Дидактический проект классного часа в 12 классе на тему "Причины девиантного поведения подростков"
Оценка 4.9

Дидактический проект классного часа в 12 классе на тему "Причины девиантного поведения подростков"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
воспитательная работа
11 кл
19.06.2017
Дидактический проект классного часа в 12 классе на тему "Причины девиантного поведения подростков"
В ходе классного часа учащиеся будут способны: дать понятие, кто такие девиантные дети, выявить проблемные зоны; обсудить доступные и эффективные методы общения с такими детьми; составить алгоритм действий при взаимодействии с детьми отклоняющего поведения; вырабатывать профилактические навыки общения с детьми девиантного поведения.документ
ПОВЕД.ПОДРОСТКОВ КЛ,час(АТТ).docx
Класс 12 «А»,       теоретический лицей имени Михаила Ломоносова, муниципий Кишинэу, Республика Молдова,      дата  15.02.2013 Классный руководитель Ямковая Т.В. Дидактический проект классного часа Тема «ПРИЧИНЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ» Компетенции: ученики будут способны:      Средства и  оборудование: компьютер, проектор, презентация, цветные карточки, листы ватмана, фломастеры. дать понятие, кто такие девиантные дети, выявить проблемные зоны; обсудить доступные и эффективные методы общения с такими детьми; составить алгоритм действий при взаимодействии с детьми отклоняющего поведения; вырабатывать профилактические навыки общения с детьми девиантного поведения. Ход урока Детство, как почва, в которую падают семена.  Они крохотные, их не видно, но они есть.  Потом они начинают прорастать…  Некоторые становятся чистыми и яркими цветами,  некоторые – хлебными колосьями,  некоторые ­ злым чертополохом.          В. Солоухин «Камешки на ладони Учитель:Тема нашего классного часа «Причины девиантного поведения подростков». Мы попробуем понять, кто такие девиантные дети, выявить проблемные   зоны,   которые   требуют   наших   совместных   действий,   обсудим   доступные   и   эффективные   методы   общения   с   такими   детьми, систематизируем наши знания, накопленный опыт и составим алгоритм действий, чтобы в дальнейшем использовать его при взаимодействии с детьми, а именно с подростками отклоняющегося поведения.           Часто   мы  не  можем   до  конца  понять,  как  нам  общаться  с  такими  детьми,   детьми   трудновоспитуемыми,  которые  нарушают  дисциплину, равнодушны к учебе, грубы, драчливы, лживы, употребляют алкоголь и пробуют наркотики и, в силу своих проблем, в конце концов, становятся правонарушителями. Может быть, где­то мы   все не уделяем им должного внимания, не стараемся вникнуть в их внутренний мир, запаздываем с принятием мер по предупреждению отклоняющегося поведения.      Но для того, чтобы «воспитывать ребенка во всех отношениях, его нужно познать во всех отношениях» ­ так говорил в свое время К.Д.Ушинский.  Словарная работа Что же такое девиантное (отклоняющееся) поведение?  Предлагаю вам ответить на этот вопрос. Как вы понимаете это определение? (Учащиеся отвечают на вопрос) По словарю Ожегова, девиантное поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных правил и норм общества и причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности.  Выделяют три формы девиантного поведения:  Антисоциальное поведение Аутодеструктивное поведение Асоциальное поведение   – уклонение от выполнения морально­нравственных норм, принятых в обществе, угрожающее благополучию межличностных Рассмотрим конкретно каждую из этих форм.  Антисоциальное поведение – поведение, противоречащее правовым нормам и угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих. Мозговой штурм    Ребята, перечислите, какие поступки являются антисоциальными? (записываются варианты ответов на листе ватмана)  Насилие над более младшими и слабыми сверстниками, животными  Воровство  Мелкое хулиганство Асоциальное поведение   отношений: Мозговой штурм Ребята, перечислите, какие поступки являются асоциальными? (записываются варианты ответов на листе ватмана) o Побеги из дому o Систематические пропуски в школе o Агрессивное поведение o Ложь Аутодеструктивное   поведение  –   поведение,   отклоняющееся   от   медицинских   и   психологических   норм,   угрожающее   целостности   и   развитию личности: Мозговой штурм  Ребята, перечислите, какие поступки являются аутодеструктивными? (записываются варианты ответов на листе ватмана)  Курение  Токсикомания  Наркомания Работа в группах  А) Игра «Найди своих!» Для того чтобы нам было интересно и комфортно в дальнейшей работе, предлагаю разбиться на группы по цвету карточек. Б) Обсуждение ситуаций  Ребята, перед вами ситуации. Вам необходимо соотнести их с формами деструктивного поведения, определить, к какой группе они относятся, и найти решение выхода из них. (Группа слушает выступления, добавляет) o Вымогательство o Беспорядочные половые связи o Настенные надписи и рисунки непристойного характера o Ненормативная лексика  Вандализм  Порча чужого имущества  Торговля наркотиками  Вскрытие вен  Алкоголизм  Суицид Ситуация 1 После сделанного классным руководителем замечания, подросток вышел из класса, демонстративно громко хлопнув дверью.  (Агрессия – асоциальное поведение) Ситуация 2 Группа подростков из 7 класса систематически издеваются над четвероклассником, подстерегая его в разных местах, как в школе, так и дома. (Насилие – антисоциальное поведение) Ситуация 3  Подросток нюхает токсические вещества, постепенно привлекая к этому своих сверстников. Детям становится плохо. При этом они продолжают встречаться и заниматься данным занятием дальше. (Токсикомания – аутодеструктивное поведение) Ситуация 4  Коля без спроса берет тетрадки. (Воровство ­ антисоциальное поведение) Учитель: Все дети приходят в этот мир чистыми, хорошими. Откуда берутся потом трудновоспитуемые, социально запущенные нарушители?  Как говорил в свое время Макаренко: «Лежит младенец и дрыгает ножками, а вырастает из него подхалим, пошляк, враль, подлец и преступник». Правонарушителями не рождаются, ими становятся. Как достигается такой результат? Упражнение «Чистый лист»  (Учитель берет чистый лист бумаги, отрывая при анализе кусочки): Представим себе, что это душа ребенка.  Когда ребенка не замечают в семье – часть его души отрывается, (оторвем часть бумаги) Когда ребенка не принимают сверстники – происходит тоже самое. (оторвем часть бумаги) Когда ребенка не понимают учителя – еще кусочек души прочь! (оторвем часть бумаги) Когда он перестает верить в себя ­ ……..(оторвем часть бумаги) Когда он становится никому не нужен,…что происходит с его душой?... (оторвем часть бумаги) А что в итоге?  (В листе бумаги должна появиться внушающая дыра) Душа ребенка становится сплошной черной дырой…. испытывая чувство краха, безысходности, отчаяния. Вывод: Эти и другие причины формируют факторы риска, которые подталкивают ребенка на отклоняющееся поведение.   Семья  Наследственность  Проблемы в подростковом возрасте  Отсутствие прочных социальных связей. А) Большое влияние на формирование личности ребенка оказывает в первую очередь семья. Именно в семье возникают первые привычки и нормы поведения.    Интеллектуальная   деградация   и   невоспитанность   взрослых,   эгоизм   и  низкий   уровень   нравственности   семьи,   тунеядство   и  пьянство, неправильное   понимание   родителями   роли   семейного   воспитания,   снижение   интереса   к   воспитанию,   удручающий   образ   жизни,   раздоры, конфликты, толкают ребенка на путь правонарушений.  Б) Также, причиной формирования девиантного поведения у детей и подростков являются нарушения в физическом и психологическом здоровье.  o Поражение нервной системы в родах o Проблемы с психическим и физическим здоровьем – разного рода психопатии…. o Физические дефекты o Наследственность ­ рождение от наркомана или алкоголика В) Систематически накапливающиеся, как снежный ком, проблемы подросткового возраста также накладывают свой отпечаток на поведение таких детей, создают благоприятные условия для изоляции ребенка от нормального коллектива и вступлению его в антиобщественные группы сверстников.  Действительно,   подростковый   период   –   самый   сложный,   самый   критический     из   всех   возрастов.   Это   период   полового   созревания,   в   котором подросток плохо контролирует свои эмоции из­за выброса гормонов, период осознания себя как личности, когда ребенок сравнивает себя с другими, это период отчуждения от взрослых и поиск себя в группе сверстников.  …Большинство   проблем   подросткового   возраста   возникают   в   области  межличностного   общения,   связанных   с   учебой   и   взаимоотношениями   со сверстниками. Подростки направляют свою активность на поиск внешних социальных контактов, нового межличностного общения, чтобы найти в нем поддержку. Но не всегда ребенка принимают сверстники. Отсюда возникает:  Конфликтное отвержение со стороны сверстников  Вымогательства денег, давление, шантаж  Неоднократные мучения, оскорбления, угрозы, запугивания; унижения  Принуждение совершать поступки против воли Г)   Школа как один из факторов риска развития девиантных форм поведения у подростков      Как часто бывает в школах, когда ребенок, ошибившись в жизни раз, становится черным пятном, как говорится, второсортным ребенком на всю жизнь. А если к такой характеристике и взгляду предрасполагает его семейное положение, алкоголизм родителей, низкий уровень нравственности семьи? Поэтому у нас вырабатывается стереотип проблемного ребенка. Если ребенок оступился раз, кажется, что он на самом деле такой и поступить иначе не может. Наблюдается: ­ Негативное отношение учителя к ребенку высокой степени выраженности ­ Тенденция постоянных придирок и приписок ребенку негативных характеристик ­ Несправедливое отношение к ребенку в сравнении с другими детьми ­ В разных ситуациях ребенок обвиняется во всех проблемах и трудностях      Чаще всего, именно эти неблагоприятные события в жизни подростка толкают его на деструктивное поведение. В обиде на весь мир, он не желает соблюдать   социальные   нормы.  