Дидактический материал по литературному чтению и окружающему миру (1-4 класс)
Прежде чем начать работу с материалом пособия, необходимо путём несложной диагностики определить для каждого ребенка «рубежную» группу слов. Для этого надо предложить ученику прочитать несколько любых предложений 1-й группы, затем — столько же предложений 2-й группы и так далее до того момента, пока в чтении ученика не появятся ошибки. Например, это будет в 4-й группе; значит, чтение слов данной группы и является тем рубежом, когда у ребёнка возникают трудности и появляется излишнее напряжение.
Определив «рубежную» группу, работу тем не менее следует начинать с чтения слов 1-й группы. Здесь материал для работы определяется в зависимости от возможностей каждого ребёнка. Так, детям со значительными трудностями предлагаются слова самых первых столбиков: щи, ива. Другим детям можно начать со структуры слов типа баня, берёза, третьим — вареники. Чтение 2-й и последующих групп всегда начинается с самого первого столбика слов.
На работу с каждой «предрубежной» группой отводится 1—2 занятия. Они нужны для того, чтобы ребёнок почувствовал, что он может читать без ошибок и ощутимого напряжения, внушить ребёнку веру в собственные силы.
Начиная с «рубежной» группы слов количество занятий увеличивается. С каждой группой нужно работать до тех пор, пока не исчезнут ошибки и напряжение при чтении. Количество занятий определяется сугубо индивидуально в зависимости от успехов ребёнка. Так, на одну группу может понадобиться 7—10 занятий, а на другую — 3—4.
Иногда возникает ситуация, когда ошибки и напряжение у ребёнка не исчезли, а весь материал, представленный в данной группе, исчерпан, и ребёнок потерял к нему интерес. Тогда взрослый может самостоятельно составить карточки со словосочетаниями и предложениями, дополнять словосочетания до предложений и пр., используя слова из столбиков той группы, с которой работает ребёнок, и ранее отработанных групп.
Обязательным методическим требованием к работе с пособием является постепенное движение от группы к группе. Не рекомендуется перешагивать через какую-либо группу, структурную подгруппу или менять их местами.
Пособие может быть использовано как для индивидуальной работы с плохо читающим ребёнком во внеурочное время, так и для работы на уроках чтения.
Рассмотрим оба варианта работы с пособием на примере одной «после-рубежной» группы.
1-й вариант — индивидуальная работа во внеурочное время. Занятие с первоклассниками длится 10—15 минут, с учениками 2—4 классов — 15—20 минут.
На первых занятиях примерно 75% времени отводится чтению столбиков слов. Количество слов или столбиков для чтения определяется взрослым каждый раз индивидуально в зависимости от возраста, усидчивости, желания читать, самочувствия и настроения ребёнка и т. п.: для одного ребёнка достаточно прочитать 15—20 слов, другой осилит два столбика. А можно предложить ученику самому определить количество слов и читать до тех пор, пока ему это не надоест.
Потренировавшись в чтении слов, оставшиеся 25% времени занятия ученик читает одну из групп словосочетаний, обозначенных цифрами. На следующем занятии он будет читать другую группу словосочетаний и т. д. Постепенно, от занятия к занятию, время чтения слов уменьшается, а словосочетаний — увеличивается.
Когда ребёнок научится относительно легко и без ошибок читать слова и словосочетания данной группы в темпе, приближенном к нормативному, можно переходить к чтению предложений. На чтение слов, словосочетаний и предложений отводится примерно по 1/3 времени, отведённого на занятие. Проведя таким образом 1—2 занятия, можно исключить чтение словосочетаний. Ребёнок будет читать слова и предложения.
Когда взрослый увидит, что ребёнок читает предложения практически без ошибок, можно переходить к чтению текстов. На этих занятиях примерно 25% времени отводится на чтение слов или словосочетаний, остальное время — на чтение текстов. Доведя чтение предложений и текстов данной структурной группы до нормативных требований, можно переходить к следующей группе.
2-й вариант — работа с пособием в классе. На уроке пособие может решать четыре задачи.
Во-первых, служить неким подобием камертона. Известно, что для того, чтобы человек успешно выполнил работу, он должен быть настроен на её выполнение, и не только на уровне «хочу — не хочу», но и на психофизиологическом уровне.
Отличительной особенностью данного пособия является весьма строгое структурирование, основанное на психологии чтения. Чтение столбиков слов помогает анализаторной системе ученика настроиться на определённый вид деятельности, образовать нужную систему межанализаторных связей.
В начале каждого урока чтения целесообразно предлагать ученикам своеобразную разминку: сначала прочитывать столбики слов, затем словосочетания (1—2 кл.) или предложения (3—4 кл.). Такая разминка поможет ученикам быстро переключиться с перемены на урок.
Учителя, работавшие с пособием, предлагают разнообразные приёмы разминки:
а) ученики читают «для себя» в течение заданного учителем времени;
б) ученики читают заданное количество слов по цепочке, например, каждый — по 3 слова;
в) дети объединяются в пары и читают слова или словосочетания друг другу по очереди — 1—2 слова один ученик, 1—2 слова другой и т. д.;
г) дети читают хором;
д) ученики читают «для себя», отмечая галочкой незнакомые слова, по истечении времени разминки проводится словарная работа.
