«ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ»
ТЕМА: «ДИДАКТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ЦИФРОВОГО УЧИТЕЛЯ»
|
|
Беленкова Мария Борисовна |
Москва
2022
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЛЯ ЦИФРОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ ПЕДАГОГА 5
1.1 Функционально-дидактическая схема цифровой образовательной среды 5
1.2. Цифровые инструменты педагога для организации дистанционного обучения 14
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ С ПОМОЩЬЮ GOOGLE CLASSROOM: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ 22
2.1. Описание платформы 22
2.2. Результаты исследования 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
Активное внедрение современных технических средств в систему образования коренным образом изменило подход к образовательному процессу во многих странах мира, включая Россию. Получили широкое распространение новые формы обучения, одно из которых - дистанционное.
Дистанционное обучение - совокупность информационных технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучающимся возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого учебного материала.
Целью дистанционного обучения является предоставление ученикам элементов универсального образования, которые позволят им эффективно адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям и успешно интегрироваться в современное общество. Данный вид обучения базируется на основе передовых информационных технологий, применение которых обеспечивает быструю и гибкую адаптацию под изменяющиеся потребности ученика.
Главной особенностью является возможность получения образовательных услуг без посещения учебного заведения, так как все изучение предметов и общение с преподавателями осуществляется посредством Интернета. Организация дистанционного обучения в сети предполагает использование новейших педагогических технологий, цифровых инструментов, предусматривающих активное взаимодействие как с преподавателем - координатором курса, так и с другими участниками.
Участники учебного процесса должны иметь возможность самостоятельно и совместно с другими приобретать новые знания, уметь ставить осмысленные цели, выстраивать траекторию самообразования и саморазвития, искать и продуцировать средства и способы разрешения проблем. Практически у каждого педагога возникает необходимость дистанционного взаимодействия с обучающимися. Использование цифровых инструментов в образовательном процессе дает возможность педагогу организовывать совместную работу учащихся в дистанционном формате и получать мгновенную обратную связь.
Объект работы СОШ №1 п. Медногорский.
Предмет работы применение технологии google classroom для дистанционного обучения
Цель работы проанализировать дидактический инструментарий цифрового учителя.
Задачи:
1. Изучить теоретические аспекты для цифровых инструментах педагога
2. Рассмотреть организацию дистанционного обучения в школе с помощью google classroom: из опыта работы
Генезис проблемы обоснования функционально-дидактической схемы цифровой образовательной среды для современной школы детерминирован представлением о таком концептуальном конструкте, как цифровая педагогическая экосреда. По нашему мнению, этот конструкт являет собой интеграцию целенаправленного педагогического взаимодействия педагогов, обучающихся и их родителей (феномен коллективного субъекта образовательного процесса) с совокупностью условий, обеспечивающих образовательный процесс. Эта совокупность включает в себя как классические педагогические технологии и методики обучения, так и отвечающие современным вызовам и трендам инновационные форматы, способы и средства, например, цифровой дидактический инструментарий учителя, цифровую образовательную среду, цифровые образовательные сервисы, цифровую дидактику, цифровую педагогическую платформу. По существу, сегодня рельефно обозначилась проблема реализации уникального классического отечественного педагогического наследия, являющего собой теоретико-методологическую основу содержания и технологий школьного образования в условиях объективно развивающейся сегодня и в перспективе цифровой образовательной среды[1].
В связи с этим одной из приоритетных задач является разработка и обоснование функционально-дидактической схемы цифровой образовательной среды, позволяющей обеспечить качественно иной уровень дидактической системы обучения в школе. Решение охарактеризованной задачи предполагает прежде всего разработку принципов построения цифровой образовательной среды и теоретических основ проектирования ее структуры, соответствующее развернутое обоснование которых авторами представлено ранее.
Во-первых, создание и корректное использование цифровой образовательной среды позволит расширить возможности и влияние информационно-коммуникационных технологий в контексте формирования современной информационной культуры у основных субъектов образовательного процесса[2].
Во-вторых, функционирующая цифровая образовательная среда может служить дидактическим источником для модернизации педагогической науки, внесением новых либо существенно уточняющих смыслов в ее фундаментальные понятия.
В-третьих, реализация цифровой образовательной среды будет способствовать созданию и апробации различных моделей развития системы образования в целом[3].
Важно подчеркнуть, что актуальность реализации цифровой образовательной среды детерминирована значимым с позиции обеспечения цифровой педагогической экосреды обстоятельством. Так, обоснованным представляется утверждение, что «в профессиональной деятельности учителя в условиях цифровизации системы образования ведущим становится его умение проектировать цифровую образовательную среду «вокруг» образовательной деятельности обучающегося в соответствии с поставленными целями и учебной ситуацией. Этот новый формат взаимодействия учителя и обучающегося детерминирует комплекс необходимых требований к структуре и функционированию цифровой образовательной среды»[4].
Признавая, что главной фигурой по проектированию и реализации образовательного процесса выступает учитель, ядро дидактического потенциала цифровой образовательной среды в предлагаемой функционально-дидактической схеме сосредоточено в области используемых педагогических технологий и проектно-технологической компетентности учителя.
Таким образом, основные структурные элементы цифровой образовательной среды, которые вполне обоснованно можно трактовать как «дидактические блоки», определяются основными этапами профессиональной деятельности учителя, а именно: проектирование и конструирование, реализация, анализ, исследование.
Рассмотрим более подробно каждый из обозначенных выше четырех дидактических блоков функционально-дидактической схемы цифровой образовательной среды.
Предназначение дидактического блока «Проектирование и конструирование» обусловлено тем, что перед началом каждого этапа обучения (учебного года / изучаемого раздела / темы) учителю необходимо спроектировать будущую образовательную деятельность, учитывая все ее особенности и возможности, ориентируясь на требования федерального государственного образовательного стандарта соответствующего уровня образования, рабочую программу учебного предмета, исходя из собственного опыта методической культуры, актуального и ближайшего развития обучающихся, уровня их готовности к командной и индивидуальной работе. В структуре дидактического блока по проектированию и конструированию образовательной деятельности цифровой дидактический инструментарий учителя выступает в качестве ядра цифровой образовательной среды[5].
На рис. 1 представлена дидактическая модель взаимодействия цифрового дидактического инструментария и цифровой образовательной среды в контексте проектировочной и конструкторской деятельности учителя.
