Дидактические игры на уроках математики
Оценка 5

Дидактические игры на уроках математики

Оценка 5
docx
17.11.2021
Дидактические игры на уроках математики
Дидактические игры на уроках математике_.docx

Некоторые примеры дидактических игр и игровых моментов

Игра «Испорченный телефон» по теме: “Тождества сокращенного умножения” в 7 классе.

        Учитель выдаёт листочки с заданиями ученикам, сидящим за первыми партами, и сообщает, что нужно либо раскрыть скобки в алгебраическом выражении, либо разложить многочлен на множители. Ребята выполняют задание, отрывают своё решение и передают результат следующему участнику игры. Тот делает то же самое и т. д. Например, первый ученик получил задание: разложить на множители х2 – 9. Ученик раскладывает эти многочлены на множители, и другой ученик уже получает другое задание:   раскрыть скобки (х-3) (х+3).Этот ученик уже раскрывает скобки и передаёт  следующему ученику полученные многочлены и т. д. Выигрывает та команда, которая быстро и верно выполнила задание. Ученики поощряются хорошими оценками.

Игра «Математическое лото» по теме «Действия над десятичными дробями».

     Правила игры (индивидуальное лото): в специальном конверте ученикам предлагается набор карточек. Обычно их больше, чем ответов на большой карте, которая тоже вложена в конверт. На большой карте нарисовано 4 прямоугольника, а у ученика 8 карточек таких же размеров с записанными на них упражнениями. Ученик достает из конверта карточку, решает пример и накрывает ею соответствующий ответ. Карточки накладываются лицевой стороной вниз. Если все примеры решены правильно, то обратные стороны наложенных карточек составляют какой – то условный шифр: рисунок, чертеж, букву. Проходя по рядам, мне легко определить результат работы.

     Второй вариант: работа в парах.   После  вычисления примеров я достаю из мешочка «бочонки» с ответами и называю число.  Если в примерах получился такой ответ, то ребята поднимают руку и получают бочонок.  Чья карточка заполнится первой, та пара побеждает.

 

Карточка 1

8,4:7                     63,97+36,03                  11,15-10,25              1,1*3

0,5*40                  51,6-34,8                       0,25+0,15             0,602:2

Карточка 2

3,3+1,2                 3,6:9                              9,7-6,4                     15,8*2

38,1*2                  100-80,6                   2,12+2,37                 4:0,8

Карточка 3

10:25                 20,2+11,4             32,6-13,2                    1000*0,1

10,72-6,21       1,6*0,3                   6,6:2                           0,4+0,5

Карточка 4

33+43,2                     10,58-1              7,5:1,5                       6*0,2

50,6-19                     2,3+2,5                  2,1*8                          16,5:5

На «бочонках» прикреплены следующие ответы.

1,2;       16,8;      0,9;      5;       4,8;        0,4;        9,58;     4,51;        4,81;      20;                   

19,4;       76,2;     0,301;        31,6;          3,3;        100 

 

Игра «Магические квадраты».

1) В клетки квадрата записать такие числа, чтобы сумма чисел по любой вертикали, горизонтали была равна 0.

2) Записать в клетки квадрата числа -1; 2; -3; -4; 5; -6; -7; 8; -9 так, чтобы произведение по любой диагонали, вертикали, горизонтали было равно положительному числу.

Игра «Решить анаграмму».

Решить анаграмму – значит определить исходное слово. Анаграммы помогают усвоению математических понятий. Интересны для ребят случаи, когда в упражнении включено задание: «Решить анаграммы и исключить лишнее слово». Например, при изучении темы «Шар» (11 класс) предлагаюлогическую задачу.

          Решить анаграммы и исключить лишнее слово:

г у к р              н о с т ь ж у к р о               а р ш

м е т  а д и р                  р а ф е с

Здесь лишних слов нет, т.к. все термины связаны с понятием «шар».(Круг, окружность, шар, диаметр, сфера).

Другой дидактической целью использования анаграммы может быть введение нового математического понятия.

          Учащимся предлагается решить анаграммы и исключить лишнее слово:

ч а д а з а             м е н п е р н а е я              в а р у н и е н е

                     ц и я к у н ф

Учащиеся рассуждают: исходные слова – задача, переменная, уравнение, функция. Так как задача решается путем составления уравнения, содержащее переменную, то лишним словом будет – функция. Сразу возникает вопрос: «что такое функция?». Таким образом, перехожу к изложению материала по теме «Функция». 

 Игра «Забег по кругу».

        На доске записана цепочка примеров, которые нужно выполнить строго по указанию стрелки. При правильном выполнении заданий получают первое число цепочки. Эти игры помогают усвоить все действия с целыми числами, вычислительные навыки, сообразительность, внимательность.

