Секреты подготовки и проведения интересного урока
Оценка 5

Секреты подготовки и проведения интересного урока

Оценка 5
docx
10.10.2021
Секреты подготовки и проведения интересного урока
Секреты подготовки и проведения интересного урока_.docx

 

 

 

 

"Секреты подготовки и

проведения интересного урока

(из опыта работы)"

 

 

 

 

 

 

 

 


 

"Секреты подготовки и проведения интересного урока

(из опыта работы)"

 

Учиться надо весело.

Чтобы переваривать знания,

нужно поглощать их с аппетитом.

 

Школьные уроки — это дорога к вершинам знаний, процесс совершенствования и интеллектуального роста ученика. На каждом из них рождаются будоражащие детское сознание мысли и невероятные открытия или же беспросветная скука и опасное безделье. Насколько ценными и интересными будут секунды и минуты, часы и годы, проведенные учеником за школьной партой, во многом зависит от стараний учителя.

 

Анатоль Франс очень точно подметил важность необычной подачи учебного материала, сказав: «Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом». Многие опытные и начинающие педагоги задаются вопросом, как провести интересный урок? Такой, чтобы ребята боялись на него опоздать, а после звонка не спешили покидать класс.

Как разбудить «аппетит» учеников к новым познаниям? Как сделать каждый урок интересным и необычным? Давайте поговорим об этом.

 

Секреты подготовки и проведения интересного урока

Итак, каждый урок должен вызывать у ребенка заинтересованность. Вспомним, как готовить и проводить продуктивные и нескучные уроки.  

·           Поставьте себя на место ребенка, не ограничивайте полет фантазии – и нестандартные решения обязательно найдутся. А хорошее владение материалом и педагогическая импровизация позволят провести подготовленный урок интересно.   

·           Всегда помните, что отличное начало урока – залог успеха! Начните занятие активно (можно — с небольшого сюрприза!).

·           Интересный урок всегда разбит на четкие фрагменты с логическими мостами между ними. Каждая отдельная часть занятия не должна быть затянута (в среднем — до 12 минут, за исключением объяснения нового материала).

·           Проявляйте гибкость! Поломка оборудования, усталость учеников или неожиданные вопросы — это ситуации, из которых учитель должен уметь быстро и грамотно находить выход.

·           Не выполняйте всю работу за учеников, не бойтесь творческого шума! Стимулируйте постоянную активность учащихся. Давайте детям простые и логичные инструкции к выполнению заданий любой сложности.

·           Чтобы проводить интересные уроки, постоянно ищите и находите необычные и удивительные факты по каждой теме, которых нет в учебнике. Удивляйте своих учеников и не переставайте удивляться вместе с ними!   

·           Тематические игры сделают урок интересным в любом классе. Игра рождает на уроке непринужденную и раскованную атмосферу, в которой хорошо усваиваются новые знания. К примеру, с помощью передачи небольшого мяча по рядам можно устроить активный блиц-опрос.

·           Используйте работу в группах: такие занятия не только интересны, но и учат ребят принимать коллективные решения, развивают чувство партнерства. Эту форму работы нередко используют для проведения интересного открытого урока.   

  

А теперь познакомимся  с некоторыми приёмами объединения в группы, приёмами, позволяющими оживить урок, провести его нескучно.  

 

Объединение в малые группы

Через работу в постоянных и временных микрогруппах - игро­вых командах - уменьшается дистанция между детьми. Ученики на­ходят подходы друг к другу, в некоторых случаях открывают в себе терпимость и видят её пользу для дела, которым занята малая группа (команда).

Но если педагог сам будет формировать состав временных ко­манд, то многими учениками это будет ощущаться как навязывание чужой воли. Работа в такой назначенной «свыше» компании может восприниматься негативно.

Чтобы избежать этого, лучше всего воспользоваться разными ва­риантами жеребьевок и считалок. Можно использовать те виды жеребьёвок, которыми ученики пользуются во время своих игр во дворе.    

К ним могут быть добавлены и такие варианты.

 

Разрезанная открытка 

Берутся четыре-пять почтовых открыток (одинаковых или разных; лучше - большого формата). Каждая из них разрезается на шесть (четыре, пять) частей. Все части перемеши­ваются. Каждый из учеников вытягивает по фрагменту и ищет свою команду, объединяясь с теми, кому достались фрагменты, необходи­мые для составления целой картинки.

