Дидактический материал к урокам русского языка
Оценка 4.7

Дидактический материал к урокам русского языка

Оценка 4.7
docx
25.03.2024
Дидактический материал к урокам русского языка
Дид.мат к русскому языку.docx

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА.

1.Прочитайте текст и ответьте, о чем в нем рассказывается.

 Выбери  подходящее начало из предложенных речевых образцов: Автор текста (статьи, заметки; рассказывает нам о том…

        В  тексте (статье, заметке, рассматривается  (что?);  говорится (о чем?)… дается  оценка,  анализ (чего?); обобщается (что?), представлена точка зрения (на что?); в (статье, тексте, заметке) говорится, рассказывается) о том… из (статьи, текста, заметки) стало известно…

        …У японцев бытует любопытный обычай: в день свадьбы молодым преподносят чудесный дар природы - морскую корзиночку (ажурную губку), в которой сидят два рачка, символизирующих верность, преданность. Рачки  эти заползают в корзиночку-губку в детском возрасте, растут в ней и остаются вместе на всю жизнь, так как не могут выбраться через небольшое отверстие. Такой свадебный подарок называется корзинкой Венеры.

Ответ: Из заметки стало известно, что у японцев есть обычай дарить молодоженам морскую корзиночку с двумя рачками, символизирующими супружескую верность.

2.Прочитайте стихотворение и определите его тему. Выберите подходящее начало из предложенных речевых образцов:

 Тема стихотворения, статьи, рассказа…

Это стихотворение, статья, рассказ на тему…

Стихотворение, статья, рассказывает…

Статья посвящена теме, проблеме, вопросу…

 

День сегодня ярче и светлей,

Потому что все мы поздравляем

Наших дорогих учителей.

Счастья и здоровья им желаем.

Ответ: Тема стихотворения – поздравления и пожелания учителям в праздник.

3.По заголовкам определите примерную тему статей.

а) Здоровье нации – дело каждого и всех.

б) Человек и компьютер.

в) Наш сад.

г) История государства Российского.

д) Беречь землю.

е) По страницам истории шахмат.

ж) Из жизни лингвистических терминов.

з) Чтобы море оставалось чистым.

Ответ: а) – о здоровом образе жизни; о новых направлениях в области профилактики здоровья; о негативных последствиях вредных привычек;

б) – роль компьютера в жизни современного человека; сравнительные возможности компьютера и человека;

в) – о садоводстве;

г) – вопросы исторического развития России; хроника Российской истории;

д) – экологические проблемы земли; конкретного государства;

е) – об истории развития шахмат; знаменитые шахматисты и их роль;

ж) – популярное изложение научных понятий лингвистики;

з) – проблемы экологии моря.

4.Скажите, по каким из предложенных заголовков:

а) Можно предположить тему статьи;

б) какие ее не отражают?

Заметки о современной науке и технике. Сибирский талант. Маленькие хитрости. П. М. Третьяков. Академик Л. Д. Ландау. Интервью с космонавтом Леоновым. Перспективы изучения Венеры. Химия наших дней.

Ответ: а) Заметки о современной науке и технике

                П. М. Третьяков

               Академик Л. Д. Ландау

               Интервью с космонавтом Леоновым

               Перспективы изучения Венеры

            б) Сибирский талант

                 Маленькие хитрости

                  Химия наших дней

5.Прочитайте небольшое ученическое сочинение и определите, на какую тему оно написано. К какому стилю речи вы его отнесете?

 

         Не люблю собирать грибы. Идешь, идешь, ковыряешь эти опавшие листья, ворошишь сухую траву, то и дело спотыкаешься о корни деревьев, ветки за одежду цепляются, да и наклоняться нужно до самой земли. Не знаю, как эти грибы моя бабушка находит. А говорит как вкусно! Пальчики оближешь.

Ответ: Тема сочинения- а) « Люблю кататься, но не люблю саночки возить»; ( иносказательно)

б) « Люблю вкусно поесть, особенно когда приготовят другие»

в) « Обожаю грибы, но только собранные и приготовленные бабушкой».

