ЧТО ТАКОЕ ДИЗОРФОГРАФИЯ?
Дизорфография – это стойкая и специфическая несформированность усвоения орфографических знаний, умений и навыков, обусловленная недоразвитием ряда речевых и неречевых психических функций.
/И.В. Прищепова/.
В соответствии с определением А.Н. Корнева, под дизорфографией следует подразумевать специфическую категорию стойких нарушений письма. Эти нарушения характеризуются неспособностью овладеть офрографическими навыками, даже в том случае, если человек знает все правила правописания. Человек может полностью освоить теорию, но он не обладает способностью применить данную теорию на практике
СИМПТОМЫ ДИЗОРФОГРАФИИ.
Грамматические ошибки, которые характеризуются повторяемостью и стойкостью. Ребенок испытывает сложности в усвоении терминологии, он не может понять, что такое слог, звук, слово, глагол и т.д.
Такие дети часто старательно учат правила родного языка, но когда их просишь пересказать правило своими словами, то они испытывают серьезные трудности. Не менее серьезные проблемы у них с применением этих правил на письме. Из этого можно сделать вывод, что они учат правила, но не могут понять их смысл.
Неумение выделить части слова: приставку, корень, суффикс, окончание.
У таких детей ограниченный лексический запас, поэтому им трудно подобрать однокоренные слова для проверки слов.
Неверное написание окончаний слов.
Неумение пересказывать содержимое, обобщать изученный материал, делать выводы.
ОШИБКИ НА ПИСЬМЕ.
безударные гласные, проверяемые ударением;
слова с непроверяемыми написаниями;
гласные –и-, -а-, -у- после шипящих (жи-ши, ча-ща, чу-щу);
буквосочетания –чк-, чн-, -нщ-, -щн-;
проверяемые парные согласные в корне слов;
мягкий разделительный знак;
имена собственные;
деление на слоги;
оформление предложений;
мягкий знак в середине и в конце слова;
удвоенные согласные;
непроизносимые согласные;
гласные и согласные в приставках;
правописание приставки со словом;
правописание предлога со словом;
твёрдый разделительный знак;
соединительные гласные в сложных словах;
-не- с глаголами;
КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ С ДИЗОРФОГРАФИЕЙ.
Для детей с дизорфографией основную трудность вызывает решение орфографической задачи: им трудно увидеть «опасное место» в слове, сложно подобрать проверочное слово. Хорошо выучив правило, ребёнок не может применить его на письме. Работа по преодолению дизорфографии проводится комплексно. В коррекции участвует не только логопед, но и нейропсихолог, потому что в основе данного нарушения лежит недоразвитие психических процессов.
Логопедические занятия направлены на помощь в овладении традиционными и морфологическими нормами орфографии. Проводится работа над словообразованием, расширением лексического запаса школьника, развитием синтаксических представлений и т.д.
Помимо этого, важно развивать зрительную и речеслуховую память, внимание и другие когнитивные функции.
Диктанты, как метод коррекции дизорфографии
При коррекционной работе с детьми, имеющими дизорфографические ошибки, целесообразно использовать различные виды диктантов, которые в данном случае проводятся не с целью проверки и контроля, а как обучающие и развивающие задания.
Зрительный предупредительный диктант. В этом случае текст пишется на доске. Ошибкоопасные места выделяются цветным мелом. Сначала текст подвергается устному разбору, а затем стирается. Дети по памяти или под диктовку логопеда пишут его в тетради.
2. Слуховой предупредительный диктант. Текст читается сначала целиком, а затем отдельными предложениями. В каждом предложении учащиеся находят слова с нужной орфограммой; объясняя ее написание, и только потом записывают предложение в тетрадь.
3. Объяснительный диктант. Его сущность в орфографическом разборе текста после того, как учащиеся самостоятельно его напишут. Логопед задает вопросы, а дети отвечают на них по вызову или по собственному желанию.
4. Выборочный диктант. Он дает возможность за короткийсрок написать наибольшее количество слов определенной грамматической категории или слов с соответствующей орфограммой. Суть его в том, что под диктовку записывается не весь текст, а только нужные слова.
Выборочный диктант может быть:
§ предупредительный;
§ объяснительный;
§ контрольный.