Во-вторых, пособие может быть использовано как материал для словарной работы. В нём встречается слова, которые могут быть незнакомы детям, такие, как этикет, тайга и др. Это объясняется тем, что перед данным пособием поставлены две задачи:
1) научить детей не бояться незнакомых слов, не пасовать перед ними, а прочитывать независимо от того, знакомо слово ребёнку или не знакомо, понятно или нет;
2) учить детей догадываться о смысле незнакомого слова по контексту. Решение второй задачи и можно положить в основу словарной работы на уроке.
В-третьих, пособие может служить источником для подбора словарного материала к урокам русского языка. Например, при изучении категории рода в столбиках легко отыскать слова с ударным и безударным родовым окончанием. На основании структурной последовательности можно спланировать работу по обучению первоклассников звуко-буквенному анализу. Сначала дети будут анализировать слова 1-й группы, в которых есть изученные буквы, затем структура анализируемых слов будет усложняться.
В-четвёртых, пособие окажет помощь учителю при коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения письма, поскольку позволяет составлять индивидуальные карточки для коррекции пропусков букв в стечении согласных, нарушений слоговой структуры слов и т. д. В пособии предусмотрено такое деление слова на слоги (бор-тa, кар-ман, кар-тош-ка), которое может предупредить специфические ошибки письма в виде пропуска букв при стечении согласных. При разведении согласных в разные слоги слуховой и артикуляционный образ каждого согласного воспроизводится и воспринимается ребёнком более отчётливо, нежели в соединённом произношении -рта, -рман, при котором более чёткий образ одного из звуков, случается, «перекрывает» менее чёткий образ, и ребёнок пропускает одну из букв.
Как при индивидуальной работе во внеурочное время, так и при работе в классе необходимо уделять внимание и упражнениям в смысловом чтении. Однако эти упражнения не следует вводить сразу на первых занятиях по отработке очередной структуры. Они вводятся постепенно, с учётом тех усилий, которые ребёнок затрачивает на чтение. Если он читает медленно, с трудом соединяя слоги в слова и делая много ошибок, то в этом случае лучше подождать, пока процесс чтения не станет для ребёнка более лёгкой работой. Таким образом, задавать вопросы на понимание смысла прочитанного следует тогда, когда процесс чтения более или менее автоматизирован.
Вопросы и задания на понимание смысла прочитанного могут быть самыми разными. Но в основу этих заданий, с точки зрения современной педагогики, следует положить поиски скрытого смысла, понимание опосредованной информации, которая содержится в речи. Приведём примеры таких вопросов и заданий.
К столбикам слов любой группы:
1. Найди среди прочитанных тобой слов название птицы (дерева, профессии и т. п.).
2. Прочитывай про себя слова столбика и произноси вслух только те слова, смысл которых тебе не очень понятен.
3. Прочитывай вслух только те слова, которые оканчиваются буквой -о (или любой другой буквой). Остальные слова прочитывай про себя.
4. Прочитай 10 слов. Слово, которое оканчивается буквами -ар, читать вслух не надо.
5. Взрослый выбирает столбик слов с нечётным количеством букв, например, лук, комар, акробат. Затем он (или ребёнок) берёт в руки нитку и прокладывает её так, чтобы она проходила через среднюю букву. Ребёнок должен читать слова, не отводя глаз от нитки, т. е. боковым зрением.
Для выполнения этого задания сначала подбираются слова из трёх букв. Когда ребёнок с ними освоится, он начинает читать слова из пяти букв, затем из семи. Но при этом взрослый должен быть особенно внимателен к ребёнку. Как только он увидит, что ребёнку слишком трудно справляться с предложенным количеством букв, необходимо вернуться на ту структуру, которую школьник читает без труда.
Сначала, в любой структуре, ребёнок читает хорошо знакомые слова. По мере освоения такого способа чтения слов данной структуры (три, пять, семь и т. д. букв), взрослый вводит слова из пассивного словаря ученика типа зал, лещ, моль; почва, возня. Если они не вызывают затруднений, можно вводить малознакомые слова типа дог, рой, сев; копна, пурга, суфле.
6. Так же ребёнок читает слова, проложив нитку по первым буквам. Структура слова усложняется в следующей последовательности: ум, мак, рука, комар. Требования к смысловому содержанию, как в предыдущем задании.
7. То же упражнение выполняется с ниткой, проложенной по последним буквам. Структура слов усложняется, как в задании 6. Требования к смысловому содержанию сохраняются.
К словосочетаниям, предложениям и текстам.
Общая рекомендация заключается в следующем. Первый раз учащийся читает заданный абзац целиком, его внимание сконцентрировано на правильном прочтении слов от первой буквы до последней. После этого взрослый задаёт вопрос на понимание смысла прочитанного. Ребёнок снова прочитывает абзац обязательно от начала до конца, ища при этом ответ на поставленный вопрос. Не рекомендуется позволять бросать чтение, дойдя до ответа. Ученик должен убедиться в том, что это правильный и единственный ответ.
