Урок-тренинг – эффективный метод интерактивного обучения в условиях ФГОС
Воспитательная система класса - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.
Наиболее существенными и важными компонентами воспитательной системы класса являются:
1) Индивидуально - групповой компонент представляет собой сообщество детей и взрослых, объединенных совместной жизнедеятельностью в рамках учебного класса:
¾ классный руководитель (воспитатель);
¾ обучающиеся;
¾ их родители;
¾ педагоги и другие взрослые.
2) Ценностно-ориентационный компонент:
¾ цели и задачи воспитания;
¾ перспективы жизнедеятельности классного сообщества;
¾ принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса.
3) Функционально - деятельностный компонент:
¾ системообразующий вид деятельности классного сообщества;
¾ основные функции воспитательной системы;
¾ педагогическое обеспечение и самоуправление жизнедеятельностью классного сообщества.
4) Пространственно-временной компонент:
¾ эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно-материальная среда;
¾ связи и отношения классного сообщества с другими общностями детей и взрослых;
¾ место и роль класса в воспитательном пространстве образовательного учреждения;
¾ этапы становления и развития воспитательной системы.
5) Диагностико - аналитический компонент:
¾ критерии эффективности воспитательной системы;
¾ методы и приемы изучения её результативности;
¾ формы и способы анализа, оценка и интерпретация полученных результатов.
Организация работы педагога с классным коллективом направлена на следующие аспекты:
¾ Содействие становлению и проявлению творческой индивидуальности обучающегося.
¾ Развитие субъективности ребенка.
¾ Создание условий для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения обучающегося.
¾ Педагогическая поддержка творческих устремлений и действий обучающихся.
¾ Воспитание уважительного и ответственного отношения к труду.
¾ Создание условий для общения и совместной деятельности старшего поколения с младшим.
¾ Развитие любознательности и познавательных интересов обучающихся.
¾ Сплочение классного коллектива
Концептуальные положения в организации работы
А.С. Макаренко: «Ни один воспитатель не имеет права действовать в одиночку, на собственный риск и на свою собственную ответственность. Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса».
С этой позиции воспитательная работа с классным коллективом строится на следующих принципах:
¾ принцип самоактуализации;
¾ принцип индивидуальности;
¾ принцип субъективности;
¾ принцип выбора;
¾ принцип творчества и успеха;
¾ принцип доверия и поддержки.
Класс по отношению к личности ребенка может выполнять следующие роли:
¾ образовательную, направленную на формирование у детей целостной и научно обоснованной картины мира;
¾ воспитательную, содействующую нравственному становлению личности школьника;
¾ защитную, связанную прежде всего с психологической защитой ребенка от негативных влияний среды;
¾ компенсирующую, предполагающую создание дополнительных условий для развития творческих способностей детей, их самореализации в таких сферах деятельности, как познание, игра, общение;
¾ интегрирующую и корректирующую, заключающиеся в том, что при соблюдении определенных условий класс может интегрировать и корректировать различные влияния, которые испытывает ребенок как в классе, так и вне его;
¾ эмоциональное и духовно-нравственное насыщение жизненного пространства.
Личность ребенка в классе: общность, допускающая «бесконечность индивидуальных многообразий, чтобы развитая личность сохранялась во всей её неповторимости в широком коридоре культуры». Метод индивидуальных и групповых перспективных линий обеспечивает открытость системы, позволяющей личности эффективно действовать и интенсивно развиваться.
Особенности содержания методики:
¾ выбор системообразующей деятельности зависит, прежде всего, от интересов и потребностей обучающихся, личностных особенностей классного руководителя, типа и структуры учебного заведения.
¾ развитие коллектива класса
¾ общешкольная и классные воспитательные системы развиваются более успешно, если создание системы образовательного учреждения начинается раньше, чем моделирование воспитательных систем его структурных подразделений.
Принципы жизнедеятельности классного сообщества
Они регулируют воспитание детей и процесс построения деятельности, общения и отношений членов коллектива.
Заповеди:
¾ Много знать - престижно, помогать товарищу - нормально, готовить дело по чужому сценарию - невозможно, жить без творчества и активности - скучно;
¾ Узнай побольше о своём городе (селе) и своих земляках;
¾ Уважай людей, живущих рядом;
¾ Помоги нуждающимся в твоей помощи;
¾ Сделай приятное своим друзьям и окружающим;
¾ Дорожи мнением о себе других людей.
Деятельность классного руководителя
В классном коллективе учебно-воспитательный процесс могут организовывать:
¾ классный руководитель (дополнительно оплачиваемая работа);
¾ учитель-предметник;
¾ другой педагогический работник, являющийся наставником обучающихся одного класса;
¾ классный воспитатель (освобождённый классный руководитель).
Функции классного руководителя определяются необходимостью создания условий для успешной жизнедеятельности ребёнка в образовательном учреждении, содействия разностороннему творческому развитию личности, духовному становлению, постижении смысла жизни.
Классный руководитель, получая и обрабатывая информацию о своих воспитанниках, их психофизическом развитии, социальном окружении, семейных обстоятельствах:
¾ контролирует ход целостного воспитательного процесса;
¾ координирует процесс становления личности каждого ребёнка, его нравственных качеств;
¾ анализирует характер оказываемых на обучающегося воздействий;
¾ координирует учебную деятельность каждого обучающегося и всего классного коллектива;
¾ координирует процессы самоопределения, самовоспитания и саморазвития обучающегося;
¾ создает условия для формирования классного коллектива, развития творческих способностей воспитанников;
¾ устанавливает взаимоотношения с другими участниками воспитательного процесса.
