Диктанты по русскому языку для казахских школл
Оценка 4.7

Диктанты по русскому языку для казахских школл

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
русский язык +1
4 кл—11 кл +1
12.03.2017
Диктанты по русскому языку для казахских школл
Хочу порекомендовать вам "Сборник диктантов за год". Здесь собран материал диктантов по русскому языку для учащихся 4-11 классов с казахским языком обучения. Количество слов соответствует Госстандарту Республики Казахстан. После каждого диктанта прилагается грамматическое задание. Грамматическое задание можно поменять на ваше усмотрение.Диктант по русскому языку
диктанты отчет 1.docx
Предисловие Данный сборник диктантов  и изложений предназначен учителям русского языка и литературы,   преподающим   в   казахских   классах.   Этот   сборник   диктантов   и   изложений разработан специально для учителей, чтобы им не приходилось искать тексты. Тут готовые тексты для контрольных диктантов и изложений за каждую четверть, начиная с нулевого диктанта. Тексты диктантов и изложений начинаются с третьего класса по одиннадцатые классы.   Все   нормы   при   составлении   данного   сборника   соблюдены,   соответствуют Государственному   стандарту   Республики   Казахстан.   Разработан   сборник   на   целый   год. Тексты диктантов и изложений подобраны в соответствии с программами по предмету «Русский язык» с 3­11 классы. Материал сборника расположен в следующем порядке: 1. Тексты   нулевого   диктанта,   соответствуют   повторению   по   темам   в   каждом классе. 2. Тексты   диктантов   с   І   четверти   по  IV  четверти,   начиная   с   3­11   классы соответствуют пройденным темам в этих четвертях. 3. После каждого текста даются грамматические задания. 4. Тексты изложений с 4­11 классы на весь год. Учитель   может   предложить   всевозможные   задания   не   только   по   орфографии,   но   и   по грамматике.  При проверке учитывается норма проставления оценок. Письменные  контрольные  диктанты: 5 диктантов (1 стартовый, далее по одному в четверть). Изложения для каждой четверти найдете в этом сборнике. В   контрольных  диктантах   учитель  исправляет   допущенные   учащимися   ошибки следующим образом: ­   неправильно   написанную   букву   или   пунктуационный   знак   учитель   зачеркивает, подчеркивает, надписывает правильный вариант и обозначает на полях условными знаками: I   –   орфографическая;   V   –   пунктуационная;   Г   –   грамматическая;   Р   –   речевая;   О   – однотипная; Ф – фактическая, Ст – стилистическая; ­ часть слова, предложение – зачеркивает горизонтальной линией, цифру, букву – зачеркивает наискось; ­ в изложениях речевые и фактические ошибки подчеркиваются в тексте волнистой линией и обозначаются условными знаками на полях; ­ ошибки на правила, которые не изучались, учитель подчеркивает, исправляет, но на поля не выносит и при оценке не учитывает. 3 класс                                                                                                               Нулевой диктант Наш класс Вот наш класс. Там стол и стул. Там шкаф. Шкаф новый. У Розы книга. Она читает.  У Вовы мел. Он пишет на доске. У Нины красный карандаш. У Дулата синий карандаш. (31 слов) 3 класс                                                                                                                            І четверть Наш огород Вот наш огород и сад. На огороде  растет лук, капуста, помидор, огурец. Наш сад  большой.  В саду растет виноград, яблоки, груши. Я поливаю огород. Осенью я собираю  овощи и фрукты.  (30 слов) 3 класс                                                                                                                          ІІ четверть Елка Ребята долго ждали веселого праздника. Наступил конец декабря. В комнату внесли пушистую   елку.   Стали   наряжать   лесную   красавицу.   На   ветках   появились   хлопушки, флажки и елочные игрушки. Елка ожила. В комнате стало шумно и весело. (34 слова) 3 класс                                                                                                                      ІІІ четверть Наша семья Наша семья живет в ауле. У нас дружная семья. Мой отец работает на ферме. Моя  мама работает в школе. Моя сестра работает в аптеке. Мой брат работает в магазина. Я  учусь в третьем классе. В субботу и в воскресенье мы отдыхаем.  (39 слов) 3 класс                                                                                                         ІV четверть Зоопарк В городе есть зоопарк. Там разные звери и птицы. Школьники пришли в зоопарк. Там они видели волка, тигра. Видели обезьяну и лису. Дети кормили белку и слона. В воде плавали утки, гуси. В клетке сидели ворона, сорока. В зоопарке зверям очень хорошо. (42 слова) 4 класс                                                                                                            Нулевой диктант Родина Самое прекрасное на свете – Родина. У каждого чедловека есть Родина, и каждый любит ее. Любит место, где он родился и живет, любит родные леса и поля. Человек любит людей, с которыми он живет, любит свой народ. Любит свой родной язык и песни своего народа, сказки, танцы, книги. (47 слов) 4 класс                                                                                                                        І четверть Отлет птиц Кончается   лето.   Короче   становятся   дни.   Реже   появляется   солнце.   Птицы   стали готовиться к отлету в теплые края. Часто видишь теперь большие стаи птиц на лугу или на берегу реки. Они шумят и волнуются. Потом птицы поднимаются и летят к югу. Скоро они скрываются. Приходит время расстаться с крикливыми друзьями до весны. (50 слов) 4 класс                                                                                                                          ІІ четверть Праздник Начались каникулы. У детей большой праздник. Пришел Новый год. У школьников елка. На елке разные игрушки: зайцы, рыбки, флажки. На елку пришел Дед Мороз. У Деда Мороза белая шапка, белая шуба. Дед Мороз пел песни, рассказывал сказки, загадывал загадки. Весело было на елке. Дети играли, пели, смеялись.                                (46 слов) 4 класс                                                                                                                        ІІІ четверть Мама Самое   прекрасное   слово   на   земле   –   мама.   Это   первое   слово,   которое произносит человек. И звучит оно на всех языках одинаково нежно. У мамы самые добрые и ласковые руки. Они все умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце. И чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее жизнь. (49 слов) 4 класс                                                                                                                         ІV четверть На огороде Весной много работы на огороде. Там работают ребята. У Володи лопата. Он копает землю. Потом Гриша делает грядки. Валя и Галя сеют лук. Оля и Юля сеют морковь. У Талгата ведро. Он носит воду. У Юли лейка. Она поливает грядки. Хорошо работают ребята. (45 слов) 5 класс                                                                                                               Нулевой диктант Помощники Наш класс – дружный коллектив. Летом мы жили в лагере. Ребята часто ходили работать на колхозный огород и в сад. Наступила осень, начались занятия в школе. В одно воскресенье автобус отвёз нас в колхоз, где мы работали летом. Мы убирали картофель и морковь. Нам дали лошадь, и мы свезли в сарай стог сена.         (52 слова) Грамматическое задание Подчеркнуть гласные буквы одной чертой, согласные буквы двумя чертами. Наш класс – дружный коллектив. Летом мы жили в лагере. 5 класс                                                                                                                            І четверть Обезьяны                 Как много разных зверей в Алматинском зоопарке! Тут львы, слоны, тигры и другие   животные.   Но   Малику   Ахметову   нравятся   больше   всего   обезьяны.   Они   очень забавны. Малик дал им орехи. Обезьяны съели их очень быстро. Для обезьян съедобно все. Но любят они яблоки, бананы, сладкие пирожки. Часто обезьяны поднимаются высоко по стенкам клетки. Такой подъем их совсем не пугает. (58 слов) Грамматическое задание Сделать фонетический разбор слов:  Орех, яблоки, клетка. 5 класс                                                                                                                          ІІ четверть Фабрика игрушек Скоро   елка.   Школьная   мастерская   стала   теперь   фабрикой   игрушек.   Ребята мастерят флажки, хлопушки из цветной бумаги. Пошла в дело скорлупка от яиц. Учитель Семен Ильич тихонько проколол яйцо. Потом выдул желток и белок в стакан. Детвора прилепила к скорлупкам головки, ножки, хвосты. Получились забавные зайчатки, лисенок, божья коровка. Легкие зверюшки висят на ветвях  зеленой красавицы. (56 слов) Грамматическое задание Разобрать данные слова по составу:  школьная,   мастерская,   фабрика,   цветная,   скорлупка,   выдул,   желток,   прилепила, получились, зайчатки, лисенок, коровка, зверюшки. 5 класс                                                                                                                    ІІІ четверть На улицах города Зимой убирают снег. Вот машина с железным скребком и круглой щеткой. Она одна очищает скребком снег, а щетка все подметает. Теперь снег надо убирать. Подходит другая машина. Она остановилась около снежной кучи. Заработала машина железными лопатами – и снег пополз в грузовик. Один за другим подъезжают грузовики и увозят снег. Скоро снега не осталось, будто в городе и зимы не было.                                                                                                      (63 слова)    (По Н.Калинину) Грамматическое задание Проспрягайте глаголы: убирать, увозить. 5 класс                                                                                                                         ІV четверть Слезки Раз я увидел поляну, еще затопленную водой. Она была покрыта тюльпанами. Они склонили   свои   нежные   головки   –   колокольчики.   Длинная   хрупкая   ножка   держала   их. Щедрое весеннее солнце их согревало. Но это не тюльпаны – это слезки. Почему они названы так? Потому ли, что светятся на солнце, как слезы? К этим цветам за сладкой добычей летит трудолюбивая пчела. (55 слов) Грамматическое задание Разобрать данные предложения по членам предложения. Она была покрыта тюльпанами. Длинная хрупкая ножка держала их. 6 класс                                                                                                               Нулевой диктант Наш дуб Возле нашего дома был пустырь, там одиноко рос огромный дуб. На пустыре мы играли в волейбол, футбол. Однажды утром выглянул я в окно и не поверил своим глазам. Появились люди, грузовые машины, мощные самосвалы, подъемные краны. Я поспешил на наше любимое место, а там уже собрались мои друзья. Они сообщили мне интересные новости. Здесь будут строить Дворец пионеров. А вокруг дворца мы посадим фруктовый сад, и наш дуб не будет одиноким. (70 слов) Грамматическое задание Разобрать по членам предложения. І вариант: На пустыре мы играли в волейбол, футбол. ІІ вариант: Они сообщили мне интересные новости. 6 класс                                                                                                                            І четверть Музыка листопада Волшебная осень парков. Тихо. Чуть­чуть сыровато. Листья нехотя отрываются и словно повисают на тонких паутинах. Долго­долго падают кленовые листья. Как хороши! Хотелось   сказать   садовнику,   чтобы   не   подметал.   Пусть   бы   ходили   люди   по   золотому ковру. Ребятишки, как воробьи, снуют под ногами. Ссорятся из­за самых красивых листьев. В руках у мальчишек, у каждой девчонки букет. А листья падают  не беззвучно. Их полет  сопровождает  тихая музыка. Бом­бом. Один, другой, третий. Стройная музыка в парке. Грамматическое задание: Выполнить словобразовательный разбор. І вариант: садовник ІІ вариант: ребятишки (71 слов) 6 класс                                                                                                                          ІІ четверть Январь Земля, вода и лес покрыты снегом. Замерзли травы, кусты, деревья. Замерзли, но не умерли. Под снегом они хранят в себе силу жизни. И животные замерзли в своих норах. Медведица в январские морозы под глубоким снегом спит в своей берлоге. Волки бродят по лесам. Зайчики прячутся по кустам. А птицы? Некоторые птицы радуются глубокому снегу, им хорошо, тепло ночевать под ним. Они зарываются в снег с головой.                                                       (67 слов)      (По В.Бианки)                          Грамматическое задание: Разобрать   по   членам   предложения.   Указать,   чем   выражены   главные   и второстепенные члены предложения. І вариант: Под снегом они хранят в себе силу жизни. ІІ вариант: И животные замерзли в своих норах. 6 класс                                                                                                                        ІІІ четверть Степь Степь – это огромная равнина, покрытая густыми травами. Весной степь зеленая. В это время здесь цветет много красных тюльпанов и других цветов. Летом степь выгорает, трава становится желтой. Ветер гонит по степи сухие растения. Зимой степь покрывается белым снегом. В степи много разных животных. Здесь живут суслики, лисицы, волки. Над степью летают хищные птицы. Это степные орлы. Они высматривают добычу. Хороша природа родной степи. Я люблю казахскую степь. (67 слов) Грамматическое задание: Найти в предложении прилагательные, определить род, число, падеж. І вариант:  Степь – это огромная равнина, покрытая густыми травами. ІІ вариант: В это время здесь цветет много красных тюльпанов и других цветов. 6 класс                                                                                                                         ІV четверть Игра Жаркий день. Лучи солнца пробиваются сквозь густую зелень листвы, обжигают лицо и руки. Вот и поляна. Можно передохнуть, полежать на сочной траве. Но и тут нужно быть начеку. В кустах мелькнул полосатый бок страшного зверя. Тигр! Путешественник хватается за ружье. Стрелять или нет? Зверь, к счастью, не заметил человека, прошел мимо. Усталый путник выбирается на поляну, ложится в траву. А рядом с ним ползают, летают, кружатся самые разные насекомые: муравьи, бабочки, пчелы ... Грамматическое задание: Найти   предложения   с   однородными   членами   предложения.   