Собрав открытку, компания выбирает себе командное место. Если нужно - оборудует его (сдвигает или раздвигает столы и сту­лья; готовит необходимые для задания «инструменты» - книги, тет­ради, ручки, таблицы, учебные пособия, ватман и т. п.).

Перед сдачей собранной открытки команда договаривается о своем названии, и посыльный выводит его на доске. После того как все ком­пании напишут мелом свои командные названия (вариант: изобразят эмблемы), учитель может приступать к рассказу о том, что командам предстоит выполнить (найти, вспомнить, сочинить, сделать).

Инструкцию о предстоящей работе полезнее давать через сменных посыльных, которых каждая команда высылает к учительскому столу.

 

По алфавиту

Всем ученикам ряда (или линии парт) по сигналу предлагается выстроиться по алфавиту первых букв фамилий или имен участни­ков. Время выстраивания засекают по секундомеру.

Строиться можно по любому «правилу»:

- по длине имен или фамилий;

- по алфавиту фамилий,

- по хронологии дней рождений,

- по возрастанию номеров квартир или домов, в которых живут ученики,

- по номерам телефонов,

- в обратном алфавитном порядке имен,

- сначала имена на «гласные», потом «на согласные» или «через одного» и так далее.

 

Встать «по пальцам»

Исходное положение: все сидят; педагог, закрыв глаза (а лучше - отвернувшись), поднимает над головой несколько пальцев на одной или обеих руках и вслух считает до трех, после чего произ­носит: «Замри!» Он открывает глаза или поворачивается к ученикам. В классе должно стоять ровно столько учеников, сколько было по­казано пальцев.

Встать «по пальцам» - упражнение, в котором каждый из учеников внутренне решает и внешне определяет меру своего участия в выполнении задания. Поэтому оно помогает активизировать ученическую позицию на за­нятии. Это упражнение хорошо выполняется только при условии нацелен­ности каждого на общий результат.

В момент выполнения задания участники практически не знают, кто именно будет «вставшим» и сколько их будет. Готовность каждого встать (если вставших не хватает) или сразу же сесть (если вставших больше, чем нужно) эффективно влияет на общий настрой участников занятий.

Нередко в классе оказываются два-три ученика, которые встают каждый раз, и пять-шесть неработающих. Для изменения такой си­туации можно предложить следующее:

- слишком активных просить включаться в работу через 5-6 се­кунд после первой попытки группы выполнить задание или сформи­ровать из них отдельную команду «судей», которые будут наблюдать за точностью выполнения команды «Замри!», когда ведущий повора­чивается к классу;

- создать отдельную подгруппу из неактивных и для этой под­группы дать новое задание; 

Один из секретиков проведения данного задания-упражнения заключа­ется в мобилизованности самого учителя. Азарт ведущего зажигает и других участников. А возникшая у детей увлеченность обеспечивает уверенность в том, что все предлагаемое педагогом оказывается интересным.

Игровая ценность разминки заключается в своеобразной мобилизации всех работающих. (Готовность к тому, чтобы действо­вать, и к тому, чтобы не шевелиться, - все в зависимости от того, что будут делать те, кто вокруг)

 

 

 

Колечки

Весь класс выходит к доске. Условие: сколько раз ведущий (который становится в сторонке, чтобы его все видели) хлопнет в ладоши, по столько человек, взявшись за руки и дружно произнеся: «Мы готовы!», — ученики образуют «тесное» колечко. Например, после трех хлопков, все разбиваются в колечки по тройкам — кто быстрее!

После первого разбиения на колечки ведущий напоминает обязательное условие: в каждом новом колечке сосед справа и слева должен быть другим. Это приводит к большей суете. Но именно она и нужна, чтобы как следует перемешать весь класс.

После серии хлопков: то четыре, то восемь, то два раза по три или по два хлопка (в достаточно быстром темпе!) — ведущий хлопает так, чтобы число учеников в колечках соответствовало бы групповой работе, намеченной им для урока.

 

Например,  объединив во время пятого кона игрового задания весь класс в колечки-шестерки, учитель объявляет: «СТОП! Каждое колечко — рабочая группа.  Приготовьте себе общее рабочее место (можно сдвигать парты и стулья) и займите его (с тетрадями и ручками).

Это способ объединения в рабочие команды занимает очень мало времени и позволяет ученикам встряхнуться-размяться и (или) обновить свой деловой настрой к восприятию созвучий со сверстниками.