6.Скажите, удачно ли озаглавлен этот рассказ? Если нет, то предложите свое заглавие. При ответе используйте следующие речевые образцы: рассказ озаглавлен, носит заглавие, называется.

                                                                         Танцуют гости

     Двухэтажный танец – непременная часть свадебного ритуала в одном из штатов центральной Индии. Его исполняют гости, Приглашенные на свадьбу. Танцуют двенадцать мужчин и, как правило, всю ночь. Шестеро забираются на плечи партнеров, затем оба «этажа», взявшись за руки, начинают водить хоровод. Время от времени танцоры меняются «этажами». Существует поверье, что каждый час такого танца обеспечивает десять лет счастливой супружеской жизни молодой четы.

Ответ: Рассказ называется «Танцуют гости», но название не отражает сути содержания. Главное не то, что они танцуют, а как именно. Поэтому рассказ нужно было озаглавить «Двухэтажный танец» или «Двухэтажный свадебный танец».

 

7.Запишите несколько заголовков (выбранных из учебников, периодической печати), по которым можно «угадать» тему текста.

 

Ответ: Стили речи. Обобщение изученного.

Кисловодский фарфор приносит в дом красоту.

Как побороть сколиоз.

Наши читатели: каким они хотят видеть журнал.

Лето – время отпусков

8.Приведите примеры таких заголовков, которые прямо не отражают тему статьи, рассказа.

Ответ: Драгоценности на колесах        (о дорогих машинах)

              Звезды и миражи                      (об известных хоккеистах)

             Стратегия страуса                     (о вопросах юношеской сексуальности)

             Кукольное дело                         (об интригующей истории куклы из фильма «Три толстяка»)

             Осень Кондрашина                  (о работе тренера)

            Капитаны-мечтатели верят      (о детском творчестве)

9.Прочитайте данные предложения и скажите, можно ли их назвать тестом. Ответ обоснуйте.

            Сырые дрова в костре не загорались. Урожай в этом году начали убирать поздно. Вечер. Самолет – прекрасное изобретение человечества. Позвони мне, когда вернешься из командировки.

Ответ: Нет, поскольку отсутствует единая тема; не прослеживается грамматическая связь предложений; невозможно сформулировать общую, основную мысль для всех (или большинства) данных предложений.

10.Прочитайте предложения. Какие из них могут войти в связанный текст? Составьте его.

 Л. Н. Толстой любил рисовать. Сегодня многие предпочитают пользоваться фломастерами вместо карандашей. Карандаш появился очень давно. Известно, что писатель иллюстрировал произведение Жюля Верна «Путешествие вокруг света за 80 дней».

Ответ: Лев Толстой любил рисовать. Известно, что писатель иллюстрировал произведение Жюля Верна «Путешествие вокруг света за 80 дней».

11.Уберите лишнюю информацию, не относящуюся к теме заметки.

           Автор балета «Спящая красавица» - Петр Ильич Чайковский. Мысль о создании оперы на сюжет пушкинского «Евгения Онегина» подсказала Чайковскому русская певица Е. А. Лавровская. «Содружество» двух гениев дало миру прекрасное произведение.

Ответ:  Мысль о создании оперы на сюжет пушкинского «Евгения Онегина» подсказала Чайковскому русская певица Е. А. Лавровская. «Содружество» двух гениев дало миру прекрасное произведение.

12.Прочитайте первое предложение и скажите, о чем может идти речь в предполагаемой статье.

          Имя замечательной шведской писательницы Астрид Линдгрен всем знакомо, но, наверно, мало кто знает, что она родилась в первом десятилетии нашего века, точнее в 1907 году, в простой крестьянской семье.

Ответ: Статья предположительно будет рассказывать о жизни и творчестве писательницы Астрид Линдгрен.

 

13.Прочитайте текст. Укажите предложение, которое содержит главную мысль.