Разобрать   по   членам предложения и построить схему этих предложений. (72 слова) 7 класс                                                                                                               Нулевой диктант Здравствуй, школа!                    Вчера кончились летние каникулы. Начался новый учебный год. Все мы ждали первый школьный день. В прошлом году мы учились в шестом классе. В этом году мы будем учиться в седьмом классе. Мы готовились к новому учебному году. И вот мы снова в родной школе. Около школы нас встречает наш классный руководитель. Директор школы поздравил нас с началом учебного года. Он пожелал нам больших успехов. Потом мы пошли в свой класс. (70 слов) Грамматическое задание Сделать разбор по членам предложения. І вариант: В прошлом году мы учились в шестом классе. ІІ вариант: В этом году мы будем учиться в седьмом классе. 7 класс                                                                                                                            І четверть Дождь            Поднялась над рекой большая темная туча, накрыла полнеба. Загромыхал гром.                      Пронесся по лесным макушкам сильный вихрь. Зашумели, закачались деревья, закружились над поляною, сорванные листья.            Упали первые тяжелые капли. Сверкнула молния, ударил гром.             Капля за каплей хлынул теплый проливной дождь.             Приятно прятаться под густой развесистой елью в лесу. Хлещет дождь, сверкает молния, а под елью, как в лесном домике, уютно и сухо. Спокойно бегают, по усыпанной хвоей земле, проворные муравьи. (71 слов) Грамматическое задание.  Подобрать к данным словам антонимы: большая, тяжелые, темная, теплый, сильный,  проворные 7 класс                                                                                                              ІІ четверть Зимой                Великолепен был вид зимней природы. Мороз выжал влажность из древесных сучьев и стволов, и кусты и деревья, даже камыши и высокие травы опушились блестящим инеем, по которому безвредно скользили солнечные лучи, осыпая их только холодным блеском алмазных огней. Красны, ясны и тихи стояли короткие зимние дни, похожие, как две капли воды, один на другой. Все молились о снеге, как летом о дожде, и вот наконец пошли   косички   по   небу,   мороз   начал   сдавать,   померкла   ясность   синего   неба,   потянул западный   ветер,   и   пухлая   белая   туча,  незаметно  надвигаясь,   заволокла   со  всех   сторон горизонт.                                                                                                            (90слов)    (По С.Аксакову) Грамматическое задание Разобрать   предложения   по   членам   предложения.   Указать,   чем   выражены главные и второстепенные члены предложения.                            Великолепен был вид зимней природы. Красны, ясны и тихи стояли короткие зимние дни, похожие, как две капли воды, один на другой. 7 класс                                                                                                                        ІІІ четверть Птенцы            Воробьи свили гнездо под крышей Нургали еще с весны.           А на днях мы услышали, как из гнезда доносится слабое попискивание. Мы поскорей залезли наверх и увидели, что в гнезде вывелось пять птенцов. Голенькие, слепые, они разевали клювы и требовали корма. Ну и пищали они! Мы обрадовались птенцам  и долго сидели поодаль, наблюдая за ними и слушая их писк. Два взрослых воробья стремительно сновали   по   округе,   носили   своим   малышам   мух   и   букашек.   Нырнут   в   гнездо   и   пулей вылетают обратно. Прямо с ног сбились совсем, бедняги.                                                                                                    (85 слов)           (По М.Каназову)   Грамматическое задание Из данных предложений выделить словосочетания, найти главное и зависимое слово. Определить вид связи в словосочетании. І вариант: Нырнут в гнездо и пулей вылетают обратно.            ІІ вариант: Воробьи свили гнездо под крышей Нургали еще с весны. 7 класс                                                                                                                         ІV четверть Пришла весна Последние   дни   стояла   ясная   погода.   Днём   таяло   на   солнышке,   а   ночью   мороз доходил до семи градусов. Вдруг повеяло тёплым ветром, надвинулись тучи. Три дня и три ночи лил тёплый дождь. Потом ветер затих, и надвинулся густой туман. На реке затрещали и   двинулись   льдины.   Но   утром   выглянуло   солнце,   зазвенела   молодая   трава.   