Дидактические игры для развития памяти дошкольников
Оценка 4.7

Дидактические игры для развития памяти дошкольников

Оценка 4.7
Игры
docx
воспитательная работа
Детсад
19.05.2018
Дидактические игры для развития памяти дошкольников
Методические рекомендации "Дидактические игры для развития памяти дошкольников". В сборнике представлены дидактические игры для развития зрительной и слуховой памяти детей старшего дошкольного возраста, а также консультация для воспитателей на тему: "Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста". Данные материалы могут быть использованы родителями и педагогами в детском саду для развития памяти детей дошкольного возраста.
методичка Болякина 63 гр. 31.05.17.docx
Министерство образования и науки Челябинской области ГБПОУ «Златоустовский педагогический колледж» ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ дошкольников Методические рекомендации Златоуст 2017 Дидактические игры для развития памяти дошкольников / сост. К.А. Болякина.­ Златоуст: ЗПК, 2017. В сборнике представлены дидактические игры, которые могут быть использованы в детском саду для развития памяти детей дошкольного возраста Сост.:  Болякина К.А. Рецензент: ………....­ преподаватель ЗПК 2 ББК 74.01          Б 79 Б 79   К.А. Болякина Дидактические игры для развития памяти дошкольников/ сост. К.А. Болякина.­ Златоуст: ЗПК, 2017. – 20 с. Рецензент: Кейм М.А. В сборнике представлены дидактические игры, которые могут быть использованы   педагогами   в   детских   образовательных   организациях   для развития памяти детей дошкольного возраста. 3 УДК 373 ББК 74.1          М 91 Учебное издание ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ К.А. Болякина дошкольников Методические рекомендации   Корректура, верстка К.А. Болякина Формат 1 /16. Объем 0,63 уч.­изд.л. Тираж 3 экз. 4 ГБПОУ  «Златоустовский педагогический колледж» 456228, Россия, Челябинская область, г. Златоуст, проспект им. Ю.А. Гагарина, 3 микрорайон, дом 40 Тел./факс: (83513) 65­90­92, 65­39­51 E­mail:  gbou  @   mail Сайт: http://www.zpk74.ru  .  spo   .  ru    .  ssuz    .  zpk    Содержание 1.  Методические   рекомендации   по   развитию   памяти   детей старшего   дошкольного   возраста   посредством   дидактической игры 2. Дидактические игры для развития зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста 3. Дидактические игры для развития слуховой памяти  детей старшего дошкольного возраста 4.   Консультация   для   воспитателей   на   тему:   «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста» 5. Список литературы                                       6 7 13 19 24 5 Методические рекомендации по развитию памяти детей дошкольного возраста посредством дидактической игры Память   в   раннем   детском   возрасте   ­   одна   из   центральных   основных психических   функций,   в   зависимости   от   которых   и   строятся   все   остальные функции. Анализ показывает, что мышление ребёнка раннего возраста во многом определяется   его   памятью.   Мыслить   для   ребёнка   раннего   возраста   –   значит вспоминать, опираться на свой прежний опыт. На протяжении детского развития межфункциональные   отношения   памяти   изменяются   в   противоположную сторону, теперь для ребёнка вспоминать – значит мыслить. Особенностью детской памяти является ее наглядно­образный характер. Ребенок   лучше   запоминает   предметы   и   картины,   а   из   словесного   материала преимущественно образные и эмоционально действующие рассказы и описания. Отвлеченные понятия и рассуждения, плохо еще понимаемые, не запоминаются маленькими   детьми.   В   силу   ограниченности   жизненного   опыта   у   детей недостаточно развиты отвлеченные связи, и их память опирается на наглядно воспринятые отношения предметов. Развитие   памяти   происходит   с   развитием   у   ребёнка   первых   условных рефлексов.   В   раннем   возрасте   память   носит   непроизвольный   характер,   в среднем   дошкольном   возрасте   функция   памяти   усложняется.   В   старшем дошкольном возрасте память постепенно превращается в особую деятельность, которая подчиняется специальной цели запомнить. Ребёнок начинает принимать указания   взрослого   запомнить   или   припомнить,   использовать   простейшие приемы   и   средства   запоминания,   интересоваться   правильностью воспроизведения   и   контролировать   его   ход.   Возникновение   произвольной памяти не случайно, оно связано с возрастанием регулирующей роли речи, с появлением   идеальной   мотивации   и   умения   подчинять   свои   действия относительно   отдалённым   целям,   а   так   же   со   становлением   произвольных механизмов поведения и деятельности. 