Дидактическая система деятельностного метода обучения
Оценка 4.9
Педсоветы
docx
администрации +1
Взрослым
22.01.2018
Данный материал поможет систематизировать знания о требованиях образовательного стандарта в области обновления подходов в реализации содержания образовательных программ для начальной школы, повысит мотивацию педагогов к творчеству в образовательном процессе. Система материалов может быть использована в качестве подготовки к педагогическому совету или заседаний методических объединений
Дидактическая система деятельностного метода обучения.docx
Дидактическая система деятельностного метода обучения
“Великая цель образования
это не знания, а действия”
Герберт Спенсер
За последние десятилетия чётко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и
приоритетных ценностей российского начального общего образования.
Современный человек за 1 месяц получает и обрабатывает столько же информации,
сколько человек XVII (семнадцатого) века за всю жизнь. Информация в мире удваивается
каждые два года, что делает невозможным и бесполезным простое ее заучивание.
Для того, чтобы подготовить школьника для жизни в таких условиях, уже недостаточно
академических знаний, функциональных навыков, личностных компетенций и отношений.
Необходимы абсолютно новые качества – метапознания, метакомпетенции. Передовые
экономики требуют смены целей образования от «человека знающего» – к «человеку,
способному творчески мыслить, действовать, саморазвиваться».
В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая
должна обеспечить:
становление личности младшего школьника,
раскрытие его индивидуальных возможностей
Особую значимость приобретают в начальной школе личностно ориентированные
педагогические технологии. Наибольшее распространение
получила «технология
деятельностного метода обучения».
начальное образование
Новый ГОСО
новые предметы
* Естествознание
*Художественный труд
*ИКТ
практическая ориентация
*проектная и
исследовательская работа
*различные способы
коммуникации
*функциональное и
творческое применение
знаний и опыта
*критическое мышление
Уровневое изучение трех языков Подходы, лежащие в основе разработки стандартов нового поколения, позволяют выделить
основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования
универсальных учебных действий, которыми должны овладеть учащиеся; предполагает
ориентацию на достижение основного результата – развитие личности обучающегося на
основе универсальных учебных действий познания и освоения мира, признание решающей
роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и
учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития
обучающихся.
Будучи сложным и многогранным, специально организуемым процессом отражения в
сознании ребенка реальной действительности, обучение есть не что иное, как
специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль
учителя обеспечивает полноценное усвоение учащимися знаний, умений и навыков,
развитие их умственных сил и творческих способностей.
Ученые определили основные задачи усвоения учебного материала учащимися:
умение видеть проблему; самостоятельно искать и определять средства ее разрешения
Педагогическая наука и инновационная школьная практика выработали немало
средств и приемов, с помощью которых учитель вовлекает учащихся в познавательную
работу на уроке, активизирует процесс их мыслительной деятельности. Особое место
среди них занимает обучение через учебные задания. Это одно из действенных средств
побуждения учащихся к активной умственной работе.
В ходе активной учебнопознавательной деятельности учащиеся овладевают
знаниями, делают их достоянием своей личности. Задания выступают в качестве
связующего звена и используются учителем как средство овладения знанием и умением, то
есть формой осуществления учебнопознавательной деятельностью в условиях
технологизации учебного процесса.
Что должен уметь делать педагог в условиях технологизации учебного процесса?
Педагог должен уметь делать, по крайней мере, три вещи: первое уметь
проектировать свою деятельность; второе творчески реализовывать свой проект
“вживую” в реальном учебном процессе; третье рефлексировать свою деятельность.
Педагогическое проектирование — это предварительная разработка основных деталей
предстоящей деятельности учащихся и педагогов. Педагогическое проектирование
является функцией любого педагога, не менее значимой, чем организаторская,
гностическая (поиск содержания, методов и средств взаимодействия с учащимися) или
коммуникативная. Педагогическое проектирование в широком смысле можно определить
как вид профессиональной деятельности педагога, направленной на преодоление
постоянно возникающих противоречий во взаимосвязи педагогической науки и практики,
включающий в себя такие процессы как диагностика, прогнозирование, целеполагание,
мониторинг, моделирование, конструирование, программирование и др. Назначение
педагогического проектирования – разработать, создать, сконструировать и довести
замысел до полезного педагогического результата в практике. Педагогическое
проектирование можно определить как прикладное научное направление педагогики и
организуемой практической деятельности.
Что такое деятельность?
«Деятельность – такая активность, которая связана с существенным преобразованием
предметной и социальной действительности, окружающей человека». В.В.Давыдов.
«Теория развивающего обучения»
Что такое учебная деятельность?