Надулись почки калины и липкой берёзы. Залились жаворонки в небе, и прилетели журавли и гуси. Заревела на выгонах скотина, заиграли ягнята. Пришла настоящая весна. (78 слов) Грамматическое задание 1. Сделать синтаксический разбор предложения: Вдруг повеяло тёплым ветром,  надвинулись тучи. 2. От простых глагольных сказуемых образуйте составные глагольные  сказуемые: таять, лить, бегать, играть, думать. 8 класс                                                                                                               Нулевой диктант Лесное половодье Лесных зверей половодье гонит на возвышенные места. Мыши спасаются на корягах и в птичьих гнёздах. Лисы забираются на деревья и сидят там, в ожидании спада воды. Зайцы   спасаются   от   воды   бегством   или   собираются   большими   группами   на   бугорках, которые ещё не затопила вода. Для   спасения   зверей   снаряжается   экспедиция.   Кругом   расстилается   вода.   Вот видишь, как на островке суетятся зайцы, становятся столбиком, замирают. Среди ушастых зверей вдруг замечаешь лисицу, барсука. Беда всех примирила. Появление лодки встречают со страхом. Зайцы начинают кидаться в воду, но им приходиться   быстро  возвращаться.  Плавают  они   плохо.  Зайцы  смешно  отряхиваются  и ждут своей участи.                                                (95 слов)    (По В.Пескову) Грамматическое задание Сделать разбор по членам предложения (первое, последнее предложение). 8 класс                                                                                                                            І четверть Хамелеон создали ему славу фантастического животного. Способность хамелеона менять свою окраску, необычайные глаза и язык Хамелеон может переодеваться в день несколько раз. Это зависит и от температуры воздуха, и от влажности, и от того, голоден ли он, или его мучает жажда. По утрам он желтоватого цвета, к обеду бледнеет, на солнце он темно­бурый или синевато­ черный. Это помогает хамелеону быть невидимым насекомым и врагам. Весь день может просидеть хамелеон на ветке дерева в ожидании добычи. Вращающиеся вр все стороны глаза обозревают всю окрестность. Правый смотрит вперед и вверх, а левый в это время глядит вниз. Заметив муху, одним глазом хамелеон следит за жертвой, а другим отыскивает к ней дорогу среди ветвей. (110 слов) Грамматическое задание І вариант. Подчеркнуть в тексте все предлоги. ІІ вариант. Подчеркнуть в тексте все союзы. 8 класс                                                                                                                          ІІ четверть Учитесь слушать музыку Не   удивляйтесь   и   не   огорчайтесь,   если   большие   и   сложные   сочинения­ симфонии, сонаты, квартеты – не сразу покажутся вам понятными и интересными. Ведь даже большие и серьезные книги стали понятными и интересными не в детском, а уже в юношеском   возрасте.   Придет   время,   когда   вы   оцените   всю   потрясающую   силу,   всю необходимую красоту симфонии Бетховена и Чайковского, сонат Шопена и Прокофьева. А пока   внимательно   вслушивайтесь   в   музыку   сочинений   небольших   и   несложных.   Таких произведений   множество.   Заинтересовавшие   вас   произведения   старайтесь   слушать несколько раз.                                                               (По Д.Кабалевскому)              (84 слова) Грамматическое задание Подчеркнуть грамматическую основу предложения. Определить тип предложения по  составу. Не удивляйтесь и не огорчайтесь, если большие и сложные сочинения­симфонии,  сонаты, квартеты – не сразу покажутся вам понятными и интересными. 8 класс                                                                                                                        ІІІ четверть Белка Белка – удивительно забавное животное. Она легко привыкает к человеку, любит погрызть орешки, бегать и крутить колесо. В природе она очень подвижна. Белка – зверек запасливый. Наестся вдоволь, потом в домик таскает орехи и семена. В сутки белке нужно десять – двадцать граммов белого хлеба, двадцать граммов колотых орехов, двадцать пять граммов сухих фруктов и по пять граммов различных семечек. Воду белка пьет часто, поэтому неплохо поставить в клетку блюдечко и налить сырого молока. Детеныши у белки рождаются через тридцать пять – тридцать шесть дней. Обычно бывает от трех до семи бельчат. Наблюдать за белкой и бельчатами – одно удовольствие.                            (101 слово) Грамматическое задание Сделать разбор по членам предложения. Постройте схему предложения. І вариант: Она легко привыкает к человеку, любит погрызть орешки, бегать и крутить  колесо. ІІ  вариант:  Воду   белка   пьет   часто,   поэтому   неплохо   поставить   в   клетку   блюдечко   и налить сырого молока. 