Дидактическое пособие "Большое путешествие маленькой пуговицы"
Оценка 4.8

Дидактическое пособие "Большое путешествие маленькой пуговицы"

Оценка 4.8
pdf
08.04.2022
Дидактическое пособие "Большое путешествие маленькой пуговицы"
ПУГОВИЦЫ (Рерих ОГ).pdf

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

 

 

 

Дидактическое пособие  

по развитию познавательных процессов и мелкой моторики у старших дошкольников с ЗПР с использованием пуговиц 

«Большое приключение маленькой пуговицы»

 

 

 

 

Выполнила: 

Учитель-дефектолог 

первой квалификационной категории О.Г Рерих

 

 

 

 

 

 

Бердск  2020

          

Цель: Развитие познавательных процессов и мелкой моторики у дошкольников с ЗПР 

В каждом доме, у каждой хозяйки, наверняка  есть коробка с пуговицами, необходимыми в «хозяйстве». И часто, многие из них лежат без дела, годами дожидаясь своего часа. А ведь пуговицы -это отличный материал для всестороннего развития ребенка.

 Игры с пуговицами помогают развивать:

-   мелкую моторику и тактильное восприятие;

-представления о количестве, величине,  форме и цвете.

-художественный вкус и воображение

-речь

-умение работать по образцу и по словесной инструкции

-пространственную ориентировку

-усидчивость и умение доводить начатое дело до конца -повышается концентрация и объем  внимания.

-   развивается логическое и образное мышление. 

-развивается  координация движений, 

-совершенствуется визуальный и кинестетический каналы восприятия 

Нельзя недооценивать и релаксационное воздействие на организм манипуляций с пуговицами, желание ребенка бесконечно трогать и перебирать их. Материалы, из которых сделаны пуговицы не вызывают аллергии, пуговицами нельзя порезаться или уколоться, они легко моются.  

С малышами можно выкладывать картинки из пуговиц на готовый шаблон (методом наложения). В практической деятельности ребенок научится соотносить предмет и рисунок  по цвету, форме, размеру,  выработает  умение управлять своими движениями,  у малыша улучшится ловкость пальчиков. А  движения пальцев рук непосредственно влияют на развитие двигательных (моторных) центров речи. Таким образом, во время занятий и игр с пуговицами развивается не только рука, но и речь.

Со  старшими дошкольниками  можно использовать пуговицы для выкладывания цифр и букв, придумать интересный рассказ от лица той или иной пуговицы. Можно предложить старшему ребенку самостоятельно пришить пуговицу, нанизать ее на шнурок, найти сходство и различие, выложить в определенном порядке. При усвоении  темы «Количество» можно познакомить ребенка с такими  понятиями как: «одна пуговица», «две пуговицы», «много пуговиц», «поровну (столько же) пуговиц» больше (меньше) на один.

И еще много-много всего интересного. Главное,  включить фантазию! 

А чтобы было с чего начать, предлагаю Вашему вниманию данное пособие. Разделение на темы носит несколько условный характер, так как каждая игра развивает сразу несколько процессов

 

 

       

Картотека игр.

«Чудесный мешочек»

Задача: развивать тактильные ощущения.

Атрибуты: мешочек, пуговицы разного размера.

Игровые правила: Педагог предлагает детям рассмотреть несколько пуговиц. Спрашивает детей, какого пуговицы размера. Затем убирает их в мешочек.  И предлагает на ощупь определить большая или маленькая пуговица попалась в руки.

 

«Мозаика»

Задача:      закреплять знание         цвета, развивать мелкую моторику   рук, воображение.

Атрибуты: коллекция пуговиц.

Ход игры:

 Педагог предлагает детям выложить из пуговиц

несложные предметы, например, цветок, флажок, домик. Затем интересуется, какого цвета пуговицы дети использовали. Можно попросить детей выложить геометрические   фигуры:     круг, квадрат,      треугольник, прямоугольник.

