Дидактические игры как средство коррекции и развития навыков у детей с ОВЗ.
Оценка 4.8

Дидактические игры как средство коррекции и развития навыков у детей с ОВЗ.

Оценка 4.8
docx
09.01.2021
Дидактические игры  как средство коррекции и развития  навыков у детей с ОВЗ.
Мокрищева С.В Дидактические игры..docx

Дидактические игры
как средство коррекции и развития  навыков

у детей с ОВЗ.

 

                                                                                          Мокрищева С.В.

 «Сделать серьёзное занятие для ребенка занимательным – первоначальная задача обучения» К.Д.Ушинский

Учиться можно только весело.

Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом.

Анатоль Франс

 

Школа не может дать человеку запас знаний на всю жизнь. Но она может и должна развивать и корректировать познавательные интересы и способности ученика, привить ему ключевые компетенции, необходимые для дальнейшей  адаптации в обществе.

      По наблюдениям психологов, ребенок приобретает от 60 до 70% информации об окружающем мире, а за всю оставшуюся жизнь – 30-40%. И именно поэтому в раннем возрасте лежат истоки многих проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги (сниженная познавательная активность, нарушения в общении, замкнутость и повышенная застенчивость или, напротив, агрессивность и гиперактивность детей и т. д.).

Дидактическая игра является и игровым методом и формой обучения детей с ОВЗ и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего развития личности учащегося. Это сложное педагогическое явление.

Любая дидактическая игра имеет две цели: одна обучающая, которую преследует учитель, другая игровая, ради которой действует ученик. Эти две цели должны дополнять друг друга. Дидактическая игра является одним из самых эффективных методов усвоения учебного материала. Она дает возможность повторить один и тот же материал разными способами.

Дидактические игры дают возможность каждому ребенку с ограниченными возможностями здоровья проявить активность в поисковой работе, активизировать мыслительную деятельность, умение находить закономерности ,развивать гибкость мышления. Не вызывают эмоциональной усталости и монотонности в работе.

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у детей интерес к процессу познания. С помощью игры дети  охотно преодолевают трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения.  Игры помогают  сделать любой учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение и облегчить процесс усвоения знаний.

 В дидактической игре создаются  условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации с определенными предметами или без них, приобретая собственный опыт.

 Дидактические игры можно использовать на разных этапах урока.

     Предлагаем вашему вниманию ряд дидактических игр , помогающих в работе с детьми с ОВЗ

 

1.Упражнение "Солнышко".

           Поочередно и как можно быстрее необходимо перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

 

2.Упражнение "Лягушка".

      Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак пальчиками вниз, другая — ладонью на плоскости стола. Задача: одновременно и разнонаправлено менять положение рук.

 3. Кулак-ребро-ладонь.

    По очереди повторяют отдельные слова и движения. Выполняется в разном темпе.

4. Упражнение "Ритуал питья воды".

      Чтобы успокоить ребёнка можно ввести ритуал питья воды. «Злость пришла ко мне, накрыла, А водичка её смыла». Небольшое количество воды ребёнок должен выпить столькими глотками, сколько ему лет.

Цель: снятие нервно-психического напряжения, переключение деятельности.

 

5.Метод Шапиро – дети следят за движущимся с увеличивающимся темпом  по различным траекториям предметом в течение нескольких минут. В результате активности глазных мышц происходит  нормализация деятельности головного мозга.

 

6.Игра "Чудесное превращение слов".

Прослушивание стихов с «заблудившимися» буквами. В каждом стихотворении есть слово, которое не подходит по смыслу и в котором вместо одной буквы стоит другая:

 

А) Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак,

Но зато ему потом

На крючок попался дом.  (сом)

Б) Врач напомнил дяде Мите:

Не забудьте об одном:

Обязательно примите

Десять цапель перед сном.  (капель)

В) Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

- Там ползет зеленый лук (жук)

С длинными усами. 

Г) На пожелтевшую траву

Роняет лев свою листву.  (лес)

Забодал меня котел, (козел)

На него я очень зол! 

 

7.Игра "Два колодца".

На рисунке изображены два колодца. Рядом стоят ведра, на которых написаны буквы. Выберите ведро так, чтобы буква на нем подошла к тем словам, которые написаны на срубе. У вас должно получиться по четыре разных слова. отличающихся одной буквой.

 

 

м

 

к

 

https://mega-talant.com/uploads/files/218620/80207/85400_html/images/80207.003.png

https://mega-talant.com/uploads/files/218620/80207/85400_html/images/80207.004.pnghttp://stranakids.ru/wp-content/uploads/2012/06/kids56.jpghttp://stranakids.ru/wp-content/uploads/2012/06/kids56.jpg                             

л

 

к

б

 

к

с

 

к

р

 

к

б

 

к

л

 

к

ж

 

к

8.Игра "Что перепутал художник".

Ученики работают с карточками, на которых нарисованы: рак (подписано  мак), коза (подписано  роза), мышка (подписано  мишка), кот (подписано  кит), муха (подписано  мука). Исправь ошибку.

http://www.funlib.ru/cimg/2014/101919/3910690МАК

 

http://bibliopskov.ru/img2015/koza.jpgРОЗА

  http://www.artsides.ru/big/item_2485.jpg

 

МИШКА

          http://www.clipartfinders.com/clipart/473/clip-art-of-baby-and-puppy-cat-free-cliparts-all-used-for-free-473818.jpg

КИТ

 

https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=2841eb1b88db30aab54b1d402839fe82&n=33&h=215&w=312МУКА 

 

9.Игра "Спрятавшееся слово".