6 В   дошкольном   возрасте   преобладающими   видами   памяти   являются зрительная и слуховая. Образная память помогает воспринимать мир целостно, учит творческому мышлению. Это самая стойкая форма памяти, которую почти невозможно разрушить, так как она происходит из интересов и знаний самого ребёнка и уже неотделима от его личности Без достаточного уровня сформированности произвольной зрительной и слуховой памяти невозможно полноценное обучение, так как учебный процесс опирается преимущественно на эту форму памяти. Игра   для   дошкольников   –   это   способ   познания   окружающего   мира.   С помощью дидактических игр развиваются познавательные процессы, в том числе и   память.   В   детском   саду   должны   быть   разнообразные   дидактические   игры. Такое обучение способствует лучшему приобретению детьми знаний, а также развивает у них мышление, память.   Дидактические   игры   для   развития   слуховой   и   зрительной   памяти, предложенные   в   этом   пособии,   помогут   ребенку   добиться   успеха   в   учебе   и обрести уверенность в своих способностях. Благодаря этим играм дошкольник учится отсеивать ненужную информацию и с ранних лет рационально сможет использовать свою память.  Дидактические игры для развития зрительной памяти  детей дошкольного возраста Составь картинку Цель: развитие произвольной зрительной памяти. Материал:  набор   геометрических   фигур   вырезанных   из   картона   (круг, треугольник, прямоугольник, квадрат, полукруг). Проведение   игры:  Первый   этап.   Показать   детям   несколько   геометрических фигур,   предложить   подумать,   какие   предметы   можно   из   них   составить. Выложить   это   изображение.   Инструкция:   «Запомните   и   составьте   такое   же самостоятельно».   Подчеркнуть,   что   разноцветные   фигуры   нужны   для   того, чтобы   составить   изображение,   белые   фигуры   помогают   запомнить   форму, количество отдельных деталей предмета. Задать вопрос: «Что нужно запомнить, чтобы   правильно   составить   картинку?»   После   того,   как   дети   составили изображение, они проверяют правильность, отмечают ошибки. Как только игра будет освоена, осуществляется переход ко второму этапу игры. Второй этап. На этом этапе детям предлагаются предметы, изображенные на карточках, в этом 7 случае дети сами анализируют картинку, выделяют необходимые детали. После завершения изображения анализируют его. Найди такой же Цель: развитие произвольной зрительной памяти. Материал: 8 карточек размером 4,5 на 5 см., с изображениями: чайника, пальто, рукавиц, шорт, чашки, миски, шапки, платья; карта размером 20 на 27,5 см., разделённая   на   24   клетки.   Каждому   изображению   на   карточке   должны соответствовать   3   изображения   на   карте:   одно   ­   идентичное,   второе   ­ отличающееся какой ­ нибудь деталью, третье ­ сходное лишь общим силуэтом и назначением.   Соотношение   цветов   в   этих   трёх   изображениях   должно   быть одинаковым. Проведение игры: игра проводится с двумя детьми. Перед детьми кладут карту и говорят: «Я буду показывать маленькие карточки, вы запомните, что на них нарисовано, и найти такую же картинку на большой карте». Детям по одной показывают карточки. После каждого предъявления детям даётся возможность найти такое же изображение на карте. Запомни геометрические фигуры Цель: развитие произвольной зрительной памяти. Материал: карточки с изображёнными геометрическими фигурами. показать   ребёнку   картинку   с   изображёнными Проведение   игры:  геометрическими   фигурами   (круг,   квадрат,   треугольник,   прямоугольник). Инструкция:   «   Посмотрите,   и   запомни   геометрические   фигуры».   Предъяви карточку, на которой 2 геометрические фигуры. Попросить ребёнка показать те фигуры, которые видел на первой карточке. Далее предъявляются карточки с наибольшим   количеством   геометрических   фигур,   ребёнок   показывает первичный вариант. Домики Цель: развитие произвольной зрительной памяти. Материл: семь домиков вырезанных из картона, семь ключиков к домикам. 8 Проведение игры: Первый вариант. Разложить перед детьми домики и ключики. Инструкция:   «Посмотрите   и   запомните,   к   какому   из   отверстий   домиков подходит   тот   или   иной   ключик».   Затем   убрать   ключики   и   оставить   только домики, домики закрыть ширмой. Показывать по одному ключику, попросить запомнить.   Ребёнок   открывает   ширму   и   находит   тот   домик,   к   которому подходит ранее показанный ключик. Второй вариант. Показать детям домики поочерёдно, нацелить запомнить отверстия в каждом домике.   Ключики   лежат   за   ширмой,   ребёнок   находит   среди   ключиков   тот, который подходит к ранее показанному домику. Найди пару Цель: развитие произвольной зрительной памяти. Материал:  расположением геометрических фигур, составляющих узор. силуэты   рукавиц,   отличающихся   цветом,   количеством, Проведение  игры:  Первый  вариант. Разложить   рукавицы  на  двух  столах   так, чтобы   на   каждом   столе   было   по   одной   рукавице   из   пары.   Каждый   ребёнок выбирает   рукавичку,   к   которой   он   должен   найти   пару.   