Дидактический материал по литературному чтению и окружающему миру 1-4 класс
Оценка 4.6

Дидактический материал по литературному чтению и окружающему миру 1-4 класс

Оценка 4.6
docx
27.03.2022
Дидактический материал по литературному чтению и окружающему миру 1-4 класс
Дидактический материал.docx

Дидактический материал по литературному чтению и окружающему миру (1-4 класс)

Комментарий учителя

Прежде чем начать работу с материалом пособия, необходимо путём несложной диагностики определить для каждого ребенка «рубежную» группу слов. Для этого надо предложить ученику прочитать несколько любых предложений 1-й группы, затем — столько же предложений 2-й группы и так далее до того момента, пока в чтении ученика не появятся ошибки. Например, это будет в 4-й группе; значит, чтение слов данной группы и является тем рубежом, когда у ребёнка возникают трудности и появляется излишнее напряжение.

Определив «рубежную» группу, работу тем не менее следует начинать с чтения слов 1-й группы. Здесь материал для работы определяется в зависимости от возможностей каждого ребёнка. Так, детям со значительными трудностями предлагаются слова самых первых столбиков: щи, ива. Другим детям можно начать со структуры слов типа баня, берёза, третьим — вареники. Чтение 2-й и последующих групп всегда начинается с самого первого столбика слов.

На работу с каждой «предрубежной» группой отводится 1—2 занятия. Они нужны для того, чтобы ребёнок почувствовал, что он может читать без ошибок и ощутимого напряжения, внушить ребёнку веру в собственные силы.

Начиная с «рубежной» группы слов количество занятий увеличивается. С каждой группой нужно работать до тех пор, пока не исчезнут ошибки и напряжение при чтении. Количество занятий определяется сугубо индивидуально в зависимости от успехов ребёнка. Так, на одну группу может понадобиться 7—10 занятий, а на другую — 3—4.

Иногда возникает ситуация, когда ошибки и напряжение у ребёнка не исчезли, а весь материал, представленный в данной группе, исчерпан, и ребёнок потерял к нему интерес. Тогда взрослый может самостоятельно составить карточки со словосочетаниями и предложениями, дополнять словосочетания до предложений и пр., используя слова из столбиков той группы, с которой работает ребёнок, и ранее отработанных групп.

Обязательным методическим требованием к работе с пособием является постепенное движение от группы к группе. Не рекомендуется перешагивать через какую-либо группу, структурную подгруппу или менять их местами.

Пособие может быть использовано как для индивидуальной работы с плохо читающим ребёнком во внеурочное время, так и для работы на уроках чтения.

Рассмотрим оба варианта работы с пособием на примере одной «после-рубежной» группы.

1-й вариант — индивидуальная работа во внеурочное время. Занятие с первоклассниками длится 10—15 минут, с учениками 2—4 классов — 15—20 минут.

На первых занятиях примерно 75% времени отводится чтению столбиков слов. Количество слов или столбиков для чтения определяется взрослым каждый раз индивидуально в зависимости от возраста, усидчивости, желания читать, самочувствия и настроения ребёнка и т. п.: для одного ребёнка достаточно прочитать 15—20 слов, другой осилит два столбика. А можно предложить ученику самому определить количество слов и читать до тех пор, пока ему это не надоест.

Потренировавшись в чтении слов, оставшиеся 25% времени занятия ученик читает одну из групп словосочетаний, обозначенных цифрами. На следующем занятии он будет читать другую группу словосочетаний и т. д. Постепенно, от занятия к занятию, время чтения слов уменьшается, а словосочетаний — увеличивается.

Когда ребёнок научится относительно легко и без ошибок читать слова и словосочетания данной группы в темпе, приближенном к нормативному, можно переходить к чтению предложений. На чтение слов, словосочетаний и предложений отводится примерно по 1/3 времени, отведённого на занятие. Проведя таким образом 1—2 занятия, можно исключить чтение словосочетаний. Ребёнок будет читать слова и предложения.

Когда взрослый увидит, что ребёнок читает предложения практически без ошибок, можно переходить к чтению текстов. На этих занятиях примерно 25% времени отводится на чтение слов или словосочетаний, остальное время — на чтение текстов. Доведя чтение предложений и текстов данной структурной группы до нормативных требований, можно переходить к следующей группе.

2-й вариант — работа с пособием в классе. На уроке пособие может решать четыре задачи.

Во-первых, служить неким подобием камертона. Известно, что для того, чтобы человек успешно выполнил работу, он должен быть настроен на её выполнение, и не только на уровне «хочу — не хочу», но и на психофизиологическом уровне.

Отличительной особенностью данного пособия является весьма строгое структурирование, основанное на психологии чтения. Чтение столбиков слов помогает анализаторной системе ученика настроиться на определённый вид деятельности, образовать нужную систему межанализаторных связей.

В начале каждого урока чтения целесообразно предлагать ученикам своеобразную разминку: сначала прочитывать столбики слов, затем словосочетания (1—2 кл.) или предложения (3—4 кл.). Такая разминка поможет ученикам быстро переключиться с перемены на урок.

Учителя, работавшие с пособием, предлагают разнообразные приёмы разминки:

а) ученики читают «для себя» в течение заданного учителем времени;

б) ученики читают заданное количество слов по цепочке, например, каждый — по 3 слова;

в) дети объединяются в пары и читают слова или словосочетания друг другу по очереди — 1—2 слова один ученик, 1—2 слова другой и т. д.;

г) дети читают хором;

д) ученики читают «для себя», отмечая галочкой незнакомые слова, по истечении времени разминки проводится словарная работа.

Во-вторых, пособие может быть использовано как материал для словарной работы. В нём встречается слова, которые могут быть незнакомы детям, такие, как этикет, тайга и др. Это объясняется тем, что перед данным пособием поставлены две задачи:

1) научить детей не бояться незнакомых слов, не пасовать перед ними, а прочитывать независимо от того, знакомо слово ребёнку или не знакомо, понятно или нет;

2) учить детей догадываться о смысле незнакомого слова по контексту. Решение второй задачи и можно положить в основу словарной работы на уроке.

В-третьих, пособие может служить источником для подбора словарного материала к урокам русского языка. Например, при изучении категории рода в столбиках легко отыскать слова с ударным и безударным родовым окончанием. На основании структурной последовательности можно спланировать работу по обучению первоклассников звуко-буквенному анализу. Сначала дети будут анализировать слова 1-й группы, в которых есть изученные буквы, затем структура анализируемых слов будет усложняться.

В-четвёртых, пособие окажет помощь учителю при коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения письма, поскольку позволяет составлять индивидуальные карточки для коррекции пропусков букв в стечении согласных, нарушений слоговой структуры слов и т. д. В пособии предусмотрено такое деление слова на слоги (бор-тa, кар-ман, кар-тош-ка), которое может предупредить специфические ошибки письма в виде пропуска букв при стечении согласных. При разведении согласных в разные слоги слуховой и артикуляционный образ каждого согласного воспроизводится и воспринимается ребёнком более отчётливо, нежели в соединённом произношении -рта, -рман, при котором более чёткий образ одного из звуков, случается, «перекрывает» менее чёткий образ, и ребёнок пропускает одну из букв.

Как при индивидуальной работе во внеурочное время, так и при работе в классе необходимо уделять внимание и упражнениям в смысловом чтении. Однако эти упражнения не следует вводить сразу на первых занятиях по отработке очередной структуры. Они вводятся постепенно, с учётом тех усилий, которые ребёнок затрачивает на чтение. Если он читает медленно, с трудом соединяя слоги в слова и делая много ошибок, то в этом случае лучше подождать, пока процесс чтения не станет для ребёнка более лёгкой работой. Таким образом, задавать вопросы на понимание смысла прочитанного следует тогда, когда процесс чтения более или менее автоматизирован.

Вопросы и задания на понимание смысла прочитанного могут быть самыми разными. Но в основу этих заданий, с точки зрения современной педагогики, следует положить поиски скрытого смысла, понимание опосредованной информации, которая содержится в речи. Приведём примеры таких вопросов и заданий.

К столбикам слов любой группы:

1. Найди среди прочитанных тобой слов название птицы (дерева, профессии и т. п.).

2. Прочитывай про себя слова столбика и произноси вслух только те слова, смысл которых тебе не очень понятен.

3. Прочитывай вслух только те слова, которые оканчиваются буквой -о (или любой другой буквой). Остальные слова прочитывай про себя.

4. Прочитай 10 слов. Слово, которое оканчивается буквами -ар, читать вслух не надо.

5. Взрослый выбирает столбик слов с нечётным количеством букв, например, лук, комар, акробат. Затем он (или ребёнок) берёт в руки нитку и прокладывает её так, чтобы она проходила через среднюю букву. Ребёнок должен читать слова, не отводя глаз от нитки, т. е. боковым зрением.

