Иркутская область Ангарский городской округ Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области «Ангарский педагогический колледж» Отделение учебно-консультационных пунктов
Дидактические материалы для проведения зачетов геометрия среднее общее образование
10 36 ч. базовый очно-заочная 4
Москвитина Лариса Васильевна авторская программа: Атанасян В.Ф. издательство «Просвещение», 2011г 201__/1__ |
административный
(территориальный округ) образовательная организация
учебный предмет уровень образования
класс
количество часов уровень форма обучения
Количество зачетов
учитель: примерная (авторская) программа, на основе которой разработана рабочая программа учебный год
страница
ИНСТРУКЦИЯ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ДИДАКТИЧЕСКОГОМАТЕРИАЛА 3
ЗАЧЕТЫ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ МОДУЛЕЙПРОГРАММЫ 4
ЗАЧЕТ 1 ОСНОВЫ ПЛАНИМЕТРИИ. АКСИОМЫ СТЕРЕОМЕТРИИ 7
ЗАЧЕТ 2 ПАРАЛЛЕЛЬНОСТЬ ПРЯМЫХ И ПЛОСКОСТЕЙ 8
ЗАЧЕТ 3 ПЕРПЕНДИРУЛЯРНОСТЬ ПРЯМЫХ И ПЛОСКОСТЕЙ 15
ЗАЧЕТ 4 РЕШЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ 21
ЛИТЕРАТУРА 22
ПРИЛОЖЕНИЕ 23
Данные дидактические материалы предназначены для подготовки или проведения зачетов по темам 10 класса предмета геометрия.
В данный сборник для зачетов 1-3 собраны задания разных уровней. Уровень сложности определен * и соответственно оценивается:
— ** - очень сложный уровень – выполнение оценивается в 3 балла; — *- сложный уровень – выполнение оценивается в 2 балла; — без * - простой - выполнение оценивается в 2 балл.
Задачи для зачета 4 оцениваются по 5 баллов за каждую правильно решенную.
В приложении приведена таблица перевода набранных баллов в оценку для каждого зачета.
Успешное освоение данного модуля оценивается по двум результатам:
Результат 2 (аксиомы стереометрии). Решать задачи с использованием соответствующих аксиом стереометрии.
Критерии оценивания результата 2:
А) «Дано» записано правильно в соответствии с условием задачи и правилами оформления; Б) Рисунок к задаче выполнен правильно в соответствии с условием задачи и правилами оформления;
В) Ход решения простроен правильно с обоснованием правил и теорем планиметрии;
Г) Вычисления и ответ записаны правильно.
Описание уровней: уровни этого результата полностью охвачены в критериях оценки результата.
Требования к доказательствам: письменные ответы на 11 вопросов зачета и решение одной задачи. Все критерии оценки результата охвачены от а до г.
Успешное освоение данного модуля оценивается по четырем результатам:
Результат 1. Решать задачи с применением теорем параллельности прямых и плоскостей.
Критерии оценивания результата 1:
А) «Дано» записано правильно в соответствии с условием задачи и правилами оформления; Б) Рисунок к задаче выполнен правильно в соответствии с условием задачи и правилами оформления;
В) Ход решения простроен правильно с обоснованием правил и теорем параллельности прямых и плоскостей;
Г) Вычисления и ответ записаны правильно.
Описание уровней: уровни этого результата полностью охвачены в критериях оценки результата.
Требования к доказательствам: письменные ответы на 17 вопросов зачета (первые 17) и решение одной задачи. Все критерии оценки результата охвачены от а до г.
Результат 2. Решать задачи с применением теорем параллельности плоскостей.
Критерии оценивания результата 2:
А) «Дано» записано правильно в соответствии с условием задачи и правилами оформления; Б) Рисунок к задаче выполнен правильно в соответствии с условием задачи и правилами оформления;
В) Ход решения простроен правильно с обоснованием правил и теорем параллельности плоскостей;
Г) Вычисления и ответ записаны правильно.
Описание уровней: уровни этого результата полностью охвачены в критериях оценки результата.
Требования к доказательствам: письменные ответы на 11 вопросов зачета (с 18 по 28) и решение одной задачи. Все критерии оценки результата охвачены от а до г.
Результат 3. Решать задачи на вычисление параметров тетраэдра/ параллелепипеда с использованием соответствующих теорем.
Критерии оценивания результата 3:
А) «Дано» записано правильно в соответствии с условием задачи и правилами оформления;
Б) Рисунок к задаче выполнен правильно в соответствии с условием задачи и правилами оформления;
В) Ход решения простроен правильно с обоснованием правил и теорем планиметрии;
Г) Вычисления и ответ записаны правильно.
Описание уровней: уровни этого результата полностью охвачены в критериях оценки результата.
Требования к доказательствам: письменные ответы на 6 вопросов зачета (с 30 по 35) и решение одной задачи на вычисление. Все критерии оценки результата охвачены от а до г.