Рисунок 1. Дидактическая модель взаимодействия цифрового инструментария и цифровой образовательной среды при проектировочной и конструкторской деятельности учителя[6]
В данной модели распределенный контент представляется как совокупность информационных банков, к которым имеет возможность обращаться учитель при проектировании образовательной деятельности. Таким образом он получает доступ к структурированным базам данных, в которых сможет быстро найти любую необходимую информацию и - более того - предложить свой вариант того или иного этапа проектирования.
Номенклатура информационных банков распределенного контента блока «Проектирование и конструирование» состоит из следующих компонентов.
Компонент «Логическая структура» - это визуализированная модель учебного плана, отображающаяся в личных кабинетах учителя и обучающегося. В цифровой образовательной среде должен быть предусмотрен базовый набор технологических карт по всем этапам и направлениям обучения с возможностью их редактирования.
Компонент «Система целей» представляет собой структурированную систему по уровням и направлениям обучения согласно федеральным государственным стандартам начального, основного и среднего общего образования. Важно отметить, что эта система должна быть согласована с компонентом «Логическая структура».
Следующий компонент «Система диагностик» - это банк заданий по уровням освоения знаний («Базовый», «Средний», «Высокий»), соответствующим целям и содержанию обучения и обеспечивающим использование оценочных данных для повышения качества обучения и мотивирования к обучению. Согласно трехмерной модели цифровой образовательной среды, данный элемент включает также систему тренажёров по отработке умений для самостоятельной подготовки обучающихся к предстоящей диагностике[7].
Компонент «Методическая информация» содержит информацию по освоению учителем предлагаемой педагогической технологии и методические рекомендации по реализации образовательной деятельности в представленном формате.
Компонент «Типичные ошибки» аккумулирует регулярно пополняющуюся базу ошибок, которые структурированы и имеют привязку к конкретным этапам обучения (уровням обучения, изучаемым предметам и изучаемым темам). Учителю и обучающемуся доступна эта база типичных ошибок и возможных затруднений при изучении того или иного предметного содержания с рекомендациями по их устранению.
Последний по порядку, но не по значимости, компонент «Развитие универсальных учебных действий» предполагает реализацию через базу данных «Учебные ситуации». Данный блок включает в себя не только технологическую карту той или иной учебной ситуации, нацеленной на освоение определённого вида опыта, но и модуль для самостоятельного прохождения обучающимися учебных ситуаций[8].
В каждом из рассмотренных выше компонентов представлены информационные банки лучших инновационных практик учителей по проектированию образовательной деятельности.
Предназначение дидактического блока «Реализация проекта образовательной деятельности» состоит в характеристике феномена «Рабочее исследовательское поле учителя».
На реализационном этапе своей профессиональной деятельности учителю необходимо фиксировать основные показатели образовательного процесса для дальнейшего детального анализа. В качестве цифрового инструментария выступают следующие компоненты рассматриваемого блока:
электронный классный журнал с современным цифровым функционалом оперативного управления учебным процессом в точном соответствии с поступающей учебной информацией, считываемой с технологических карт предлагаемой педагогической технологии;
компонент «Фиксация и хранение результатов промежуточной и итоговой аттестации» содержит образовательные результаты диагностик, тестовых работ, самостоятельных работ, контрольных работы и т.д.). Содержание этого компонента является основой для диагностического блока «Аналитика»;
компонент «Оперативное управление учебными ситуациями, коррекция спроектированных ситуаций и фиксация «неожиданных» ситуаций для последующего их дидактического анализа[9].
При реализации учителем проекта образовательной деятельности обучающемуся предоставляется возможность использовать цифровую -образовательную среду при самостоятельной внеучебной работе. Ученикам доступны базы данных с диагностиками, рекомендациями к выполнению заданий и учебных ситуаций, учебные тренажеры.
Предназначением дидактического блока «Аналитика данных» является обеспечение аналитической деятельности учителя. В позиции аналитика учитель посредством технологического мониторинга в условиях цифровой образовательной среды имеет возможность получать различную информацию для методического совершенствования и повышения результативности своей профессиональной деятельности в данном классе с опорой на уже созданную учебно-методическую документацию[10].
Цифровая образовательная среда в контексте реализации данного дидактического блока предполагает наличие следующих информационных модулей: анализ и визуализация результатов
диагностики педагогической технологии; анализ и визуализация результатов всех диагностик в контексте с результатами промежуточной и итоговой аттестации; анализ возможных затруднений, фиксация типичных ошибок, разработка персонифицированной системы коррекционной работы для обучающихся данного класса; анализ и визуализация результатов прохождения обучающимися учебных ситуаций и освоения соответствующих видов опыта.
Дидактический блок «Исследование» (рис. 2) отвечает вызовам эпохи цифрового общества, когда происходит усиление прикладной целесообразной направленности научно-исследовательской педагогической деятельности учителя. Рефлексия собственного педагогического опыта позволяет учителю выявлять причины возникающих затруднений, критически их оценивать, формулировать актуальные и перспективные задачи, решение которых открывает возможности для повышения качества образовательного процесса и уровня образовательных достижений обучающихся.
Это детерминирует определенные требования к проектируемой цифровой образовательной среде образовательной организации, которая должна содержать в себе информационные банки и цифровой дидактический инструментарий, необходимый и достаточный для проведения научного исследования, педагогических экспериментов, интерпретации их результатов для дальнейшей корректировки спроектированного и реализованного проекта образовательной деятельности.
Рисунок 2. Дидактическая модель взаимодействия цифрового инструментария и цифровой образовательной среды при исследовательской деятельности учителя[11]
Строение и содержание данного блока позволяют:
сформировать «Тезаурус учителя», включающий в себя разделы «Современная школа» и «Цифровая дидактика»;
сформировать базы данных, в которые войдут: электронные образовательные ресурсы учителя, базы информационных карт урока, базы технологических карт, базы информационных карт развития обучающихся для фиксации личностных результатов обучения;
систематизировать образовательные результаты, которые после анализа и исследования позволят установить факт соответствия или несоответствия качества исследуемого образовательного процесса требованиям ФГОС соответствующего уровня образования;
проводить научные исследования, педагогические эксперименты, интерпретации результатов проведенного исследования и эксперимента.