№ абзаца |
Задание |
1 группа
8 |
Какое словосочетание имеет отношение к обеду? (Жареное мясо). В каком предложении действие происходит летом? (Ни в одном из предложений нет указания на время года, однако собирать помидоры, о чём говорится в 6-м предложении, можно только летом, следовательно, ответом служит именно 6-е предложение. Так можно учить детей отделять существенное от несущественного.) Как ты думаешь, кто старше — Ира или Наташа? Как тебе кажется, кто они друг другу — мать и дочь, сестры, подруги? |
2 группа 6 |
Прочитай словосочетания. Что можно пить? (Малиновый кисель. Напиток из вишен.) Какого цвета васильки? Как ты думаешь, чудовище доброе или злое? Расскажи, почему ты так думаешь. |
3 группа |
В каком словосочетании говорится о музыкальном инструменте? (Новая арфа.) Что пил кот Мурлыка? Ира гуляла в городском парке. Это правильное утверждение? |
4 группа 2 |
В каком словосочетании говорится об автомобиле? (Неполадка в моторе. Затормозил у забора.) Где живёт дедушка? Как ты думаешь, сколько лет Маринке? |
щи
|
* |
каша |
пара
|
||
суша |
духи |
пята |
была |
||
а-ку-ла
|
* |
бе-рё-за |
|||
качели |
пещера |
волосы |
|||
пахота
|
борода |
* |
|||
решила |
велико |
задание горошина |
|||
гусеница
|
повариха |
мо-ро-же-но-е выражение вычитание вышивание ликование поручение |
|||
1. Мама и Лиза. Роща у горы. Мыла руки. Косы у Маши. Руки шире! Щука в реке. Няня села. Тётя Оля. Туча на небе. Лила воду. Была зима. Перо совы. Лиса в норе. Кора липы. Ещё рано. Рога лося. Осока у озера. (41)
2. Белые волосы. Вымытая посуда. Розовая пижама. Горячее какао. Марина болела. Капала вода. Зелёная горошина. Хорошие люди. Золотые руки. Высокое небо. Тикали часики. Начало недели. Лакала молоко. (26)
3. Широкая улица. Весёлая беседа. Горели фонари. Вязала рукавицу. Жареное мясо. Именины Веры, Нади, Любы и Сони. Чинили сапоги. Любимая собака. Махала руками. Хоровое пение. Малина на поляне. (27)
* * *
4. Ребята купали коня. Лена моложе Оли. Вороны сидели на заборе. Половина пути уже позади. Маляры белили ворота. Около норы лежала лисица. Весёлые каникулы – хорошая пора. Повариха варила макароны. Таня на уроке решила четыре задачи. (34)
5. На озере жили белые лебеди. Саша и Полина собирали помидоры. Дети переходили дорогу парами. Ежевика, малина, голубика, куманика – это ягоды. По радио передавали любимую Юлину мелодию. Ребята положили вещи на поляне и побежали к реке. (35)
6. Мы доехали до леса на машине. В мае родители подарили Володе ролики. «Почему посуда ещё не вымыта?» - ругала мама Карину. Черепаха высунула голову и пожевала кожуру банана. Гуси-лебеди полетели в село и утащили Ванюшу. (35)
* * *
7. На берегу моря были натянуты сети. Они были похожи на седую паутину. Эти сети натянули рыбаки. Сетями они ловили в море рыбу. (22)
8. Наташа сидела на даче в огороде и ела сырую кукурузу. Марина говорила Наташе: «Не бери сырую кукурузу!». Марина наварила кукурузы и посолила её. Хороша варёная кукуруза! (26)
9. Лариса и Вика ходили по улицам города. Вика захотела мороженого. Она тянула Ларису за руку и говорила: «Купи, Лариса, ореховое мороженое». Но орехового мороженого не было, и Лариса купила Вике ананасовое. (31)
10. Таня гуляла в долине по берегу реки и увидела пещеру. Около пещеры одиноко зеленело дерево. Таня села в его тени. Выбежала из пещеры ящерица. Тихо пела какая-то пичуга на дереве. Она была похожа на синицу. (36)
ёж |
воз |
лев |
нож |
||
суд |
* |
ночь |
* |
||
и-ней
|
отец |
* |
икать |
||
бе-рег |
кузов |
рынок |
багаж |
||
жилет
|
кулак |
нарыв |
показ |
||
рулет |
сурок |
шакал |
новый |
||
би-вень
|
мебель |
медаль |
|||
бежать беречь
|
мигать |
* |
|||
посёлок |
вечерок |
козырёк |
|||
муравей
|
пирожок |
сарафан |
|||
* |
румяный |
водяной |
|||
во-ди-тель
|
веселить |
получить |
|||
велосипед |
за-ма-ни-вать |
||||
1. Веет ветерок. Ревёт бычок. Лежит удав. Липовый мёд. Молодой ветеринар. Метёт метель. Надеть берет. Вышел на морозец. Кивал головой. Пирожок с рисом. Шумел камыш. Розовый сарафан.