Результат 4. Выполнить задачу на построение сечения тетраэдра/ параллелепипеда с использованием соответствующих теорем.
Критерии оценивания результата 4:
А) «Дано» записано правильно в соответствии с условием задачи и правилами оформления; Б) Ход построения сечения выполнен правильно с обоснованием правил и теорем планиметрии;
В) Построение сечения выполнено правильно.
Описание уровней: уровни этого результата полностью охвачены в критериях оценки результата.
Требования к доказательствам: письменные ответы на 1 вопросов зачета (36) и выполнение одной задачи на построение сечения. Все критерии оценки результата охвачены от а до в.
Успешное освоение данного модуля оценивается по двум результатам:
Результат 1. Решать задачи с применением теорем перпендикулярности прямых и плоскостей.
Критерии оценивания результата 1:
А) «Дано» записано правильно в соответствии с условием задачи и правилами оформления; Б) Рисунок к задаче выполнен правильно в соответствии с условием задачи и правилами оформления;
В) Ход решения простроен правильно с обоснованием правил и теорем перпендикулярности прямых и плоскостей;
Г) Вычисления и ответ записаны правильно.
Описание уровней: уровни этого результата полностью охвачены в критериях оценки результата.
Требования к доказательствам: письменные ответы на 17 вопросов зачета (первые 17) и решение одной задачи. Все критерии оценки результата охвачены от а до г.
Результат 2. Решать задачи с применением теорем перпендикулярности плоскостей.
Критерии оценивания результата 2:
А) «Дано» записано правильно в соответствии с условием задачи и правилами оформления; Б) Рисунок к задаче выполнен правильно в соответствии с условием задачи и правилами оформления;
В) Ход решения простроен правильно с обоснованием правил и теорем перпендикулярности плоскостей;
Г) Вычисления и ответ записаны правильно.
Описание уровней: уровни этого результата полностью охвачены в критериях оценки результата.
Требования к доказательствам: письменные ответы на 11 вопросов зачета (с 18 по 28) и решение одной задачи. Все критерии оценки результата охвачены от а до г.
Успешное освоение данного модуля оценивается по двум результатам:
Результат 1. Решать практическую задачу с применением теорем параллельности и перпендикулярности прямых и плоскостей.
Критерии оценивания результата 1:
А) «Дано» записано правильно в соответствии с условием задачи и правилами оформления; Б) Рисунок к задаче выполнен правильно в соответствии с условием задачи и правилами оформления;
В) Ход решения простроен правильно с обоснованием правил и теорем параллельности и перпендикулярности прямых и плоскостей;
Г) Вычисления и ответ записаны правильно.
Описание уровней: уровни этого результата полностью охвачены в критериях оценки результата.
Требования к доказательствам: письменно решить шесть практических задач. Все критерии оценки результата охвачены от а до г.
Закончи предложение, вписав пропущенное слово:
1. Истина, которая принимается без доказательства _____________.
2. Тела, объемы которых равны, называют _______________.
3. Через две пересекающиеся прямые можно провести _____________________.
4. *Что устойчивее: табуретка на трѐх ножках или стул на четырѐх ножках?
(В ответе напиши просто: «табуретка» или «стул») _______________. Выберите правильный ответ:
5. Точки A, B, M, N не лежат в одной плоскости. Пересекаются ли плоскости, проходящие через точки A, B, M и через точки B, N, A по прямой NB?
А) Нет Б) Да
6. Могут ли только 3 вершины A, B, C параллелограмма ABCD находиться в одной плоскости?
А) Нет Б) Да
7. Верно ли, что через 3 точки, которые находятся на одной прямой, проходит плоскость и только одна?
А) Нет Б) Да
8. Четыре точки A, D, B, C не находятся в одной плоскости. Верно ли, что любые три точки из данных четырѐх находятся на одной прямой?
А) Нет Б) Да
9. Сколько прямых, которые не пересекают прямую a, можно провести в пространстве через точку K, если известно, что Ka? А) Три; Б) Бесконечное множество; В) Одну; Г) Две; Д) ни одну.
10. Даны 2 различные прямые a и b, которые пересекаются в точке A.
a) Возможно ли что все прямые, пересекающие данные две прямые и не проходящие через точку A, не находятся в одной плоскости?
А) Нет Б) Да
b) Могут ли две различные плоскости иметь только одну общую точку?
А) Нет Б) Да
c) Две плоскости α и β пересекаются по прямой m. Прямая a находится в плоскости α, а прямая b находится в плоскости β. Прямые b и a пересекаются в точке A. Точка A принадлежит прямой m?
А) Нет Б) Да
11. **Во всех задачах должны быть определено количество плоскостей однозначно.
a) Определи, какое максимальное возможное количество разных плоскостей можно провести через 8 данных параллельных прямых в пространстве (никакие три прямые не лежат в одной плоскости)?
Ответ:_______________
b) Определи, какое максимальное возможное количество разных плоскостей можно провести через 3 данных лучей в пространстве с общей начальной точкой (никакие два луча не лежат на одной прямой, никакие три лучи не лежат в одной плоскости)?
