Игры на развитие речи детей 3 лет.
Игры на развитие речевого и фонематического слуха
Игра «Кто так говорит?»
Цель игры: научить ребенка отличать животных по голосам и подражать им.
Оборудование: мяч.
Ход игры. В игре может участвовать 4—5 человек. Дети встают полукругом, в центре
которого становится воспитатель с мячом в руках. Он бросает мяч кому-нибудь из детей и
называет любое животное. Ребенок должен поймать мяч, вспомнить, как «разговаривает»
названное животное, и изобразить его.
Эту же игру можно проводить и по-другому: воспитатель бросает мяч ребенку и
говорит: «Покажи, как гавкает собака (или мяукает кошка)».
Игра «Угадай, кто тебя позвал»
Цель игры: научить ребенка узнавать другого человека по голосу.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. В игре должны принимать участие не менее 3 детей. Один из них становится в
центре и закрывает глаза. Воспитатель (взрослый) указывает на кого-то из остальных и просит,
не называя своего имени, позвать стоящего в центре. Ребенку нужно угадать, кто его позвал.
Если он угадывает, то встает в круг, а тот, кого угадали, — в центр.
Игра «Хлопай на счет «пять»
Цель игры: научить ребенка считать до 5 и выполнять действия по просьбе взрослого.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. В игру можно играть как вдвоем, так и группой. Ребенок садится напротив
взрослого, который говорит, что сейчас он начнет считать до 5 и как только произнесет «пять»,
малышу нужно один раз хлопнуть в ладоши. Он должен вместе со взрослым считать от 1 до 5,
приближая ладони друг к другу, но не хлопая.
Игра «Хлопай на счет «пять» 2-3 раза проводится правильно, а потом
взрослый начинает нарочно путаться. Например, он приближает ладони,
когда хочет произнести какое-то число, но не хлопает
Игра «Что это за звук»
Цель игры: научить ребенка отличать одни звуки от других, атак же
заданный звук в начале слова.
Оборудование: картинки, на которых написаны слова, известные ребенку,
и в которых содержится определенный гласный или согласный звук.
Ход игры. В игру вполне можно играть вдвоем или с 3—5 детьми
показывать им картинки и называть их. Дети должны внимательно
слушать и попытаться отгадать, какой звук есть во всех названиях.
Сначала несколько картинок можно разобрать и произнести вместе.
Найденный звук должен произноситься четко.
Игра «Слушай внимательно»
Цель игры: развить у ребенка остроту слуха,
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. В игру можно играть вдвоем. Взрослый и ребенок встают друг от друга на
расстоянии 1,5—2 м. Взрослый шепотом произносит слова, известные ребенку, например, дом,
кот, мама, стол и т. п. Ребенок должен повторить, что он услышал. Потом можно поменяться
ролями.
Игру можно провести иначе, с участием 4—5 человек, которые становятся в шеренгу.
Водящий находится на определенном расстоянии от них и четким шепотом отдает детям
команды, например, присесть, встать на цыпочки, попрыгать и т. п. Задача детей правильно
услышать команду и выполнить ее.
Игра «Слушай внимательно и выполняй»
Цель игры: научить ребенка выполнять просьбы и задания,
Оборудование: игрушки и предметы, знакомые ребенку.
Ход игры. Играть можно вдвоем или группой. Взрослый садится от ребенка пли детей на
определенном расстоянии и дает задания, например, принести игрушку, отнести чашку,
посадить куклу в коляску и т. п. Если играет группа детей, то задания даются конкретному
ребенку, а остальные должны сидеть тихо и не подсказывать.
Игра «Выбери картинку»
Цель игры: научить ребенка находить картинку, название которой содержит
определенный звук.
Оборудование: картинки, известные ребенку.
Ход игры. Взрослый показывает ребенку картинки на определенный звук, например, [п]
папа, поле и т. п., а ребенку нужно повторять за ним слова. Потом взрослый должен объяснить,
что все названные слова начинаются на звук [п], и перемешать картинки с другими, в названии
которых этого звука нет. Задача малыша — вспомнить и выбрать из них те, которые были
показаны.
Игра «Лото»
Цель игры: научить ребенка соотносить слова с изображением на картинке.
Оборудование: детское лото.
Ход игры. Игру лучше всего проводить с группой детей из 4—5 человек. Взрослый
раздает детям игровые карты, которые поделены на несколько сегментов с изображением
какого-то конкретного предмета в каждом, а сам показывает маленькие карточки, называя
данное изображение. Если у ребенка в игровой карте есть этот предмет, то он называет его и
забирает карточку у ведущего. Выигрывает тот, кто первым закроет свою карту.
Игры на развитие голоса
Игра «Протяни звук»
Цель игры: помочь ребенку развить речевое дыхание.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. В игру нужно играть, разбившись на пары. Дети становятся лицом друг к
другу и по сигналу взрослого глубоко вдыхают и начинают тянуть опреде ленный гласный звук
(а, о, у, и, э). Выигрывает тот, кто дольше протянул звук, не делая дополнительного вдоха.