Учебная деятельность – деятельность, основная цель и результат которой заключается не в
изменении предметов внешнего мира, а в изменении учеником самого себя как субъекта
учения. (Д.Б.Эльконин)
Деятельность – преобразование. Учебная деятельность преобразование учебного
материала. Если это деятельность, то что вы преобразовывали? Преобразование –это ломка,
открытие чегото совершенно нового. (В.В.Давыдов)
В основе традиционных теорий учения лежат такие понятия: ассоциация,
наглядность, сочленение наглядности со словом и упражнение. Основными
понятиями теории учебной деятельности являются: действие и задача.
Учитель должен втягивать детей не в упражнения, не в повторение того, что было
до этого, не в запоминание некоторого готовенького, а втягивать в размышление о
том, чего не известно. Учебная деятельность требует, чтобы педагог обучал детей
через решение системы учебных задач. А решить учебную задачу это
преобразовывать, действовать с учебным материалом в неопределенной ситуации
Учебная деятельность это преобразование. Преобразование это ломка предметов
или всего того, чему учат школьников или чему хотят научить. Ломка – это прежде
всего поиск. Поиск не имеет какойлибо законченной формы, он всегда движение в
неизвестное. Постановка учебной задачи должна быть в руках учителя,
понимающего, какие трудности ожидают его в этом движении в неизвестное. Он
преодолевает их с помощью учащихся.
Традиционная педагогика работает на вчерашний день жизни ребенка .В лучшем
случае – на сегодняшний
Деятельностная педагогика: Принцип интенсивных исследований
Работа на завтрашний день, на перспективу
От исследований к массовой практике
Основные характеристики учебной деятельности
Учебная деятельность направляет и побуждает потребность в самоизменении, в
развитии, которая реализуется в решении учебных задач
Учебная деятельность требует особой формы ее осуществления – учебного
сотрудничества детей и взрослых в форме дискуссии
Структура учебной деятельности
Принятие от учителя или самостоятельная
постановка учебной задачи
Преобразование условий задачи с целью обнаружения
всеобщего отношения изучаемого объекта
Моделирование выделенного отношения в
предметной, графической и буквенной формах
Построение системы частных задач, решаемых общим
способом
Оценка усвоения общего способа
Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, делаю – я усваиваю
Китайская мудрость
Истоки деятельностной педагогики
Американский ученый Джон Дьюи (18591952) предложил концепцию «учения
через деятельность» (обучение мысли и действию)
Его принципы:
учет интересов учащихся;
учение через деятельность познание и знание – следствие преодоления трудностей
свободная творческая работа и сотрудничество
Д.Б.Эльконин
«Интеллектуальные возможности младших школьников и содержание обучения» (1966)
«Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников» (1962)
«Психология обучения младшего школьника» (1974),
«Виды общения в обучении» (1972), «Проблемы развивающего обучения» (1986) «Теория
В.В.Давыдов
развивающего обучения» (1996)
Что же означает деятельностный подход?
Деятельностный подход заключается в том, что обучающийся получает знания не в
готовом виде, а добывает их сам, осознает содержание и формы своей учебной
деятельности, понимает и принимает систему ее норм, что способствует активному и
успешному формированию его знаний, учебных умений и навыков и навыков широкого
спектра.
Деятельность обучающихся сгруппирована по таким категориям, как «знать»,
«понимать», «применять», «анализировать», «оценивать», «синтезировать».
Деятельностный подход предполагает самостоятельный поиск, интерпретацию, анализ,
обобщение и оценку различных источников информации, графических данных и других
обучающих ресурсов
Деятельностный подход это организация учебного процесса, в котором главное место
отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной
познавательной деятельности школьника
наличие у детей познавательного мотива( узнать,открыть)
наличие конкретной учебной цели(понимание,того, что нужно освоить и т.д)
выполнение учениками определенных действий для приобретения опыта
выявление и освоение учениками способов действия, позволяющих осознанное
применение опыта
формирование рефлексивных умений участников педагогического процесса
включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач
Принципы построения обучения Предметом усвоения являются общие способы действия – способы решения класса
задач. С них начинается освоение учебного предмета. В дальнейшем общий способ
действия конкретизируется применительно к частным случаям.
Освоение общего способа ни в коем случае не может быть его сообщением –
информацией о нем. Оно должно быть выстроено как учебная деятельность,
начинающиеся с предметнопрактического действия. Реальное предметное действие
в дальнейшем свертывается в модельпонятие. В модели общий способ действия
зафиксирован в «чистом виде».
Работа школьников строится как поиск и проба средств решения задачи. Поэтому
суждение ребенка, отличающееся от общепринятого рассматривается не как
ошибка, а как проба мысли.
Основные положения технологии деятельностного метода обучения
Процесс обучения есть всегда обучение деятельности
Сам процесс учения должен быть творческим
Обучение деятельности предполагает совместную учебнопознавательную деятельность
группы учащихся под руководством учителя
Деятельность заключается в:
проектировании учебной деятельности,
организации учебной деятельности,
управлении учебной деятельностью.
Что уже сделано в деятельностной педагогике?