 

 

Выбор водящего (дидактическая жеребьевка) Задания, связанные с объединением в малые группы или выбором водящего и делением на команды позволяют за короткий отрезок времени настроить учеников на  деловой лад и создать  игровую  атмосферу.

Выполнение многих игровых приемов обучения рассчитано на выбор то ведущего, то капитана, то посыльных. Конечно, учителю проще и быстрее назначать их по своему усмотрению. Но это частенько ведет к появлению на уроке различных оспариваний, ученических недовольств, отказов работать. Помочь освободиться ученикам от подобных реакций – задача учителя. И эту задачу он может с успехом выполнить, используя мудрость народной педагогики, содержащуюся, в данном случае, в детских жеребьевках-гадалках-считалках.

Когда дети играют у себя во дворе, то они часто используют различные жеребьевки, которые позволяют без споров, «по справедливости» выбрать того, кто будет водить, или определить очередность вступления в игру ее участников (или команд). Ребят тешит ожидание решения не от разумного расчета, а от случая.

Именно жеребьёвка в условиях игрового пространства заставляют детей в равной степени подчиняться общей воле, являясь главным средством социализации непоседливого ребенка, средством приобщения его к соблюдению этических норм, правил общежития.

Во время работы на уроке в группах, при выполнении заданий  можно использовать следующие игровые приемы.

 

Слепой капитан

Ученики каждого ряда выбирают по капитану, которым завязы­вают глаза, и, руководствуясь указаниями-подсказками только свое­го ряда, они выполняют учебное задание.

В начальной школе:

- вытягивают билетик с заданием для всего ряда (или команды);

- вставляют ответы в столбиках примеров на доске;

- выделяют грамматическую основу в предложении;

- ищут предмет (учебник, таблицу, муляж);

- на ощупь отгадывают муляж, учебное пособие, макет и расска­зывают о нем все, что знают, и т. п.

Подобные задания, как правило, вызывают у учеников большой азарт и надолго запоминаются вместе с тем учебным материалом, который был за­действован в задании.

Чем больше слепых капитанов, тем шумнее, путанее и веселее. Смешная путаница стимулирует стремление учеников в спокойной обстановке (например, дома или на перемене) хорошенько разобраться в проблеме.

 

 

Видимо-невидимо

Игровая форма проведения словарной или терминологической работы по любой теме.

Ученики объединяются  в несколько команд по 5-6 человек. После того как все заняли свои новые (командные) места, учитель вывешивает на доске заранее приготовленный плакат, на котором разными цветами, крупным и мелким (но различимым издали) шрифтом, «вдоль» и «по­перек» написано несколько  слов. По истечении заранее оговоренного времени (40 секунд или минуты) плакат снимается, а ко­манды записывают все запомнившиеся слова.

Затем команды обмениваются своими записями и сверяют их с плакатом, вывешенным для проверки. Командам желательно догово­риться вносить исправления в чужие записи ручкой другого цвета. Проверяющие исправляют ошибки, описки и вписывают «не увиден­ные» другой командой слова, после чего каждый ученик проверяю­щей команды ставит свою подпись.

Проверенные листочки возвращаются прежней команде для «проверки проверяющих» и выяснения возможных недоразумений, после чего определяются победители. Выигрывают те команды, в чьих записях оказалось меньше всего ошибок и пропущенных слов.

Плакаты для задания «видимо-невидимо» могут изготавливаться и самими учениками во время урока. Для этого каждая команда по­сылает человека тянуть жребий - билетик с указанием той или иной темы.

 

 

Кто-о меня-я слы-ы-ышит…

___В классе стоит шум. Рабочий или нерабочий – в данном случае не столь важно, а важно то, что учителю сейчас нужно включиться со своей инициативой. Не стараясь перекричать шум, а, наоборот, очень тихо, себе под нос учитель бубнит: “Кто-о меня-я слы-ы-ышит… поднимите правую руку“. Некоторые ученики наверняка насторожатся.
___Учитель продолжает: “Кто-о меня-я слы-ы-ышит… поднимите обе руки“. В воздух поднимается несколько пар рук.
___“Кто-о меня-я слы-ы-ышит… – все так же тихо, слегка растягивая ударные гласные, бубнит он, — хлопните в ладоши два раза“. Раздаются хлопки, которые настораживают даже тех, кого и громким голосом не сразу дозовешься.
___“Кто-о меня-я слы-ы-ышит… встаньте“. Встают уже все. В аудитории идеальная тишина: муха пролетит — слышно будет.
___“Кто-о меня-я слы-ы-ышит… сядьте. Внимание ко мне!» Все садятся. Чуть повысив голос (но, не напрягая его), учитель продолжает урок.

