Дидактический материал для формирования математических представлений для детей с умеренной умственной отсталостью.
Оценка 5
Занимательные материалы
docx
математика
6 кл
15.09.2019
При работе с детьми с умеренной умственной отсталостью, как правило, очень сложно подобрать дидактический материал по математике. Считаю необходимым поделиться с коллегами. Работу провожу систематически. То, что я на сегодняшний день публикую, один из самых важных этапов работы на уроке математики для детей с умеренной умственной отсталостью, необходимо повторять ежедневно до полной автоматизации материала ребенку. Задания можно варьировать по количеству, а также менять их местами.
теорит. часть по матем..docx
Филипова Светлана Владимировна, учитель, КГБОУ «Железногорская школа интернат»,
город Железногорск, Красноярский край.
Дидактический материал для формирования математических представлений для
детей с умеренной умственной отсталостью.
Сегодня я предлагаю вашему вниманию дидактический материал для формирования
математических представлений для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Начну со слов Д.С. Выготского: Учитель, по мнению Д.С. Выготского – это часть
образовательной среды, активно участвующей в процессе создания педагогических условий.
В этом учебном году у меня новый состав класса.. В классе 8 обучающихся. Очень
сложный состав детей. Практически трудно объединить их по знаниям в группы. Учитель
знает индивидуальные особенности и образовательные потребности каждого ребенка, и это
помогает лучше понять психическое состояние и особенности поведения обучающегося,
выбрав наиболее целесообразные методы индивидуального подхода при обучении и
воспитании.
Теория теорией, переходим к практике.
Предлагаю Вашему вниманию один из этапов работы с применением дидактического
материала для детей с умеренной умственной отсталостью.
Практические задания по работе с временными представлениями, по закреплению
счета, по нахождению соседей числа, с понятиями больше и меньше, и применением таблицы
Шульте для детей с умеренной умственной отсталостью, знающие и применяющие на
практике (частично) счет в пределах 10.
1. Счет прямой и обратный от 1 до 10.
Давайте посчитаем от 1 до 10 и обратно от 10 до 1.
2. Упражнение: «День – ночь»
Какие части суток вы знаете?
Ответы детей (утро, день, вечер, ночь)
Утром, что вы делаете?
Ответы детей (умываемся, постель заправляем, одеваемся, идем в
школу, завтракаем, учимся)
Что вы делаете днем?
Ответы детей (обедаем, играем, гуляем, домой идем со школы)
Вечером чем занимаетесь?
Ответы детей (ужинаем, телевизор смотрим, играем, рисуем, моемся,
укладываемся спать)
Ночью, что делаем?
Ответы детей (спим)
Молодцы!
У вас на столах лежат картинки большие и маленькие.
Рассмотрите их.
Как вы думаете, какое время суток изображено на ваших картинках?
Почему? Ответы детей (День, ночь)
а) Соберите такую картинку
Молодцы.
б) Возьмите другую картинку, рассмотрите ее.
Что изменилось в ней?
Ответы детей (не хватает солнышка, тучи, луны…)
Вам сейчас надо найти среди маленьких картинок нужную и положить ее на
пустой квадратик, чтобы получилась целая картинка.
Молодцы. Убрали картинки в сторону.
3. Перед вами таблица и карточки цифр.
Счет от 1 до 3.
1
3
2
3
1
а) Покажите верхнюю полоску, нижнюю полоску, середину.
Внимание! Положите на верхнюю полоску соседа чисел, на нижнюю полоску,
а теперь в середину.
Молодцы!
Посчитайте числа в прямом порядке на верхней полоске.
(1, 2, 3)
Какое из этих чисел большое, маленькое?
Посчитайте числа в обратном порядке на нижней полоске.
(3, 2, 1).
Молодцы!
б) Возьмите карточку.
Назовите числа на верхней полоске. (4, 3)
Между этими числами пустой квадратик, в котором стоит точка.
Внимание! Какое из этих чисел большое и маленькое. Поставьте вместо точки знак
больше или меньше.
4
2
4
.
.
.
3
3
1
в) У вас на столах лежит таблица. Возьмите ее.
Будем считать от 1до 9. (Дети считают)
Прочитайте самые верхние числа (нижние числа).
Назовите число в верхнем левом углу (в верхнем правом углу)?
Назовите число, стоящее в середине?
Назовите самое большее число (меньшее число)?
1
9
5 6
3
2
7
8
4
Применение различных приемов использование элементов игры, соревнования,
несложных наглядных пособий и технических средств делают учебный процесс более
интересным, дети чаще проявляют свою активность, находчивость, сообразительность и
добиваются порой высоких для себя результатов.