Далее важно рассмотреть архитектуру цифровой образовательной среды в виде взаимосвязанных сервисов и цифровой педагогической платформы. Представленная архитектура обеспечивает единое целостное пространство, основанное на функционально-дидактических моделях, и включает в себя цифровую педагогическую платформу Allis.school, составляющую ядро цифровой образовательной среды для педагогического обеспечения учебного процесса, что вполне обоснованно рассматривать как цифровую педагогическую экосистему.
Заявленная цифровая педагогическая платформа ориентирована на: развитие научно-обоснованного педагогического инструментария учителя/преподавателя для организации современного учебного процесса; проектирование и обеспечение индивидуальных образовательных траекторий, обучающихся; разработку сервиса по созданию педагогических тренажеров и симуляторов для учеников, студентов педагогических вузов, учителей/преподавателей[12].
Система цифровых педагогических платформенных решений состоит из сервисов, обозначаемых нами как цифровые мастерские, ориентированные на многостороннее развитие обучающихся, педагогическое сопровождение родителей, повышение квалификации и переподготовку педагогических и управленческих кадров, подготовку будущих учителей к работе в условиях функционирования цифровой школы, ученых и исследователей в области педагогических наук:
цифровая учебная мастерская - сервис онлайн-обучения школьников по ключевым предметам;
цифровая педагогическая мастерская - сервис повышения квалификации педагогических и управленческих работников; реализация платформы по модели WBL на основе асинхронной кредитно-модульной системы конструирования индивидуальной практико-ориентированной образовательной траектории без отрыва от производства;
цифровая академическая мастерская - сервис образовательного контента академической и исследовательской направленности;
цифровая родительская мастерская - сервис по педагогической поддержке родителей для развития растущего человека в контексте современных вызовов;
цифровая компетентностная платформа - образовательные тренажеры и бизнес-симуляторы для различных категорий пользователей;
цифровая библиотека по направлению «Педагогические науки» - база данных научных статей, журналов, тематических видеоматериалов (конференций, семинаров, круглых столов, дискуссий и т.д.) для учителей/преподавателей, студентов, ученых;
цифровая «игровая образовательная среда» - геймификация учебной и внеучебной деятельности, активное внедрение в образовательную деятельность игровых педагогических технологий[13].
Все цифровые мастерские и платформы, их обеспечивающие, формируют целостную инновационную образовательную среду и взаимосвязаны друг с другом, также функционируют как самостоятельные платформенные решения. Создаваемый образовательный контент проектируется на основе разработанной инновационной педагогической технологии, что определяет уникальность предложенной архитектуры цифровой образовательной среды.
Описанная в работе функционально-дидактическая схема цифровой образовательной среды намеренно строилась авторами как первое приближение и является открытой к корректировке. Данная архитектура, взаимодействие сервисов, разработка моделей каждого из них определяет перспективы для последующих исследований.
Цифровые инструменты в образовании — это подгруппа цифровых технологий, которые разрабатываются для развития качества, скорости и привлекательности передачи информации в преподавании и обучении: электронные учебные системы, социальные сети, видеосервисы, сервисы для работы с графикой и создания игровых учебных материалов. Эти ресурсы созданы для того, чтобы упростить отслеживание учебных результатов и прогресса, повысить интерес и вовлеченность детей за счет многообразия форм получения, репродукции, анализа и применения знаний, сделать образование более открытым и доступным. Основная цель использования цифровых инструментов в образовании — делать его более качественным.
Цифровой образовательный инструмент - цифровой ресурс, используемый учащимся и учителем в качестве инструмента (орудия) деятельности, например, виртуальная физическая лаборатория, учебная геоинформационная система, редактор текста, пакет для построения графиков и т.д.[14]
Цифровые инструменты могут использоваться для обогащения преподавания и увеличения его методического разнообразия, тем самым предоставляя учащимся предпосылки для изучения нового материала. Использование информационных образовательных инструментов в преподавании и обучении должно осуществляться систематически, исходя из стратегических целей учебной программы и учебного заведения.
В настоящее время существует много различных цифровых инструментов, в том числе и для педагога. В связи с этим возникает необходимость их классификации по определенному признаку. Именно поэтому нами был произведен анализ цифровых инструментов педагога и разработана их классификация для решения различных учебных задач[15].
В статье «Цифровые инструменты в образовательной деятельности» Носков Н.Г. выделяет следующие группы цифровых инструментов:
Цифровые инструменты для контроля знаний учащихся: Kahoot, Quizшяя, Simpoll, Plickers.
Облачные технологии: Skype, Алиса, Siri, онлайн доска (Miro.com, Bitpapor.io, Witeboard.io).
Цифровые инструменты для внеурочной деятельности: Fotor, Flora Incognita,
Цифровые инструменты для организации и проведения дистанционных курсов: Google Classroom, Moodle.
В статье «Цифровые инструменты и сервисы для учителя» С.Ю. Князева, Д.М. Капелюшник, Е.Н. Пушкарева выделяют следующие группы цифровых инструментов и сервисов:
Графические редакторы для создания и редактирования изображений: Canva, Paint.Net, Pinta, Google Презентации, Mentimeter и др.
Программы для подготовки презентаций, визуализации данных и записи скринкастов: Visme, Camtasia и др.
Сервисы для обработки и редактирования видео: Freemake Video Converter, H5P, Thinglink и др.
Инструменты для создания анимационных роликов: Blender, Synfig Studio и др.
Сервисы для создания веб-квестов, интерактивных упражнений, игр, кроссвордов и викторин: Фабрика кроссвордов, Quizizz, Kahoot!, Learnis и др.
Сервисы для создания интерактивных временных осей: TimelineJS, Timetoast и др.
Системы для создания тестов: Google Формы, Mentimeter, Webanketa и др.
Онлайн-сервисы для коллективного обучения: Miro, Padlet, Scrumlr и др[16].
На основе выше рассмотренных классификаций приведем разработанную нами авторскую классификацию:
Инструменты для организации совместной деятельности: Padlet, Mentimeter.
Инструменты для осуществления обратной связи: Google Form, Kahoot, Quizizz.
Инструменты для создания цифровой образовательной среды: Google Classroom, Learning Apps.
Инструменты для организации онлайн-уроков: Microsoft Teams, Zoom, Skype.
Для успешного использования цифровых инструментов в организации образовательного процесса педагог должен:
понимать сущность технологии цифровых образовательных инструментов как инструментов организации образовательного процесса;
уметь анализировать и отбирать цифровые инструменты для организации образовательного процесса;
грамотно и эффективно применять цифровые образовательные инструменты на практике.