Даётся   инструкция: «Запомните каждый свою рукавичку и найдите пару на другом столе». После выполненного действия, дети проверяют его правильность. Второй вариант. Предложить детям разделиться на две подгруппы, раздать им рукавички, чтобы одинаковые рукавички были у детей разных подгрупп. Дети первой подгруппы стоят, второй ­ сидят на стульчиках, которые расставлены по два, чтобы рядом с каждым сидящим ребёнком был пустой стул. Дети второй подгруппы должны запомнить, какая у них рукавичка, оставить её на своём стульчике и найти себе пару, ребёнка из первой подгруппы Цель: развитие зрительной памяти и внимания. Фотоаппараты 1 вариант: детям на секунду показывается карточка с любым изображением, они должны как можно подробнее описать его. 9 2   вариант: показывается   картинка   с   изображением   какого­либо   сюжета   (30 секунд),   после   чего   дается   другая,   подобная   первой   картинка,   но   на   ней некоторые предметы отсутствуют или заменены на что­то другое. Надо сказать, что изменилось. 3   вариант: на   столе   раскладываются   любые   предметы,   игрушки   и   т.п.   (в количестве не больше 7 штук для ребенка 5­6 лет, если ребенок младше, то число   предметов   должно   быть   меньше).   Ребенку   дается   30   секунд,   чтобы запомнить, что и где лежит. Затем он отворачивается. Взрослый переставляет предметы, либо что­то убирает совсем или замещает на другой предмет. Ребенок должен определить, что изменилось («Что изменилось?»). 4   вариант: игра   проводится   с   группой   детей.   Выбирается   один   человек, внешний вид которого дети должны запомнить. Затем он выходит из комнаты и что­то изменяет в своей внешности (взрослый может помогать ребенку). После чего он возвращается, и дети должны найти отличие. Опиши соседа Цель: развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности. В принципе, описывать можно что угодно, а не только соседа. Игра удобна тем, что   проводить   ее  с  ребенком   можно   где   угодно  ­  на   прогулке,   в  групповой комнате,   дома.   Можно   устроить   что­то   типа   соревнования.   Вы   вместе   с ребенком выбираете знакомый вам обоим предмет, человека…все, что угодно. И нужно припомнить как можно больше отличительных его свойств, признаков. Называть можно по одному признаку, по очереди. Проигравшим считается тот, кто не сможет вспомнить что­нибудь об этом предмете, когда будет его очередь. Сделай, как я! Цель: развитие зрительной памяти и внимания. Материал: спички, палочки. Дети   играют   парами.   Первоначально   у   каждого   ребенка   по   6   спичек.   Один, ведущий, выкладывает из 6 спичек произвольную композицию, затем на одну­две секунды показывает ее партнеру. Партнер из своих спичек выкладывает точно такую же фигуру по памяти. Затем дети меняются ролями. При успешном выполнении условия количество спичек постепенно увеличивается до 12­15. 10 Примечание:  в принципе, использовать можно не только спички, но и счетные палочки, пуговицы, бусинки, карандаши, руки и т.д. Пуговица Цель:  развитие зрительной памяти, внимания, пространственного восприятия и мышления. Материал: игровое поле, пуговицы Играют   два   человека.   Перед   ними   лежат   два   одинаковых   набора   пуговиц,  в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое   поле   ­   это   квадрат,   разделенный   на   клетки.   Начинающий   игру выставляет   на   своем   поле   3   пуговицы,   второй   игрок   должен   посмотреть   и запомнить,   где   какая   пуговица   лежит.   После   этого   первый   игрок   закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц. Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее. Запомни точки Цель:  развитие зрительной памяти, внимания, пространственного восприятия и мышления. Вывешиваются  плакаты и предлагается задание  ­ внимательно рассмотреть и запомнить расположение точек. Затем эти плакаты убираются, и дети по памяти воспроизводят увиденное. Разложи карточки Цель:  развитие зрительной памяти, внимания, пространственного восприятия и мышления. У каждого ребенка набор карточек с изображением цифр, знаков и т.д. подобные карточки имеются и у педагога, которые он выставляет на наборном полотне. Дети рассматривают карточки, их расположение, запоминают и воспроизводят. День и ночь Цель: развитие зрительной памяти и внимания. Материал: предметные картинки. 11 На доске 6­8 картинок. Детям предлагается запомнить изображения. По команде «Ночь!» дети закрывают глаза. Педагог переворачивает две картинки. Команда «День!» – дети открывают глаза и называют перевернутые картинки. Запомни картинки Цель: развитие зрительной памяти Материал:  карточки   с   следующими   картинками:   перо,   гора,   дерево,   замок, палка, чернила, пчела, капуста, гриб, апельсин. Ребенку предлагают 10 картинок, на каждой из которых изображено по одному предмету.   Ребенок   должен   рассматривать   эти   картинки   2   минуты.   