Вашему вниманию другие практические задания: применение таблицы Шульте с
усложнением, счет от 1 до 25, нахождения нужной цифры и числа для детей с умеренной
умственной отсталостью, знающие и применяющие на практике счет в пределах 100.
для измерения темпа сенсорных реакций, свойство распределения и
переключения внимания;
развития кратковременной зрительной памяти;
расширения узкого охвата зрения;
улучшения навыков чтения и восприятия текстовой информации;
тренировка памяти.
Таблицы Шульта.
1. Счет от 1 до 25.
Перечислите числа на верхней полоске (нижней полоске).
Назовите число в верхнем левом углу, в верхнем правом углу, в середине… .
2. Возьмите следующую таблицу.
Внимание задание. Помогите клоуну Пете считать от 1 до 25. Посчитайте
вместе с ним. В пустые клетки впишите нужные цифры.
(Дети вписывают пропущенные цифры)
3. Упражнение «Запомни и напиши»
У вас на столах чистые листы. Я вам показываю 1 минуту лист с цифрами,
постарайтесь запомнить и записать их простым карандашом на чистом листе.
(Дети записывают как запомнили).
12
18
8
20
13
30
70
80
25
60
Назовите числа?
Ответы детей (12, 18, 8, 20, 13)
Какое из них самое маленькое (большое)?
Ответы детей (маленькое 8, большое 20) Назовите числа от меньшего к большему?
Ответы детей (8, 12, 13, 18, 20)
Какое число лишнее?
Ответы детей (20)
Почему?
Это круглая десятка.
4. Упражнение «Присчитывай по 3»
Задание. Внимание. Используя цветной карандаш и линейку, соедините точки в
порядке возрастания, присчитывая по 3.
Дети выполняют самостоятельно.
5. Упражнение «Будь внимателен»
Рассмотрите чертёж № 1.. Сколько четырёхугольников на чертеже?
Покажите.
Ответы детей (9)
Сколько треугольников на чертеже № 2. Покажите.
Ответы детей (4).
Рис. № 1.
Рис. № 2.
Основные методы работы:
Объяснение
Показ
Наблюдение
Упражнение в решении задач и примеров
Практическая деятельность.
Элементы игровой деятельности.
Элементы устного счета.
Выполнение контрольных и самостоятельных работ.
Для успешного результата в выполнении заданий дети нуждаются в течение урока в
дозировании, частой смене видов деятельности, кратковременном отдыхе, в выполнении
заданий с их возможностями.
Закончить хочется словами: «Математика – в большей степени, чем любая другая
наука, является промежуточным связывающим звеном между человеком и природой, между
внутренним и внешним миром» (Фребель)
Для вас я тоже приготовила задачки:
1) 2 + 2 х 2=
Сколько получится: 6 2) В России на первом месте, во Франции на втором месте, в Германии на 3 ем
месте. Что это?
Ответ: буква Р
3) Что делать когда увидим зеленого человечка?
Ответ: идти (светофор)
4) Когда мы смотрим на 2а говорим 14. Что это?
Ответ: часы.
Почему я выбрала такой показ дидактического материала с подгруппой детей? У
таких детей разные психофизические особенности на основании этого проводится
дифференцированный подход.
Литература.
1. М.Н. Петрова, И. М. Яковлева. Математика. Рабочая тетрадь 4 класс. Учебное
пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные
основные общеобразовательные программы. Москва «Просвещение» 2017, задание
№22, стр. 47.
2. Волкова С. И. Столярова Н.Н. Тетрадь с математическими заданиями № 2, для 2
класса четырехлетней начальной школы. Курс «Развитие познавательных
способностей детей на уроках математики», Москва «Просвещение» 1994, задание
№ 99 (б), стр. 49
3. Математика: коррекционно – развивающие занятия с учащимися подготовительной
группы и 1 – 2 классов начальной школы / автор – составитель А. А. Шабанова –
Волгоград: Учитель, 2007. – 265 с., с. 34. № 5., с. 67 №4, с.151 № 17, с. 192 №15.
4. Бортникова Е.Ф. Учимся сравнивать (для детей 5 6 лет). – Екатеринбург: ООО
«Издательский дом Литур», 2016. – 32 с. – (серия «Рабочая тетрадь»). Картинки пазлы к упражнению «Городок. День ночь»
Картинки к упражнениям № 2, 4
Дидактический материал для формирования математических представлений для детей с умеренной умственной отсталостью.
Дидактический материал для формирования математических представлений для детей с умеренной умственной отсталостью.
Дидактический материал для формирования математических представлений для детей с умеренной умственной отсталостью.
Дидактический материал для формирования математических представлений для детей с умеренной умственной отсталостью.
Дидактический материал для формирования математических представлений для детей с умеренной умственной отсталостью.
Дидактический материал для формирования математических представлений для детей с умеренной умственной отсталостью.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.