Игры на развитие речи детей 4 лет.
Игры на развитие фонематического слуха
Игра «Послушай и назови»
Цель игры: научить ребенка отличать друг от друга звуки, которые издают
окружающие предметы, развить фонематический слух.
Оборудование: металлические и деревянные ложки, мяч, бумага, книга,
стакан с водой, пустой стакан, колокольчик, ключи.
Ход игры. В игру можно играть как с одним ребенком, так и с
группой детей. Дети вместе с взрослым рассматривают различные
предметы, которые разложе ны на столе. Затем играющие садятся
спиной к взрослому, который в это время издает звуки различными
предметами, которые дети рассматривали до этого, а играющие в свою
очередь должны отгадать, что звучит и ответить полным предложением.
Например, они могут сказать так: «Это звенит колокольчик» или «Это льется
вода» и т. д.
Игра «Отгадай, на чем играют»
Цель игры: развить фонематический слух, обратить внимание детей на то,
что разные музыкальные инструменты имеют свои «голоса», научить
отличать их друг от друга.
Оборудование: детские музыкальные инструменты, например металлофон,
гармошка, барабан и т. д.
Ход игры. В игру можно играть вдвоем с взрослым или с группой
детей. Перед началом игры взрослый демонстрирует детям инструменты,
дает их внимательно рассмотреть и прослушать, какие звуки они издают.
Игра «Слушай внимательно»
Цель игры: развить фонематический слух, остроту слуха,
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Игра проводится с группой детей из 4—5 человек, которые
садятся по кругу. Взрослый обычным голосом просит выполнить какое-
либо задание или действие, а затем шепотом называет имя того, кто
будет его выполнять. Если ребенок не услышал свое имя, ведущий
называет имя другого ребенка.
Игра «Какое настроение?»
Цель игры: развить зрительное и слуховое внимание, выразительность речи,
мимику, подражательность.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. В игре могут принимать участие несколько детей, каждый
ребенок водит по очереди. Он изображает человека с разным
настроением: веселого, грустного, счастливого, удивленного, злого и т. д.,
придумывая для каждого настроения свою мимику и произнося при этом
короткие слова с нужной интонацией: «ай-ай-ай», «ой-ой-ой», «ох-ох-ох»
и т. д. Остальные дети должны по выражению лица, мимике и
интонации угадать, кого хотел изобразить водящий. При этом они
должны постараться назвать настроение подходящим словом и объяснить
причину того или иного настроения.
Игра «Хлопочки»
Цель игры: развить фонематический слух, память, внимание, научить
ребенка выполнять действия по словесной инструкции взрослого.
Ребенок, у которого развит фонематический слух, с легкостью производит
звукобуквенный анализ, т.е. он прекрасно слышит и различает звуки,
правильно соотносит их с буквами, верно их произносит.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. В игру можно играть как с одним ребенком, так и с группой
детей. Дети садятся напротив взрослого, который говорит им, что сейчас
будет счи тать до 10, но как только он назовет число 10 все дети должны
хлопнуть в ладоши. На другие числа хлопать не нужно. Затем дети вместе
со взрослым начинают считать от 1 до 10, приготавливая при этом ладошки
для хлопка.2—3 раза считать следует правильно, а затем взрослый должен
начать «путаться», т. е. при произнесении любого числа, но не 10, следует
быстро приближать ладони так, словно он хочет хлопнуть. Те дети,
которые были не очень внимательны и хлопали в ладоши не на
условленное число, из игры выбывают.
Игра «Как услышишь, хлопни»
Цель игры: научить ребенка выделять среди других заданный звук,
развить
фонематический слух, память, внимание.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Взрослый объясняет ребенку, что он должен хлопнуть в
ладоши, если услышит какой-либо определенный звук. После этого
взрослый начинает четко произносить сначала звуки, затем слоги и
слова, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, как только он услышит
заданный звук. Например, взрослый предлагает ребенку выделить звуки
в таком порядке: [С], [А], [О], [С], [М], [Н], [С], [О], [А], [С], [У], [С], [Т], [С] и т. д. Слоги: СО, ОН, СА, МА, ЛО, АС, НА, ОС, СА и т. д. Слова: сон, аист, автор, дорога, соль, утро, снег и т. д.
Игра «Какой звук первый?»
Цель игры: научить ребенка выделять первый звук в слове (гласный и
согласный), развить фонематический слух, память, внимание.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Взрослый называет простые слова, выделяя при этом голосом и
интонацией первый звук. Если слово начинается с гласного звука, то он
должен быть под ударением, а если же первый звук соглас-ный, то произносить его нужно с силой, т. е. так, чтобы он отличался от
других звуков в слове.
Например: нос — звук [н], аист — звук [а], Аня — звук [а], луна
— звук [л] и т. д.
Игра «Назови последний звук»
Цель игры: научить ребенка выделять последний звук в слове, развить память, внимание, обогатить словарный запас.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Взрослый называет простые слова, выделяя при этом голосом и интонацией
последний звук. Если слово оканчивается на гласный звук, то его нужно специально долго
протянуть, если конечный звук согласный, взрослый должен произнести его с силой, чтобы он
отличался от других звуков в составе слова. Например: сон — звук [н], ложка — звук [а], стол
— звук [л], молоко — звук [о] и т. д.
Игра «Не зевай, слова скорее называй»
Цель игры: развить фонематический слух, научить отличать начальный звук слова от других звуков и соотносить его с таким же звуком в других словах, обогатить словарный запас ребенка.
Оборудование: Картинки с предметами, названия которых начинается на
согласный или ударный гласный звук.
Ход игры. В эту игру лучше всего играть с ребенком после предварительной работы, т. е.
после того, как ребенок научится определять начальный звук в слове. Взрослый показывает правильное четкое произношение звуков у детей напрямую зависит от скоординированной работы их артикуляционного
аппарата. Для того чтобы играть в логопедические игры с ребенком, совсем не обязательно усаживать его за стол, ведь есть очень много игр, в которые можно играть по дороге в детский сад, на прогулке или в поездке. Дети лучше усваивают новый материал, если он преподносится им не в форме специальных занятий, а в виде игры. Взрослый предлагает малышу картинки с предметами и предлагает назвать звук, с которого начинается то или иное слово. А затем просит его называть еще 2—3 слова, которые начинаются с этого звука.
Игра «Повтори»
Цель игры: развить слуховое внимание, фонематический слух, память.
Оборудование: бубен или барабан.
Ход игры. В игру можно играть как с одним ребенком, так и с группой детей. Ребенок сидит на стульчике с закрытыми глазами, а взрослый в это время задает определенный ритм, отстукивая его по барабану или бубну. После этого взрослый просит повторить ребенка только что услышанный ритм, прохлопав его в ладоши.
Игра «Помоги закончить слово»
Цель игры: развить фонематический слух, научить ребенка добавлять недостающий звук в слове, закрепить правильное произношение звуков.
Оборудование: предметные картинки.
Ход игры. Взрослый по одной выкладывает перед ребенком картинки, а затем начинает произносить слова, не договаривая при этом последний звук. Ребенок должен посмотреть внимательно на картинку, догадаться, что это за слово, и назвать его полностью. Как только ребенок усвоит эту игру, ее правила можно усложнить и попросить малыша заканчивать слова без картинок, давая при этом ребенку задание добавлять в конце слова какой-то определенный звук и называть слово полностью. Например, закончи слова звуком [н] — бараба(н), бара(н), нага(н) и т. д. или же слогом ка — бан(ка), лож(ка), соба(ка) и т. д.
Игра «Где спрятался звук?»
Цель игры: развить фонематический звук, научить ребенка определять местоположение звука в слове, обогатить словарный запас, развить память, внимание, мышление.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Перед началом игры ребенку нужно объяснить, что каждое слово можно
разделить на три части: начало, середину и конец. А значит, любой звук в том или ином слове может находиться либо в начале, т. е. когда все остальные звуки стоят за ним, в середине, т. е. звуки стоят перед ним и после него, и в конце — все звуки стоят в слове перед заданным
звуком. После этого взрослый предлагает ребенку внимательно
послушать слова и сказать где находится тот или иной заданный звук,
т. е. стоит он в начале, середине или конце. Например, нужно
определить местоположение звука [л]: лодка — звук [л] в начале,
молоко — звук [л] в середине, стол — звук [л] в конце.