Для выполнения этого задания сначала подбираются слова из трёх букв. Когда ребёнок с ними освоится, он начинает читать слова из пяти букв, затем из семи. Но при этом взрослый должен быть особенно внимателен к ребёнку. Как только он увидит, что ребёнку слишком трудно справляться с предложенным количеством букв, необходимо вернуться на ту структуру, которую школьник читает без труда.

Сначала, в любой структуре, ребёнок читает хорошо знакомые слова. По мере освоения такого способа чтения слов данной структуры (три, пять, семь и т. д. букв), взрослый вводит слова из пассивного словаря ученика типа зал, лещ, моль; почва, возня. Если они не вызывают затруднений, можно вводить малознакомые слова типа дог, рой, сев; копна, пурга, суфле.

6. Так же ребёнок читает слова, проложив нитку по первым буквам. Структура слова усложняется в следующей последовательности: ум, мак, рука, комар. Требования к смысловому содержанию, как в предыдущем задании.

7. То же упражнение выполняется с ниткой, проложенной по последним буквам. Структура слов усложняется, как в задании 6. Требования к смысловому содержанию сохраняются.

К словосочетаниям, предложениям и текстам.

Общая рекомендация заключается в следующем. Первый раз учащийся читает заданный абзац целиком, его внимание сконцентрировано на правильном прочтении слов от первой буквы до последней. После этого взрослый задаёт вопрос на понимание смысла прочитанного. Ребёнок снова прочитывает абзац обязательно от начала до конца, ища при этом ответ на поставленный вопрос. Не рекомендуется позволять бросать чтение, дойдя до ответа. Ученик должен убедиться в том, что это правильный и единственный ответ.

 

№ абзаца

Задание

1 группа
3
5
 
 

 

8

Какое словосочетание имеет отношение к обеду? (Жареное мясо).

В каком предложении действие происходит летом? (Ни в одном из предложений нет указания на время года, однако собирать помидоры, о чём говорится в 6-м предложении, можно только летом, следовательно, ответом служит именно 6-е предложение. Так можно учить детей отделять существенное от несущественного.)

Как ты думаешь, кто старше — Ира или Наташа? Как тебе кажется, кто они друг другу — мать и дочь, сестры, подруги?

2 группа
3

6
8

Прочитай словосочетания. Что можно пить? (Малиновый кисель. Напиток из вишен.)

Какого цвета васильки?

Как ты думаешь, чудовище доброе или злое? Расскажи, почему ты так думаешь.

3 группа
2
4
7

В каком словосочетании говорится о музыкальном инструменте? (Новая арфа.)

Что пил кот Мурлыка?

Ира гуляла в городском парке. Это правильное утверждение?

4 группа
1

2
7

В каком словосочетании говорится об автомобиле? (Неполадка в моторе. Затормозил у забора.)

Где живёт дедушка?

Как ты думаешь, сколько лет Маринке?


1 группа

щи
вы
мы
ты
да
до
за
на
по
то
 
и-ва
имя
ухо
эхо
яма
еда
оса
усы
уха
юла

 

*
или
обе
ещё
она
 
ба-ня
буря
бусы
ваза
вата
воля
гуща
дата
дача
дело
доля
дума
дыня
дядя
жало

каша
кожа
кофе
лапа
лето
липа
лира
лужа
лупа
лыжи
люди
мама
мода
море
мыло
мясо
небо
ноты
ноша
няня
папа

пара
пена
пища
поле
пони
рама
рана
репа
роза
роща
рыба
сажа
сало
сани
семя
сено
сила
сито
сода
соня
соты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

суша
тело
тема
темя
тётя
тина
туча
фара
фото
чаша
чаща
чудо
шило
шина
шуба
щука
весы
вода
гора
губа
депо
дитя
дуга

духи
душа
дыра
жара
жена
заря
зима
зола
кино
коза
кора
коса
лиса
лицо
луна
мука
нога
нора
перо
пила
поля
пора
пюре

пята
река
рога
роса
рука
село
сова
 
 
 

софа
тире
фата
цена
часы
щека
*
дула
мыла
пела
села
шила

была
вела
дала
жила
лила
мела
*
лихо
мало
мило
надо
ниже
рано
реже
сухо
сыро
тихо
туже
хуже
чище
шире
куда
сюда

а-ку-ла
арена
атака
афиша
обида
опора
опята
осока
осина
охота
удача
учёба
овощи
 
 
 
 
 
озеро
улица
юноша
ябеда
ягода

 

*
иначе
около
итого
 
за-те-я
какао
лилия
линия
пение
серия
радио
талия
чешуя
 
ги-е-на
диета
каюта
коала
лиана
наука
поэма
пауза

бе-рё-за
беседа
болото
бумага
ворона
ворота
газета
галоши
гитара
гусыня
добыча
долина
досада
дорога
железо
забота
задача
заноза
защита
кабина
калина
канава
карета

качели
колено
копыто
корона
корова
корыто
коряга
куница
лавина
лачуга
лопата
лосины
макака
малина
махина
машина
мимоза
минута
монета
начало
неделя
перила
перина

пещера
пижама
погода
погоня
победа
полено
поляна
порода
посуда
работа
разиня
ракета
ракита
резина
рябина
синица
сирена
собака
солома
сорока
телега
тихоня
фигура

волосы
выборы
дерево
жалоба
зарево
золото
камера
курица
личико
логово
лысина
музыка
 пагода
пазуха
палуба
пасека

пахота
пугало
радуга
ратуша
родина
ролики
рощица
рыбина
физика
финики
хижина
ходики
часики
чудище
чучело

 

борода
борона
бузина
высота
голова
духота
колесо
кожура
конура
молоко
небеса
полоса
решето
сапоги
седина
семена
синева
сирота
тишина
чепуха
чудеса
ширина
широта

*
будила
велела
водила
возила
вязала
висела
давала
жалела
жевала
задела
качала
кивала
купала
купила
кусала
лакала
лепила
любила
махала
месила
полола
пугала

решила
ругала
сидела
солила
чинила
читала
*
четыре
пятеро
семеро
тысяча
*
богато
готово
лениво
налево
сурово
весело
досуха
досыта
заново
нехотя
путано

велико
высоко
горячо
далеко
тяжело
хорошо
широко
 
о-ко-ли-ца
убежище
ящерица
единица
ежевика
оборона
оригами
 
бе-го-ни-я
везение
вязание
деление
доверие
дыхание
желание

задание
кипение
купание
лечение
мелодия
падение
питание
решение
селение
событие
течение
фамилия
батарея
запятая
лотерея
 
ва-ре-ни-ки

горошина
каникулы
соломина
царапина
черёмуха
чудовище

гусеница
луковица
пуговица
путаница
 раковина
балерина
вереница
голенище
королева
кукуруза
макароны
небылица
непоседа
панорама
перемена
передача
пирамида
писанина

 

повариха
половина
рукавица
середина
серенада
суматоха
топорище
черепаха
черепица
шаровары
шевелюра
*
выносила
говорила
добежала
заводила
завязала
заревела
показала
понимала
*
накануне
поневоле

мо-ро-же-но-е

выражение

вычитание

вышивание

ликование
любование
наказание
нападение
новолуние
поведение
повеление
помещение

поручение
репетиция
рисование
рукоделие
сочетание
сочинение

ка-ра-ка-ти-ца
математика
переносица
литература

1.        Мама и Лиза. Роща у горы. Мыла руки. Косы у Маши. Руки шире! Щука в реке. Няня села. Тётя Оля. Туча на небе. Лила воду. Была зима. Перо совы. Лиса в норе. Кора липы. Ещё рано. Рога лося. Осока у озера. (41)

2.        Белые волосы. Вымытая посуда. Розовая пижама. Горячее какао. Марина болела. Капала вода. Зелёная горошина. Хорошие люди. Золотые руки. Высокое небо. Тикали часики. Начало недели. Лакала молоко. (26)

3.        Широкая улица. Весёлая беседа. Горели фонари. Вязала рукавицу. Жареное мясо. Именины Веры, Нади, Любы и Сони. Чинили сапоги. Любимая собака. Махала руками. Хоровое пение. Малина на поляне. (27)

* * *

4.        Ребята купали коня. Лена моложе Оли. Вороны сидели на заборе. Половина пути уже позади. Маляры белили ворота. Около норы лежала лисица. Весёлые каникулы – хорошая пора. Повариха варила макароны. Таня на уроке решила четыре задачи. (34)

5. На озере жили белые лебеди. Саша и Полина собирали помидоры. Дети переходили дорогу парами. Ежевика, малина, голубика, куманика – это ягоды. По радио передавали любимую Юлину мелодию. Ребята положили вещи на поляне и побежали к реке. (35)

6.        Мы доехали до леса на машине. В мае родители подарили Володе ролики. «Почему посуда ещё не вымыта?» - ругала мама Карину. Черепаха высунула голову и пожевала кожуру банана. Гуси-лебеди полетели в село и утащили Ванюшу. (35)

* * *

7.        На берегу моря были натянуты сети. Они были похожи на седую паутину. Эти сети натянули рыбаки. Сетями они ловили в море рыбу. (22)