          Неправильное освещение при просмотре телевизионных передач отрицательно влияет на зрение. Лучше, если во время телевизионной передачи комната немного освещена, так как не всегда телевизор бывает идеально отрегулирован, а дополнительное искусственное освещение смягчает резкость изображения.

Ответ:  Неправильное освещение при просмотре телевизионных передач отрицательно влияет на зрение.

14.Прочитайте текст, укажите предложение, которое содержит главную мысль; есть оно в тексте или вам пришлось его формулировать?

             Косвенная речь – особая синтаксическая конструкция, которая передает чужую речь. По форме она представляет собой сложноподчиненное предложение с изъяснительной придаточной частью. Главная часть содержит описание речевой ситуации, придаточная или передает дословно чужую речь, или излагает ее содержание приблизительно.

Ответ:  Данный текст раскрывает понятие косвенной речи; он не несет избыточной информации; все его содержание суть основная мысль.

15.Прочитайте текст. Назовите предложение, которое несет главную смысловую нагрузку.

                                                     Берегите книги

          Не реже двух раз в год книги в домашней библиотеке надо чистить щеткой или тряпкой. Пыль и сырость – враги книг. Если в книжных шкафах появилась сырость, книги следует потереть сухой тряпкой. Шкафы нужно оставить открытыми, чтобы они хорошо проветрились.

 

Ответ:  Пыль и сырость – враги книг.

16.Докажите, что данное утверждение верно. Приведите свои примеры.

         Предложение, которое несет основную смысловую нагрузку может стоять в любом месте текста, чаще всего оно находится в его начале или конце; но обычно основную мысль нужно сформулировать самостоятельно.

Ответ:  а) Предложение, которое несет основную смысловую нагрузку стоит в начале текста.

                Впервые за полвека в небе столицы появятся Дирижабли.

            Первый за последние  55 лет дирижабль начнет бороздить московское небо во время празднования   850-летия столицы.

           б)  Как стало известно «МК», мэр Москвы  Юрий Лужков подписал распоряжение об использовании дирижаблей в юбилейных мероприятиях. Над городом станут летать относительно небольшие дирижабли длиной 35 метров и диаметром 9 метров. Один летательный аппарат будет рассчитан на экипаж из двух человек. Кстати, последний раз дирижабли появлялись в московском небе во время Великой Отечественной войны – они использовались для перевозки газа.

             Во время празднования юбилея необычные летательные аппараты станут выполнять в основном рекламные функции: на них будут размещать свои логотипы различные фирмы.

          Если же эксперимент окажется удачным, то дирижабли начнут использовать и для чисто городских целей. На них предполагается устанавливать оборудование по наблюдению за пробками на дорогах, радиоретрансляторы и экологические приборы.

                                                                                                     газета: «Московский комсомолец»

в) Предложение, несущее основную смысловую нагрузку, завершает текст.

      Вряд ли существуют точные рецепты рисования иллюстраций, но говорить о различных подходах к этой работе можно. Допустим, перед нами произведение, в котором действуют несколько персонажей, автор раскрывает их различные характеры. Одним из художественных решений здесь может быть серия портретов. Если мы обратимся к сборнику лирических стихотворений, здесь могут быть уместны поэтические символы, выраженные в легких ненавязчивых рисунках… Художник может прибегнуть к самым неожиданным решениям, важно, чтобы они были убедительны и остроумны.

                                                                                               О. Верейский, народный художник РСФСР

г) Предложение, несущее основную смысловую нагрузку, находится внутри текста.

             В январе 1764 года студент взял в библиотеке Гарвардского университета (США) третий том «Полной истории Англии», изданной  в 1706 году, и позабыл его вернуть. Тогда же, в январе, вспыхнул пожар, в огне которого погибла почти вся библиотека, за исключением четырех сотен книг. И вот теперь книгу, ставшую редкой и ценной, вернули прежним хозяевам. Недавно она попала к книготорговцу, который связался с одним из гарвардских профессоров и предложил вернуть издание в университетскую библиотеку. Стоимость книги букинисту возместил анонимный благотворитель.

