Дидактический материал
к темам главы «Треугольники»
(геометрия, 7 класс)
Блок “Решаем устно» (Анализируем, логически рассуждаем и даём ответ) (Слайд 2)
Цель: организации устного опроса, проблемных или эвристических бесед, активизация опорных знаний обучающихся по теме, развитие логического мышления (формирование и развитие мыслительных общеучебных умений и навыков).
Ø Первый признак равенства треугольников (слайд 3)
Будьте внимательны. Сначала думаем, при необходимости делаем чертёж, а потом отвечаем.
А1. В треугольниках АВС и А1В1С1
АВ = А1В1, ВС = В1С1, ÐВ = ÐВ1.
Можно ли утверждать, что данные треугольники равны? [Да]
А2. В треугольниках АВС и А1В1С1
АВ = А1В1, ÐА = ÐА1.
Какое условие необходимо добавить, чтобы данные треугольники были равны по первому признаку? [АС = А1С 1]
А3. В треугольниках АВС и А1В1С1
АВ = А1В1, ВС = В1С1, АС = А1С 1, ÐА = ÐА1.
Какое из данных условий можно удалить, чтобы оставшиеся условия гарантировали равенство треугольников по первому признаку? [ВС = В1С1]
Б1. В треугольниках АВС и MNK
АВ = NK, ВС = MK, ÐВ = ÐK.
Можно ли утверждать, что данные треугольники равны? [Да]
Б2. В треугольниках АВС и АВС1
ÐВАС = ÐВАС1.
Какое условие необходимо добавить, чтобы данные треугольники были равны по первому признаку? [АС = АС 1]
Б3 В треугольниках АВС и АВ1С
АВ = АВ1, ВС = В1С, ÐВАС = ÐВ1АС.
Какое из данных условий можно удалить, чтобы оставшиеся условия гарантировали равенство треугольников по первому признаку? [ВС = В1С]
Ø Медианы, биссектрисы и высоты треугольника (слайд 4)
Анализируем поставленный вопрос, вспоминая определения.
А1. Верно ли, что медиана любого треугольника перпендикулярна к стороне, к которой она проведена? [Нет]
А2. Верно ли, что высота любого треугольника делит пополам одну из его сторон? [Нет]
Б1. Верно ли, что биссектриса треугольника может лежать вне треугольника? [Нет]
Б2. Могут ли два каких-либо угла треугольника иметь различные величины, если две его стороны равны? [Да]
В1. Верно ли, что медиана треугольника делит его на два треугольника с равными периметрами? [Нет]
Ø Равнобедренный треугольник (слайд 5 )
А1. Могут ли все углы треугольника иметь разные величины, если все его стороны равны? [Нет]
А2. Могут ли все углы треугольника иметь разные величины, если две его стороны равны? [Нет]
А3. В равнобедренном треугольнике АВС с основанием АС проведена биссектриса ВМ. Точка К лежит на отрезке АВ. Определите, является ли отрезок КМ медианой, биссектрисой или высотой треугольника АВС. [медиана]
А4. В равнобедренном треугольнике АВС с основанием АС проведена биссектриса ВМ. Точка D лежит на отрезке MC. Определите, является ли отрезок BМ медианой, биссектрисой или высотой треугольника АВD. [высота]
Б1. Могут ли два каких-либо угла треугольника иметь разные величины, если две его стороны равны? [Да]
Б2. Могут ли два каких-либо угла треугольника иметь разные величины, если все его стороны равны? [Нет]
Б3. В данном треугольнике построили все медианы и все высоты. Определите наибольшее и наименьшее возможное количество отрезков, построенных внутри треугольника. [6; 3]
Б4. В равнобедренном треугольнике АВС с основанием АС проведена медиана ВH и на ней отмечена точка D. Определите, является ли отрезок CH медианой, биссектрисой или высотой треугольника CВD. [высота]
Ø Второй и третий признаки равенства треугольников (слайд 6)
А1. В треугольниках АВС и А1В1С1 АС = А1С1, ÐА = ÐА1, ÐС = ÐС1. Можно ли утверждать, что данные треугольники равны? [Да]
А2. Верно ли, что если у двух равнобедренных треугольников равны углы при основании, то такие треугольники равны? [Нет]
А3. В треугольниках АВС и А1В1С1 АС = А1С1, ÐА = ÐА1. Какое условие необходимо добавить, чтобы данные треугольники были равны по второму признаку? [ÐС = ÐС1]
А4. В треугольниках АВС и А1В1С1
АВ = АВ1, ВС = В1С, АС = А1С1, ÐА = ÐА1.
