Дидактическое обоснование использования наглядности на уроках основ философии
Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
обществознание
Взрослым
02.10.2017
В статье представлен краткий обзор отечественных и зарубежных исследований, посвященных дидактическому обоснованию использования наглядного обучения в процессе учебной деятельности. Исследователями отмечается, что без применения наглядности, нельзя добиться правильных представлений об окружающем мире, развить мышление и речь. В статье приводятся отдельные примеры и целесообразность применения наглядности на уроках основ философии в системе среднего профессионального образования.Статья на тему "Дидактическое обоснование использования наглядности на уроках основ философии"
Княжева В.docx
Княжева В.В., преподаватель общественных дисциплин
ГАПОУ ТО «Тобольский многопрофильный техникум»
Дидактическое обоснование использования наглядности на уроках основ философии
Аннотация: В статье представлен краткий обзор отечественных и зарубежных
исследований, посвященных дидактическому обоснованию использования наглядного
обучения в процессе учебной деятельности. Исследователями отмечается, что без применения
наглядности, нельзя добиться правильных представлений об окружающем мире, развить
мышление и речь. В статье приводятся отдельные примеры и целесообразность применения
наглядности на уроках основ философии в системе среднего профессионального образования.
Abstract: the article presents a brief overview of the domestic and foreign researches,
devoted to didactic justification of the use of visual learning in the process of educational activity.
The researchers noted that without the use of clarity, it is impossible to achieve a proper
understanding of the surrounding world, to develop thinking and speech. The article gives some
examples and the feasibility of clarity on the lessons of the basics of the philosophy in the system of
secondary professional education.
Ключевые слова: наглядность, наглядные средства обучения, формы наглядного
обучения.
Keywords: visualization, visual training AIDS, forms of visual learning.
Наглядность как принцип обучения был впервые сформулирован Я.А. Коменским, а в
дальнейшем развит И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинским и другими педагогами [4, с. 64]. Учитель
может использовать различные средства наглядности: реальные объекты, их изображения,
модели изучаемых объектов и явлений. Знание форм сочетания слова и средств наглядности,
их вариантов и сравнительной эффективности даёт возможность учителю творчески
применять средства наглядности сообразно поставленной дидактической задаче,
особенностям учебного материала и конкретным условиям обучения [7, с. 185].
Наглядность в обучении способствует тому, что у обучающихся, благодаря
восприятию предметов и процессов окружающего мира, формируются представления,
правильно отображающие объективную действительность, и вместе с тем воспринимаемые
явления анализируются и обобщаются в связи с учебными задачами.
К.Д. Ушинский отмечал, что восприятие материала на слух дело трудное, требующее
от учащихся сосредоточенного внимания и волевых усилий. При неумелом ведении урока учащиеся могут лишь внешне «присутствовать на занятиях», а внутренне думать о своём или
же совсем оставаться без «мысли в голове» [5, с. 62].
Ощущение и понятие различные ступени единого процесса познания. Еще Я.А.
Коменский выдвинул «золотое правило»: «все, что... можно, предоставлять для восприятия
чувствам...» [2, с. 380]. Требование, чтобы знания черпались учениками, прежде всего, из
собственных наблюдений, сыграло большую роль в борьбе с догматическим, схоластическим
обучением. Однако ограниченность сенсуалистической философии, на которую опирался Я.А.
Коменский, не позволила ему раскрыть принцип наглядности обучения с необходимой
полнотой и разносторонностью.
Принцип наглядности был значительно обогащен в трудах Г. Песталоцци: «Всякое
обучение должно основываться на наблюдении и опыте и подниматься к выводам и
обобщениям». В результате наблюдений ребенок получает зрительные, слуховые и другие
ощущения, которые пробуждают в нем мысли и потребность говорить. Обучение способствует
накоплению учеником на основе его чувственного опыта запаса знаний и развивает его
умственные способности. Необходимо «интенсивно повышать силы ума, а не только
экстенсивно обогащаться представлениями» [7, с. 176].
Без применения наглядности, в широком смысле этого слова, нельзя добиться
правильных представлений об окружающем, развивать мышление и речь.
Отстаивая необходимость наглядности в обучении, Песталоцци считал, что органы
чувств сами по себе доставляют нам беспорядочные сведения об окружающем мире.
Обучение должно уничтожить беспорядочность в наблюдениях, разграничить предметы, а
однородные и близкие снова соединить, то есть сформировать у учащихся понятия [7, с. 192].
В педагогической системе К.Д. Ушинского использование наглядности в обучении
органически связано с преподаванием родного языка. Ушинский считал, что лучшим
средством добиться самостоятельности детей в процессе развития дара слова служит
наглядность. Необходимо, чтобы предмет непосредственно воспринимался ребенком, и чтобы
под руководством учителя «...ощущения дитяти превращались в понятия, из понятий
составлялась мысль, и мысль облекалась в слово» [6, с. 56].