Игра «Цветочек».

В листе цветка помещается дробь, которую нужно сложить, умножить, разделить, вычесть. Дроби, с которыми нужно произвести эти действия, записаны на лепестках цветка.     

                  1) 1,5 ∙ 0,2          3) 3,4 : 0,2               5) 4,02 + 0,2

                  2) 3,75 ∙ 0,2       4) 0,08 + 0,2             6) 5,3 – 0,2

       После того, когда ученики выполнят указанные действия, рисует на доске такой же цветок тот, кто первым выполняет все вычисления, только в лепестках пишет результаты вычислений.

Игра «Беглый счет» – показываю карточку и тут же прочитываю громко задание. Учащиеся устно выполняют задания и сообщают свои ответы.

Игра «Равный счет» - на доске записываю упражнение с ответом. Ученики должны придумать свои примеры с тем же ответом.

Игра «Лесенка» – на каждой ступеньке записываю задание. Класс разбиваю на группы (команды). Каждый член группы выполняет действие на своей ступеньке. Если ошибся - упал с лесенки. Вместе с неудачником может выбыть и вся группа. Выигрывает та группа, которая быстрее добралась до верхней  ступеньки. Ребята с увлечением выполняют такое задание, когда наградой служит право дополнить рисунок (изобразить дым, разжечь печь и т.д.).

Игра «Не зевай» – ученикам каждого ряда даю по карточке. У первого ученика в ряду задание  записано полностью, а у всех остальных вместо первого числа стоит  многоточие. Что скрывается за многоточием, ученик узнает только тогда, когда его товарищ, сидящий впереди, сообщит ему ответ в своем задании. Этот ответ и будет недостающим числом. При таком устном счете все должны быть предельно внимательны, поскольку ошибка одного участника, зачёркивает работу всех остальных.

Игра «Кубик-экзаменатор» – на каждой грани кубика записываю выражение, формулу или ее часть. Вызванный ученик подбрасывает кубик и комментирует выпавшую ему на верхней грани часть формулы. Например, по теме «Формулы сокращённого умножения», на гранях кубика записаны формулы: а2 – в2; (а - в)2; х3 + у3; х2 – 2ху + у2; (а + в)2; х3 – у3.

Игра «Молчанка».

         Сигнальные карточки (красная, зеленая) очень помогают мне дисциплинировать учеников и одновременно получить информацию об усвоении материала.

        Правила игры: при устном опросе, если ученик за партой согласен с ответом, то он поднимает зеленую карточку, а если нет – красную. Таким образом, каждый ученик имеет право высказаться. Если условиться, что зеленая карточка соответствует утверждению «истинно», а красная «ложно», то можно провести много устных упражнений.

Игра «Математическая викторина».

Использую на уроках математики для повторения материала. Она позволяет активизировать деятельность учащихся, прививать им интерес к предмету. Можно проводить викторину для групп учащихся (обычно деление по рядам) или индивидуально для каждого ученика. Итоги этапов групповой викторины фиксирую на доске, а индивидуальной – путем дачи жетонов. Ответы требую полные и обоснованные.

Игра «Кодированные задания».

            На доске записан ряд заданий и ответы к нему, закодированные буквами или цифрами. Ребята выбирают верный ответ и записывают букву – код. В результате завершения выполнения задания появляется слово или целое предложение, пословица. Но слово можно догадаться по смыслу. Я использую шифровку-набор цифр. Например, по теме «Деление на десятичную дробь». Самостоятельно выполните вычисления. Зачеркните в таблице буквы, соответствующие найденным ответам. Оставшиеся буквы позволят прочитать слово, которое будет вам наградой.

37,85 : 0,1;      42,396 : 0,001;        37,85 : 0,001;      10 : 0,001;       3,875 : 0,001;     37,85 : 0,01

 

3,785

37850

3875

0,3875

42396

378,41

378,5

М

А

Ж

О

Б

Л

В

4,23

10000

0,38

3,7851

36,4

47,81

 

О

З

Д

К

Е

Ц

 Должно остаться слово «молодец».

Игра «Берегись ошибиться».

          Каждый ученик ответ записывает на листочках. Вопросы проектируются на экран и озвучиваются. Например, по теме «Производная» предлагаю такие вопросы:

Ø записать определение производной с помощью математических символов;

Ø записать правила дифференцирования;

Ø найти производную функции у = 0,25х4– 0,5х2 +7х – π;

Ø геометрический смысл производной;

Ø в каком случае функция возрастает на некотором промежутке;

Ø найти производную функции у = .

Игра «Геометрическая перестрелка».