Поэтому возникает необходимость в разработке методического пособия, которое направлено на изучение цифровых образовательных инструментов, приобретение практических навыков использования цифровых образовательных инструментов в образовательном процессе.
Разработанное методическое пособие «Цифровые инструменты педагога для организации дистанционного обучения» ориентировано на учителя. Пособие состоит из введения, 4 разделов, таких как: инструменты для организации совместной деятельности, инструменты для осуществления обратной связи, инструменты для создания цифровой образовательной среды и инструменты для организации онлайн-уроков[17].
Каждый раздел состоит из теоретической и практической части, а также заданий для самостоятельного выполнения. В теоретической части рассматриваются преимущества и недостатки цифровых инструментов, а в практической - возможности применения цифровых инструментов педагогом в организации учебного процесса. Каждый раздел состоит из тем, которые посвящены определенным цифровым инструментам, относящихся данному разделу. Каждая тема направлена на освоение возможностей цифровых инструментов и закрепление умений и навыков приобретенных знаний[18].
Используя возможности инструмента Google Класс, а также других инструментов Google, нами был разработан авторский онлайн-курс «Цифровые инструменты педагога для организации дистанционного обучения».
Google Класс - современная площадка для реализации педагогических целей учебного процесса, которая имеет универсальное применение и может использоваться горизонтально для создания виртуальной учительской или виртуальных классных часов, где непосредственно будет находится вся информация для педагогов или же информация для родителей и учащихся класса или группы. Google Класс также может использоваться вертикально, то есть педагог - учащийся, для предоставления информации по какой-либо дисциплине, выполнения домашних, лабораторных работ, для создания информационно-образовательного пространства[19].
В Google Класс доступны четыре основные вкладки: лента, задания, пользователи и оценки. В ленте собирается вся информация по курсу: учебные материалы, задания, объявления, комментарии. Все происходящее в курсе отображается в той последовательности, в которой преподаватель добавляет информацию. Вкладка задания позволяет добавлять различные учебные материалы (задание, задание с тестом, вопрос, материал и т.д.) и распределять материалы в нужной последовательности или же по темам. При нажатии на задание преподавателю отображается количество выполненных или назначенных работ, он также может поставить оценку, прокомментировать работы. В разделе пользователи отображается список участников, присоединившихся к данному курсу. В оценках можно просмотреть и оценивать работу участников курса.
Структура разработанного курса создана по вертикальной форме. Дистанционный курс содержит входную анкету, позволяющую определить уровень знакомства слушателей с цифровыми инструментами; эссе- рефлексию, необходимую для определения уровня освоения программы курса; учебные материалы; контрольнооценочные элементы и др. Дистанционный курс состоит из семи содержательных блоков, поддерживающих структуру авторского методического пособия.
Для организации доступа к курсу, разработанного с помощью Google Класс, и просмотра методического пособия авторами был разработан информационный web-ресурс с помощью конструктора сайтов Wix. Конструктор Wix - это бесплатная и удобная платформа для создания и размещения сайтов, не требующая специальных знаний программирования. Структура разработанного web-ресурса состоит из нескольких содержательных блоков, раскрывающих особенности цифровых инструментов педагога для организации дистанционного обучения и содержащую авторскую классификацию, блок с описанием пособия и возможностью скачивания, также описание дистанционного курса и возможность записи на курс. При нажатии на кнопку «Записаться», пользователи переходят на Google Класс и могут самостоятельно записаться на курс.
Методическое пособие и дистанционный курс были апробированы на занятиях курсов повышения квалификации учителей различных предметов образовательных учреждений республики Татарстан. Всего по разработанному курсу прошло обучение 147 человек в период с октября 2020 года по апрель 2021 года. В ходе апробации дистанционного курса слушателям было проведено анкетирование на входе в формирующий эксперимент и на выходе из него.
Анализ входной анкеты, которая предлагалась слушателям перед началом обучения в дистанционном курсе, показал, что из всех опрошенных только 13% знакомы с возможностями web-сервисов, 65% частично и 22% не знакомы вовсе. У 42% опрошенных есть опыт работы с web-сервисами. У 51% опрошенных имеется опыт работы с документами в режиме онлайн и 48% не используют возможности цифровых инструментов при организации учебного процесса. Отметим, что только 10% из всех опрошенных знают о возможностях различных web-сервисов и используют цифровые инструменты в своей профессиональной деятельности. Таким образом, можем сделать вывод о том, что лишь малая часть опрошенных используют возможности цифровых инструментов в своей работе.
По результатам анкетирования можно сказать, что одной из основных причин низкого уровня применения цифровых инструментов учителями на практике является отсутствие качественных учебнометодических материалов, в которых описываются функциональные и педагогические возможности цифровых инструментов для организации учебного процесса. Большая часть опрошенных учителей подчеркивают, что у них отсутствует понимание в правильном выборе инструмента для решения той или иной педагогической задачи. В связи с этим возникает необходимость провести качественный обзор и анализ цифровых инструментов и разработать авторскую классификацию цифровых инструментов педагога по назначению, что и было выполнено в рамках данной работы.
После обучения по дистанционному курсу слушателям предлагалось пройти анкетирование с целью получения обратной связи, ответы на которые позволили выявить уровень информированности разработанных нами ресурсов.
Анализ ответов обратной связи, проведенной в конце обучения, показал, что после прохождения курса 87% опрошенных готовы применять цифровые инструменты в образовательном процессе; 12% слушателей отметили, что представленный учебный материал сложный; материал данного курса изложен понятно - это отметили 94% опрошенных; также слушатели поделились своими примерами использования цифровых инструментов (LearningApps для выполнения домашней работы, Kahoot! для актуализации знаний и проверки усвоенного материала, использование виртуальной доски на уроке) и высказали свои мнения и пожелания по дополнению курса.