Заложены основы психодидактики (В.В.Давыдов)
Принципу наглядности следует предпочесть принцип предметности, то есть точное
указание тех специфических действий, которые необходимо произвести с
предметами, чтобы, с одной стороны, вычленить содержание будущего понятия, а с
другой изобразить это содержание в виде знаковых моделей...
Принципу сознательности целесообразно предпочесть принцип деятельности...
"Сознательность" может быть реализована лишь в том случае, если школьники
получают знания не в готовом виде, а выясняют условия их происхождения Любая поисковоисследовательская деятельность по своей природе предполагает
столкновение различных точек зрения, мнений, т.е. является диалогичной. Учебный диалог
нередко подменяется либо так называемой эвристической беседой, представляющей один
из классических вариантов иллюстративнообъяснительного метода, либо прямым
объяснением нового материала учителем. В том и в другом случаях учебная деятельность
человека либо существенно деформируется, либо вообще оказывается невозможной.
Сегодня актуально
использовать приёмы и методы, формирующие умения самостоятельно добывать
знания
собирать необходимую информацию
выдвигать гипотезы
выдвигать гипотезы
Правила моделирования урока
1 Конкретно определить тему, цель, тип и место урока в программе.
2 Отобрать учебный материал.
3 Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе.
4
5
6 Продумать форму подведения итогов урока.
7
Определить формы контроля за учебной деятельностью обучающихся.
Продумать оптимальный темп урока.
Продумать содержание, объём и форму домашнего задания.
Пошаговые действия технологии деятельностного подхода
Самоопределение к деятельности
создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в
1
деятельность (мне интересно, я хочу) выделяется содержательная область (я могу)
2. Актуализация знаний и фиксация.
подготовку мышления детей к проектной и исследовательской деятельности
3.Постановка учебной задачи.
этот этап связан с постановкой цели и формулировкой темы занятия
4.Построение проекта выхода из затруднения детьми
На данном этапе предполагается выбор учащимися метода разрешения проблемной
ситуации, и на основе выбранного метода выдвижение и проверка ими гипотез.
5
Первичное закрепление во внешней речи.
Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на
новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней
речи.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
6.
на данном этапе используется индивидуальная форма работы: учся самостоятельно
выполняют задания на применение нового способа действий, осуществляют их
самопроверку, пошагово сравнивая с образцом, и сами оценивают её.
7.Включение в систему знаний и повторение.
На данном этапе новое знание включается в систему знаний
8.Рефлексия
Может осуществляться на любом этапе урока в соответствии с целями
Деятельностный подход предполагает, что человек в процессе обучения должен не
выучить чтото, а научиться чемуто, т.е. научиться осуществлять деятельность. На первый
план здесь выходит деятельность, а знания являются условием выполнения этого дела. Задачей
обучения является формирование способов действий, обеспечивающих результат учебной
деятельности и способствующих развитию ключевых компетенций.
В современном понимании знать – значит с помощью системных знаний
осуществлять определенную деятельность, а не только помнить определенные знания.
Определение целей является важной составляющей процесса обучения, потому что
служит основой для:
оценки результатов
определения содержания и методов обучения
мотивации учебной работы обучаемых, превращения их в сознательных созидателей
учебного процесса
развития личности на основе универсальных учебных действий
удовлетворения базовых потребностей
формирования надпредметных умений
Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих
детское действие Подумайте! Почему участники педагогического процесса нужны друг другу?
Виды позитивной взаимозависимости:
по результату (общая цель)
по успеху (оценке) вклад каждого
по задаче (устройство задачи для всех)
по ресурсу
по ролевой функции
Кооперация позволяет:
•
•
•
•
повышать уровень осмысления материала;
рост количества нестандартных решений
перенос ответственности
готовность не отвлекаться от решения задачи
Почему важно определение целей обучения?
1 Ясное описание целей обучения помогает ученику сконцентрировать
внимание на существенных сторонах учебного материала, сознательно
направлять усилия на достижение целей в процессе обучения
2 Без явно заданных целей обучения трудно определить, научились ли
учащиеся тому, что от них требуется. «То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать
самостоятельно»
Лев Выготский
Учитель подбирает методы и приёмы обучения, стремясь сочетать в разумных
соотношениях репродуктивную и творческую деятельность учеников при максимально
плотном использовании времени урока.
Характерной особенностью технологии деятельностного метода обучения является
возможности ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее
субъектом
Дидактическая система деятельностного метода обучения
Дидактическая система деятельностного метода обучения
Дидактическая система деятельностного метода обучения
Дидактическая система деятельностного метода обучения
Дидактическая система деятельностного метода обучения
Дидактическая система деятельностного метода обучения
Дидактическая система деятельностного метода обучения
Дидактическая система деятельностного метода обучения
Дидактическая система деятельностного метода обучения
Дидактическая система деятельностного метода обучения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.