Усложнение: выкладывать  мозаику можно вначале  по образцу, а в старшем возрасте - по самостоятельному замыслу; «Найди пары одинаковых пуговиц»

Задача: формировать умение  подбирать пары пуговиц на основе сходного сенсорного признака, развивать мелкую моторику пальцев рук.

Атрибуты: коллекция пуговиц.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть пуговицы. Затем предлагает детям подобрать пары одинаковых пуговиц. Можно уточнить у детей, какого они цвета, формы и размера.

 

 «Найди лишнюю пуговицу»

Задача: развивать логическое мышление детей.

Атрибуты: 5 пуговиц, 1 из которых отличается по цвету (форме, величине) Ход игры:

Педагог выкладывает в ряд 4 пуговицы одного цвета и среди них кладёт 1 пуговицу другого цвета. Затем предлагает ребёнку убрать лишнюю пуговицу или заменить её на нужную по цвету.

Можно разложить пуговицы одинаковые по размеру (например, большие красные) и среди них одну маленькую красную пуговицу. Предложить выполнить то же самое задание.

 

«Разложи по форме»

Задача: закреплять знание геометрических форм (круга, квадрата), развивать мелкую моторику рук.

Атрибуты: пуговицы разной формы, коробочки, где на дне нарисованы зрительные ориентиры (геометрические фигуры).

Ход игры:

Педагог говорит детям, что у него рассыпались пуговицы и предлагает им разложить пуговицы в коробочки, основываясь на геометрические формы. Усложнение: когда дети научатся выполнять задание, ориентируясь на рисунок, можно предложить выполнить его без зрительного ориентира. Добавить другие формы (сердечки, звездочки, цветочки и т д) 

«Разложи по цвету»

Задача: закреплять знание цвета, развивать мелкую моторику рук.

Атрибуты: пуговицы разного цвета, контейнеры от киндер-сюрпризов, где на дне приклеены цветные кружки-ориентиры.

Ход игры: Педагог предлагает детям разложить пуговицы в капсулы по цветам.

 

«Подбери пуговицы к одежде»  Задача: формировать  вкус, чувство цвета, формы; формировать умения подбирать пуговицы к разным видам одежды;          формировать культуру общения со сверстниками в игре.

Атрибуты: пуговицы,  картинки с предметами одежды Ход игры:

Педагог  предлагает детям подобрать к предметам одежды подходящие по цвету и размеру пуговицы. «Подбери маленькую пуговицу к большой»

Задача: формировать чувство цвета, величины; формировать культуру общения со сверстниками в игре.

Атрибуты: коврик с нашитыми маленькими пуговицами на нем.

Ход игры:

 Педагог  предлагает детям подобрать к большой пуговице,  соответствующую по цвету маленькую.  (Найти малышке пуговице маму).

 

«Пирамида»

Задача: развивать мелкую моторику, ловкость, внимание, ориентировку на величину.

Атрибуты: пуговицы разного размера Ход игры:

Чтобы выиграть в этой игре,  нужно быть очень аккуратным. Задача игроков - построить пирамиду из пуговиц.

Первый игрок кладет в центр стола большую пуговицу, второй игрок поверх первой кладет пуговицу поменьше и так далее. Чем выше пирамидка, тем сложнее выкладывать пуговицы. Пирамидка начинает шататься и от любого неосторожного движения может рухнуть. Тот игрок, который разрушит пирамидку, проиграл.

«Шнуровка»

Задача: развивать мелкую моторику, ловкость.  Атрибуты: пуговицы, шнурки разного цвета  Ход игры:

Каждому игроку выдается шнурок (около 40 см) и по пять пуговиц с четырьмя дырочками каждая. Задача каждого игрока - нанизать на нитку все пуговицы таким образом, чтобы нитка проходила через все дырочки. Ведущий хлопает в ладоши и игра начинается. Побеждает тот, кто первым выполнил задание.

