ДИДАКТИКА ПРОГРЕССИВИСТОВ (Научная статья).

  • docx
  • 09.01.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ПАВЛОВ А.К. ДИДАКТИКА ПРОГРЕССИВИСТОВ. (НАУЧНАЯ СТАТЬЯ)..docx

Павлов Александр Константинович, -

генеральный директор МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС»
(Российская Федерация, г. Москва – г. Санкт-Петербург –

г. Петрозаводск -  г. Мурманск), -

доктор педагогических наук, профессор,

член-корреспондент, академик МАНЭБ,
Заслуженный деятель науки РФ

 

ДИДАКТИКА ПРОГРЕССИВИСТОВ

(Научная статья)

 

     В начале XX (20) в. действующая в школах традиционная дидактическая система была подвергнута повсеместной массированной критике за авторитарность, односторонний интеллектуализм и отрыв от жизни.

     Наиболее радикальным и последовательным сторонником обновления школы в направлении активизации деятельности учащихся выступил американский философ, психолог и педагог Джон Дьюи (1859– 1952). Он предложил реформу школьной системы, главной дидактической целью которой должна стать не передача знаний, а создание условий для развития врожденных способностей детей, обучение на основе их личного опыта.

     В 1895 г. Дьюи основал в г. Чикаго экспериментальную школу, особенностью которой были практические занятия, воплощавшие концепцию учения через деятельность. Основными принципами его дидактической системы стали следующие:

1)           учёт интересов учащихся;

2)              учение через деятельность (обучение мысли и действию);

3)              познание и знание – следствие преодоления трудностей;

4)           свободная творческая работа и сотрудничество.

 

     Традиционной дидактической системе, основанной на приобретении и усвоении знаний, Дьюи противопоставил обучение «путем делания», то есть такое обучение, при котором все знания извлекались из практической самодеятельности и личного опыта ребенка. Внешнюю учебную информацию ученик получал лишь тогда, когда она была ему необходима для решения практических задач. Цель обучения, по мнению Дьюи, не подготовка к профессии или усвоение определенных знаний, а развитие деятельной активности ученика.

     Элементы учебной системы Дьюи следующие:

           ощущение трудности;

           обнаружение и определение трудности;

           формулировка гипотезы;

           формулировка выводов (проверка гипотезы);

           наблюдения и эксперименты.

     В школе, работавшей по системе Дьюи, не было постоянной программы с последовательной системой изучаемых предметов, а отбирались только знания, необходимые для жизненного опыта учащихся. Роль учителя сводилась к руководству самодеятельностью учащихся и пробуждению их любознательности.

     Средоточием всей учебно-воспитательной работы в школе Дьюи являлся труд. Выполняя разнообразные виды труда, и приобретая необходимые для трудовой деятельности навыки, дети тем самым готовились к предстоящей жизни.

     Наряду  с        трудовыми процессами в        данной       методике    большое место занимали игры, импровизации, экскурсии, художественная самодеятельность, домоводство. Большое значение Дьюи придавал семейному воспитанию и вовлечению родителей в решение педагогических задач.

     Недостатки данной системы: пренебрежение аксиоматическими методами наук, отсутствие системности образования, отсутствие закрепления и повторения, переоценка спонтанности в деятельности детей.

     Концепция, которую вместе со своими сторонниками разработал Дьюи, в противоположность традиционной системе обучения, стала называться прогрессивистской. Дидактика прогрессивистов во многом опиралась на идеи свободного природосообразного воспитания, выдвинутые французским философом-просветителем Жан-Жаком Руссо (1712– 1778), немецким педагогом Ф. А. Дистервегом (1790–1866), и сопрягалась с идеями других прогрессивных педагогов того времени, к числу которых принадлежит русский писатель, мыслитель и педагог Л. Н. Толстой, реализовавший идеи свободного развития детей в яснополянской школе.

     Таким образом, нами изложены и проанализированы новейшие достижения классической дидактики, направленные на самореализацию учащихся в процессе обучения. Классические понятия, принципы, формы и методы обучения получили современную трактовку с позиций современного образования.

ЛИТЕРАТУРА

1.                 Антология педагогической мысли России второй половины XIX – начала XX в. – М.: Педагогика, 1990.

2.                 Вентцель К. Н. Дом свободного ребенка. (Как создать свободную школу). – М.: Земля и фабрика, 1923.

3.                 Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. – М.: Педагогика-Пресс, 1996.

4.                 Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1996.

5.                 Занков  Л.  В.  Избранные  педагогические  труды. –  М.:  Новая  школа, 1996.

6.                 Каптерев П. Ф. Эвристическая форма обучения в народной школе // Антология педагогической мысли России второй половины XIX – начала

XX           в. – М.: Педагогика, 1990.

7.                 Коменский Я. А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие / Сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. – М.: Педагогика, 1989.

8.                 Хуторской А. В. Дидактическая эвристика: теория и технология креативного обучения. – М.: Изд-во МГУ, 2003.

9.                 Хуторской  А.В.  Ключевые  компетенции  как  компонент  личностно-ориентированного образования // Народное образование. 2003. № 2.

10.            Чернышевский Н. Г. Критический отзыв о журнале «Ясная Поляна»

Л.            Н. Толстого за январь 1862 г. // Антология педагогической мысли России второй половины XIX – начала XX в. – М.: Педагогика, 1990.


 

Л.