Ответ:_______________
c) Определи, какое максимальное возможное количество разных плоскостей можно провести через 6 данных точек в пространстве (никакие три точки не лежат на одной прямой, никакие четыре точки не лежат в одной плоскости)?
Ответ:_______________
Выберите или впишите правильный ответ:
1. Основание AB трапеции ABCD лежит в плоскости α. Основание CD не лежит в этой плоскости. Дополни данные предложения, которые характеризуют взаимное расположение данных прямых и плоскости α.
a) Tак как прямая DB имеет общую точку с данной плоскостью, то эта прямая по отношению плоскости α:
А) параллельная плоскости;
Б) пересекается с плоскостью;
В) находится в плоскости.
b) Прямая CD параллельна прямой AB в данной плоскости, значит она ____________.
|
|
|
Ответ: сторона BC равна см. |
2. Дан треугольник ABC. На сторонах AB и AC соответственно отложены точки D и E так, что DE=7 см и AD/BD=9/4. Через точки B и C проведена плоскость α, которая параллельна отрезку DE.
3. *Точка C принадлежит отрезку AB. Через точку A проведена плоскость, через точки B и C проведены параллельные прямые, которые пересекают данную плоскость соответственно в точках B1 и C1.
Вычисли длину отрезка CC1, если AC:BC=2:5 и BB1=2
(Если необходимо, дробь сократи)
Ответ: CC
4. Точки M, N, P и Q являются соответственно серединами отрезков AD,CD, BC и AB.
Вычислите периметр четырѐхугольника MNPQ, если AC= 11 см и BD= 17 см.
Ответ: периметр четырехугольника MNPQ равен ______см.
5. Точка O не находится в плоскости треугольника ABC. Точки
D, E, F являются соответственно серединами отрезков AO, BO, CO. Вычисли площадь треугольника DEF, если площадь треугольника ABC равна 292 см2.
Ответ: площадь треугольника DEF равна______см2
6. Будут ли параллельны плоскости, проведѐнные через две скрещивающиеся прямые d и c?
А) Нет Б) Да
7. Используя данный куб
1. Определи взаимное расположение плоскостей AA1B и
DD1C1
А) пересекаются;
Б) параллельны.
2. Назови плоскость параллельную DCB
А) A1B1C1; Б) DD1C1; В) A1D1D; Г) ABC; Д) BB1C1.
8. Определи взаимное расположение данной прямой и плоскости.
a) Прямая AA1 и плоскость (BCD):
А) Прямая параллельная плоскости;
Б) Прямая пересекает плоскость;
В) Прямая принадлежит плоскости.
b) Прямая BC и плоскость (ABC):
А) Прямая параллельная плоскости;
Б) Прямая пересекает плоскость;
В) Прямая принадлежит плоскости.
c) Прямая CC1и плоскость (ABD):
А) Прямая параллельная плоскости;
Б) Прямая пересекает плоскость;
В) Прямая принадлежит плоскости.
d) Прямая CB1 и плоскость (BB1C1):
А) Прямая параллельная плоскости;
Б) Прямая пересекает плоскость;
В) Прямая принадлежит плоскости.
e) Прямая AB1 и плоскость (BCD):
А) Прямая параллельная плоскости;
Б) Прямая пересекает плоскость;
В) Прямая принадлежит плоскости.
9. *Определи взаимное расположение данной прямой и плоскости.
a) Прямая DD1 и плоскость (ADD1): А) Прямая параллельная плоскости;
Б) Прямая пересекает плоскость;
В) Прямая принадлежит плоскости.
b) Прямая LP и плоскость (CDD1):
А) Прямая параллельная плоскости;
Б) Прямая пересекает плоскость;
В) Прямая принадлежит плоскости.
c) Прямая XY и плоскость (ABC): А) Прямая параллельная плоскости;
Б) Прямая пересекает плоскость;
В) Прямая принадлежит плоскости.
d) Прямая DC и плоскость (AA1B):
А) Прямая параллельная плоскости;
Б) Прямая пересекает плоскость;
В) Прямая принадлежит плоскости.
e) Прямая MS и плоскость (ABB1): А) Прямая параллельная плоскости;
Б) Прямая пересекает плоскость; В) Прямая принадлежит плоскости.
10. Боковые стороны CD и AB трапеции ADCB параллельны плоскости α. Каковыми являются плоскости α и плоскость трапеции ADCB?
А) пересекаются;
Б) параллельны.
11. Даны три параллельные плоскости α, β и γ. В каждой из них соответственно проведены прямые a, b и c.
Угол между прямыми a и b равен 60°, угол между прямыми b и c равен 57°. Определи угол между прямыми a и c.
Ответ: _______
12. *Трапеция ABCD, основание BC которой равно 48cм, лежит в плоскости α. Точка M не находится в плоскости трапеции. Точка K делит отрезок MB так, что MK:KB=3:5. Плоскость ADK пересекает отрезок MC в некоторой точке N.
a) Определи длину отрезка KN (ответ округли до одной десятой).