           Заранее определяю те вопросы, которые будут главным содержанием игры. Эти вопросы предлагаю учащимся. Класс разбивается на четное количество команд, лучше, если эти команды одинаковы по силе, знаниям. Проводится жеребьевка. Игру начинает игрок №1 одной из команд. Он задает вопрос любому игроку из команды - соперницы. В  течение 5 - 7 секунд должен быть дан четкий, правильный ответ, записана формула. Засчитывает ответ судья, который при правильно выполненном задании поднимает красный флажок, при неправильно выполненном - синий. Если участник верно выполнил задание, то очередь задать вопрос предоставляется ему. Если же участник не смог выполнить задание  он выбывает из игры, команда теряет игрока и очко. А игрок команды – соперницы отвечает на свой вопрос и имеет право задать новый вопрос другому игроку. Выигрывает та команда, которая меньше потеряла игроков.

Игра «Математическая эстафета».

          Эту игру обычно применяю при проверке умений пользоваться формулами, решать несложные задачи. Эстафету можно проводить с помощью карточек или с помощью доски. Таблицы составляются совершенно одинаковой сложности для каждого ряда. По моей команде ученик,сидящий за 1 партой, начинает заполнение 1 пустой клетки таблицы. Заполнив,он передает таблицу соседу и т. д. Последний ученик в ряду, выполнив задание, кладет карточку на учительский стол. Учитель проверяет правильность заполнения таблицы.

Игра «Кроссворд».

         При создании кроссворда необязательно симметрия в размещении клеток. Важно использовать идею этой игры для включения учащихся в активную умственную деятельность. Фигуру кроссворда можно спроектировать на доску, можно оформить на отдельных листах для команды или отдельного ученика. Использую кроссворды, составленные детьми по различным темам в качестве домашних контрольных работ или на конкурсах в ходе математических недель.

Игра  «Авторалли».

        Все ребята в классе делятся на экипажи по 2-3 человека. Каждому экипажу раздаётся  игровое поле (карта движения с маленькими машинками и фишками) кружочками обозначены задания определенного номера. По цвету кружочка можно определить сложность задания. Экипажи по очереди кидают кубик и, двигаясь к финишу, выполняют задание, номер которого выпадает на игровом поле. По мере выполнения задания экипаж выполняет самопроверку и взаимопроверку. В экипаже штурман отвечает за оценивание работы каждого члена и в маршрутном листе отмечает результат выполнения заданий. При выставлении оценки в журнал учитывается количество правильно выполненных заданий,  их сложность.

Игра «Математический листопад».

         Такую игру провожу в 5 классе при обобщении темы «Натуральные числа и шкалы».

Ребята соревнуются по парам. На игровом поле выбирают номер вопроса. Отвечают все пары, зарабатывая жетоны в виде клинового листа. Задания использую разнообразные

( которые требуют письменные ответы и устные, связанные с историей натуральных чисел, на смекалку и т. д.). В финале игры ребята оценивают себя по количеству жетонов с использованием оценочной таблицы. Игра завершается имитацией листопада (подбрасывают клиновые листы) с музыкальным сопровождением.

Игра «Что? Где? Когда?».

         Правила игры: в игре участвуют 3 команды. Капитан команды выбирает номер задания, и команда приступает к выполнению. Время каждого задания ограничено. За время игры все квадратики должны быть открыты.

Внимание! Цвет каждого квадратика выбран не случайно. От цвета квадрата зависит уровень сложности задания. (Диск, презентация №6).

 

Игра «Найди сундук».

          Игра рассчитана на один урок и предполагает индивидуальную форму работы. Задача игрока - добраться до сундука с сокровищами. Для этого необходимо, прочитать параграф, выписать необходимые формулы, пройти по схеме и выполнить предложенные задания. Задания 3 типов, при этом задачи одного типа отличаются уровнем сложности и имеют разную стоимость. Путь по схеме каждый игрок выбирает самостоятельно. Решения всех задач записываются на отдельном листе, а уровень сложности отмечается соответствующим значком. Оценка выставляется в соответствии с количеством набранных баллов по таблице. Если задача  I уровня   не сделана или решена неверно, то баллы не начисляются. При наличии ошибок или недочетов в решении задачи II и III уровней  конечная стоимость может быть снижена на балл. При затруднении в разборе теории и решении задач предусмотрены консультации. Каждый игрок получает комплект, состоящий из схемы, таблиц «стоимость задач», «критерии оценки», карточка с заданиями,  карточка с ответами.

Игра «Замок старца Фура».