Он   не   чувствует   себя   защищенным,   и   старается   найти   себя,   совершая   один   поступок   за   другим:   он   начинает употреблять наркотики и заниматься ранним сексом. Решая проблемы взаимоотношений с людьми, он теряет способность адекватно выражать свои чувства,  у него появляется агрессивность, и ребенок, чтобы удовлетворить свое «Я», совершает акты жесткости по отношению к слабому  Он не способен преодолевать стресс, поэтому высокое эмоциональное напряжение может вызвать у него суицидальные попытки.       Отсутствие прочных социальных связей в семье, школе, неформальном обществе инициируют в таких подростках постоянное желание восставать против чего­либо; они не признают ничьи авторитеты. У них появляется сильное стремление к независимости. Вместе с тем, подростки испытывают ощущение провала, безнадежности. Чувствуя себя брошенными, никому не нужными, они уже не способны устанавливать близкие взаимоотношения и все больше отчуждаются от взрослых и сверстников, все дальше отдаляются от коллектива, ищут себе поддержку на стороне, поэтому сильно подвержены влиянию со стороны криминального окружения.      Как вы думаете, что мы должны знать  для общения с такими детьми? ( Учащиеся дают различные варианты ответов) Давайте, сравним ваши ответы с реальными фактами.  Мы должны знать:  Формы отклоняющегося поведения, говоря другими словами, основные линии нарушений                          Факторы риска, формирующие девиантное поведение  Причины отклонений, т.е. что или кто оказывает на ребенка пагубное влияние            Все ситуации, обобщая, можно назвать  линиями нарушений:  нарушение обучения, нарушение поведения, нарушение общения, нарушение самосознания, смешанные формы. Согласно этим линиям нарушения мы рассмотрим сегодня методы воздействия и помощи девиантному подростку.  Основные направления помощи девиантным детям: Нарушения в обучении: Оказание индивидуальной помощи в преодолении учебных трудностей, пока такой человек не почувствует успех.  Нарушения в поведении: Вместе находить пути разрешения ситуации до полного понимания причин и последствий своих действий. Проведение общения, бесед  по проблемам поведения: Показать настоящие поступки, которые ценятся в обществе, чтобы закрепить их и сделать нормой поведения.  Создание комфортных условий в коллективе:  Чаще – совершаемые проступки в среде подростков – это демонстративное поведение. Ребенок совершает проступки потому, что не чувствует себя комфортно в своем коллективе, школе. Таким образом, он пытается привлечь к себе внимание и своим поведением показать всем, что он одинок, что его не понимают. Обычно дети не хотят дружить с детьми – хулиганами, забияками. И тогда подросток чувствует себя никому не нужным, не таким как все. Сам он не способен  устанавливать близкие взаимоотношения, и из­за этого у него нет друзей. Именно поэтому он отчуждается от сверстников, у него появляется постоянное желание восставать против чего­либо, сильное стремление к независимости. Он не признает ничьих авторитетов. И в то же время у него присутствует постоянное чувство безнадежности, ощущение собственного провала, потеря уверенности в себе. В этом случае, возможно, использовать индивидуальные беседы, игры на сплочение, коммуникативность, ролевые игры, в которых ребенок моделирует свое поведение с положительной стороны.  Формирование   в   ребенке   устойчивого   позитивного   представления   о   себе   уверенности   в   себе,   волевых   качеств  через   поиск   таких   видов деятельности, где бы ребенок мог почувствовать ситуацию успеха.  Нарушения в самосознании Отрицательное влияние семьи, окружения может быть нейтрализовано только воспитанием. Даже если семья сама по себе является   фактором   риска,   и   подросток   живет   среди   алкоголиков   и   наркоманов,   у   него   всегда   есть   шанс,   вырасти   здоровым   и   социально благополучным   взрослым.   Это   происходит   тогда,   когда   на   помощь   подростку   приходят   окружающие,   в   первую   очередь   коллектив.   