Особенности преподавания предметов естественно – научного цикла в условиях ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью
Дидактические задания
Мир природы и человека
4класс
· Время суток на циферблате часов. Неделя и месяц (название месяцев).
· Порядок месяцев в сезоне; в году, начиная с января. Календарь. Взаимозависимость изменений в неживой и живой природе, жизни людей (в том числе и по результатам наблюдений).
· Изменения, происходящие в природе в разное время года, температура воздуха (тепло – холодно, жара, мороз, замеры температуры); осадки (град); ветер (холодный – теплый, направление и сила, на основе наблюдений); солнце (яркое – тусклое, большое – маленькое, греет, светит) облака (облака, тучи, гроза), состояние водоемов (ручьи, лужи, покрылись льдом, теплая - холодная вода), почвы (сухая - влажная – заморозки).
· Жизнь растений и животных (звери, птицы, рыбы, насекомые) в разные сезоны года. Сбор листьев, плодов и семян. Ознакомление с названиями растений и животных. Раннецветущие, летние и осенние растения. Увядание и появление растений. Подкормка птиц. Весенний сбор веток для гнездования птиц. Сад, огород (сад огород). Поле, лес в разное время года. Домашние и дикие животные в разное время года.
· Одежда людей в разное время года. Одевание на прогулку. Учет времени года, погоды, предполагаемых занятий (игры, наблюдения, спортивные занятия).Игры детей в разные сезоны года.Труд людей в сельской местности и городе в разное время года. Предупреждение простудных заболеваний, гриппа, травм в связи с сезонными особенностями (похолодание, гололед, жара и пр.)
Тема:Время суток на циферблате часов
Задание (минимальный уровень)
Рассмотри картинки. Нарисуй стрелки на часах, которые соответствуют времени суток на картинке. Запиши название времени суток.
|
|
|
Задание (достаточный уровень)
Подбери к часам походящие картинки. Запиши время суток.
|
|
|
Тема:Неделя и месяц (название месяцев)
Задание (минимальный уровень)
Подумай, какому дню недели подходит такая карточка. Соедини их линиями.
|
||||||
|
||||||
ПОНЕДЕЛЬНИК |
|
|
|
|
ВТОРНИК |
|
|
|
|
|
|||
ПЯТНИЦА |
|
ЧЕТВЕРГ |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
СРЕДА |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
СУББОТА |
|
|
ВОСКРЕСЕНЬЕ |
|
|
|
|
Задание (достаточный уровень)
Какого дня недели в каждом ряду не хватает. Посмотри на пример-образец. Допиши, пропущенный день недели в каждой строке. Используй слова для справок.
ЧЕТВЕРГ |
|
СУББОТА |
СУББОТА |
ВОСКРЕСЕНЬЕ |
|
ПЯТНИЦА |
СУББОТА |
|
|
СРЕДА |
ЧЕТВЕРГ |
|
ЧЕТВЕРГ |
ПЯТНИЦА |
ПЯТНИЦА |
… |
ВОСКРЕСЕНЬЕ |
Слова для справок:понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.
ОБРАЗЕЦ
ПОНЕДЕЛЬНИК |
ВТОРНИК |
СРЕДА |
Задание (минимальный уровень)
Наложи названия дней недели в кроссворд по порядку.
В |
О |
С |
К |
Р |
Е |
С |
Е |
Н |
Ь |
Е |
Ч |
Е |
Т |
В |
Е |
Р |
Г |
В |
Т |
О |
Р |
Н |
И |
К |
|
П |
Я |
Т |
Н |
И |
Ц |
А |
С |
У |
Б |
Б |
О |
Т |
А |
С |
Р |
Е |
Д |
А |
П |
О |
Н |
Е |
Д |
Е |
Л |
Ь |
Н |
И |
К |
Задание (достаточный уровень)
Соедини правые и левые части. Запиши в тетради дни недели по порядку.
Задание (минимальный уровень)
Напиши названия месяцев каждого времени года. Раскрась картинки в соответствии с временем года.
|
|
|||
|
|
|||
|
|
|||
|
|
Задание (достаточный уровень)
Соедини линиями названия месяцевс временем года.
Июнь Июль Август |
|
Зима
|
Сентябрь Октябрь Ноябрь |
Весна
|
|
Декабрь Январь Февраль |
Лето
|
|
Март Апрель Май |
Осень |
Тема:Порядок месяцев в сезоне; в году, начиная с января. Календарь.