Игра «Цепочка»
Цель игры: научить ребенка выделять первый и последний звук в словах обогатить его словарный запас, развить слуховое внимание, память, мышление.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. В игру можно играть как с одним ребенком, так и с группой детей. Один из играющих называет любое слово, а другой придумывает и называет слово на его последний звук и т. д. В итоге должна получиться цепочка. Например: луна — ананас — собака —
апельсин — нога и т. д.
Игра «Подбери картинку»
Цель игры: научить ребенка подбирать картинку к заданному слову, которое начинается на определенный звук, развить внимание, память, мышление, обогатить словарный запас.
Оборудование: предметные картинки со словами, начинающимися на заданный звук, несколько картинок, начинающихся на другие звуки.
Прежде, чем учить ребенка определять место звука в слове, нужно научить малыша выделять нужный звук среди других.
Ход игры. Перед началом игры на столе нужно разложить все предметные картинки и дать возможность ребенку их рассмотреть. Затем взрослый объясняет малышу, что ему нужно выбрать те картинки, на которых изображены слова на заданный звук, например, звук [Б]. После этого взрослый начинает четко называть все картинки, а ребенок должен выбрать из них подходящие (бак, собака, ложка, батон, слон и т. д.)
Игра «Разложи картинки»
Цель игры: научить ребенка выделать в словах первый звук, обогатить словарный запас, развить память, внимание, мышление.
Оборудование. Предметные картинки со словами, начинающимися на разные звуки, по несколько картинок на каждый из них.
Ход игры. Взрослый выкладывает перед ребенком картинки, называет то, что на них изображено, а затем просит его сложить изображения в несколько кучек, объединяя их по первому звуку. Например:
[П] — палка, палатка, подушка, попугай и т. д.;
[С] — собака, слон, силач, стол, стул и т. д.;
[Л] — лампа, лошадь, ложка, ларец и т. д.;
[У] — улитка, удочка, утюг, утка и т. д.;
[М] — малина, молоко, машина, мак, муха и т. д.;
[И] — игла, ива, игрушка, индюк и т. д.;
[Р] — роза, ромашка, ракета и т. д.
Игра «Найди звук»
Цель игры: научить ребенка слышать первый и последний звук в словах, развить слуховое внимание, закрепить правильное произношение.
Оборудование: предметные картинки, в названиях которых есть определенный звук.
Ход игры. Игру можно проводить как с одним ребенком, так и с группой детей. Взрослый показывает картинки и называет предметы, которые на них изображены. Дети внимательно слушают и говорят, какой звук есть во всех этих словах. Например, взрослый показывает и называет картинки, на которых изображены слова, начинающиеся со звука [К]: кофе, кофта, колокол, коньки, колесо и т. д., а дети должны ответить полным ответом: «Во всех этих словах есть звук [К]». Далее онидолжны вспомнить названные взрослым слова со звуком [К] и придумать несколько своих примеров с этим звуком.
Игры на развитие голоса
Игра «Пароход»
Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса, научить различать звуки, произносить их тихо и громко.
Оборудование: рисунок парохода.
Ход игры. В игру можно играть как вдвоем с ребенком, так и с группой из 3—4 детей. Все участники рассаживаются за столом. Взрослый показывает картинку с изображением парохода и спрашивает, что это такое, а как он гудит, а затем изображает гудок парохода, когда он находиться далеко, и просит повторить детей. Затем взрослый изображает гудок приближающегося парохода. Дети повторяют. И, наконец, взрослый имитирует гудок парохода, который находиться совсем близко. Дети снова повторяют. Необходимо следить за тем, чтобы дети правильно произносили звук парохода, находящегося вблизи, вдали и совсем близко.
Эту игру можно провести как подвижную. В этом случае предложите детям двигаться как пароходы и сигналить, приближаясь к пристани или удаляясь от нее или друг от друга.
Игра «Вездеход»
Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса, научить правильно произносить звуки.
Оборудование: рисунок вездехода.
Ход игры. В игру можно играть как вдвоем с ребенком, так и с группой из 3—4 детей. Все участники рассаживаются за столом. Взрослый показывает картинку с изображением вездехода и спрашивает, что это такое. Затем предлагает детям выучить небольшое стихотворение про вездеход:
Вы сегодня что, проспали?
И на поезд опоздали!
Вы садитесь в вездеход.
Самый лучший вездеход.
Всюду он вас довезет.
Стихотворение следует произносить немного нараспев. Взрослому необходимо следить за тем, чтобы дети правильно выговаривали все звуки.
Игра «Поход в лес»
Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса, научить правильно произносить гласные звуки.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Дети вместе с взрослым стоят в кругу. Декламируют стихотворение, одновременно выполняя соответствующие движения:
Мы сегодня в лес идем (поднять руки вверх)
И друзей с собой зовем: «Ау! Ау!» (сделать ладони рупором)
В этот солнечный денек (руки опустить вниз)
Я залезу на пенек: «Ух!» (прижать ладони к щекам)
Следить за тем, чтобы все слова произносились на выдохе и нараспев.
Игра «Коровка»
Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса, научить правильно произносить сонорные звуки.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Глубоко вдохнуть, на одном выдохе протяжно произнести слоги: «Моо, муу».Чтобы игра проходила веселее, можно читать различные забавные стишки, например:
«Му» — коровка по утру
Замычала на лугу.
Травку там она жует,
А дома молочко дает.
Или:
Рано утром пастушок
Весело трубит в рожок,
Коровы смотрят вслед ему
И мычат протяжно: «Мууу» (сложить руки рупором).
Игра «Дом»
Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса, научить правильно произносить звуки.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Дети вместе со взрослым стоят в кругу, делают глубокий вдох, а при выдохе протяжно произносят слоги: «Динн, донн, бимм, бомм». Затем декламируют стихотворение, одновременно делая движения.
Бим — бом! Бим — бом! (стоять на месте)
Дружно строим вместе дом (положить руки на пояс, наклоняться вперед).
Бим — бом! Бим — бом! (хлопать в ладоши)
Как хорош будет наш дом! (поднять руки вверх)
***
Дин — дон! Дин — дон! (стоять на месте)
Просыпается наш слон (поднять руки вверх и потянуться).
Старый, добрый, серый слон (положить руки на пояс).
Дин — дон! Дин — дон! (шагать на месте)
Игра «Кто дольше»
Цель игры: развивать у детей длительность и устойчивость звучания голоса.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Дети сидят на диванчике, делают глубокий вдох. При выдохе протяжно произносят слоги, которые состоят из согласных «м» и «н» и различных гласных: «Маммм, миммм, муммм, моммм» и т. д. Произносить слоги следует как можно дольше.
Игра «Самолет»
Цель игры: развить у детей силу голоса.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Дети вместе с взрослым становятся по кругу. Затем разводят руки в стороны и покачивают ими, представив себя самолетом, и протяжно произносят звук [у]. Потом быстро опускают руки вниз и, присев, коротко говорят [у].
Игра «Тихо — громко»
Цель игры: развить у детей силу голоса.
Оборудование: бубен или барабан.
Ход игры. Дети вместе с взрослым стоят в кругу. Под звуки бубна или барабана они начинают шагать по кругу. Если взрослый ударяет в барабан громко, то шатать нужно, высоко поднимая ноги и громко говоря: «топ — топ». При тихих ударах шагать надо как обычно и говорить тихо. Также при громких ударах следует громко хлопать в ладоши, а при тихих ударах — тихо. В это время произносить следующие слова:
Мы идем и топаем:
«Топ — топ — топ».
Мы идем и хлопаем:
«Хлоп — хлоп — хлоп».