 

 

  Молчанка

В классе есть всегда такие шустрые ученики, которые очень любят вслух кричать свои ответы. На слова налагается игровой запрет.  Но вот вставать, поворачиваться спиной и в воздухе писать получившийся ответ – можно.

Для гиперактивных детей возникает прекрасный повод и помолчать, и подвигаться, особо не мешая работе других…

Иногда слова не проговариваются, а показываются…

 

Диктант на Дружбу

Сущность данного игрового момента определяется такой формулировкой: «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки».

Перед началом записи диктанта, напоминается правило: «Один за всех и все за одного». Это для того, чтобы не забывали о главном: написал сам – помоги соседу, увидел у себя ошибку – посмотри, не допустил ли кто-то из соседей такую же у себя. 

На стол кладётся первая фраза диктанта. От каждой команды вызываю по посыльному. Посыльные подходят к столу, читают и запоминают запись (предложение, выражение) (на запоминание текста даю 15 секунд) и идут диктовать в своих командах.

Через некоторое время  к столу приглашаются новые посыльные. И так далее, пока не будет записан весь текст. Основное правило – у всех в команде в тетрадках должно быть записано одно и то же.

Проверка. Учащиеся переходят в другую команду и проверяют правильность написания, сверяя по образцу. После проверки выставляются две отметки: за правильность и за «дружбу».

Проведение диктанта связано с некоторыми дополнительными хлопотами при подготовке: выбрать текст, разделить его на фрагменты, заранее подготовить каждый фрагмент. Но мероприятие проходит очень интересно.

 

 «Шапка вопросов»

Вид работы по любому учебному тексту или по личным впечат­лениям, требующий общения и взаимосвязи детей друг с другом. Каждый участвующий бросает в «шапку» три записки с вопросом по тексту (литературному, изобразительному):

1. Вопрос, проверяющий знание текста.

2. Вопрос, ответ на который я сам не знаю, но хотел бы узнать (по тексту).

3. Вопрос по выяснению другого мнения о тексте и сравнению его со своим.

Участники могут ограничиваться и одним-двумя вопросами. Смысл игры заключается в постановке ученика, формулирующего и записывающего эти вопросы, в разные позиции: проверяющего, не знающего, советующегося.

Отвечают на вопросы все ученики. Они подходят к «шапке» и вынимают одну из бумажек. Во время выполнения задания хорошо и доступно для детей раскрывается понятие «интересного» и «неин­тересного» вопроса и ответа. Задание имеет прямую связь с художе­ственным воспитанием.

 

 

Ожившие модели

Любую учебную модель, схему, рисунок можно предложить для оживления ученикам, объединенным в рабочие микрогруппы (3–6 человек).

Необычность задания и ограниченность времени (не более 4–5 минут на подготовку) заставляет учеников проявить смекалку. При этом особо смекалистыми оказываются те ученики, от вертлявости которых учителя обычно страдают.

По ходу демонстрации результатов оживления, ученики других микрогрупп отгадывают, что именно оживляли показывающие.

Материалом для задания могут быть:

- правила поведения в школе, правила ПДД, и т.д.;

- изобразить предложение для записи;

- показать выражение к задаче…

Затем команды по очереди показывают свою «работу», для того чтобы зрители смогли отгадать, что им выпало для показа, а отгадав, согласиться с оригинальностью показа и оценить степень его точности.

 

Всем миром

После выполнения работы в группе, всем нужно выйти к доске, взять всей группой один мелок (!) и написать решение своей задачи, слово, предложение … Получается завораживающе: несколько рук, схватившись за один мелок (или друг за друга), корявым почерком (но стараясь писать красиво и правильно)  с трудом выводят на доске нужную запись. И пускай цифры подскакивают, а слова заваливаются, но понять всё же можно. Совместный труд приносит удовлетворение.

При повторении или закреплении материала можно использовать игровой прием «Волшебная палочка»

 

«Волшебная палочка»

«Волшебная палочка» (ручка, карандаш, линейка, мелок, и т. д.) переда­ется в классе в произвольном порядке. Передача палочки из рук в руки сопровождается речью по какому-то заранее заданному заказу-правилу. Например, передающий называет на математике: любое число, а принимающий - число на 2 (3, 4) единицы больше (мень­ше); на русском языке: существительное - прилагательное (глагол) к нему; на литературе: название сказки, рассказа, повести - одного из персонажей этого произведения; 

Если получающий не ответил, палочка возвращается в исходное положение и повторно «идет» к тому же собеседнику или меняет «адрес».