Порядок месяцев в сезоне (повторение)
Задание (минимальный уровень)
Рассмотри рисунок. Напиши название времени года.
Составь и запиши по одному предложению к каждой картинке.
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
Задание (достаточный уровень)
Рассмотри рисунок. Соедини картинки с названием времен года.
|
ВЕСНА
ЗИМА
ЛЕТО
ОСЕНЬ |
|
|
|
Закончи предложения:
1. Зимой деревья без ______________________.
2. Весной на деревьях набухают ____________ и появляются ________________.
3. Летом на деревьях ________________ листьев.
4. Листья с деревьев опадают ____________________.
Слова для справок: почки, осенью, листочки, много зелёных, листьев.
Задание (минимальный уровень)
Определи время года. Подпиши название месяцев в каждом времени года.
Образец.
|
|
|
||||
|
|
|
||||
1.
|
1.
|
1.
|
||||
2.
|
2.
|
2.
|
||||
3.
|
3.
|
3.
|
|
ЗИМА |
1.декабрь |
2.январь |
3.февраль |
Слова для справок: январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.
Задание (достаточный уровень)
Рассмотри картинки. Подпиши время года. Соедини стрелкой название месяца с картинкой в каждом времени года
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
||||
Январь Февраль Декабрь |
Апрель Март Май |
Август Июнь Июль |
Ноябрь Сентябрь Октябрь |
Задание (минимальный уровень)
Запиши в тетради, сколько месяцев в году. Запиши первый месяц года, последний месяц. Соедини линией название месяца с соответствующим числом.
Задание (достаточный уровень)
Рассмотри картинку. Напиши пропущенные месяцы, используя слова для справок.
Слова для справок: январь, апрель, май, октябрь, ноябрь
Тема:Взаимозависимость изменений в неживой и живой природе, жизни людей (в том числе и по результатам наблюдений).
Задание (минимальный уровень)
Рассмотри схему и определи, в какое время года происходят эти изменения в природе и жизни людей. Запиши название времени года. Составь рассказ по схеме.
![]() |
Задание (достаточный уровень)
Собери пазл. Запиши время года.
Тема: Изменения, происходящие в природе в разное время года, температура воздуха (тепло – холодно, жара, мороз, замеры температуры)
Задание (минимальный уровень)
1. Какую температуру показывает термометр?
2. В какое время года бывает такая температура?
3. Какие осадки бывают в это время года?
|
|
|
Задание (достаточный уровень)
Определи, какую температуру показывает термометр 1? Термометр 2?
Соедини стрелкой соответствие рисунка и слова
1. |
|
2. |
Задание (минимальный уровень)
Прочитай стихотворения. Подчеркни предложения, в которых есть способ защиты от жары, мороза. Запиши,как ты спасаешься от жары, от мороза?
- Скажите, будьте так добры, Куда деваться от жары – Жара, она ужасна! - Ну...можно спрятаться в тенёк... А лучше пить холодный сок!
|
Наденем шубы, свитера И теплые сапожки – Мороз не страшен нам, ура! Ну, разве что – немножко... Кусает щеки, щиплет нос, Играет с нами в прятки. |
||
|
|
||
|
|
||
|
|
Задание (достаточный уровень)
Прочитай стихотворения. Покажи стрелками, на какой картинке жара, а на какой мороз? В какое время года бывает жара?В какое время года бывает мороз? Запиши название времени года.
- Скажите, будьте так добры, Куда деваться от жары – Жара, она ужасна! - Ну...можно спрятаться в тенёк... А лучше пить холодный сок!
|
|
Наденем шубы, свитера И теплые сапожки – Мороз не страшен нам, ура! Ну, разве что – немножко... Кусает щеки, щиплет нос, Играет с нами в прятки. |
||
|
||||
|
|
|
Практическая работа (минимальный уровень) на одну неделю.
