иметь возможность постучать, переставить, переложить их, разобрать на
составляющие части (разборные игрушки), вновь составить и т.д. Но поскольку они
могут многократно повторять одни и те же действия, воспитателю необходимо
постепенно переводить игру детей на более высокую ступень.
Формирование элементарных математических представлений – одно из направлений
образовательной области «Познание» с интеграцией области «Социализация»,
«Безопасность», «Здоровье», «Художественное слово», «Музыка». Максимального
эффекта при решении задач развития ФЭМП можно добиться, используя
дидактические игры. Предлагаем вам дидактическую игру с элементами ФЭМП, где
воспитатель младшей разновозрастной группы 2-4 лет Бобкова Татьяна
Александровна в непосредственной образовательной деятельности закрепляет
представления о цвете, форме, величине и размере предмета
(сайт: www.//dohcolonoc.ru//). Дидактическая задача "научить детей различать кольца
по величине" реализуется через игровое задание "собери башенку правильно". У
детей возникает желание узнать, как правильно. Показ способа действий содержит в
себе одновременно развитие игрового действия и новое игровое правило. Выбирая
колечко за колечком, и надевая на стержень, воспитатель даёт наглядный образец
игрового действия. Он проводит рукой по надетым колечкам и обращает внимание
детей на то, что башенка становится красивой, ровной, что собрана она правильно.
Тем самым педагог наглядно показывает новое игровое действие - проверить
правильность собирания башенки - предлагает детям самим это сделать.
Следует учитывать, что в дидактической игре необходимо правильное сочетание
наглядности, слова воспитателя и действия самих детей с игрушками, игровыми
пособиями, предметами, картинками и т.д.
К наглядности относятся: 1) предметы, которыми играют дети и которые составляют
материальный центр игры; 2) картинки, изображающие предметы и действия с ними,
отчётливо выделяющие назначение, основные признаки предметов, свойства
материалов; 3) наглядный показ, пояснение словами игровых действий и выполнение
игровых правил.
Руководя играми, воспитатель использует разнообразные средства воздействия на
дошкольников. Выступая в качестве участника игры, он незаметно для них
направляет игру, поддерживает их инициативу, сопереживает с ними радость игры.
Иногда педагог рассказывает, о каком- либо событии, создаёт соответствующее
игровое настроение и поддерживает его по ходу игры. Он может и не включаться в
игру, но как умелый и чуткий режиссёр, сохраняя и уберегая её самодеятельный
характер, руководит развитием игровых действий, выполнением правил и незаметно
для детей ведёт их к определённому результату. Поддерживая и пробуждая детскую
деятельность, педагог делает это чаще всего не прямо, а косвенно: выражает
удивление, шутит, использует разного рода игровые сюрпризы и т.п.
Надо помнить, с одной стороны, об опасности, чрезмерно усиливая
обучающие моменты, ослабить игровое начало, придать дидактической игре
характер занятия, а, с другой, увлёкшись занимательностью, уйти от задачи
обучения.
Развитие игры во многом определяется темпом умственной активности детей,
большей или меньшей успешностью выполнения игровых действий, уровнем усвоенияправил, их эмоциональными переживаниями, степенью увлечённости. В период
усвоения нового содержания, новых игровых действий, правил и начала игры темп её,
естественно, более замедленный. В дальнейшем, когда игра развёртывается и дети
увлекаются, темп её убыстряется. К концу игры эмоциональный подъём как бы
спадает и темп её снова замедляется. Умение удержать игру в пределах
установленного времени - большое искусство. Воспитатель уплотняет время, прежде
всего за счёт сокращения своих объяснений. Ясность, краткость описаний, рассказов,
реплик является условием успешного развития игры и выполнения решаемых задач.
Заканчивая игру, педагог должен вызвать у детей интерес к её продолжению,
создать радостную перспективу. Обычно он говорит: "В следующий раз будем играть
ещё лучше" или: "Новая игра будет ещё интереснее". Воспитатель разрабатывает
варианты знакомых детям игр и создает новые - полезные и увлекательные.
МБДОУ «Детский сад №1 «Сказка» является специализированным для детей
присмотра и оздоровления с туберкулезной интоксикацией, здесь много внимания
уделяется оздоровлению детей. Задачи развития речи образовательной области
«Коммуникация», сохранение и укрепление физического и психического здоровья
младшего дошкольного возраста большое значение имеют дыхательные упражнения,
развитию которых служат такие дидактические игры, как «Пузырь». Играющие
стоят тесным кругом и раздувают «пузырь» - наклонив голову вниз, дуют в кулачки,
составленные трубочкой (один на один). При каждом раздувании все наклоняются
вниз, впускают воздух, затем, выпрямляются, набирают воздух, а потом, вновь
наклонившись, произносят «ф-ф-ф», выдувая в свою трубку. Так повторяется 2—3
раза. Затем, взявшись за руки, дети двигаются назад, расширяя круг, и говорят:
«Раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся». К концу проговаривания
текста образуется большой растянутый круг. Ведущий, дотрагиваясь до соединенных
рук детей, говорит: «Воздух, выходи!» Все дети сбегаются к центру, произнося звук
«тс-тс», затем игра снова повторяется. Так несколько раз.