8.        Наташа сидела на даче в огороде и ела сырую кукурузу. Марина говорила Наташе: «Не бери сырую кукурузу!». Марина наварила кукурузы и посолила её. Хороша варёная кукуруза! (26)

9.        Лариса и Вика ходили по улицам города. Вика захотела мороженого. Она тянула Ларису за руку и говорила: «Купи, Лариса, ореховое мороженое». Но орехового мороженого не было, и Лариса купила Вике ананасовое. (31)

10.      Таня гуляла в долине по берегу реки и увидела пещеру. Около пещеры одиноко зеленело дерево. Таня села в его тени. Выбежала из пещеры ящерица. Тихо пела какая-то пичуга на дереве. Она была похожа на синицу. (36)

 

2 группа

ёж
ил
ум
ус
юг
ел
ах
им
их
он
ух
эх
 
бал
бас
бег
боб
бок
бык
вес
вид

воз
газ
год
дар
дед
дог
дом
дуб
душ
дым
жар
жир
жук
зал
зов
зуб
кит
ком
кот
лай
лак
 

лев
лес
лещ
лёд
лоб
лов
лом
луг
лук
луч
люк
май
мак
мел
мех
меч
мёд
мир
мох
муж
мяч

нож
нос
нюх
пар
пас
пёс
пол
пух
рак
рис
ров
рог
род
рой
рот
ряд
сад
сев
сок
сом
сон

суд
сук
суп
сын
сыр
таз
ход
хор
чай
час
чиж
шаг
шар
шум
щит
*
вёл
мёл
нёс
сел
рос
тёр
шёл

*
вот
как
мой
нет
сам
так
там
тут
 
боль
вещь
гусь
даль
день
дочь
конь
лень
лось
мазь
мель
моль
мышь

ночь
пень
печь
путь
речь
рожь
роль
руль
 
 
 
 
 
рысь
рябь
сеть
соль
тень
течь
тюль
царь
цепь
щель

*
быть
вить
выть
дать
дуть
жить
лечь
лить
мочь
мыть
мять
ныть
петь
печь
пить
рыть
течь
шить
*
нуль
пять
семь 

и-ней
ирис
овод
овощ
опыт
угол
узел
ужас
ужин
улей
юмор
ящер
ящик
енот
изюм
ирис
итог
обед
овал
овёс
орёл
орех
осёл

 

отец
очаг
убор
удав
удар
 
 
 
 
 
 
удод
узор
укол
упор
урок
утёс
утюг
уход
этаж
этап
юнец
язык

*
алый
юный
иной
*

едет
ищет
учит
идёт
одел
упал
ушиб
 
о-бувь
окунь
осень
уголь
якорь
огонь
олень
*
ехать
охать

икать
обуть
одеть
ожить
удить
уметь
учить

ве-ер
заяц
пояс
баян
маяк
паук
пион
поэт
союз
 
ро-яль
*
доить
паять
поить

 

бе-рег
бубен
веник
ветер
вечер
волос
ворон
ворот
выбор
вывих
вывод
выход
голод
голос
город
домик
дятел
замок
запад
запах
колос
конюх
кубик

 

кузов
купол
кучер
лотос
лидер
лютик
месяц
минус
мякиш
невод
номер
палец
парус
перец
пёсик
повар
повод
полюс
ранец
ребус
робот
рупор
рыжик

 

рынок
сахар
север
сокол
танец
 
 
 
 
 
 
терем
топот
тюбик
факел
филин
финик
финиш
фокус
хобот
холод
шёпот
шорох

 

багаж
базар
балет
банан
баран
батон
белок
берет
бидон
бобёр
бугор
букет
буфет
вагон
вожак
волан
газон
гамак
гараж
герой
горох
диван
живот

жилет
жираф
забег
забор
завод
загар
заказ
закон
замок
запас
зефир
кабан
калач
камыш
канал
каток
кефир
ковёр
кокос
комар
комок
конец
кочан

 

кулак
кулёк
кусок
ларец
лимон
лопух
малыш
маляр
манеж
мешок
мороз
моряк
мотив
мотор
музей
набор
 
 
 
 
налим
намёк
народ

нарыв
наряд
насос
носок
падеж
пакет
палас
парад
парик
паром
певец
пенал
пенёк
перёд
песец
песок
петух
пилот
пират
пирог
побег
погон
пожар

показ
покой
покос
полёт
полив
порез
порог
порыв
потоп
поход
почёт
пошив
пупок
пучок
пушок
пятак
редис
режим
резец
репей
рожок
роман
рукав

 

рулет
рулон
ручей
рыбак
рывок
рычаг
сазан
салат
салют
сапог
сарай
сачок
седок
сезон
силач
синяк
сироп
собор
совет
совок
сосед
сосуд
судак

 

сурок
сучок
сынок
сырок
табун
талон
товар
томат
топор
тулуп
туман
тупик
тягач
фазан
финал
халат
хомяк
хорёк
чепец
чехол
чудак
чулан
чулок

 

шакал
шалаш
шалун
шатёр
шофёр
шуруп
 
 
 
 
 
щегол
щенок
щиток
*
белый
бурый
вялый
голый
дикий
левый
лысый
милый

 

новый
пеший
полый
русый
рыжий
синий
тихий
тощий
хилый
целый
щучий
живой
седой
сухой
сырой
тугой
тупой
худой
*
мигом
шагом
навек
никак

би-вень
 
 
 
 
 
 
 
витязь
голубь
жёлудь
житель
запись
зелень
камень
коготь
корень
лебедь
лекарь
ливень
лодырь
локоть
лошадь

 

мебель
мелочь
мякоть
насыпь
ноготь
память
пекарь
помощь
пудель
рыцарь
соболь
темень
тополь
герань
деталь
дикарь
карась
кисель
король
ладонь
ломоть
лосось
любовь

медаль
метель
модель
пароль
печаль
пузырь
ремень
сирень
сухарь
тюлень
фасоль
фонарь
шинель
щавель
*
видеть
думать
жарить
кушать
мазать
резать
топать
цокать

 

бежать

беречь
бодать
будить
висеть
водить
возить
вязать
дарить
дышать
катать
кивать
кидать
кипеть
колоть
копать
косить
купать
купить
летать
ловить
любить
махать
огурец
уговор
уголёк
уголок
удалец
узелок
ураган
урожай
ученик
экипаж
этикет
юбилей
ювелир
язычок
*
единый
ежовый
еловый
обутый
одетый
унылый
усатый
утиный

 

 

мигать
мотать
носить
пилить
полоть
понять
потеть
пугать
ругать
солить
сорить
тереть
толочь
точить
тушить
тянуть
ходить
чинить
читать
шагать
шуметь
шутить
щипать
у-чи-тель
уровень
*
обижать
обувать
одевать
уводить
убегать
убирать
улетать
уходить
 
хо-зя-ин
радиус
ручеёк
сериал
 
 
 
 
 
 
фараон

 

*
восемь
девять
десять
 
а-на-лиз
арахис
обычай
огарок
опёнок
ужонок
умелец
упадок
утёнок
учёный
абажур
ананас
аромат
ералаш
ободок
оборот
огонёк
огород
бо-ти-нок
гусёнок
десяток
детёныш
желудок
колодец
котёнок
кусочек
замочек
зародыш
затылок
лисёнок
лосёнок
любимец
механик
мешочек
мизинец
морозец
мышонок
напиток
питомец
подарок
порядок

 

посёлок
початок
ребёнок
рисунок
рогалик
румянец
синоним
сыночек
товарищ
выводок
занавес
колокол
молодец
тетерев
шиворот
барабан
бегемот
бережок
боровик
бугорок
василёк
великан
ветерок

 

вечерок
 
 
 
 
 
 
 
водолаз
водопад
воробей
генерал
голосок
дирижёр
жеребец
кабачок
капитан
капюшон
каравай
караван
карапуз
кашалот
кипяток

 

козырёк
колобок
корешок
коридор
косогор
котелок
кошелёк
кузовок
кулачок
леденец
ледокол
ледоход
лилипут
локоток
магазин
манекен
маринад
материк
молоток
монитор
мотылёк
моховик
мужичок

муравей
мухомор
новичок
новосёл
ноготок
номерок
носорог
парашют
паренёк
паровоз
пароход
 
 
 
 
 
пеликан
перевод
перевоз
перелёт
переход
петушок
пешеход

 

пирожок
поводок
поворот
половик
полотёр
помидор
попугай
порошок
потолок
поцелуй
пузырёк
пылесос
пятачок
рафинад
ремешок
ротозей
рулевой
рыболов
рычажок
самовар
самолёт
санитар
сапожок

сарафан
семафор
сеновал
сенокос
силомер
соловей
сувенир
табурет
телефон
теремок
тугодум
фитилёк
хоботок
холодок
хохолок
чародей
часовой
человек
чемодан
черенок
шагомер
шалопай
шоколад

 

*
богатый
варёный
великий
весёлый
высокий
готовый
горячий
гусиный
далёкий
дубовый
зелёный
куриный
ленивый
любимый
могучий
мочёный
мышиный
носатый
пахучий
печёный
пузатый
пуховый