Потом картинки убирают, а ребенка просят назвать те картинки, которые ему удалось запомнить. Эту игру можно организовать и с несколькими детьми, и в парах. Выигрывает тот из ребят, кто больше предметов запомнил. Какой игрушки не хватает? Цель: развитие зрительной памяти Материал: игрушки: зайчик, попугай, медведь, крокодил, собачка. Поставить перед ребенком на 1 минуту 4—6 игрушек, затем попросить ребенка отвернуться   и   убрать   одну   игрушку.  Вопрос   к   ребенку:   «Какой   игрушки   не хватает?» Игру можно усложнить:  увеличить количество игрушек;  ничего не убирать, а только менять игрушки местами. Игра может восприниматься ребенком, как новая, если взять другие игрушки. Матрешки Цель: развивать внимание и наблюдательность. Правила игры: нужно внимательно посмотреть на рисунки и указать различия у матрешек. Детям   предлагается   посмотреть   на   четыре   предмета   и   сравнить   их,   найти различия. Вопросы к детям: ­ Одинаковые ли волосы у матрешек? 12 ­ Одинаковые ли платки? ­ Одинаковые ли ножки матрешек? И т.д. При повторном проведении игры предлагается сравнить матрешек без вопросов. Рисуем на память узоры Цель: Развивать зрительную память. На   листе   бумаги   нарисован   узор.   Предложить   детям   в   течении   1   минуты посмотреть на этот узор и запомнить его. После этого узор убрать. Предложить детям воспроизвести его по памяти. Во время этой игры развивается не только память, а также мелкая моторика рук. Бусы Цель: Развивать зрительную память. Задание: Попросите ребёнка внимательно посмотреть из каких геометрических фигур  сделаны  бусы,  в какой  последовательности   они  расположены, а  затем нарисовать такие же бусы на листе бумаги. Цель: развивать зрительную память. Внимание Задание: Нарисовать на листе бумаги картинку, которую в течении 10 сек. вам показывал взрослый. Радио Цель: развивать зрительную память, активизировать речь детей. Игровые правила. По памяти рассказывать об особенностях одежды детей своей группы. Игровые действия. Отгадывание по описанию товарищей. Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: — Сегодня мы будем играть в новую игру, называется она «Радио». Знаете ли вы, как называют человека, который говорит по радио? Правильно, его называют диктором. Сегодня по радио диктор будет разыскивать детей нашей группы. Он будет кого­нибудь описывать, а мы по его рассказу узнаем, кто же потерялся. Сначала я буду диктором. Закрою глазки   и   по   памяти   опишу   ребенка   нашей   группы.   Слушайте.   Внимание! 13 Внимание! Потерялась девочка. На ней красный свитер, клетчатый фартук, в косичках белые ленты. Она хорошо поет песни, дружит с Верой. Кто знает эту девочку? Так воспитатель начинает игру, показывая детям пример описания. Дети  называют девочку из своей группы. «А теперь диктором будет кто­нибудь из  вас»,— говорит воспитатель. Нового диктора выбирают при помощи  считалочки. Дидактические игры для развития слуховой памяти  детей дошкольного возраста Помощники Цель: развитие произвольной слуховой памяти. Материал: предметные картинки. Проведение игры:  «Сейчас я буду говорить кому, какие карточки нужно будет   принести,   вы   внимательно   слушайте   и   запоминайте.   Лена,   принеси карточки   с   предметами,   которые   похожи   на   треугольник   ­   морковь,   ёлка, пирамида,   флажок,   крыша».   Ребёнок   запоминает   инструкцию   и   выполняет поручение. Я положил в мешок Цель: развитие произвольной слуховой памяти. Проведение игры:  «Ребята, представьте, что мы с вами отправляемся в далёкое путешествие и нам нужно взять с собой много вещей. Мы сейчас будем говорить по очереди, кто, что с собой возьмёт, начнём с меня. Я скажу фразу, тот, кто будет говорить за мной, запомнит мою фразу произнесёт, потом будет говорить свою фразу». Не пропусти слово Цель: развитие произвольной слуховой памяти. Проведение игры: Детям предлагается прослушать цепочку не связанных между   собой   слов.  Инструкция:   «Слушайте   и  запоминайте   слова,   которые   я буду   произносить».   Произносятся   слова,   при   повторении   цепочки   одно,   два слова   упускаются.   Дети   слушают   и   говорят,   какие   слова   были   упущены. Воспроизводят первый вариант цепочки. 14 Коврик для куклы Цель: развитие произвольной слуховой памяти. Материал: геометрические фигуры, вырезанные из картона. Проведение игры:  1­ый вариант: предложить детям сделать коврик для куклы, украшенный геометрическими фигурами. Объяснить какой коврик нужно сделать: « Слушайте и запоминайте, в середине квадрат, сверху два круга, снизу два треугольника». Дети запоминают, проговаривают и выкладывают ковёр. 2­ой вариант:  «Слушайте и запоминайте, в середине круг, сверху четыре квадрата, снизу четыре квадрата, слева три овала, справа три овала». Магазин ковров Цель: развитие произвольной слуховой памяти. Материал: карточки с геометрическим орнаментом. Проведение игры:  предложить детям поиграть в игру «Магазин ковров», ребёнок должен выбрать и купить ковёр, какой попросит товарищ. Например: «Лена, слушай и запоминай. Купи такой ковёр: в середине овал, сверху четыре круга,   снизу   четыре   круга,   слева   два   квадрата,   справа   два   квадрата».   