8 класс                                                                                                                         ІV четверть Удивительное дерево Тихий летний вечер. Предзакатное небо расписано нежными чистыми красками. На фоне огромной скалы стоит мощное дерево с толстым стволом и густой кроной. Каким­то чудом, зацепившись за обломки нависшей скалы, вековая арча своими извитыми корнями извлекает свои живительные соки из почвы. Прекрасна арча в любое время года. Летом – густой, сизой или зеленой кроной в окружении пышных, цветущих трав. Осенью арчовник насыщен смолистым сухим ароматом хвои.   Зимой   арчовник   оживляет   пейзажи   горных   склонов   с   серыми   скалами   и ослепительной   белизной   снега.   Прекрасна   арча   и   весной,   когда   вокруг   еще   голые кустарники,   сухая   прошлогодняя     трава   и   пятна   осевшего   серого   снега.   Хвоя   ее становиться ярко­зеленой,   распространяет тонкий аромат.  (101 сл.) ( По А.Иващенко) Грамматическое задание. Найти осложненные предложения. Сделать разбор по членам предложения. 9 класс                                                                                                               Нулевой диктант Мой отец                 Когда я родился, моему отцу исполнилось пятьдесят три года. После школы отец до   самой   смерти   занимался   образованием.   Он   знал   элементарную   арифметику,   читал газеты, изучил русский алфавит. В молодости он научился столярно­плотничьему ремеслу, сапожничеству, ветеринарии, приобрел навыки в ювелирном искусстве.  состязался в айтысах, сочинял куплеты.                              Когда он стал взрослым жигитом, дед ему позволил вести хозяйство. Даже самолюбивая и властная бабушка ограничила свою власть у домашнего очага, отсылая всех по хозяйственным делам к Момышу. И ни один из вопросов вне дома не решался без него. Отец Если   в   отсутствии   отца   возникали   какие­либо   споры,   то   их   решение   обязательно откладывалось до его возвращения. Аул назывался по его имени и при жизни дедушки. (По Б.Момышулы) 111 слов Грамматическое задание Сделать разбор по членам предложения. І вариант:  После школы отец до самой смерти занимался образованием. ІІ вариант: Он знал элементарную арифметику, читал газеты, изучил русский алфавит. 9 класс                                                                                                                            І четверть Лесная жизнь Тихо в осеннем лесу. Ледяным сном скованы могучие ели. Под тяжелыми шапками снега низко склонились ветви. Снег падает с них совершенно безвучно, а ветка помашет ему вслед и снова замрет. В лесу настолько тихо, что слышен звон в ушах после быстрого перехода   на   лыжах.   Ничто   не   мешает   сидеть   на   поваленном   дереве   и   думать   в   этой звенящей тишине. Зимний притихший лес – это рабочий кабинет натуралиста. Хотя и тихо в зимнем лесу, но в нем много жизни. Ночные обитатели только в сумерках   начинают   свою   жизнь.   Она   интересна,   но   невидима   для   нас   под   покровом темноты. Но следы зверей на снегу записываются в Снежной книге леса. Утром по следам можно прочесть все, что творилось в ночном лесу. (По М.Звереву) 115 слов Грамматическое задание Найти в тексте сложносочиненные предложения, выписать их и построить схему этих предложений. 9 класс                                                                                                                          ІІ четверть Сон Кахарман часто видел один и тот же сон. Ата­балык, легко разрезая волны, сверкая блестящими глазами, плывет рядом с ним. Когда Кахарман устает, Ата­балык подставляет ему спину. Добрая рыба снилась ему и через много лет, когда он стал совсем взрослым. Но все реже и реже в последнее время приходит к нему этот чудесный сон. И все чаще и чаще снятся ему брошенные ржавые корпуса кораблей на песке, снятся хищные сомы да копающиеся клубки рыбы­змеи. Иногда он делает усилие, чтобы вновь представить себе круглые черные глаза Ата­балык, но видится она ему не такой радостной, не такой резвой, как   прежде.   Он   вяло   движется,   устало   отворачивается   от   Кахармана.   В   глазах   ее   – застывшая тоска, безысходная обреченность.                                      (По Р.Сейсенбаеву)              (113 слов) Грамматическое задание Найти в тексте сложноподчиненные предложения, построить схемы этих предложений. 9 класс                                                                                                                        ІІІ четверть О баснях Крылова Большая часть басен Крылова написана на нетрадиционные басенные сюжеты, а   на   темы   непосредственно   взятые   из   русской   жизни.   В   этих   баснях   с   особой   силой проявился   самобытный   и   глубоко   национальный   талант   Крылова.   