Рабочая программа по окружающему миру в 4 классе. УМК «Школа 2100». В основе программы лежит системно – деятельностный подход. В программе прописаны общеучебные умения, навыки, способы деятельности и технологии, ценностные ориентиры учебного предмета, требования к уровню подготовки обучающихся, оканчивающих начальную школу.
окруж. мир (Автосохраненный).docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сычевская средняя общеобразовательная школа имени К. Ф. Лебединской»
«Рассмотрено»
Руководитель МО
« Согласовано»
зам. Директора по УВР
«Утверждено»
директор школы
________________/Нечаева Н. И./
«___» ____________ 2013 г.
________________/Маслова Н. И./
«___»___________2013 г.
____________/Чикунов В. И./
«___» ___________ 2013 г.
Рабочая программа по окружающему миру
70 часов
4 класс
Составитель:
Кудина Вера Александровна,
учитель начальных классов 20132014 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:
Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования 2004г.
Базисного учебного плана 2004г.
Примерной программы по окружающему миру для четырехлетней начальной школы
Авторской программы для четырехлетней начальной школы (авторы: А.А.Вахрушев, Д. Д. Данилов, А. С. Раутиан, С. В. Тырин)
Цель:
помочь младшему школьнику воспринимать новую информацию и находить ей место в системе своих знаний, упорядочивать свой
собственный опыт; гуманно относиться к природе как среде существования человека и источнику существования жизни на Земле; гуманно
относиться к личности и оказывать помощь в её самоопределении в обществе.
На основании требований федерального компонента государственного стандарта в содержании рабочей программы предполагается
реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностноориентированный, деятельностный подходы, которые
определяют задачи обучения:
развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать
творческие задачи;
освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;
воспитание позитивного эмоциональноценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовнонравственной
культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе,
сохранять и укреплять здоровье.
Предмет «Окружающий мир» разработан в соответствии с психологопедагогическими основами системы обучения, нацеленной на
достижение оптимального общего развития школьников (Школа 2100). Рабочая программа построена по принципу «дифференциации, то есть
расчленения целого на многообразные формы и ступени, возникновение различий в процессе движения содержания». В соответствии с этим
принципом отбор содержания предмета осуществляется на основе сочетания мироведения и краеведения.
Общая характеристика учебного предмета
В рабочей программе выделены виды связей между различными компонентами окружающего мира, а также общеучебные умения,
которые предполагают возможность активно и творчески оперировать имеющимися знаниями. Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной
мере природоведческие, обществоведческие исторические знания и дает обучающемуся необходимый материал для целостного и системного
видения мира в его важнейших взаимосвязях.
При его изучении младший школьник:
устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизнью; понимает взаимозависимости в
системе «человек – природа – общество»;
начальные навыки экологической культуры;
осознает необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственноэтических установок; получает
подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознает возможность
изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;
Образовательная функция предмета заключается в формировании разнообразных представлений о природе, человеке и обществе,
элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятиях, развитии целостного восприятия
окружающего мира.
подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.
Развивающая функция предмета предполагает и формирование элементарной эрудиции ребенка, его общей культуры, овладение
знаниями, превышающими минимум содержания образования.
Общеучебные умения, навыки, способы деятельности и технологии
В процессе освоения содержания окружающего мира обучающиеся приобретают общие учебные умения, навыки, осваивают способы
деятельности, предусмотренные требованиями федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. К
числу важнейших относятся, в частности, наблюдение объектов окружающего мира, их устное описание, соотнесение полученных
результатов с целью наблюдения (опыта); выявление с помощью сравнения отдельных признаков объектов; проведение простейших
измерений разными способами с использованием соответствующих приборов и инструментов; работа с простейшими моделями для
описания свойств и качеств изучаемых объектов; работа с учебными и научнопопулярными текстами, дидактические игры, парно
групповая работа, выполнение индивидуальных заданий в тетрадях и по карточкам,
работа с учебником, тетрадью,
иллюстрациями.
