Дидактические материалы по русскому языку (на основе текстов краеведческой направленности)
Оценка 4.6
Рабочие тетради
docx
русский язык
5 кл—6 кл
09.06.2017
Упражнения рассчитаны на учащихся 5-6 класса и могут быть использованы как на уроках русского языка, так и в кружковых занятиях.
Данный сборник составлен на основе текстов краеведческой направленности.
Цель – развивать гуманитарное, патриотическое мышление, творческие способности учащихся, умения осознанно воспринимать литературно-художественные произведения через собственный креативный поиск.
Материалы предназначены для учителей-словесников, учеников 5-6 классов, родителей.Упражнения рассчитаны на учащихся 5-6 класса и могут быть использованы как на уроках русского языка, так и в кружковых занятиях.
Данный сборник составлен на основе текстов краеведческой направленности.
Цель – развивать гуманитарное, патриотическое мышление, творческие способности учащихся, умения осознанно воспринимать литературно-художественные произведения через собственный креативный поиск.
Материалы предназначены для учителей-словесников, учеников 5-6 классов, родителей.
Дидактический материал.docx
Республиканский конкурс
педагогических идей и мастерства
«Мир творческих открытий словесников
Донецкой Народной Республики»
Номинация «Педагогический лот»
Дидактические материалы
по русскому языку
(на основе текстов краеведческой
направленности)
Работа
Воронько Галины Казимировны,
учителя русского языка и
литературы
Харцызской общеобразовательной
школы №22 Предложенные материалы составлено в соответствиии с программой
Русский язык : 59 кл. : программа для общеобразоват. организаций с
обуч. на рус. яз. / сост. Симонова И.В., Мельникова Л.В., Бескоровайная
Л.П., Генералова А.В., Лутова Т.А., Филиппская Е.М., Левашова О.Н.,
Бурховецкая Г.В., Тупикина Е.В., Якушкина О.Н.; ДИППО. – Донецк: Истоки,
2015.
Упражнения расчитаны на учащихся 56 класса и могут быть
использованы как на уроках русского языка, так и в кружковых занятиях.
Данный сборник составлен на основе текстов краеведческой
направленности.
Цель – развивать гуманитарное, патриотическое мышление, творческие
способности учащихся, умения осознанно воспринимать литературно
художественные произведения через собственный креативный поиск.
Материалы предназначены для учителейсловесников, учеников 56
классов, родителей. Дидактический материал по теме
«Словообразование и орфография» Словообразование и орфография
1. Правописание корней
Записать предложения, выписать слова с корнями раст, рост, гар, гор, клан,
клон, зар, зор
1. Пусть беру твои страницы с бою, и тружуся над тобой в поту, я недаром вырос
под землею, я тебя, премудрая, прочту. (Г. Беспощадный)
2. Край донецкий смуглолицый, у тебя лучистый взгляд. Незакатные зарницы
полыхают, как закат. (Н. Рыбалко)
3. Я склонился над дочуркой ниже и ответил, трогая цветы…(Н. Рыбалко)
4. И все же по душе им перед сменой услышать вновь – как вечера тихи, как
звезды, зажигаясь во Вселенной, на зорьке потухают огоньки. (А. Кравченко)
5. У каждого этого камня судьба – звезда, догоревшая рано. (Б. Белаш)
6. Я только прикоснулся к ней едва. А мир открылся мне полней и шире.
(Е. Лаврентьева)
2. Выписать слова, образованные способом сложения. Указать от каких слов они
образованы.
1. Я прильну к родным криницам чудодейственным ключам, чтоб шахтеркам
смуглолицым сладко пелось по ночам. (Г. Беспощадный)
2. И снова краскою багровожаркой над домной разрисован небосвод.
(Н. Рыбалко)
3. Месяц. Небосвод глубок. Звезды над рекой. (Г. Костоправ)
4. И пахнет разнотравьем на покосе, звенит узда, шуршит в реке камыш.
(А. Кравченко)
5. Песнопевцы родимого края, соловьи сопредельных сторон, в неизменном восторге
сгорая, незабвенный поем террикон. (Г. Щуров)
6. Ты ушел от беды, по траве, что текла половодьем. (Б. Ластовенко) Дидактический материал по теме
«Лексика» Лексика
1. Прочитать предложения. Выписать слова – профессионализмы, используя ниже
приведенные пояснения, составь и запиши собственные предложения.