«С пальца на палец»

Задача: развивать мелкую моторику, ловкость, внимание, смекалку Атрибуты: пуговицы разного размера Ход игры:

 Первый игрок кладет на указательный палец пуговицу и поворачивается ко второму игроку. Тот должен переместить эту пуговицу на свой указательный палец, при этом другими пальцами помогать нельзя.

 

«Аэрофутбол с пуговицами»

Цель: развивать плавный, длительный выдох

Атрибуты: пуговицы разного размера, одноразовые соломинки, ворота. Игровые правила: По краям игрового поля устанавливаются ворота. Задача игроков, дуя через соломинку на пуговицу, игроки должны загнать как можно больше пуговиц в ворота соперника.

«Дорожки»

Задача: развивать мелкую моторику, ловкость, терпение, умение доводить начатое дело до конца

Атрибуты: пуговицы, простые лабиринты, дорожки. 

Ход игры:

Детям предлагается  провести дорожку от одного ориентира до другого, например:  от животного до его дома по лабиринтам, зажимая пуговичку пальчиком, если ребенку сложно, то можно вначале выполнять задание двумя пальцами. Вначале лучше использовать большие пуговицы, затем размер можно уменьшать.

«Массаж пуговицами»

Благодаря такому массажу активизируется «мануальный интеллект», стимулируются кончики пальцев рук и ладоней, происходит активизация сенсорно – моторных функций, необходимых для успешного взаимодействия с окружающим миром.

Коробка заполняется пуговицами разного размера, разного цвета, формы, изготовленных из различных материалов, предлагается выполнять следующие задания:

1.   Опустить руку в коробку и погладить пуговицы ладошкой, а затем внешней стороной ладони.

2.   Захватить пуговицы в кулак и пересыпать обратно в коробку.

3.   Перетирка пуговиц между ладонями, с увеличение амплитуды.

4.   Поиск и перекатывание пуговиц определенного цвета, формы, размера.

5.   Перекатывание пуговиц внешней стороной ладони.

«Платье для Маши и Дашеньки»

Задача: развивать мелкую моторику, внимание, память, мышление, умение выполнять многоуровневую инструкцию

Атрибуты: пуговицы, две бумажные куклы разного размера, платья для них.

Ход игры:

Педагог говорит,  что скоро наступит праздник — день рождения наших кукол. Мама решила сшить им к празднику новые платья. Положите оба платья перед ребенком на столе. Для большой куклы Маши она сшила большое платье, а для маленькой куколки Дашеньки она сшила маленькое платьице.

Предлагает ребенку найти большое платье, сшитое для большой куклы  и положить его перед собой на стол. Затем — маленькое платьице, сшитое для маленькой куколки. 

Читает рифмовку:

Мама к празднику старалась, платье шила дочке.

Не успела мамочка тут пришить кружочки.

Надо нам с тобой спешить, к платью пуговки пришить.

Спросите,  к большому платью какие нужно пришить  пуговицы? А к маленькому — какие пуговки?

Взрослый предлагает  ребенку сначала найти большие пуговицы. Прикрепить их на платье кукле. Затем выполнить аналогично задание с платьем маленькой куколки. 

Усложнение: Если ребенку 4-5лет можно предложить ему выполнить задание, опираясь на два признака (величину и цвет, величину и форму, величину и разную фактуру одежды). Заданий для этой игры может быть много:

       подбери только маленькие пуговки такого же цвета, как платье;

       подбери только большие пуговки такого же цвета, как платье;

       подбери к большому платью маленькие пуговки того цвета, который тебе нравится;

       подбери к маленькому платью большие пуговки не красного и не синего цвета;

       подбери к большому красному платью маленькие зеленые пуговки, но не круглые и т.д.

       подбери к маленькому платью две большие и одну маленькую пуговицу

«Чудесные цветы»

Задача: развивать мелкую моторику, упражнять в счете до 6.

Атрибуты: пуговицы, картинки с цветочными горшочками по количеству игроков, игральный кубик.