 Упражнение фиксирует момент диалога: услышал - ответил. Причём никто не знает, что он услышит, хотя проверить правиль­ность ответа может каждый. Быстрота, яркость, неожиданность сло­восочетаний возникает в том случае, если слушающий сразу за сло­вом передающего представляет реальную картину из жизни и, исходя из её особенностей, дает свой ответ.

 Ребёнку очень полезно на занятии использовать личный опыт. Задание-упражнение «Волшебная палочка» хорошо активизирует этот опыт.

Задание может иметь много вариантов, каждый из которых в боль­шей или меньшей степени меняет внутренний смысл упражнения.

Примеры вариантов:

- при передаче «волшебной палочки» можно договориться об обязательном условии: глядеть друг другу в глаза;

- говорящему становится видна оценка всеми присутствующими его слов, когда вводится такое условие: если кто-то из присутствую­щих ответил бы точно так же, то они встают; например, передающий: два плюс три - принимающий: пять (часть детей встает, они соглас­ны); но с помощью этого условия можно выявлять стереотипы и банальности, например, передающий: ёлка - принимающий: зеленая (все, кто ответил бы так же, встают; тут же можно и выяснить, какие бывают на свете ёлки: новогодние, засохшие, пушистые, в снегу, вы­сокие, с шишками, искусственные и т. д.); или трубочист - чёрный, мяч - круглый, небо - голубое и т. п.;

- при передаче «волшебной палочки» выполняется условие: если согласен, беру палочку, не согласен – не беру (урок русского языка – исправление ошибок в тексте; урок математики – проверка ответов в вычислениях и т.д.)

 

Конечно,  это лишь малая часть игровых приемов, которые можно использовать на уроке. Более подробно о них вы можете прочитать на сайте http://www.openlesson.ru/

 

Спасибо за внимание!

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Секреты подготовки и проведения интересного урока (из опыта работы)"

Секреты подготовки и проведения интересного урока (из опыта работы)"

Секреты подготовки и проведения интересного урока (из опыта работы)"

Секреты подготовки и проведения интересного урока (из опыта работы)"

Проявляйте гибкость! Поломка оборудования, усталость учеников или неожиданные вопросы — это ситуации, из которых учитель должен уметь быстро и грамотно находить выход

Проявляйте гибкость! Поломка оборудования, усталость учеников или неожиданные вопросы — это ситуации, из которых учитель должен уметь быстро и грамотно находить выход

Разрезанная открытка Берутся четыре-пять почтовых открыток (одинаковых или разных; лучше - большого формата)

Разрезанная открытка Берутся четыре-пять почтовых открыток (одинаковых или разных; лучше - большого формата)

Встать «по пальцам» Исходное положение: все сидят; педагог, закрыв глаза (а лучше - отвернувшись), поднимает над головой несколько пальцев на одной или обеих руках и…

Встать «по пальцам» Исходное положение: все сидят; педагог, закрыв глаза (а лучше - отвернувшись), поднимает над головой несколько пальцев на одной или обеих руках и…

Колечки Весь класс выходит к доске

Колечки Весь класс выходит к доске

Когда дети играют у себя во дворе, то они часто используют различные жеребьевки , которые позволяют без споров, «по справедливости» выбрать того, кто будет водить,…

Когда дети играют у себя во дворе, то они часто используют различные жеребьевки , которые позволяют без споров, «по справедливости» выбрать того, кто будет водить,…

Видимо-невидимо Игровая форма проведения словарной или терминологической работы по любой теме

Видимо-невидимо Игровая форма проведения словарной или терминологической работы по любой теме

Кто-о меня-я слы-ы-ышит… встаньте“

Кто-о меня-я слы-ы-ышит… встаньте“

Проверка. Учащиеся переходят в другую команду и проверяют правильность написания, сверяя по образцу

Проверка. Учащиеся переходят в другую команду и проверяют правильность написания, сверяя по образцу

ПДД, и т.д.; - изобразить предложение для записи; - показать выражение к задаче…

ПДД, и т.д.; - изобразить предложение для записи; - показать выражение к задаче…

Ребёнку очень полезно на занятии использовать личный опыт

Ребёнку очень полезно на занятии использовать личный опыт
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.10.2021