МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 10 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»
623418, Свердловская область, г. Каменск-Уральский, ул. Прокопьева, д. 11, 8(3439)36 45 46,
oks-detskiysad@yandex.ru
ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ – УЧАСТНИК ВЫСТАВКИ
АВТОРСКОЙ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ ПЕДАГОГОВ - ПСИХОЛОГОВ,
УЧИТЕЛЕЙ - ЛОГОПЕДОВ, УЧИТЕЛЕЙ-ДЕФЕКТОЛОГОВ, СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАМЕНСК-УРАЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
Направление выставки: Обучающая продукция
ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ОБУЧАЮЩИЕ ИГРЫ ИЗ ФЕТРА
Автор - составитель:
Ли Ольга Игоревна
воспитатель
Каменск – Уральский
2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
С каждым годом количество детей с нарушениями речи увеличивается. Дети с нарушением речи имеют общее недоразвитие, что выражается в неполноценности как звуковой, так и лексической, грамматической сторон речи. Вследствие этого у большинства детей с нарушениями речи наблюдается ограниченность мышления, речевых обобщений, трудности в чтении и письме.
Игра в дошкольном возрасте является не только основным видом детской деятельности, но и имеет особое значение в организации коррекционной и развивающей работе педагога с детьми, с ограниченными возможностями здоровья. В игровой деятельности заложены огромные воспитательные, образовательные и развивающие возможности.
Дети с тяжелыми нарушениями речи для более успешного освоения учебного материала нуждаются в модификации способов его подачи. Исходя из этого, в совместной образовательной деятельности с детьми начала применять дидактические игры и пособия из фетра.
Фетр является безопасным, гипоаллергенным, ярким, прочным и приятным на ощупь материалом. Он очень удобен при изготовлении пособий и игрушек. Материал не сыпется на разрезе и не нуждается в обработке. Достаточно просто раскроить детали по выкройке и при необходимости сшить или использовать фабричные заготовки. Фетр сшивается, как ткань или клеится, как бумага.
При работе с фетром можно использовать различную фурнитуру и отделку (бисер, бусины, пуговицы, тесьму, липучки, петли, кнопки, магниты), которые позволяют усиливать и поддерживать интерес детей к играм на протяжении длительного времени.
Фетровые игры способны привлечь внимание ребенка, удивить и дарить радость от игры – обучения, одновременно активизируя различные каналы его восприятия, которые включены в игровую деятельность:
- кинетический - тактильные ощущения от взаимодействия с фактурой фетра (толщина, шероховатость, мягкость или жёсткость);
- визуальный - знакомство с цветом, формой и размером;
- аудиальный - игровые действия с помощью голоса (громкость, паузы, интонация).
Ценность использования фетровых игр в практической деятельности педагога заключается в следующем:
- они насыщены по содержанию элементов и решения образовательных задач согласно возрастных и индивидуальных возможностей воспитанников;
- стимулируют игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность дошкольников, а также двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики;
- направленность игр на обеспечение эмоционального благополучия детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- позволяют изменять развивающую предметно-пространственную среду в зависимости от образовательной ситуации;
- дают возможность использовать их для решения многообразных образовательных и коррекционно-развивающих задач;
- позволяют варьировать расположение элементов пособия на полотне;
- обеспечивают свободный выбор деятельности детей.
Таким образом, организуя совместную образовательную деятельность с применением пособий из фетра, педагог способствует созданию положительного эмоционального отношения детей к предлагаемому взаимодействию, эффективной реализации направления педагогической работы воспитателя с детьми, имеющими нарушения речевого развития.
Цель применения предлагаемого дидактического пособия – создавать условия для организации совместной образовательной и коррекционно – развивающей деятельности педагога с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
Задачи:
1. синхронно выравнивать речевое и психическое развитие детей с тяжелыми нарушениями речи;
2. продолжать учить детей владеть речью как средством общения и культуры;
3. развивать умение автоматизировать и дифференцировать звуки; навыки звукового анализа слов; связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь; речевое творчество; звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух;
4. формировать фонетико-фонетические представления и слоговую структуру слова; звуковую аналитико-синтетическую активность как предпосылку обучения грамоте; готовность к совместной деятельности со сверстниками;
5. обогащать активный словарь;
6. развивать интересы детей, любознательность и познавательную мотивацию; формировать познавательные действия, первичные представления об объектах окружающего мира, об их свойствах и отношениях;
7. способствовать становлению сознания, самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
8. развивать воображение и творческую активность; общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками;
9. обогащать опыт двигательной деятельности, в том числе связанной с выполнением упражнений, развитием координации движения, мелкой моторики обеих рук.
Основная идея создания дидактического пособия «Обучающие игры из фетра» - учить играя.
ОПИСАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ
Дидактическое пособие «Обучающие игры из фетра» представляет собой набор дидактических игр различной тематики.
Игровое полотно и детали каждой дидактической игры выполнены автором из фетра. Для создания деталей автором использовались выкройки и фабричные заготовки. Для оформления игровых полотен и деталей была использована различная фурнитура – резинки, бусины, кнопки, липучки, тесьма.
