Дидактические игры по сенсорному развитию для детей с ОВЗ.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №36 «Золотой ключик»
г. Набережные Челны
Автор
Ввоспитатель Ильичёва Лариса Александровна.
Методическая разработка адресована: воспитателям ДОУ по работе
с детьми с ограниченными возможностями здоровья, для использования дидактических игр по сенсорному развитию в детском саду на занятии
и режимных моментах, а также родителям для использования
в домашних условиях.
Условия реализации: инклюзивная группа, дети 5-6 лет, для
детей находящихся в домашних условиях
Применение: применять дидактические материалы для дошкольников
в условиях детских образовательных учреждений и в круг
Пояснительная записка
Сенсомоторное воспитании, в широком понятии этого слова, способствует интеллектуальному развитию детей, успешной готовности детей к обучению в школе, овладение детьми навыками письма и другими навыками ручной умелости, а главное их психоэмоциональное благополучие.
Дидактические игры по сенсорному развитию, представлены детям с ОВЗ в доступной форме, позволяют значительно расширить кругозор ребенка, способствуют развитию восприятия, памяти, мышления, воображения. Вместе с тем происходят обогащение и активация словарного запаса и воспитание звуковой культуры речи, что необходимо для развития ребенка.
Дидактические игры по сенсорному развитию позволят детям с ОВЗ решить важные задачи сенсорного воспитания: научат точно, полно и расчлененной воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве).
Сенсорное развитие происходит путем узнавания формы, величины, цвета, запаха предмета. Чтобы понять, что из себя представляет предмет, ребенку обязательно надо его потрогать и убедиться, шероховатый он или гладкий. Чтобы понять, что стекло хрупкое, как это ни странно звучит, но ребенку нужно увидеть своими глазами, как разбивается стеклянный предмет.
Опытный путь очень обогащает представление о мире. Причем примитивное сравнение тонкий-толстый, гладкий — шероховатый, большой — маленький и т.д. — это только фундамент. Первоначальные понятия потребуются для более детальных выводов. Сенсорное восприятие помогает уточнять свойства объектов или явлений. Это помогает ребенку делать определенные выводы и действовать в соответствии с ними. Игры для сенсорного развития связаны с определением свойств разных предметов.
Яркость, красочность представленного в дидактических играх, дает возможность ребенку наглядно представить каждый предмет, его своеобразие и красоту, а также способствует обогащению эмоциональной сферы личности ребенка.
Актуальность. Важное значение для подготовки детей к успешному обучению в школе имеет формирование у них познавательной деятельности, осуществление сенсорного воспитания как основы всестороннего развития ребёнка. Для этого необходимо широкое использование разнообразных средств и методов сенсорного воспитания детей с ограниченни возможностями здоровья.
В Программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, на первый план выдвигается развивающая функция дидактической игры. Поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов, а также устанавливать простейшие взаимосвязи. При использовании дидактических игр по сенсо-моторике и упражнений на развитие тактильного и зрительного восприятия, у дошкольников развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочиваются впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой, учебной и экспериментально-поисковой деятельности. Дидактические игры заняли должное место среди методов обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. С помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей с ОВЗ.
Новизна методической разработки заключается в том, что она полностью построена на дидактических играх с учетом особенности здоровья детей с ограниченными возможностями. Дидактические игры создают целостную систему обучения, доступных для взрослых и детей с ОВЗ.
Основная цель методической работы заключается в том, чтобы совершенствовать, развивать у детей с ОВЗ сенсорные процессы (ощущений, восприятий, представлений) с помощью дидактических игр.
Использование дидактических игр по сенсорному развитию, для детей с ОВЗ, способствует решению следующих задач:
1.Создать условий для дидактических игр по сенсорному развитию у детей с ОВЗ;
2. Формировать у детей интерес к дидактическим играм по сенсорному развитию;
3. Развивать и совершенствовать у детей дошкольного возраста все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт;
4.Расширять кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения.