                                                                                                                 ж. «Отдохни»

д) Предложение, несущее основную смысловую нагрузку не содержится в тексте «напрямую» , оно сформулировано на основе содержания и выражает то, ради чего написан текст (чему посвящен, чему учит или призывает – в зависимости от направленности).

                                   Ядовитый паук помогает ученым

          Черный, крупный – до четырех сантиметров в длину – паук, который плетет воронкообразную паутину для своих жертв, пользуется в Австралии дурной репутацией. Его «клыки» наполнены смертоносным ядом, он очень агрессивен и нападает даже на посмевших потревожить его людей.

     Однако именно составом его яда заинтересовались специалисты, которые пытаются разработать новый эффективный инсектицид – все старые успели зарекомендовать себя не с лучшей стороны. Дело в том, что паучий яд мгновенно выводит из строя нервную систему попавшего с тенета насекомого. Парализованная жертва теряет способность двигаться и очень скоро гибнет.

         После двух с половиной лет исследований австралийским химикам удалось получить состав, сходный с паучьим ядом и столь же убийственный для разного рода ползучей и летающей нечести, включая тараканов и долгоносиков. Эти последние наносят огромный вред австралийским посевам хлопчатника.

     Для людей и прочих млекопитающих новый инсектицид совершенно безвреден

                                                                                                                       ж. «Одохни»  

          Новый инсектицид, убийственный для тараканов и прочей нечисти, но безвредный для людей и прочих млекопитающих, разработан на основе яда австралийского паука.

17. В данной статье найдите предложения существенные и несущественные для подтверждения главной мысли. Разделите статью на абзацы.

          При кровотечении из носа многие спешат лечь. Это неправильно. Надо сесть, но слегка откинуть голову назад, расстегнуть воротник. На переносицу и на лоб положить кусок льда или холодную примочку. Ноздри следует заткнуть тугими ватными тампонами, смоченными перекисью водорода. Не надо втягивать носом воздух, иначе усилится кровотечение. Если нет под рукой ваты, надо плотно зажать ноздри пальцами на одну-две минуты. При длительных и частых кровотечениях необходимо обратиться к врачу.

Ответ:  а) Деление текста на абзацы

         При кровотечении из носа многие спешат лечь. Это неправильно. Надо сесть, но слегка откинуть голову назад, расстегнуть воротник.

          На переносицу или на лоб положить кусок льда или холодную примочку. Ноздри следует заткнуть тугими ватными тампонами, смоченными перекисью водорода. Не надо втягивать носом воздух, иначе усилится кровотечение. Если нет под рукой ваты, надо плотнее зажать ноздри  пальцами на одну-две минуты.

          При длительных и частых кровотечениях необходимо обратиться к врачу.

б) Предложения, существенные для подтверждения главной мысли, подчеркнуты.

18. Используя положения о ведущих стилеобразующих элементах научного стиля, докажите, что статья задания № 17 написана именно в этом стиле.

Ответ: а) Наличие терминов: кровотечение; ватные тампоны; примочка;

б) Отсутствие образно-экспрессивных средств;

в) Беспристрастное изложение материала, констатация фактов, инструктивность.

г) Лексика, употребленная в прямом значении; повелительные формы глагола; безличные конструкции.

19. Прочитайте текст. Определите, какие предложения нужно использовать для выражения главной мысли.

         В  1770 году  в России был утвержден орден  Св. Георгия. Он вручался за воинские подвиги и имел девиз: «За службу и храбрость». Вряд ли его учредители могли предвидеть, какая великая судьба ожидает их детище. Орден тесно связан со всей последующей историей России. Эта награда стала символом русской славы.

Ответ:  В 1770 году в России был утвержден орден св. Георгия. Он вручался только за воинские подвиги и имел девиз: «За службу и храбрость». Эта награда стала символом русской славы.

