Дидактические игры на развитие речи детей 3-х лет.
Оценка 4.6

Дидактические игры на развитие речи детей 3-х лет.

Оценка 4.6
Игры
docx
родителям
3 кл—4 кл
25.09.2021
Дидактические игры на развитие речи детей 3-х лет.
Картотека дидактических игр на развитие речи детей 3-х лет.
игры на развитие речи детей 3 лет.docx

Игры на развитие речи детей 3 лет.

Игры на развитие речевого и фонематического слуха

Игра «Кто так говорит?»

Цель игры: научить ребенка отличать животных по голосам и подражать им.

Оборудование: мяч.

Ход  игры.  В  игре  может  участвовать  4—5  человек.  Дети  встают  полукругом,  в  центре

которого  становится  воспитатель  с  мячом  в  руках.  Он  бросает  мяч  кому-нибудь  из  детей  и

называет  любое  животное.  Ребенок  должен  поймать  мяч,  вспомнить,  как  «разговаривает»

названное животное, и изобразить его.

Эту  же  игру  можно  проводить  и  по-другому:  воспитатель  бросает  мяч  ребенку  и

говорит: «Покажи, как гавкает собака (или мяукает кошка)».

Игра «Угадай, кто тебя позвал»

Цель игры: научить ребенка узнавать другого человека по голосу.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. В игре должны принимать участие не менее 3 детей. Один из них становится в

центре и закрывает глаза. Воспитатель (взрослый) указывает на кого-то из остальных и просит,

не называя своего имени, позвать стоящего в центре. Ребенку нужно  угадать, кто его позвал.

Если он угадывает, то встает в круг, а тот, кого угадали, — в центр.

Игра «Хлопай на счет «пять»

Цель игры: научить ребенка считать до 5 и выполнять действия по просьбе взрослого.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход  игры.  В  игру  можно  играть  как  вдвоем,  так  и группой.  Ребенок  садится  напротив

взрослого, который говорит, что сейчас он начнет считать до 5 и как только произнесет «пять»,

малышу нужно один раз хлопнуть в ладоши. Он должен вместе со взрослым считать от  1  до 5,

приближая ладони друг к другу, но не хлопая.

Игра  «Хлопай на  счет  «пять»  2-3 раза  проводится правильно,  а  потом

взрослый  начинает нарочно  путаться. Например,  он  приближает  ладони,

когда  хочет произнести  какое-то число, но не хлопает

 

Игра «Что это за звук»

Цель  игры:  научить  ребенка  отличать  одни  звуки  от  других,  атак же

заданный звук в начале слова.

Оборудование:  картинки,  на  которых  написаны  слова, известные  ребенку,

 и  в  которых  содержится  определенный  гласный или согласный звук.

Ход  игры.  В  игру  вполне  можно  играть  вдвоем  или  с  3—5 детьми

показывать  им  картинки  и  называть  их.  Дети  должны  внимательно

слушать  и  попытаться  отгадать,  какой  звук  есть  во  всех  названиях.

Сначала  несколько  картинок  можно  разобрать  и  произнести  вместе.

Найденный звук должен произноситься четко.

Игра «Слушай внимательно»

Цель игры: развить у ребенка остроту слуха,

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход  игры.  В  игру  можно  играть  вдвоем.  Взрослый  и  ребенок  встают  друг  от  друга  на

расстоянии  1,5—2 м. Взрослый шепотом произносит слова, известные ребенку, например, дом,

кот, мама, стол и т. п. Ребенок должен повторить, что он услышал. Потом можно поменяться

ролями.

Игру  можно  провести  иначе,  с  участием  4—5  человек,  которые  становятся  в  шеренгу.

Водящий  находится  на  определенном  расстоянии  от  них  и  четким  шепотом  отдает  детям

команды,  например,  присесть,  встать  на  цыпочки,  попрыгать  и  т.  п.  Задача  детей  правильно

услышать команду и выполнить ее.

Игра «Слушай внимательно и выполняй»

Цель игры: научить ребенка выполнять просьбы и задания,

Оборудование: игрушки и предметы, знакомые ребенку.

Ход игры. Играть можно вдвоем или группой. Взрослый садится от ребенка пли детей на

определенном  расстоянии  и  дает  задания,  например,  принести  игрушку,  отнести  чашку,

посадить  куклу  в  коляску  и  т.  п.  Если  играет  группа  детей,  то  задания  даются  конкретному

ребенку, а остальные должны сидеть тихо и не подсказывать.

Игра «Выбери картинку»

Цель  игры:  научить  ребенка  находить  картинку,  название  которой  содержит

определенный звук.

Оборудование: картинки, известные ребенку.