 

румяный
рыбачий
садовый
солёный
суровый
сушёный
текучий
точёный
тяжёлый
ходячий
хороший
чубатый
широкий
жареный
липовый
ломаный
луковый
молотый
путаный
рисовый
розовый
чищеный
щипаный

 

водяной
волевой
годовой
голубой
деловой
золотой
ледяной
луговой
меховой
молодой
носовой
пожилой
полевой
хоровой
*
заденет
бережёт
доведёт
*
нагишом
наконец
натощак
целиком

во-ди-тель
писатель
родитель
читатель
 
 
 
 
селезень
перечень
поручень
богатырь
карамель
карусель
молодёжь
*
довесить
закинуть
замазать
заметить
работать
хихикать
чирикать

 

веселить
волочить
выбирать
выводить
говорить
доверять
доказать
заварить
завязать
загореть
замечать
запасать
затупить
кипятить
моросить
набирать
накупить
наложить
ночевать
подарить
показать
поливать
положить

получить
помогать
поручить
посадить
потянуть
починить
рисовать
собирать
сочинить
целовать
щебетать
щекотать
 
жа-во-ро-нок
воронёнок
жеребёнок
математик
поварёнок
полушубок
поросёнок
санаторий
телевизор
человечек

 

велосипед
ветеринар
локомотив
мусоровоз
*
банановый
берёзовый
гороховый
малиновый
мороженый
резиновый
рябиновый
сиреневый
щавелевый
волосатый
кипячёный
комариный
лошадиный
лягушачий
моложавый
полосатый
тополиный
черепаший

 

за-ма-ни-вать
замусорить
барабанить
заморозить
занавесить
заработать
заговорить
загородить
заночевать
запорошить
запоминать
нарисовать
насобирать
переводить
перевозить
переживать
переходить
поговорить
поцеловать
 
ли-но-ле-ум
материал
хамелеон

1.        Веет ветерок. Ревёт бычок. Лежит удав. Липовый мёд. Молодой ветеринар. Метёт метель. Надеть берет. Вышел на морозец. Кивал головой. Пирожок с рисом. Шумел камыш. Розовый сарафан.

2.        Тяжёлый чемодан. Показал фокус. Починить карусель. Сидел под тополем. Купил сахар-рафинад. Пищит комар. Слышен голос. Ледоход на реке. Дымок над селом. Нужен полив. Запоминать дорогу. (26)

3.        Ледокол «Седов». Сушёный банан. Мужичок с ноготок. Малиновый кисель. Самолёт над лесом. Пузатый самовар. Дешёвый сувенир. Номер телефона. Напиток из вишен. Румянец на щеках. Огонёк за поворотом. (27)

* * *

4.        Мышонок жил под полом сарая. Рыжий муравей тащил соломину. Юрий Иванович вошёл в вагон. Коля соорудил шалаш из веток. В этом году хороший урожай яблок. Рыболов сидел на берегу уже целый час, но рыба не ловилась. (36)

5.        Летом Валерик работал на сенокосе. Василий Семёнович варил гороховый суп. За городом в осиновой роще жил Мышиный король. Убежал Колобок от бабы и деда на волю и попал Лисе на зубок. На тихой поляне под дубом вырос молодой боровик. (39)

* * *

6.        На берегу озера рос полевой василёк. Он был голубой, как небо, как вода в озере. Тихий ветерок качал его. А василёк хотел улететь высоко в небо. (26)

7.        В далёком солёном море жил кашалот. Могучий кашалот целый день лежал на воде и пел. Как-то раз весёлый тюлень загадал ему ребус. С тех пор кашалот не поёт, а день и ночь думает. (34)

8.        В пещере жило чудовище с серыми рогами. Его голова была выше самого высокого дерева. Чудовище ловило рыбу и жарило её на обед. Вечерами оно сидело около пещеры и думало о том, как хорошо было бы иметь товарища, с которым можно поговорить.

Как-то раз к пещере подошёл Ивасик. Он собирал ягоды и потерял дорогу домой. Он увидел чудовище и подумал: «Оно меня зажарит, как рыбу». А чудовище подумало: «Теперь у меня будет товарищ». (73)

9.        Был у короля любимый петушок. Он будил короля на заре. Король давал петуху гороху и зёрен, а петушок ходил по залу и кукарекал. От этого у короля было хорошо на душе.

Один раз попал король в беду, а конюх его выручил. Обещал король конюху любой подарок. Указал конюх на петуха, который будит на заре. Не хотел король дарить петуха, но делать нечего. Обещание нарушать негоже.

В народе говорят: уговор дороже денег. (71)

3 группа

ар-ка
арфа
ёлка
утка
утро
юбка
юнга
яхта
игла
игра
изба
икра
овца
окно
очки
ушко
ядро
яйцо
*
ярко
ясно

 

бан-ка
басня
башня
белка
бочка
будка
буква
булка
ванна
верба
ветка
вилка
вишня
галка
горка
горло
губка
дочка
дудка
дужка
дымка

дырка
жажда
капля
карта
каска
кепка
корка
кофта
кочка
кошка
кукла
кухня
лавка
лампа
ласка
ласты
лента
лодка
ложка
майка
маска

масло
масса
марля
мачта
место
миска
мойка
нитка
ножка
норка
палка
папка
парта
паста
пачка
пашня
пенка
песня
печка
пихта
полка

почва
почка
почта
пятка
рамка
рейка
рифма
рожки
ручка
сабля
сетка
сойка
соска
 
 
 
 
судно
сумка
сумма
сутки
сушка
тайна

тачка
тёрка
тесто
тонна
точка
тумба
туфли
тыква
форма
фишка
цапля
цифра
чайка
чашка
чешки
шайба
шапка
шашки
шишка
шорты
шутка
щепка
щётка

бедро
ведро
весло
весна
возня
волна
добро
доска
дупло
земля
зерно
копна
метла
метро
мечта
петля
пурга
пятно
ребро
седло
сосна
суфле
тайга

такси
тахта
тепло
толпа
тоска
халва
черта
число
шоссе
щипцы
*
вейте
дайте
дуйте
лейте
пейте
пойте
мойте
ройте
сейте
шейте
пойми
пойти

*
верно
гордо
густо
долго
душно
жирно
ладно
людно
мирно
модно
мокро
мощно
низко
резво
резко
ровно
сытно
точно
часто
чётко
чисто
щедро

 

давно
легко
равно
темно
тепло
черно
*
когда
тогда
 
день-ги
долька
нянька
 
 
 
 
 
 
пальма
польза
полька
редька

 

борьба
гурьба
кольцо
коньки
мольба
пальто
письмо
пыльца
резьба
ходьба
*
больно
больше
вольно
горько
дальше
дельно
дольше
меньше
пыльно
раньше
сильно
тоньше

 

 

ап-те-ка
обнова
ограда
октава
оплата
орбита
основа
отвага
охрана
услуга
азбука
истина
облако
умница
яблоко
яблоня
 
дик-ци-я
лекция
лоджия
молния
партия
порция

 

бак-лу-ша
байдара
 
 
 
 
 
бандура
берлога
вершина
витрина
запруда
зарница
заслуга
картина
кассета
конфета
корзина
котлета
маслина
морщина
мужчина
пантера

 

награда
персона
подкова
подруга
пустыня
равнина
раздача
растяпа
реклама
ресница
система
суббота
супруга
таблица
теплица
терраса
тефтели
тигрица
частица
черника
чернила
чистюля
чужбина

женщина
зеркало
комната
ножницы
пятница
разница
ритмика
техника
фабрика
формула
хищница
шахматы
доброта
кенгуру
колбаса
мокрота
пастила
похвала
пустота
темнота
теснота
чернота
чистота

 

*
четверо
шестеро
полтора
 
боль-ни-ца
вельможа
 
 
 
 
 
кольчуга
культура
пельмени
мельница
мыльница
 
из-де-ли-е
история
условие
явление
орхидея

 

ат-ле-ти-ка
извилина
антилопа
эстафета
 
вол-не-ни-е
ворчание
компания
название
послание
почтение
равнение
развитие
растение
рождение
симпатия
собрание
согласие
создание
сомнение
терпение
фантазия
черчение

 

 

гос-ти-ни-ца
пословица
сокровище
падчерица
викторина
дискотека
земляника
мастерица
покрывало
пустомеля
сандалеты
 
ав-то-бус
избыток
историк
осколок
остаток
отрезок
отрывок
оттенок
экватор
экзамен
ягнёнок

 

абрикос
автомат
агроном
адмирал
адресат
 
 
 
 
 
 
 
 
акробат
алфавит
аппарат
аппетит
арлекин
аспирин
инженер
интерес
истукан
образец

 

*
игривый
орлиный
угрюмый
упрямый
усталый
игровой
угловой
 
ап-те-карь
изгородь
изморозь
*
испугать
обводить
обгонять
обливать
обмануть
обнимать
отдыхать
откачать
отрывать
уставать