В своей работе классный руководитель постоянно заботиться о здоровье своих воспитанников, используя информацию, получаемую от медицинских работников образовательного учреждения.
Формы работы классного руководителя определяются исходя из:
¾ педагогической ситуации, сложившейся в школе в данном классе, традиционного опыта воспитания, педагогического воздействия;
¾ уровня развития личности обучающихся;
¾ сформированности классного коллектива как группы, в которой происходит развитие и самоопределение подростков.
Количество форм бесконечно: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы и экскурсии, конкурсы, общественно полезный и творческий труд, художественная эстетическая деятельность, ролевой тренинг и т.д.
В работе классного руководителя используется принцип семи «У»: уверенность, успешность, удивительность, убедительность, уважительность, уравновешенность, улыбчивость.
План классного руководителя может включать следующие разделы:
¾ Краткая психолого-педагогическая характеристика класса;
¾ Цель и задачи воспитательной системы класса.
¾ Перспективы и принципы жизнедеятельности классного сообщества.
¾ Механизм функционирования и построения воспитательной системы (этапы становления и развития, системообразующий вид деятельности, годовой круг традиционных дел в классе, самоуправление, основные внутренние и внешние связи и отношения членов сообщества).
¾ Корректирующие воспитательные индивидуальные и коллективные воздействия, формирование отношений со сверстниками в коллективе класса.
Классный руководитель, осуществляя дифференцированный подход в воспитании, применяет различные формы и методы в зависимости от:
¾ Возрастных особенностей детей (ведущие роли классного руководителя меняются от отношений заботы в начальном звене, доверительных дружеских отношений в среднем до отношений «старший товарищ» в старшем звене);
¾ Половой принадлежности обучающихся.
Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Работа классного руководителя с родителями направлена на сотрудничество с семьёй в интересах ребёнка, формирование общих подходов к воспитанию.
Суть взаимодействия классного руководителя и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребёнка, раскрытии и развитии в нём лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Это поможет педагогу и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования у ребёнка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации.
Характер взаимодействия педагога с семьёй должен быть дифференцированным. Не следует навязывать всем одинаковые формы взаимодействия, надо ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщать их к делам школы, класса.
Основными формами работы с семьей являются групповые и индивидуальные.
К индивидуальным формам можно отнести: беседы с родителями по вопросам воспитания ребёнка, консультации, посещение семьи.
Посещение семьи как форма работы с родителями сегодня в педагогике спорная. С одной стороны, классный руководитель лучше узнает условия, в которых живёт ребёнок, по возможности может влиять на их улучшение. А с другой, эта форма работы рассматривается как вторжение в личное пространство семьи, что может осложнить взаимоотношения педагога с семьёй.
Если в своей практике классный руководитель, воспитатель используют эту форму работы с семьей, желательно соблюдать следующие условия:
¾ не приходить без предупреждения;
¾ не планировать свой визит более чем на 5-10 минут (чтобы не быть обременительным);
¾ не вести беседу стоя, у входа, в верхней одежде (родители могут растеряться, придите им на помощь: «Разрешите раздеться, где у вас можно присесть и поговорить»);
¾ нельзя вести беседу в агрессивных тонах;
¾ не поучайте родителей, а советуйте;
¾ желательно вести беседу при ребёнке, выбрав щадящую для него форму и содержание.
Групповые формы. Наиболее эффективными в последнее время становятся родительские собрания, которые претерпели изменения в структуре и содержании. Существенное значение для взаимодействия имеет стиль общения педагогов на родительских собраниях. Монолог учителя на собрании должен звучать реже, чем диалог с родителями, в процессе которого происходит взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск решения возникающих проблем.
Педагогу в работе с родителями необходимо опираться на следующие позиции:
¾ Большинство родителей правильно понимают распределение сфер ответственности школы и семьи: школа обучает, семья воспитывает, общая цель - развитие ребенка, в процессе обучения и воспитания.
¾ В первую очередь, родителей интересуют вопросы сохранения здоровья и успешной социализации детей, а затем, обучения, воспитания; они готовы к взаимодействию по самым различным направлениям.
¾ Активное использование разнообразных форм взаимодействия с семьей, позволит понять мнение родителей, выделить больше времени на общение в удобное для них время.
¾ Необходимо своевременно четко и аргументированно информировать родителей о проблемах школы, класса и находить оптимальные пути их решения совместно с родителями.
Построение и реализация целостной воспитательной системы класса и школы в целом позволяет сделать педагогический и воспитательный процесс более целенаправленным, управляемым, эффективным. Об успешности этой деятельности будут свидетельствовать положительные изменения в личности ребенка.
Литература
1. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Уч. издание /сост. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. М - 2010.
3. Мудрость воспитания. Книга для родителей. /Сост. Б.М. Бим-Бад., Э.Д. Днепров., Г.Б. Корнетов. - М.: Педагогика, 1987.
4. Настольная книга классный руководитель/ Авт.-сост. Е.И.Лунина, Н.С.Шепурева и др. - Ростов н/Д, 2001: Изд-во: Феникс.
5. Организация внешкольного досуга/ Сост. В.П.Шашина. - Ростов н/Д, 2002.
6. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся. Начальное общее образование. М-2009.
7. Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе/ М.И.Рожков, Л.В.Байбородова. - М.: Изд-во центр ВЛАДОС, 2000.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.