Дидактические игры для закрепления написания слов с разделительным мягким знаком
Оценка 4.6
Работа в классе
doc
дефектология
1 кл—4 кл
11.11.2019
Цель. Развитие умения различать и воспроизводить слоговые структуры с разделительным и слитным произношением гласного и согласного.
Ход игры. Учитель начинает игру словами: «Будь внимательным, смотри, без ошибок повтори!» - и предлагает ряд слогов, например, мя, мья, мя. Ученик, правильно их повторивший, предлагает свой вариант слоговых сочетаний любому из своих товарищей.
публикация октябрь 2018 свист.doc
Дидактические игры для закрепления написания слов с разделительным
мягким знаком
Будь внимательным!
Цель. Развитие умения различать и воспроизводить слоговые структуры с разделительным
и слитным произношением гласного и согласного.
Ход игры. Учитель начинает игру словами: «Будь внимательным, смотри, без ошибок
повтори!» и предлагает ряд слогов, например, мя, мья, мя. Ученик, правильно их
повторивший, предлагает свой вариант слоговых сочетаний любому из своих товарищей.
Наоборот.
Цель. Развитие умения различать и воспроизводить слоговые структуры с разделительным
и слитным произношением гласного и согласного.
Ход игры. Учитель называет слог со слитным или раздельным произношением согласного и
гласного, ученик отвечает оппозиционным его вариантом (например, вя – вья, лья – ля).
Игра идёт как соревнование рядов.
Игра с мячом.
Цель. Развитие умения различать и воспроизводить слоговые структуры с разделительным
и слитным произношением гласного и согласного.
Оборудование. Мяч.
Ход игры. Учитель произносит слово, обозначающее один предмет, и бросает мяч ученику.
Поймав мяч, ученик называет то же слово, но обозначающее много таких предметов и
возвращает мяч учителю.
Примерный материал. Улей, ручей, перо, брат, сук, друг, крыло, лист, прут, стул, кол,
воробей, муравей, соловей, дерево, колос, сын.
Он – они – мы.
Цель. Развитие умения составлять предложения; закрепление правописания слов с
изучаемой орфограммой.
Оборудование. Карточки со словами он, они, мы.
Ход игры. Класс делится на три группы. Первая группа получает карточки со словом он,
вторая – со словом они, третья – со словом – мы. Учитель называет глагол в форме
инфинитива. Первые представители от трех групп по порядку записывают на доске
предложения, состоящие из слова на карточке и глагола в соответствующей форме,
например: пить – он пьет, они пьют, мы пьем. Далее учитель называет следующий глагол
в форме инфинитива, а отвечают уже вторые ученики от трех групп. Выигрывает та группа,
у которой было больше правильных записей.
Примерный материал. Пить, шить, вить, лить.
Картинное лото.
Цель. Активизация словаря на изучаемую орфограмму; закрепление правописания этих
слов.
Оборудование. Карточки лото с картинками: платье, ружье, воробьи, муравьи, деревья,
колосья, листья, обезьяна, перья, свинья, скамья, стулья – в различных сочетаниях, по три
картинки на каждой карточке лото. Карточки со словами для ведущего. Покрышки, т.е.
квадраты, которыми надо будет закрывать картинки.
Ход игры. Ведущий читает слово на карточке. Ученики ищут соответствующую картинку
на своих карточках лото. Кто нашел, поднимает руку. Отвечающий ученик должен указать
на раздельное произнесение в словах согласного и гласного звуков и объяснить, какая Дидактические игры для закрепления написания слов с разделительным
мягким знаком
Будь внимательным!
Цель. Развитие умения различать и воспроизводить слоговые структуры с разделительным
и слитным произношением гласного и согласного.
Ход игры. Учитель начинает игру словами: «Будь внимательным, смотри, без ошибок
повтори!» и предлагает ряд слогов, например, мя, мья, мя. Ученик, правильно их
повторивший, предлагает свой вариант слоговых сочетаний любому из своих товарищей.
Наоборот.
Цель. Развитие умения различать и воспроизводить слоговые структуры с разделительным
и слитным произношением гласного и согласного.
Ход игры. Учитель называет слог со слитным или раздельным произношением согласного и
гласного, ученик отвечает оппозиционным его вариантом (например, вя – вья, лья – ля).
Игра идёт как соревнование рядов.
Игра с мячом.