Игра «Спуск с горы»
Цель игры: учить детей изменять силу голоса.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Дети сидят на диванчике и представляют, что они спускаются с горы вниз и считают до десяти, постепенно понижая голос. Начинать считать надо громко, а закончить уже шепотом. Затем расскажите детям, что вы поднимаетесь назад в гору и снова считаете. Только теперь начинать надо шепотом, постепенно повышая голос.
Игра «Котята»
Цель игры: развить у детей силу голоса.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Дети сидят на диванчике и читают вслух стихотворение, изменяя силу голоса в зависимости от смыслового содержания:
Тише, тише
Кот на крыше, (говорить следует почти без голоса).
И котята чуть-чуть выше (произнести шепотом).
Кот пошел за молоком (произнести с обычной громкостью)
А котята кувырком.
Кот принес всем молока, (говорить следует громко)
Прилег довольный: «Ха! Ха! Ха!» (произнести очень громко)
В игре можно использовать другие стихотворения, читая которые также следует менять силу голоса.
Игра «Жук»
Цель игры: развить у детей силу голоса.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Дети вместе с взрослым стоят в кругу. Ведущий предлагает им изобразить жука. Для этого нужно опустить руки вниз, а затем разводить ими в стороны и произносить «жу» низким голосом, как будто жук только расправляет крылья и собирается взлететь.
Постепенно следует поднимать руки вверх и одновременно повышать голос. Когда руки будут на уровне груди надо произнести «жу» нормальным голосом. Далее поднять руки вверх, а слог «жу» произнести высоким голосом, ведь наш жук полетел.Можно разрешить детям немного покружиться.
Игра «Ракета»
Цель игры: развить у детей умение изменять высоту голоса.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Дети вместе с взрослым стоят в кругу. Ведущий предлагает детям представить, что они превратились в ракеты. И вот ракета взлетает! Дети начинают протяжно произносить низким голосом звук [у], руки немного разведены в стороны. Наша ракета летит на Луну. Малыши поднимают руки вверх и протяжно произносят высоким голосом звук [у]. Ракета приземляется на Луне. Нужно опустить руки и присесть, затем протяжно произнести низким голосом звук [у]. А теперь ракета летит домой. Выполнить все движения еще раз в том же порядке.
Игра «Поезд»
Цель игры: развить у детей умение изменять высоту голоса.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Дети вместе с взрослым стоят, выстроившись по цепочке, взрослый впереди. Все вместе начинают читать стихотворение, изменяя высоту голоса и одновременно перемещаясь по кругу, делая круговые движения согнутыми в локтях руками, изображая поезд.Поезд мчится во весь дух:— Ух! Ух! Ух! (произносить высоким голосом) Едет — едет паровоз:
«У-у-у-у! Я домой вас повезу» (произносить низким голосом).
Игра «Ножки»
Цель игры: развить у детей умение изменять высоту голоса.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Дети сидят за столами и читают стихотворение, изменяя высоту голоса и одновременно стуча пальчиками по столу:
Бегут по дорожке
Нашей Маши ножки.
Топ! Топ! Топ! (произносить высоким голосом и быстро и легко постукивать пальцами
по столу).
А вот папины ноги
Идут по дороге.
Топ! Топ! Топ! (произносить низким голосом, медленно и громко стучать по столу).
Игра «Клоун»
Цель игры: развить у детей умение изменять высоту и тембр голоса.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Дети сидят за столом. Предложите им поиграть в клоуна, который изображает различных животных и предметы. Каждый ребенок по очереди становиться клоуном и изображает звуки, которые издает какое-нибудь животное. Остальные дети должны угадать это животное и повторить действия ведущего. Взрослому следует помочь ведущему изобразить животное или предмет. Начинать игру должен взрослый, для того чтобы показать детям, как правильно изображать животное или предмет. Можно предложить детям изобразить вой волка,шипение гуся, жужжание комара, мухи, пчелы, свист чайника, плачь ребенка, вой ветра, паровозный гудок, лопающиеся пузыри, крик вороны, кукушки и т. д.
Игра «Сказочник»
Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Дети сидят на диванчике. Предложите малышам рассказать известную им сказку. Если они затрудняются, можно подсказать им такие сказки, как «Колобок», «Теремок», «Три медведя», «Пых», «Машенька и медведь» и др. Нужно рассказывать сказки по ролям, изменяя интонацию и тембр голоса. Следует следить за правильным произношением всех звуков. Также необходимо следить за тем, чтобы дети, рассказывая сказку, делали вдох на паузах между фразами, а не между словами.
Игра «Дождик»
Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Дети становятся по кругу вместе со взрослым и декламируют стихотворение, одновременно выполняя соответствующие движения:
Дождик, дождик, лей, скорей! (стоять прямо, согнуть руки в локтях, повернув их внутренней стороной ладоней вверх)
Хорошо меня полей!
Хочется мне вырасти! (встать на носочки и поднять руки вверх)
И не страшно сырости!
Игра «Гром»
Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Дети сидят за столами и декламируют стихотворение, одновременно выполняя соответствующие движения:
Гром гремит: Бух! Бах! (ударить ладошкой по столу)
Все дрожит от страха (обнять себя за плечи).
Дождь закапал: кап, кап, кап (постучать кончиками пальцев по столу).
Нужно спрятать нам ребят (убрать руки со стола).
Игра «Божья коровка»
Цель игры: развить у детей силу и подвижность голоса,
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Дети сидят за столами и читают стишок, постепенно увеличивая темп речи:
Божья коровка,
Полети на облачко,
Принеси нам с неба,
Чтобы были летом:
В огороде бобы,
В лесу ягоды, грибы,
В роднике водица,
Во поле пшеница.
Игра «Дружные ребята»
Цель игры: развить у детей силу и подвижность голоса.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Дети становятся по кругу вместе со взрослым. Декламируют стихотворение, одновременно выполняя соответствующие движения и постепенно ускоряя темп речи: Мы по кругу идем, (идти по кругу медленно и так же медленно читать стихотворение)
Дружно песню поем.
Поскакали по дорожке, (бежать, высоко поднимая колени, темп речи ускорить)
поднимая ножки.
Скачем, скачем: скок да скок (говорить очень быстро).
А потом встали и молчок! (встать и замолчать)
Игра «На велосипеде»
Цель игры: развить у детей силу и подвижность голоса,
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Дети сидят на диване и произносят фразы сначала медленно, затем постепенно ускоряя темп речи до очень быстрого. Затем темп речи опять постепенно замедляется до медленного:
Сели и поехали все быстрей,
Быстрей, быстрей,
Быстро съехали с горы.
Снова в гору едем мы,
Вот па гору поднялись,
И довольно смотрим вниз.
Игры на развитие слоговой структуры слова
Игра «Будь внимателен»
Цель игры: научить ребенка запоминать и последовательно повторять слоги, слова, обогатить словарный запас ребенка, закрепить правильное произношение звуков.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. В игру можно играть как с одним ребенком, так и с группой детей. Взрослый последовательно называет слоги или слова, а ребенок повторяет их. На первых порах взрослый может называть 2—3 слога, но по мере усвоения игры количество слогов может увеличиваться до 5. Если ребенок хорошо справился с заданием, то можно предложить ему запомнить и последовательно повторить ряд слов. При этом нужно помнить о том, что слова должны состоять из 2—3 слогов и иметь похожую структуру. Читая детям стихотворения, соблюдайте правильный темп речи, логические ударения и нужную интонацию.
Например, для повторения можно предложить такие слоги:
[ПА—ПО—ПУ], [ДА—ДЫ—ДО], [КА-КЫ—КО], [ЛА—ЛУ—ЛЫ] и т. д.
Слова: Брошка — кошка — окошко; мешок — пушок —
петушок и т. д.
Игра «Хлопушки»
Цель игры: научить ребенка делить слова на слоги, развить память,
внимание, обогатить словарный запас.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Перед началом игры взрослый должен объяснить
ребенку, что все слова делятся на слоги, а количество слогов в слове
зависит от того, сколько в нем гласных звуков, т. е. сколько гласных,
столько и слогов. Затем взрослый произносит слово по слогам и
одновременно с этим отхлопывает каждый слог. После этого ребенок
пробует самостоятельно отхлопать слоги в слове, а затем сказать,
сколько слогов в том или ином слове.