В результате изучения теоретических аспектов использования цифровых инструментов в работе педагога можно сделать следующие выводы. Ключевая фигура, принимающая участие в проектировании и реализации образовательного процесса – учитель. Формирование современных проектно-технологических компетенций является неотъемлемой частью развития сферы образования. Основные структурные элементы цифровой образовательной среды, или «дидактические блоки», определяются основными этапами профессиональной деятельности учителя – проектированием, конструированием, реализацией, анализом и исследованием. В современной педагогике активно используются цифровые инструменты, под которыми понимается подгруппа цифровых технологий, которые разрабатываются для развития качества, скорости и привлекательности передачи информации в преподавании и обучении: электронные учебные системы, социальные сети, видеосервисы, сервисы для работы с графикой и создания игровых учебных материалов (облачные технологии, дистанционные курсы, графические редакторы и т.д.). Был сделан вывод о том, что применение методических материалов, в частности методическое пособие и дистанционный курс, будет полезным для изучения педагогом возможностей использования цифровых инструментов при организации учебного процесса.
Google classroom предоставляет возможность пользоваться всеми функциями Google для обучения и предоставляет учителю на бесплатной основе множество дополнительных функций. Обучающая платформа соответствует требованиям к условиям применения технологии удаленного обучения и электронных образовательных программ. Она предоставляет целостность и полноту реализации учебного цикла, имеет функционал по управлению учебной и познавательной деятельностью учащегося[20].
Этот продукт программного обеспечения соответствует перечисленным ниже основным положениям:
- интерактивность - возможность построения диалога с обучающимися;
- актуализация - возможность быстрого обновления учебно-методического материала;
- интеграция - возможность включения ссылок на другие образовательные платформы и сервисы (например, YouTube, Edpuzzle.com, Wizer.me, Quizizz.com и др.);
- адаптация - возможность «подстраиваться» под индивидуальные возможности и потребности обучающегося за счет предоставления различных траекторий изучения предметного материала, различных уровней сложности контрольных заданий;
- визуализация - возможность использования цветового оформления и темы урока, включения видео- и аудиоматериалов.
В соответствии с вышеизложенным, каждый новый курс (дисциплина), размещенный на базе учебной платформы Google classroom, можно рассматривать как комплекс электронного обучения, который соответствует и абсолютно не нарушает традиционные учебно-методические принципы.
Табл. 1 показывает главные особенности платформы.
Таблица 1
Основные возможности платформы Google classroom[21]
Критерий |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Создание урока / дисциплины |
Учитель может сам создавать урок (дисциплину) и управлять им. Подключать / удалять учеников и назначать задания. Добавлять учителей. |
Ученик может подключиться к уроку по приглашению учителя, которое получает на электронную почту, или по коду урока. |
Навигация |
Учитель свободно перемещается по уроку, создает или открывает нужные разделы, темы или задания, просматривает оценки учеников. Один Учитель может одновременно вести несколько уроков. |
Ученик легко перемещается по разделам, темам и заданиям. Видит свой прогресс в режиме реального времени. |
Пользователи |
Учитель во вкладке «Пользователи» видит учителей, которые работают на данном уроке, а также всех учеников, которые обучаются на уроке. |
Ученик во вкладке «Пользователи» видит учителей и учеников урока.
|
Календарь |
Google Календарь позволяет следить за сроками выполнения заданий учениками. Можно просматривать через «Список дел». |
Ученик может интегрировать урок в свой Google Календарь и видеть задания и дедлайны в своем персональном графике. |
Лента |
Учитель может публиковать сообщения в ленте как для всей группы, так и персонально. В ленте также видны актуальные задания для учеников, количество назначенных заданий, задания, которые сданы и проверенные задания. |
Ученик может комментировать в ленте сообщения учителя, а также оставить свое персональное сообщение. В ленте ученик видит актуальные задания, опубликованные учителем. |
Задания |
Учитель может создать задание в нужном ему разделе, дать методические рекомендации по его выполнению и прикрепить нужные файлы и ссылки. |
Ученик видит назначенные учителем задания и может просматривать рекомендации. Для выполнения ученик может использовать все возможности Google документов или прикрепить необходимый файл. |
Оценки |
Учитель может устанавливать систему оценивания и следить за прогрессом каждого ученика и класса в целом. |
Ученик может контролировать свою успеваемость и сроки выполнения заданий. |
Интеграция с gmail.com |
Учитель получает уведомления на почту о действиях ученика и может мгновенно реагировать (отвечать на вопрос или задавать его). |
Ученик также получает на свою почту уведомления о новом задании или его результатах, комментарии преподавателя и т. п. |
Наличие мобильного приложения |
В любое удобное время с помощью мобильного приложения учитель может публиковать задания, давать обратную связь ученикам, осуществлять проверку заданий и выставлять баллы. |
В любое время с помощью мобильного приложения ученик может ответить учителю или разместить выполненное задание. |
Ознакомимся со структурой Google Classroom. В ней всего лишь 4 главные части: оценки, пользователи, задания, лента.
Раздел "Лента". Здесь вы можете найти текущие новостные сообщения об уроках, информацию об учителях и учениках, задания и учебные материалы. Лента сообщений удобна для быстрого общения со всем классом и отдельными учениками, но сначала нужно снять флажок "Все пользователи" и указать фамилии получателей.
Сформулируйте и заполните блок "Задачи". Предмет включает в себя несколько разделов. В каждом из них может быть представлено множество тем, разделов. Переход по разделам очень прост. Необходимо только избрать нужную тематику и "кликнуть" по необходимому заданию.
В блоке "Задание" материал можно удобно разделить на темы или разделы. Все блоки имеют подвижную конструкцию и легко строятся. Учитель использует кнопку "Создать +" для создания новых обучающих курсов. Это может быть задача, задание, тест или вопросы. Есть также функция "Повторное использование". Функция повторного использования позволяет учителю читать на разных уроках одну и ту же тему. Так как это экономит время. Можно управлять библиотекой учебных материалов.
В предметной области публикация новых учебных материалов должна совпадать с разделом тематики. Таким образом, студенты смогут распознать структуру курса.
Информация о публикации учебных материалов. Учитель дает задание, а преподаватель определяет тему и наполняет содержанием задание учащегося.
Платформа дает возможности делать ссылки на Google Диск, URL на сторонние ресурсы, облачные документы, YouTube и прикреплять необходимые файлы. Учитель также может создавать документы, презентации, таблицы, рисунки и формы, используя все возможности Google.
После создания задания следующим шагом будет назначение даты выполнения (для срока исполнения задания необходимо установить день и час) и определить параметры оценивания (установить желаемое число баллов или указать "нет оценки", если опубликован "материал"). В помощь учителям предусмотрена весьма полезная возможность "добавить в расписание". Она позволит публиковать задание не сразу, а сделать его открытым для учеников в подходящий момент.
