Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений (вторая младшая группа).

  • Игры
  • docx
  • 12.07.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

1. 1.1 «Один – много» Цель: Научить соотносить предметы по количеству много – мало. Закрепить знание детей о количественном представлении много – мало. Отвечать на вопрос полными предложениями. Ход игры Перед подгруппой детей (3-4 ребенка) лежат картины, на которых на одной половине нарисованы много предметов, одинаковых по форме, цвету. Предлагаем найти похожий предмет среди других картин, которые лежат в тарелочке. Просим ответить на вопрос: Где нарисовано много предметов? Где один? 1.2«Узнай по форме» Цель: Учить детей выделять форму конкретных предметов окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами. Дети впервые учатся сопоставлять форму предметов с геометрическими фигурами. Ход: Воспитатель просит детей назвать геометрические фигуры, обращает внимание на различные предметы, нарисованные на карточках, и объясняет задание. Сначала показывает фигуру и предлагает одному ребенку назвать ее форму, затем найти на другом столе предмет такой же формы, положить его рядом. Если ребенок правильно нашел предмет и положил его около соответствующей фигуры, все дети хлопают в ладоши. На одном занятии каждому ребенку можно подобрать не более трех форм. Если он ошибается, то воспитатель предлагает ребенку обвести пальцем фигуру и предмет. Этот прием помогает ребенку правильно выполнить задание. 1.3 «Чего больше - чего меньше» Цель: упражнять ребенка в различии и сравнении количества предметов (больше, меньше, равно); воспитывать внимание, быстроту реакции на воспитателя. Ход: Воспитатель раскладывает перед ребенком картинки. Затем идет беседа и самостоятельная деятельность ребенка по данной теме. 1.4 «Что изменилось?» Цель: Учить ориентироваться на плоскости Ход: Воспитатель вместе с детьми ставит на стол знакомые игрушки. Один ребенок выходит за дверь, а в это время воспитатель вместе с детьми делает перестановку одной игрушки. Вошедший должен вспомнить, где стояла игрушка а сейчас ее поставили слева или справа от игрушки, стоящей рядом. Вначале игры можно взять за основу большую куклу или мишку и давать пространственное определение игрушки по отношению к этой большой кукле. 1.5 «Угадай, что это?» (круг, квадрат, треугольник) Цель: закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании. Ход: Воспитатель показывает детям фигуры, обводит каждую пальцем Дает задание детям: «У вас на столах лежат карточки, на которых нарисованы фигуры разной формы, и такие же фигуры на разносах. Разложите все фигуры на карточки так, чтобы они спрятались». Просит детей обводить каждую фигуру, лежащую на разносе, а затем накладывает («прятать») ее на начерченную фигуру. 1.6 «Из каких фигур состоит предмет?» Цель: Учить детей зрительно расчленять форму контурного изображения предмета на составные части, соответствующие знакомым геометрическим фигурам, воссоздавать форму предмета из геометрических фигур. Ход:Воспитатель знакомит детей с материалом. Стрелкой указывает на предмет, дети называют его, вычленяют форму, цвет, величину. Затем они выкладывают из готовых геометрических фигур предмет. Ребенок, быстро и правильно выполнивший задание, получает право вращать стрелку. Игра продолжается, пока дети не выполнят задание. В конце игры воспитатель предлагает детям загадки о предметах, которые они выкладывали по рисунку (о доме, елочке, мяче, грибе и т. д.). При повторном проведении игры можно использовать вновь карты, на которых изображены более сложные по форме предметы. 1.7«Что где находится?» Цель: Учить различать положение предметов в пространстве (впереди, сзади, между, посредине, справа, слева, внизу, вверху). Ход: предложить рассмотреть карточку. Спросить ребенка, какая игрушка стоит впереди, позади, рядом, далеко и т.д. Спросить, что находится сверху, что снизу, справа, слева и т.д. 1.8 «Положи, куда скажу» Цель: учить ориентироваться на картинке, понимать пространственные установки Ход: Дети рассматривают картинку с изображением комнаты. Им предлагается положить красный мячик под стол, синий около шкафа и т.