На начальном этапе освоения игры ребенку нужно предлагать для отхлопывания слова, состоящие из 2 слогов, а затем можно переходить к более длинным словам.
Игра «Назови слоги»
Цель игры: научить ребенка выделять и называть слоги в слове, обогатить словарный запас, развить память, внимание.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. В игру можно играть как с группой детей, так и с одним ребенком. Взрослый произносит по слогам слово, а затем просит назвать ребенка первый и второй слоги. Например, ма-ма, лу-на, ру-ка и т. д. По мере освоения игры взрослый может предлагать ребенку более
сложные слова, состоящие из 3 и более слогов. Например, го-ло-ва, ма-ши-на, а также слова со стечением согласных: ста-кан, мед-ведь, лис-ток и т. д.
Игра «Ты услышал и сложил»
Цель игры: развить навыки фонематического анализа, память, внимание,
совершенствовать мелкую моторику.
Оборудование: горох или фасоль.
Ход игры. В игру можно играть как с одним ребенком, так и с группой детей. Взрослый медленно и отчетливо произносит слоги, в состав которых входят звуки, произносимые ребенком правильно, а затем предлагает ему выложить этот слог из фасоли или гороха.
Игра «Переставь слоги»
Цель игры: научить ребенка переставлять слоги в слове и
образовывать новое слово, расширять словарный запас.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Взрослый называет ребенку слова и предлагает поменять
в них слоги так, чтобы получилось новое слово. Например, зако — коза, налу — луна, мод — дом и т. д.
Игра «Перевертыши»
Цель игры: тренировать детей в преобразовании слогов путем замены твердого звука на мягкий или наоборот.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Если ребенок при повторении слогов или слов допускает ошибки, то ряд
слогов или слов лучше произносить несколько раз,тренируя тем самым
слуховое внимание Если ребенок еще плохо считает и допускает ошибки при подсчете хлопков на слух, то вместо них можно выкладывать на каждый слог кружки, а потом считать, сколько их. В дошкольном возрасте важно научить ребенка не только четко и правильно произносить звуки, но и слышать и различать их в словах.
Ход игры. Перед началом игры взрослый объясняет ребенку, как можно превратить твердый слог в мягкий и наоборот. Для этого нужно заменить в слоге гласный звук. Например, ло — лю, ма — мя, па — пя и т. д. Затем ребенок пробует преобразовывать слоги самостоятельно, а взрослый подбирает их так, чтобы они содержали звуки, которые ребенок произносит правильно.
Игра «Назови ударный слог»
Цель игры: научить ребенка определять ударный слог с словах,
обогатить словарный запас.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Взрослый произносит слова, выделяя голосом
ударный слог, а ребенок должен услышать и повторить его. На начальном этапе ребенку можно предлагать слова из двух слогов, а по мере усвоения использовать слова с тремя и более слогами.
Игра «Запутанные слова»
Цель игры: расширить словарный запас, научить ребенка переставлять слоги в словах и образовывать новые слова.
Оборудование: предметные картинки.
Ход игры. Взрослый раскладывает перед ребенком картинки и называет слова, в которых все слоги переставлены. Ребенок должен найти соответствующую картинку и назвать слово правильно. Например, можно предложить малышу следующие слова: рел-ка-та —
тарелка, ши-на-ма — машина, ре-бе-же-нок — жеребенок и т. д.
Игры на расширение словарного запаса и совершенствование
грамматического строя речи
Имя существительное
Игра «Съедобное - несъедобное»
Цель игры: обогатить словарный запас, развить слуховое внимание, память, мышление.
Оборудование: мяч.
Ход игры. В эту игру можно играть как с одним ребенком, так и с группой детей. Дети становятся в круг, в центре которого находится взрослый (ведущий). Он бросает ребенку мяч, называя при этом любое слово. Тот, кому кидается мяч, должен подумать и решить поймать мяч или отбросить его. Думать слишком долго нельзя, отвечать следует быстро. Если ребенок допустил ошибку и поймал мяч, когда был назван несъедобный предмет, он выходит из игры на 1—2 круга.
Игра «Живое — неживое»
Цель игры: закрепить у детей понятие об одушевленных и неодушевленных предметах, обогатить словарный запас, развить память, внимание.
Оборудование: мяч.
Ход игры. Играть можно с одним ребенком или группой
детей.
Вариант 1. Взрослый объясняет детям, что одни предметы, которые нас окружают, могут двигаться, дышать и расти. Это одушевленные, или живые, предметы, они отвечают на вопрос «Кто?». Другие предметы — неподвижные, никаких действий они сами не совершают. неодушевленные, или неживые, предметы, они отвечают на вопрос «Что?». После этого взрослый называет слова, а дети должны сказать, живыми или неживыми являются эти
предметы. Например, ложка, стол, машина — это неживые предметы, а белка, кошка, девочка — живые.
Вариант 2. Играющие договариваются, что услышав живые предметы ловят мяч, а неживые — не ловят (можно придумать и другое действие). Затем взрослый называет слова, а дети выполняют соответствующие действия.
Игра «Что это?»
Цель игры: закрепить в речи детей обобщающие понятия, расширить словарный запас.
Оборудование: мяч.
Ход игры. Участники игры встают в круг. Взрослый называет любой предмет и бросает мяч одному из детей. Тот ребенок, который его поймал, должен вернуть его взрослому и назвать обобщающее понятие, к которому относится названный предмет. Например, яблоко —фрукт, юбка — одежда, стакан — посуда, мотоцикл — транспорт, туфли -— обувь и т. д.
Игра «Кто или что?»
Цель игры: расширить словарный запас, закрепить у детей понятие об одушевленных и неодушевленных предметах, знать вопросы, на которые они отвечают.
Оборудование: предметные картинки, на которых изображены одушевленные и неодушевленные предметы, уже знакомые ребенку.
Ход игры. Сначала взрослый начинает раскладывать ряды картинок с одушевленными и неодушевленными предметами, а затем предлагает ребенку продолжить эти ряды самостоятельно. При этом взрослый может помогать малышу, задавая вспомогательные вопросы. Например, «Кто это?» — «Это девочка» — «Она живая?» — «Да» и т. д.
Игра «У меня один, а у тебя много»
Цель игры: расширить словарный запас, научить правильно
употреблять существительные в единственном и множественном
числе.
Оборудование: пары картинок, на которых изображены
предметы в единственном и множественном числе.
Ход игры. Взрослый показывает и называет ребенку картинку, на которой изображен предмет в единственном числе, а ребенок подбирает и называет картинку, на которой изображен этот же предмет, но во множественном числе. Например, «У меня одно яблоко», —
говорит взрослый, «А у меня много яблок» — отвечает ребенок.
Игра «Он — она»
Цель игры: обогатить словарный запас, научить ребенка различать существительные мужского и женского рода.
Оборудование: предметные картинки, на которых изображены знакомые ребенку предметы мужского и женского рода.
Ход игры. Игру можно проводить как с одним ребенком, так и с группой детей. Взрослый начинает раскладывать картинки в две стопки, объясняя при этом, что в одной стопке лежат предметы, которые можно обозначить словом «он», а в другой — «она». После этого он предлагает детям разобрать картинки самостоятельно.
Игра «Подбери действия»
Цель игры: совершенствовать грамматический строй речи детей, учить подбирать подходящие действия к предметам и предметы к действиям, расширить словарный запас.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Во время игры необходимо следить за тем, что ребенок верно произносил окончание в словах, употребляя их во множественном числе.
Ход игры. Взрослый называет ребенку слово-предмет и предлагает ему хлопнуть в ладоши тогда, когда он услышит подходящее для него действие. Например, собака — бегает, лает, Ходит, ест и т. д.После подбора действий к нескольким предметам, взрослый может назвать любое
действие и попросить ребенка, подобрать к нему подходящий предмет. Например, плавает —корабль, утка, лодка, рыба, мальчик и т. д.