Дети вместе проверяют правильность выполнения задания. Я положил в мешок Цель: развитие слуховой памяти и увеличение объема произвольного слухового внимания. В эту игру можно играть с детьми, например, во время длительных поездок, на прогулке. Взрослый начинает эту игру и говорит: «Я положил в мешок яблоки». Следующий   играющий   повторяет   сказанное   и   добавляет   еще   что­нибудь:   «Я положил   в   мешок   яблоки   и   бананы».   Третий   игрок   повторяет   всю   фразу   и добавляет что­то от себя. И так далее. Соберем букет, Соберем урожай фруктов Цель: развитие слуховой памяти и увеличение объема произвольного слухового внимания. 15 Первый ребенок называет цветок. Второй повторяет и добавляет свой. Третий повторяет два цветка и добавляет в букет третий и т.д. (Игра   «Соберем   урожай   фруктов»   проводится   аналогично   игре   «Соберем букет»). Запоминаем вместе Цель: развитие слуховой памяти. Один   ребенок   называет   какой­нибудь   предмет.   Второй   повторяет   названное слово и добавляет какое­либо свое. Третий ребенок повторяет первые два слова и добавляет третье. Четвертому ребенку придется повторить уже три слова, а потом назвать свое и т. д. Это упражнение целесообразно проводить неодно­ кратно.   От   разу   к   разу   будет   увеличиваться   количество   слов,   которые запоминают дети, то есть будет увеличиваться объем памяти. Прогулка в картинках Цель: развивать зрительную и слуховую память и внимание. Во время прогулки на улице нужно обращать внимание ребенка на дорожные знаки,  рекламные   щиты,  можно   беседовать  с  ребенком   о  том,  зачем   все  это нужно. По возвращении домой (в детский сад) попросите ребенка нарисовать те знаки, которые он запомнил. Гуляем по зоопарку Пусть ребенок закроет глаза и представит, что мы гуляем по зоопарку. «Я буду называть тебе зверей, ты должен вспомнить тех, кого я не назвала». Итак, тюлень, лось, баран, тигр, крокодил... Задания:  Перечисли всех животных, которых ты знаешь.  Внимательно   посмотри   на   эти   рисунки   и   покажи   животных,   которых называл я.  Найди на картинках животных, которых назвал ты.  Картинки убираются. Ребенка просят вспомнить животных в том порядке, в каком они назывались. «Что какого цвета?» 16 Для занятия вам потребуются картинки­раскраски, цветные карандаши и заранее   составленные   тексты,   в   которых   описано,   как   именно   необходимо раскрасить предложенную картинку. Ребенку   выдается   раскраска   и   предлагается   внимательно   прослушать текст, запомнить, что какого цвета, и раскрасить картинку в соответствии с описанием. Предлагаем варианты заданий. Вариант 1 Прослушай   текст   и   запомни,   какого   цвета   игрушки   на   елке   (цвета   в   тексте выделены курсивом). Раскрась елочные украшения в соответствии с описанием. Как мы наряжали елочку Перед   Новым   годом   папа   принес   домой   большую   зеленую   елку.  Мы   с сестренкой   очень   обрадовались,   ведь   еще   неделю   назад   были   приготовлены красивые   елочные   игрушки.   Скорее,   скорее   будем   наряжать   нашу   елочку! Сначала мы повесили яркую гирлянду из красных конфет. Два веселых грибка­ рыжика тоже украсили елку, их яркие оранжевые  шляпки так и светились на ее зеленых   лапах.   Потом   мы   достали   большие   шары.   На   верхних   ветках   мы развесили желтые шары. Они загорелись, как маленькие солнышки. А красными шарами мы украсили нижние лапы елки. Посередине сестренка повесила целую гирлянду синих звездочек. А большую синюю звезду папа надел на макушку елки. Мы все любовались красавицей елкой. 17 Вариант 2 Прослушай   текст   и   запомни,   что   какого   цвета.   Раскрась   предметы   в соответствии с описанием. Лето на даче Летние каникулы мы с сестренкой проводим на даче. У нас есть небольшой, но уютный домик за городом. Когда утром поднимается яркое оранжевое солнце, наш домик выглядит очень жизнерадостно. Папа покрасил стены синей краской, как  вода  в  речке,  в  которой  мы  купаемся.  На коричневой  крыше  находится черная труба, из которой идет дым, если в доме  в прохладные дни топится печка. Но это бывает редко, летом солнышко нагревает дом так, что окна почти всегда   открыты.   Как   отражение   солнышка,   около   дома   растет   большущий 18 подсолнух   с   желтыми   лепестками   и   коричневой     серединкой,   усыпанной семечками.   Он   машет   нам   большими   зелеными   листьями,   когда   на   улице разыгрывается ветерок. Недавно мы помогали папе по хозяйству, он поручил нам покрасить новый забор в такой же цвет, как крыша нашего дома. Это у нас замечательно получилось, правда, и сами себя мы немного покрасили. Раскрась картинку в соответствии с описанием, и ты увидишь, как выглядит наша дача. 19 Консультация для воспитателей на тему: «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста» Что такое мнемотехника? Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания.   Они   происходят   от   греческого   «mnemonikon»   по   имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз и обозначают «искусство   запоминания».   Считается,   что   это   слово   придумал   Пифагор Самосский (6 век до н.э.). Современный   энциклопедический   словарь   дает   следующие   определения мнемотехники. МНЕМОНИКА   –   искусство   запоминания,   совокупность   приемов   и способов,   облегчающих   запоминание   и   увеличивающих   объем   памяти   путем образования искусственных ассоциаций. МНЕМОТЕХНИКА – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное   запоминание,   сохранение   и   воспроизведение   информации. Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации. Почему нужно использовать мнемотехнику в детском саду? В   настоящее   время   воспитатели   всё   чаще   сталкиваются   с   такими проблемами в развитии детей, как: • маленький словарный запас • неумение согласовывать слова в предложении • нарушение звукопроизношения • плохое развитие связной речи • несформированность психических процессов • несовершенство различных видов мышления. Поэтому перед воспитателями встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно. Мнемотехника помогает упростить для детей процесс   непосредственно­образовательной   деятельности.   Дети   обучаются   в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок. Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз   в   этом   возрасте   у   детей   преобладает   наглядно­образная   память,   и 20 запоминание   носит   в   основном   непроизвольный   характер:   дети   лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Приёмы   мнемотехники   облегчают   процесс   запоминания   у   детей   и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Мнемотехника помогает развивать: • зрительную и слуховую память • зрительное и слуховое внимание • воображение • восприятие • развивает кругозор • развивает все стороны речи Начиная работу по технологии мнемотехника, воспитатель ставит перед собой следующие задачи:  1.   Способствовать   развитию   основных   психических   процессов:   памяти, внимания, восприятия, мышления. 2.   Способствовать   умению   детей   преобразовывать   абстрактные   символы   в образы   и   наоборот   образы   в   абстрактные   символы   (перекодирование   и кодирование информации). 3. Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции. 4.   Способствовать   развитию   связной   речи,   расширению   и   обогащению словарного запаса детей. 5. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира; Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе. 6.   Способствовать   развитию   творческих   способностей   детей,   умению   самим составлять схемы и воспроизводить их. 7. Способствовать развитию мелкой моторики рук. 8. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. 9.   Способствовать   развитию   умения   решать   интеллектуальные   и   личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач. 12.   Создать   условия   способствующие   взаимодействию   и   сотрудничеству   с родителями детей. 21 Как  любая  работа, мнемотехника строится по  принципу  от  простого к сложному. Её можно разделить на три этапа.  I этап: Начинать работу с детьми любого возраста необходимо со знакомства с символами.   На   начальном   этапе   воспитатель   предлагает   и   объясняет   детям значение символов. Малышам   лучше   предлагать   картинки   понятные   для   их   восприятия, постепенно заменяя их схематичными, контурными изображениями предметов. В старшем возрасте, когда дети научатся хорошо мыслить образно, можно будет подключать их к работе над символами.  Например:   как   нарисовать   слово   «сильный»?   Дети   предлагают   разные варианты символических изображений, и потом мы вместе выбираем наиболее удачный вариант, подходящий к данному слову, например, «муравей». Этот этап работы ещё называют – работа с мнемоквадратами. На этом этапе работы можно проводить с детьми игры типа: • «Подскажи словечко», • «Найди пару» • «Скажи по­другому» (синонимы) – старший дошкольный возраст • «Скажи наоборот» (антонимы) – старший дошкольный возраст II этап:  На этом этапе нужно научить детей «читать» простые схемы из 2 – 4 символов. Например, при описании предметов детям предлагаются символы для обозначения   цвета,   формы,   величины,   действия   с   предметом.   Этот   приём хорошо   использовать   для   работы   с   загадкой.   На   этом   же   этапе   учим   детей «читать» простые предложения из 2­3 слов без предлогов и союзов. Этот этап работы называют – работа с мнемодорожками. III   этап:  На   этом   этапе   начинается   работа   с   мнемотаблицами.   Что   такое мнемотаблица? Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация.   