гал-чо-нок
зайчонок
кондитер
кузнечик
набросок
посланец
поступок
тигрёнок
цыплёнок
баклажан
башмачок
бензовоз
вездеход
вертолёт
волкодав
господин
дождевик
каблучок
кислород
колпачок
листопад
мандарин
мармелад

 

микрофон
мушкетёр
пассажир
пастушок
персонаж
пиджачок
позвонок
поплавок
разговор
ресторан
родничок
 
 
 
 
 
 
саксофон
сорванец
сундучок
таксофон
тепловоз
теплоход

фантазёр
целлофан
цикламен
частокол
черновик
чурбачок
*
бодливый
вишнёвый
кедровый
кудрявый
литровый
махровый
медвежий
пернатый
почтовый
пугливый
сонливый
сосновый
тигровый
толковый
шершавый
шутливый

 

вежливый
ласковый
масляный
рейсовый
репчатый
рубленый
сумчатый
дождевой
земляной
легковой
тепловой
цирковой
числовой
чистовой
 
вер-ми-шель
вертикаль
секретарь
фестиваль
*
мурлыкать
подкинуть
разбавить

 

диктовать
мастерить
подвозить
подковать
поднимать
подтянуть
подходить
подшутить
разбирать
развязать
рифмовать
танцевать
 
милли-он
 
 
 
 
 
 
 
 
чемпион

 

вен-ти-ля-тор
медвежонок
композитор
подбородок
полководец
гиппопотам
комбинезон
магнитофон
*
поджаривал
подкидывал
подмигивал
подтягивал
маршировал
маскировал
сортировал
*
бамбуковый
бензиновый
каштановый
фарфоровый
парниковый
родниковый

1.        Белые нитки. Воют волки. Образец товара. Черновик решения задачи. Махровый халат. Почтовый голубь. Учить алфавит. Раннее утро. Полное ведро. Очки упали. Галка на ветке. Высокая волна. (26)

2.        Песня о весне. Широкое окно. Лежит игла. Новая арфа. Ветка вербы. Резиновая соска. Топлёное масло. Поехал на лифте. Сердитая моржиха. Родная земля. Таблица умножения. Игривый козлёнок. (26)

3.        Сильное волнение. Пятно от черники. Купим торты. Водные растения. На углу таксофон. Картофель в борще. Письмо от давнего товарища. Шишки на сосне. Охрана фабрики. Возьми больше! Вежливый человек. (28)

* * *

4.        Пантера и тигрица – это большие хищные кошки. Кот Мурлыка пил молоко. Возле террасы росла сосна. В тоннеле метро темно. На мельнице из зерна получают муку. Алеша легко забросил мяч в кольцо. В гуще леса на поляне росли черника и костяника. (40)

5.        Кенгуру носит детёнышей в сумке, которая расположена на животе. Яблоко от яблони недалеко падает. Полька, полонез, танго – это бальные танцы. Археологи нашли черепок от кувшина, которому тысяча лет. Миша разделил мандарин на четыре равные части. (35)

* * *

6.        В цирке арена. На арене факир. На голове у факира чалма. В цирке тишина, факир показывает фокус. Вот появилась из короба утка. Утка улетела, а у факира в руках палка. Чудеса! Играет музыка. Палки уже нет, а в руках у факира лента. (42)

7.        Бегала Ира по полю, собирала лютики. Очень они её радовали. Недалеко росли белые пахучие зонтики. У них были резные листья. Ира наклонилась, сорвала незнакомые растения и положила в букет.

Дома Ира поставила букет на полку около дивана. А к вечеру от сильного запаха у неё разболелась голова. Эти зонтики в народе так и называют – болиголов. (55)

8.        Из-за тёмного облака вышел ясный месяц. Он сиял на тихом небе и был похож на золотой рожок. Ласково и тихо журчали родники под шатрами могучих елей. Вышла на поляну медведица. Около неё бежал мохнатый медвежонок. Он пугливо косился на качающиеся ветки кустиков.

Подул ветер. Медведица подняла голову и повела носом. Медвежонок тоже закрутил головой. Ветер попахивал дымом. Рядом был лагерь геологов. Видно, геологи развели огонь возле палаток. (68)

 

4 группа

и-гол-ка
ириска
обивка
обувка
одежда
окошко
опилки
опушка
осадки
осанка
оценка
ошибка
уборка
указка
улитка
уловка
улыбка
утюжка
уценка
ушанка
ячейка
 

ёлочка
иволга
удочка
улочка
уточка
юбочка
ягодка
*
обидно
опасно
удачно
удобно
ужасно
упорно
 
бе-сед-ка
ботинки
букашка
булавка
бутылка
верёвка
 

воронка
деревня
добавка
догадка
дорожка
дощечка
заварка
завязка
загадка
заколка
замазка
записка
зарядка
калитка
капуста
катушка
качалка
коленка
колючка
коляска
конюшня

копилка
коробка
косынка
кукушка
ладошка
легенда
линейка
лужайка
лягушка
макушка
моторка
мочалка
надежда
находка
начинка
нашивка
новинка
ножовка
палатка
пекарня
пилотка
повидло
повозка

подошва
подушка
покупка
поливка
поломка
полянка
полоска
попытка
посылка
починка
походка
пушинка
пылинка
пятёрка
ракетка
ракушка
редиска
резинка
речушка
решётка
розетка
ромашка
рубашка

русалка
рыбалка
рыбёшка
салазки
секунда
селёдка
семейка
серёжка
солонка
соринка
соседка
сосиска
сурепка
сушилка
сынишка
тарелка
тележка
точилка
хозяйка
царевна
цепочка
черешня
щекотка

бабочка
бабушка
валенки
варежки
вешалка
вывеска
девочка
дедушка
донышко
заросли
курочка
ложечка
палочка
пёрышко
песенка
пуговка
 
 
 
 
пуночка
родинка
розочка

 

салочка
ситечко
сосенка
сумерки
сумочка
тапочки
тётушка
точечка
цыпочки
чашечка
чёлочка
шишечка
береста
каланча
серебро
чехарда
*
любезно
морозно
полезно
понятно
разумно
чудесно

бережно
жалобно
поровну
холодно
 
пи-яв-ка
фиалка
чаинка
*
заодно
сообща
 
ку-паль-ня
сосулька
читальня
вафелька
доченька
капелька
лисонька
петелька
реченька
рученька
туфелька

 

и-зю-мин-ка
учащийся
оболочка
оговорка
укоризна
упаковка
этажерка
этикетка
 
ру-са-лоч-ка
рябиновка
соловушка
балалайка
велогонка
замарашка
занавеска
канарейка
коромысло
мухоловка
мышеловка
мясорубка

 

невидимка
незабудки
неполадки
передышка
перепёлка
пересадка
побегушки
поварёшка
поговорка
полировка
полотенце
работёнка
рукавичка
самоделка
соковарка
сухомятка
табуретка
тюбетейка
шоколадка
заморозки
наволочка
 

 

за-тей-ни-ца
лимонница
молочница
песочница
поленница
полотнище
помощница
сухарница
художница
булочница
выдумщица
сахарница
годовщина
молодчина
 
во-рот-ни-чок
секундомер
*
замурлыкал
затормозил
потолковал

1.        Иголка и нитка. Улитка на листике. Ягодка малины. Закупка овощей. Лужайка у дома. Валенки на печке. Родинка на щеке. Неполадка в моторе. Посадка рассады. Наволочка на подушке. Затормозил у забора. (30)

2.        Капелька водички. Дедушка из деревни. Машеньке холодно. Хороша работёнка! Улыбка девушки. Рыбалка на зорьке. Маленькая русалочка. Вечерние заморозки. Донышко бутылки. Воротничок рубашки. (22)

3.        Возле этажерки табуретка. Этикетка на пузырьке. Лебяжье пёрышко. Сынишка кузнеца. Искать ракушки. Пересадка вишенки. Сосиски на тарелке. Ложечка в чашечке. Пожарная каланча. Танцевать на полянке. (25)

* * *

4.        На калитке висел зелёный почтовый ящик. Над ромашкой порхала бабочка-лимонница. Потянула иголочка ниточку – и вот пуговка на месте. Сидит на кочке Царевна-лягушка и ожидает Иванушку. Запекла бабушка изюминку в булочку. (32)

5.        Запонки заменяют пуговки на рукаве рубашки. Ребята оставили сумки и налегке побежали к озеру. Осинка, сосенка и берёзка росли на опушке леса. «Городок в табакерке» - это волшебная история о мальчике, который заглянул в музыкальную табакерку. (35)

* * *

6.        Побывала Маринка на море. А в море водичка солёная. «Это, наверное, от селёдки, - решила Маринка. - Селёдка ведь солёная, она в море живёт и море солит. Но почему же тогда остальные рыбы несолёные? Непонятно. У кого бы узнать?». (37)

7.        Перед обедом пошла Оля в подвал за капустой, а бабушка говорит: «Возьми фонарик, в подвале потёмки». Вечером идёт Оля в сад, а бабушка опять: «Возьми, Оля, фонарик, уже сумерки». Думает Оля: «И в потёмках темно, и в сумерках. Значит, потёмки и сумерки – это одно и то же?». А как ты думаешь? (51)

8.        Артём ученик. Он учится уже в 3 классе. В понедельник Артём поленился и не выучил урок. Учительница задала ему задачку, а Артём не мог её решить.