           Класс делится на группы. Перед каждой группой стоит задача достичь вершины старинной башни, которая изображена на доске или экране, набрав наибольшее количество очков, имея наименьшее количество пленников. Чтобы достичь вершины, необходимо пройти 3 уровня. Проводится жеребьевка. Для преодоления 1 уровня  каждая группа должна выполнить задание 1. Одна группа решает задание на закрытой доске, ее задача выполнить задание первой, иначе  некоторые члены группы попадут в плен к старцу, (число пленников определяется количеством групп, обогнавших ее в решении). Для своего освобождения пленники должны решить задания, полученные от старца. Если верно решил – группе 1 очко, если неверно- группа теряет 1 очко. Группа, набравшая наибольшее количество очков и имеющая наименьшее число пленников получает 5 очков, следующая - 4 и т.д. Пример игры по теме «Деление десятичных дробей» на уроке в 5 классе. Необходимо пройти три уровня:

I уровень       Вычислить: 46,08:0,384; 22,256:20,8; 0,039:0,15; 0,872:2,18.

II уровень       Решить задачу: велосипедист на соревнованиях проехал 161,5км за 3,8ч. Вычисли скорость велосипедиста.

III уровень    Решить уравнения: 1,7х=11,05; 10,3х=0,7004; 7,3х=0,803.

 Игра  «Соревнование художников».

         Например, по теме: «Прямоугольная система координат на плоскости» (6 класс).

На карточке записаны координаты точек: (0;0),(-1;1),(-3;1),(-2;3),(-3;3),(-4;6),(0;8),(2;5),(2;11),(6;10),(3;9),(4;5),(3;0),(2;0),(1;-7),(3;-8),(0;-8),(0;0). Отметить на координатной плоскости каждую точку и соединить с предыдущей точкой отрезком. Результат – определенный рисунок. Эту игру можно провести с обратным заданием: нарисовать самим любой рисунок, имеющий конфигурацию ломаной и записать координаты вершин. Эта игра очень нравится учащимся. Некоторые задания к игре ребята придумывают самостоятельно в рамках мини – проекта.

Игра «Испорченный телефон» (игра для 5-11 классов).

         Для игры класс делится на команды (по рядам). В качестве примера приведу игру по теме: “Тождества сокращенного умножения” в 7 классе. (Приложение №1, пример №2).  Примеры некоторых тем, при изучении которых я использую “Испорченный телефон”.

1.             5-й класс “”Числовой луч. Одни учащиеся отмечают указанные точки на числовом луче, другие выписывают координаты поставленных точек.

2.             6-й класс. “Измерение углов. Транспортир”. Одни ученики строят заданные углы, другие находят градусные меры построенных углов.

3.             6-й класс. “Распределительный закон умножения”. Задание: раскрыть скобки или вынести множитель за скобки.

4.             6-й класс. “Координатная прямая. Координатная плоскость”.

5.             7-й класс. “ Разложение многочлена на множители”. Задание: разложить многочлен и раскрыть скобки.

6.             7-й класс. “Линейная функция”. Задание: Построить график линейной функции по формуле или задать построенную прямую формулой.

7.              8-й класс. “ Приведённые квадратные уравнения. Теорема Виета”. Задание: решить приведённое квадратное уравнение и составить приведённое квадратное уравнение, ели известны его корни.

8.             8-й класс. “Квадратная функция”. Задание по графику квадратичной функции определение знаков а, в, с и D и построение эскиза параболы, если известны знаки а, в, с и D.

9.             9-й класс. “Уравнение окружности”. Задание: по уравнению окружности начертить график и составить уравнение окружности по графику.

 11-й класс. “Правила дифференцирования и интегрирования”. Задание: найти производную функции и восстановить функцию по производной.

 

 

 

 

 


 

Некоторые примеры дидактических игр и игровых моментов

Некоторые примеры дидактических игр и игровых моментов

Карточка 4 33+43,2 10,58-1 7,5:1,5 6*0,2 50,6-19 2,3+2,5 2,1*8 16,5:5

Карточка 4 33+43,2 10,58-1 7,5:1,5 6*0,2 50,6-19 2,3+2,5 2,1*8 16,5:5

Игра «Забег по кругу».

Игра «Забег по кругу».

Игра «Молчанка».

Игра «Молчанка».

Игра «Геометрическая перестрелка»

Игра «Геометрическая перестрелка»

Все ребята в классе делятся на экипажи по 2-3 человека

Все ребята в классе делятся на экипажи по 2-3 человека

Каждый игрок получает комплект, состоящий из схемы, таблиц «стоимость задач», «критерии оценки», карточка с заданиями, карточка с ответами

Каждый игрок получает комплект, состоящий из схемы, таблиц «стоимость задач», «критерии оценки», карточка с заданиями, карточка с ответами

Распределительный закон умножения”

Распределительный закон умножения”
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.11.2021