5. Создать условия для самостоятельного выбора детьми игры; создавать условия для развития самостоятельной познавательной активности.
6.Разработать систему занятий по сенсорному развитию с использованием дидактических игр;
9. Повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников.
Принцип построения методической разработки:
Условия реализации: инклюзивная группа: дети 5-6 лет, для
детей находящихся в домашних условиях
Применение: применять дидактические игры по сенсорному развитию для дошкольников в условиях детских образовательных учреждений и в кругу семьи.
Результативность использования данной методической разработки:
педагоги, родители, стремящиеся дать детям максимум знаний и умений в доступной форме, могут воспользоваться данным материалом. Использование данной методической разработки на занятиях и режимных моментах с детьми с ограниченными возможностями не только стимулирует обучение, но и способствует его успешности.
Ожидаемый результат: дети должны самостоятельно использовать сенсорные эталоны (5, а затем 7 цветов спектра; 5 геометрических форм; 3 градации величины); перейти от предметного восприятия и узнавания объекта к сенсорному анализу (ребенок не просто узнает предмет, но знает его назначение, знает части предмета и их назначение; материал из которого сделан предмет; цвет, форму, размер); активно использовать слова обозначающие действия (смять, сжать, погладить), качества и свойства (мягкость, гладкость); используют предметы в соответствии с их назначением и их свойствами.
Дидактические игры
по сенсорному развитию в старшей группе (5-6лет).
«Точечки»
Цель: развивать мелкую моторику; закреплять знания о цифрах от 0 до 10; совершенствовать зрительные и моторные перцепции в процессе манипулирования с прищепками; развивать слуховое восприятие в процессе определения количества воспроизводимых звуков; развивать зрительное восприятие в процессе соотношения количества точек с цифрой; развивать зрительное восприятие в процессе соотношения предметов с цифрой; воспитывать эмоциональное отношение к результатам своего труда, усидчивость, терпение.
Возраст: 5-6 лет
Материал: прищепки с цифрами; круг, разделенный на 9 секторов, в каждом секторе нарисовано определённое количество точек; круги с изображением предметов-карточки на липучке (10 штук)
Ход игры: Педагог предлагает ребёнку выбрать любой сектор, посчитать количество точек, и выбрать прищепку с цифрой соответствующую количеству точек.
Усложнение: Педагог предлагает посмотреть на круг с секторами, в каждом из которых нарисована цифра, затем предлагает посмотреть на карточку, прикреплённую к центру круга, пересчитать предметы, нарисованные на ней. Далее предлагает прикрепить прищепку с цифрой на соответствующий количеству предметов сектор круга
«Геометрик»
Цель: развитие мелкой моторики рук, памяти, воображения, логического мышления.
Возраст: 5-6 лет
Материал: доска с гвоздями, резинки.
Ход игры: Педагог говорит детям, что на поле спрятались различные геометрические фигуры и предложить с помощью волшебной резинки их отыскать; предложить создать рисунок на доске; выложить большой и маленький домик, цифры, букв
«Скрепки»
Цель: Развитие мелкой моторики рук, развивать умение работать по образцу; упражнение в счете, развитие быстроты мышления, памяти; воспитание усидчивости.
Возраст: 5-6 лет.
Материал: скрепки разных цветов, карточки с изображением цепочек, карточки-примеры.
Ход игры:
1) Ребенку предлагается выбрать любую карточку с изображением цепочки и повторить чередование цветов, как на карточке.
Усложнение: Когда ребенок освоит этот вариант игры, предложите ему заполнить порядок цветов на карточке и сделать цепочки из скрепок по памяти.
2) Ребенку предлагается выбрать любую карточку с примером и педагог предлагает решить данный пример путем создания,опять же, цепочек соответствующих цветов
«Ринг Динг»
Цель: развитие мелкой моторики быстроты реакции, ориентировки в пространстве, зрительное восприятие; развивать умение работать по образцу;
Возраст: 5-6 лет.
