Конспект логопедического занятия для детей с ОНР подготовительной группы
в соответствии с требованиями ФГОС ДО
Тема: « Дифференциация звуков Ш-Щ »
Составитель:
учитель-логопед
Обухова Н.Е.
г. Отрадный,
I.Документная часть (паспортная) Дата: 14.04.2019. Время проведения: 9.00 Продолжительность занятия: 30 минут Вид занятия: (звукопроизношения). Этап коррекционной работы: Дифференциация Организационная форма (фронтальное).
II.Организационная информация (Согласно ФГОС ДО) Доминирующая
образовательная область: речевое развитие.
III. Методическая информация
Вид деятельности детей игровая, коммуникативная 1.Тема
образовательной деятельности: «Дифференциация звуков Ш-Щ».
2.Методы и приемы реализации содержания занятия:
практические методы;
наглядные, игровые приёмы. 3.Интеграция
образовательных областей: Речевое развитие, социально-коммуникативное
развитие, познавательное развитие, 4.Возрастная
группа 6-7 лет
5.Цель: Создание условий для дифференциации звуков: Ш-Щ. 6.Задачи
обучающие: 1.Закрепить
знания детей по теме: весна, приметы весны и бытовой технике;
2. Продолжать формировать у детей фонематические процессы;
3.Выполнять звукослогового анализа слова, дифференцировать заданный звук по
мягкости – твердости 4.
Формировать у детей умения различать звуки Ш-Щ в словах, предложениях, стихах; 5.Отрабатывать
отражённое произношение оппозиционных слогов; 6.Формировать
у детей способность выделять последовательно каждый звук в
слове; 7.Познакомить с анализом слова типа: машинка; 8.Учить детей синтаксису слов типа:
щётка;
9.Закреплять умения делить слова на
слоги. развивать фонематический слух.
Развивающие: 1.Развивать
мелкую моторику;
2.Воспитывать навыки самостоятельности и самоконроля;.
3.Развивать внимание,
память;
4.Развивать мыслительные операции. Процессы анализа и синтеза.
5.Осуществлять коррекцию речевого недоразвития.
Воспитательные:
1.Закреплять навык внимательно слушать взрослого; 2.Способствовать
проявлению положительных эмоций;
3.Продолжать воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками.
7.Планируемые результаты:
Дети должны называть приметы, месяцы, весны. Давать
характеристику звуков Ш и Щ, выделять различия. Определять позицию
звуков Ш и Щ в словах. Различать звуки Ш-Щ в словах и тексте.
У детей сформировано умение понимать обращенную речь. Дети способны
самостоятельно выполнять слого-звуковой анализ слова. Дети испытывают
потребность произносить звуки правильно. 8.Организация
среды для проведения занятия (образовательной деятельности)
1.Компьютер, видео – два солнышка одно не улыбается, а другое
улыбается и лучики к солнышку.
2.Поднос
у каждого ребёнка.
3.Карточки у каждого ребёнка с предметами в названии, которых есть звуки Ш
и Щ. 4.Карточки «Угадай слово». 5.Колокольчики,
которые обозначают звонкость и глухость звуков.
6.Кружочки красные, зелёные и
синие.
7.Лодочки для определения звуков в слове. 8.Капельки
для личной оценки своей деятельности.
9. Музыкальная пауза: «Фиксики» для динамической паузы (физминутка)
10 Схемы звуков. 9Подготовка
к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты
Введение в тему (создание проблемной ситуации)
Приветствие
детей. Демонстрация видео-отрывка « У солнышка пропали лучики».
10.Мотивация деятельности детей
Злая
зима украла лучики у солнышка, и оно стало грустным. Нужно выполнить
задания и вернуть солнышку лучики. Целеполагание
(с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель
педагога)
Мы должны помочь солнышку вернуть лучики и вернуть ему хорошее настроение.
11.Актуализация ранее приобретенных знаний: Ход
занятия I
Организационный момент.
Беседа о
весне.
- Какое время года?
-Назовите первый месяц весны.
-Назовите второй месяц весны.
-Назовите третий месяц весны
-Какая весна ?\ светлая, солнечная, тёплая, долгожданная, журчащая, весёлая, шумная.
Мы выполнили первое задание и вернули солнышку один лучик. У солнышка появляется лучик.
Кто из детей правильно отвечал, берут капельки. А сейчас мы угадаем загадку и выполним следующее задание II.Угадайте загадку.
На столе железный дятел
Лист бумажный конопатил.
Стукал, стукал без оглядки.
И отстукал вам загадки.
– Что это ребята? Пишущая машинка или можно сказать печатная.
В слове пишущая назовите звук, который живёт на третьем месте.
А теперь назовите звук, который живёт на пятом месте.
– Кто догадался, что мы сегодня будем делать?
Правильно мы будем различать звуки: Ш – Щ.
–Пользуясь схемой, дать характеристику звуку Ш.
–Пользуясь схемой, дать характеристику звуку Ш.
Звук Ш согласный, твёрдый, глухой.