2. Тяжёлый чемодан. Показал фокус. Починить карусель. Сидел под тополем. Купил сахар-рафинад. Пищит комар. Слышен голос. Ледоход на реке. Дымок над селом. Нужен полив. Запоминать дорогу. (26)
3. Ледокол «Седов». Сушёный банан. Мужичок с ноготок. Малиновый кисель. Самолёт над лесом. Пузатый самовар. Дешёвый сувенир. Номер телефона. Напиток из вишен. Румянец на щеках. Огонёк за поворотом. (27)
* * *
4. Мышонок жил под полом сарая. Рыжий муравей тащил соломину. Юрий Иванович вошёл в вагон. Коля соорудил шалаш из веток. В этом году хороший урожай яблок. Рыболов сидел на берегу уже целый час, но рыба не ловилась. (36)
5. Летом Валерик работал на сенокосе. Василий Семёнович варил гороховый суп. За городом в осиновой роще жил Мышиный король. Убежал Колобок от бабы и деда на волю и попал Лисе на зубок. На тихой поляне под дубом вырос молодой боровик. (39)
* * *
6. На берегу озера рос полевой василёк. Он был голубой, как небо, как вода в озере. Тихий ветерок качал его. А василёк хотел улететь высоко в небо. (26)
7. В далёком солёном море жил кашалот. Могучий кашалот целый день лежал на воде и пел. Как-то раз весёлый тюлень загадал ему ребус. С тех пор кашалот не поёт, а день и ночь думает. (34)
8. В пещере жило чудовище с серыми рогами. Его голова была выше самого высокого дерева. Чудовище ловило рыбу и жарило её на обед. Вечерами оно сидело около пещеры и думало о том, как хорошо было бы иметь товарища, с которым можно поговорить.
Как-то раз к пещере подошёл Ивасик. Он собирал ягоды и потерял дорогу домой. Он увидел чудовище и подумал: «Оно меня зажарит, как рыбу». А чудовище подумало: «Теперь у меня будет товарищ». (73)
9. Был у короля любимый петушок. Он будил короля на заре. Король давал петуху гороху и зёрен, а петушок ходил по залу и кукарекал. От этого у короля было хорошо на душе.
Один раз попал король в беду, а конюх его выручил. Обещал король конюху любой подарок. Указал конюх на петуха, который будит на заре. Не хотел король дарить петуха, но делать нечего. Обещание нарушать негоже.
В народе говорят: уговор дороже денег. (71)
ар-ка
|
бан-ка |
дырка |
масло |
||
почва |
тачка |
бедро |
такси |
||
*
|
давно
|
борьба
|
|||
ап-те-ка |
бак-лу-ша |
награда |
|||
женщина
|
*
|
ат-ле-ти-ка
|
|||
гос-ти-ни-ца |
абрикос |
* |
|||
гал-чо-нок
|
микрофон |
фантазёр |
|||
вежливый |
диктовать |
вен-ти-ля-тор |
|||
1. Белые нитки. Воют волки. Образец товара. Черновик решения задачи. Махровый халат. Почтовый голубь. Учить алфавит. Раннее утро. Полное ведро. Очки упали. Галка на ветке. Высокая волна. (26)
2. Песня о весне. Широкое окно. Лежит игла. Новая арфа. Ветка вербы. Резиновая соска. Топлёное масло. Поехал на лифте. Сердитая моржиха. Родная земля. Таблица умножения. Игривый козлёнок. (26)
3. Сильное волнение. Пятно от черники. Купим торты. Водные растения. На углу таксофон. Картофель в борще. Письмо от давнего товарища. Шишки на сосне. Охрана фабрики. Возьми больше! Вежливый человек. (28)
* * *
4. Пантера и тигрица – это большие хищные кошки. Кот Мурлыка пил молоко. Возле террасы росла сосна. В тоннеле метро темно. На мельнице из зерна получают муку. Алеша легко забросил мяч в кольцо. В гуще леса на поляне росли черника и костяника. (40)
5. Кенгуру носит детёнышей в сумке, которая расположена на животе. Яблоко от яблони недалеко падает. Полька, полонез, танго – это бальные танцы. Археологи нашли черепок от кувшина, которому тысяча лет. Миша разделил мандарин на четыре равные части. (35)
* * *
6. В цирке арена. На арене факир. На голове у факира чалма. В цирке тишина, факир показывает фокус. Вот появилась из короба утка. Утка улетела, а у факира в руках палка. Чудеса! Играет музыка. Палки уже нет, а в руках у факира лента. (42)
7. Бегала Ира по полю, собирала лютики. Очень они её радовали. Недалеко росли белые пахучие зонтики. У них были резные листья. Ира наклонилась, сорвала незнакомые растения и положила в букет.
Дома Ира поставила букет на полку около дивана. А к вечеру от сильного запаха у неё разболелась голова. Эти зонтики в народе так и называют – болиголов. (55)
8. Из-за тёмного облака вышел ясный месяц. Он сиял на тихом небе и был похож на золотой рожок. Ласково и тихо журчали родники под шатрами могучих елей. Вышла на поляну медведица. Около неё бежал мохнатый медвежонок. Он пугливо косился на качающиеся ветки кустиков.