Ответ: KN=_______
b) Назови пучок параллельных прямых (достаточно ввести одну прямую в каждое окошко):
Ответ: ____∥________∥_______
c) Назови подобные треугольники: Ответ: ΔKMN~Δ_______
13. **Точка M не лежит в плоскости прямоугольника ABCD. Докажи, что прямая DC параллельна плоскости (AMB). (Дополни доказательство нужными словами или выражениями из списка).
a) Прямые DC и AB (перпендикулярны/ пересекаются/ параллельны) как противоположные стороны прямоугольника.
b) Прямая AB лежит в плоскости (AMB), так как две еѐ точки A и B (принадлежат этой плоскости/ не принадлежат этой плоскости/ принадлежат в разных полупространствах от этой плоскости).
c) Если прямая (параллельна/ пересекается с/ совпадает с) прямой, которая находится в некоторой плоскости, то она (перпендикулярна/ находиться в/ параллельна) этой плоскости.
d) Значит прямая DC (перпендикулярна/ находиться в/ параллельна) плоскости (AMB).
14. Дан куб ABCDA1B1C1D1. Определи взаимное расположение данных прямых (Впишите нужное слово: параллельные, пересекающиеся, скрещивающиеся)
Ответ: BB1 и A1D1_________________________
15. В плоскости лежит треугольник ABC, a точка D не находится в этой плоскости.
Точки М, N и K соответственно серединные точки отрезков DA, DB и DC. Определи взаимное расположение прямых MK и MN
А) пересекаются;
Б) скрещиваются;
В) параллельны.
16. *Прямая EF не лежит в плоскости квадрата ABCD, но параллельна стороне квадрата BC. Какой угол образуют прямые EF и AC
Ответ (в градусах):_________
17. Прямые BM и CD параллельные, прямые BN и CD скрещивающиеся. Найти угол между прямыми BN и CD, если ∡NBM=90° Ответ (в градусах):_________
18. *Пирамида SABCD пересечена плоскостью KLNM, параллельной основанию
a) Каково взаимное расположение прямых:
а) BS и CS?
А) пересекаются;
Б) скрещиваются; В) параллельны.
б) AD и BC?
А) пересекаются;
Б) скрещиваются; В) параллельны.
в) CS и KL?
А) пересекаются;
Б) скрещиваются;
В) параллельны.
b. Каково взаимное расположение плоскостей:
а) ASD и DSC?
А) пересекаются; Б) параллельны.
б) ABD и ASD?
А) пересекаются;
Б) параллельны.
19. Определи взаимное расположение прямых в правильной шестиугольной призме.
a) AA1 и DD1:
А) пересекаются;
Б) скрещиваются; В) параллельны.
b) FC1 и DD1:
А) пересекаются;
Б) скрещиваются; В) параллельны.
c) BC и FC1:
А) пересекаются;
Б) скрещиваются; В) параллельны.
20. *Дан кубABCDA1B1C1D1.
a) Вычисли угол между прямыми DA1 и DC1
Ответ (в градусах): _________
b) Определи величину угла между прямыми AB1 и BD1 Ответ (в градусах): _________
21. **Дана правильная треугольная призма ABCA1B1C1, все рѐбра которой равны. 1) Определи взаимное расположение прямых CA1 и BB1
А) пересекаются;
Б) скрещиваются;
В) параллельны.
2) Рассчитай, какой угол образуют эти прямые. Ответ (в градусах): _________
22. Дан угол AOD и две параллельные плоскости α и β.
Плоскость α пересекает стороны угла OA и OD соответственно в точках A и D, плоскость β эти стороны пересекает соответственно в точках B и C.
Дано: OB= 8; AB= 3; BC= 6; CD= 2; (Дроби должны быть сокращены)
Найти: AD; OD
23. Как могут быть расположены две плоскости α и β, если
a) Одна из двух параллельных прямых находится в одной плоскости, а вторая прямая в другой плоскости
А) параллельны;
Б) пересекаются;
В) параллельны или пересекаются.
b) У каждой прямой, которая находится в одной плоскости, можно найти параллельную прямую в другой плоскости
А) параллельны;
Б) пересекаются;
В) параллельны или пересекаются.
24. Как могут быть расположены две прямые, если они
a) Находятся каждая в одной из параллельных плоскостей
А) параллельны или скрещивающиеся;
Б) параллельны или пересекаются;
В) пересекаются или скрещивающиеся.
b) Находятся в одной плоскости
А) параллельны;
Б) пересекаются;
В) параллельны или пересекаются.
25. *Через точку O, которая находится между параллельными плоскостями α и β, проведены прямые a и b, пересекающие плоскости так, что точки A и B находятся в плоскости α, а точки C и D - в плоскости β AB=17см, DO=30см и
AC=3⋅AO. Вычисли: BD;CD
Ответ: BD =________ см; CD=_________ см.