Цель. Развитие умения различать и воспроизводить слоговые структуры с разделительным
и слитным произношением гласного и согласного.
Оборудование. Мяч.
Ход игры. Учитель произносит слово, обозначающее один предмет, и бросает мяч ученику.
Поймав мяч, ученик называет то же слово, но обозначающее много таких предметов и
возвращает мяч учителю.
Примерный материал. Улей, ручей, перо, брат, сук, друг, крыло, лист, прут, стул, кол,
воробей, муравей, соловей, дерево, колос, сын.
Он – они – мы.
Цель. Развитие умения составлять предложения; закрепление правописания слов с
изучаемой орфограммой.
Оборудование. Карточки со словами он, они, мы.
Ход игры. Класс делится на три группы. Первая группа получает карточки со словом он,
вторая – со словом они, третья – со словом – мы. Учитель называет глагол в форме
инфинитива. Первые представители от трех групп по порядку записывают на доске
предложения, состоящие из слова на карточке и глагола в соответствующей форме,
например: пить – он пьет, они пьют, мы пьем. Далее учитель называет следующий глагол
в форме инфинитива, а отвечают уже вторые ученики от трех групп. Выигрывает та группа,
у которой было больше правильных записей.
Примерный материал. Пить, шить, вить, лить.
Картинное лото.
Цель. Активизация словаря на изучаемую орфограмму; закрепление правописания этих
слов.
Оборудование. Карточки лото с картинками: платье, ружье, воробьи, муравьи, деревья,
колосья, листья, обезьяна, перья, свинья, скамья, стулья – в различных сочетаниях, по три
картинки на каждой карточке лото. Карточки со словами для ведущего. Покрышки, т.е.
квадраты, которыми надо будет закрывать картинки.
Ход игры. Ведущий читает слово на карточке. Ученики ищут соответствующую картинку
на своих карточках лото. Кто нашел, поднимает руку. Отвечающий ученик должен указать
на раздельное произнесение в словах согласного и гласного звуков и объяснить, какая буква обозначает на письме это явление. После правильного ответа все ученики, нашедшие
у себя на карточке названный предмет, закрывают его фишкой. Выигрывает тот, кто
первым закрыл всю карточку лото. Выигравшему предоставляется право в следующей игре
быть ведущим.
В лесу.
Цель. Накопление словаря на изучаемую орфограмму; закрепление правописания слов.
Оборудование. Изображение леса, под ней написано:
Вот … следы.
Тут … дупло.
На дереве … гнездо.
В траве … перо.
Здесь … нора.
Ход игры. Учитель говорит: «Ребята, вы пришли в лес, показывает на изображение леса.
Лесные жители – звери и птицы – народ осторожный и пугливый. Все они спрятались. По
каким приметам можно узнать, кто живёт в лесу? Что вы видите? Ответить на вопрос вам
поможет эта запись».
Ребята читают предложения под картинкой, вставляя вместо точек подходящие
слова с разделительным мягким знаком (притяжательные прилагательные), например: Вот
кабаньи следы. Тут беличье дупло. В каждом предложении ученики обязательно выделяют
слово с разделительным мягким знаком, объясняют орфограмму. За правильный ответ
ученик получает жетон. В конце игры подводятся итоги.
Загадки.
Цель. Закрепление правописания слов (отгадок) с разделительным мягким знаком.
Вместо хвостика – крючок, Зимой молчат,
Вместо носа – пятачок. Весной журчат,
Пятачок дырявый, Жителей лесных
А крючок вертлявый. Водой напоят.
(Свинья). (Ручьи).
Из почек появляются, Зверь смешной в огромной клетке
Весной распускаются, С ветки прыгает на ветку.
Осенью увядают Ест бананы, сладости,
И все опадают. К общей детской радости.
(Листья). (Обезьяна).
Стайкой шумной прилетели, Говорят, они воришки,
Крошки, зернышки все съели. Эти серые малышки.
Чикчик, чирикают в окошко: И шумливы, и драчливы,
Насыпьте нам еще немножко! Все щебечут:
(Воробьи). – Чьи вы? Чьи вы? (Воробьи).
Угадай последнее слово.
Цель. Закрепление правописания слов с разделительным мягким знаком.
Постирайте и погладьте
К школе форменное платье … (платье).