Кроме того, учитель может оставлять свои замечания по работе каждого учащегося и давать обратную связь на индивидуальной основе. Кроме того, например, если ученики выполняли задания в так называемой мини-группе, можно выбрать нескольких адресатов и дать обратную связь в одном сообщении "всем сразу" или даже отправить электронное письмо с информацией о них[22].
В блок "Пользователи" входит для просмотра и обработки информации об учениках, назначенных на урок. С помощью системы можно было выбрать отдельного ученика и проследить его прогресс от начала до конца. Можно добавить фильтры, чтобы помочь понять анализ ("сдал", " возврат с оценкой", "пропустил срок"). В то же время у учителя есть возможность отправить личное письмо ученику и включить в него информацию о его успехах.
С помощью блока "Оценки" можно просмотреть :
- статус каждого ученика (отметки, " сдал" / "опоздал" / " не успел" / "опоздал") ;
- средний балл по классу за каждое задание[23].
Все материалы, опубликованные на платформе, полностью автоматизировано сохраняются на Гугл Диск учителя в папке "класс", как и все работы, сданные учениками во время урока. Это весьма удобная функция. Вы можете получить доступ к некоторым работам, чтобы обновить их для других учащихся, а также показать в качестве образца работы тех, кто уже прошел урок.
В рамках вынужденного перехода на систему удаленного образования с 17 по по 19 марта 2022 г. была проведена предварительная проверка учащихся Медногорской средней школы № 1. Согласно основным задачам исследования, необходимо было узнать психическое самочувствие, технические и организаторские способности учащихся. Это помогло спланировать и наладить эффективное общение, а также повысить познавательную активность учащихся. Пятьдесят два студента (%) приняли участие в тестировании.
92% отметили, что не испытывают трудностей в получении или отправке заданий учителем.
8% отмечают слабую скорость интернета или его отсутствие.
98% опрошенных устраивает Google classroom в качестве способа взаимодействия с учителем.
1% опрошенных рассматривают переход на дистанционное обучение как вынужденную меру;
38% - как интересный и новый формат обучения;
19% - как возможность для самообразования;
17% - как дополнительные каникулы.
Для усовершенствования взаимодействия ученикам были заданы следующие вопросы:
Что является для вас лучшим вариантом подачи материала для обучения (множественный выбор)? По популярности на 1-м месте - обучающие лекции и PowerPoint презентации (75%), на 2-м ( как это не покажется странным) - текст в формате Ворд (54%), на 3-м месте - аудио лекционные материалы (29%), 4-е место делят между собой веб-семинары (22%) и on-line консультации (21%).
Хотели бы вы установить себе какое-либо приложение/программу по ведению веб-семинаров? Категорически отрицательно ответили 42% студентов, половина ответила "да, хотел бы", а остальная часть (8%) предпочла вариант "не знаю".
На вопрос, что для вас наиболее важно, мы получили следующее:
56% - видеть презентацию, слышать голос учителя + чат;
25% - видеть и слышать учителя, видеть презентацию лекции + чат;
19% - видеть учителя, своих одноклассников и презентацию лекции + чат.
Необходимость улучшения коммуникации с учащимися, своевременного предоставления обратной связи, разбивки больших тем на части и предложения их всем учащимся степенно и порционно, показали результаты входящего контроля. При этом важно, чтобы учащиеся могли слышать и соответственно понимать своего преподавателя.
«Переход» продиктовал новые требования к содержанию ученого материала, в частности, были разработаны и внедрены в практику дискретные лекции и интерактивные рабочие листы (с помощью Google Forms и COREapp), онлайн тесты, web-квесты, обучающее видео, элементы перевернутого обучения и т. д.
Тогда же были открыты два важных организационных принципа в виде интерактивности и адаптивности. Учащиеся были организованы таким образом, чтобы иметь возможность получить доступ к учебным материалам в любое необходимое время. В результате у 44% учащихся члены семьи учились и работали удаленно, поэтому доступ к технологиям был ограничен. Через комментарии, задания в Google Classroom, видеосообщения и конференц-связь в Zoom учащиеся и преподаватели систематически поддерживали обратную связь.
В период с 18 по 31 мая 2022 г. был проведен повторный мониторинг учеников, обучающихся на платформе Google classroom, в котором приняли участие 78 учеников.
На вопрос «Использование платформы Google classroom в начале обучения помогло в переходе на дистант?» 94% Учеников ответили «да, помогло» и лишь 6% - «нет» (сюда вошли «неблагополучные» ученики, которые не прикрепились к уроку в начале учебного года без уважительных причин).
Вопрос «Переход на дистанционное обучение для вас был ... (продолжите фразу)»: нужно отметить, что для учеников старших классов это было тяжелее, чем для младших (табл. 2).
Таблица 2
Распределение вариантов ответов Учеников на вопрос «Переход на дистанционное обучение для вас был ... (продолжите фразу)»
Ответ |
5 класс (%) |
7 класс(%) |
безболезненным |
27 |
15 |
нормальным |
39 |
30 |
проблематичным |
34 |
46 |
другое |
0 |
9 (трудности с доступностью интернета; плохой телефон) |
Респондентов попросили дать оценку степени удобства использования платформы Google Classroom, в соответствии со шкалой Ликерта, в баллах — от 1 до 5-и. В общем, итоги имеют положительный характер: 79% учащихся оценили на 5 баллов, — это значит, что "очень комфортно". На 4 балла оценили 16% опрошенных, на 3 балла оценили всего 5% респондентов. Таким образом применение платформы при анализе дисциплины обеспечивалось возможность учащимся безболезненно осуществить переход на дистанционное обучение, постепенно адаптироваться к применению, а также освоить интерфейс и определить наиболее сложные проблемы учителю. При этом, анализируя в процессе обучения нерешенные вопросы технического типа, важно отметить, что только 16% респондентов ни разу не сталкивались с этими проблемами; всего 56% респондентов говорят о том, что проблемы не носят значимый характер, прочие 28% считает их чрезвычайно сложными.
Ученики оставили следующие комментарии о технических проблемах, которые условно мы разделили на три группы:
- низкая скорость интернета - это значительно снижает комфорт в изучении урока;
- низкий уровень технического состояния устройств, которые использует ученик (устаревший ПК, «синий экран смерти» и т. п.);
- низкий уровень технического обеспечения (наличие собственного ПК и рабочего места, отсутствие камеры и т.п.).