Использование   мнемотаблиц   помогает   детям   эффективно воспринимать   и   воспроизводить   полученную   информацию,   значительно сокращает время обучения и значительно облегчает детям поиск и запоминание слов,   предложений   и   текстов.   Мнемотаблицы:   являются   дидактическим материалом. Они могут иметь самый широкий круг использования, практически в любой образовательной области, в любом виде деятельности.  Мнемотаблицы­схемы можно использовать: • для ознакомления детей с окружающим миром 22 • при заучивании стихов • при пересказах художественной литературы • при обучении составлению рассказов • при отгадывании и загадывании загадок • для обогащения словарного запаса • при обучении составу числа • при воспитании культурно­гигиенических навыков • при воспитании навыков самообслуживания • при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности. Требования к мнемотаблице Чтобы   мнемотаблица,   как   наглядно­практическое   средство   познания, выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований: •   чётко   отражать   основные   свойства   и   отношения,   которые   должны   быть освоены с её помощью.  • быть простой для восприятия и доступной для воспроизведения и действий с ней. • соответствовать уровню развития детей. На начальных этапах работы с мнемотаблицами, если дети затрудняются её воспроизвести, а так же для детей младшего дошкольного возраста можно использовать вариант разрезной мнемотаблицы. Мнемотаблицы бывают двух видов: 1.     обучающие ­ содержат познавательный материал. 2. развивающие ­ содержат информацию, позволяющую развивать определённые навыки и умения. Как работать с мнемотаблицей. Работа с мнемотаблицей происходит в несколько этапов: Этап 1:  Воспитатель показывает детям мнемотаблицу и разбирает, что на ней изображено: буквы, цифры, геометрические фигуры, абстрактные символы, т.е. информация группируется (рациотехника). Этап   2:  Перекодирование   информации,   т.е.   преобразование   из   абстрактных символов в образы (мнемо эйдотехника). Этап 3: Составление сюжета, т.е. отработка одного из методов запоминания. 23 Этап 4:  Определение логических связок. Мнемотаблицу надо составить таким образом, чтобы можно было установить как можно больше логических связок. Разбор таблицы происходит 1­2 минуты. Этап 5: Детям даётся 10­15 секунд для запоминания (фактор внимания). Затем мнемотаблица убирается и дети воспроизводят её графически по памяти.  Использование   мнемотехники   открывает   для   воспитателей   огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности и в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро. Занятия с использованием мнемотехники всегда проходят интересно не только для детей, но и для педагога. 24 Список литературы 1. Артемова, Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников [Текст] / Л.В. Артемова. – М., 1992. – 96с. 2. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст]: Кн. для воспитателя дет. сада / А.К. Бондаренко.    М.: Просвещение, 2004. – 160 с. 3. Готовимся   к   школе  Текст:   Справочник   для   родителей   будущих первоклассников.  М.: Олимп, 1999.  160 с.    4. Губанова   Н.Ф.   Игровая   деятельность   в   детском   саду.   Программа   и методические рекомендации Текст: Пособие для занятий с детьми 2­7 лет / Н.Ф. Губанова.  М.: Мозаика­Синтез, 2015.  128 с. 5. Ермолаева   М.Г.   Игра   в   образовательном   процессе  Текст: Методическое пособие / М.Г.Ермолаева.  Спб.: КАРО, 2008.   112 с. 6. Житникова   Л.М.   Учите   детей   запоминать  Текст:    Пособие   для воспитателя детского сада / Л.М. Житникова.  М.: Наука, 2000.  96 с. 7. Истомина   З.М     Развитие   памяти  Текст:   Учебно­методическое пособие / З.М. Истомина. – М.: Союзиздат, 1978. – 345 с. 8. Игра дошкольника [Текст]/ Под ред. С.Л. Новоселовой. – М.,1989. – 286с. 9. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре Текст: Пособие для воспитателя детского сада / Д.В. Менджерицкая.    М.: Просвещение, 1982.  128 с. 10.Никитина, Т.Б.   Как развить суперпамять, или Запоминаем быстро и легко Текст: Спец. курс для тренировки памяти / Т.Б. Никитина.  М.: АСТ­Пресс Книга, 2006.  320 с.  11.Сорокина,   А.И.   Дидактические   игры   в   детском   саду   [Текст]   /   А.И. Сорокина. – М., 1982. – 233с. 12.Усова А.П. Роль игры в воспитании детей  Текст:   Для воспитателей    М.: детских   садов   /   А.П.   Усова;   Под   ред.   А.В.   Запорожца. «Просвещение», 1976.  95 с. 13.Урунтаева, П.Н., Афонькина, Ю.А. Практикум по дошкольной психологии [Текст]   /   Урунтаева,   П.Н.,   Афонькина,   Ю.А.     –   М.:   Издат.   центр. Академия, 2000. – 334с. 25 14.Черемошкина, Л.В. Развитие памяти у детей [Текст]: учебное пособие для студентов   высших   учебных   заведений   /   Л.В.   Черемошкина.   –   М.: Академия, 2005. – 128с. 15.Энциклопедия   развивалок  Текст:   Сборник   развивающих   игр.    М.: Эксмо, 2012.  240 с.  26

