Цель: учить детей различать звуки [Г] – [К] в слогах, словах и предложениях и правильно обозначать их буквой на письме.
Задачи:
• Развивать фонематические процессы;
• Учить дифференцировать парные согласные [Г] – [К] на слух и с опорой на зрительные и кинестетические ощущения;
• Развивать память, внимание, мышление;
• Знакомить с традиционными праздниками.
Конспект группового логопедического занятия по
преодолению акустической дисграфии у учащихся 2
класса по теме "Дифференциация звуков [Г] – [К] в
слогах, словах и предложениях".
«Презентация 'Дифференциация звуков Г К'.»
Нажмите на рисунок, чтобы увеличить
• Скачать презентацию к занятию.
Цель: учить детей различать звуки [Г] – [К] в слогах, словах и предложениях и правильно
обозначать их буквой на письме.
Задачи:
Развивать фонематические процессы;
Учить дифференцировать парные согласные [Г] – [К] на слух и с опорой на зрительные
и кинестетические ощущения;
Развивать память, внимание, мышление;
Знакомить с традиционными праздниками.
Ход занятия:
1. Орг. момент.
Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Ребята, какой праздник скоро наступит?
Новый год.
Правильно. И мы все очень любим и ждем этот замечательный праздник. Почему вам такнравится этот праздник? (дети отвечают)
Сегодня к нам в гости пришел Кот. (На экране появляется изображение кота). Он тоже
готовится встречать Новый год. Поможем ему организовать праздник? Отправляемся в гости
к коту.
2. Целеполагание.
Каким звуком различаются слова год и кот?
Звуками [Г] и [К].
Сегодня мы будем учиться слышать и различать звуки [Г] и [К].
3. Объяснение нового материала.
Это парные согласные звуки. Давайте рассмотрим их преграду. (дети с помощью
индивидуальных зеркал рассматривают преграду звуков [Г] и [К]).
Кончик языка находится внизу, спинка поднята наверх и смыкается с нёбом. Затем смычка
взрывается. В момент произнесения можно почувствовать толчок выдыхаемого воздуха на
тыльной поверхности руки. При произнесении звука [Г] положение органов артикуляции такое
же, только вибрируют голосовые связки.
Итак, преграда звуков [Г] и [К] одинаковая, поэтому они называются парными. Различаются
они только тем, что при произнесении звука [Г] голосовые связи работают (мы это можем
почувствовать, если приложим ладонь к шее), а при произнесении звука [К] голосовые связки
не работают. Или если мы плотноплотно прижмем ладони к ушкам и произнесем звук [Г], то
мы услышим, как в голове “звенит колокольчик”. Звук [Г] – звонкий. А если мы произнесем
звук [К]), то “колокольчик не зазвенит”. Звук [К]глухой.
Дадим характеристику звукам [Г] и [К].
Звук [Г] – согласный. Потому что он не поется, у него есть преграда. (На экране появляется
опорная картинка изображение забора).
Звук [Г] звонкий, потому что работают голосовые связки (в голове “звенит колокольчик”). На
экране появляется опорная картинка – изображение колокольчика.
Звук [Г] твердый. На экране появляется опорная картинка – синий кружок.
Звук [К] – согласный. Потому что он не поется, у него есть преграда. (На экране появляется
опорная картинка изображение забора).
Звук [К] глухой, потому что голосовые связки не работают (в голове “колокольчик не
звенит”). На экране появляется опорная картинка – изображение наушников.
Звук [К] твердый. На экране появляется опорная картинка – синий кружок.
Посмотрите на экран. Звуки [Г] и [К] различаются только по глухости/звонкости.
24. Различение звуков [Г] и [К] в слогах.
Итак, ребята, мы с вами попали в дом Кота. Первым делом, надо помочь коту разобрать
конфеты и груши. Прочитайте слоги, которые написаны на конфетах и грушах. Предметы, на
которых написаны слоги с буквой Г, мы сложим в корзину. А предметы, на которых написаны
слоги с буквой К, мы положим в коробку. На экране появляется слайд с заданием. Дети
выполняют это же задание на своих карточках.
5. Различение звуков [Г] и [К] в словах.
Кот очень рад вашей помощи. Но теперь поможем ему разобрать овощи и фрукты к
новогоднему столу. Слова, в которых есть звук [Г] мы “положим” в погреб, а слова в которых
есть звук [К] мы положим в корзинку. На экране появляется слайд с этим заданием. Дети
выполняю его на карточках.
Слова: огурцы, капуста, редиска, груша, горох, морковь, виноград, свёкла, тыква,
картофель, гранат, лук.
6. На новый год Кот решил пригласить к себе гостей. Но сам подписать пригласительные он не
может. Давайте поможем коту, для того посчитаем место звуков [Г] и [К] в словах. Дети с
помощью звуковых линеек определяют место звуков [Г] и [К] в словах. На экране показан
слайд с картинками.
Кот приглашает к себе в гости: куклу, Незнайку, кукушку, котенка, Георгия, гагару.
Слова: кукла (1;3), Незнайка (7), кукушка (1;3;6), котенок (1;7), Георгий (1;5), гагара (1;3).
7. Физминутка “Кот Мурлыка”
Кот Мурлыка, кот Царапка
Учит деток танцевать
Нука левой, нука правой,
Раздватричетырепять!
8. Поможем Коту украсить елку к новому году. Разделите слова на слоги. Соедините картинки
с верхней веточкой елки, если в слове один слог, со средней веточкой – если в слове два слога,
с нижней веточкой, слова в которых три слога и “положите” игрушку под елку, если в слове
четыре слога.
Слова: гриб, свечка, шарик, снежинка, ангел, снегурочка,колокольчик.
9. Работа с предложениями. Проделки дедабуквоеда.
Кот решил рассказать своим гостям поговорки. Но дедБуквоед съел некоторые буквы.
Помогите коту восстановить все поговорки. Вставьте пропущенные буквы Г и К. (На экране
появляется слайд с заданием. Дети выполняют задание на крточках)
Помо_у, помо_у, а пришло время – не мо_у!
За _лупой _оловой и но_ам плохо!
3Нет дру_а ищи, а нашел – бере_и.
Не _овори – не умею, а _овори – научусь.
_а_ов _орм, та_ов и _онь.
_ому пиро_и да пыш_и, а _ому синя_и да шиш_и.
Рабочие ру_и не знают с_у_и.
8. Итог занятия.
Какие звуки мы сегодня учились различать?
Звуки [Г] и [К].
Чем они похожи и по каким признакам мы можем их различить?
У звуков [Г] и [К] одинаковая преграда. Различаются они по глухости и звонкости.
9. Рефлексия.
Ребятки, вам понравилось наше занятие?
Что вам понравилось больше всего?
4