26. *Стороны ∡M пересекают параллельные плоскости β и α в точках C, D и A, B. Вычисли длину отрезка AB, если MA=13см, MC=20см и CD=57см. Ответ: AB =________ см
27. **Даны параллельные плоскости α и β. Точки A и B находятся в плоскости β, а точки C и D в плоскости α. Длина отрезка AC=14, длина отрезка BD=10. Сумма проекций этих отрезков в плоскости α равна 12. Высчитай длину проекций обоих отрезков.
1. Чтобы определить проекции отрезков AC и BD, из точек A и B надо провести _______________ AE и BF к плоскости α.
2. AE и BF ____________________.
3. AE и BF ________________ как отрезки параллельных прямых между параллельными плоскостями.
4. Длины проекций CE и FD высчитаем из треугольников ACE и BDF:
Ответ: CE =________ см; FD =________ см
28. Дан тетраэдр DABC.
1. Определи, которые из рѐбер скрещивающиеся с данным ребром.
а) с ребром AB:
А) BC; Б) DB; В) AC; Г) DA; Е) DC.
б) с ребром AD: |
|
|
|
А) DC; Б) AC; в) с ребром AC: |
В) AB; |
Г) DB; |
Е) BC. |
А) DC; Б) DA; |
В) BC; |
Г) AB; |
Е) DB. |
2. Определи сумму всех рѐбер, если это правильный тетраэдр и длина его ребра 4см. Ответ: ________ см
29. На рѐбрах BB1 и AA1 параллелепипеда ABCDA1B1C1D1 даны соответственно точки K и L.
1. Которые из рѐбер в основаниях параллелепипеда пересекаются с прямой KL.
a. в верхнем основании:
А) D1A1; Б) A1B1; В) C1D1; Г) B1C1.
b. в нижнем основании:
А) BC; Б) DA; В) AB; Г) CD.
30. *Дан параллелепипед ABCDA1B1C1D1. На рѐбрах A1B1 и DC соответственно находятся точки M и N.
Объясни шаги изображения сечения данного параллелепипеда плоскостью, проходящей через эти точки.
1. Если плоскости имеют хотя бы одну общую точку, то они ____________________.
2. В данной ситуации плоскость сечения будет пересекать ____________________ грани параллелепипеда.(запиши число граней)
3. Если две параллельные плоскости пересекает третья плоскость, то линии пересечения ________________.
4. В противоположных гранях через данные точки проводим ____________ линии сечения.
5. Искомое сечение параллелепипеда ________________ (назови вид фигуры сечения)
31. Отметь, какие свойства имеет параллелепипед, рисунок и описание которого перед тобой:
1. Куб - параллелепипед, все грани которого квадраты Свойства:
все грани одинаковые четырехугольники все боковые рѐбра одинаковые четырехугольники в основаниях одинаковые все диагонали параллелепипеда пересекаются в одной
точке
все диагонали параллелепипеда одинаковые все боковые грани одинаковые четырехугольники стороны четырехугольника в основании одинаковые
все рѐбра одинаковые
2. Наклонный параллелепипед с параллелограммом в основании Свойства:
все диагонали параллелепипеда одинаковые все диагонали параллелепипеда пересекаются в одной
точке
все ребра одинаковые все боковые ребра одинаковые четырехугольники в основаниях одинаковые все боковые грани одинаковые четырехугольники стороны четырехугольника в основании одинаковые все грани одинаковые четырехугольники
3. Прямой параллелепипед с ромбом в основании Свойства:
стороны четырехугольника в основании одинаковые
все боковые ребра одинаковые все ребра одинаковые все диагонали параллелепипеда одинаковые все грани одинаковые четырехугольники все боковые грани одинаковые четырехугольники четырехугольники в основаниях одинаковые все диагонали параллелепипеда пересекаются в одной
точке
32. Сумма всех ребер параллелепипеда NMKLN1M1K1L1
240cm. Определи длину рѐбер NM, MK и MM1 если NMMK=23, а MKMM1=35.
Ответ: NM =______ см; MK =______ см; MМ1 =______см.
33. *Дан тетраэдр DABC, у которого три ребра с общей вершиной D перпендикулярны. Назовѐм грани между этими
рѐбрами боковыми гранями. Определи общую площадь боковых граней, если DA=8; DB=8; DC=8 Ответ: ______см.
34. **На рѐбрах DB и DC тетраэдра DABC соответственно расположены точки M и N (не серединные точки рѐбер).
1. В которой плоскости из названных находится прямая MN?
А) DAC; Б) DBC; В) DAB.
2. С которой из прямых в основании тетраэдра пересекается прямая MN?
А) BC; Б) AB; В) AC.
35. Внимательно подумай, что называется сечением многогранника, и определи, на которых рисунках изображены сечения параллелепипеда, а на которых нет.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
|
|
|
|
||
А) Нет Б) Да |
А) Нет Б) Да |
А) Нет Б) Да |
А) Нет Б) Да |
||
|
|
|
|
||
1. Дан куб. Определи, какая из названных в ответе прямых перпендикулярна названной плоскости?