п. Место расположение мячей можно менять 1.9«Когда это бывает?» (части суток) Цель: закрепить представление о частях суток, научить правильно употреблять слова «утро», «день», «вечер», «ночь». Оборудование. Кукла бибабо, игрушечные кровать, посуда, гребешок и т. д. ; картинки, на которых показаны действия детей в разное время суток. Ход игры. Дети сидят полукругом. Воспитатель при помощи куклы производит различные действия, по которым дети должны определить часть суток: кукла встает с постели, одевается, причесывается (утро), обедает (день) и т. д. Затем воспитатель называет действие, например: «Кукла умывается», предлагает ребенку выполнить его и назвать часть суток, соответствующую этому действию (утро или вечер). Педагог читает отрывок из стихотворениях, Петрушиной: Кукла Валя хочет спать. Уложу ее в кровать. Принесу ей одеяло, Чтоб быстрее засыпала Дети укладывают куклу спать и говорят, когда это бывает. Воспитатель показывает картинки во временной последовательности и спрашивает, в какую часть суток происходят эти действия. Затем перемешивает картинки и вместе с детьми располагает их в порядке следования действий суток. Дети раскладывают свои картинки в соответствии с картинками воспитателя. 1.10 «Скажи наоборот» Цель: Совершенствовать употребление в речи слов с противоположным значением Ход: вариант 1: Игра проводится с мячом. Воспитатель кидает мяч ребенку и называет одно из математических понятий, а ребенок кидает мяч обратно и называет противоположность названному понятию. Длинный – короткий; Большой – маленький; Высокий – низкий; Широкий – узкий; Толстый – худой; Далеко – близко; Вверху – внизу; Слева – справа; Вперед – назад; 1.11 «Что длиннее, выше, шире, толще?» Цель: Упражнять детей в сравнении контрастных и одинаковых предметов по длине, высоте и ширине. Ход: 1 вариант – у каждого ребёнка по 4 ленточки разные и одинаковые по длине. Дают задание – найти ленточки одинаковые по длине, и длиннее. 2 вариант – предлагают рассмотреть картинки с изображением предметов и найти среди них выше, шире, толще, длиннее. 1.12 «Разложи по порядку» в пределах трёх (например, высокий – ниже - самый низкий). Цель: Научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: высокий – ниже - самый низкий Ход: Воспитатель: Дети, у меня есть 3 полоски, вот такие (показывает). Этот самый высокая, эта - пониже, а эта самая низкая (показывает каждый из них). А теперь вы покажите самые высокие полоски (дети поднимают и показывают), положите. Теперь поднимите пониже. Теперь - самые низкие. Далее воспитатель предлагает детям самостоятельно раскладывать предметы по порядку. 2. Сенсорное воспитание 2.1 «Угадай, что это?» (геометрические фигуры) Цель: закрепить умение узнавать геометрическую фигуру . Ход игры: На столе перед ребёнком раскладываются в беспорядке 10-12 геометрических фигур разного и размера. Ведущий просит назвать различные геометрические фигуры, например: квадрат, круг, маленький квадрат и т.д. 2.2 «Назови цвет» Цель: закрепить умение быстро находить предмет определённого цвета. Ход игры: На столе перед ребёнком раскладываются в беспорядке 10-12 картинок с изображением предметов разного цвета. Ведущий просит показать например: красный круг, синий квадрат и т.д. 2.3 «Назови форму» Цель: закрепить умение называть геометрическую фигуру определённого размера. Ход игры: На столе перед ребёнком раскладываются в беспорядке геометрические фигуры разного и размера. Ведущий просит показать различные геометрические фигуры, например: большой круг, маленький квадрат и т.д. 2.4 «Сравни по величине» Цель: Упражнять детей в сравнении контрастных и одинаковых предметов по длине, высоте и ширине. Ход: 1 вариант – у каждого ребёнка по 4 ленточки разные и одинаковые по длине. Дают задание – найти ленточки одинаковые по длине, и длиннее. 2 вариант – предлагают рассмотреть картинки с изображением предметов и найти среди них выше, шире, толще, длиннее. 2.5 «Разложи по цвету» Цель: Закрепить знание детей о цветах. Развивать умение видеть общий признак. Различать понятие; много, мало, один. Ход игры: Предложить разложить предметы в соответствии с заданным цветом. 