Таким образом, была изучена организация дистанционного обучения в школе с помощью GOOGLE CLASSROOM. В ходе анализа стало понятно, что программный продукт соответствует следующим характеристикам: интерактивность, актуализация, интеграция, адаптация, визуализация. На примере Медногорской средней школы № 1 был проведен анализ психического самочувствия, а также технических и организаторских способностей учащихся в связи с учебой в дистанционном формате. Всего в исследовании приняли участие 78 учащихся, из которых более половины отмечали положительную работу платформы. Было выявлено, что применение платформы при анализе дисциплины обеспечивалось возможность учащимся безболезненно осуществить переход на дистанционное обучение, постепенно адаптироваться к применению, а также освоить интерфейс и определить наиболее сложные проблемы учителю.
Трудность, которая требует определенного осмысления, связана с тем, что осуществляется постоянное развитие технологий и интернет-ресурсов, а это значит, что профессиональное совершенствование педагога следует воспринимать как процесс, как движение от известного к неизвестному, от изученного к неизученному. И это явление уже является неотъемлемой составляющей жизнедеятельности современного учителя – профессионала не только в своей узкой предметной сфере, но и в информационной среде. Однако от учителя требуется высокий профессионализм и развитие в расширении знаний своего предмета, потому что информационные платформы — это, скорее, берега и русло для того потока ценнейшей информации, которой делится учитель со своими учениками, и очень важно, чтобы это ценили и понимали наши ученики и их родители.
По результатам исследования, можно сделать вывод о том, что платформа Google classroom оправдала ожидания как учеников, так и учителей, позволила быстро осуществить переход на дистанционное обучение. Удобство и простота в использовании, доступность, наличие мобильного приложения и налаженная организация обратной связи сэкономили время и средства заинтересованных сторон, а также снизили риски, связанные с изучением предмета. Методические возможности Google classroom очевидны, однако невозможно противостоять системе и административным решениям.
1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 24.09.2022). - URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 01.10.2022.
2. Алешкина Т. В. Подготовка будущего педагога в Читинском педагогическом колледже в соответствии с требованиями профессионального стандарта, стандартов Worldskills Russia / Т. В. Алешкина // Педагогическое образование. 2018. № 3. С. 23-29.
3. Афанасьев Г. А. Развитие образовательного процесса в новой цифровой среде / Г. А. Афанасьев, А. А. Зяблов // Экология урбанизированных территорий. 2018. №2. С. 49-55.
4. Ахметшин Э. М. Цифровая экономика и улучшение системы образования в России / Э. М, Ахметлин, В. Л. Васильев, Р. Р. Шарипов // Экономика и менеджмент систем управления. 2022. № 1(43). С.4-13.
5. Блинов В. И. Проект дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения / В. И. Блинов, М. В. Дулинов, Е. Ю. Есенина. М.: Перо, 2019. 72 с.
6. Брольпито А. Цифровые навыки и компетенция, цифровое и онлайн-обучение. Турин, 2019. 84 с.
7. Бурцев Н. П. Профессиональная компетентность учителя в условиях информатизации образования: структурно-функциональная модель / Н. П. Бурцев, Т. В. Добудько // Теория и практика общественного развития. 2018. № 8.
8. Дозморова Е. В. Технологии организации подготовки урока на основе деятельностного подхода и индивидуализации образования / Курс лекций центра инноваций в образовании / Е. В. Дозморова. ФПК и ПК ТГПУ. 2021. 84 с.
9. Елтунова И. Б. Обобщение опыта внедрения цифровых технологий в образовательный процесс / И. Б. Елтунова // Современное педагогическое образование. 2022. № 1. С.181-185.
10. Клименко Т. К. Формальное, неформальное, информальное образование в условиях современной цифровой дидактики / Т. К. Клименко // Цифровая дидактика: новые возможности для педагога будущего. Чита: ЧПК, 2019. С. 12-30.
11. Коннова Л. П. Проектирование цифровых образовательных ресурсов / Л. П. Коннова, Л. В, Липагина, Г. А. Постовалова. М.: Высшее образование, 2022. 490 с.
12. Лельчицкий И. Д. Теоретические основы проектирования структуры цифровой образовательной среды / И. Д. Лельчицкий, А. П. Сильченко, С. Ю. Щербакова / Вестн. Твер. гос. ун-та. Сер.: Педагогика и психология. 2020. № 3 (52). С. 249-257.
13. Методика дистанционного обучения : учебное пособие для вузов / М. Е. Вайндорф-Сысоева, Т. С. Грязнова, В. А. Шитова ; под общей редакцией М. Е. Вайндорф-Сысоевой. М. : Юрайт, 2020. 194 с.
14. Носкова Т. Н. Педагогика общества знаний / Т. Н. Носкова. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2019. 236 с.
15. Носкова Т. Н. ИКТ-инструменты профессиональной деятельности педагога: сравнительный анализ российского и европейского опыта / Т. Н. Носкова, Т. Б. Павлова, О. В. Яковлева // Интеграция образования. 2018. № 1. С. 25-44.
16. Носкова Т. Н. Инструменты педагогической деятельности в электронной среде / Т. Н. Носкова, Т. Б. Павлова, О. В. Яковлева // Высшее образование в России. 2017. № 8-9. С. 121-130.
17. Носкова Т. Н. Стратегии информационного поведения студентов в условиях непрерывного образования / Т. Н. Носкова, О. В. Яковлева, Т. Б. Павлова, Е. В. Смирнова-Трибульская // Открытое образование. 2018. № 3. С. 25-34.
18. Образование в цифрах: 2019: краткий статистический сборник / Н. В. Бондаренко, Л. М. Гохберг, Н. В. Ковалева [и др.]. М.: НИУ ВШЭ, 2019. 96 с.
19. Пантелеева Т. В. Система дистанционного обучения как элемент информационной системы вуза / Т. В. Пантелеева, А. В. Затонский // Фундаментальные исследования. 2017. № 12-2. С. 231-234
20. Сериков В. В. Модель реализации культурологического подхода при изучении учебного предмета / В. В. Сериков, А. П. Сильченко // Вестн. Твер. гос. ун-та. Сер.: Педагогика и психология. 2019. № 1 (46). С. 159-166.
21. Сидоренко О. С. Сетевая образовательная коммуникация как основа подготовки педагогамедиадидакта в условиях инновационного ландшафта колледжа / О. С. Сидоренко // Всероссийская научно-практическая конференция: сб. ст. Стерлитамак: СМПК, 2019. С. 81-91.