Игра «Что лишнее?»
Цель игры: научить ребенка выделять на слух из ряда слов лишнее, обогатить словарный запас, развить память, внимание, мышление.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Взрослый, медленно и четко проговаривая,
называет 4 слова, а ребенок должен внимательно выслушать слова, запомнить их и назвать то слово, которое не подходит к остальным, а затем объяснить свой выбор. Например, яблоко, груша, баклажан, апельсин —лишний баклажан, так как это овощ, -а все остальное — фрукты; вертолет, автомобиль, ракета, самолет — лишний автомобиль, так как это наземный транспорт, а все остальное воздушный.
Игра «Назови отгадку»
Цель игры: научить ребенка отгадывать загадки, добавляя пропущенные, но подходящие по смыслу слова, развить мышление, внимание, память, обогатить словарный запас.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Взрослый четко проговаривает загадку, стараясь при этом голосом и интонацией выделить слово, к которому нужно подобрать рифму-отгадку.
***
По утрам кричит он громко,
Крыльями он хлопает звонко,
Курочек верный пастух,
Как зовут его?., {петух).
***
Под дождем она гуляет,
Кушать травку обожает,
Кря кричит, вот это шутка,
Ну, конечно, это — ... {утка).
***
У меня к тебе вопрос —
Кто испачкал рот и нос?
Кто в луже целый день сидит?
Подскажите мне друзья —
Как зовут ее — ... {свинья).
***
Каждый вечер, так легко,
Она дает нам молоко.
Говорит она два слова,
Как зовут ее — ... {корова).
***
Ночью он совсем не спит,
Дом от мышек сторожит,
Молоко из миски пьет,
По мере усвоения игры
«Подбери действия» ребенок
может сам придумывать
подходящие действия к
заданному взрослым слову-предмету или предмет к
слову- действию.
Ну, конечно, это — ... (кот).
***
С неба падают зимою
И кружатся над землею
Легкие пушинки,
Белые.. .(снежинки).
Игра «Разложи картинки»
Цель игры: обогатить словарный запас, развить логическое мышление, память,
внимание, научить располагать картинки последовательно, ориентируясь на признаки.
Оборудование: сюжетные картинки, на которых изображены времена года.
Ход игры. Взрослый показывает ребенку картинки, на которых изображены времена года, предлагает их внимательно рассмотреть и разложить по порядку: зима — весна — лето — осень. После этого, малыш может объяснить, почему он именно так разложил картинки.
Игра «Назови ласковым словом»
Цель игры: закрепить умение образовывать существительные в уменьшительно-ласкательной форме, обогатить словарный запас, развить ловкость и быстроту реакции.
Оборудование: мяч.
Ход игры. Взрослый бросает мяч ребенку, называя любое существительное. Малыш, возвращая мяч, должен назвать это слово в уменьшительно-ласкательной форме. Например:
мяч — мячик;
стол — столик;
ключ — ключик;
шар — шарик;
кукла — куколка;
коса — косичка;
вилка — вилочка;
голова — головка;
яблоко — яблочко и т. д.
Игра «Не зевай, правильное слово называй»
Цель игры: закрепить у ребенка знания об обобщающих понятиях, расширить словарный запас, развить логическое мышление, память.
Оборудование: мяч.
Ход игры. В игру могут играть как с группой детей, так и с одним ребенком. Дети становятся в круг, а взрослый, перебрасывая мяч, просит их называть слова определенной группы, например: цветы, животные, имена, города. Тот ребенок, который поймал мяч, но не
смог придумать слово, из игры выбывает. Участники игры не должны повторять слова друг за другом.
Игра «Она –оно -он»
Цель игры: закрепить у ребенка знания о роде предметов,
расширить словарный запас, развить память, внимание, мышление.
Оборудование: предметные картинки, на которых изображены предметы мужского, женского и среднего рода.
Ход игры. Взрослый выкладывает перед ребенком на столе
картинки и начинает раскладывать их на три стопки, объясняя при
этом, что в одну стопку следует класть предметы, которые можно назвать словом «он», во вторую — «она», а в третью — «оно». После этого он предлагает малышу разложить картинки самостоятельно. При необходимости взрослый может помогать ребенку, задавая наводящие
Разговаривая с ребенком, родители должны следить за своим темпом речи. Необходимо говорить в среднем темпе, стараясь делать небольшие
паузы между словами для того, чтобы малыш мог осмыслить все услышанное. Развивающие игры, в том числе логопедические, имеют большое значение для процесса развития личности, так как являются
способом познания окружающего мира. вопросы: «кукла — это оно или она?», «Дом — это он или она?», «Колесо — это оно или он?» и т. д.
Игра «Родственные слова»
Цель игры: дать ребенку представления о родственных словах, т. е. словах, которые образованы от одного исходного слова, развить память, внимание, мышление.
Оборудование: предметные картинки.
Ход игры. Перед началом игры взрослый объясняет ребенку, что в русском языке есть слова, похожие друг на друга определенной частью, поэтому их называют родственными. После этого он приводит в пример несколько таких слов и показывает соответствующие картинки, выделяя голосом схожую часть слов. Например, главное слово дом — домик —
домишко — домище — домашний — домовой.После этого взрослый предлагает ребенку самостоятельно подобрать и придумать
родственные слова к заданным словам, используя при этом картинки-подсказки. Например, можно предложить ребенку следующие слова: зима, заяц, весна, солнце и т. д.
Игра «Один или много»
Цель игры: совершенствовать грамматический строй речи, учить ребенка правильно употреблять в речи существительные в единственном и множественном числе, развить память, внимание, мышление.
Оборудование: пары предметных картинок, на которых изображены один и множество предметов, мяч.
Ход игры. Взрослый выкладывает перед ребенком парные картинки и называет предмет по картинке в единственном числе, а ребенок — во множественном. При необходимости взрослый должен исправлять ошибки ребенка, если он не правильно называет окончания слов во множественном числе. По мере усвоения игры ее можно проводить без картинок, просто перебрасывая мяч.
Игра «Ласковое слово»
Цель игры: научить ребенка образовывать и употреблять в речи слова -существительные в уменьшительно-ласкательной форме, обогатить словарный запас, развить память, внимание, мышление.
Оборудование: предметные картинки с изображением больших и маленьких предметов, мяч.
Ход игры. Взрослый показывает ребенку предметную картинку и называет по ней большой и маленький предметы. После этого он начинает называть большой предмет, а ребенок должен образовать слово для обозначения маленького предмета с уменьшительно-ласкательным значением. Например, стол — столик, стул — стульчик, рука — ручка, мяч —мячик.
По мере усвоения игры ее можно проводить без картинок, перебрасывая мяч и называя слова.
Игра «Чьи детеныши?»
Цель игры: закрепить в активной речи ребенка названия животных и птиц и их детенышей, обогатить словарный запас, развить память, внимание.
Оборудование. Картинки с изображением животных и птиц и их детенышей, мяч.
Ход игры. Взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть картинки и подобрать к изображенным животным и птицам детенышей,
накладывая при этом маленькие картинки с изображениями детенышей на большие. Как только ребенок правильно разложит картинки, он должен назвать детенышей. Например: «У коровы — теленок», «У кошки — котенок», «У собаки—-щенок», «У козы — козленок» и т. д.
По мере тренировки игру можно проводить без картинок, перебрасывая мяч.
Игра «Один-одна-одно»
Цель игры: научить ребенка различать предметы по родам, правильно употреблять их с числительными, развить память, внимание, обогатить словарный запас.
Оборудование: предметные картинки с изображением предметов мужского, женского и среднего рода.
Ход игры. Взрослый перемешивает и выкладывает на столе перед ребенком картинки, а затем начинает раскладывать их на три кучки в зависимости от рода существительного и соответствующего ему числительного. Например: «Это яблоко, оно одно», «Это карандаш, он один», «Это ложка, она одна» и т. д. Затем взрослый предлагает ребенку самостоятельно разло -жить оставшиеся картинки, согласуй при этом существительные и числительные в роде.