2.6 «Разложи по форме» Цель: Закрепить знание детей о геометрических формах. Развивать умение видеть общий признак. Различать понятие; много, мало, один. Ход игры Предложить разложить предметы в коробки. В первую коробку квадратной формы, во вторую – круглой, в третью – треугольной. (На коробках нарисованы обозначения форм) 2.7 «Разложи по величине» Цель: закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определённого размера. Ход игры: На столе перед ребёнком раскладываются в беспорядке 10-12 геометрических фигур разного и размера. Ведущий просит показать различные геометрические фигуры, например: большой круг, маленький квадрат и т.д. 2.8 «Собери башенку» Цель: научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний», самый большой», «самый маленький». Материал. Три квадрата разной величины ; у детей по 3 квадрата. Содержание. Воспитатель: Дети, у меня есть 3 квадрата, вот такие (показывает). Этот самый большой, этот - поменьше, а этот самый маленький (показывает каждый из них). А теперь вы покажите самые большие квадраты (дети поднимают и показывают), положите. Теперь поднимите средние. Теперь - самые маленькие. Далее воспитатель предлагает детям построит из квадратов башни. Показывает, как это делается, - помещает снизу вверх сначала большой, потом средний, потом маленький квадрат. Выложите вы такую же башню на своих столах. 2.9 «Собери пирамидку» Цель: научить детей соотносить по величине предметы и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний», самый большой», «самый маленький». Ход: Воспитатель предлагает составить плоскостную пирамидку.1. 1.1 «Один – много» Цель: Научить соотносить предметы по количеству много – мало. Закрепить знание детей о количественном представлении много – мало. Отвечать на вопрос полными предложениями. Ход игры Перед подгруппой детей (3-4 ребенка) лежат картины, на которых на одной половине нарисованы много предметов, одинаковых по форме, цвету. Предлагаем найти похожий предмет среди других картин, которые лежат в тарелочке. Просим ответить на вопрос: Где нарисовано много предметов? Где один? 1.2«Узнай по форме» Цель: Учить детей выделять форму конкретных предметов окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами. Дети впервые учатся сопоставлять форму предметов с геометрическими фигурами. Ход: Воспитатель просит детей назвать геометрические фигуры, обращает внимание на различные предметы, нарисованные на карточках, и объясняет задание. Сначала показывает фигуру и предлагает одному ребенку назвать ее форму, затем найти на другом столе предмет такой же формы, положить его рядом. Если ребенок правильно нашел предмет и положил его около соответствующей фигуры, все дети хлопают в ладоши. На одном занятии каждому ребенку можно подобрать не более трех форм. Если он ошибается, то воспитатель предлагает ребенку обвести пальцем фигуру и предмет. Этот прием помогает ребенку правильно выполнить задание. 1.3 «Чего больше - чего меньше» Цель: упражнять ребенка в различии и сравнении количества предметов (больше, меньше, равно); воспитывать внимание, быстроту реакции на воспитателя. Ход: Воспитатель раскладывает перед ребенком картинки. Затем идет беседа и самостоятельная деятельность ребенка по данной теме. 1.4 «Что изменилось?» Цель: Учить ориентироваться на плоскости Ход: Воспитатель вместе с детьми ставит на стол знакомые игрушки. Один ребенок выходит за дверь, а в это время воспитатель вместе с детьми делает перестановку одной игрушки. Вошедший должен вспомнить, где стояла игрушка а сейчас ее поставили слева или справа от игрушки, стоящей рядом. Вначале игры можно взять за основу большую куклу или мишку и давать пространственное определение игрушки по отношению к этой большой кукле. 1.5 «Угадай, что это?» (круг, квадрат, треугольник) Цель: закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании. Ход: Воспитатель показывает детям фигуры, обводит каждую пальцем Дает задание детям: «У вас на столах лежат карточки, на которых нарисованы фигуры разной формы, и такие же фигуры на разносах. Разложите все фигуры на карточки так, чтобы они спрятались». Просит детей обводить каждую фигуру, лежащую на разносе, а затем накладывает («прятать») ее на начерченную фигуру. 