ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ: «РЕШЕТКА ПЕННЕТА»
Оценка 5

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ: «РЕШЕТКА ПЕННЕТА»

Оценка 5
Раздаточные материалы +2
docx
биология
9 кл—11 кл
04.08.2017
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ: «РЕШЕТКА ПЕННЕТА»
Предлагаемый методический материал представляет собой тематическую подборку информации биологической направленности для проведения занятий по предметам по выбору, для элективных курсов, внеклассных мероприятий, предметных декадников по предметам естественнонаучного цикла. Также материал вполне успешно может быть использован для подготовки сообщений, докладов, рефератов по соответствующей теме.
решетка пеннета.docx
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ: «РЕШЕТКА ПЕННЕТА» Для того чтобы проще было решать практически любые задачи по генетике, рекомендуется строить так называемую решетку Пеннета, получившую свое название   от   имени   английского   генетика   Р. Пеннета,   впервые   ее предложившего. Существуют   правила   построения   решетки   Пеннета   и   последующего детального анализа данных, содержащихся в этой решетке. Кстати, возможны два типа построения решетки Пеннета: а) вертикально­горизонтальная решетка; б) наклонная решетка. Представляется   целесообразным   рекомендовать   для   практического использования   вертикально­горизонтальную   решетку   Пеннета,   так   как   при этом   не   возникнет   проблем   чисто   технического   свойства:   что   под   каким углом вписывать в образовавшиеся отсеки­ромбы. Правила заполнения решетки Пеннета  с последующим анализом данных 1. Заполнение левого верхнего прямоугольника решетки Пеннета. Разделим его под углом 45° прямой линией, в результате чего получим два одинаковых   прямоугольных   треугольника,  в   каждый   из   которых   заносится следующая информация: – ближе к основанию угла – символы пола ( – чуть выше и левее – генотипы каждой из скрещиваемых форм (в нашем примере   генотипы   скрещиваемых   форм   одинаковые:   Аа).   При   этом непременно   в   верхнем   треугольнике   должна   содержаться   информация   об  либо  и    и    ); особи женского пола ( или     ), в нижнем – сведения об особи мужского пола ( или    ). 2.   Оформление   верхней   горизонтали   и   левой   вертикали   решетки Пеннета. На верхней горизонтали выписываются типы гамет женской особи; в нашем примере (Аа) их два: А и а. Причем и те, и другие в равных количествах, поэтому перед буквами мы ставим коэффициенты: ½ А и ½ а. Аналогично   оформляется   левая   вертикаль   решетки,   где   располагаются типы гамет особи мужского пола – с соответствующими коэффициентами. Еще одно важное замечание: все записи в ячейках по верхней горизонтали и левой вертикали делаются по центру ячеек. 3. Определение генотипов образующихся зигот. На пересечениях горизонталей и вертикалей образовались прямоугольники (в  нашем  случае  их  четыре).  Пронумеруем  их  произвольно –  от 1  до  4. В каждый   из   них   будут   записываться   соответствующие   сочетания   (или соответствующие комбинации) генов. При этом ход рассуждений должен быть следующим:  если   женская   половая   клетка   с  геном   А   достигается   мужской   половой клеткой,   также   имеющей   ген   А,   и   оплодотворяется   ею   (речь   идет   о «перекрестке» № 1), то возникает зигота, генотип которой гомодоминантен, то есть АА. Аналогично можно охарактеризовать и все остальные «перекрестки»: № 2 (гетерозигота Аа), № 3 (гетерозигота Аа) и № 4 (гоморецессив аа). Таким   образом,   можно   сделать   вывод:   среди   потомков   скрещиваемых форм (Аа  Аа) будут особи с тремя вариантами генотипа, а именно АА, Аа, аа. 4. Подсчет возможной частоты возникновения потомков с каким­либо из рассматриваемых генотипов  производится  по правилу вероятности, то есть следующим образом (на примере «перекрестка» № 1): если материнские гаметы с доминантным геном А возникают с 50%­ной вероятностью, равно как и отцовские гаметы с доминантным геном А (50 %), то шанс возникновения зиготы АА = 1/2 А  1/2 А = 1/4. Продвигаясь   по   «перекресткам»   (№   2,   3,   4),   высчитываем   вероятность возникновения   потомков   с   каждым   из   рассмотренных   выше   вариантов генотипа (везде вписывается коэффициент ¼ так, как в нашем примере: Аа  Аа). В таблице, предложенной ниже, приводится информация о том, как можно назвать каждый из перечисленных вариантов генотипа в зависимости от того, что   представляет   собой   пара   генов,   контролирующих   развитие рассматриваемого признака. Гены одинаковые доминантные АА рецессивные аа гомозиготное состояние доминантного гена рецессивного гена доминантная рецессивная моногомозигота моногомодоминанта моногоморецессив разные доминантный (А) рецессивный (а) Аа гетерозиготная  комбинация моногетерозигота «проводник»; «кондуктор» Несколько странными, на первый взгляд, могут показаться встречающиеся, хотя и крайне редко, в некоторых работах такие названия гетерозиготы, как «кондуктор»   (от   лат.   «conductor»   –  сопровождающий,   проводник)   или «проводник». Но если вдуматься, это выглядит странным только на первый взгляд.   В   самом   деле,   особь,   имеющая   гетерозиготный   генотип,   как   бы «провозит» (или «проводит») через поколения рецессивный ген, не способный проявить своего присутствия, будучи рядом с доминантным. Но как только этому рецессивному гену удается оказаться в гомозиготном  состоянии, он сразу же вновь «во всеуслышание» заявляет о своем присутствии в генотипе, оказавшись способным проявить себя в фенотипе особи. 5. Описание фенотипа. Правый нижний угол каждого «перекрестка» (ячейки) решетки Пеннета может быть использован для того, чтобы здесь было зафиксировано, каков будет фенотип особи, имеющей данный генотип. Описание фенотипа вписывается обычно словами (например, кареглазый), если речь идет об изучении передачи по наследству от родителей к потомству какого­нибудь признака: 6.   Наконец,   заключительный   этап   процесса   решения   задачи   – формулировка ответа, который должен быть предельно кратким, абсолютно точным, не допускающим разночтений. При этом необходимо помнить следующие моменты: 1) Если вопрос звучит так: «Какова вероятность…?», то ответ необходимо выражать в долях, частях, процентах. 2) Если   в   задаче   невозможно   получить   положительный   ответ,   дается отрицательный ответ, который является верным. 3) Если условие задачи построено таким образом, что не исключается наличие двух вариантов ее решения (в результате чего получаются два разных ответа),  нужно через запятую привести и тот, и другой ответы (без дополнительной  пространной аргументации, так как при этом имеется в виду, что все уже  было детально рассмотрено и обосновано в процессе решения задачи).

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ: «РЕШЕТКА ПЕННЕТА»

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ: «РЕШЕТКА ПЕННЕТА»

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ: «РЕШЕТКА ПЕННЕТА»

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ: «РЕШЕТКА ПЕННЕТА»

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ: «РЕШЕТКА ПЕННЕТА»

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ: «РЕШЕТКА ПЕННЕТА»

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ: «РЕШЕТКА ПЕННЕТА»

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ: «РЕШЕТКА ПЕННЕТА»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.08.2017