Подул ветер. Медведица подняла голову и повела носом. Медвежонок тоже закрутил головой. Ветер попахивал дымом. Рядом был лагерь геологов. Видно, геологи развели огонь возле палаток. (68)
и-гол-ка |
ёлочка |
воронка |
копилка |
подошва |
русалка |
бабочка
|
салочка |
бережно |
и-зю-мин-ка |
невидимка |
за-тей-ни-ца |
1. Иголка и нитка. Улитка на листике. Ягодка малины. Закупка овощей. Лужайка у дома. Валенки на печке. Родинка на щеке. Неполадка в моторе. Посадка рассады. Наволочка на подушке. Затормозил у забора. (30)
2. Капелька водички. Дедушка из деревни. Машеньке холодно. Хороша работёнка! Улыбка девушки. Рыбалка на зорьке. Маленькая русалочка. Вечерние заморозки. Донышко бутылки. Воротничок рубашки. (22)
3. Возле этажерки табуретка. Этикетка на пузырьке. Лебяжье пёрышко. Сынишка кузнеца. Искать ракушки. Пересадка вишенки. Сосиски на тарелке. Ложечка в чашечке. Пожарная каланча. Танцевать на полянке. (25)
* * *
4. На калитке висел зелёный почтовый ящик. Над ромашкой порхала бабочка-лимонница. Потянула иголочка ниточку – и вот пуговка на месте. Сидит на кочке Царевна-лягушка и ожидает Иванушку. Запекла бабушка изюминку в булочку. (32)
5. Запонки заменяют пуговки на рукаве рубашки. Ребята оставили сумки и налегке побежали к озеру. Осинка, сосенка и берёзка росли на опушке леса. «Городок в табакерке» - это волшебная история о мальчике, который заглянул в музыкальную табакерку. (35)
* * *
6. Побывала Маринка на море. А в море водичка солёная. «Это, наверное, от селёдки, - решила Маринка. - Селёдка ведь солёная, она в море живёт и море солит. Но почему же тогда остальные рыбы несолёные? Непонятно. У кого бы узнать?». (37)
7. Перед обедом пошла Оля в подвал за капустой, а бабушка говорит: «Возьми фонарик, в подвале потёмки». Вечером идёт Оля в сад, а бабушка опять: «Возьми, Оля, фонарик, уже сумерки». Думает Оля: «И в потёмках темно, и в сумерках. Значит, потёмки и сумерки – это одно и то же?». А как ты думаешь? (51)
8. Артём ученик. Он учится уже в 3 классе. В понедельник Артём поленился и не выучил урок. Учительница задала ему задачку, а Артём не мог её решить.
Печальный пошёл Артём домой. Говорить родителям или нет? Решил он не говорить. Но мама у Артёма умная и заботливая. Она увидела, что сынок невесел.
В народе говорят так: шила в мешке не утаишь. (59)
9. После уроков ученики пошли с учителем в музей народных ремёсел. Там дети любовались узорными бордюрами и пышными цветами на подносах. Их рисуют в селе Жостово. Узнали дети и о мастерах из села Хохлома. Они делают золотую роспись на деревянной посуде и мебели. Эту роспись так и называют – хохлома. А какие удивительные фигурки из села Дымково! Яркие да нарядные. Богата наша земля талантами. (62)
10. Маленькое слово «дом». Но обозначает оно разные жилища.
У кочевых народов дом ездит с хозяевами. Такие дома у цыган, их называют кибитками. У народов Азии переносные жилища из войлока – юрты. А жители Севера эвенки и чукчи называют свои дома «чум».
А на Руси дома не ездят. Они деревянные и называются избами. Мастера украшают их затейливой резьбой.
Дом – это и кибитка, и юрта, и чум, и изба, и ещё сакля горца, хижина папуаса. (72)
11. Случай на рыбалке.
На вечерней зорьке Гоша сидел с удочкой у глубокого речного омута около старой ветлы. Вдруг поплавок дёрнулся и ушёл под воду. Гоша подсёк, потянул удочку сперва легко, потом сильней и ещё сильней. В глубине омута что-то всклокотало, и по воде пошли круги. Гоша увидел, что из глубины всплывает нечто большое и тёмное. «Водяной! — встрепенулся Гоша и почувствовал, как его волосы встали дыбом. — Сейчас всплывёт и скажет страшным голосом: "Здравствуй, Гоша, а пожалуй-ка сюда, на дно!"»
Вода всё клокотала, большое и тёмное всё ближе. Гоша подпрыгнул, стремглав кинулся прочь от омута и наткнулся на папу, который шёл звать Гошу ужинать. «Там!.. Там!..» — вскричал Гоша, показывая рукой на омут. «Что? — удивился папа. — Ну, пойдем, взглянем».
Они подошли к воде. Отец поднял удочку и потянул. На поверхности воды показалась чёрная сгнившая ветвь дерева, которую Гоша зацепил крючком.
В народе говорят: у страха глаза велики. (143)
Дидактические материалы по окружающему миру
Методика использования материалов.