На доске в столбик написаны слова: хлев, уточка, столб, щель, зубр, удочка, клещ. В каждом из этих слов спряталось еще одно слово. Какие слова спрятались? Найдите их в соседнем столбике и соедините.

Новые слова: лев, точка, стол, ель, зуб, дочка, лещ.

ХЛЕВ

 

ТОЧКА

УТОЧКА

СТОЛ

СТОЛБ

ЕЛЬ

ЩЕЛЬ

ЛЕВ

ЗУБР

ДОЧКА

УДОЧКА

ЗУБ

КЛЕЩ

ЛЕЩ

  

10.Игра  "Угадай последнее слово и запиши".

Угадать последнее слово и записать его, подчеркивая орфограммы.

1.     Не поедет без бензина наша быстрая …  (машина).

2.     Ты к обеду положи ложки, вилки и ….. (ножи).

3.     Захотели малыши поточить….. (карандаши).

4.     Наша Мурка спит и слышит, как в углу скребутся ….. (мыши).

5.     Белокрылые хозяйки, над волной летают….. (чайки).

6.     Стали звездочки кружиться,

7.     Стали на землю ложиться,

8.     Нет, не звезды, а пушинки,

9.     Не пушинки, а …..  (снежинки).

10.      Удивляется наш Сашка:

 Блюдце есть, а где же….. (чашка)?

 

11.Игра "Собери слово".

Вы сможете прочитать слово, если расставить буквы по росту

https://mega-talant.com/uploads/files/218620/80207/85400_html/images/80207.015.png

 

12.Игра "Занимательные слова".

Раздели каждый ряд букв так, чтобы получились слова. Запиши полученные слова.

 

https://mega-talant.com/uploads/files/218620/80207/85400_html/images/80207.016.png

 
13.Игра "Узнай предмет".
      Ребенку завязывают глаза и по очереди кладут в его вытянутую руку различные предметы. При этом их названия вслух не произносятся, ребенок сам должен догадаться о том, что это вещь. После того, как ряд предметов (3-10 предметов) будет обследован, ему предлагают назвать все эти вещи, причем в той последовательности, в которой они вкладывались в руку. Сложность задания заключается в том, что ребенку требуется выполнять две мыслительные операции – узнавание и запоминание.

14.Игра " Четыре стихии".
      По команде педагога ребенок выполняет определенные движения руками.
«ЗЕМЛЯ» - опустить руки вниз
«ВОДА» - вытянуть руки вперед
«ВОЗДУХ» - поднять руки вверх
«ОГОНЬ» - вращать руками.


15.Игра "Ищи безостановочно".
      В течение 10-15 секунд увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, формы, материала и т.п.). По сигналу один ребенок начинает перечисление, другие его дополняют.

16 .Игра "Кто назовет больше признаков".
   Ведущий называет предмет окружающей обстановки, и игроки по очереди должны, не повторяясь, назвать как можно больше признаков, свойственных этому предмету. Выигрывает тот, кто назовет последний признак.

17.Игра "Как это можно использовать".
    Педагог называет обычный предмет. Например «книга». Учащиеся придумывают как больше способов ее использования.


18.Игра "Волшебные кляксы".
Ребенок рассматривает кляксы и воображает, на что каждая из них похожа. Можно так же дорисовать кляксы до разных предметов.

 

 

Использованные ресурсы:

1.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnayarabota/2019/06/17

/didakticheskie-igry-dlya-klassov-s-ovz.

2. https://infourok.ru/kartoteka-igr-dlya-mladshih-shkolnikov-s-ovz-4282865.html

3.оrnik-razvivayuschih-igry-dlya-detey-s-ovz-intellektualnymi-narushehttps://mega-talant.com/biblioteka/sbniyami-80207.html

4.https://www.maam.ru/detskijsad/-rol-didakticheskih-igr-dlja-detei-s-ovz-v-nachalnoi-shkole.html

5.https://mdou-novoyarkov-bar.edusite.ru/kiseleva/DswMedia/

6igryidlyadeteysovz.pdf

6. https://ped-kopilka.ru/blogs/50192/statja-ispolzovanie-didakticheskih-igr-i-igrovyh-priemov-dlja-korekci-defektov-vosprijatija-prostranstva-i-orientirovki-v-nem-u-detei-s-ovz.ht

7.https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/prochee/didakticheskie_igry_i_korrektsionnye_uprazhneniia_v_obuchenii_detei_s_ogranichen

8.https://www.art-talant.org/publikacii/14192-sbornik-didakticheskih-igr-napravlennyy-na-razvitie-poznavatelynogo-interesa-u-detey-s-ogranichennymi-vozmoghnostyami-zdorovyya-na-urokah-matematiki


 

Дидактические игры как средство коррекции и развития навыков у детей с

Дидактические игры как средство коррекции и развития навыков у детей с

В дидактической игре создаются условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации с определенными предметами или без них, приобретая собственный опыт

В дидактической игре создаются условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации с определенными предметами или без них, приобретая собственный опыт

Десять цапель перед сном. (капель)

Десять цапель перед сном. (капель)

МУКА 9.Игра "Спрятавшееся слово"

МУКА 9.Игра "Спрятавшееся слово"

Игра "Занимательные слова". Раздели каждый ряд букв так, чтобы получились слова

Игра "Занимательные слова". Раздели каждый ряд букв так, чтобы получились слова

Игра " Кто назовет больше признаков"

Игра " Кто назовет больше признаков"
Скачать файл