Дидактические игры – как средство обучения

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 28.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Дидактические игры по праву считаются одним из эффективнейших средств обучения. Если во время занятия учитель осуществляет так называе¬мое прямое обучение, то в дидактической игре познавательные задачи соединя¬ются с игровыми, что и делает дидактическую игру особой формой обучения. Дидактические задачи в играх на материале природы могут быть самые разнообразные: закрепление представлений о предметах и явлениях природы; упражнение детей в анализе, сравнении, обобщении и т.д. Планируя занятия, включающие дидактические игры, необхо¬димо учитывать не только программное содержание, но и игровые задачи и действия, правила игры. В противном случае, по мнению Аванесовой, происхо¬дит процесс «...разрушения дидактической игры как особого сред¬ства образовательной работы
Иконка файла материала Дидактические игры.doc
Дидактические игры – как средство обучения Дидактические игры по праву считаются одним из эффективнейших средств обучения. Если   во   время   занятия   учитель   осуществляет   так   называемое   прямое   обучение,   то   в дидактической   игре   познавательные   задачи   соединяются   с   игровыми,   что   и   делает дидактическую игру особой формой обучения. Дидактические задачи в играх на материале природы   могут   быть   самые   разнообразные:   закрепление   представлений   о   предметах   и явлениях природы; упражнение детей в анализе, сравнении, обобщении и т.д. Планируя занятия, включающие дидактические игры, необходимо учитывать не только программное содержание, но и игровые задачи и действия, правила игры. В противном случае, по мнению Аванесовой, происходит процесс «...разрушения дидактической игры как особого средства образовательной работы...»1. Каждая дидактическая игра содержит в основном одну­две задачи, которые определяют ход игры. Например: Название игры «Угадай, что где растет» Дидактическая задача Уточнить знания детей о названиях  растений и месте их произрастания.  Развивать внимание, сообразительность,  память. «Когда это бывает?» Уточнить знания детей о различных  сезонных изменениях в природе. Развивать  умение детей классифицировать, развивать  связную речь, внимание, быстроту  мышления. Ход игры Дети стоят в кругу. Учитель (или  ребенок) бросает кому­нибудь из  детей мяч, называя при этом место  произрастания растения (сад, огород,  лес, поле, луг). Поймавший мяч  должен назвать соответствующее  растение. Учитель (или ребенок) поднимает  картинку с изображением какого­либо сезонного явления (например,  листопад). Дети быстро поднимают  квадрат соответствующего цвета  (желтый – осень). Кто­то из детей  рассказывает, какие другие явления  бывают в это время года. При   использовании   дидактической   игры   учитель   должен   следовать   определенным педагогическим принципам: опираться на уже имеющиеся у детей знания; следить за тем, чтобы дидактическая задача была доступна детям; поддерживать интерес и разнообразие игрового   действия;   постепенно   усложнять   дидактическую   задачу   и   игровые   действия; конкретно и четко объяснять правила. Задание, данное учителем: «Разложи по порядку картинки, покажи, что бывает раньше (сначала), что потом, и расскажи, почему ты так разложил», ­ требует от ребенка не только предметного действия, но и его объяснения.  Для упражнения ребят в классификации явлений природы по сезонам проводятся игры с картинками,   изображающими   сезонные   явления   в   неживой   природе,   растительном   и животном мире, труде и быте людей, например игры «Устроим выставку картин на тему Зима   –   лето».   Правильно   распределяя   картинки   по   сезонам   «зима  –  лето»,   дети затрудняются, однако, в мотивации своих действий они просто описывают картинку, а не отвечают   на   вопрос,   почему   она   относятся   и   зиме   или   лету.   Чтобы   помочь   ребенку объяснить   свой   выбор,   учитель   должен   еще   раз   напомнить   ему   задание   и   предложить дополнительные вопросы: «Объясни, почему эту картинку ты повесил на «зимнюю» (или «летнюю») выставку», «Вспомни, когда это бывает», «Видел ли ты такое зимой (летом)?» 1  Аванесова   В.Н.   Дидактическая   игра   как   форма   организации   обучения   в   детском   саду.   ­   В   кн.: Умственное воспитание дошкольника. М., 1972. с. 72.Если ребенок и после этого затрудняется ответить, педагог дает ему образец объяснения, помогает оформить высказывание. Значительно   труднее   дети   воспринимают   природные   изменения   в   «смежные» переходные времена года (весна – лето; осень – зима; зима – весна) в силу их сходства и повторности. Они не сразу понимают необратимость развития сезонной жизни природы, поэтому выпадение снега весной вызывает у них тревогу: «Зима снова наступает». Для того чтобы облегчить детям усвоение наблюдаемых ими раньше (во время экскурсий и прогу­ лок)   особенностей   изменений   природы   в   эти   сезоны,   различение   их,   учитель   может провести ту же дидактическую игру. Широкое   использование   дидактических   игр   и   упражнений   дает   возможность преподавателю   учить   умственно   отсталых   детей   анализировать   окружающий   мир   и, следовательно, развивать их мышление в процессе знакомой, доступной и приятной им деятельности. И было бы не эффективно не использовать дидактические  игры  в курсе природоведения.