а) плоскость (ABC) перпендикулярна
А) B1C1; Б) BD1; В) AC; Г) AA1;
Д) AC1; Е) BD; Ж) AB.
б) плоскость (ACC1) перпендикулярна
А) AC1; Б) AA1; В) B1C1; Г) AC;
Д) BD; Е) AB; Ж) BD1.
2. В какой ситуации проведенная прямая, которая не лежит в плоскости названной фигуры, перпендикулярна к плоскости этой фигуры? прямая проведена перпендикулярно диагоналям прямоугольника прямая проведена перпендикулярно сторонам ромба с общей вершиной прямая проведена перпендикулярно основаниям трапеции прямая проведена перпендикулярно двум диаметрам окружности прямая проведена перпендикулярно двум сторонам параллелограмма
3. Прямая PQ параллельна плоскости α. От точек P и Q к плоскости проведены прямые PP1α и QQ1α. Известно, что PQ=PP1=16,2см. Определи вид четырехугольника PP1Q1Q и рассчитай его периметр. Ответ:
PP1Q1Q— ________________________
PPP1Q1Q=__________ см
4. Проведенная к плоскости перпендикулярная прямая пересекает плоскость в точке O.
На прямой отложен отрезок AD, точка O является серединной точкой этого отрезка. Определи вид и периметр треугольника ABD, если AD= 11см, а OB=
4см (ответ округли до одной десятой). Ответ:
ΔABD —_________________
P ΔABD ==__________ см
5. *Две прямые образуют прямой угол с плоскостью α.
Длина отрезка KN= 33,5cm , длина отрезка LM= 21,5см.
Рассчитай длину KL, если NM=9см. Ответ:
KL==__________ см
6. *К плоскости квадрата ABCD со стороной 4см через точку пересечения диагоналей O проведена прямая, перпендикулярная плоскости квадрата.
На прямой отложен отрезок OK длиной 3 см.
Рассчитай расстояние от точки K к вершинам квадрата (результат округли до одной десятой).
Ответ:
KA ==_______ см; KВ ==_______ см; KС ==_______ см; KD ==_______ см.
7. *Дано, что в тетраэдре DABC ребро DA перпендикулярно ребру BC. На ребрах AC и AB отмечены серединные точки K и L.
Докажи, что DA перпендикулярно KL, для этого нужно вписать пропущенные слова:
1. Так как K и L — серединные точки AC и AB, то KL — ___________________________ треугольника ABC.
2. Средняя линия _______- третьей стороне треугольника, то есть BC.
3. Если DA перпендикулярна одной из _________ прямых, то она_________________ и другой прямой.
8. *В тетраэдре DABC точка M серединная точка ребра AC. Дано, что у тетраэдра BA=BC; DA=DC
Докажи, что прямая, на которой расположено ребро AC, перпендикулярна плоскости (BDM). Для этого :
1. Определи вид треугольников.
ΔABC —_________________
ΔDAC —_________________
2. Какой угол образует медиана с основанием этих треугольников?
—_________________
4. Согласно признаку, если прямая _______________ к _____________________ и _________________ прямым в некой плоскости, то она ____________________ к этой плоскости.
9. *Через вершину прямого угла C к плоскости прямоугольного треугольника ABC проведѐн перпендикуляр KC.
Точка D — серединная точка гипотенузы AB.
Длина катетов треугольника AC = 48мм и BC = 64 мм. Расстояние KC = 9мм. Рассчитай расстояние KD.
Ответ: KD ==_______ мм.
10. *Прямая d перпендикулярна плоскости α и прямой v, которая не лежит в плоскости α.
Докажи, что прямая v параллельна плоскости α. Для этого вставь пропущенные слова:
1. Согласно данной информации, если прямая не лежит в плоскости, она может или быть _______________ плоскости, или ________________ плоскость.
2. Допустим, что прямая v не ___________________, а _____________________ плоскость α.
3. Если прямая d по данной информации перпендикулярна плоскости α, то она ___________________ каждой прямой в этой плоскости, в том числе и прямой, которая проведена через точки, в которых плоскость пересекает прямые d и v.
4. Мы имеем ситуацию, когда через одну точку к прямой d проведены две __________________ прямые.
5. Это противоречие, из чего следует, что прямая v ________________ плоскости α, что и требовалось доказать.
11. **От вершины K к плоскости квадрата ABCD проведена прямая KB так, что углы ∡KBA=90° и ∡KBC=90°.
Рассчитай расстояние от K к вершинам квадрата, если сторона квадрата равна 11 см, а KB =12 см.
Ответы введи округлѐнными до одной десятой:
Ответ: KA ==______ см; KC ==_____ см; KD ==_____ см.