Игра «Кому что необходимо?»
Цель игры: научить ребенка правильно употреблять в речи существительные в дательном падеже, обогатить словарный запас,
развить память, мышление.
Оборудование: предметные картинки с изображением людей знакомых ребенку профессий, а также необходимых для каждой профессии инструментов и предметов.
Ход игры. Взрослый показывает ребенку картинки с изображением человека какой-либо профессии, а тот при этом выбирает среди разложенных на столе картинок с изображениями предметов и инструментов, нужные для нее. Например, парикмахер — ножницы, расческа, фен; учитель — доска, мел, указка; врач — градусник, шприц, лекарство и т. д.
Имя прилагательное
Игра «Я люблю сок»
Цель игры: научить ребенка образовывать прилагательные от названий фруктов, овощей и ягод, развить внимание, память, мышление, связную речь, обогатить словарный запас.
Оборудование: предметные картинки с изображением овощей и фруктов.
Ход игры. Взрослый дает ребенку образец на примере какого-либо овоща или фрукта. Например, «Мой любимый сок из слив — сливовый сок». После этого можно предложить ребенку образовать прилагательные от слов: яблоко, апельсин, картофель, крыжовник, морковь, капуста, малина, свекла, груша, вишня, смородина и т. д.
Игра «Чьи вещи?»
Цель игры: научить ребенка образовывать и употреблять в речи притяжательные прилагательные с суффиксом -ИН, которые отвечают на вопросы чей — чья — чье — чьи, развить память, внимание, обогатить словарный запас.
Оборудование: предметные картинки с изображением членов семьи, предметов обихода, одежды, а также сюжетная картинка с изображением семьи.
Ход игры. Взрослый показывает ребенку общую сюжетную картину и называет членов семьи. Затем к картинкам, изображающим отдельных членов семьи, он подбирает те предметы,
Игра «Опиши, но не смотри»
Цель игры: научить ребенка узнавать предметы, не глядя на них, а ощупывая, расширить словарный запас, научить со-гласовывать существительные и местоимения с прилагательными.
Оборудование: игрушки, овощи и фрукты, детская посуда, платок.
Ход игры. В эту игру можно играть как с одним ребенком, так и с группой детей. Перед началом игры все предметы нужно показать детям. Пусть они внимательно их разглядят, потрогают. Далее взрослый завязывает одному из детей глаза и дает ощупать какой-нибудь предмет, а затем просит угадать, что это, и назвать его. Ребенок должен давать полный ответ, например, «Это яблоко, оно круглое, сочное, зеленое, твердое» или «Это ключ, он стальной, большой, холодный» и т. д.
Игра «Угадай, кто это?»
Цель игры: расширить словарный запас, развить память, внимание, мышление, связную речь.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Взрослый называет несколько слов, лучше использовать прилагательные, которые довольно точно описывают каких-нибудь животных. Ребенок же должен внимательно послушать слова и постараться угадать, о ком идет речь. Например: беленький, длинноухий, трусливый, маленький (зайчик);рыжая, хитрая, пушистая, проворная (лиса);добрая, домашняя, ласковая, черная (кошка);колючий, ушастый, трудолюбивый, маленький (ежик);большой, бурый, косолапый (медведь);
злой, серый, холодный, зубастый (волк) и т. д.
Игра «Листья и деревья»
Цель игры: научить ребенка образовывать и употреблять относительные
прилагательные (названия листьев и веток) от существительных (названий деревьев), расширить словарный запас, развить память, внимание, мышление.
Оборудование: предметные картинки, на которых изображены различные деревья и их листья.
Ход игры. Взрослый раскладывает перед ребенком картинки, на которых изображены деревья, и просит назвать их. После этого он дает малышу картинки с изображениями листьев, которые нужно подобрать к соответствующему дереву. Как только ребенок справится с заданием, ему можно предложить правильно назвать их, образуя слова -прилагательные от существительных — названий деревьев. Например, лист березы — березовый, лист клена — кленовый, ветка ели — еловая и т. д.
Игра «Послушай и подбери картинку»
Цель игры: закрепить умение узнавать предметы по признакам, развить слуховую память внимание, мышление, обогатить словарный запас.
Оборудование: предметные картинки с изображением животных, людей, овощей, фруктов и т. д.
Ход игры. Взрослый, раскладывая перед ребенком картинки, предлагает поиграть в игру и дает следующую инструкцию: «Сейчас я буду описывать тебе предмет, а ты слушай его описание внимательно и постарайся угадать, о каком предмете я тебе говорю .Если ты догадался, то не кричи, а молча подними картинку с изображенным предметом». После этого взрослый начинает называть несколько признаков, а ребенок искать подходящую для каждого ряда картинку и повторять словосочетания целиком.Например: зеленый, овальный, хрустящий — огурец; круглый, деревянный, обеденный — стол; толстая, красочная, интересная — книга; стеклянный, высокий, прозрачный — стакан и т. д.
Игра «Что каким бывает?»
Цель игры: расширить словарный запас ребенка, развить память, внимание, воображение, ловкость.
Оборудование: мяч, фишки.
Ход игры. В игру можно играть как с одним ребенком, так и с группой детей. Взрослый перебрасывает детям, которые сидят на стульчиках или стоят в кругу, мяч и задает вопрос, на который ребенок, поймавший мяч, должен ответить и вернуть мяч взрослому. Взрослый в свою очередь, перекидывает мяч другому ребенку и ждет ответа от него.
Например:
Что может быть высоким? (дом, человек, гора, дерево, шкаф и т. д.);
Что может быть глубоким? (озеро, лужа, море, сон и т. д.);
Что может быть круглым? (колесо, мяч, шар, яблоко, солнце и т. д.);
Что может быть холодным? (погода, вода, лед, мороженое, камень, ночь и т д.);
Что может быть мягким? (подушка, шарф, диван, одеяло и т. д.);
Что может быть сладким? (булочка, торт, пирожное, вафля, ананас и т. д.);
Что может быть деревянным? (стол, стул, дом, пол и т. д.);
Что может быть острым? (нож, стекло, клинок, ножницы и т. д.).
Игра «Что из чего?»
Цель игры: закрепить у ребенка умение употреблять относительные прилагательные, умение их образовывать, обогатить словарный запас, развить память, мышление, внимание.
Оборудование: мяч.
Ход игры. Перед началом игры ребенку следует напомнить о том, что если предмет сделан из дерева, то он деревянный, из железа, то он железный, из стекла, то он стеклянный и т. д. Затем, взрослый бросает ребенку мяч и говорит: «Если сапоги из кожи, то они...», а ребенок, возвращая мяч, должен ответить: «Сапоги из кожи — кожаные». Например:варежки из шерсти — шерстяные варежки; ключ из стали — стальной ключ; пальто из драпа — драповое пальто; ведро из меди — медное ведро; игрушка из плюша — плюшевая игрушка; ваза из хрусталя — хрустальная ваза и т. д.
Игра «Мяч лови, цвет говори»
Цель игры: закрепить у ребенка умение подбирать к прилагательным, которые обозначают цвета, существительные, закрепить знания об основных цветах, развить память, воображение, мышление. Оборудование: мяч.
Ход игры. Взрослый кидает ребенку мяч, называя при этом прилагательное, которое обозначает цвет, ребенок же в свою очередь, возвращая мяч обратно должен назвать существительное, которое подходит к этому слову. Например: Желтый (-ая) — цыпленок, одуванчик, солнце, фломастер и т. д. Красный(-ая) — цветок, галстук, огонь, помидор и т. д. Синий (-ая) — море, небо, василек и т. д.
Игра «Чья у зверя голова?»
Цель игры: расширить словарный запас ребенка, закрепить знания об употреблении в речи притяжательных прилагательных.
Оборудование: мяч.