Данные дидактические материалы могут быть использованы учителями начальных классов, работающими как по учебникам Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова «Мы и окружающий мир»; И.П. Товпинец, Н.О.Борзовой, О.В.Крыловой «Окружающий мир», так и по любым УМК учебного предмета «Окружающий мир» в начальной школе. Дидактические материалы представлены для всех классов по темам, изучающимся на уроках окружающего мира в начальных классах. Могут быть использованы как на этапе актуализации знаний, так и на этапе первичного закрепления и первичного контроля.
Тексты заданий можно предъявлять учащимся на доске, карточках, слайдах презентаций. Время работы учащихся: 5-15 минут в зависимости от возраста учащихся и содержания упражнения. Проверка правильности выполнения заданий осуществляется фронтально сразу или на следующем уроке. Возможна работа 2 учеников на «крыльях» доски при самостоятельной работе остальных с последующей проверкой. При этом отметки получают те, кто работал у доски, остальные сами оценивают свою работу. Возможна устная фронтальная работа с классом. (Смотри задания на работу с группой слов)
Критерии оценки: верно 100% (вся работа) –«5», IY уровень
верно больше 80% - «4», III уровень
верно больше 50% - «3», II уровень
верно меньше 50% - « 2», I уровень
Результаты использования данных материалов показали, что качество обучения по предмету «Окружающий мир» составляет 83%. Успеваемость-100%. Любимым уроком в школе данный предмет называют 48% учащихся. Детям интересно показывать и проверять свои знания, они с нетерпением ждут интересные упражнения, придумывают свои.
При создании материалов моим ориентиром являются слова В.А.Сухомлинского: «Ребёнок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких, трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка».
1 класс.
1. Тема «Мой дом»
-Прочитайте слова.
Земля
Россия
Чусовой
- Почему их собрали в одну группу? (Это наш дом)
-Докажите.
(Земля- планета, на которой мы живём.
Россия – страна, в которой мы живём.
Чусовой – город, в котором мы живём.)
2. Тема «Календарь природы»
- Рассмотрите рисунки. (На доске 4 картинки с разными временами года)
- Что можете о них сказать? (На рисунках изображено одно и тоже место в разные времена года)
- Расположите их в таком порядке, как всё происходит в природе.
-Назовите зимние, весенние, летние, осенние месяцы.
-Какая картинка соответствует действительности?
3. Тема «Кошки»
1) - Отгадайте.
Чёрное
Тихонько дремало на полу.
Серое
Тихонько пряталось в углу.
Чёрное
Легонько лапой шевельнуло.
Серое
Проворно хвостиком вильнуло!
- Приладьте отгадку к загадке. (Кошка и мышка)
2)Презентация «Кошки» (См. приложение)
4. Тема «Мой аквариум»
- Отгадайте.
Стеклянный дом,
А в доме том
Во все концы
Снуют жильцы. (Аквариум)
5. Тема «Живая природа»
Игра «Да - нет-ка»
-Я загадала объект живой природы. Догадайтесь, кто (что) это?
- Определите объект по вопросам. Я буду отвечать только да или нет.
2 класс
1.Тема «Смена времён года»
Диктант.
А) Модель Земли. (Глобус)
Б) Изображение земной поверхности. (Карта)
В) Воображаемая линия, сделанная в виде металлического стержня у глобуса. (Ось)
Г) Время, за которое наша планета совершает полный оборот вокруг своей оси. (Сутки)
Д) Умение определять своё местоположение в пространстве. (Ориентирование)
Е) Основные стороны горизонта. (Север, юг, запад, восток)
Ж) Точки, в которых концы земной оси выходят на поверхность. (Полюса)
З) Воображаемая линия, которая разделяет нашу планету на 2 полушария. (Экватор)
2. Тема «Поверхность Земли»
- Закончи предложение:
1) Планета, на которой мы живём… (Земля)
2) Свет и тепло даёт… (Солнце)
3) С наступлением ночи на небе появляются… (Звёзды)
4) Всё, что вы записали, называется… (Космические тела)
3. Тема «Материки и океаны»
1) - Закончи предложение:
А) Поверхность Земли состоит из … (Суши и воды)
Б) Воды Земли называются… (Мировым океаном)
В) Огромная часть суши называется… (Материком)
Г) Наша страна находится на материке…(Евразия)
Д) Материки делят Мировой океан на… (Океаны)
Е) Части океанов, которые впадают в сушу, называются… (Морями)
2) Презентация «Материки и океаны» (См. приложение)
4) Тема «Изображение земной поверхности на глобусе»
- Закончи предложение:
1) Планета Земля - …(Живая планета)
2) Она имеет форму… (Шара)
3) Видимое вокруг нас пространство называется… (Горизонт)
4) Линия, по которой небо, кажется, граничит с землёй, называется… (Линия горизонта)
5) Поверхность Земли состоит из …(Суши и воды)
6) Огромные участки суши называются… (Материками)
7) Океанов на нашей планете… (4): … (Северный Ледовитый, Тихий, Атлантический, Индийский)
5. Тема «Земля и Солнце»
- Разгадайте кроссворд.