22. Сильченко А. П. Ситуационная модель реализации культурологического подхода к изучению учебного предмета (на примере информатики в основной и средней школе) / А. П. Сильченко // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. № 3(60). С. 121-137.
23. Уваров А. Ю. От компьютеризации до цифровой трансформации образования / А. Ю. Уваров // Информатика и образование. 2019. № 4. С. 5-12.
24. Цифровая грамотность российских педагогов. Готовность к использованию цифровых технологий в учебном процессе / Т. А. Аймалетдинов, Л. Р. Баймуратова, О. А. Зайцева [и др.]. М. : Издательство НАФИ, 2019. 84 с.
25. Шрамко Н. В. Тьюторское сопровождение обучающихся в вузе: направления реализации / Н. В. Шрамко // Европа и Современная Россия. Интегративная функция педагогической науки в едином образовательном пространстве: материалы XIV Международной научной конференции. 2018. С. 320-327.
26. Скачано с www.znanio.ru
[1] Носкова Т. Н. Инструменты педагогической деятельности в электронной среде / Т. Н. Носкова, Т. Б. Павлова, О. В. Яковлева // Высшее образование в России. 2017. № 8-9. С. 122.
[2] Лельчицкий И. Д. Теоретические основы проектирования структуры цифровой образовательной среды / И. Д. Лельчицкий, А. П. Сильченко, С. Ю. Щербакова / Вестн. Твер. гос. ун-та. Сер.: Педагогика и психология. 2020. № 3 (52). С. 250.
[3] Шрамко Н. В. Тьюторское сопровождение обучающихся в вузе: направления реализации / Н. В. Шрамко // Европа и Современная Россия. Интегративная функция педагогической науки в едином образовательном пространстве: материалы XIV Международной научной конференции. 2018. С. 320.
[4] Носкова Т. Н. Инструменты педагогической деятельности в электронной среде / Т. Н. Носкова, Т. Б. Павлова, О. В. Яковлева // Высшее образование в России. 2017. № 8-9. С. 123.
[5] Цифровая грамотность российских педагогов. Готовность к использованию цифровых технологий в учебном процессе / Т. А. Аймалетдинов, Л. Р. Баймуратова, О. А. Зайцева [и др.]. М. : Издательство НАФИ, 2019. С.9.
[6] Носкова Т. Н. Инструменты педагогической деятельности в электронной среде / Т. Н. Носкова, Т. Б. Павлова, О. В. Яковлева // Высшее образование в России. 2017. № 8-9. С. 124.
[7] Бурцев Н. П. Профессиональная компетентность учителя в условиях информатизации образования: структурно-функциональная модель / Н. П. Бурцев, Т. В. Добудько // Теория и практика общественного развития. 2018. № 8. С.67.
[8] Дозморова Е. В. Технологии организации подготовки урока на основе деятельностного подхода и индивидуализации образования / Курс лекций центра инноваций в образовании / Е. В. Дозморова. ФПК и ПК ТГПУ. 2021. С.11.
[9] Сильченко А. П. Ситуационная модель реализации культурологического подхода к изучению учебного предмета (на примере информатики в основной и средней школе) / А. П. Сильченко // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. № 3(60). С. 128.
[10] Брольпито А. Цифровые навыки и компетенция, цифровое и онлайн-обучение. Турин, 2019. С.81.
[11] Бурцев Н. П. Профессиональная компетентность учителя в условиях информатизации образования: структурно-функциональная модель / Н. П. Бурцев, Т. В. Добудько // Теория и практика общественного развития. 2018. № 8. С.14.
[12] Уваров А. Ю. От компьютеризации до цифровой трансформации образования / А. Ю. Уваров // Информатика и образование. 2019. № 4. С. 7.
[13] Афанасьев Г. А. Развитие образовательного процесса в новой цифровой среде / Г. А. Афанасьев, А. А. Зяблов // Экология урбанизированных территорий. 2018. №2. С. 49.
[14] Афанасьев Г. А. Развитие образовательного процесса в новой цифровой среде / Г. А. Афанасьев, А. А. Зяблов // Экология урбанизированных территорий. 2018. №2. С. 51.
[15] Сериков В. В. Модель реализации культурологического подхода при изучении учебного предмета / В. В. Сериков, А. П. Сильченко // Вестн. Твер. гос. ун-та. Сер.: Педагогика и психология. 2019. № 1 (46). С. 159.
[16] Дозморова Е. В. Технологии организации подготовки урока на основе деятельностного подхода и индивидуализации образования / Курс лекций центра инноваций в образовании / Е. В. Дозморова. ФПК и ПК ТГПУ. 2021. С.13.
[17] Елтунова И. Б. Обобщение опыта внедрения цифровых технологий в образовательный процесс / И. Б. Елтунова // Современное педагогическое образование. 2022. № 1. С.183.
[18] Сидоренко О. С. Сетевая образовательная коммуникация как основа подготовки педагогамедиадидакта в условиях инновационного ландшафта колледжа / О. С. Сидоренко // Всероссийская научно-практическая конференция: сб. ст. Стерлитамак: СМПК, 2019. С. 86.
[19] Клименко Т. К. Формальное, неформальное, информальное образование в условиях современной цифровой дидактики / Т. К. Клименко // Цифровая дидактика: новые возможности для педагога будущего. Чита: ЧПК, 2019. С. 14.
[20] Цифровая грамотность российских педагогов. Готовность к использованию цифровых технологий в учебном процессе / Т. А. Аймалетдинов, Л. Р. Баймуратова, О. А. Зайцева [и др.]. М. : Издательство НАФИ, 2019. С.34.
[21] Ахметшин Э. М. Цифровая экономика и улучшение системы образования в России / Э. М, Ахметлин, В. Л. Васильев, Р. Р. Шарипов // Экономика и менеджмент систем управления. 2022. № 1(43). С.8.
[22] Елтунова И. Б. Обобщение опыта внедрения цифровых технологий в образовательный процесс / И. Б. Елтунова // Современное педагогическое образование. 2022. № 1. С.184.
[23] Коннова Л. П. Проектирование цифровых образовательных ресурсов / Л. П. Коннова, Л. В, Липагина, Г. А. Постовалова. М.: Высшее образование, 2022. С.225.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.