1.6 «Из каких фигур состоит предмет?» Цель: Учить детей зрительно расчленять форму контурного изображения предмета на составные части, соответствующие знакомым геометрическим фигурам, воссоздавать форму предмета из геометрических фигур. Ход:Воспитатель знакомит детей с материалом. Стрелкой указывает на предмет, дети называют его, вычленяют форму, цвет, величину. Затем они выкладывают из готовых геометрических фигур предмет. Ребенок, быстро и правильно выполнивший задание, получает право вращать стрелку. Игра продолжается, пока дети не выполнят задание. В конце игры воспитатель предлагает детям загадки о предметах, которые они выкладывали по рисунку (о доме, елочке, мяче, грибе и т. д.). При повторном проведении игры можно использовать вновь карты, на которых изображены более сложные по форме предметы. 1.7«Что где находится?» Цель: Учить различать положение предметов в пространстве (впереди, сзади, между, посредине, справа, слева, внизу, вверху). Ход: предложить рассмотреть карточку. Спросить ребенка, какая игрушка стоит впереди, позади, рядом, далеко и т.д. Спросить, что находится сверху, что снизу, справа, слева и т.д. 1.8 «Положи, куда скажу» Цель: учить ориентироваться на картинке, понимать пространственные установки Ход: Дети рассматривают картинку с изображением комнаты. Им предлагается положить красный мячик под стол, синий около шкафа и т.п. Место расположение мячей можно менять 1.9«Когда это бывает?» (части суток) Цель: закрепить представление о частях суток, научить правильно употреблять слова «утро», «день», «вечер», «ночь». Оборудование. Кукла бибабо, игрушечные кровать, посуда, гребешок и т. д. ; картинки, на которых показаны действия детей в разное время суток. Ход игры. Дети сидят полукругом. Воспитатель при помощи куклы производит различные действия, по которым дети должны определить часть суток: кукла встает с постели, одевается, причесывается (утро), обедает (день) и т. д. Затем воспитатель называет действие, например: «Кукла умывается», предлагает ребенку выполнить его и назвать часть суток, соответствующую этому действию (утро или вечер). Педагог читает отрывок из стихотворениях, Петрушиной: Кукла Валя хочет спать. Уложу ее в кровать. Принесу ей одеяло, Чтоб быстрее засыпала Дети укладывают куклу спать и говорят, когда это бывает. Воспитатель показывает картинки во временной последовательности и спрашивает, в какую часть суток происходят эти действия. Затем перемешивает картинки и вместе с детьми располагает их в порядке следования действий суток. Дети раскладывают свои картинки в соответствии с картинками воспитателя. 1.10 «Скажи наоборот» Цель: Совершенствовать употребление в речи слов с противоположным значением Ход: вариант 1: Игра проводится с мячом. Воспитатель кидает мяч ребенку и называет одно из математических понятий, а ребенок кидает мяч обратно и называет противоположность названному понятию. Длинный – короткий; Большой – маленький; Высокий – низкий; Широкий – узкий; Толстый – худой; Далеко – близко; Вверху – внизу; Слева – справа; Вперед – назад; 1.11 «Что длиннее, выше, шире, толще?» Цель: Упражнять детей в сравнении контрастных и одинаковых предметов по длине, высоте и ширине. Ход: 1 вариант – у каждого ребёнка по 4 ленточки разные и одинаковые по длине. Дают задание – найти ленточки одинаковые по длине, и длиннее. 2 вариант – предлагают рассмотреть картинки с изображением предметов и найти среди них выше, шире, толще, длиннее. 1.12 «Разложи по порядку» в пределах трёх (например, высокий – ниже - самый низкий). Цель: Научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: высокий – ниже - самый низкий Ход: Воспитатель: Дети, у меня есть 3 полоски, вот такие (показывает). Этот самый высокая, эта - пониже, а эта самая низкая (показывает каждый из них). А теперь вы покажите самые высокие полоски (дети поднимают и показывают), положите. Теперь поднимите пониже. Теперь - самые низкие. Далее воспитатель предлагает детям самостоятельно раскладывать предметы по порядку. 2. Сенсорное воспитание 2.1 «Угадай, что это?» (геометрические фигуры) Цель: закрепить умение узнавать геометрическую фигуру . Ход игры: На столе перед ребёнком раскладываются в беспорядке 10-12 геометрических фигур разного и размера. Ведущий просит назвать различные геометрические фигуры, например: квадрат, круг, маленький квадрат и т.д. 2.2 «Назови цвет» Цель: закрепить умение быстро находить предмет определённого цвета. Ход игры: На столе перед ребёнком раскладываются в беспорядке 10-12 картинок с изображением предметов разного цвета. Ведущий просит показать например: красный круг, синий квадрат и т.