Программа позволяет проводить обучение с использованием различных организационных форм работы (индивидуальная, работа в
группах, в парах и т.д.), применять на уроках частичнопоисковый, проблемный, проектный и исследовательский методы обучения,
элементы ИКТтехнологий, личностноориентированной и здоровьесберегающие технологии (педагогика сотрудничества, технология
технологии развивающего и
уровневой дифференциации обучения, игровые технологии),
разноуровневого обучения.
системнодеятельностный подход, Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как
основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью
живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и
выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её
богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость
соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социальнонравственном
здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как
проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия,
мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей
преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского
общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого
существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами,
правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек. Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости,
милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой
родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого
необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Окружающий мир» изучается в 4 классе по два часа в неделю. Общий
объём учебного времени на 34 учебные недели составляет 68 часов, остальные 2 часа на 35 учебную неделю – резервные и будут использованы
по усмотрению составителя.
Место предмета в базисном учебном плане
Требования к уровню подготовки обучающихся, оканчивающих начальную школу
(Естествознание)
• объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;
• применять знания о своем организме в жизни (для составления режима
дня, правил поведения и т.д.);
• называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и
полезных ископаемых как твердых тел;
• объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших
полезных ископаемых;
• объяснять, в чем главное отличие человека от животных;
• находить противоречия между природой и хозяйством человека,
предлагать способы их устранения
• оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;
• доказывать необходимость бережного отношения к живым
организмам (Обществознание)
• по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции
(переживания), какие у них черты характера;
• отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;
• объяснять различия между людьми современного человечества: отличать
граждан разных государств; национальность человека от его расы;
верующих разных религий и атеистов
• объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими
родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что
объединяет всех людей на Земле в одно человечество;
• замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат
человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам
человека и правам ребенка. Предлагать, что ты сам можешь сделать
для исправления видимых нарушений
Учебная нагрузка
Содержание
Содержание учебного предмета
70 часов
ЧАСТЬ 1. «Человек и природа»
Р а з д е л 1. КАК РАБОТАЕТ ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА
Р а з д е л 2 . РУКОТВОРНАЯ ПРИРОДА
ЧАСТЬ 2 «Человек и общество»
Р а з д е л 3 .ЧЕЛОВЕК И ЕГО ВНУТРЕННИЙ МИР
Количество
часов
32
17
15
36
6 Р а з д е л 4 . ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ЛЮДЕЙ
Р а з д е л 5 . ЧЕЛОВЕК И ПРОШЛОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Р а з д е л 6 . ЧЕЛОВЕК И МНОГОЛИКОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО
Р а з д е л 7 . ЧЕЛОВЕК И ЕДИНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО
В с е г о
Резервные уроки
Итого
6
8
5
11
68
2
70
КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока по
программе
№ урока
по разделу
Тема урока
Примечание
Дата
ЧАСТЬ 1. «Человек и природа» Р а з д е л 1. КАК РАБОТАЕТ ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА (17 часов)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Как устроен организм человека
Кожа – «пограничник» организма
Как человек двигается
Путешествие бутерброда
Как удаляются ненужные вещества
Для чего и как мы дышим
Волшебная восьмёрка
Что такое кровь?
Почему наш организм работает слаженно
1
2
3
4
5
6
7
8
9 10
11
12
13
14
15
16
17
10
11
12
13
14
15
16
17
Окна в окружающий мир
Многогранный мир чувств
Родители и дети
Отчего мы иногда болеем
Наши предки – древесные жители
На заре человечества
Контрольная работа № 1 по теме «Человек и его строение»
Учимся решать жизненные задачи. Обобщение по теме «Как работает организм
человека»
Р а з д е л 2 . РУКОТВОРНАЯ ПРИРОДА (15 часов)
18
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
32
Рукотворная жизнь
На службе у человека
Покорение силы
Как человек использует свойства воды
Как человек использует свойства воды
Как человек использует свойства воздуха
Горные породы и минералы
Металлы
Приручение огня
Как нам жить?
Контрольная работа № 2 по теме «Рукотворная природа»
Решаем жизненные задачи. Повторение
Контрольная работа № 3 по курсу «Человек и природа»
Невидимая сила
Чудо волны
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
ЧАСТЬ 2 «ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО» Р а з д е л 3 .ЧЕЛОВЕК И ЕГО ВНУТРЕННИЙ МИР (6 часов)
33
34
35
36
37
38
1
2
3
4
5
6
Кого можно назвать человеком?