Такие   басни,   как «Огородник   философ»,   «Собачья   дружба»,   «Тришкин   кафтан»,   «Синица»,   «Демьянова уха», «Волк на псарне», совершенно оригинальны, национально самобытны. Многие из басен связаны с пословицами и поговорками. Гоголь видел источник народной мудрости Крылова в русских пословицах – этих хранилищах многовекового опыта народа. Пословица   стала   не   только   источником   многих   басен   Крылова,   но   и   тем структурным   началом,   в   котором   заключен   басенный   сюжет.   Многие   басни   Крылова возникли   из   пословиц:   они   как   бы   инсценируют   пословицу,   превращают   ее   в драматическую сценку.                                                        (По Н.Степанову)   (110 слов) Грамматическое задание Найти в тексте бессоюзные предложения, определить значение бессоюзного  предложения. 9 класс                                                                                                                         IV четверть Лунная ночь Горы,   кроны   деревьев,   сверкающий   ручей   –   всё   поплыло,   закачалось   в   седом, холодном свете. Жутко и весело стало Никодиму. Он не  сумел  бы рассказать о красоте лунной ночи, захватившей его призрачным своим очарованием. Мальчик знал, что днём и высеребренные колонны кипенно­белых берёз, и сверкающий алмазами горный ручей будут выглядеть совсем иными. Сейчас же всё было необычно, точно в волшебной сказке. Горы, похожие на облака, облака похожие на горы. Небо, вычеканенное хороводами звёзд, то опускалось, то поднималось, словно кто колебал расшитую парчовую ризу. Вдруг один из изумрудов  оторвался и вместе с тонкой золотой нитью устремился на землю, как гонец, как вестник иных миров.   В ущелье хохотал, ухал   филин.   Гулкое эхо вторило крику птицы.                                                                      (112 слов) Грамматическое задание Сделать синтаксический разбор предложений. В   ущелье   хохотал,   ухал     филин.     Мальчик   знал,   что   днём   и   высеребренные   колонны кипенно­белых берёз, и сверкающий алмазами горный ручей будут выглядеть совсем иными 10 класс (общественно­гуманитарное направление)                         Нулевой диктант Ценность доброты Жизнь – самая большая ценность, которой обладает человек. Если сравнить жизнь с дворцом со многими залами, то самый большой зал тот, в котором царствует искусство. Это   зал   удивительных   волшебств,   бесконечных   празднеств,   которые   делают   жизнь человека   интереснее,   торжественнее,   значительнее.   Но   самая   большая   ценность, которой   награждает   человека   искусство,   ­   это   ценность   доброты.   От   общения   с искусством он становится лучше, а следовательно, и счастливее. Такой человек легче дружит с другими культурами, с другими национальностями, и ему самому легче жить. Подлинное искусство – это источник доброго, потому что вызывает в читателе и в зрителе   сопереживание   и   сочувствие   к   людям.   Искусство,   по   словам   Л.Толстого, заставляет с большим пониманием и вниманием относиться к чужой боли и радости, и в этом смысле оно человечно. Оно идет от человека и ведет к человеку – к самому живому, доброму, лучшему в нем. Оно служит единению человеческих душ.                                                                                            (137 слов)  (По Д.Лихачеву) Грамматическое задание Выписать   слова   с   непроизносимыми   согласными,   двойными  согласными. Сделать разбор по составу. 10 класс (общественно­гуманитарное направление)                                          І четверть Под сенью лип… Ушло в прошлое пушкинское время. Сохранились немногие вещи, рукописи поэта, письма   –  бесценные  реликвии.  Хранят  следы   Пушкина   улицы   и   дома,   где  он  жил, усадьбы, сады и парки. Многое бесследно исчезло или изменилось до неузнаваемости. Но живы еще деревья – современники Пушкина. Поредели, но все еще шумят на ветру старожилы   Михайловского   –   вековые   ганнибаловые   ели.   Молодые   когда­то   липы «аллеи Керн» постарели, одни стоят на подпорках­костылях, другие привалились друг к другу. Но это те самые липы… В годы войны чудом выжил «дуб уединенный» в Пригорском.   Фашисты   сделали   под   ним   блиндаж,   а   отступая,   оставили   огонь   и начиненную минами землю. Дуб стоит и поныне. Сегодня и не поверишь, что дворцы и парки города Пушкина, бывшего Царского Села,   были   разгромлены,   разворованы   и   сожжены   немцами.   «Сады   Лицея»,   где родились первые стихи поэта, по­прежнему зелены и поэтичны.                                                               (132 сл.)                   (По Н.