Печальный пошёл Артём домой. Говорить родителям или нет? Решил он не говорить. Но мама у Артёма умная и заботливая. Она увидела, что сынок невесел.

В народе говорят так: шила в мешке не утаишь. (59)

9.        После уроков ученики пошли с учителем в музей народных ремёсел. Там дети любовались узорными бордюрами и пышными цветами на подносах. Их рисуют в селе Жостово. Узнали дети и о мастерах из села Хохлома. Они делают золотую роспись на деревянной посуде и мебели. Эту роспись так и называют – хохлома. А какие удивительные фигурки из села Дымково! Яркие да нарядные. Богата наша земля талантами. (62)

10.      Маленькое слово «дом». Но обозначает оно разные жилища.

У кочевых народов дом ездит с хозяевами. Такие дома у цыган, их называют кибитками. У народов Азии переносные жилища из войлока – юрты. А жители Севера эвенки и чукчи называют свои дома «чум».

А на Руси дома не ездят. Они деревянные и называются избами. Мастера украшают их затейливой резьбой.

Дом – это и кибитка, и юрта, и чум, и изба, и ещё сакля горца, хижина папуаса. (72)

11. Случай на рыбалке.

На вечерней зорьке Гоша сидел с удочкой у глубокого речного омута около старой ветлы. Вдруг поплавок дёрнулся и ушёл под воду. Гоша подсёк, потянул удочку сперва легко, потом сильней и ещё сильней. В глубине омута что-то всклокотало, и по воде пошли круги. Гоша увидел, что из глубины всплывает нечто большое и тёмное. «Водяной! — встрепенулся Гоша и почувствовал, как его волосы встали дыбом. — Сейчас всплывёт и скажет страшным голосом: "Здравствуй, Гоша, а пожалуй-ка сюда, на дно!"»

Вода всё клокотала, большое и тёмное всё ближе. Гоша подпрыгнул, стремглав кинулся прочь от омута и наткнулся на папу, который шёл звать Гошу ужинать. «Там!.. Там!..» — вскричал Гоша, показывая рукой на омут. «Что? — удивился папа. — Ну, пойдем, взглянем».

Они подошли к воде. Отец поднял удочку и потянул. На поверхности воды показалась чёрная сгнившая ветвь дерева, которую Гоша зацепил крючком.

В народе говорят: у страха глаза велики. (143)


Дидактические материалы по окружающему миру

Методика использования материалов.

 

Данные дидактические материалы могут быть использованы учителями начальных классов, работающими как по учебникам Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова «Мы и окружающий мир»; И.П. Товпинец, Н.О.Борзовой, О.В.Крыловой «Окружающий мир», так и по любым УМК учебного предмета «Окружающий мир» в начальной школе. Дидактические материалы представлены для всех классов по темам, изучающимся на уроках окружающего мира в начальных классах. Могут быть использованы как на этапе актуализации знаний, так и на этапе первичного закрепления и первичного контроля.

Тексты заданий можно предъявлять учащимся на доске, карточках, слайдах презентаций. Время работы учащихся: 5-15 минут в зависимости от возраста учащихся и содержания упражнения. Проверка правильности  выполнения заданий осуществляется фронтально сразу или на следующем уроке. Возможна работа 2 учеников на «крыльях» доски при самостоятельной работе остальных с последующей проверкой. При этом отметки получают те, кто работал у доски, остальные сами оценивают свою работу. Возможна устная фронтальная работа с классом. (Смотри задания на работу с группой слов)

Критерии оценки: верно 100% (вся работа) –«5»,  IY уровень

верно больше 80%          -  «4»,  III уровень

верно больше 50%          - «3»,     II уровень

верно меньше 50%         - « 2»,     I уровень                                             

 

Результаты использования данных материалов показали, что качество обучения по предмету «Окружающий мир» составляет 83%. Успеваемость-100%. Любимым уроком в школе данный предмет называют 48% учащихся. Детям интересно показывать и проверять свои знания, они с нетерпением ждут интересные упражнения, придумывают свои.

     При создании материалов моим ориентиром являются слова В.А.Сухомлинского: «Ребёнок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких, трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве,  в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка».

 

1 класс.

1. Тема «Мой дом»

-Прочитайте слова.

Земля

Россия

Чусовой

- Почему их собрали в одну группу? (Это наш дом)

-Докажите.

(Земля- планета, на которой мы живём.

Россия – страна, в которой мы живём.

Чусовой – город, в котором мы живём.)

 

2. Тема «Календарь природы»

- Рассмотрите рисунки. (На доске 4 картинки с разными временами года)

- Что можете о них сказать? (На рисунках изображено одно и тоже место в разные времена года)

- Расположите их в таком порядке, как всё происходит в природе.

-Назовите зимние, весенние, летние, осенние месяцы.

-Какая картинка соответствует действительности?

 

3. Тема «Кошки»

1) - Отгадайте.

Чёрное

Тихонько дремало на полу.

Серое

Тихонько пряталось в углу.

Чёрное

Легонько лапой шевельнуло.

Серое

Проворно хвостиком вильнуло!

- Приладьте отгадку к загадке. (Кошка и мышка)

2)Презентация «Кошки» (См. приложение)

 

4. Тема «Мой аквариум»

- Отгадайте.

Стеклянный дом,

А в доме том

Во все концы

Снуют жильцы. (Аквариум)

 

5. Тема  «Живая природа»

Игра «Да - нет-ка»

 

-Я загадала объект живой природы. Догадайтесь, кто (что) это?

- Определите  объект по вопросам. Я буду отвечать только да или нет.

 

 

2 класс

 

 

  1.Тема «Смена времён года»

Диктант.

А) Модель Земли. (Глобус)

Б) Изображение земной поверхности. (Карта)

В) Воображаемая линия, сделанная в виде металлического стержня у глобуса. (Ось)

Г) Время, за которое наша планета совершает полный оборот вокруг своей оси. (Сутки)

Д) Умение определять своё местоположение в пространстве. (Ориентирование)

Е) Основные стороны горизонта. (Север, юг, запад, восток)

Ж) Точки, в которых концы земной оси выходят на поверхность. (Полюса)

З) Воображаемая линия, которая разделяет нашу планету на 2 полушария. (Экватор)

 

  2. Тема «Поверхность Земли»

- Закончи предложение:

1) Планета, на которой мы живём… (Земля)

2) Свет и тепло даёт… (Солнце)

3) С наступлением ночи на небе появляются… (Звёзды)

4) Всё, что вы записали, называется… (Космические тела)

 

  3. Тема «Материки и океаны»

1) - Закончи предложение:

А) Поверхность Земли состоит из … (Суши и воды)

Б) Воды Земли называются… (Мировым океаном)

В) Огромная часть суши называется… (Материком)

Г) Наша страна находится на материке…(Евразия)

Д) Материки делят Мировой океан на… (Океаны)

Е) Части океанов, которые впадают в сушу, называются… (Морями)

2) Презентация «Материки и океаны» (См. приложение)

 

 

 

 

4)  Тема «Изображение земной поверхности на глобусе»

- Закончи предложение:

1) Планета Земля - …(Живая планета)

2) Она имеет форму… (Шара)

3) Видимое вокруг нас пространство называется… (Горизонт)

4) Линия, по которой небо, кажется, граничит с землёй, называется… (Линия горизонта)

5) Поверхность Земли состоит из …(Суши и воды)

6)  Огромные участки суши называются… (Материками)

7) Океанов на нашей планете… (4): … (Северный Ледовитый, Тихий, Атлантический, Индийский)

5. Тема «Земля и Солнце»

- Разгадайте кроссворд.

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1) Модель Земли. (Глобус)

2) Синие участки нашей планеты. (Океаны)

3) Форма нашей планеты. (Шар)

4) Каким цветом на карте обозначены участки суши. (Коричневым)

5) Как называется планета, на которой мы живём? (Земля)

6) Что даёт тепло и свет? (Солнце)

7) Что появляется на небе с наступлением ночи? (Луна)

8) Что не излучает наша планета? (Свет)

 

 

6.       Тема «Грибы»

Диктант.

1)      Горячая подземная вода, бьющая фонтанами. (Гейзер)

2)      Движение воздуха. (Ветер)

3)      Особенность нашей планеты. (Жизнь)

4)      Наука, которая изучает живую природу. (Биология)

5)      Орган вкуса. (Язык)

- Обведите в 1 слове 1 букву, во 2 - 5, в 3 – 2, в 4 – 1 букву, в 5 – 3.

- Запишите слово. (Грибы)

- Что знаете о грибах ?

 

7. Тема « Хвойные и цветковые растения»

 - Отгадай и расскажи.