д. 2.3 «Назови форму» Цель: закрепить умение называть геометрическую фигуру определённого размера. Ход игры: На столе перед ребёнком раскладываются в беспорядке геометрические фигуры разного и размера. Ведущий просит показать различные геометрические фигуры, например: большой круг, маленький квадрат и т.д. 2.4 «Сравни по величине» Цель: Упражнять детей в сравнении контрастных и одинаковых предметов по длине, высоте и ширине. Ход: 1 вариант – у каждого ребёнка по 4 ленточки разные и одинаковые по длине. Дают задание – найти ленточки одинаковые по длине, и длиннее. 2 вариант – предлагают рассмотреть картинки с изображением предметов и найти среди них выше, шире, толще, длиннее. 2.5 «Разложи по цвету» Цель: Закрепить знание детей о цветах. Развивать умение видеть общий признак. Различать понятие; много, мало, один. Ход игры: Предложить разложить предметы в соответствии с заданным цветом. 2.6 «Разложи по форме» Цель: Закрепить знание детей о геометрических формах. Развивать умение видеть общий признак. Различать понятие; много, мало, один. Ход игры Предложить разложить предметы в коробки. В первую коробку квадратной формы, во вторую – круглой, в третью – треугольной. (На коробках нарисованы обозначения форм) 2.7 «Разложи по величине» Цель: закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определённого размера. Ход игры: На столе перед ребёнком раскладываются в беспорядке 10-12 геометрических фигур разного и размера. Ведущий просит показать различные геометрические фигуры, например: большой круг, маленький квадрат и т.д. 2.8 «Собери башенку» Цель: научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний», самый большой», «самый маленький». Материал. Три квадрата разной величины ; у детей по 3 квадрата. Содержание. Воспитатель: Дети, у меня есть 3 квадрата, вот такие (показывает). Этот самый большой, этот - поменьше, а этот самый маленький (показывает каждый из них). А теперь вы покажите самые большие квадраты (дети поднимают и показывают), положите. Теперь поднимите средние. Теперь - самые маленькие. Далее воспитатель предлагает детям построит из квадратов башни. Показывает, как это делается, - помещает снизу вверх сначала большой, потом средний, потом маленький квадрат. Выложите вы такую же башню на своих столах. 2.9 «Собери пирамидку» Цель: научить детей соотносить по величине предметы и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний», самый большой», «самый маленький». Ход: Воспитатель предлагает составить плоскостную пирамидку.
Иконка файла материала Картотека игр по формированию элементарных математических представлений. описание docx.docx
Картотека игр по формированию элементарных математических представлений 1. 1.1 «Один – много» Цель: Научить соотносить предметы по количеству много – мало. Закрепить знание   детей   о   количественном   представлении   много  –   мало.   Отвечать   на вопрос полными предложениями. Ход игры Перед подгруппой детей (3­4 ребенка) лежат картины, на которых на одной половине   нарисованы   много   предметов,   одинаковых   по   форме,   цвету. Предлагаем найти похожий предмет среди других картин, которые лежат в тарелочке. Просим ответить на вопрос: Где нарисовано много предметов? Где один?  1.2«Узнай по форме» Цель: Учить   детей   выделять   форму   конкретных   предметов окружающей   обстановки,   пользуясь   геометрическими   образцами.   Дети впервые учатся сопоставлять форму предметов с геометрическими фигурами. Ход:  Воспитатель   просит   детей   назвать   геометрические   фигуры, обращает внимание на различные предметы, нарисованные на карточках, и объясняет задание. Сначала показывает фигуру и предлагает одному ребенку назвать ее форму, затем найти на другом столе предмет   такой же формы,    положить его рядом. Если ребенок правильно нашел предмет и положил его около   соответствующей   фигуры,   все   дети   хлопают   в   ладоши.   На   одном занятии каждому     ребенку можно подобрать не более трех форм. Если он ошибается, то воспитатель   предлагает   ребенку   обвести пальцем фигуру и предмет. Этот прием помогает ребенку правильно выполнить задание. 1.3 «Чего больше ­ чего меньше» Цель: упражнять   ребенка   в   различии   и   сравнении   количества   предметов (больше,   меньше,   равно);   воспитывать   внимание,   быстроту   реакции   на воспитателя.  