Ход игры. Взрослый бросает ребенку мяч и говорит: «У вороны голова...», а ребенок, возвращая мяч, должен сказать: «воронья». Например:
у собаки голова — собачья;
у коровы голова — коровья;
у кролика голова — кроличья;
у кошки голова — кошачья;
у барана голова — баранья;
у лошади голова — лошадиная и т. д.
Глагол
Игра «Случилось сейчас или было раньше?»
Цель игры: научить ребенка изменять глаголы единственного и
множественного числа в зависимости от времени, расширить словарный
запас, развить память, внимание.
Оборудование: предметные картинки с изображением животных и птиц, игрушки.
Ход игры. Взрослый показывает ребенку картинку с изображением
птицы или животного, называет ее, а затем вместе с ним придумывает
действия, подходящие изображаемому предмету. Взрослый направляет
ответы ребенка, задавая наводящие вопросы о времени выполнения
действия. Например, «Кошка сейчас ест, а раньше — ела», «Собака
сейчас гуляет, а раньше — гуляла», «Волки сейчас бегут, а раньше — бежали» и т. д.
Игра «Кто чем занят?»
Цель игры: научить ребенка правильно соотносить действия с тем или иным предметом, называть их нужным глаголом, расширить словарный запас, развить память, внимание.
Оборудование: мяч.
Ход игры. Играть можно как с одним ребенком, так и с группой детей. Участники встают в круг, а взрослый, стоящий внутри него, бросает кому-то из детей мяч, называя при этом какой-либо предмет (животное, имя мальчика или девочки, человека с любой профессией и т. д.). Ребенок, который поймал мяч, в свою очередь должен вернуть его взрослому и назвать
подходящее действие для этого предмета. Например: лиса — бежит, кошка — спит, собака — лает, девочка Лиза — играет, мальчик Саша — рисует, парикмахер — стрижет, продавец — продает, повар — варит и т.д.
Игра «Слушай не зевай, действия выполняй»
Цель игры: научить ребенка понимать и употреблять в речи глаголы-антонимы в повелительном наклонении расширить словарный запас, развить память, внимание, мышление.
Оборудование: игрушки, различные небольшие предметы.
Ход игры. Взрослый предлагает ребенку выполнить противоположные действия с игрушками или любыми другими предметами, а ребенок слушает внимательно и выполняет их.
Например: «Подойди к столу» — «Возьми чашку» — «Отойди от стола» — «Положи чашку на стул» и т. д.
Игра «Выполни — выполните»
Цель игры: научить ребенка различать и употреблять в речи глаголы повелительного наклонения в единственном и множественном числе, расширить словарный запас, развить память, внимание.
Оборудование. Специального оборудования не
требуется.
Ход игры. Игру лучше проводить с небольшой группой детей. Играющие расходятся на две стороны: справа — остается один ребенок, слева — двое-трое детей. Взрослый отдает игрокам команды, используя повелительное наклонение в единственном и множественном числе, т. е. команда предназначается одному или нескольким детям. На начальном этапе взрослый сопровождает команду обращением, называя ребенка справа по имени или объединяя словом «дети, ребята» двоих—троих.
Например, «Сережа, сядь». — «Дети, встаньте». «Миша, подойди к полке». — «Дети, подойдите ко мне».
Игра «Подумай и доскажи»
Цель игры: совершенствовать у ребенка навык
словообразования, тренировать в запоминании и повторении слов-глаголов, которые образованы путем изменения приставки, расширить словарный запас.
Оборудование: мяч.
Ход игры. Взрослый кидает ребенку мяч и произносит начало слова — приставку, а ребенок, возвращая мяч обратно, договаривает недостающую, заранее условленную часть слова — корень, и повторяет слово целиком. Например, принести - унести-внести - занести-вынести - перенести; ехать -уехать-приехать - выехать- въехать- заехать- объехать- отъехать- переехать- доехать и т. д.
Игра «Что плывет, что летит, а что бежит?»
Цель игры: научить ребенка придумывать предметы, которые подходят к тому или иному действию, расширить словарный запас.
Оборудование: мяч.
Ход игры. Участники игры встают в круг. Взрослый бросает мяч кому-либо из детей, называя при этом действие. Тот из детей, кто поймает мяч, возвращает его взрослому и называет предмет, который может это действие выполнять. Например: летает — самолет, комар, бабочка, воздушный шар и т. д.
Имя числительное, местоимение и наречие
Игра «Посчитай и найди»
Цель игры: тренировать ребенка в прямом счете до 10, научить различать изображения цифр, соотносить количество предметов с соответствующими ему цифрами, совершенствовать навыки согласования существительных с числительными, расширить словарный запас, развить память, внимание.
Оборудование: парные картинки, на одной из которых изображены предметы, а на другой — числа, обозначающие количество предметов.
Ход игры. Взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть картинки и подобрать к каждой из них число, которое соответствует количеству изображенных предметов. При этом можно попросить ребенка объяснять свой выбор. Например: «На картинке нарисовано 5 груш, значит, этой картинке соответствует цифра 5» и т. д.
Игра «Вчера, сегодня, завтра»
Цель игры: закрепить в речи детей наречия, расширить словарный запас.
Оборудование: мяч.
Ход игры. В игру можно играть как с одним ребенком, так и с группой детей. Дети становятся по кругу, взрослый бросает мяч одному из них, начиная фразу, а ребенок, возвращая мяч, должен ее закончить. Например, «Вчера мы ходили в кино, гуляли ...». Затем следует перейти к фразам о происходящем сегодня и планах на завтра.
Игра «Я — мы»
Цель игры: закрепить у ребенка умение употреблять в речи местоимения, расширить словарный запас, развить память, внимание.
Оборудование: игрушки и предметы обихода.
Ход игры. Взрослый предлагает ребенку поиграть в магазин. Он раскладывает перед малышом игрушки и другие предметы. После этого ребенок подходит к столу, выбирает понравившийся ему предмет и отвечает на вопрос взрослого: «Что ты купил?» — «Я купил куклу», «Я купил тарелку» и т. д. Затем взрослый с малышом подходят к столу, вместе выбирают предмет. После этого взрослый задает вопрос: «Что мы купили?», а ребенок отвечает: «Мы купили зайца» или «Мы купили 3 яблока».
Игра «Разложи по порядку»
Цель игры: расширить словарный запас, закрепить в речи ребенка слова-наречия, развить внимание, память.
Оборудование: сюжетные картинки, на которых изображены ситуации из жизни детей в разное время суток.
Ход игры. Взрослый предлагает ребенку разложить перемешанные картинки в три ряда: утро, день и вечер. Например, в ряд «Утро» ребенок должен положить картинки, на которых изображено как дети встали, умываются, делают зарядку и т. д. В ряд «День» — картинки с изображениями играющих, читающих, гуляющих, рисующих детей, а в ряд «Вечер» — картинки, на которых дети ужинают, умываются перед сном или ложатся спать. После того, как ребенок верно разложит картинки, взрослый может задать ему вопросы: «Когда дети ложатся спать?», «Когда
дети рисовали?», «Когда дети делали зарядку?» и т. д. Ребенок должен отвечать на вопросы полными ответами. Например, «Дети легли спать вечером» или «Мальчик и девочка рисовали днем» и т. д.
Игра «Попробуй, сосчитай»
Цель игры: тренировать ребенка в количественном счете предметов и правильном употреблении окончаний в словах, расширить словарный запас, развить память, внимание,мышление.
Оборудование: предметные картинки, на которых изображены один — пять предметов.
Ход игры. Взрослый называет ребенку число от 1 до 5 и показывает картинку, на которой изображено соответствующее количество предметов, а ребенок должен назвать изображенный предмет с этим числом. Например, одна груша — две груши — три груши — четыре груши — пять груш; одно яблоко — два яблока — три яблока — четыре яблока — пять яблок и т. д.
Игра «Моя- мое- мой»
Цель игры: научить ребенка различать предметы по родам и правильно употреблять их с притяжательными местоимениями, расширить словарный запас.
Оборудование: личные вещи ребенка, мешочек.