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1) Модель Земли. (Глобус)
2) Синие участки нашей планеты. (Океаны)
3) Форма нашей планеты. (Шар)
4) Каким цветом на карте обозначены участки суши. (Коричневым)
5) Как называется планета, на которой мы живём? (Земля)
6) Что даёт тепло и свет? (Солнце)
7) Что появляется на небе с наступлением ночи? (Луна)
8) Что не излучает наша планета? (Свет)
6. Тема «Грибы»
Диктант.
1) Горячая подземная вода, бьющая фонтанами. (Гейзер)
2) Движение воздуха. (Ветер)
3) Особенность нашей планеты. (Жизнь)
4) Наука, которая изучает живую природу. (Биология)
5) Орган вкуса. (Язык)
- Обведите в 1 слове 1 букву, во 2 - 5, в 3 – 2, в 4 – 1 букву, в 5 – 3.
- Запишите слово. (Грибы)
- Что знаете о грибах ?
7. Тема « Хвойные и цветковые растения»
- Отгадай и расскажи.
1) Я – болотное растение,
Конопатят мною стены,
Мягок, а не пух,
Зелен, а не трава. (Сфагнум)
2) Они появились в воде, а сейчас их можно встретить не только в реках и озёрах, морях и океанах, но и горах, пустынях всех частей света. ( Водоросли)
3) А эти растения – загадка для учёных до сих пор. В них 2 организма. (Лишайник)
4) – Растение, цветки которого увидеть в ночь на праздник Ивана Купалы считалось за счастье. (Папоротник)
3 класс
1. Тема «Вода в твёрдом состоянии»
- Запишите ответы на вопросы.
1) Тёплое течение в Атлантическом океане (Гольфстрим)
2) Каким свойством обладают все жидкости? (Текучесть)
3) Водная оболочка Земли. (Гидросфера)
4) Знаменитый португальский мореплаватель, который плыл из Европы в Индию. (Васко де Гама)
5) Охлаждённый водяной пар, поднимаясь вверх, превращается в мельчайшие капельки воды, которые, сливаясь в большие, образуют… (Облака)
6) Во что превращается пар, остывая в воздухе? (Туман)
7) Процесс перехода воды из жидкого состояния в газообразное. (Испарение)
8) Благодаря какому свойству воды мы можем увидеть дно водоёма. (Прозрачность)
9) Во что превращается вода при кипении? (Пар)
-Обведите в 1 слове 7 букву, во 2 -2, в 3 – 4, в 4 записи – 10 букву, в 5 – 1, в 6 – 3, в 7 – последнюю, в 8 – предпоследнюю, в 9- последнюю.
- Запишите слово. (Термометр)
- Что о нём знаете?
2. Тема «Географическое положение Азии»
- Разгадайте кроссворд.
1 |
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
По горизонтали:
1) Кто возглавил поход за Урал дружины казаков, организованный купцами Строгановыми? (Ермак)
2) Судья, правитель славян. (Князь)
3) Калита, Грозный. Что их объединяет? (Имя – Иван)
4) Имя автора первого писанного закона на Руси.
По вертикали:
5) Название части света. (Азия)
3. Тема «Наши соседи по Европе»
- Вспомните исторических деятелей по датам, связанных с ними событий.
1) 1581г (Ермак)
2) 1240, 1242г (Александр Невский)
3) 1147г (Юрий Долгорукий)
4) 1466г (Афанасий Никитин)
5) 1547г (Иван Грозный)
6) 1223г (Чингисхан)
7) 1072г (Ярослав Мудрый)
Обведите в 1 слове 1 букву, во 2 -3, в имени 3 деятеля – 2 букву, в имени 4 лица – 1 букву, в 5фамилии – 4, в 6 – 2, в 7 имени – первую букву. - Запишите слово. (Евразия)
4. Тема «Климат»
- Что это?
А) Многолетний режим погоды, характерный для данной местности. (Климат)
Б) Состояние атмосферы в данном районе за сутки, неделю, месяц . (Погода)
В) Что не является показателем климата?
1) Среднегодовая температура воздуха.
2) Атмосферные осадки.
3) Преобладающее направление ветров. (2)
Г) Причины образования на Земле разных климатов. (Количество тепла и влаги)
Д) Сколько основных климатических поясов на Земле? (7)
Е) В каком климате мы живём? (Умеренном)
5. Тема «Природные зоны суши Земли»
Что это?
1) Территории Земли с близкими климатическими условиями и почвами, на которых вырастают соответствующие растения и поселяются соответствующие животные. (Природные зоны)
2) Сколько их? (4)
3) Как называются? (Леса, степи, пустыня, тундра)
4) Чем определяются их особенности? (Климат, почва, растения и животные)
6. Тема «Тайга»
- Найди пару.
1)Афанасий Никитин А) Индия
2) Ермак Б) Северный Ледовитый океан
3) Новгородцы В) Палестина
4) Русские священники Г) Сибирь
(1-А, 2-Г, 3-Б, 4-В)
7. Тема «Первые русские князья»
-Прочитайте слова. Значения каких из них можете объяснить?