Материал: 32 цветные резинки для волос; 32 карточки с заданиями; звоночек.
Ход игры: дети сидят в кругу у каждого из них есть карточка с заданиями, посередине лежат резиночки. Педагог предлагает надеть резиночки на пальчики, согласно образцу, кто первый выполнит тот звонит в звоночек.
«Дорожки»
Цель: развитие прослеживающей функции глаз, зрительно-двигательной координации, цветоразличения; формировать умение правильно держать карандаш, ручку; умения строить развернутые высказывания.
Возраст: 5-6 лет.
Оборудование: листы-задания, игровые элементы (фигурки матрешек с прорезями, геометрические фигуры, карандаши с прикрепленными к ним фигурками) необходимых цветов.
Ход игры: Педагог предлагает ребенку лист –дорожки, а также игровые элементы. Необходимо найти решение, сопоставить траекторию правильного пути и пройти по линии от одного предмета к другому –т.е. найти домик для персонажа, при этом цвет наряда матрешки будет соответствовать цвету домика .
«Сенсорные эталоны»
Цель: Закрепить свойство геометрических фигур (сенсорные эталоны); развитие ориентировки на листке в клутку; развитие внимания, памяти, мыслительных процессов.
Возраст: 5-6 лет.
Материал: картон-таблица (5 столбцов в 10 рядов) с изображением геометрических фигур (различные по форме, цвету, величине).
Ход игры:
Педагог предлагает детям различные игровые действия:
Посчитать количество той или иной геометрической фигуры (круг); посчитать количество маленьких (больших) фигур; посчитать количество фигур определенного цвета; посчитать количество названных фигур в каком-либо столбце (ряду); отгадать загаданную фигуру, которая находиться в определенном ряду, в определенном столбце; запомниь и назвать фигуры на определенной строчке.
«Назови свойства материалов»
Цель: Учить определять название различных свойств материала, устанавливать отношения между материалом и его ощущением.
Возраст: 5-6 лет
Материал: образцы различных на ощупь материалов (гладкий кафель, пластик, линолеум, бархат, махровая ткань, мех, фланель), наклеенные на картон.
Перед игрой познакомьте детей с различными на ощупь материалами. Для этого надо приготовить по паре образчиков материалов, явно отличающихся на ощупь. Это может быть гладкий кафель, пластик, линолеум, бархат, махровая ткань, мех, фланель. Наклейте образчики на квадратные листы картона. Дайте каждому ребенку поиграть с квадратиками, ощупать их. Поговорите с детьми о различных свойствах материалов: твердые они или мягкие, гладкие или шершавые. Когда дети запомнят свои ощущения, возникающие при осязательном восприятии различных типов поверхностей, смешайте квадратики и дайте каждому ребенку по одному образцу.
Усложнения: Пусть дети попробуют подобрать «двойников» вслепую. В данном случае они будут ориентироваться, целиком опираясь на осязательное восприятие. Давая это задание, попросите детей называть свойства материалов: твердый, мягкий, гладкий, шершавый.
"Что внутри?"
Цель: Развитие мелкой моторики; учить определять название различных свойств материала, устанавливать отношения между материалом и его ощущением.
Возраст: 5-6 лет
Материал: воздушные шарики с различными наполнителями (воду, песок, муку с водой, горох, фасоль, различные крупы: манку, рис, гречку и др.) Шарики с каждым наполнителем должны быть парными.
Ход игры: Ребенку предлагают воздушные шарики, содержащие внутри различные наполнители: Ребенок должен на ощупь найти пары с одинаковыми наполнителями.
Усложнения: можно небольшое количество каждого наполнителя поместить в тарелочках. В этом случае надо будет еще соотнести каждую пару с соответствующим наполнителем, т.е. определить, что находится внутри шариков.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.