Ход  игры. Взрослый показывает ребенку картинки на определенный звук, например, [п]

папа, поле и т. п., а ребенку нужно повторять за ним слова. Потом  взрослый должен объяснить,

что все  названные слова начинаются на звук [п], и перемешать картинки с другими, в названии

которых  этого  звука  нет.  Задача  малыша  —  вспомнить  и  выбрать  из  них  те,  которые  были

показаны.

Игра «Лото»

Цель  игры:  научить  ребенка  соотносить  слова  с  изображением  на  картинке.

Оборудование: детское лото.

Ход  игры.  Игру  лучше  всего  проводить  с  группой  детей  из  4—5  человек.  Взрослый

раздает  детям  игровые  карты,  которые  поделены  на  несколько  сегментов  с  изображением

какого-то  конкретного  предмета  в  каждом,  а  сам  показывает  маленькие  карточки,  называя

данное изображение. Если у ребенка в игровой карте есть этот предмет, то он называет его и

забирает карточку у ведущего. Выигрывает тот, кто первым закроет свою карту.

Игры на развитие голоса

Игра «Протяни звук»

Цель игры: помочь ребенку развить речевое дыхание.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход  игры.  В  игру  нужно  играть,  разбившись  на  пары.  Дети  становятся  лицом  друг  к

другу и по сигналу взрослого глубоко вдыхают и начинают тянуть опреде ленный гласный звук

(а, о, у, и, э). Выигрывает тот, кто дольше протянул звук, не делая дополнительного вдоха.

Игра «Повтори за мной»

Цель игры: научить ребенка подражать, выразительности речи и мимике.

Оборудование: специального оборудования не требуется. 

Ход  игры.  В  эту  игру  можно  играть  как  вдвоем,  так  и  разбившись  на  пары.  Взрослый

изображает поочередно сначала веселого, потом грустного, сердитого и удивленного человека,

при этом произнося с определенной интонацией «ах-ах-ах», «ай-ай-ай», «о-го-го», «ох-ох-ох»,

«ой-ой-ой»  и  выражая  эмоции  мимикой.  Задача  ребенка  —  догадаться  какое  настроение

передает взрослый, а потом попробовать повторить слова с той же интонацией.

Игра «Уложи куклу

Цель игры: развить плавность голоса ребенка, спать»

Оборудование: коляска и кукла.

Ход  игры.  Ребенок  стоит  рядом  с  коляской  и  держит  на  руках  куклу.  Взрос лый

объясняет  малышу:  «Кукла  устала,  плачет  и  хочет  спать.  Покачай  ее  немного.  Но  сначала

посмотри, как это нужно делать». После этих слов взрослый берет куклу на руки и напевает: «

А-а-а!». а уже затем эти действия выполняет ребенок.

Игра «Эхо»

Цель игры: развить силу голоса ребенка.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход  игры. В игру можно играть вдвоем или с большим числом игроков, главное, чтобы

участников было с четное количество. Игроки разбиваются на пары и становятся лицом друг к

другу. Одна шеренга громко произносит сочетания гласных звуков, например, ау, оу, ио, аи и

пр., а вторая тихо их повторяет.

 

Игры на развитие слоговой структуры слова

Игра «Повтори по порядку»

Цель игры: научить ребенка запоминать и повторять звуки в той

последовательности, в которой он их услышал.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход  игры.  Взрослый  называет  ребенку  в  определенной

последовательности 2—3 гласных звука, например, [у-и-а] или [а-о-у].

Задача  ребенка  заключается  в  том,  чтобы  запомнить  в  каком  порядке

произносились звуки и повторить их.

Игра «Повтори по слогам».

Цель игры: научить ребенка проговаривать слова по  слогам.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Взрослый называет ребенку слова, которые он знает и

звуки в которых произносит правильно. Малыш должен по вторить названные слова, соблюдая

при этом деление на слоги. Например, ок-но (2 слога), кош-ка (2 слога), дом (1 слог) и т. д.

 

Игры на расширение словарного запаса, совершенствование

грамматического строя

Имя существительное

Игра «Что это такое?»

Цель игры: пополнить словарный запас ребенка словами, которые

обозначают предметы, их признаки и действия.

ЕСЛИ  ребенок справляется  с гласными,  можно предложить  ему слоги: 

сначала прямые (в которых на первом  месте  стоит согласный  звук,  а  на

втором  -  гласный), затем  обратные  (в которых  на  первом месте  стоит 

гласный звук,  на  втором  —согласный).

Оборудование:  игрушки  и  различные  предметы,  знакомые  ребенку, 

картинки,  на которых изображены действия с предметами.

Ход  игры. В эту игру можно играть вдвоем или группой. Взрослый

показывает ребенку

разные  игрушки  и  предметы  и  задает вопросы:  кто  это  или  что  это?  В

 ответ  ребенок  должен назвать предмет. Потом взрослый показывает

 ребенку картинки и опять задает вопросы: кто это или что это? Что он (она)

 делает? Какого это цвета?