1) Я – болотное растение,

Конопатят мною стены,

Мягок, а не пух,

Зелен, а не трава. (Сфагнум)

2) Они появились в воде, а сейчас их можно встретить не только в реках и озёрах, морях и океанах, но и горах, пустынях всех частей света. ( Водоросли)

3) А эти растения – загадка для учёных до сих пор. В них  2 организма. (Лишайник)

4) – Растение, цветки которого увидеть в ночь на праздник Ивана Купалы считалось за счастье. (Папоротник)

 

3 класс

 

1. Тема «Вода в твёрдом состоянии»

- Запишите ответы на вопросы.

1) Тёплое течение в Атлантическом океане (Гольфстрим)

2) Каким свойством обладают все жидкости? (Текучесть)

3) Водная оболочка Земли. (Гидросфера)

4) Знаменитый португальский мореплаватель, который плыл из Европы в Индию. (Васко де Гама)

5) Охлаждённый водяной пар, поднимаясь вверх, превращается в мельчайшие капельки воды, которые, сливаясь в большие, образуют… (Облака)

 6) Во что превращается пар, остывая в воздухе? (Туман)

7) Процесс перехода воды из жидкого состояния в газообразное. (Испарение)

8) Благодаря какому свойству воды мы можем увидеть дно водоёма. (Прозрачность)

9) Во что превращается вода при кипении? (Пар)

-Обведите в 1 слове 7 букву, во 2 -2, в 3 – 4, в 4 записи – 10 букву, в 5 – 1, в  6 – 3, в 7 – последнюю, в 8 – предпоследнюю, в 9- последнюю.

- Запишите слово. (Термометр)

- Что о нём знаете?

 

2. Тема «Географическое положение Азии»

- Разгадайте кроссворд.

1

 

 

5

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

По горизонтали:

1) Кто возглавил поход за Урал дружины казаков, организованный купцами Строгановыми? (Ермак)

2) Судья, правитель славян. (Князь)

3) Калита, Грозный. Что их объединяет? (Имя – Иван)

4) Имя автора первого писанного закона на Руси.

По вертикали:

5) Название части света. (Азия)

 

3. Тема «Наши соседи по Европе»

- Вспомните исторических деятелей по датам, связанных с ними событий.

1) 1581г (Ермак)

2) 1240, 1242г (Александр Невский)

3) 1147г (Юрий Долгорукий)

4) 1466г (Афанасий Никитин)

5) 1547г (Иван Грозный)

6) 1223г (Чингисхан)

7) 1072г (Ярослав Мудрый)

Обведите в 1 слове 1 букву, во 2 -3, в имени 3 деятеля – 2 букву, в имени 4 лица – 1 букву, в 5фамилии – 4, в  6 – 2, в 7 имени – первую букву. - Запишите слово. (Евразия)

 

4. Тема «Климат»

- Что это?

А) Многолетний режим погоды, характерный для данной местности. (Климат)

Б) Состояние атмосферы в данном районе за сутки, неделю, месяц . (Погода)

В) Что не является показателем климата?

1) Среднегодовая температура воздуха.

2) Атмосферные осадки.

3) Преобладающее направление ветров. (2)

Г) Причины образования на Земле разных климатов. (Количество тепла и влаги)

Д) Сколько основных климатических поясов на Земле? (7)

Е) В каком климате мы живём? (Умеренном)

 

 

5. Тема «Природные зоны суши Земли»

Что это?

1) Территории Земли с близкими климатическими условиями и почвами, на которых вырастают соответствующие растения и поселяются соответствующие животные. (Природные зоны)

2) Сколько их? (4)

3) Как называются? (Леса, степи, пустыня, тундра)

4) Чем определяются их особенности? (Климат, почва, растения и животные)

 

6. Тема «Тайга»

- Найди пару.

1)Афанасий Никитин                                           А) Индия

2) Ермак                                                                 Б) Северный Ледовитый океан

3) Новгородцы                                                      В) Палестина

4) Русские священники                                        Г) Сибирь

(1-А, 2-Г, 3-Б, 4-В)

 

7. Тема «Первые русские князья»

-Прочитайте слова. Значения каких из них можете объяснить?

ладья

князь

Днепр

варяги

греки

купцы

 

8. Тема «Древнерусская культура»

Исторический диктант.

-Запишите дату события (1 Вариант)и историческое лицо. Связанное с этим событием (2вариант).

1) Расселение славян (YI век, князь Кий)

2) «Русская правда»- первый писанный закон на Руси. (XI век, Ярослав Мудрый)

3) Распространение грамотности, первые школы. (X век, князь Владимир- Красное Солнышко)

4) Образование Киевской Руси. (IX век, князь Олег)

5) Принятие христианства на Руси. (988 год, князь Владимир)

 

4 класс

 

1. Тема «Пользование градусной сеткой»

- Прочитайте слова.

Экватор

Полюс

Меридиан

Параллель

- Почему их собрали в одну группу? (Это линии и точки на карте и глобусе)

-Что о них знаете?

 

 

2.Тема «Географическое положение Америки»

-Разгадайте кроссворд.

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По горизонтали:

1) Второй по размерам океан.(Атлантический)

2) Португальский капитан, совершивший первое кругосветное путешествие. (Магеллан)

3) Корабль (Каравелла)

4) Огромный участок суши, окружённый со всех сторон водой. (Материк)

5) Самый большой и глубокий океан на Земле. (Тихий)

6) Испанский мореплаватель, решивший достичь Китая и Индии с востока на запад. (Колумб)

7) Сторона горизонта, противоположная востоку. (Запад)

-Прочитайте слово, получившееся по вертикали. (Америка)

 

3. Тема «Исторические источники"

Здесь названы источники знаний по истории. Распределите их на группы, назовите  каждую группу:

1)      берестяные грамоты, 2) песни, 3) «Домострой»,

4) останки человека и животных, 5) былины, 6) сказки,

7) посуда, 8) орудия труда, 9) летописи, 10) оружие.

 

 

 4.Тест по теме «Клетка»

-Найди ответ на вопрос и соедини линией.

 

Вопросы                                                         Варианты ответов

А. Как называется мельчайшая                    1.Оболочка

живая частица нашего тела?                         2.Питательные вещества

Б. Что выделяет клетка при дыхании?        3.Нервная клетка

В. Как называется процесс увеличения      4.Кислород

количества клеток?                                        5.Клетка

Г. Какая клетка имеет множество                6.Мышечная клетка

отростков, напоминающих ветви дерева?   7.Цитоплазма

Д. Что использует клетка при питании?      8.Деление

Е. Какая клетка может сокращаться?           9.Клетка крови

Ж. Что находится в центре клетки?             10.Углекислый газ

                                                                         11.Клетки кожи

                                                                         12.Ядро

 

 

5.Тест по теме «Скелет»

 -Найди ответ на вопрос и соедини линией.

 

                Вопросы                                                              Ответы

А. Каркас, который придаёт телу                 1.Вода

размеры, форму, защищает,                          2. Особый состав

поддерживает внутренние                            3.Скелет

органы в определённом                                4. Позвоночник

положении называется …                             5. Строение костной клетки

Б. Из каких частей состоит скелет?              6. Голова

В. Как называется часть скелета,                  7.Череп

кости которой соединены                              8. Грудная клетка

неподвижно?                                                   9. Туловище

Г. Кости какой части скелета                        10. Возраст

соединены полуподвижно?                           11. Конечности

Д. Что придаёт прочность костям?               12. Органические вещества

Е. От чего зависит состав костей?                 13. Качество пищи

Ж. Какие вещества содержатся                      14. Минеральные вещества

в костях?

 

6. Проверочная работа по теме  «Скелет»

А) Из каких отделов состоит скелет человека? Запиши.

 

                                        Скелет человека

 

 

 

 


_________________       __________________       _________________

 

Б) Раздели на группы. Запиши каждую с новой строки. Дай название группе.

 Плечо, верхняя челюсть,  стопа, рёбра, кисть, предплечье, позвоночник, голень, нижняя челюсть, грудина, череп, бедро.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

7.      Тест по теме «Кожа»

-Найди ответ на вопрос и соедини линией.

Вопросы                                                             Ответы

А. Что задерживает кожа и не                      1. Воздух

пропускает внутрь нашего тела?                  2. Холод

Б. А что выделяет кожа?                                3.Вода

В. Что очищает русская баня?                       4. Пот

Г. Кто погибает на чистой коже?                  5.Расширяются

Д. Что происходит с кровеносными             6.Нервные окончания

сосудами,  когда кожа бледнеет?                  7.Поры

Е. Чем воспринимает кожа севшую              8.Микробы

на лоб муху?                                                    9. Солнечный ожог

Ж. Что может произойти при долгом           10. Тепло

лежании на солнце?                                        11.Жир

                                                                           12.Суживаются

 

8. Тест по теме «Горные породы»

 -Найди ответ на вопрос и соедини линией.

