Дифференциация звуков [Г] – [К] в слогах, словах и предложениях

  • Документация
  • docx
  • 19.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: учить детей различать звуки [Г] – [К] в слогах, словах и предложениях и правильно обозначать их буквой на письме. Задачи: • Развивать фонематические процессы; • Учить дифференцировать парные согласные [Г] – [К] на слух и с опорой на зрительные и кинестетические ощущения; • Развивать память, внимание, мышление; • Знакомить с традиционными праздниками.
Иконка файла материала конспект.docx
Конспект группового логопедического занятия по  преодолению акустической дисграфии у учащихся 2  класса по теме "Дифференциация звуков [Г] – [К] в  слогах, словах и предложениях". «Презентация 'Дифференциация звуков Г ­ К'.» Нажмите на рисунок, чтобы увеличить •   Скачать презентацию к занятию.  Цель: учить детей различать звуки [Г] – [К] в слогах, словах и предложениях и правильно  обозначать их буквой на письме. Задачи:   Развивать фонематические процессы;  Учить дифференцировать парные согласные [Г] – [К] на слух и с опорой на зрительные  и кинестетические ощущения;  Развивать память, внимание, мышление;  Знакомить с традиционными праздниками. Ход занятия: 1. Орг. момент.  ­ Здравствуйте, ребята! Садитесь. ­ Ребята, какой праздник скоро наступит? ­ Новый год. ­ Правильно. И мы все очень любим и ждем этот замечательный праздник. Почему вам такнравится этот праздник? (дети отвечают) ­ Сегодня к нам в гости пришел Кот. (На экране появляется изображение кота). Он тоже  готовится встречать Новый год. Поможем ему организовать праздник? Отправляемся в гости  к коту. 2. Целеполагание. ­ Каким звуком различаются слова год и кот?  ­ Звуками [Г] и [К]. ­ Сегодня мы будем учиться слышать и различать звуки [Г] и [К]. 3. Объяснение нового материала. ­ Это парные согласные звуки. Давайте рассмотрим их преграду. (дети с помощью  индивидуальных зеркал рассматривают преграду звуков [Г] и [К]). ­ Кончик языка находится внизу, спинка поднята наверх и смыкается с нёбом. Затем смычка  взрывается. В момент произнесения можно почувствовать толчок выдыхаемого воздуха на  тыльной поверхности руки. При произнесении звука [Г] положение органов артикуляции такое же, только вибрируют голосовые связки.  ­ Итак, преграда звуков [Г] и [К] одинаковая, поэтому они называются парными. Различаются  они только тем, что при произнесении звука [Г] голосовые связи работают (мы это можем  почувствовать, если приложим ладонь к шее), а при произнесении звука [К] голосовые связки  не работают. Или если мы плотно­плотно прижмем ладони к ушкам и произнесем звук [Г], то  мы услышим, как в голове “звенит колокольчик”. Звук [Г] – звонкий. А если мы произнесем  звук [К]), то “колокольчик не зазвенит”. Звук [К]­глухой. ­ Дадим характеристику звукам [Г] и [К]. Звук [Г] – согласный. Потому что он не поется, у него есть преграда. (На экране появляется  опорная картинка ­ изображение забора). Звук [Г] звонкий, потому что работают голосовые связки (в голове “звенит колокольчик”). На  экране появляется опорная картинка – изображение колокольчика. Звук [Г] твердый. На экране появляется опорная картинка – синий кружок. ­ Звук [К] – согласный. Потому что он не поется, у него есть преграда. (На экране появляется  опорная картинка ­ изображение забора). Звук [К] глухой, потому что голосовые связки не работают (в голове “колокольчик не  звенит”). На экране появляется опорная картинка – изображение наушников. Звук [К] твердый. На экране появляется опорная картинка – синий кружок. ­ Посмотрите на экран. Звуки [Г] и [К] различаются только по глухости/звонкости. 24. Различение звуков [Г] и [К] в слогах. ­ Итак, ребята, мы с вами попали в дом Кота. Первым делом, надо помочь коту разобрать  конфеты и груши. Прочитайте слоги, которые написаны на конфетах и грушах. Предметы, на  которых написаны слоги с буквой Г, мы сложим в корзину. А предметы, на которых написаны  слоги с буквой К, мы положим в коробку. На экране появляется слайд с заданием. Дети  выполняют это же задание на своих карточках. 5. Различение звуков [Г] и [К] в словах. ­ Кот очень рад вашей помощи. Но теперь поможем ему разобрать овощи и фрукты к  новогоднему столу. Слова, в которых есть звук [Г] мы “положим” в погреб, а слова в которых  есть звук [К] мы положим в корзинку. На экране появляется слайд с этим заданием. Дети  выполняю его на карточках.  Слова: огурцы, капуста, редиска, груша, горох, морковь, виноград, свёкла, тыква,  картофель, гранат, лук. 6. На новый год Кот решил пригласить к себе гостей. Но сам подписать пригласительные он не может. Давайте поможем коту, для того посчитаем место звуков [Г] и [К] в словах. Дети с  помощью звуковых линеек определяют место звуков [Г] и [К] в словах. На экране показан  слайд с картинками. Кот приглашает к себе в гости: куклу, Незнайку, кукушку, котенка, Георгия, гагару. Слова: кукла (1;3), Незнайка (7), кукушка (1;3;6), котенок (1;7), Георгий (1;5), гагара (1;3). 7. Физминутка “Кот Мурлыка” Кот Мурлыка, кот Царапка Учит деток танцевать Ну­ка левой, ну­ка правой, Раз­два­три­четыре­пять! 8. Поможем Коту украсить елку к новому году. Разделите слова на слоги. Соедините картинки с верхней веточкой елки, если в слове один слог, со средней веточкой – если в слове два слога, с нижней веточкой, слова в которых три слога и “положите” игрушку под елку, если в слове  четыре слога. Слова: гриб, свечка, шарик, снежинка, ангел, снегурочка,колокольчик. 9. Работа с предложениями. Проделки деда­буквоеда.  Кот решил рассказать своим гостям поговорки. Но дед­Буквоед съел некоторые буквы.  Помогите коту восстановить все поговорки. Вставьте пропущенные буквы Г и К. (На экране  появляется слайд с заданием. Дети выполняют задание на крточках) Помо_у, помо_у, а пришло время – не мо_у! За _лупой _оловой и но_ам плохо! 3Нет дру_а ­ ищи, а нашел – бере_и. Не _овори – не умею, а _овори – научусь. _а_ов _орм, та_ов и _онь. _ому пиро_и да пыш_и, а _ому синя_и да шиш_и. Рабочие ру_и не знают с_у_и. 8. Итог занятия. ­ Какие звуки мы сегодня учились различать?  ­ Звуки [Г] и [К]. ­ Чем они похожи и по каким признакам мы можем их различить? ­ У звуков [Г] и [К] одинаковая преграда. Различаются они по глухости и звонкости. 9. Рефлексия. ­ Ребятки, вам понравилось наше занятие?  ­ Что вам понравилось больше всего? 4