Дидактические игры как форма повышения качества в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда
Оценка 4.9

Дидактические игры как форма повышения качества в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда

Оценка 4.9
Игры
pptx
дефектология
Детсад
10.04.2023
Дидактические игры как форма повышения качества в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда
Дидактическая игра имеет две цели: - одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение материала. Использование дидактических игр в логопедической практике значительно ускоряет темпы и повышает качество работы логопеда.
!Август 2021 презентация.pptx

Тема: ФИО, должность, место работы

Тема: ФИО, должность, место работы

Тема:

ФИО, должность, место работы

Дидактические игры как форма повышения качества
в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда




Пичугина Ирина Валерьевна
учитель-логопед, МБДОУ №158

У ребенка есть страсть к игре, ее надо удовлетворить

У ребенка есть страсть к игре, ее надо удовлетворить

«У ребенка есть страсть к игре, ее надо удовлетворить. Надо не только дать ему время поиграть, но пропитать игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – игра».
А.С. Макаренко
 
Правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем лучше развита у ребенка речь, тем полноценнее его общение и взаимодействие с взрослыми и сверстниками. Очень важно заботиться о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.
Ведущая деятельность детей – игровая, поэтому все педагоги стараются включать в работу с детьми различные игры. Игры позволяют детям решать мыслительные и речевые задачи в игровой форме, помогают выработать умение правильно произносить слова, усвоить грамматические нормы, расширять словарный запас, формировать направленную воздушную струю, развивать мелкую моторику и графические навыки, дают детям определенный объем знаний и учат их владеть этими знаниями, развивают психические процессы тесно связанные с развитием речи.

Занимательный характер игры повышает речевую мотивацию и работоспособность

Занимательный характер игры повышает речевую мотивацию и работоспособность

Занимательный характер игры повышает речевую мотивацию и работоспособность. Играя, ребенок раскрепощается, снижается тревожность, улучшается результат работы. Выполняя игровые задания, ребенок может самостоятельно достичь цели, что немаловажно для детей имеющих речевой дефект. Именно в игре осуществляется естественное развитие речевой сноровки и активизация всех компонентов речевой деятельности.
Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей.
Дидактическая игра имеет две цели: - одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение материала. Использование дидактических игр в логопедической практике значительно ускоряет темпы и повышает качество работы логопеда.

При проведении дидактических игр логопед основывается на общих дидактических принципах

При проведении дидактических игр логопед основывается на общих дидактических принципах

При проведении дидактических игр логопед основывается на общих дидактических принципах. Основными из них являются: 1. Принцип системности. Системность предполагает последовательно развивающуюся и усложняющуюся систему игр. 2. Принцип повторности. Только в результате повторения ребенок приобретает знания. 3. Принцип наглядности. В своей работе логопед использует как можно больше игрушек, конкретных предметов, картинок, муляжей и т. д.
Дидактические игры, оказывают не только положительное действие на всестороннее развитие детей, но и повышают качество логопедической работы. При выборе игр учитель-логопед учитывает возраст детей, их психофизические особенности, степень сложности речевого нарушения, этап логопедической работы.
На практике мы сталкиваемся с разными детьми, различными речевыми нарушениями и стараемся подобрать необходимые игры для каждого ребенка индивидуально. Как известно целью логопедического воздействия в детском саду является развитие всей речевой системы в целом: развитие общей речевой активности, накопление словаря, развитие физического и речевого слуха, развитие грамматической стороны речи, обучение навыкам словообразования и словоизменения, развитие артикуляционной и мелкой моторики, и коррекция произношения. Соответственно в распоряжении логопеда должно быть большое количество различных игр.

Настольно-печатные игры могут быть разделены на несколько видов: - парные картинки; -

Настольно-печатные игры могут быть разделены на несколько видов: - парные картинки; -

1) предметные игры – эти игры развивают у детей восприятие цвета, величины, формы.
2) Настольно-печатные игры могут быть разделены на несколько видов:
- парные картинки;
- Лото - уточняют знания детей, обогащают словарь
- домино - в игре развиваются память, сообразительность и т.д.
- разрезанные картинки и складные кубики. Игры направлены на развитие внимания, на уточнение представлений, на соотношение между целым и частью.
- игры типа «лабиринт» развивают пространственную ориентацию, умение предвидеть результат действия.
2) словесные игры. В эту группу входит большое количество народных игр типа «краски», «черное и белое» и др. Игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

Дидактическая игра имеет свою структуру, включающая несколько компонентов

Дидактическая игра имеет свою структуру, включающая несколько компонентов

Дидактическая игра имеет свою структуру, включающая несколько компонентов. Основной компонент - дидактическая (обучающая) задача. Игровые действия – это способы проявления активности ребенка в игровых целях. Правила – обеспечивают реализацию игрового содержания. Они делают игру демократичной – им подчиняются все участники игры.
Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу. Наш современный век хорош тем, что предоставляет нам огромное количество различной информации, готовых игр, пособий и плакатов, но не всегда они соответствуют нашим пожеланиям и ожиданиям. Поэтому в работе практикую изготовление различных игр своими руками. Здесь фантазия не знает границ, задумки приобретают реальные формы, картинки подбираются на свое усмотрение, оформление - по желанию, можно задать игре нужные в данный момент цели, в любое время добавить новый материал в соответствующем виде и формате своей игры. Современная техника и материалы помогают оформить все красиво, красочно и эстетично.
По некоторым направлениям логопедической работы я подобрала игры, которые использую на занятиях. Большое внимание уделяю разделу "Звукопроизношение", т. к. при проведении работы по автоматизации, дифференциации звука и введения его в речь работа должна быть разнообразной и не наскучить ребёнку.