20. Прочитайте текст. Обратите внимание на выделенные части предложений. Они несут основную информацию и называются информативными центрами предложений. На основании выделенных информативных центров сделайте вывод об их обычном расположении в письменной речи.

           Московский университет основан по инициативе М. В. Ломоносова – великого русского ученого. Он всегда являлся центром русской науки и просвещения. В университете учились знаменитые русские писатели и поэты, передовые общественные деятели. В нем работали выдающиеся русские ученые.

            В настоящее время в Московском университете имеется  17 факультетов. В систему учреждений МГУ входят четыре научно-исследовательских института, учебно-научные станции, астрономические обсерватории, Ботанический сад, издательство и типография.

Ответ: Информативные центры предложений обычно располагаются в конце.

21.Прочитайте статью, скажите, согласны ли вы с тем, что подчеркнутые части предложений являются их информативными центрами.

В тексте всегда есть главная мысль.  Но живет она там не одна. Если бы в книге была только главная мысль, то, наверное, они состояли бы только из одних заголовков. Можно сравнить книгу с машиной. В машине главная деталь – мотор. Но если не будет остального (колес, руля, тормозов), машины все-таки не будет. Так же и в тексте, кроме главной, есть еще и другие важные мысли, проблемы, «подтемы». Если  их найти и пересказать, то получится краткий пересказ, а если записать – конспект.

Ответ: Подчеркнутые части предложений являются их информативными центрами.

22.В предложенном тексте: а) найдите информативные центры предложений; б) его «подтемы»; в) определите главную мысль текста.

   Память бывает разная. Есть память чувств, в которой хранятся радости и печали. Есть память ума, сохраняющая обдуманное и понятое. Можно помнить вкус дыни, которую вы ели месяц назад, потому что у вас есть память на вкусовые ощущения. А еще есть память на запахи.

      Людям во всем помогают разные виды памяти. Но чтобы они по-настоящему выручали, о них надо заботиться: тренировать и развивать.

Ответ:  а) Память бывает разная. Есть память чувств, в которой хранятся радости и печали. Есть память ума, сохраняющая обдуманное и понятое. Можно помнить вкус дыни, которую вы ели месяц назад, потому что у вас есть память на вкусовые ощущения. А еще есть память на запахи.

      Людям всегда помогают разные виды памяти. Но чтобы они по-настоящему выручали, о них надо заботиться: тренировать и развивать.

б) Подтемы текста: а)  память бывает разная; б) людям во всем помогают разные виды памяти.

в) Главная мысль текста – Любой вид памяти надо тренировать и развивать.

23.Прочитайте текст, а затем его основную мысль, данную ниже. Скажите, согласны ли вы с тем, что она и есть главная?

      Писатель-фантаст Жюль Верн много часов в день тратил на изучение научной литературы, чем и объясняется «удивляющая» читателей осведомленность романиста в самых разнообразных областях науки и техники. Жюль Верн как бы представлял собой институт научной  информации современных ему знаний. Составленной им картотеке из 20 тысяч карточек, могло бы позавидовать и ученое общество.  Глубокое и всестороннее изучение научной литературы сыграло огромную роль в творчестве писателя-фантаста Жюля Верна.

Ответ:  Да.

24.Прочитайте текст и, (данную ниже) его главную мысль. Дополните ее необходимыми словами.

        Есть ли у кошки усы? Настоящих, оказывается, нет. Их роль играют вибриссы – длинные жесткие чувствительные волосы. На усы они похожи, но выполняют другие задачи: кошка воспринимает ими информацию об окружающем. Есть вибриссы и на боках у кошки. Они похожи на остальные шерстинки и почти не заметны. Вибриссы у кошки похожи на усы. 

Ответ:  Вибриссы, которыми кошка воспринимает информацию об окружающем, похожи на усы, но не являются ими.

25.Запишите рядом слова, синонимичные данным словосочетаниям. Скажите, какие более характерны для научного стиля.