5. Творческие диктанты. Они представляют собой такой вид упражнений, при котором ученики вставляют или заменяют определенные слова в предложенном тексте другими, близкими по значению грамматическими категориями. Этот вид диктанта также имеет несколько вариантов.
§ Предупредительный творческий диктант—когда дети, прежде чем написать предложение, обсуждают слово, которое должно быть написано.
§ Творческий диктант на вставку слов и словосочетаний — помогает детям научиться самостоятельно вставлять в диктант слова определенной грамматической категории или слова с определенной орфограммой. Этому диктанту должна предшествовать работа над упражнениями с тем же заданием.
§ Объяснительный творческий диктант —при котором дети сначала пишут предложение, вставляя нужное слово или заменяя его другим, а затем обсуждают, правильно ли оно написано.
§ Творческий диктант по опорным словам. Он проводится следующим образом: на доске или карточках написаны опорные слова определенной грамматической категории. Логопед диктует текст, пропуская написанные слова, а дети; должны их вставить по смыслу.
§ Творческий диктант по опорным словам может быть основан на самостоятельном составлении детьми предложений, объединенных одной темой. Например, учитель медленно диктует слова: осень, листья, дождь, небо, птицы. Дети записывают предложения в виде связного текста на тему «Осень»: «Наступила (осень). С деревьев опадают (листья). Весь день льет (дождь). (Небо) покрыто тучами. (Птицы) улетают на юг».
§ Творческий диктант с использованием серии предметных картинок. Логопед показывает детям картинки, на которых изображены отдельные предметы. Затем он диктует текст, пропуская слова. Дети вписывают их в предложения, используя предметные картинки.
6. Диктант «Проверяю себя». Его отличительной особенностью является то, что по окончании работы ученики могут задать логопеду любые вопросы, связанные с написанием слова, которое вызывает у них сомнение. Желательно, чтобы ответ на этот вопрос дал кто-нибудь из детей.
7. Диктант-молчанка по картинкам. Этот вид диктанта проводится следующим образом: логопед молча показывает серию предметных картинок с изображенными на них предметами, названия которых объединены заданной темой. Дети молча записывают слова, обозначающие названия предметов, которые нарисованы на картинках, по необходимости выполняя грамматическое задание.
8. Выборочный диктант-молчанка по картинкам. Отличается от предыдущего тем, что из демонстрируемой серии дети выбирают только слова на заданную тему или записывают слева в два-три столбика. Например, записать только слова, содержащие парные гласные: баня, утюг, знамя, маяк, сливы, костёр, овес и т.д.; в первый столбик записать слова, содержащие сочетание жи, во второй — ши и т.д.
9. Устный диктант. Проводится с использованием индивидуальных карточек учащихся, на которых написаны разные орфограммы. Логопед диктует слова, в которые входит орфограмма, имеющаяся на индивидуальной карточке учащегося. На каждое продиктованное логопедом слово ученик поднимает карточку с той орфограммой, которую следует использовать при написании данного слова.
10. Проверочный или контрольный диктант. Проверочный или контрольный диктант на логопедических занятиях проводится на диагностическом и оценочном этапе коррекционной работы. Логопед читает диктант полностью, затем предложениями, повторяя их два-три раза в зависимости от объема и сложности предложения. После окончания работы логопед еще раз прочитывает текст, а дети проверяют и исправляют написанное.
На логопедических занятиях и на уроках русского языка необходимо активизировать орфографическое внимание. Для этого нужно привлекать учащихся самостоятельно находить свои ошибки, подбирать варианты проверок слов с ошибками, делать перекрестные проверки (игра «Ты-учитель»). Такие формы работы имеют элементы игры, не дают уставать, повышают познавательный интерес и орфографическую зоркость. Как известно, запомнить легче то, что интересно.
Для достижения эффективности в коррекции дизорфографии очень важна работа по развитию когнитивных функций: речеслуховой и зрительной памяти, внимания, языкового мышления, аналитико-синтетической деятельности. Данные психические процессы участвуют в усвоении основных принципов письма, поскольку задействованы в формировании самоконтроля процесса учебной деятельности.
Огромную роль по устранению дизорфографии играет раннее выявление нарушений письма и письменной речи, а также слаженная совместная работа учителя русского языка, учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагога-психолога. Своевременно начатый, комплексный, систематический и четко спланированный коррекционный процесс помогает преодолению дизорфографии и способствует успешному освоению школьной программы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.