Игры для развития мелкой моторики рук

Игры для развития мелкой моторики рук

Игры для развития мелкой моторики рук. Регулярное повторение двигательных упражнений для пальцев способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на развитие речи детей, кисти рук становятся подвижными, что помогает детям быстрее овладеть навыками письма.
Игры для развития речевого дыхания, выработки целенаправленной воздушной струи. Формирование речевого дыхания считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Выработка воздушной струи может проводиться до артикуляционной гимнастики или одновременно с ней.
Игры для автоматизации и дифференциации звуков: "Монстрики", "Волшебное дерево", "Звуковые дорожки", "Поход в магазин", "День рождения Карлсона", "Чайная карусель", "Теремок", "Волшебная шляпа" и другие игры. Упражнения и игры для автоматизации используются на протяжении всей коррекционной работы учителя-логопеда с ребенком. Это трудная и однообразная работа, которая требует постоянного внимания взрослого и терпения и упорства у детей. Ребенку нужно огромное количество раз повторять упражнения, слова, предложения с определенным звуком. Что бы разнообразить образовательную деятельность в этом направлении использую большое количество игр для автоматизации звуков, цели у которых одинаковые, а картинки и содержание разные. 

Многофункциональная игра "Волшебная шляпа"

Многофункциональная игра "Волшебная шляпа"

Многофункциональная игра "Волшебная шляпа". Используя мелкие игрушки или картинки - выполняем артикуляцию, используя карточки с гласными звуками – проговариваем прямой и обратный слог, используя карточки с картинками – автоматизируем звук в словах, составляем предложения.
Цель игры – учить детей различать звуки [С] – [Ш] и правильно употреблять их в речи. Предлагаем ребенку стать фокусником (можно накинуть плащ на плечи). Даем шляпку с картинками (со звуком –С-) и вынимая картинку должен сказать: «У меня в волшебной шляпе - ….» и называет то что на картинке. Аналогично проводится игра с другими звуками, предложение можно менять. Первоначально сама произношу слова, а ребенок на слух определяет, звук и в какой позиции он стоит.

Многофункциональная игра «Теремок сказок» очень понравилась детям

Многофункциональная игра «Теремок сказок» очень понравилась детям

Многофункциональная игра «Теремок сказок» очень понравилась детям. Играя с теремком, дети выполняют артикуляционную гимнастику, закрепляют звуки, определяют где стоит звук, повторяем сказки, определяем последовательность, учатся правильно употреблять предлоги, делить слова на слоги. С «Теремком сказок» можно использовать игры на фонематическое восприятие, на развитие и активизацию словарного запаса, игры на словообразования.

Использование игр в работе логопеда обязательное условие коррекционного процесса

Использование игр в работе логопеда обязательное условие коррекционного процесса

Использование игр в работе логопеда обязательное условие коррекционного процесса. В моём кабинете множество игр и пособий, изготовленных своими руками, они цветные, яркие вызывают у детей интерес и желание работать. Разнообразие игр, преследующих одни и те же цели, не даёт ребенку заскучать на занятии.
Таким образом, использование дидактических игр в работе логопеда, способствуют и развитию речевой активности детей, и повышению качества коррекционной работы. Необходимо помнить, что развитие в ходе игровой деятельности речи дошкольников - попытка учить детей светло, радостно, без принуждения.

Список использованной и рекомендуемой литературы: 1

Список использованной и рекомендуемой литературы: 1

Список использованной и рекомендуемой литературы:
 
1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. - СПб.: ООО "ИЗДАТЕЛЬСТВО "ДЕТСТВО - ПРЕСС", 2015. - 160 с. + цв. вкл. 48 с.
2. Козырева О.А. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи: ст. группа дошк. спец. (коррекц.) образоват.учреждений: пособие для логопеда/ О.А. Козырева, Н.Б. Дубешко. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 119 с.: ил. – (Библиотека логопеда).
3. Лященко М.Ю. Игры для автоматизации звуков и развития речевых навыков у детей дошкольного возраста. - СПб. : ООО "ИЗДАТЕЛЬСТВО "ДЕТСТВО - ПРЕСС"", 2016. - 128 с. (Кабинет логопеда).
4. Нищева Н.В. Картотека заданий для автоматизации правильного произношения и дифференциации звуков разных групп. - СПб.: ООО "ИЗДАТЕЛЬСТВО "ДЕТСТВО - ПРЕСС", 2013. - 160 с. - (Кабинет логопеда).
5. Смирнова Л.Н. Логопедия. Играем со звуками. Речевой дидактический материал: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. – М.: «Мозаика – Синтез», 2006. – 56 с.
6. Т.В. Туманова Исправление произношения у детей: Дидактический материал. Учебно-методическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. / Под редакцией проф. Т.Б. Филичевой. - М.: Издательство Гном и Д, 2000. - 96 с. - (Практическая логопедия)
7. Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений. Сборник упражнений и методических рекомендаций для индивидуальных занятий с дошкольниками. ("Учим говорить правильно"). – М.: "Издательство ГНОМ и Д", 2001. – 48 с. (Практическая логопедия.)
 

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2023