Игра «Разложи правильно»

Цель игры: научить ребенка сравнивать.

Оборудование:  картинки  из  лото,  известные  ребенку,  например  игрушки,

 посуда, мебель, одежда и т. д.

Ход  игры. Взрослый показывает и называет маленькую карточку с

изображением, если она подходит ребенку он берет ее себе. Игра ведется до

 тех пор, пока не закроются карты.

Игра «Выбери правильно»

Цель игры: пополнить словарный запас ребенка словами, которые

обозначают предметы мужского и женского гардероба.

Оборудование:  карточки  с  изображениями  предметов  мужской  и женской

 одежды, обуви, головных уборов.

Ход  игры. Игру  можно проводить как соревнование. В таком случае,

выбираются двое детей: мальчик и девочка. Девочке нужно выбирать

картинки с мужской одеждой, а мальчику — с женской.

Игра «Животные» 

Цель игры: научить ребенка различать диких и домашних животных.

Оборудование:  карточки,  на  которых  изображены  животные,  две 

картинки  большего размера с изображениями леса и дома.

Ход  игры.  Взрослый  раскладывает  карточки  перед  ребенком  и  просит

 отложить картинки с домашними животными к картинке с домом, а диких

  —  к картинке с лесом. В эту игру можно играть и с группой детей.

Игра «Ответь на вопрос»

Цель  игры:  пополнить  словарный  запас  ребенка  новыми

существительными  на  темы «Овощи», «Фрукты», «Животные», «Деревья» и

т. д.

Оборудование: мяч.

Ход  игры. Взрослый и ребенок становятся друг к другу лицом и выбирают

любую тему. Затем взрослый бросает ребенку мяч и задает вопрос, например:

 Что растет в саду? Кто живет в лесу? и т. д. Ребенок должен поймать мяч и

ответить на вопрос.

Игра «Назови предмет»

Цель  игры:  научить  ребенка  находить  подходящие  по  смыслу  предметы

 и  развивать фразовую речь.

Оборудование: любые предметы, знакомые ребенку.

Ход  игры.  Взрослый  предлагает  ребенку  найти  и  назвать  предмет,  из

которого  едят, пьют, которым открывают дверь, режут и т. п. Если ребенок

  правильно называет и показывает предметы, то можно переходить к

составлению предложений, например: «Из чашки пьют чай», «Ключом

открывают дверь» и т. д.

Игра «Отгадай загадку»

Цель игры: расширить словарный запас ребенка, развить его

сообразительность.

Оборудование: игрушки или картинки.

Ход  игры.  Взрослый  выставляет  игрушки  или  раскладывает  картинки  по

  количеству загадок. Затем он зачитывает понятные и простые для ребенка

загадки. Если ребенок отгадал, он выбирает необходимую игрушку или

 картинку.

Имя прилагательное

Игра «Назови предметы»

Цель игры: научить ребенка согласовывать прилагательные с

существительными.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход  игры. Игру можно проводить как с одним ребенком, так и с группой

детей. Игроки договариваются называть предметы одного цвета или размера,

 которые находятся вокруг, но не рядом. Предметы нужно называть вместе с

их признаком, например, желтый цветок, зеленый мяч и т. д.

Игра «Какого это цвета»

Цель игры: научить ребенка различать цвета, оттенки; согласовывать существительные

и прилагательные.

Оборудование:  карточки  с  изображением  знакомых  ребенку  предметов  и

 квадратиков (кружочков) разных цветов, которые соответствуют цветам и

 количеству предметов.

Ход  игры.  Картинки  и  квадратики  взрослый  распределяет  между  собой

 и  ребенком поровну.  После  чего  он  называет  предмет,  а  малыш  находит

  квадратик  подходящего  цвета  и вместе  с  взрослым  проговаривает

 словосочетания,  например,  красная  ягода,  зеленый  лист, синий мяч и т. д.

Глагол

Игра «Что я делаю?»

Цель игры: пополнить словарный запас ребенка новыми глаголами.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Взрослый дает ребенку задание, которое тот должен изобразить

жестами и мимикой. Например, ты спишь, ты ешь, ты рисуешь и т. д.

Действия, которые необходимо изобразить ребенку должны быть самыми

простыми.

Игра «Выполни последовательно»

Цель  игры:  научить  ребенка  употреблять  в  речи  глаголы  повелительного

наклонения в единственном числе.

Оборудование: любимая игрушка ребенка.

Ход  игры. Взрослый говорит ребенку: «Вот твоя любимая игрушка. А ты

умеешь с ней играть?  Давай  уложим  ее  спать,  а  потом  накормим  и 

поиграем  с  ней».  В  том  случае,  если ребенку сложно выполнить ряд

 последовательных действий, то взрослый должен показать ему от начала и

до конца, а потом инструктировать ребенка.