Посмотри в своё «зеркало»
Как понять, что творится у друга на душе?
Переживания, испытанные временем
Как узнать человека?
Обобщение по теме «Человек и его внутренний мир»
Р а з д е л 4 . ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ЛЮДЕЙ (6 часов)
39
40
41
42
43
44
1
2
3
4
5
6
Что такое общество
Как жить в мире людей
Моё общество
Права человека
Обобщение по теме «Человек в мире людей»
Контрольная работа № 4 по теме «Человек в мире людей»
Р а з д е л 5 . ЧЕЛОВЕК И ПРОШЛОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (8 часов)
45
46
47
48
49
50
51
52
1
2
3
4
5
6
7
8
Первобытный мир – первые шаги человечества
Древний мир – рождение первых цивилизаций
Изобретения цивилизаций Древнего мира
Эпоха Средних веков – между древностью и новым временем
Технические достижения эпохи Средних веков
Новое время – торжество Европы
Новейшее время – трудный шаг к единому человечеству
Обобщение по теме «Человек и прошлое человечества»
Р а з д е л 6 . ЧЕЛОВЕК И МНОГОЛИКОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО (5 часов) 53
54
55
56
57
1
2
3
4
5
Короли, президенты и граждане
Расы и народы
Кто во что верит
Пути духовных исканий
Обобщение по теме «Человек и многоликое человечество»
Р а з д е л 7 . ЧЕЛОВЕК И ЕДИНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО (13 часов)
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Мировое хозяйство
Мировое сообщество государств
Что человечество ценит больше всего?
Проект «Самые важные человеческие ценности»
Как нам жить?
Контрольная работа № 5
по теме «Права человека»
Работа над ошибками. Повторение по теме «Права человека»
Проект «Моё человечество»
Контрольная работа (итоговая)
по курсу «ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО»
Работа над ошибками.
Человек и единое человечество
Экскурсия в краеведческий музей
по теме «Путь человечества в будущее –
дорога каждого из нас!»
РЕЗЕРВНЫЕ УРОКИ (2 часа)
69
70
12
13
Резервный урок
Резервный урок Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования 2004г.
Базисного учебного плана 2004г.
Примерной программы по окружающему миру для четырехлетней начальной школы
Авторской программы для четырехлетней начальной школы (авторы: А.А.Вахрушев, Д. Д. Данилов, А. С. Раутиан, С. В. Тырин)
Информационно образовательный ресурс:
Учебнометодический ресурс:
Окружающий мир. «Человек и природа» учебник для 4го класса. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. и др.
Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» («Человек и природа») для 4го класса. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан
Окружающий мир. «Человек и человечество» учебник для 4го класса. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. и др.
А.С. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» («Человек и человечество») для 4го класса. Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Стойка
Методические рекомендации для учителя. Окружающий мир («Человек и человечество»). 4й класс. Данилов Д.Д., Сизова Е.В.,
Е.И.
Кузнецова С.С.
Методические рекомендации для учителя. Окружающий мир. («Человек и природа»). 4й класс. Родыгина О.А., Вахрушев А.А.,
Раутиан А.С.
Материальнотехническое обеспечение:
Принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе
формирования представлений об объектах природы и культуры человеческого общества. В связи с этим главную роль играют средства
обучения, включающие наглядные пособия:
гербарии; коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;
изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи.;
географические карты.
Рабочая программа по окружающему миру в 4 классе
Рабочая программа по окружающему миру в 4 классе
Рабочая программа по окружающему миру в 4 классе
Рабочая программа по окружающему миру в 4 классе
Рабочая программа по окружающему миру в 4 классе
Рабочая программа по окружающему миру в 4 классе
Рабочая программа по окружающему миру в 4 классе
Рабочая программа по окружающему миру в 4 классе
Рабочая программа по окружающему миру в 4 классе
Рабочая программа по окружающему миру в 4 классе
Рабочая программа по окружающему миру в 4 классе
Рабочая программа по окружающему миру в 4 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.