Ход игры: игрок кидает кубик, считает, какое количество точек на нем выпало, затем он должен положить такое же количество пуговиц (лепестков), чтобы в горшке расцвел чудесный цветок.  Тот, кто ошибся, кидает кубик еще раз и выполняет задание повторно.

«Кексики»

Задача: развивать мелкую моторику, упражнять в счете, в соотнесении цифры и количества.

Атрибуты:          пуговицы, карточки    с кексиками, на которых написана цифра. Ход игры: Педагог предлагает ребенку украсить кекс. Для этого ребенок должен взять такое количество пуговиц, которое обозначено на карточке  с кексиком.

 

«Пятнышки»

Задача:  развивать мелкую моторику, цветовосприятие, координацию. Атрибуты:     картинки    с        пробелами, цветные пуговицы.

Ход игры: педагог предлагает ребенку выбрать понравившуюся картинку и «починить» ее – вставить на место пробелов   подходящие        по      цвету пуговицы.

 

«Пуговичное дерево»  

Задача:  развитие мелкой моторики, мышления.  

Атрибуты: картинки с деревьями без листьев, пуговицы

Ход игры: педагог предлагает детям изображения дерева и просит сделать на дереве крону (можно предложить сделать осеннее дерево, летнее, весеннее, для этого ребенок должен выбрать пуговицы соответствующих цветов).

 

«Наполни баночки»

Задача: соотнесение по цвету, развитие мелкой моторики. Атрибуты: пуговицы, баночки с крышками разного цвета, кукла Маша.

Ход игры: педагог предлагает ребенку помочь кукле Маше рассортировать пуговицы, разложив их по цветам в соответствии с банками.

 

«Выложи по образцу»

Задача: формировать умение работать по образцу.

Атрибуты: пуговицы, схемы.

Ход   игры:         педагог       предлагает ребенку выложить пуговицы, ориентируюсь     на образец. Вначале  можно предложить прием наложения,       затем          ребенок выкладывает пуговицы, соотнося их со схемой.

 

«Копилка»

Задача: развивать память, внимание, мышление.

Атрибуты: пуговицы, коробочки по количеству детей.

Ход игры: каждому участнику раздается равное количество пуговиц, которые дети складывают себе в коробочку так, чтобы остальные дети их не видели. Каждый играющий ставит себе задачу собрать у себя пуговицы одной группы, например, только красные или большие. Играющие по очереди по кругу предлагают друг другу по одной пуговице для обмена. Выигрывает тот, кто первым соберет у себя пуговицы одной группы, например, пять красных пуговиц.

 

«Цветные звездочки»  

Задача: развивать внимание, логическое мышление, умение работать по схеме.  

Атрибуты: карточки-схемы, цветные пуговицы разной величины. Ход игры: педагог предлагает карту-схему, на которой изображены звездочки разного размера, обозначающие размер пуговицы и цветные полоски. Ребенок глядя на схему должен закрыть все     ячейки соответствующими пуговицами,     например, большая     звездочка, красная полоска  - выбирается большая красная пуговица, маленькая звездочка, синяя полоска – маленькая      синяя          пуговица.   В начале

целесообразно использовать схемы, на которых изображены только две величины, затем схема усложняется.

«Тактильные цифры»  

Задача: развивать тактильное восприятие, знание цифр.

Атрибуты:          карточки    с        наклеенными пуговицами по      контуру      цифры        в индивидуальных мешочках.

Ход игры: педагог предлагает ребенку взять мешочек. Ощупать его пальчиками и определить    на      ощупь, какая          цифра изображена на карточке.

 

«Тактильный счет»

Задача: развивать тактильное восприятие, количественный счет.

Атрибуты:        полоски      с наклеенными    пуговицами         в индивидуальных мешочках. Ход игры: педагог предлагает ребенку мешочек и просит определить количество пуговиц наклеенных на карточки при помощи счета.

 

«Веселые картинки» 

Задача: развивать мелкую моторику рук. Атрибуты: игрушки с пристегивающимися на пуговицы деталями.