Сравнение звуковых характеристик
на звук Ш- язык вверху, а на звук Щ между зубами
Возвращаем солнышку ещё один лучик. У солнышка появляется второй лучик.
III.Игра: Повтори \ произношение отражённых звуков\ Дети слушают внимательно учителя-логопеда и повторяют слоги. Ша-ша-щу-щу . А сейчас мы поиграем в игру:«Светофоры» и выполним следующее задание. IV. Игра: Светофоры. – Если слышишь звук Ш показываешь синий кружочек, а если Щ ,то зелёный кружочек. - Каждый, ребёнок, поднявший верный кружочек , берёт капельку. Мы выполнили четвёртое задание и вернули солнышку четвёртый лучик. У солнышка появляется четвёрый лучик. А сейчас мы поиграем в игру: «Лодочки» и выполним следующее задание. V. Игра: Лодочки. Определяем с помощью лодочек и кружочков, где живут звуки Ш и Щ. Слова: плащ, щегол, клещи, шуба, душ, кошка. Каждый, ребёнок, правильно выбравший верный кружочек , берёт капельку. Мы выполнили пятое задание и вернули солнышку пятый лучик. У солнышка появляется пятый лучик.
А сейчас мы поиграем в игру: «Найди картинку с нужным звуком» и выполним следующее задание.
VI. Игра: «Найдите картинку с нужным звуком».
– Берём картинки с подноса и выбираем те картинки, в которых есть звук Ш и поднимаем картинки со звуком Ш. А теперь выбираем среди картинок и поднимаем картинки со звуком Щ. – Каждый, ребёнок, правильно поднявший верную картинку, берёт капельку. Мы выполнили шестое задание и вернули солнышку шестой лучик. У солнышка появляется шестой лучик. А сейчас мы поиграем в игру: «Колокольчики» и выполним следующее задание. VII. Игра: Колокольчики. Учитель-логопед называет слова:шуба, шина,щетка, щенок, шайка итд – Если слышим звук [Ш] – руки поднимаем вверх. –Если слышим звук [Щ] руки поднимаем вперёд. – Каждый, ребёнок, правильно поднявший руки, берёт капельку. Мы выполнили седьмое задание и вернули солнышку седьмой лучик. У солнышка появляется седьмой лучик. А сейчас мы сделаем физминутку: «Фиксики» и выполним следующее задание. VIII.Физминутка Фиксики . -Что из бытовой техники называется машинка? Швейная, стиральная, посудомоечная. – Каждый, ребёнок, правильно ответивший, берёт капельку. Мы выполнили восьмое задание и вернули солнышку восьмой лучик. У солнышка появляется восьмой лучик. А сейчас мы поиграем в игру: «Шифровальщики» и выполним следующие задание
IX.Самостоятельная деятельность детей игра: «Шифровальщики» Каждый ребёнок составляет схему слова машинка самостоятельно, один ребёнок у доски. - Скажи сколько в слове согласных. - Скажи сколько в слове твёрдых согласных. - Скажи сколько в слове гласных. – Каждый, ребёнок, правильно ответивший, берёт капельку. Мы выполнили девятое задание и вернули солнышку девятый лучик. У солнышка появляется девятый лучик. - А сейчас мы поиграем в игру: «Угадай-ребус» и выполним следующее задание. X. Игра: «Угадай ребус » КА МЫШИ На доске появляются ребусы Прочитайте слог и добавьте слово мыши, скажи, что получилось Ребёнок, правильно ответивший, берёт капельку. Мы выполнили десятое задание и вернули солнышку десятый лучик. У солнышка появляется десятый лучик. - А сейчас мы поиграем в игру: «Хлопни-топни» и выполним следующее задание
XI. Игра: «Хлопни - топни». Учитель логопед читает стихотворение, а дети на звук Ш поднимают букву Ш, а на звук Щ букву Щ.
Умещался на ладошке
Щуплый маленький щенок,
Был он даже меньше кошки,-
Чёрный нос, пятнистый бок, Очень вкусными вещами,
Угощал щенка я: щами,
И печеньем, и медком,
И сгущённым молоком.
Пища впрок щенку пошла,
Вырос больше он стола. Дети, правильно поднявшие буквы, берут капельки. Мы выполнили одиннадцатое задание и вернули солнышку одиннадцатый лучик. У солнышка появляется одиннадцатый лучик. - А теперь угадайте, что хочет сказать солнышко. Игра: Угадай-ка слово . - Берём первый звук с названия каждой картинки и узнаём слово Умники. XIII. Анализ и самоанализ деятельности детей. - Ребята мы вернули много лучиков солнышку, и оно стало улыбаться. Появляется, солнышко, которое улыбается . Дети должны сказать: - А, солнышко улыбается, значит, мы справились. Вы все хорошо работали и получили много капелек, и вернули солнышку лучики. Теперь оно улыбается спасибо вам за отличную работу. Видео - ролик с сюрпризным моментом Каждый ребёнок получает приз: «Мудрой совы» и педагоги, присутствующие на занятии.
.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.