Каждый день заполняй дневник наблюдения в течение недели. Записывай температуру воздуха. Рисуй явления природы, происходящие в течение каждогодня. В конце недели посчитай и запиши, сколько было солнечных, дождливых и других дней.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Темпера-тура |
Солнечно |
Облачно с просветле-ниями |
облачно |
дождь |
гром |
ветер |
снег |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего |
|
|
|
|
|
|
|
|
Практическая работа (достаточный уровень) на одну неделю
Каждый день заполняй дневник наблюдения в течение недели. Записывай температуру воздуха. Рисуй явления природы, происходящие в течение каждого дня.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Темпера-тура |
Солнечно |
Облачно с просветле-ниями |
облачно |
дождь |
гром |
ветер |
снег |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема: Одежда людей в разное время года. Одевание на прогулку
Задание (минимальный уровень)
Рассмотри картинки. В какое время года ребята вышли на прогулку?
Подпиши время года.
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
Нарисуй одежду, в которой ты ходишь (осень, зима, весна, лето) в данное время года
Задание (достаточный уровень)
Рассмотри рисунки. В какое время года девочка собралась на прогулку? Подпиши время года. Соедини стрелкой рисунок одежды с временем года.
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|||||||
|
||||||||||
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|||||||
Тема: Игры детей в разные сезоны года
Задание (минимальный уровень).
Рассмотри картинки. Прочитай загадки. Напиши отгадки.
Нарисуй недостающую картинку к загадке.
|
|
||
Эта пора всем любима за то, Что нам не нужен ни плащ, ни пальто, Что солнце жарко и можно купаться, С этой порою так трудно прощаться! |
Распустились почки, Травка вырастает, В это время птички С юга прилетают. |
||
|
|
||
|
|
||
Разукрасит листья в разные цвета, Курточку, сапожки надевать пора. Собирает листья дворник во дворе, Как названье этой золотой поре? |
Когда она приходит, И посохом взмахнет, Собою сменит осень, Под снегом всё уснет. |
||
|
|
Задание (достаточный уровень).
Вспомни, в какое время года у тебя день рождения. Найди соответствующую картинку, подпиши дату своего рождения. Раскрась эту картинку.
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
Тема:Труд людей в сельской местности в разное время года
Задание (минимальный уровень).
В какой местности трудятся люди. Определи время года, изображенное на картинке. Подпиши, какую работу они выполняют.
|
|
||||
|
|
||||
|
|
||||
|
|
||||
Образец
|
|
||||
|
|
Задание (достаточный уровень).
В какой местности трудятся люди. Определи время года, изображенное на картинке. Подпиши, какую работу они выполняют, используя слова для справок.
|
|
||||
|
|
||||
|
|
||||
|
|
||||
Образец
|
|
||||
|
|
Слова для справок: весна, осень, лето, зима.
Заготовка сена, уборка снега, посадка рассады, сбор урожая с полей.
Тема:Труд людей в городе в разное время года
Задание (минимальный уровень).
В какой местности трудятся люди. Определи время года, изображенное на картинке. Подпиши, какую работу они выполняют.
|
|
||||
|
|
||||
|
|
||||
|
|
||||
Образец
|
|
||||
|
|
Тема:Труд людей в городе в разное время года
Задание (достаточный уровень).
В какой местности трудятся люди. Определи время года. Подпиши, какую работу они выполняют.Используй слова для справок.
|
|
||||
|
|
||||
|
|
||||
|
|
||||
Образец
|
|
||||
|
|
Слова для справок:весна, осень, лето, зима.
Уборка осенних листьев, очистка улиц от снега, полив клумб, сбор мусора.
Задание (минимальный уровень).
Рассмотри картинки. Определи и подпиши время года. Запиши в тетради, как выглядят деревья в разное время года.
____________________
__________________
____________________ ___________________
Задание (достаточный уровень).Рассмотри и раскрась картинки с деревьями в соответствии со временами года.
Осень
Задание
(минимальный уровень). Рассмотри картинку. Обведи красным карандашом животных,
которые зимой спят. Синим цветом животных, которые меняют окраску меха.
Запиши названия животных, которые зимой спят.
Задание (достаточный уровень). Рассмотри картинки. Запиши под картинками в какое, время года изображен заяц.
_________________ _________________
Закончи предложение:
Летом заяц ____________, а зимой _______________.
Задание
(минимальный уровень). Расставь предложения в правильном порядке и запиши
рассказ.
У многих животных рождаются
детёныши.
Весной просыпаются от зимнего сна
медведи, ежи.
Звери линяют.
Задание
(достаточный уровень).Запиши, как проводит зиму ёж.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.