Какое из данных условий можно удалить, чтобы оставшиеся условия гарантировали равенство треугольников по третьему признаку? [ÐА = ÐА1]
Б1. В треугольниках АВС и MNK ВС = NK, ÐВ = ÐN, ÐС = ÐM. Можно ли утверждать, что данные треугольники равны? [Нет]
Б2. В треугольниках АВС и АВС1
ÐВАС = ÐВАС1.
Какое условие необходимо добавить, чтобы данные треугольники были равны по второму признаку? [ÐАВС = ÐАВС1]
В1. В треугольниках АВС и MNK ВС = NK, ÐВ = ÐN, ÐА = ÐM. Можно ли утверждать, что данные треугольники равны? [Нет]
В2. Даны треугольники АВС и А1В1С1 и три равенства соответствующих элементов, позволяющие доказать равенство треугольников по второму признаку. В условии задачи равенство ÐА = ÐА1 заменили равенством
ВС = В1С1 . На основании какого признака теперь можно доказать равенство треугольников? [По первому]
Блок «Читаем рисунки» (слайд 7)
Цель: развитие устной математической речи, отработка умения читать чертёж, т.е. видеть на чертеже соответственно равные элементы и делать содержательные ссылки на признаки (треугольники равны по двум сторонам и углу между ними), а не формальные (треугольники равны по первому признаку), видеть на рисунке высоту, медиану, биссектрису треугольника.
Ø Первый признак равенства треугольников (слайд 8)
Один рисунок, который можно прочитать следующим образом:
D MNP = D FEK по двум сторонам и углу между, т.к. MN = FE, NP = EK, Ð N = Ð E.
Ø Медианы, биссектрисы и высоты треугольника (слайд 9)
Два рисунка:
- В D АВС проведена BN – медиана, т.к. AN = CN; АМ – высота, т.к. AМ ^ВC.
- В DАВС проведена ВЕ – биссектриса, т.к. ÐАВЕ = ÐСВЕ; СD – высота, т.к. CD^AB.
Ø Равнобедренный треугольник (слайд 10)
Один рисунок:
D АВС – равнобедренный, т.к. АВ = АС, ВС – основание, АМ – медиана, биссектриса и высота данного треугольника.
Ø Второй и третий признак равенства треугольников (слайд 11)
Два рисунка:
- Треугольники ABC и KMN равны по стороне и двум прилежащим к ней углам, т.к. BC = MN, ÐB = ÐM, ÐC = ÐN.
- Треугольники АВС и КАС равны по трём сторонам, т.к. АВ = КС, АК = ВС, АС – общая.
Ø Задачи на смекалку (слайд 18) (переход на данный слайд размещён на слайде 7)
ü Первый признак равенства треугольников (слайд 19)
1) Среди данных пяти треугольников есть равные. Назовите их.
2)
Даны D АВС и D А1В1С1. Известно, что AD = DE = EF = FC = A1D1 = D1E1 = E1F1 = F1C1, ÐС = ÐС1. Докажите, что D ABD = D A1B1D1.
ü Равнобедренный треугольник (слайд 20)
1.
Представьте себе, что равные треугольники АВС и А1В1С1 переместились так, что точки А и А1 и точки С и С1 совпали. Проведите мысленно отрезок ВВ1. Докажите, не выполняя нового чертежа, что АС ^ ВВ1. [показать рисунок или продемонстрировать на модели]
2. Дан равнобедренный треугольник АВС с основанием АС. Где надо отметить точку К, чтобы DАКВ = DСКВ? [Точку надо взять на высоте, проведённой к основанию треугольника]
3. В треугольнике АВС АВ = 3,2 см, ВС = 3,2 см. Каков периметр треугольника, если у него все углы равны? [9,6 см, т.к. треугольник равносторонний]
ü Построения с помощью циркуля и линейки (слайд 21)
1.
Дан равносторонний треугольник АВС. Часть этого треугольника стёрли и получили новую фигуру. Восстановите данный треугольник.