12. К плоскости α проведена наклонная, длина которой равна 26 см, проекция наклонной равна 10 см. На каком расстоянии от плоскости находится точка, из которой проведена наклонная?
Ответ: Точка находится на расстоянии __________ см от плоскости.
13. Прямая a пересекает плоскость β в точке C, и образует с плоскостью угол 60°. P∈a, точка R - проекция точки P на плоскость β. PC=14см. Найди RC. Ответ: RC ==______ см.
14. К плоскости α проведена наклонная AB (A∈α). Длина наклонной равна 8 см, наклонная с плоскостью образует угол 45°. Вычисли, на каком расстоянии от плоскости находится точка B.
Ответ: Расстояние от точки B до плоскости равно________________см
15. *Наклонная AD с плоскостью α образует угол 30°, а наклонная DC с плоскостью α образует угол 45°.
Длина перпендикуляра DB равна 28см.
Вычисли длины обеих наклонных.
Ответ:
1.AD=
А) 14; Б) 28√2; В) 56; Г) 28√3.
2.DC=
А) 14; Б) 28√2; В) 56; Г) 28√3.
16. Дано, что BD перпендикулярен плоскости α. ∢BAD=30°,∢BCD=45°. Меньшая из проекций наклонных на плоскость α равна:
А) AB; Б) AD; В) DC; Г) BC.
17. *Длина отрезка VB равна 20м. Он пересекает плоскость в точке O. Расстояние от концов отрезка до плоскости соответственно равны 8м и 2м.
a. Найди острый угол, который образует отрезок VB с плоскостью. Отрезок с плоскостью образует угол __________________
b. Отрезок VB точкой O делится на отрезки _______ м и _______ м. (первой пиши длину меньшего отрезка)
18. *Проекции наклонных AD и DC на плоскости α равны соответственно 8 см и 8 см, а угол между ними равен 120°.
a. Вычисли расстояние между концами проекций наклонных.
Расстояние равно _____________см.
b. Название отрезка DB _________________.
19. *Равнобедренный треугольник ABE находится в плоскости α. Боковые стороны треугольника ABE равны по 20см, а сторона основания AE=32см. К этой плоскости проведены перпендикуляр CB, который равен 9см, и наклонные CA и CE. a. Вычислите расстояние от точки C до стороны треугольника AE. Расстояние равно _____________см.
b. Впиши просушенные слова:
Если прямая, проведенная в плоскости через основание наклонной, перпендикулярна __________________ наклонной, то она _______________ и самой _____________________.
20. *Прямоугольный треугольник MBE (M=90°) находится в плоскости α. BE=13см, а ME=5см. К этой плоскости проведѐн перпендикуляр CB длиной 5 см. a. Вычисли расстояние от точки C до стороны треугольника ME.
Расстояние равно _____________см.
b. Сколько перпендикуляров можно провести из точки к прямой (если точка не принадлежит этой прямой)?
А) один; Б) два; В) бесконечное множество; Г) ни одного.
c. Какие теоремы используются в решении задачи?
Теорема пирамиды
Теорема высоты
Теорема о трех перпендикулярах
Теорема Пифагора
Теорема косинусов
21. **Точка K отмечена в расстоянии 39cm от плоскости прямоугольника ABCD и в равных расстояниях от вершин прямоугольника.
a. Рассчитай, на каком расстоянии от вершин прямоугольника отмечена точка K, если стороны прямоугольника 128cm и 96cm.
Ответ: KA=KB=KC=KD= _________см.
b. Обоснуй, в какой точке находится проекция точки
K в плоскости прямоугольника
Проекция точки K в плоскости прямоугольника находится там, где ____________________ прямоугольника.
22. Двугранный угол равен 60 градусов. Внутри его дана точка A, которая находится на расстоянии 30см от обеих граней угла. Чему равно расстояние от точки A до ребра двугранного угла?
Расстояние равно _______________ см
23. *Дан четырѐхугольник ABCD и перпендикуляр KB проведѐнный к плоскости четырѐхугольника через вершину B. На четырех рисунках изображены углы. На котором из них правильно изображѐн линейный угол двугранного угла между плоскостями AKD и ABC, если
А) 1; Б) 2; В)3; Г) 4; Д) 1 и 3; Е) во всех рисунках.
24. *Дан куб с некоторыми плоскостями сечений. Определи величины двугранных углов между плоскостями
1.(ABB1) и (CDD1) А) 0°; Б) 45°; В) 90°; Г) невозможно определить.
2. (ADD1) и (CDD1) А) 0°; Б) 45°; В) 90°; Г) невозможно определить.
3. (ACC1) и (ADD1)
А) 0°; Б) 45°; В) 90°; Г) невозможно определить.
25. В двугранном угле, грани которого перпендикулярны, дана точка A. Расстояния от точки до граней AA1=5cm и AB1=12cm. Рассчитай расстояние AB до общей прямой граней этого угла.
Ответ: AB ==______ см.