Ход: Воспитатель раскладывает перед ребенком картинки. Затем идет беседа и самостоятельная деятельность ребенка по данной теме.1.4«Что изменилось?» Цель: Учить ориентироваться на плоскости  Ход:   Воспитатель вместе с детьми ставит на стол знакомые игрушки. Один ребенок выходит за дверь, а в это время воспитатель вместе с детьми делает   перестановку   одной   игрушки.   Вошедший   должен   вспомнить,   где стояла игрушка а сейчас ее поставили слева или справа от игрушки, стоящей рядом. Вначале игры можно взять за основу большую куклу или мишку и давать пространственное определение игрушки по отношению к этой большой кукле. 1.5«Угадай, что это?» (круг, квадрат, треугольник) Цель: закрепить представления детей о геометрических формах,  упражнять в их назывании.  Ход: Воспитатель показывает детям фигуры, обводит каждую пальцем  Дает задание детям: «У вас на столах лежат карточки, на которых нарисованы фигуры разной формы, и такие же фигуры на разносах. Разложите все фигуры  на карточки так, чтобы они спрятались». Просит детей обводить каждую  фигуру, лежащую на разносе, а затем накладывает («прятать») ее на  начерченную фигуру. 1.6«Из каких фигур состоит предмет?» Цель: Учить   детей   зрительно   расчленять   форму   контурного изображения   предмета   на   составные   части,   соответствующие   знакомым геометрическим фигурам, воссоздавать форму предмета из геометрических фигур. Ход:Воспитатель знакомит детей с материалом. Стрелкой указывает на предмет, дети называют его, вычленяют форму, цвет, величину. Затем они выкладывают из готовых геометрических фигур предмет. Ребенок, быстро и правильно   выполнивший   задание,   получает   право   вращать   стрелку.   Игра продолжается,   пока   дети   не   выполнят   задание.   В   конце   игры   воспитатель предлагает детям загадки о предметах, которые они выкладывали по рисунку (о доме, елочке, мяче, грибе и т. д.). При  повторном   проведении   игры  можно  использовать   вновь карты, на которых изображены более сложные по форме предметы. 1.7«Что где находится?» Цель: Учить различать положение предметов в пространстве (впереди, сзади,  между, посредине, справа, слева, внизу, вверху).  Ход: предложить рассмотреть карточку. Спросить ребенка, какая игрушка  стоит впереди, позади, рядом, далеко и т.д. Спросить, что находится сверху,  что снизу, справа, слева и т.д.1.8 «Положи, куда скажу» Цель: учить ориентироваться на картинке, понимать пространственные  установки Ход: Дети рассматривают картинку с изображением комнаты. Им  предлагается положить красный мячик под стол, синий около шкафа и т.п.  Место расположение мячей можно менять 1.9«Когда это бывает?» (части суток) Цель: закрепить представление о частях суток, научить правильно  употреблять слова «утро», «день», «вечер», «ночь». Оборудование. Кукла бибабо, игрушечные кровать, посуда, гребешок и т.  д. ; картинки, на которых показаны действия детей в разное время суток. Ход игры. Дети сидят полукругом. Воспитатель при помощи куклы  производит различные действия, по которым дети должны определить часть  суток: кукла встает с постели, одевается, причесывается (утро), обедает  (день) и т. д. Затем воспитатель называет действие, например: «Кукла  умывается», предлагает ребенку выполнить его и назвать часть суток,  соответствующую этому действию (утро или вечер). Педагог читает отрывок  из стихотворениях, Петрушиной: Кукла Валя хочет спать. Уложу ее в кровать. Принесу ей одеяло, Чтоб быстрее засыпала Дети укладывают куклу спать и говорят, когда это бывает. Воспитатель  показывает картинки во временной последовательности и спрашивает, в  какую часть суток происходят эти действия. Затем перемешивает картинки и  вместе с детьми располагает их в порядке следования действий суток. Дети  раскладывают свои картинки в соответствии с картинками воспитателя. 1.10«Скажи наоборот» Цель: Совершенствовать употребление в речи слов с противоположным значением Ход: вариант 1: Игра проводится с мячом. Воспитатель кидает мяч ребенку и называет одно из математических понятий, а ребенок кидает мяч обратно и называет противоположность названному понятию. Длинный – короткий; Большой – маленький;Высокий – низкий; Широкий – узкий; Толстый – худой; Далеко – близко; Вверху – внизу; Слева – справа; Вперед – назад; 1.11«Что длиннее, выше, шире, толще?» Цель:   Упражнять   детей   в   сравнении   контрастных   и   одинаковых предметов по длине, высоте и ширине. Ход: 1 вариант – у каждого ребёнка по 4 ленточки разные и одинаковые по длине. Дают задание – найти ленточки одинаковые по длине, и длиннее. 