Ход игры: педагог говорит ребенку, что игрушки рассыпались и предлагает их починить,   для    этого необходимо пристигнуть недостающие детали.

 

«Симметрия»  

Задача: развитие мелкой моторики, мышления, формирование понятия симметрии.

Атрибуты: карточки, пуговицы.

Ход игры: педагог предлагает ребенку карточку и просит доделать изображение на ней. Вначале целесообразно предлагать ребенку      простые изображения.

 

«Лабиринт»

Задача: развивать мелкую моторику, координацию. Атрибуты: лабиринт  Ход игры:

На плотную ткань положите кусочек крепкой веревочки.  Нанижите на один из хвостиков веревочки несколько пуговиц  разных размеров, закрепите концы веревочки на ткани. И теперь в нескольких местах на протяжении веревочки перекройте ее кусочками ткани так, чтобы образовались своеобразные мостики, под которыми можно будет проводить пуговицы. Чтобы обеспечить страничке некоторую жесткость, можно вставить внутрь картон. Задача игрока, провести пуговицы с одного конца веревочки на другой. 

 

«Слушай внимательно, выполняй старательно»

Цель: формировать навыки работы по словесной инструкции, развивать внимание, мышление

Атрибуты: баночка с пуговицами. 

Ход игры:

Учитель-дефектолог     предлагает          ребенку,     выслушать внимательно инструкцию, повторить ее, и затем правильно выполнить.  Например: Возьми в левую руку 5 красных пуговиц, в правую одну синюю» Когда ребенок научится выполнять простую инструкцию, можно увеличить количество заданий.

«Какой пуговицы не хватает»  

Цель:         развивать   внимание, мышление.

Атрибуты: пуговицы, схемы.  Ход игры:

Учитель-дефектолог           предлагает 

ребенку внимательно посмотреть на схему, выложить на ней пуговицы, которые нарисованы;  назвать их по порядку.  А затем подумать и добавить недостающие на схеме.

«Найди ошибку»  

Цель: развивать внимание, мышление Атрибуты: пуговицы, схемы. 

Ход игры:

Учитель-дефектолог           предлагает 

ребенку внимательно посмотреть на схему, и начать выкладывать  на ней пуговицы, которые нарисованы;  но предупреждает, что в схеме есть ошибка, ее нужно исправить. Важно: когда ребенок выкладывает пуговицы, он должен вслух произносить последовательность.

«Посмотри и запомни»

Цель: развивать внимание, память,  мышление

Атрибуты: пуговицы, схемы. 

Ход игры: Учитель-дефектолог предлагает  ребенку внимательно посмотреть на схему и запомнить как располагаются на ней пуговицы, затем схема убирается, а ребенок по памяти должен выложить  пуговицы, которые запомнил. Важно: для лучшего запоминания нужно, чтобы ребенок вслух произносил, зрительно воспринимаемую информацию. Например: сверху: красная, синяя, зеленая;  снизу: желтая, пусто, зеленая. Или квадрат, цветочек, сердечко. Вначале предлагаются  схемы с небольшим количеством пуговиц. Затем постепенно количество увеличивается.  На первом этапе нужно предлагать ребенку только те пуговицы, которые есть на схеме. В дальнейшем число пуговиц можно увеличить, чтобы ребенок мог выбрать нужные из общего количества.

«Занимательный квадрат»  Цель: развивать внимание, мышление

Атрибуты:          пуговицы, схемы.  Ход игры:

Учитель-дефектолог

предлагает           ребенку внимательно посмотреть на

схему-квадрат, выложить на ней пуговицы, которые нарисованы. А затем подумать и добавить недостающие на схеме.  Когда ребенок хорошо освоит предлагаемые схемы, можно дать ему пустой квадрат и предложить самому составить занимательный квадрат для сверстника.

 

«Не ошибись»

Цель: формировать навыки работы по словесной инструкции, развивать внимание, мышление, ориентировку на листе

Атрибуты: баночка с пуговицами, пластиковый планшет. 

