Дидактические игры по праву считаются одним из эффективнейших средств обучения. Если во время занятия учитель осуществляет так называе¬мое прямое обучение, то в дидактической игре познавательные задачи соединя¬ются с игровыми, что и делает дидактическую игру особой формой обучения. Дидактические задачи в играх на материале природы могут быть самые разнообразные: закрепление представлений о предметах и явлениях природы; упражнение детей в анализе, сравнении, обобщении и т.д. Планируя занятия, включающие дидактические игры, необхо¬димо учитывать не только программное содержание, но и игровые задачи и действия, правила игры. В противном случае, по мнению Аванесовой, происхо¬дит процесс «...разрушения дидактической игры как особого сред¬ства образовательной работы
Дидактические игры – как средство обучения
Дидактические игры по праву считаются одним из эффективнейших средств обучения.
Если во время занятия учитель осуществляет так называемое прямое обучение, то в
дидактической игре познавательные задачи соединяются с игровыми, что и делает
дидактическую игру особой формой обучения. Дидактические задачи в играх на материале
природы могут быть самые разнообразные: закрепление представлений о предметах и
явлениях природы; упражнение детей в анализе, сравнении, обобщении и т.д. Планируя
занятия, включающие дидактические игры, необходимо учитывать не только программное
содержание, но и игровые задачи и действия, правила игры. В противном случае, по мнению
Аванесовой, происходит процесс «...разрушения дидактической игры как особого средства
образовательной работы...»1.
Каждая дидактическая игра содержит в основном однудве задачи, которые определяют
ход игры. Например:
Название игры
«Угадай, что где растет»
Дидактическая задача
Уточнить знания детей о названиях
растений и месте их произрастания.
Развивать внимание, сообразительность,
память.
«Когда это бывает?»
Уточнить знания детей о различных
сезонных изменениях в природе. Развивать
умение детей классифицировать, развивать
связную речь, внимание, быстроту
мышления.
Ход игры
Дети стоят в кругу. Учитель (или
ребенок) бросает комунибудь из
детей мяч, называя при этом место
произрастания растения (сад, огород,
лес, поле, луг). Поймавший мяч
должен назвать соответствующее
растение.
Учитель (или ребенок) поднимает
картинку с изображением какоголибо
сезонного явления (например,
листопад). Дети быстро поднимают
квадрат соответствующего цвета
(желтый – осень). Ктото из детей
рассказывает, какие другие явления
бывают в это время года.
При использовании дидактической игры учитель должен следовать определенным
педагогическим принципам: опираться на уже имеющиеся у детей знания; следить за тем,
чтобы дидактическая задача была доступна детям; поддерживать интерес и разнообразие
игрового действия; постепенно усложнять дидактическую задачу и игровые действия;
конкретно и четко объяснять правила. Задание, данное учителем: «Разложи по порядку
картинки, покажи, что бывает раньше (сначала), что потом, и расскажи, почему ты так
разложил», требует от ребенка не только предметного действия, но и его объяснения.
Для упражнения ребят в классификации явлений природы по сезонам проводятся игры с
картинками, изображающими сезонные явления в неживой природе, растительном и
животном мире, труде и быте людей, например игры «Устроим выставку картин на тему
Зима – лето». Правильно распределяя картинки по сезонам «зима – лето», дети
затрудняются, однако, в мотивации своих действий они просто описывают картинку, а не
отвечают на вопрос, почему она относятся и зиме или лету. Чтобы помочь ребенку
объяснить свой выбор, учитель должен еще раз напомнить ему задание и предложить
дополнительные вопросы: «Объясни, почему эту картинку ты повесил на «зимнюю» (или
«летнюю») выставку», «Вспомни, когда это бывает», «Видел ли ты такое зимой (летом)?»
1 Аванесова В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду. В кн.:
Умственное воспитание дошкольника. М., 1972. с. 72.Если ребенок и после этого затрудняется ответить, педагог дает ему образец объяснения,
помогает оформить высказывание.
Значительно труднее дети воспринимают природные изменения в «смежные»
переходные времена года (весна – лето; осень – зима; зима – весна) в силу их сходства и
повторности. Они не сразу понимают необратимость развития сезонной жизни природы,
поэтому выпадение снега весной вызывает у них тревогу: «Зима снова наступает». Для того
чтобы облегчить детям усвоение наблюдаемых ими раньше (во время экскурсий и прогу
лок) особенностей изменений природы в эти сезоны, различение их, учитель может
провести ту же дидактическую игру.
Широкое использование дидактических игр и упражнений дает возможность
преподавателю учить умственно отсталых детей анализировать окружающий мир и,
следовательно, развивать их мышление в процессе знакомой, доступной и приятной им
деятельности. И было бы не эффективно не использовать дидактические игры в курсе
природоведения.