совершать колебания –

прийти в соприкосновение –

испытать отклонение –

сделать отступление –

иметь отличие –

подвергнуться распаду –

иметь сходство –

выпасть в осадок –

дать подтверждение –

привести доказательство –

Ответ:  совершать колебания – колебаться

прийти в соприкосновении – соприкасаться

испытать отклонение – отклониться

сделать отступление – отступить

иметь отличие – отличаться

подвергнуться распаду – распасться

иметь сходство – походить

выпасть в осадок – осесть

дать подтверждение – подтвердить

привести доказательство – доказать

Более характерны для научного стиля словосочетания, данные в левой колонке.

26.Подберите из учебников по физике, химии, математике несколько небольших текстов (фрагментов) и найдите в них следующие лексико-грамматические особенности научного стиля:

а) обратный порядок слов:

например, «движением называется изменение положения тела относительно других тел»;

б) преобладание номинативных (названых) конструкций над глагольными:

например, «реакция раствора, движение тела, преодоление трения»;

в) частное использование глагольно-именных сочетаний:

например, «делать вращательные движения» вместо «вращаться».

Ответ:  Привести примеры по аналогии с образцами.

27.Прочитайте текст. Основную его мысль запишите.

                                    До самой далекой планеты

      Наша Галактика примерно на 30% меньше, чем думали до сих пор, а Солнце соответственно ближе к ее центру. Так утверждает группа астрономов из Швеции, Франции и США. Основываясь на данных измерений радиоизлучения от области молодых звезд от нас до центра не 10, а 7 тысяч парсек (космическая мера расстояния), а диаметр диска Галактики не 30, а 21 тысяча парсек. Если расчеты этих астрономов верны, видимо, придется пересмотреть и расстояния до других галактик, и вообще наши представления о размерах Вселенной.

Ответ: Если расчеты астрономов верны, то придется пересмотреть размеры Вселенной и расстояния до других планет.

28.Прочитайте текст. Дополните (приведенную ниже) его главную мысль необходимыми словами. Скажите, совпадает ли название в целом с главной мыслью текста.

                             Легенда североамериканских индейцев

              Сахарный сок у клена впервые обнаружили ленивые женщины… Так гласит старая легенда североамериканских индейцев ирокезов. Такие хозяйки, чтобы не идти к отдаленному роднику за чистой водой, надрезали кору ближайшего рослого клена и набирали полные горшки сока. Эти женщины совершенно неожиданно прославились как искусные поварихи:            все их кушанья были вкусными и сладкими.

             Больше всего сахара содержится в соке сахарного клена. Его еще называют «сахарным деревом». Содержание сахара в соке такого клена достигает 3%.

   Лень помогла сделать открытие.

Ответ: а) Лень помогла сделать открытие – обнаружить в сахарном клене сахар, пригодный для пищи.

б) Не совпадает.

 

29.Определите, в каком месте текста «Легенда североамериканских индейцев» содержится аргументация главной мысли.

Ответ:  Аргументация главной мысли в тексте « Легенда североамериканских индейцев» содержится в предложениях «Такие хозяйки, чтобы не идти к отдаленному роднику за чистой водой, надрезали кору ближайшего рослого клена и набирали полные горшки сока. Эти женщины совершенно неожиданно прославились как искусные поварихи: их кушанья были вкусными и сладкими».

30.Прочитайте текст и его главную мысль, сформулированную ниже. Верна ли она? Если нет, то исправьте (дополните).

     Трудно предположить, что такая простая и необходимая каждому процедура, как умывание лица, имеет свою курьезную историю. В XVIII веке, например, необходимо было специальное предписание врача, чтобы заставить французского короля Людовика XVумыться. Во Франции в те времена считалось, что после умывания водой лицо становится чувствительным к холоду, грубеет и летом сильно загорает.

Ответ:  Нет. В XVIII  веке принудить умыться короля мог только врач.

31.Найдите предложение, которое в данном тексте должно быть первым. Перескажите текст в исправленном варианте.