Активная коллективная  деятельность помогает удовлетворить  ребенку потребность в общении, как со сверстниками, так и с взрослыми, помогает найти признание, самоутвердиться. Только тогда меняется самосознание.  «Добро воспитывается добром, а зло – злом». Школьник делает плохое не всегда потому, что его учат делать плохое, а чаще потому, что его не учат делать хорошее. Как помочь ребенку поверить в себя, осознать собственные возможности и реализовать их? Для этого надо организовать ребенку ситуацию успеха.  Учитель: Рано или поздно приходится платить некоторую цену за свою неадекватность. Но каким образом достижимы эти состояния без использования «объектов» зависимости?   ( Спорт, хобби, отношения с другими людьми, творчество, работа, дружба, любовь…) Да, позитивные состояния достижимы в том случае, если человек не ждет, что они чудесным образом возникнут извне ­ например, от приема психоактивного   вещества. На   самом   деле   люди   способны   достигать   их   путем   собственной   умственной,   физической,   духовной,   социальной   и творческой активности.      При каких условиях собственная активность человека может стать источником мощных положительных эмоций?  (  Если эти виды активности интересны и приносят радость, если удается достичь хорошего результата, если ты в своей активности не одинок, а окружен хорошими друзьями…)      Итак, мы с вами сейчас сформулировали хороший способ защитить себя от зависимостей и девиантного поведения.  Если в нашей жизни есть хотя бы несколько занятий, которые:  1) интересны нам, радуют нас и хорошо у нас получаются;    2) помогают найти настоящих друзей и единомышленников;  3) делают нас более творческими, самостоятельными, здоровыми, умными и свободными,  то мы вряд ли будем разрушать себя. Мы не будем бежать от реальности, а сможем почувствовать гармонию с собой и с окружающим миром.       Сейчас я предлагаю каждому из вас письменно перечислить те занятия вашей жизни, которые отвечают этим требованиям. Это будут ваши ресурсы, ваша защита. То, что может сделать вас сильнее и счастливее.  (Выполнение задания; желающие могут поделиться результатами)      Иногда бывает так, что из­за трудных жизненных событий или из­за долгого плохого настроения у человека нет сил и желания заниматься чем­то интересным. Что делать в этом случае?  (Посоветоваться с близкими людьми, поразмышлять о проблемах и постараться их решить, попросить помощи у друзей, обратиться к психологу)      Подведение итогов:  «Подарок»  А в заключение – сюрприз. Для всех, и особенно для тех, кому непросто было выполнить последнее задание. Я составила для каждого из вас «похвальный лист», в котором перечислила ваши способности и хорошие качества. В конце занятия вы сможете их забрать, прочитать, попросить своих друзей и близких дополнить эти листы, что­то дописать самостоятельно. Пусть эти «похвальные листы» станут вашими помощниками.    И еще я  хочу вам подарить набор цветных очков: розовые, для того чтобы видеть все только в радужном цвете, голубые – чтобы вас никогда не покидала надежда, черные – чтобы  скрывать за ними свои тайны и прозрачные – чтобы любить мир таким, какой он есть. Спасибо вам за участие и за вашу активность. До свидания!

Дидактический проект классного часа в 12 классе на тему "Причины девиантного поведения подростков"

Дидактический проект классного часа в 12 классе на тему "Причины девиантного поведения подростков"

Дидактический проект классного часа в 12 классе на тему "Причины девиантного поведения подростков"

Дидактический проект классного часа в 12 классе на тему "Причины девиантного поведения подростков"

Дидактический проект классного часа в 12 классе на тему "Причины девиантного поведения подростков"

Дидактический проект классного часа в 12 классе на тему "Причины девиантного поведения подростков"

Дидактический проект классного часа в 12 классе на тему "Причины девиантного поведения подростков"

Дидактический проект классного часа в 12 классе на тему "Причины девиантного поведения подростков"

Дидактический проект классного часа в 12 классе на тему "Причины девиантного поведения подростков"

Дидактический проект классного часа в 12 классе на тему "Причины девиантного поведения подростков"

Дидактический проект классного часа в 12 классе на тему "Причины девиантного поведения подростков"

Дидактический проект классного часа в 12 классе на тему "Причины девиантного поведения подростков"

Дидактический проект классного часа в 12 классе на тему "Причины девиантного поведения подростков"

Дидактический проект классного часа в 12 классе на тему "Причины девиантного поведения подростков"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.06.2017