Игра «Повтори за мной»
Цель игры: научить ребенка подражать, выразительности речи и мимике.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. В эту игру можно играть как вдвоем, так и разбившись на пары. Взрослый
изображает поочередно сначала веселого, потом грустного, сердитого и удивленного человека,
при этом произнося с определенной интонацией «ах-ах-ах», «ай-ай-ай», «о-го-го», «ох-ох-ох»,
«ой-ой-ой» и выражая эмоции мимикой. Задача ребенка — догадаться какое настроение
передает взрослый, а потом попробовать повторить слова с той же интонацией.
Игра «Уложи куклу
Цель игры: развить плавность голоса ребенка, спать»
Оборудование: коляска и кукла.
Ход игры. Ребенок стоит рядом с коляской и держит на руках куклу. Взрос лый
объясняет малышу: «Кукла устала, плачет и хочет спать. Покачай ее немного. Но сначала
посмотри, как это нужно делать». После этих слов взрослый берет куклу на руки и напевает: «
А-а-а!». а уже затем эти действия выполняет ребенок.
Игра «Эхо»
Цель игры: развить силу голоса ребенка.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. В игру можно играть вдвоем или с большим числом игроков, главное, чтобы
участников было с четное количество. Игроки разбиваются на пары и становятся лицом друг к
другу. Одна шеренга громко произносит сочетания гласных звуков, например, ау, оу, ио, аи и
пр., а вторая тихо их повторяет.
Игры на развитие слоговой структуры слова
Игра «Повтори по порядку»
Цель игры: научить ребенка запоминать и повторять звуки в той
последовательности, в которой он их услышал.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Взрослый называет ребенку в определенной
последовательности 2—3 гласных звука, например, [у-и-а] или [а-о-у].
Задача ребенка заключается в том, чтобы запомнить в каком порядке
произносились звуки и повторить их.
Игра «Повтори по слогам».
Цель игры: научить ребенка проговаривать слова по слогам.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Взрослый называет ребенку слова, которые он знает и
звуки в которых произносит правильно. Малыш должен по вторить названные слова, соблюдая
при этом деление на слоги. Например, ок-но (2 слога), кош-ка (2 слога), дом (1 слог) и т. д.
Игры на расширение словарного запаса, совершенствование
грамматического строя
Имя существительное
Игра «Что это такое?»
Цель игры: пополнить словарный запас ребенка словами, которые
обозначают предметы, их признаки и действия.
ЕСЛИ ребенок справляется с гласными, можно предложить ему слоги:
сначала прямые (в которых на первом месте стоит согласный звук, а на
втором - гласный), затем обратные (в которых на первом месте стоит
гласный звук, на втором —согласный).
Оборудование: игрушки и различные предметы, знакомые ребенку,
картинки, на которых изображены действия с предметами.
Ход игры. В эту игру можно играть вдвоем или группой. Взрослый
показывает ребенку
разные игрушки и предметы и задает вопросы: кто это или что это? В
ответ ребенок должен назвать предмет. Потом взрослый показывает
ребенку картинки и опять задает вопросы: кто это или что это? Что он (она)
делает? Какого это цвета?
Игра «Разложи правильно»
Цель игры: научить ребенка сравнивать.
Оборудование: картинки из лото, известные ребенку, например игрушки,
посуда, мебель, одежда и т. д.
Ход игры. Взрослый показывает и называет маленькую карточку с
изображением, если она подходит ребенку он берет ее себе. Игра ведется до
тех пор, пока не закроются карты.
Игра «Выбери правильно»
Цель игры: пополнить словарный запас ребенка словами, которые
обозначают предметы мужского и женского гардероба.
Оборудование: карточки с изображениями предметов мужской и женской
одежды, обуви, головных уборов.
Ход игры. Игру можно проводить как соревнование. В таком случае,
выбираются двое детей: мальчик и девочка. Девочке нужно выбирать
картинки с мужской одеждой, а мальчику — с женской.
Игра «Животные»
Цель игры: научить ребенка различать диких и домашних животных.
Оборудование: карточки, на которых изображены животные, две
картинки большего размера с изображениями леса и дома.
Ход игры. Взрослый раскладывает карточки перед ребенком и просит
отложить картинки с домашними животными к картинке с домом, а диких
— к картинке с лесом. В эту игру можно играть и с группой детей.
Игра «Ответь на вопрос»
Цель игры: пополнить словарный запас ребенка новыми
существительными на темы «Овощи», «Фрукты», «Животные», «Деревья» и
т. д.
Оборудование: мяч.
Ход игры. Взрослый и ребенок становятся друг к другу лицом и выбирают
любую тему. Затем взрослый бросает ребенку мяч и задает вопрос, например:
Что растет в саду? Кто живет в лесу? и т. д. Ребенок должен поймать мяч и
ответить на вопрос.
Игра «Назови предмет»
Цель игры: научить ребенка находить подходящие по смыслу предметы
и развивать фразовую речь.
Оборудование: любые предметы, знакомые ребенку.