В современной дидактике понятие наглядности относится к различным видам
восприятия (зрительным, слуховым, осязательным и др.). Ни один из видов наглядных
пособий не обладает абсолютными преимуществами перед другим. При изучении природы,
например, наибольшее значение, имеют натуральные объекты и изображения, близкие к
натуре, а на уроках грамматики условные изображения отношений между словами с помощью стрелок, дуг, посредством выделения частей слова разными цветами и т. п. Нередко
возникает необходимость использовать различные виды наглядных средств при ознакомлении
с одними и теми же вопросами. Например, в курсе основ философии целесообразно
рассматривать предметы, сохранившиеся от изучаемой эпохи, макеты и картины,
изображающие соответствующие явления, исторические карты, смотреть кинофильмы и т. д.
Очень важно использовать наглядные средства целенаправленно, не загромождать
уроки большим количеством наглядных пособий, т. к. это мешает учащимся сосредоточиться
и обдумать наиболее существенные вопросы. Такое применение наглядности в обучении не
приносит пользы, а скорее вредит и усвоению знаний, и развитию школьников [1, с. 95].
В практике обучения применение наглядных средств сочетается со словом
преподавателя. Способы сочетания слова и средств наглядности, при всем их многообразии,
составляют несколько основных форм. Одна из них характеризуется тем, что при посредстве
слова преподаватель руководит наблюдением, которое ведут студенты, а знания о внешнем
облике объекта, о его строении, о протекающих процессах обучающиеся получают из
наблюдаемых объектов.
Например, на уроке по теме «Античная философия»
преподавателем используется визуальный ряд портретов
античных философов,
которые рассматриваются и
запоминаются студентами в процессе изучения концепций
философских античных школ. Портреты можно разместить в
аудитории или продемонстрировать их с помощью проектора
(рисунок 1).
Рисунок 1. Портреты античных философов
При изложении философских притч, преподаватель может
использовать предметы, которые наглядно передают процессы,
связанные с действиями героев поучений. Например, в притче
«Полная банка», преподаватель может наглядно продемонстрировать
изложение притчи с помощью натуральных образцов банки, камней,
песка и воды. С помощью данного метода обучения можно
рассказать притчу «Кофе», «Все оставляет свой след», «Жилобыло
дерево», «Три сита Сократа» и другие. При другой форме сочетания, отличающейся от
описанной, сведения о предметах и явлениях студенты получают
из словесных сообщений преподавателя, а наглядные средства
служат для подтверждения или конкретизации словесных
сообщений. Философские притчи также можно просмотреть с помощью аудиовизуальных
средств обучения, позволяющих наглядно представить и понять философскую проблему.
Первая из упомянутых форм сочетания является более эффективной не только для
усвоения знаний, но и для развития наблюдательности студентов, осмысления сложных
философских проблем.
Знание учителем форм сочетания слова и средств наглядности, их вариантов и
сравнительной эффективности дает возможность творчески применять наглядные средства
сообразно поставленной дидактической задаче, особенностям учебного материала и другим
конкретным условиям [3, с. 56].
Таким образом, использование наглядных средств на уроках основы философии в
системе среднего профессионального образования, необходимо не только для создания у
студентов образных представлений, но и для формирования понятий, для понимания
отвлеченных связей и зависимостей одно из важнейших положений дидактики.
Литература
1.Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Республика, 1994. – 230.
2.Зубов О.Е. Проблемы преподавания философии в школе. // Интеграция образования. №
1. 2003. – С. 103 – 109.
3.Ломако О.М. Методика преподавания философии в вузах. Пособие к курсу. – Саратов:
Саратовский государственный университет, 2015. – 24 с.
4.Методическое пособие по истории: 8 класс. Под ред. А.Преображенского. М.:
Просвещение, 1989. – с. 240.
5.Методическое пособие по истории: 8 класс. Под ред. А.Преображенского. М.:
Просвещение, 1989. – с. 240.
6.Мурзаев B.C. Рисунки на классной доске в преподавании истории. М.,
7.Петрова Л.В. Нетрадиционные формы истории в VVI классах. // Преподавание 29.
истории в школе. №4, 1987.
8.Южанинова Е.Р. О методах, формах и средства преподавания философии в вузе //
Вестник ОГУ № 3 (164) март 2014. С. 108 – 113.
Дидактическое обоснование использования наглядности на уроках основ философии
Дидактическое обоснование использования наглядности на уроках основ философии
Дидактическое обоснование использования наглядности на уроках основ философии
Дидактическое обоснование использования наглядности на уроках основ философии
Дидактическое обоснование использования наглядности на уроках основ философии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.