Дидактические игры для развития памяти дошкольников

Дидактические игры для развития памяти дошкольников

Дидактические игры для развития памяти дошкольников

Дидактические игры для развития памяти дошкольников

Дидактические игры для развития памяти дошкольников

Дидактические игры для развития памяти дошкольников

Дидактические игры для развития памяти дошкольников

Дидактические игры для развития памяти дошкольников

Дидактические игры для развития памяти дошкольников

Дидактические игры для развития памяти дошкольников

Дидактические игры для развития памяти дошкольников

Дидактические игры для развития памяти дошкольников

Дидактические игры для развития памяти дошкольников

Дидактические игры для развития памяти дошкольников

Дидактические игры для развития памяти дошкольников

Дидактические игры для развития памяти дошкольников

Дидактические игры для развития памяти дошкольников

Дидактические игры для развития памяти дошкольников

Дидактические игры для развития памяти дошкольников

Дидактические игры для развития памяти дошкольников

Дидактические игры для развития памяти дошкольников

Дидактические игры для развития памяти дошкольников

Дидактические игры для развития памяти дошкольников

Дидактические игры для развития памяти дошкольников

Дидактические игры для развития памяти дошкольников

Дидактические игры для развития памяти дошкольников

Дидактические игры для развития памяти дошкольников

Дидактические игры для развития памяти дошкольников

Дидактические игры для развития памяти дошкольников

Дидактические игры для развития памяти дошкольников

Дидактические игры для развития памяти дошкольников

Дидактические игры для развития памяти дошкольников

Дидактические игры для развития памяти дошкольников

Дидактические игры для развития памяти дошкольников

Дидактические игры для развития памяти дошкольников

Дидактические игры для развития памяти дошкольников

Дидактические игры для развития памяти дошкольников

Дидактические игры для развития памяти дошкольников

Дидактические игры для развития памяти дошкольников

Дидактические игры для развития памяти дошкольников

Дидактические игры для развития памяти дошкольников

Дидактические игры для развития памяти дошкольников

Дидактические игры для развития памяти дошкольников

Дидактические игры для развития памяти дошкольников

Дидактические игры для развития памяти дошкольников

Дидактические игры для развития памяти дошкольников

Дидактические игры для развития памяти дошкольников

Дидактические игры для развития памяти дошкольников

Дидактические игры для развития памяти дошкольников

Дидактические игры для развития памяти дошкольников

Дидактические игры для развития памяти дошкольников

Дидактические игры для развития памяти дошкольников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.05.2018