       Этот зверек с гладким серовато-бурым мехом весит… 5 граммов.  И тем не менее это такое же млекопитающее, как, предположим, слон. Самое маленькое на земле животное обнаружили в Казахстане, Белозубка-малютка – так назвали лилипута – питается насекомыми, на более крупную добычу не покушается.

Ответ: Самое маленькое не земле животное обнаружили в Казахстане. Этот зверек с гладким серовато-бурым мехом весит… 5 граммов. И тем не менее это такое же млекопитающее, как, предположим, слон. Белозубка-малютка – так назвали лилипута – питается насекомыми, не более крупную добычу не покушается.    

32.В тексте задания № 31 найдите неопределенно-личные предложения. Скажите, почему такой тип предложений характерен для научного стиля. Какие еще типы предложений преобладают в научной литературе?

Ответ:  Первое. В последнем – вводное  « так назвали лилипута». Такой тип предложений характерен для научной речи, так как предполагает большую степень абстрактности суждений, авторскую «отстраненность» от передаваемой информации, акцент на содержание информационного материала. В научной речи используются безличные, обобщенно-личные предложения; сложноподчиненные с придаточными цели, условия, причины.

33.Определите, к какому типу предложений относятся данные ниже.

Закон инерции называют также первым законом Ньютона.

Жидкость нагревают до определенной температуры.

Амебу считают одним из простейших.

Примем точку A за начало отрезка.

Обозначим этот отрезок буквами BC.

Также найдем второй радиус.

Предположим, что скорость равно 60 км/час.

Ответ:  Все предложения – обобщенно-личные.

34.Спишите текст. Определите информативный центр предложений. Используя их, составьте вопросы к каждому предложению.

        Изучение древней косметики и лечебных мазей – занятие итальянских химиков и парфюмеров. Их цель – воссоздание и использование старинных рецептов. Все началось 15 лет назад, когда в одном из погребений были найдены сосуды с мазями.  Ученым удалось расшифровать их состав. Такие мази применялись еще во времена Нерона.

         Недавно при раскопках на побережье Мертвого моря были обнаружены мази и духи, которыми могла пользоваться царица Клеопатра. Специалисты исследовали их и теперь наладили массовый выпуск «духов Клеопатры».

Ответ: Изучение древней косметики и лечебных мазей – занятие итальянских химиков и парфюмеров. Их цель – воссоздание и использование старинных рецептов. Все началось 15 лет назад, когда в одном из погребений были найдены сосуды с мазями. Ученым удалось расшифровать их состав. Такие мази применялись еще во времена Нерона. Недавно при раскопках на побережье Мертвого моря были обнаружены мази и духи, которыми могла пользоваться царица Клеопатра. Специалисты исследовали их и теперь наладили массовый выпуск «духов Клеопатры».

1 – Кто занимается изучением древней косметики и лечебных мазей?

2 – Какова цель итальянских химиков и парфюмеров?

3 – Когда возникла проблема и в связи с чем?

4 – Что расшифровали ученые?

5 – К какому времени относят эти мази?

6 – Кто мог пользоваться мазями и духами, найденными на побережье Мертвого моря?

7         – Как называется марка новых духов?

35.Используя текст из задания № 34, привлекая самостоятельно подобранные статьи научного плана, докажите, что в них преобладают особые синтаксические конструкции – предложения, в которых действующее лицо совсем отсутствует, либо мыслится обобщенно, и все внимание сосредоточивается на действии, на его обстоятельствах.36.Прочитайте предложения и вопросы к ним. Обратите внимание на формулировку вопросов такого типа.

       Метафора – перенос названия с одного предмета (явления, действия, признака) на другой на основе их сходства.

       Что такое метафора?

        Научная лексика – слова, характерные для научного стиля (термины, слова, называющие отвлеченные понятия).

       Что такое научная лексика?

      Омонимы – одинаковые по звучанию и (или)  написанию  слова, но не связанные по значению.

      Что такое омонимы?

37.Подберите самостоятельно определения к следующим понятиям. Поставьте к ним правильные вопросы.