Представленные игры были созданы автором в соответствии с тематическим планированием образовательной деятельности, интересами и возможностями детей.
Каждая игра представляет собой определенный вид игр. Представленные игры могут быть использованы педагогом самостоятельно в индивидуальной и/или групповой работе с детьми, при организации самостоятельной деятельности детей. Каждая игра имеет свои учебные задачи, поэтому их можно включать в любое занятие.
В процессе применения дидактических игр можно менять игровую задачу, усложнять задания, компоновать различные съемные элементы из разных пособий или вносить новые.
В целом пособие может пополняться новыми дидактически играми.
ПОСОБИЕ № 1. СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА «БОЛЬНИЦА»
Данное дидактическое пособие предполагает организацию отдельных игровых ситуаций (например, «Кукле измеряют температуру», «Кукла пьет таблетки», «Врач осматривает куклу» и т. п.) и/или сюжетно – ролевой игры с участием взрослого и ребенка.
На первоначальном этапе применения данного дидактического пособия педагог может использовать куклу.
Варианты игры.
1. Дидактическое упражнение «Найди и назови».
Педагог демонстрирует пособие ребенку, предлагает внимательно изучить его. Далее педагог просит назвать ребенка предметы, которые он видит. Утоняет, кому нужны перечисленные предметы (орудия труда) для работы.
Если ребенок затрудняется в назывании того или иного предмета педагог оказывает необходимую помощь, объясняет ребенку значение незнакомых для него слов.
2. Дидактическое упражнение «Чего не стало?».
Педагог в течение определенного времени (определяется педагогом индивидуально, исходя из особенностей каждого ребенка) демонстрирует ребенку предметы, которые представлены в пособии. Ребенок внимательно изучает эти предметы. По окончании установленного педагогом времени педагог просит ребенка закрыть глаза и убирает один или несколько предметов. Затем ребенок открывает глаза, педагог просит внимательно посмотреть на предметы и назвать, какого предмета не стало. При ответе педагог добивается ответа полным предложением.
Если ребенок испытывает затруднения при выполнении задания, педагог оказывает необходимую помощь, задает наводящие вопросы.
3. Дидактическое упражнение «Что для чего нужно?».
Педагог просит ребенка внимательно рассмотреть представленные атрибуты. Затем педагог просит ребенка, используя слова – действия, рассказать, зачем нужен тот или иной предмет в работе врача.
Педагог может усложнить задачу и попросить ребенка описать каждый предмет и его назначение. Педагог обращает внимание на ответ ребенка – полное распространенное предложение.
4. Дидактическое упражнение «Найди и назови предмет с определенным звуком».
Ребенок называет и показывает педагогу предметы, в названии которых присутствует (вначале, в середине, в конце) заданный педагогом звук.
ПОСОБИЕ № 2. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЕЛОЧКА. ПДД»
Дидактическая игра оформлена в виде елочки, на которой расположены пришивные элементы дороги - легковые автомобили, зебра, светофоры. Используя данные элементы, педагог может создавать разнообразные сюжеты, ситуации, которые могут возникнуть с участниками дорожного движения на улице.
Данное пособие может быть использовано педагогом при изучении таких лексических тем, как «Транспорт» и/или «Правила дорожного движения».
Пособие рекомендовано к использованию педагогом в индивидуально работе.
На первоначальном этапе сюжеты может придумывать педагог, а ребенок развивать их. Затем ведущая роль в придумывании сюжета может перейти к ребенку, а педагог выступает в роли направляющего и помощника в создании этого сюжета.
Во время игры педагог задает вопросы ребенку (например: какая это машина? – легковая, большая / маленькая; в какую сторону едет машина? – вправо / влево; каким цветом сигналы у светофора? – красным, желтым, зеленым; на какой сигнал светофора могут (не могут) ехать машины / двигаться пешеходы; по какой дорожке переходят пешеходы? – по зебре и т.д.
Ребенок в свою очередь отвечает полным предложением, что позволяет развивать речь, пополнять словарный запас.
Во время игры ребенок может использовать элементы елочки для развития мелкой моторики, развивая тем самым тактильные ощущения и сенсорное восприятие.
ПОСОБИЕ №3. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «БИЗИ-РОЛЛ «КОТ И ПЕС»»
Бизи-ролл создан в форме страницы, которая закрывается на застежку-липучку и содержит игровое задание и познавательную информацию.
С помощью такой игры можно выполнять следующие упражнения:
- называть домашних животных и их среду обитания (дидактическое упражнение «Кто где живет?»);
- проговаривать, кто чем питается (дидактическое упражнение «Кто что ест?»);
- поиграть в игру на звукоподражание и на развитие силы голоса (дидактическое упражнение «Кто как кричит?»);
- формировать элементарные математические представления у детей (понятия «один – много», «маленький – большой»;
- во время игры, одновременно с речью, развивать тонкую моторику пальцев рук.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.