Съел сластена в воскресенье буква обозначает на письме это явление. После правильного ответа все ученики, нашедшие
у себя на карточке названный предмет, закрывают его фишкой. Выигрывает тот, кто
первым закрыл всю карточку лото. Выигравшему предоставляется право в следующей игре
быть ведущим.
В лесу.
Цель. Накопление словаря на изучаемую орфограмму; закрепление правописания слов.
Оборудование. Изображение леса, под ней написано:
Вот … следы.
Тут … дупло.
На дереве … гнездо.
В траве … перо.
Здесь … нора.
Ход игры. Учитель говорит: «Ребята, вы пришли в лес, показывает на изображение леса.
Лесные жители – звери и птицы – народ осторожный и пугливый. Все они спрятались. По
каким приметам можно узнать, кто живёт в лесу? Что вы видите? Ответить на вопрос вам
поможет эта запись».
Ребята читают предложения под картинкой, вставляя вместо точек подходящие
слова с разделительным мягким знаком (притяжательные прилагательные), например: Вот
кабаньи следы. Тут беличье дупло. В каждом предложении ученики обязательно выделяют
слово с разделительным мягким знаком, объясняют орфограмму. За правильный ответ
ученик получает жетон. В конце игры подводятся итоги.
Загадки.
Цель. Закрепление правописания слов (отгадок) с разделительным мягким знаком.
Вместо хвостика – крючок, Зимой молчат,
Вместо носа – пятачок. Весной журчат,
Пятачок дырявый, Жителей лесных
А крючок вертлявый. Водой напоят.
(Свинья). (Ручьи).
Из почек появляются, Зверь смешной в огромной клетке
Весной распускаются, С ветки прыгает на ветку.
Осенью увядают Ест бананы, сладости,
И все опадают. К общей детской радости.
(Листья). (Обезьяна).
Стайкой шумной прилетели, Говорят, они воришки,
Крошки, зернышки все съели. Эти серые малышки.
Чикчик, чирикают в окошко: И шумливы, и драчливы,
Насыпьте нам еще немножко! Все щебечут:
(Воробьи). – Чьи вы? Чьи вы? (Воробьи).
Угадай последнее слово.
Цель. Закрепление правописания слов с разделительным мягким знаком.
Постирайте и погладьте
К школе форменное платье … (платье).
Съел сластена в воскресенье Все вишневое … (варенье).
Мама, папа, брат и я –
Вот и вся моя … (семья).
Мы с сестренкою вдвоем
Утром чай горячий … (пьем).
Сейчас я пуговку свою
Сам крепконакрепко … (пришью).
На кормушке сидя, птицы
Чистят клювики свои.
Тут чижи, щеглы, синицы
И проныры … (воробьи).
На скамейке у ворот
Лена горько слезы … (льет).
Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом – снега да … (вьюга).
До чего цветы в садах
Буйно расцвели!
Распевают песни в них
Звонко … (соловьи).
У меня сосед,
Ему десять лет.
Знают все, что он и я
Неразлучные … (друзья).
Громко у резных ворот
Резвый конь копытом … (бьет).
К дню рожденья Кате
Мама сшила … (платье). Все вишневое … (варенье).
Мама, папа, брат и я –
Вот и вся моя … (семья).
Мы с сестренкою вдвоем
Утром чай горячий … (пьем).
Сейчас я пуговку свою
Сам крепконакрепко … (пришью).
На кормушке сидя, птицы
Чистят клювики свои.
Тут чижи, щеглы, синицы
И проныры … (воробьи).
На скамейке у ворот
Лена горько слезы … (льет).
Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом – снега да … (вьюга).
До чего цветы в садах
Буйно расцвели!
Распевают песни в них
Звонко … (соловьи).
У меня сосед,
Ему десять лет.
Знают все, что он и я
Неразлучные … (друзья).
Громко у резных ворот
Резвый конь копытом … (бьет).
К дню рожденья Кате
Мама сшила … (платье).
Дидактические игры для закрепления написания слов с разделительным мягким знаком
Дидактические игры для закрепления написания слов с разделительным мягким знаком
Дидактические игры для закрепления написания слов с разделительным мягким знаком
Дидактические игры для закрепления написания слов с разделительным мягким знаком
Дидактические игры для закрепления написания слов с разделительным мягким знаком
Дидактические игры для закрепления написания слов с разделительным мягким знаком
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.