Вопросы                                                                               Ответы

А. Основатель Минералогического музея                    1. Ньютон

Б. Из чего состоят горные породы?                               2.Минералы

В. Что входит в состав минералов?                               3.Гранит

Г. Места, где находятся большие скопления                4.Известняк

полезных ископаемых?                                                    5.Ломоносов

Д. Какие бывают горные породы?                                 6.Месторождения

Е. Из чего состоят минералы?                                         7.Твёрдые

Ж. Как называются горные породы,                               8. Молекулы

которые добывают для хозяйственного                         9. Жидкие

использования из недр земли или с её                           10. Атомы

поверхности?                                                                    11. Газообразные

З.Горная порода, которая состоит из                              12.Частица

нескольких минералов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                      Составила: Резванова С.В.

                                                                        г.п. Пойковский , 2022 г.


 

Дидактический материал по литературному чтению и окружающему миру (1-4 класс)

Дидактический материал по литературному чтению и окружающему миру (1-4 класс)

Занятие с первоклассниками длится 10—15 минут, с учениками 2—4 классов — 15—20 минут

Занятие с первоклассниками длится 10—15 минут, с учениками 2—4 классов — 15—20 минут

Во-вторых , пособие может быть использовано как материал для словарной работы

Во-вторых , пособие может быть использовано как материал для словарной работы

Таким образом, задавать вопросы на понимание смысла прочитанного следует тогда, когда процесс чтения более или менее автоматизирован

Таким образом, задавать вопросы на понимание смысла прочитанного следует тогда, когда процесс чтения более или менее автоматизирован

После этого взрослый задаёт вопрос на понимание смысла прочитанного

После этого взрослый задаёт вопрос на понимание смысла прочитанного

1 группа щи вы мы ты да до за на по то и-ва имя ухо эхо яма еда оса усы уха юла * или обе…

1 группа щи вы мы ты да до за на по то и-ва имя ухо эхо яма еда оса усы уха юла * или обе…

фара фото чаша чаща чудо шило шина шуба щука весы вода гора губа депо дитя дугадухи душа дыра жара жена заря зима зола кино коза…

фара фото чаша чаща чудо шило шина шуба щука весы вода гора губа депо дитя дугадухи душа дыра жара жена заря зима зола кино коза…

корыто коряга куница лавина лачуга лопата лосины макака малина махина машина мимоза минута монета начало неделя перила перинапещера пижама погода погоня победа полено поляна порода…

корыто коряга куница лавина лачуга лопата лосины макака малина махина машина мимоза минута монета начало неделя перила перинапещера пижама погода погоня победа полено поляна порода…

чинила читала * четыре пятеро семеро тысяча * богато готово лениво налево сурово весело досуха досыта заново нехотя путано велико высоко горячо далеко тяжело хорошо…

чинила читала * четыре пятеро семеро тысяча * богато готово лениво налево сурово весело досуха досыта заново нехотя путано велико высоко горячо далеко тяжело хорошо…

Мама и Лиза. Роща у горы. Мыла руки

Мама и Лиза. Роща у горы. Мыла руки

ах им их он ух эх бал бас бег боб бок бык вес видвоз газ год дар дед дог дом дуб душ дым жар жир…

ах им их он ух эх бал бас бег боб бок бык вес видвоз газ год дар дед дог дом дуб душ дым жар жир…

узел ужас ужин улей юмор ящер ящик енот изюм ирис итог обед овал овёс орёл орех осёл отец очаг убор удав удар удод узор укол…

узел ужас ужин улей юмор ящер ящик енот изюм ирис итог обед овал овёс орёл орех осёл отец очаг убор удав удар удод узор укол…

забор завод загар заказ закон замок запас зефир кабан калач камыш канал каток кефир ковёр кокос комар комок конец кочан кулак кулёк кусок ларец лимон…

забор завод загар заказ закон замок запас зефир кабан калач камыш канал каток кефир ковёр кокос комар комок конец кочан кулак кулёк кусок ларец лимон…

би-вень витязь голубь жёлудь житель запись зелень камень коготь корень лебедь лекарь ливень лодырь локоть лошадь мебель мелочь мякоть насыпь ноготь память пекарь помощь пудель…

би-вень витязь голубь жёлудь житель запись зелень камень коготь корень лебедь лекарь ливень лодырь локоть лошадь мебель мелочь мякоть насыпь ноготь память пекарь помощь пудель…

ловить любить махать огурец уговор уголёк уголок удалец узелок ураган урожай ученик экипаж этикет юбилей ювелир язычок * единый ежовый еловый обутый одетый унылый усатый…

ловить любить махать огурец уговор уголёк уголок удалец узелок ураган урожай ученик экипаж этикет юбилей ювелир язычок * единый ежовый еловый обутый одетый унылый усатый…

бережок боровик бугорок василёк великан ветерок вечерок водолаз водопад воробей генерал голосок дирижёр жеребец кабачок капитан капюшон каравай караван карапуз кашалот кипяток козырёк колобок корешок…

бережок боровик бугорок василёк великан ветерок вечерок водолаз водопад воробей генерал голосок дирижёр жеребец кабачок капитан капюшон каравай караван карапуз кашалот кипяток козырёк колобок корешок…

любимый могучий мочёный мышиный носатый пахучий печёный пузатый пуховый румяный рыбачий садовый солёный суровый сушёный текучий точёный тяжёлый ходячий хороший чубатый широкий жареный липовый ломаный…

любимый могучий мочёный мышиный носатый пахучий печёный пузатый пуховый румяный рыбачий садовый солёный суровый сушёный текучий точёный тяжёлый ходячий хороший чубатый широкий жареный липовый ломаный…

Веет ветерок. Ревёт бычок. Лежит удав

Веет ветерок. Ревёт бычок. Лежит удав

Как-то раз к пещере подошёл Ивасик

Как-то раз к пещере подошёл Ивасик

сойка соска судно сумка сумма сутки сушка тайнатачка тёрка тесто тонна точка тумба туфли тыква форма фишка цапля цифра чайка чашка чешки шайба шапка шашки…

сойка соска судно сумка сумма сутки сушка тайнатачка тёрка тесто тонна точка тумба туфли тыква форма фишка цапля цифра чайка чашка чешки шайба шапка шашки…

охрана услуга азбука истина облако умница яблоко яблоня дик-ци-я лекция лоджия молния партия порция бак-лу-ша байдара бандура берлога вершина витрина запруда зарница заслуга картина кассета…

охрана услуга азбука истина облако умница яблоко яблоня дик-ци-я лекция лоджия молния партия порция бак-лу-ша байдара бандура берлога вершина витрина запруда зарница заслуга картина кассета…

дискотека земляника мастерица покрывало пустомеля сандалеты ав-то-бус избыток историк осколок остаток отрезок отрывок оттенок экватор экзамен ягнёнок абрикос автомат агроном адмирал адресат акробат алфавит аппарат…

дискотека земляника мастерица покрывало пустомеля сандалеты ав-то-бус избыток историк осколок остаток отрезок отрывок оттенок экватор экзамен ягнёнок абрикос автомат агроном адмирал адресат акробат алфавит аппарат…

Белые нитки. Воют волки. Образец товара

Белые нитки. Воют волки. Образец товара

Чудеса! Играет музыка. Палки уже нет, а в руках у факира лента

Чудеса! Играет музыка. Палки уже нет, а в руках у факира лента

легенда линейка лужайка лягушка макушка моторка мочалка надежда находка начинка нашивка новинка ножовка палатка пекарня пилотка повидло повозкаподошва подушка покупка поливка поломка полянка полоска попытка…

легенда линейка лужайка лягушка макушка моторка мочалка надежда находка начинка нашивка новинка ножовка палатка пекарня пилотка повидло повозкаподошва подушка покупка поливка поломка полянка полоска попытка…

Иголка и нитка. Улитка на листике

Иголка и нитка. Улитка на листике

Перед обедом пошла Оля в подвал за капустой, а бабушка говорит: «Возьми фонарик, в подвале потёмки»

Перед обедом пошла Оля в подвал за капустой, а бабушка говорит: «Возьми фонарик, в подвале потёмки»

Дидактические материалы по окружающему миру

Дидактические материалы по окружающему миру

Почему их собрали в одну группу? (Это наш дом) -Докажите

Почему их собрали в одну группу? (Это наш дом) -Докажите

Диктант. А) Модель Земли. (Глобус)

Диктант. А) Модель Земли. (Глобус)

Тема «Земля и Солнце» - Разгадайте кроссворд

Тема «Земля и Солнце» - Разгадайте кроссворд

Растение, цветки которого увидеть в ночь на праздник

Растение, цветки которого увидеть в ночь на праздник

Александр Невский) 3) 1147г (Юрий

Александр Невский) 3) 1147г (Юрий

Днепр варяги греки купцы 8

Днепр варяги греки купцы 8

Огромный участок суши, окружённый со всех сторон водой

Огромный участок суши, окружённый со всех сторон водой

В. Как называется часть скелета, 7

В. Как называется часть скелета, 7

Ж. Что может произойти при долгом 10

Ж. Что может произойти при долгом 10
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2022