26. Двугранный угол равен 30°. На одной грани двугранного угла дана точка B, расстояние от которой до ребра равно 6см. Чему равно расстояние от точки B до второй грани двугранного угла? Ответ: расстояние равно______ см.
27. В одной из граней двугранного угла даны точки A и B, расстояния которых до ребра этого угла соответственно 10cm и 20cm. Расстояние от точки A до второй грани угла 6cm. Какое расстояние от точки B до второй грани угла? Ответ: расстояние от точки B до второй грани угла равно______ см.
28. *В прямом двухгранном углу дан отрезок AB так, что один конец отрезка находится в одной грани угла, а второй конец в другой грани угла. Расстояния от точек A и B до ребра угла AA1=14cm, BB1=18cm. Длина отрезка A1B1=3cm.
1. Нарисуй соответствующий рисунок.
2. Определи вид треугольников ΔAA1B1, ΔBB1A1, ΔAB1B, ΔBA1A.
Ответ: ΔAA1B1 - _______________; ΔBB1A1- _______________; ΔAB1B - _______________; ΔBA1A - _______________;
3. Рассчитай длину отрезка AB.
Ответ: AB ==______ см.
29. *К плоскости, в которой лежит квадрат ABCD через вершину B проведѐн отрезок KB так, что KB⊥AB и
KB⊥BC. Сторона квадрата 9cm, а длина отрезка KB=40cm.
Рассчитай синус линейных углов α и β между плоскостью квадрата и плоскостями KAD и KCD.
Ответ введи как несокращѐнную дробь:
30. **На каждой из граней двугранного угла, линейный угол которого 60°, находятся равнобедренные прямоугольные треугольники ABC и DBC с общей гипотенузой BC, лежащей на ребре угла. BC=5cm. Рассчитай расстояние между вершинами A и D.
Ответ: AD ==______ см.
31. **Плоскости равнобедренного треугольника AKB и прямоугольного треугольника ACB образуют прямой двугранный угол. Какое будет расстояние CK, если KA=KB=CA=42cm, CB=56cm, AB=70cm. Ответ: KC ==______ см.
Задача № 1. Три латунных куба с ребрами 3 см, 4 см и 5 см переплавлены в один куб. Какое ребро у этого куба?
Задача № 2. Металлический куб имеет внешнее ребро 10,2 см и массу 514,15 г. Толщина стенок равна 0,1 см. Найдите плотность металла, из которого сделан куб.
Задача № 3. Кирпич размером 25х12х6,5 имеет массу 3,51 кг. Найдите его плотность.
Задача № 4. Требуется установить резервуар для воды емкостью 10м3на площадке размером 2,5 мх1,75 м, служащей для него дном. Найдите высоту резервуара.
Задача № 5. Чугунная труба имеет квадратное сечение, еѐ внешняя ширина 25 см, толщина стенок 3 см. какова масса погонного метра трубы (плотность чугуна 73 г/см3)
Задача № 6. Деревянная плита в форме правильного восьмиугольника со стороной 3,2 см и толщиной 0,7 см имеет массу 17,3 г. Найдите плотность дерева.
Основная литература:
1. Атанасян Л.С., БутьузовВ.Ф..э Кадомцев С.Б. ПозднякЭ.Г., Юдина И.И. Геометрия в 10-11 классах[Текст]: учебник для общеобразовательных учреждений. – 20-е изд. – М.: Просвещение, 2010г. Дополнительная литература:
1. Закон Российской Федерации «Об образовании» [Текст]. - М.: Просвещение, 2013.-126с.
2. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ[Текст], 2010.
3. Обязательный минимум содержания основного общего образования. [Текст]// Вестник образования. -2011. -№ 9.
4. Стандарт среднего общего образования по математике //Математика в школе.[Текст] – 2004. – №4, – с.4.
5. Бурмистрова Т.А. Программы образовательных учреждений. Геометрия.10-11 классы [Текст]: сборник программ образовательных учреждений/ сос. Бурмистрова Т.А. − М.: «Просвещение»,2011. – 51с.
6. Н.Ф.Гаврилова Рабочие программы по геометрии: 7-11 классы
[Текст]:программы/ Сост. Н.Ф.Гаврилова. - М.: ВАКО, 2011.
7. Зив Б. Г. Геометрия [Текст]:дидактические материалы: 10 кл. / Б. Г. Зив, В. М. Мейлер. — М.: Просвещение, 2014—89с.
8. Зив Б. Г. Геометрия [Текст]:дидактические материалы: 11 кл. / Б. Г. Зив. — M.: Просвещение, 2014—102с.
Средства обучения для учителя и учащихся (ЭОР):
1. Стереометрия ч.1(10класс) ЗАО «Новый диск», 2013. – электрон.опт. диск (CDROM);
2. Уроки геометрии КиМ (10 класс)ЗАО «Новый диск», 2015. – электрон.опт. диск (CD-ROM);
3. Открытая Математика 2,5 (Стереометрия) ЗАО «Новый диск», 2012. – электрон.опт. диск (CD-ROM).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.