Ход игры: 

Учитель-дефектолог озвучивает задание, ребенок выполняет инструкцию. Например: положи синюю пуговицу в левый верхний угол. Положи большую зеленую пуговицу в правый нижний угол. Положи желтую пуговицу между зеленой и синей и тд.

 

«Прятки в песочнице»

Цель: формировать навыки работы по словесной инструкции, развивать внимание, речь, тактильное восприятие, количественные представления.

Атрибуты: пуговицы, сухой пальчиковый бассейн с песком. 

Ход игры:

 педагог предлагает пересчитать ребенку пуговицы, затем прячет их в песке. После предлагает ребенку найти пуговицы по очереди и назвать, ее признаки. Например: я нашел красную большую круглую пуговицу.

Классификация по заданному признаку.

Задача: развивать мелкую моторику, внимание, мышление, умение удерживать задание.

Атрибуты: набор пуговиц разного цвета, формы и величины, кольцо для выделения  замкнутой области.

Ход игры: 

Такие упражнения формируют понятия об отрицании некоторого свойства с помощью частицы «не», совершенствуют классификацию по одному свойству. 

Педагог  устанавливает правило, по которому надо располагать пуговицы: например, так, чтобы внутри выделенной области оказались только красные или только квадратные. Чтобы увеличить признаки классификации, можно предложить ребенку выложить в замкнутой области только красные, но не круглые пуговицы. Только большие синие пуговицы итд. Когда ребенок освоит хорошо  эти действия можно ввести трехступенчатую инструкцию: выложи большие, зеленые, квадратные пуговицы итд. 

 

«Дорисуй картину пуговицами»  

Задача: учить подбирать  пуговицы  к общему сюжету, развивать связную речь.

Атрибуты:  сюжетная картинка с пробелами, пуговицы Ход игры:

Учитель-дефектолог предлагает ребенку рассмотреть картинку, найти места пробелов, заполнить их пуговицами нужного цвета и размера. Затем составить по ней предложение (рассказ).

«Математическая хлопушка».

Многофункциональная дидактическая игра

Задача: развивать мелкую моторику, внимание, мышление, умение удерживать задание, развитие элементарных математических представлений

Атрибуты: набор пуговиц разного цвета, формы и величины, яркая хлопушка из картона

1.                 Закреплять навыки количественного счета в пределах 10 (20). Ребенку предлагается сосчитать все пуговицы, находящиеся внутри математической хлопушки.

2.                 Упражнять детей в счете. Формировать умение устанавливать соответствие между цифрой и количеством предметов.

Ребенку предлагается сосчитать все пуговицы из хлопушки, затем на столе выбрать цифру, которая обозначает сосчитанное количество.

3.                 Формировать понятие числа при счете реальных предметов, опираясь на тактильные ощущения.

Ребенку предлагается отсчитать столько пуговиц из хлопушки, сколько обозначает показанная педагогом цифра.

4.                 Совершенствовать вычислительные навыки, развивать логическое мышление и слуховое внимание, моторику рук и умение удерживать в памяти два-три полученных при счете числа.

В «хлопушкеке» находятся пуговицы – каждого цвета  по 3–5 штук. Ребенку предлагается сосчитать все красные, синие, зеленые пуговицы, а затем ответить на вопрос: «Каких пуговиц внутри больше?»

5.                 Продолжать закреплять умение различать и называть фигуры, различать их, опираясь на тактильные ощущения.

В «сундучке» находятся пуговицы различной формы одного или нескольких размеров и цветов. Ребенку предлагается сосчитать все пуговицы, находящиеся внутри, или сосчитать только все круглые, или выбрать на ощупь все квадратные.

 

«Счет с гусеничкой»  

Задача:      закрепить   знание        чисел, упражнять          в обратном   счете, развивать мелкую моторику. Атрибуты: Гусеница, карточки с цифрами, пуговицы.