1. Я стою над каменною книгой, предо мной богатые пласты… Колчеданной мне
грозит булыгой: не читай заветные листы. (П. Беспощадный)
2. В миллионом рук порыве рудников, заводов, пашен, в неустанном коллективе –
радость наша, счастье наше!(П. Беспощадный)
3. Я шел с войны. Распахнут китель, садами пахло и весной. (Н. Рыбалко)
4. Кажется, есть песня о Донбассе, терриконы и копры воспеты. (Н. Анциферов)
5. Где круто шоссе опускается к логу, кусок антрацита упал на дорогу. (В. Шутов)
6. Далеко баркас уходит в море. Бьет в борта гривастая вода. На скале маяк стоит
в дозоре и не угасает никогда. (Б. Радевич)
Справочник: булыга ж. булдыга, дубина, суковатая палка. | Крупный окатыш,
валун, булыжный камень, иногда большой обломок, округленный природою, водою;
рудник предприятие по добыче полезного ископаемого (преимущественно руды)
открытым или подземным способом;
китель форменная однобортная куртка;
терриконы конусообразный отвал пустой породы на поверхности земли при шахте,
руднике;
копры копер — надствольное сооружение, служащее для размещения шахтной
подъёмной установки;
антрацит ископаемый уголь высшей стадии углефикации;
баркас самоходное судно небольших размеров для перевозок в порту.
2. Познакомиться с отрывком, определить лексическое значение слова «земляки».
Составить с ним предложения, раскрывая лексическое значение.
Говорят иногда, что не к месту,
Географии вопреки, Появляются неизвестные,
Называют себя: земляки.
Приезжают
(Донбасс не обидит),
Прибывают издалека,
И, наверно, приятно увидеть
Из родного села земляка.
(Э. Головин)
3. Записать стихотворение, определить его тему, выделить метафоры
Донецкое утро
Звездное сняв покрывало
С черного в ночь небосвода,
Солнце – конец и начало
Летнюю славит свободу.
Утро донецкое раннее
Шахты зовут и заводы.
Кратким бывает свидание
С благословенной природой.
Птичьи призывные звуки
Не нарушают покоя,
Грустная эта разлука
Радостью вспыхнет в забое.
(Э. Головин) Дидактический материал по теме
«Имя существительное»
Имя существительное
1. Записать стихотворение. Подчеркнуть имена существительные, определить род и
падеж имен существительных.
Крылечко.
Куст смородины.
Веселый луч в окне –
Так начиналась Родина
Огромная
Солдат с горящим орденом,
Десантник на броне –
Так продолжалась Родина
Бесстрашная
во мне.
во мне.
Река и смех бетонщицы
В метельной стороне…
Вовеки не закончишься
Ты, Родина,
во мне.
(Н. Рыбалко)
Подобрать синонимы к слову Родина.
2. Записать стихотворение, выписать имена существительные, распределив их на два
столбика: 1 существительные, которые имеют единственное и множественное
число; 2 – существительные, которые имеют только множественное и только
единственное число.
Качели
Качели взлетели
весь мир у меня на виду!
Гречихи цветенье
и солнечный день – на меду.
Трепещет рубаха,
качели подкинули вверх,
ни капельки страха,
а только от ужаса – смех.
Над белой гречихой,
над горем прошедшей войны
взлетает мальчишка,
рубахой черпнув синевы.
(Б. Ластовенко)
3. Выписать разносклоняемые имена существительные. Объяснить правописание
данных слов.
1. Избавившись от бремени веков, я рассуждаю необычно. (М. Ртищев)
2. Живет завод натружено и важно ноздрями труб и пламенем печей, а ночью в нем
посолнечному ярко в горниле жарких огненных лучей. (А. Антонов)
3. А время вдруг стало осязаемо, как лист, как влага на листах и на траве.
(И. Алатарцева)
4.
Огонь полощется, как знамя, и освещает две руки… А я смотрю на это пламя и
сам сжимаю кулаки. (В. Мамнев)
5. Нас ожидает долгий путь простить, понять, найти, вернуть. (Алена Морозова)
6. Война – ты злое семя, сама себя ты обглодаешь до костей. (А. Борисова)
7. Аверс облака согнут и сух, как страница доноса на время. И последним
солдатом петух воспаряет на вражие темя. (П. Чейгин) Литература
1. Современная литература родного края. Сборник для учащихся 511 классов
общеобразовательных школ, учителейсловесников, руководителей кружков и
факультативов./ Сост. Никода Т. Л. –Донецк, 2000
Дидактические материалы по русскому языку (на основе текстов краеведческой направленности)
Дидактические материалы по русскому языку (на основе текстов краеведческой направленности)
Дидактические материалы по русскому языку (на основе текстов краеведческой направленности)
Дидактические материалы по русскому языку (на основе текстов краеведческой направленности)
Дидактические материалы по русскому языку (на основе текстов краеведческой направленности)
Дидактические материалы по русскому языку (на основе текстов краеведческой направленности)
Дидактические материалы по русскому языку (на основе текстов краеведческой направленности)
Дидактические материалы по русскому языку (на основе текстов краеведческой направленности)
Дидактические материалы по русскому языку (на основе текстов краеведческой направленности)
Дидактические материалы по русскому языку (на основе текстов краеведческой направленности)
Дидактические материалы по русскому языку (на основе текстов краеведческой направленности)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.