[В презентации с помощью анимации выполнено построение: продолжить основание и на нём от точки А отложить длину отрезка АВ, полученную точку С соединить с точкой В. DАВС - искомый]
2. Как разделить отрезок пополам, пользуясь только шаблоном острого угла?
[Углы ОАС, ОВС, ОВD и OAD построены с помощью шаблона.
D АСВ равнобедренный, значит, АС = ВС, ОС – медиана (Аналогично DАDB - равнобедренный). Следовательно, АО = ОВ.]
Блок «Доказываем» (слайд 12)
Цель: отработка теоретических знаний по текущему материалу, отработка умения читать чертёж, т.е. видеть на чертеже соответственно равные элементы и делать содержательные ссылки на признаки (треугольники равны по двум сторонам и углу между ними), а не формальные (треугольники равны по первому признаку), развитие устной математической речи.
Ø Первый признак равенства треугольников (слайд 13)
Задание. Найдите пары равных треугольников и докажите их равенство.
На слайде девять готовых чертежей.
Ø Второй и третий признаки равенства треугольников (слайд 14)
На слайде девять готовых чертежей.
Блок «Чтение заданий» (слайд 15)
Цель: отработка теоретических знаний по текущему материалу; развитие устной (или письменной) речи; организация устных (или письменных) вычислений по готовому чертежу для выработки навыков применения соответствующих теорем.
По данному блоку обучающимся можно предложить задания: 1) прочесть задание по краткой записи или 2) устно (письменно) вычислить или 3) сначала: по словесной формулировке (учитель зачитывает задачу в соответствии с краткой записью, расположенной на слайде) выполнить чертёж и составить краткую запись, а потом: для проверки – показать краткую запись на слайде.
Ø Периметр равнобедренного треугольника (слайд 16)
Задания. 1) Составить задачу, используя данные. 2) Найдите стороны треугольника.
На слайде шесть задач: рисунок и краткое условие задачи.
Например, задача 1: В равнобедренном треугольнике сторона АС длиннее стороны АВ на 3 см. Периметр треугольника равен 15,6 см. Найдите стороны треугольника.
Задачи снабжены ответами.
Ø Свойства равнобедренного треугольника (слайд 17)
Задания. 1) Прочитать рисунок. 2) Найдите угол ВСА.
На слайде семь готовых рисунков.
Например, рисунок 1: 1) В равнобедренном треугольнике АВС угол А равен 700.
Блок «Самостоятельно решаем» (слайд 23)
Цель: организация обучающей самостоятельной работы обучающихся в процессе решения задач или организация самостоятельной работы, контролирующей состояние знаний обучающихся, развитие письменной математической речи.
Ø Первый признак равенства треугольников (слайд 24).
|
|
Ø Медианы, биссектрисы и высоты треугольника (слайд 25).
1. В треугольнике АВС сторона АВ равна стороне ВС, ВК – биссектриса угла В. Докажите, что D АВК = D СВК.
2. В треугольнике MNK проведены медианы MC, KA и NB. Найдите периметр треугольника MNK, если известно, что NA = 3 м, MB = 5 м и KC = 7 м.
3. AN – высота D ABC, BN = NC. Докажите равенство треугольников BAN и CAN.
Ø Равнобедренный треугольник (слайд 26).
1. В равнобедренном треугольнике сумма всех углов равна 1800. Найдите углы этого треугольника, если известно, что один из них равен 1100.
2. В равнобедренном треугольнике сумма всех углов равна 1800. Найдите углы этого треугольника, если известно, что один из них равен 460 (Рассмотреть все возможные случаи).
Ø Второй и третий признаки равенства треугольников (слайд 27).
|
|
Используемая литература:
1. Геометрия: учебник для 7 – 9 кл. общеобразовательных учреждений /Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др. – М: Просвещение, 2011
2. Изучение геометрии в 7 – 9 классах: Методические рекомендации к учебнику: Книга для учителя / Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др. – М: Просвещение, 2000
3. А.П.Ершова, В.В.Голобородько Устные проверочные и зачетные работы по всем темам курса геометрии 7 – 9 классов. – М: Илекса, 2007.
4. С.М.Саврасова, Г.А.Ястребинецкий Упражнения по планиметрии на готовых чертежах: Пособие для учителя. – М: Просвещение, 1987.
4. М.Ю.Шуба Занимательные задания в обучении математике: Книга для учителя – М: Просвещение, 1994.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.