Антонимы –                                            Синонимы –

        Морфология –                                       Синтаксис –

Ответ: Антонимы – противоположные по значению слова.

Что такое антонимы?

Синонимы – сходные по значению слова.

Что такое синонимы?

Морфология – раздел грамматики – наука о частях речи, о категориях и формах слов.

Что такое морфология?

Синтаксис – раздел лингвистики, изучающий законы соединения слов и строения предложений.

Что такое синтаксис?

38.Прочитайте текст и дайте ответ на поставленный в заглавии вопрос.

                            Как разрезать оргстекло по методу А. Лобача?

       Есть много способов разрезать оргстекло, но почти все они рассчитаны на использование каких-либо инструментов. Воспользуемся методом петербуржца А. Лобача. Он предлагает применить прочную нить, которой из оргстекла нетрудно вырезать фигуры практически любой конфигурации.

Ответ:  Оргстекло по методу А. Лобача можно разрезать при помощи прочной нити.

39.Попробуйте самостоятельно ответить на вопросы, которые вынесены в заглавие текста.

                                      Хочешь похудеть? А зачем?

                По данной Американской  ассоциации диетологов среди девочек школьного возраста в США распространен необоснованный страх за свою фигуру. Сказывается подхваченная рекламой мода на диеты. Из опрошенных 500 школьниц Сан-Франциско 58 процентов полагали, что слишком много весят, хотя на самом деле избыточный вес найден лишь у 17 процентов. 89 процентов семнадцатилетних школьниц сидят на диете, и даже из девятилетних девочек почти половина ограничивает себя в еде, «чтобы не потолстеть». Врачи подчеркивают, что ограничительная диета опасна в возрасте, когда человек должен расти и набираться сил.

40.Прочитайте текст и к каждому предложению составьте вопросы.

        Старейшие действующие часы находятся на здании собора в английском городе Солсбери. Они не имеют циферблата. Сигнал о ходе времени осуществляется при помощи колокольного боя. Часы созданы в 1368 году. В 1956 году подвергались капитальному ремонту.

Ответ:  Где находятся старейшие действующие часы?

Что у них отсутствует?

Как осуществляется сигнал о ходе времени?

Когда часы созданы?

Когда их ремонтировали капитально?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 


 

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К УРОКАМ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К УРОКАМ

Скажите, по каким из предложенных заголовков : а)

Скажите, по каким из предложенных заголовков : а)

Запишите несколько заголовков (выбранных из учебников, периодической печати), по которым можно «угадать» тему текста

Запишите несколько заголовков (выбранных из учебников, периодической печати), по которым можно «угадать» тему текста

Имя замечательной шведской писательницы

Имя замечательной шведской писательницы

Как стало известно «МК», мэр Москвы

Как стало известно «МК», мэр Москвы

Парализованная жертва теряет способность двигаться и очень скоро гибнет

Парализованная жертва теряет способность двигаться и очень скоро гибнет

В 1770 году в России был утвержден орден

В 1770 году в России был утвержден орден

Главная мысль текста – Любой вид памяти надо тренировать и развивать

Главная мысль текста – Любой вид памяти надо тренировать и развивать

Более характерны для научного стиля словосочетания, данные в левой колонке

Более характерны для научного стиля словосочетания, данные в левой колонке

Больше всего сахара содержится в соке сахарного клена

Больше всего сахара содержится в соке сахарного клена

Определите, к какому типу предложений относятся данные ниже

Определите, к какому типу предложений относятся данные ниже

Прочитайте предложения и вопросы к ним

Прочитайте предложения и вопросы к ним

Из опрошенных 500 школьниц Сан-Франциско 58 процентов полагали, что слишком много весят, хотя на самом деле избыточный вес найден лишь у 17 процентов

Из опрошенных 500 школьниц Сан-Франциско 58 процентов полагали, что слишком много весят, хотя на самом деле избыточный вес найден лишь у 17 процентов

Дидактический материал к урокам русского языка

Дидактический материал к урокам русского языка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.03.2024