Правила игры:

Педагог предлагает ребенку назвать отсутствующие цифры в кружочках на гусенице  и выложить соответствующее количество пуговиц в пустых кружках. Затем предлагает посчитать обратным счетом

 «Кто как передвигается?»

Задача:  учить различать глаголы, развивать лексический словарь, мышление Атрибуты: пуговицы в виде девочки, божьей коровки, птицы, бабочки, рыбы, улитки, лошади,  машинки и тд.

Ход игры:

 Педагог предлагает детям по очереди взять из мешочка пуговицу, и  рассказать, как передвигается изображенный объект. « Посмотрите  на свои пуговицы-предметы  и расскажите, кто как передвигается: девочка идёт, божья коровка летит. А как может  передвигаться  птица (летать), бабочка (порхать), рыба (плыть),улитка (ползать),  лошадь(скакать) .. Победит тот, кто заработает  большее количество фишек. (За каждый правильный ответ ребенок получает фишку).

 

«В гостях у гнома»

Задача: учить образовывать существительные с уменьшительноласкательными суффиксами, развивать лексический словарь, мышление.

Атрибуты: пуговицы в виде различных предметов, игрушка гнома.

Ход игры:

Педагог объясняет ребёнку правила игры: Взяв пуговицу -нужно называть её: «Это машина». А у гнома Васи, все предметы меньше. Скажи, как нужно назвать такой же предмет гнома? Аналогично рассматриваются другие предметы-пуговицы.

 

«Я начну, а ты продолжи»

Задача: учить подбирать слова-антонимы.

Атрибуты: блюдце, пуговицы в виде различных предметов Ход игры:

Педагог держит в руках блюдце с пуговицами. Объясняет правила игры. Ребёнок  берёт одну пуговицу по своему усмотрению. Далее дефектолог начинает фразу, а ребёнок  заканчивает её:

Самолёт может летать высоко, а может и ...(низко).

Ёлки могут быть высокие, а могут и...(низкие).

Ягоды клубники могут быть мелкие, а могут быть и...(крупные).

Грибы бывают съедобные и... (несъедобные)... и тд 

«Какой? Какая? Какие? »

Задача: обогащать активный словарь,  мышление. Атрибуты: пуговицы в виде различных предметов  Ход игры:

 Учитель-дефектолог предлагает  достать  пуговицу-предмет  из шкатулки и подобрать как можно больше слов-признаков.

 

«Кто? Какой? Что делает? »

Задача: учить подбирать существительные, прилагательные,  глаголы.

Развивать лексический словарь, мышление. Атрибуты: пуговицы в виде различных предметов  Ход игры:

Учитель-дефектолог предлагает  достать  пуговицу-предмет  из шкатулки, назвать его, сказать какой он,  что делает.

«Урожай»

Задача: согласование числительного с существительным.

Атрибуты: перчатка ввиде дерева, на котором пришиты пуговицы-фрукты. 

Ход игры: 

Учитель-дефектолог предлагает  ребёнку,  надев перчатку (дерево) посчитать  пуговицы (плоды). Например, Одно яблоко, два яблока и тд.

«Посчитай-ка»

Задача:      согласование       числительного     с        существительным,        развитие мышления

Атрибуты: леска, пуговицы.

Ход игры:

Учитель-дефектолог предлагает ребёнку рассортировать , посчитать и нанизать  на леску пуговицы, лежащие на тарелочке. Например, Один карандаш, два карандаша....... При автоматизации звуков подбираются пуговицы с автоматизируемым звуком.

 

«Прятки»

Задача: учить находить пуговицы-предметы с заданным звуком.

баночка

Атрибуты: баночка с пуговицами, тонкая цветная проволока.

Ход игры:

Учитель-дефектолог предлагает ребенку, самостоятельно открыв банку с  пуговицами высыпать их, и взяв цветную проволоку нанизать на неё только те пуговицы, в названии которых есть заданный звук

 

«На что похожа пуговица?»