Ход игры. Взрослый предлагает ребенку найти и назвать предмет, из
которого едят, пьют, которым открывают дверь, режут и т. п. Если ребенок
правильно называет и показывает предметы, то можно переходить к
составлению предложений, например: «Из чашки пьют чай», «Ключом
открывают дверь» и т. д.
Игра «Отгадай загадку»
Цель игры: расширить словарный запас ребенка, развить его
сообразительность.
Оборудование: игрушки или картинки.
Ход игры. Взрослый выставляет игрушки или раскладывает картинки по
количеству загадок. Затем он зачитывает понятные и простые для ребенка
загадки. Если ребенок отгадал, он выбирает необходимую игрушку или
картинку.
Имя прилагательное
Игра «Назови предметы»
Цель игры: научить ребенка согласовывать прилагательные с
существительными.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Игру можно проводить как с одним ребенком, так и с группой
детей. Игроки договариваются называть предметы одного цвета или размера,
которые находятся вокруг, но не рядом. Предметы нужно называть вместе с
их признаком, например, желтый цветок, зеленый мяч и т. д.
Игра «Какого это цвета»
Цель игры: научить ребенка различать цвета, оттенки; согласовывать существительные
и прилагательные.
Оборудование: карточки с изображением знакомых ребенку предметов и
квадратиков (кружочков) разных цветов, которые соответствуют цветам и
количеству предметов.
Ход игры. Картинки и квадратики взрослый распределяет между собой
и ребенком поровну. После чего он называет предмет, а малыш находит
квадратик подходящего цвета и вместе с взрослым проговаривает
словосочетания, например, красная ягода, зеленый лист, синий мяч и т. д.
Глагол
Игра «Что я делаю?»
Цель игры: пополнить словарный запас ребенка новыми глаголами.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Взрослый дает ребенку задание, которое тот должен изобразить
жестами и мимикой. Например, ты спишь, ты ешь, ты рисуешь и т. д.
Действия, которые необходимо изобразить ребенку должны быть самыми
простыми.
Игра «Выполни последовательно»
Цель игры: научить ребенка употреблять в речи глаголы повелительного
наклонения в единственном числе.
Оборудование: любимая игрушка ребенка.
Ход игры. Взрослый говорит ребенку: «Вот твоя любимая игрушка. А ты
умеешь с ней играть? Давай уложим ее спать, а потом накормим и
поиграем с ней». В том случае, если ребенку сложно выполнить ряд
последовательных действий, то взрослый должен показать ему от начала и
до конца, а потом инструктировать ребенка.
Игра «Домашние животные»
Цель игры: научить ребенка различать голоса домашних птиц и животных,
подражать им.
Оборудование: карточки с изображением домашних птиц и животных
(гусь, кошка, собака, петух, курица, корова, лошадь).
Ход игры. Взрослый показывает ребенку картинку с домашним животным
или птицей, а ребенок должен показать как они «разговаривают». Например,
«кря-кря-кря» — крякает утка.
Игра «Кто что делает»
Цель игры: научить ребенка правильно использовать в речи глаголы III
лица единственного числа настоящего времени.
В игру «Что я делаю?» можно играть вдвоем и по очереди быть водящим
или с небольшой группой детей, состоящей из 3 - 4 человек.
Оборудование: мяч.
Ход игры. В игру можно играть как вдвоем, так и с группой детей. Игроки
становятся в круг, взрослый, находящийся в его центре, бросает мяч любому
ребенку и называет животное или имя. Ребенок, который поймал мяч,
или имени. Например: кошка — мяукает; собака — гавкает; Петя —
играет; Света — рисует и т. п.
Игра «Выполни действие»
Цель игры: научить ребенка использовать в речи глаголы повелительного
наклонения.
Оборудование: игрушки и предметы, окружающие ребенка.
Ход игры. Взрослый дает ребенку задания, которые быстро следуют
друг за другом, например: иди — садись — встань — прыгай — стой и т. п.
Имя числительное, местоимение, наречие
Игра «Подбери слово»
Цель игры: научить ребенка правильно использовать в речи местоимении.
Оборудование: мяч.
Ход игры. Взрослый бросает ребенку мяч и называет одно полное
нераспространенное предложение и начало следующего: я стою — ты ..., мы
идем — они ..., ты сидишь — я... и пр. Задача ребенка —поймать мяч и
назвать нужное действие.
Игра «Посчитай»
Цель игры: научить ребенка порядковому счету до 5 и обратно,
согласовывать количественные числительные с существительными.
Оборудование: детское лото
Ход игры. Взрослый дает ребенку игровые карты, а сам берет маленькие
карточки и начинает задавать вопросы: «У тебя есть одно ведро?», «Дв
е куклы?» и т. д. Ребенок должен увидеть на своих картинках то же
изображение, что помещено на маленькой карточке, и ответить,
например: «У меня одно ведро».
Игра «Слова»
Цель игры: пополнить словарный запас ребенка.
Оборудование: мяч.
Ход игры. Взрослый бросает мяч ребенку и называет действие или
признак действия.
Задача малыша поймать мяч и назвать слово, противоположное
сказать «медленно». Если ребенку трудно сразу ответить, можно ему
помочь.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.