2 вариант – предлагают рассмотреть картинки с изображением предметов и найти среди них выше, шире, толще, длиннее.  1.12«Разложи по порядку» в пределах трёх (например, высокий – ниже ­ самый низкий). Цель: Научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами:   высокий – ниже ­ самый низкий  Ход: Воспитатель: Дети, у меня есть 3 полоски, вот такие (показывает).  Этот самый высокая, эта ­ пониже, а эта самая низкая (показывает каждый из  них). А теперь вы покажите самые высокие полоски (дети поднимают и  показывают), положите. Теперь поднимите пониже. Теперь ­ самые низкие. Далее воспитатель предлагает детям  самостоятельно раскладывать  предметы по порядку. 2. Сенсорное воспитание 2.1«Угадай, что это?» (геометрические фигуры) Цель: закрепить умение узнавать геометрическую фигуру . Ход   игры: На   столе   перед   ребёнком   раскладываются   в   беспорядке   10­12 геометрических фигур разного и размера. Ведущий просит назвать различные геометрические фигуры, например: квадрат, круг, маленький квадрат и т.д.  2.2 «Назови цвет» Цель: закрепить умение быстро находить предмет определённого цвета.Ход   игры: На   столе   перед   ребёнком   раскладываются   в   беспорядке   10­12 картинок с изображением предметов разного цвета. Ведущий просит показать например: красный круг, синий квадрат и т.д.  2.3«Назови форму» Цель: закрепить умение называть геометрическую фигуру определённого размера. Ход   игры: На   столе   перед   ребёнком   раскладываются   в   беспорядке геометрические   фигуры   разного   и   размера.   Ведущий   просит   показать различные   геометрические   фигуры,   например:   большой   круг,   маленький квадрат и т.д.  2.4«Сравни по величине» Цель:   Упражнять   детей   в   сравнении   контрастных   и   одинаковых предметов по длине, высоте и ширине. Ход: 1 вариант – у каждого ребёнка по 4 ленточки разные и одинаковые по длине. Дают задание – найти ленточки одинаковые по длине, и длиннее. 2 вариант – предлагают рассмотреть картинки с изображением предметов и найти среди них выше, шире, толще, длиннее.  2.5«Разложи по цвету» Цель:   Закрепить   знание   детей   о   цветах.   Развивать   умение   видеть   общий признак. Различать понятие; много, мало, один. Ход   игры:   Предложить   разложить   предметы   в   соответствии   с   заданным цветом.  2.6«Разложи по форме» Цель: Закрепить знание детей о геометрических формах. Развивать умение видеть общий признак. Различать понятие; много, мало, один. Ход игры Предложить разложить предметы в коробки. В первую коробку квадратной формы,   во   вторую   –   круглой,   в   третью   –   треугольной.   (На   коробках нарисованы обозначения форм)2.7«Разложи по величине» Цель: закрепить   умение   быстро   находить   геометрическую   фигуру определённого размера. Ход игры: На столе перед ребёнком раскладываются в беспорядке 10­ 12   геометрических   фигур   разного   и   размера.   Ведущий   просит   показать различные   геометрические   фигуры,   например:   большой   круг,   маленький квадрат и т.д.  2.8«Собери башенку» Цель: научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их  отношения словами: «большой», маленький», «средний», самый большой»,  «самый маленький». Материал. Три квадрата разной величины ; у детей по 3 квадрата. Содержание. Воспитатель: Дети, у меня есть 3 квадрата, вот такие (показывает). Этот  самый большой, этот ­ поменьше, а этот самый маленький (показывает каждый из них). А теперь вы покажите самые большие квадраты (дети поднимают и  показывают), положите. Теперь поднимите средние. Теперь ­ самые  маленькие. Далее воспитатель предлагает детям построит из квадратов башни.  Показывает, как это делается, ­ помещает  снизу вверх сначала большой,  потом средний, потом маленький квадрат. Выложите  вы такую же  башню на  своих столах. 2.9«Собери пирамидку» Цель: научить детей соотносить по величине  предметы и обозначить их  отношения словами: «большой», маленький», «средний», самый большой»,  «самый маленький». Ход: Воспитатель предлагает составить плоскостную пирамидку.