Задача: развивать связную речь, воображение Атрибуты: баночка с пуговицами.

Ход игры:

Учитель-дефектолог предлагает каждому ребенку достать одну пуговицу и полным предложением сказать, на что похожа пуговка.

 

«Что о себе расскажет эта пуговица?» Задача: развивать связную речь, воображение Атрибуты: баночка с пуговицами.

Ход игры:

Учитель-дефектолог предлагает каждому ребенку достать одну пуговицу и придумать рассказ об этой пуговице: с какой она одежды, что она видела, когда была пришита, как попала в нашу баночку.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Дидактическое пособие по развитию познавательных процессов и мелкой моторики у старших дошкольников с

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Дидактическое пособие по развитию познавательных процессов и мелкой моторики у старших дошкольников с

В каждом доме, у каждой хозяйки, наверняка есть коробка с пуговицами, необходимыми в «хозяйстве»

В каждом доме, у каждой хозяйки, наверняка есть коробка с пуговицами, необходимыми в «хозяйстве»

Со старшими дошкольниками можно использовать пуговицы для выкладывания цифр и букв, придумать интересный рассказ от лица той или иной пуговицы

Со старшими дошкольниками можно использовать пуговицы для выкладывания цифр и букв, придумать интересный рассказ от лица той или иной пуговицы

Картотека игр. «Чудесный мешочек»

Картотека игр. «Чудесный мешочек»

Найди лишнюю пуговицу» Задача: развивать логическое мышление детей

Найди лишнюю пуговицу» Задача: развивать логическое мышление детей

Подбери пуговицы к одежде»

Подбери пуговицы к одежде»

Каждому игроку выдается шнурок (около 40 см) и по пять пуговиц с четырьмя дырочками каждая

Каждому игроку выдается шнурок (около 40 см) и по пять пуговиц с четырьмя дырочками каждая

Коробка заполняется пуговицами разного размера, разного цвета, формы, изготовленных из различных материалов, предлагается выполнять следующие задания: 1

Коробка заполняется пуговицами разного размера, разного цвета, формы, изготовленных из различных материалов, предлагается выполнять следующие задания: 1

Чудесные цветы» Задача: развивать мелкую моторику, упражнять в счете до 6

Чудесные цветы» Задача: развивать мелкую моторику, упражнять в счете до 6

Пятнышки» Задача: развивать мелкую моторику, цветовосприятие, координацию

Пятнышки» Задача: развивать мелкую моторику, цветовосприятие, координацию

Выложи по образцу» Задача: формировать умение работать по образцу

Выложи по образцу» Задача: формировать умение работать по образцу

В начале целесообразно использовать схемы, на которых изображены только две величины, затем схема усложняется

В начале целесообразно использовать схемы, на которых изображены только две величины, затем схема усложняется

Симметрия» Задача: развитие мелкой моторики, мышления, формирование понятия симметрии

Симметрия» Задача: развитие мелкой моторики, мышления, формирование понятия симметрии

Какой пуговицы не хватает»

Какой пуговицы не хватает»

В дальнейшем число пуговиц можно увеличить, чтобы ребенок мог выбрать нужные из общего количества

В дальнейшем число пуговиц можно увеличить, чтобы ребенок мог выбрать нужные из общего количества

Классификация по заданному признаку

Классификация по заданному признаку

Упражнять детей в счете. Формировать умение устанавливать соответствие между цифрой и количеством предметов

Упражнять детей в счете. Формировать умение устанавливать соответствие между цифрой и количеством предметов

Кто как передвигается?» Задача : учить различать глаголы, развивать лексический словарь, мышление

Кто как передвигается?» Задача : учить различать глаголы, развивать лексический словарь, мышление

Грибы бывают съедобные и... (несъедобные)

Грибы бывают съедобные и... (несъедобные)

Атрибуты: баночка с пуговицами, тонкая цветная проволока

Атрибуты: баночка с пуговицами, тонкая цветная проволока
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.04.2022