Игра «Домашние животные»

Цель  игры:  научить ребенка различать голоса домашних  птиц и животных,

 подражать им.

Оборудование:  карточки  с  изображением  домашних  птиц  и  животных

 (гусь,  кошка, собака, петух, курица, корова, лошадь).

Ход игры.  Взрослый показывает ребенку картинку с домашним животным

или птицей, а ребенок должен показать как они «разговаривают». Например,

«кря-кря-кря» — крякает утка.

Игра «Кто что делает»

Цель  игры:  научить  ребенка  правильно  использовать  в  речи  глаголы  III

 лица единственного числа настоящего времени.

В  игру  «Что  я делаю?»  можно играть  вдвоем  и  по очереди  быть водящим

или  с небольшой  группой детей, состоящей из 3 - 4 человек.

Оборудование: мяч.

Ход  игры. В игру можно играть как вдвоем, так и с группой детей. Игроки

становятся в круг, взрослый, находящийся в его центре, бросает мяч любому

 ребенку и называет животное или имя. Ребенок, который поймал мяч,

или имени. Например: кошка  —  мяукает; собака  —  гавкает; Петя  —

 играет; Света  —  рисует и т. п.

Игра «Выполни действие»

Цель игры: научить ребенка использовать в речи глаголы повелительного

наклонения.

Оборудование: игрушки и предметы, окружающие ребенка.

Ход  игры.  Взрослый  дает  ребенку  задания,  которые  быстро  следуют

 друг  за  другом, например: иди — садись — встань — прыгай — стой и т. п.

 

Имя числительное, местоимение, наречие

Игра «Подбери слово»

Цель игры: научить ребенка правильно использовать в речи местоимении.

Оборудование: мяч.

Ход игры. Взрослый бросает ребенку мяч и называет одно полное

нераспространенное предложение и начало следующего: я стою — ты ..., мы

идем — они ..., ты сидишь — я... и пр. Задача ребенка —поймать мяч и

назвать нужное действие.

Игра «Посчитай»

Цель игры: научить ребенка порядковому счету до 5 и обратно,

согласовывать количественные числительные с существительными.

Оборудование: детское лото

Ход  игры.  Взрослый  дает  ребенку  игровые  карты,  а  сам  берет маленькие 

карточки  и начинает задавать вопросы:  «У  тебя есть одно ведро?»,  «Дв

е куклы?» и  т. д. Ребенок должен увидеть  на  своих  картинках  то  же 

изображение,  что  помещено  на  маленькой  карточке,  и ответить,

например: «У меня одно ведро».

Игра «Слова»

Цель игры: пополнить словарный запас ребенка.

Оборудование: мяч.

Ход  игры.  Взрослый  бросает  мяч  ребенку  и  называет  действие  или

 признак  действия.

Задача  малыша  поймать  мяч  и  назвать  слово,  противоположное 

 сказать  «медленно».  Если  ребенку  трудно  сразу ответить, можно ему

помочь.


 

Игры на развитие речи детей 3 лет

Игры на развитие речи детей 3 лет

Он должен вместе со взрослым считать от 1 до 5, приближая ладони друг к другу, но не хлопая

Он должен вместе со взрослым считать от 1 до 5, приближая ладони друг к другу, но не хлопая

Игру можно провести иначе, с участием 4—5 человек, которые становятся в шеренгу

Игру можно провести иначе, с участием 4—5 человек, которые становятся в шеренгу

Цель игры: научить ребенка соотносить слова с изображением на картинке

Цель игры: научить ребенка соотносить слова с изображением на картинке

Задача ребенка — догадаться какое настроение передает взрослый, а потом попробовать повторить слова с той же интонацией

Задача ребенка — догадаться какое настроение передает взрослый, а потом попробовать повторить слова с той же интонацией

Задача ребенка заключается в том, чтобы запомнить в каком порядке произносились звуки и повторить их

Задача ребенка заключается в том, чтобы запомнить в каком порядке произносились звуки и повторить их

Какого это цвета? Игра «Разложи правильно»

Какого это цвета? Игра «Разложи правильно»

Ход игры. Взрослый и ребенок становятся друг к другу лицом и выбирают любую тему

Ход игры. Взрослый и ребенок становятся друг к другу лицом и выбирают любую тему

Предметы нужно называть вместе с их признаком, например, желтый цветок, зеленый мяч и т

Предметы нужно называть вместе с их признаком, например, желтый цветок, зеленый мяч и т

Игра «Домашние животные» Цель игры: научить ребенка различать голоса домашних птиц и животных, подражать им

Игра «Домашние животные» Цель игры: научить ребенка различать голоса домашних птиц и животных, подражать им

Имя числительное, местоимение, наречие

Имя числительное, местоимение, наречие