ладья
князь
Днепр
варяги
греки
купцы
8. Тема «Древнерусская культура»
Исторический диктант.
-Запишите дату события (1 Вариант)и историческое лицо. Связанное с этим событием (2вариант).
1) Расселение славян (YI век, князь Кий)
2) «Русская правда»- первый писанный закон на Руси. (XI век, Ярослав Мудрый)
3) Распространение грамотности, первые школы. (X век, князь Владимир- Красное Солнышко)
4) Образование Киевской Руси. (IX век, князь Олег)
5) Принятие христианства на Руси. (988 год, князь Владимир)
4 класс
1. Тема «Пользование градусной сеткой»
- Прочитайте слова.
Экватор
Полюс
Меридиан
Параллель
- Почему их собрали в одну группу? (Это линии и точки на карте и глобусе)
-Что о них знаете?
2.Тема «Географическое положение Америки»
-Разгадайте кроссворд.
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По горизонтали:
1) Второй по размерам океан.(Атлантический)
2) Португальский капитан, совершивший первое кругосветное путешествие. (Магеллан)
3) Корабль (Каравелла)
4) Огромный участок суши, окружённый со всех сторон водой. (Материк)
5) Самый большой и глубокий океан на Земле. (Тихий)
6) Испанский мореплаватель, решивший достичь Китая и Индии с востока на запад. (Колумб)
7) Сторона горизонта, противоположная востоку. (Запад)
-Прочитайте слово, получившееся по вертикали. (Америка)
3. Тема «Исторические источники"
Здесь названы источники знаний по истории. Распределите их на группы, назовите каждую группу:
1) берестяные грамоты, 2) песни, 3) «Домострой»,
4) останки человека и животных, 5) былины, 6) сказки,
7) посуда, 8) орудия труда, 9) летописи, 10) оружие.
4.Тест по теме «Клетка»
-Найди ответ на вопрос и соедини линией.
А. Как называется мельчайшая 1.Оболочка
живая частица нашего тела? 2.Питательные вещества
Б. Что выделяет клетка при дыхании? 3.Нервная клетка
В. Как называется процесс увеличения 4.Кислород
количества клеток? 5.Клетка
Г. Какая клетка имеет множество 6.Мышечная клетка
отростков, напоминающих ветви дерева? 7.Цитоплазма
Д. Что использует клетка при питании? 8.Деление
Е. Какая клетка может сокращаться? 9.Клетка крови
Ж. Что находится в центре клетки? 10.Углекислый газ
11.Клетки кожи
12.Ядро
5.Тест по теме «Скелет»
-Найди ответ на вопрос и соедини линией.
А. Каркас, который придаёт телу 1.Вода
размеры, форму, защищает, 2. Особый состав
поддерживает внутренние 3.Скелет
органы в определённом 4. Позвоночник
положении называется … 5. Строение костной клетки
Б. Из каких частей состоит скелет? 6. Голова
В. Как называется часть скелета, 7.Череп
кости которой соединены 8. Грудная клетка
неподвижно? 9. Туловище
Г. Кости какой части скелета 10. Возраст
соединены полуподвижно? 11. Конечности
Д. Что придаёт прочность костям? 12. Органические вещества
Е. От чего зависит состав костей? 13. Качество пищи
Ж. Какие вещества содержатся 14. Минеральные вещества
в костях?
6. Проверочная работа по теме «Скелет»
А) Из каких отделов состоит скелет человека? Запиши.
_________________ __________________ _________________
Б) Раздели на группы. Запиши каждую с новой строки. Дай название группе.
Плечо, верхняя челюсть, стопа, рёбра, кисть, предплечье, позвоночник, голень, нижняя челюсть, грудина, череп, бедро.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
-Найди ответ на вопрос и соедини линией.
А. Что задерживает кожа и не 1. Воздух
пропускает внутрь нашего тела? 2. Холод
Б. А что выделяет кожа? 3.Вода
В. Что очищает русская баня? 4. Пот
Г. Кто погибает на чистой коже? 5.Расширяются
Д. Что происходит с кровеносными 6.Нервные окончания
сосудами, когда кожа бледнеет? 7.Поры
Е. Чем воспринимает кожа севшую 8.Микробы
на лоб муху? 9. Солнечный ожог
Ж. Что может произойти при долгом 10. Тепло
лежании на солнце? 11.Жир
12.Суживаются
8. Тест по теме «Горные породы»
-Найди ответ на вопрос и соедини линией.
А. Основатель Минералогического музея 1. Ньютон
Б. Из чего состоят горные породы? 2.Минералы
В. Что входит в состав минералов? 3.Гранит
Г. Места, где находятся большие скопления 4.Известняк
полезных ископаемых? 5.Ломоносов
Д. Какие бывают горные породы? 6.Месторождения
Е. Из чего состоят минералы? 7.Твёрдые
Ж. Как называются горные породы, 8. Молекулы
которые добывают для хозяйственного 9. Жидкие
использования из недр земли или с её 10. Атомы
поверхности? 11. Газообразные
З.Горная порода, которая состоит из 12.Частица
нескольких минералов.
Составила: Резванова С.В.
г.п. Пойковский , 2022 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.