Доклад: «Повышение мотивации к познавательной деятельности и учебе младших школьников» (Составила: Резванова С.В., НР МОБУ «ПСОШ № «2)
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка.
Знание и учет психологических особенностей детей младшего школьного возраста позволяют нам правильно выстроить нашу учебно-воспитательную работу в классах. Поэтому каждый учитель должен знать эти особенности и учитывать их в работе с детьми начальных классов.
Особенности возраста:
- дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе;
- совершенствование работы головного мозга и нервной системы;
- неустойчивость умственной работоспособности, повышенная утомляемость;
- нервно-психическая ранимость ребенка;
- неспособность к длительному сосредоточению, возбудимость, эмоциональность;
- развитие познавательных потребностей;
- развитие словесно-логического, рассуждающего мышления;
- изменение способности к произвольной регуляции поведения.
Основная особенность этого периода - коренное изменение социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, за выполнение которых получает общественную оценку.
Учебная мотивация рассматривается как особый тип мотивации, включаемый в учебную деятельность для повышения эффективности обучения. В процессе развития учебной мотивации учащихся, необходимо учитывать несколько важных факторов:
- определение и уточнение целей обучения (для обеспечения эффективности учебного процесса необходимо согласовать цели обучения и мотивацию учащихся),
- учет возрастных особенностей учащихся (конкретные мотивы актуальны в конкретном возрасте),
- выявление преобладающих мотивов (необходимо выяснить, какие мотивации у учащихся являются ведущими),
- учет индивидуальных особенностей учащихся (учебная деятельность каждого ученика строится на индивидуальной мотивации, знание которой обязательно для учителя),
- анализ причин изменения мотивов учащихся (причинами изменения мотивов могут быть недостаточное усвоение материала, негативное отношение друзей и т.д.),
- формирование необходимых новых мотивов,
- оценка достижений и планирование дальнейших действий.
Приоритетной задачей современной начальной школы является создание
положительной учебной мотивации, пробуждение интереса к учебе и развитие желания учиться у младших школьников. В младшем школьном возрасте учеба становится ведущей деятельностью, что для ребенка является довольно сложной и ответственной задачей, а просто необходимость учиться, для них еще не является фундаментальным мотивом. Учащихся начальных классов нужно заинтересовать в обучении, поскольку учащиеся часто не осознают мотивацию. На вопрос, почему вы
ходите в школу и почему учитесь, младшие школьники дают разные ответы: люблю играть с одноклассниками, мне очень нравится наша учительница, хочу много знать и получать хорошие оценки, хочу порадовать маму, хочу стать похожим на отца, стать хорошим человеком и т.д. Поступая в школу, первоклассники проявляют неподдельный интерес к школьной жизни, для учителя исключительно важно поддержать этот интерес, не обмануть надежды и не перечеркнуть старания ребенка.
В начальной школе для решения проблемы учебной мотивации младших школьников очень важно:
- учитывать желания учащихся,
- стремиться понять детей и их мотивацию,
- подчеркивать достижения и преимущества учащихся,
- поощрять прогресс каждого ученика,
- организовать интересное межличностное общение между учениками,
- поощрять желание учащихся быть узнаваемыми и принятыми в коллективе,
- говорить обо всем, что их интересует,
- приводить положительные примеры,
- давать ученикам возможность на активность,
- создавать ситуацию успеха и т.д.
Познавательный интерес выступает как ценнейший мотив учебной деятельности. Опираясь на данные психологических исследований, мы подошли к проблеме познавательных интересов как к сильному мотиву учения, который становится устойчивым образованием самой личности мощной побудительной силой ее деятельности и отдельных действий. В отличие от неясных и неосознанных влечений, желаний – познавательный интерес всегда имеет свой предмет, в нем выражена направленность на определенную предметную область.
На развитие познавательных интересов оказывает влияние возрастной аспект, поскольку приобретенные знания содействуют переводу интереса на более высокий уровень. Следует особенно подчеркнуть и то обстоятельство, что индивидуальное своеобразие познавательного интереса чрезвычайно велико. Дети одного и того же класса могут находиться на самых разных уровнях развития интереса. Широкий круг психологических исследований познавательных мотивов позволил сделать вывод, что важнейшее личностное образование в школьные годы может служить индикатором общего развития детей. Основания для этого немало:
- познавательный интерес связан с основой фундаментальной деятельности – с учением, познавательной деятельностью влияние, которой на развитие человека трудно переоценить;
- познавательный интерес взаимодействует с такими личностными качествами человека, как активность, самостоятельность, под влиянием который он сам развивается и способствует развитию этих свойств;
- познавательный интерес выражает достаточно ясно отношение ребенка к содержанию избираемой предметной области и деятельности, связанной с ее изучением. По этим проявлениям можно судить не только об уровне актуального развития школьника, но и о его перспективах, о зоне ближайшего развития, обнаруживающей себя в предпочитаемой предметной области знаний особенно ярко.
Перспективы развития позволяют ребенку целенаправленно использовать свободное время, свой досуг и различные виды деятельности для удовлетворения своих интересов. Активный характер учебной деятельности и свободной деятельности в избранной области (увлеченность выполнением задания, стремление к более глубокому изучению предмета, желание передать свои познания товарищам, использовать их во фронтальной работе педагогов с детьми) позволяет установить уровень познавательных возможностей и их связь с развитием интереса. Не случайно утверждение в том, что познавательный интерес и его становление – показатель общего развития ребенка.
В формировании учебной деятельности большое значение имеет познавательная активность, обучение школьников умению выделять, понимать и решать умственные задачи. Выводы психологических исследований дают основания учителям широко использовать решение умственных задач в целях пробуждения у детей интереса к учению, формирования осознанного мотива учения, как в учебной, так и во внеучебной деятельности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.