Ход игры. В эту игру можно играть как с одним ребенком, так и с группой детей. Перед началом игры взрослый должен незаметно для них сложить в мешочек несколько предметов, которые принадлежат каждому из малышей. После этого, доставая из мешка по одной вещи, он спрашивает: «Чья это майка (кукла, машина)? А это чей шарф, (ботинок, самолет)? Чье это платье?» и т. д. Дети должны отвечать на вопросы полными ответами. Например, «Это платье мое», «Это мой самолет (ботинок)» и т. д.
Игра «Еще»
Цель игры: тренировать детей в образовании сравнительной степени прилагательных и наречий, обогатить словарный запас.
Оборудование: мяч.
Ход игры. Перед началом игры взрослый объясняет ребенку, что часто признаки предметов можно сравнивать между собой и выражать это в слове «еще». Затем взрослый бросает ребенку мяч, называет признак предмета и слово «еще», а малыш должен вернуть мяч и правильно образовать сравнительную степень. Например, короткий — еще короче, мало — еще меньше, длинный — еще длиннее, хорошо — еще лучше и т.д.
Игры на развитие связной речи
Игра «Назови слова и посчитай их»
Цель игры: закрепить у ребенка понятие «слово», научить его отделять слова друг от друга и считать их по порядку в предложениях, обогатить словарный запас, развить память, внимание, мышление.
Оборудование: различные предметы: книга, машина,
тетрадь, яблоко и т. д., заранее подготовленные предложения из двух — пяти слов.
Ход игры. Взрослый показывает ребенку предметы и объясняет, что каждый из них обозначается своим словом, т. е. все предметы имеют свои названия. После этого он просит малыша назвать показанные предметы и сосчитать, сколько он назвал слов. Затем взрослый просит ребенка повторить первое слово, второе, третье и т. д., придумать и назвать слова, обозначающие тот или иной предмет самостоятельно.Далее взрослый произносит предложение и просит ребенка посчитать и сказать, сколько в этом предложении слов. При этом во время проговаривания предложения можно отхлопывать или отстукивать, а также выкладывать на каждое слово какие-либо предметы (кубики, палочки и т. п.), для того чтобы потом их сосчитать.
Игра «Полосочки»
Цель игры: научить ребенка различать такие понятия как «слово» и «предложение», расширить словарный запас, развить память, внимание.
Оборудование: короткие и длинные полоски бумаги разных цветов.
Ход игры. Играть лучше всего вдвоем с ребенком, однако по необходимости игру можно проводить и в группе.
I вариант. Взрослый показывает ребенку полоски бумаги и объясняет, что короткая полоска обозначает слово, а длинная — предложение, при этом в предложении может быть несколько Слов, а значит, оно будет состоять из нескольких коротких полосок. После этого взрослый по очереди произносит слова и предложения, а ребенок, в зависимости от того, что он услышал, слово или предложение, показывает длинную или короткую полоску. Например, машина, солнце, яблоко — ребенок показывает короткую полоску; Наступила зима. Девочка катает коляску — длинные полоски.
II вариант. По мере усвоения игры взрослый предлагает ребенку посчитать, сколько слов в том или ином предложении, и составить из коротких полосок бумаги схему этого предложения. Например: Кот спит — ребенок выкладывает две полоски. Митя читает книгу —три полоски. Мама варит вкусный суп — четыре полоски.
Игра «Путаница»
Цель игры: научить ребенка понимать смысл предложений, преобразовывать запутанную фразу, развить память, внимание, мышление, связную речь, обогатить словарный запас.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Взрослый произносит запутанные предложения, предлагая ребенку внимательно их прослушать, понять смысл и сказать, все ли было сказано правильно. Ребенок при этом должен заметить ошибку и изменить предложения так, чтобы оно звучало правильно. Например, использовать можно следующие фразы:
Шарик ловит Аню.
Петя позавтракала и пошла гулять.
Лена лег спать поздно.
Дети гуляет в парке.
Мама купила в магазине два яблока, одно ананас и одна торт.
Игра «Почемучки - потомучки»
Цель игры: научить ребенка задавать вопрос «почему?» и отвечать на него, используя союз «потому что», обогатить словарный запас, развить связную речь, память, мышление.
Оборудование: сюжетные картинки, на основе которых будут задаваться вопросы.
Ход игры. Взрослый показывает ребенку картинки и задает по ним вопросы. Например: «Почему зимой носят шубы? Почему медсестра делает уколы? Почему люди открывают зонты?» и т. д. А ребенок отвечает на эти вопросы, используя союз «потому что». После это го малыш пробует задавать свои вопросы взрослому, используя союз «почему?»
Игра «Договори предложение»
Цель игры: тренировать ребенка в подборе нужного по смыслу слова», учить правильно согласовывать существительные и глаголы, обогатить словарный запас, развить речь.
Оборудование: предметные картинки с изображением недостающего слова для каждого предложения.
Ход игры. Взрослый произносит предложения и предлагает ребенку их закончить с помощью показанной картинки. После того, как картинка будет подобрана, ребенок должен повторить все предложение целиком.
Например: В корзине лежат... (грибы). На поляне растут... (грибы). Девочка играет в ...(куклу) и т. д.По мере тренировки игра может проводиться на слух без использования картинок, но взрослый должен подобрать фразы так, чтобы ребенок легко смог догадаться, какое слово следует добавить.
Игра «Что я знаю о профессиях?»
Цель игры: научить ребенка составлять предложения о людях знакомых профессий, обогатить словарный запас, развить связную речь, память, внимание. Оборудование: сюжетные картинки с изображением людей различных профессий: шофер, повар, учитель, строитель, врач и т. д.
Ход игры. Взрослый показывает ребенку картинки и предлагает ему составить предложение о человеке этой профессии. Например: «Врач лечит детей», «Повар варит суп», «Учитель учит детей».
Игра «Сломанное предложение»
Цель игры: тренировать ребенка в исправлении деформированной фразы, развить связную речь, внимание, память, мышление.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Взрослый зачитывает ребенку слова, а тот должен их переставить таким образом, чтобы получилось целое предложение. Например: мама, печь, торт, вкусное — Мама печет вкусный торт. Маша, играть, с, кукла — Маша играет с куклой.
Игра «Семья»
Цель игры: научить ребенка составлять предложения о членах семьи, опираясь на сюжетные картинки. Оборудование: сюжетные картинки, на которых изображены члены семьи в разных ситуациях.
Ход игры. Взрослый показывает ребенку картинку и спрашивает его: «Кто это? Что он (она) делает?» Ребенок должен внимательно рассмотреть картинку и ответить на вопросы полным предложением, например: «Мама играет с ребенком (вяжет, читает газету, готовит еду и т. д.)», «Папа читает газету (играет в шахматы, помогает маме, смотрит телевизор и т. д.)».
Игра «Нужное слово»
Цель игры: познакомить ребенка со значением в речи простых предлогов, обогатить словарный запас, развить связную речь.
Оборудование. Игрушки ребенка, различные предметы, сюжетные картинки.
Ход игры. Взрослый дает ребенку различные несложные поручения, специально пропуская при этом предлоги. Малыш должен по смыслу предложения догадаться, какого слова здесь не хватает. Например: положи мяч (в) коробку; книга лежит (на) полке; кошка сидит (на) диване.По мере усвоения игры можно предложить ребенку составлять предложения с
предлогами по сюжетным картинкам.
Игра «Составь рассказ»
Цель игры: развить связную речь ребенка, воображение, мышление, память, обогатить словарный запас.
Оборудование: серия сюжетных картинок, которые связаны
одним сюжетом.
Ход игры. Взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть сюжетные картинки, разложить их по порядку и придумать по ним небольшой рассказ.На начальном этапе взрослый может задавать ребенку различные наводящие вопросы, давать начало предложения, которое ребенок смог бы закончить. Также взрослый помогает ребенку с использованием начальных, вводных и заключительных оборотов, придумыванием названия к составленному рассказу. По мере тренировки малыш может быть более самостоятельным: работать без наводящих вопросов, проявить фантазию, объясняя причины того или иного поступка героев.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.