Развертывая игровое действие «Поезд», вслед за воспитателем повторяют звук ш и
незаметно обучаются его правильному произношению. Дети стоят друг за другом,
изображая поезд. Впереди поезда — «паровоз» (ведущий). Все дети вместе с ведущим
изображают действиями и звуками ход поезда: «По-шел-по-шел» — постепенно поезд
ускоряет ход. Затем «При-шел-при-шел» — ход замедляется, «ш-ш-ш» — паровоз
выпускает пар. Играя с детьми и ведя «вагоны», воспитатель имеет возможность, не
нарушая игрового действия, дать образец правильного произношения звука ш и что
очень важно реализуется потребность малышей в двигательной активности.
В другом варианте, играя в поезд, дети изображают гудок паровоза («у-у-у»), с шумом
выпускают пар («ш-ш-ш, с-с-с»). Когда поезд набирает скорость, дети говорят «чух-
чух-чух», потом «чу-чу-чу» (поехал быстро) и, наконец, «ш-ш-ш» (выпускает пар). К
этой игре придумывается различное содержание (дети переезжают на дачу, едут в
лес, в гости и т. п.). Воспитатель в процессе игры добивается правильной интонации
голоса, эмоциональности, приучает детей к коллективным играм. Если в группе есть
дети, не желающие играть в коллективе, очень важно обращать их внимание на то,
как хорошо играют другие дети, понаблюдать с ними за игрой и тем вызвать у них
интерес играть вместе со всеми.
Воспитателю необходимо помнить, что дети, плохо произносящие звуки речи, часто
бывают замкнутыми и не принимают участия в коллективных играх. Игровая ситуация
помогает вызвать детей на разговор и ввести новые слова в их активный словарь.Например, название игрушек закрепляется в дидактических играх с разнообразным
содержанием. То дети достают игрушки из «чудесного мешочка», то разыскивают их
по комнате в игре «Найди игрушку», то отгадывают на ощупь в играх «Угадай, что в
руке», «Угадай, что спрятано», то загадывают о них загадки и в других играх.
В ряде дидактических игр для младшего дошкольного возраста решаются
задачи развития связной речи. Играя, ребенок называет предмет и рассказывает о
его основных признаках (цвет, форма, величина). Рассказывает, где живет животное,
нарисованное на картинке, что делают с игрушкой-куклой.
Задача активизации бытового словаря успешно разрешается в играх
с дидактической куклой, созданных Е. И. Тихеевой. В игре «Купание куклы» дети
уточняют и закрепляют названия одежды, белья, предметов, необходимых для мытья
(мыло, полотенце и т. д.). В ходе игры взрослый обеспечивает умственную активность
детей. Укладывая куклу в игре «Уложим куклу спать», дети называют постельные
принадлежности. В игре дети, называя постельные принадлежности (простыня,
одеяло, подушка, наволочка и т. д.), осмысливают значение слов, связанных с
действием «постелить», «накрыть», «уложить». Воспитателям необходимо широко
использовать в дидактических играх природный материал: камешки, листья, семена,
ягоды, цветы, овощи, фрукты, снег, воду и др. Проводить наблюдения за животными
(когда это возможно), а если такой возможности нет, то использовать картинки.
В группе младшего дошкольного возраста можно провести «Игру с овощами», в
которой дети должны различать и называть морковь, свеклу, лук, картофель.
Дидактическая игра как одна из форм обучения проводится во время, которое
отводится в режиме на непосредственную образовательную деятельность. Важно
установить правильное соотношение между этими двумя формами обучения,
определить их взаимосвязь и место в едином педагогическом процессе.
Дидактические игры иногда предшествуют непосредственной образовательной
деятельности; в таких случаях целью их является привлечение интереса детей к
тому, что будет содержанием занятия. Игра может чередоваться с занятиями, когда
необходимо усилить самостоятельную деятельность детей, организовать применение
усвоенного материала в игровой деятельности, подвести итог, обобщить изученный
материал.
http://dohcolonoc.ru/cons/1396-konsultatsiya-dlya-vospitatelej-obrazovatelnaya-
oblast-sotsializatsiya-didakticheskaya-igra-kak-sredstvo-razvitiya-detej-mladshego-
vozrasta.html