Ивановой) Грамматическое задание       Сделать морфологический разбор подчеркнутых слов. 10 класс (общественно­гуманитарное направление)                                          ІІ четверть Кремль         Кремль – так в старину называли крепость. В центре многих древних русских городов на высоком берегу реки или на холме возвышаются стены кремлей. Но все­таки, когда говорят   «кремль»,   то   непременно   представляешь   себе   красные   стены   Московского Кремля, и словно бы слышишь звучный бой курантов на Спасской башне.              В  1937  году на пяти главных башнях Кремля – Спасской, Никольской, Троицкой, Боровицкой   и   Водовзводной   –   загорелись   пятиконечные  звезды.   Теперь   невозможно вообразить себе Москву без рубиновых звезд.              Московский Кремль очень похож на небольшой город. Можно здесь, как в самом настоящем городе, погулять по улицам, площадям или посидеть в зеленом сквере. Как в любом   городе,   в   Кремле   есть   памятники.   Особенно   интересны   памятники   мастерству русских   литейщиков   и   пушкарей   –   Царь­колокол   и   Царь­пушка. (Детская энциклопедия) Грамматическое задание Сделать морфологический разбор подчеркнутых слов. 10 класс (общественно­гуманитарное направление)                                        ІІІ четверть Загадка художника Еркебулан неторопливо шел домой по тихим ночным улицам. Окна в домах давно погасли, но откуда­то доносились голоса. Вот так же допоздна они засиживались в Омске, где учился Еркебулан. Только споры у них были другие: о поэзии, о красоте, о мужестве и человечности, о поэтах и художниках.  Сколько было сломано пик во имя прекрасной Моны Лизы! Великий Леонардо был влюблен в свое творение и никогда не расставался с ним. Иные пытались объяснить его пристрастие лишь восхищением женской красотой, влечением к совершенству. На   печальном   лице   молодой   женщины,   недавно   потерявшей   мужа,   на   одно мгновение мелькнула улыбка, и над загадочной улыбкой уже несколько столетий люди ломали головы. Лучшие дни прошедшей любви ей вспомнились, или мелькнула надежда на будущее? Неизвестно, и никто никогда этого не узнает. (По Г.Мусрепову)   125 слов Грамматическое задание Сделать синтаксический разбор предложения.  Еркебулан неторопливо шел домой по тихим ночным улицам. Только споры у них были другие: о поэзии, о красоте, о мужестве и человечности, о поэтах и художниках. 10 класс (общественно­гуманитарное направление)                                        IV четверть Друг детства      Мама достала со дна корзинки здоровущего плющевого Мишку. Она бросила его мне на  диван.      ­ Погляди, какой тугой. Живот толстый. Ишь как выкатил! Чем не груша?      Я обрадовался. Устроил Мишку на диване, чтобы мне удобней было об него  тренироваться и развивать силу удара.       Он сидел передо мной такой шоколадный, но облезлый. У него были разные глаза. Один  его собственный – желтый, стеклянный, а другой большой белый – из пуговицы из  наволочки. Мишка довольно весело смотрел на меня своими разными глазами. Он  расставил ноги и выпятил живот, а обе лапы поднял, будто шутил, что он уже заранее  сдается...      Вот он сидит на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства.  Сидит, смеется разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара... (Детская энциклопедия) Грамматическое задание Сделать синтаксический разбор предложения. Он расставил ноги и выпятил живот, а обе лапы поднял, будто шутил, что он уже заранее  сдается... 10 класс (естественно­математическое направление)                             Нулевой диктант Природа гор Горы.   Жгучее   солнце,   холодные   воды...     На   западе   могучий   хребет, скалистые   его  плечи   круты,   а  на  его  груди   –  раздольные   луга,  белоснежная  речка,  на зеленых буграх у самого берега – длинные ряды юрт. За темной чертой хребтов и вершин ясно синеют леса и скалы дальних гор, а за ними белеют под облаками уже седые головы, снежные  шапки. Краток вечер в горах. Но и  его редкие, быстрые тени не сразу гасят зеленый огонь лугов. Бледно розовеют кроны старых сосен за аулом. Под соснами уже темным­темно. А в ярком небе все еще кувыркается и звенит жаворонок. Дружно поют за холмом   мальчики   –   юные   чабаны.   По   вечерам,   когда   пустеют   пастбища,   голос   аула возносится до лесов и гор, заглушая летний гром реки.                                                                                        (По М.Ауэзову)         (116 слов) Грамматическое задание Сделать синтаксический разбор предложений. 1 вариант:  Бледно розовеют кроны старых сосен за аулом. 2 вариант:  В ярком небе все еще кувыркается и звенит жаворонок. 10 класс (естественно­математическое направление)                                        І четверть Охота Прозрачный и чистый после дождя воздух, веявший над влажными травами, донёс до волчицы овечий запах. Перевалив   через   бугор,   волчица   увидела   стадо.   Клыки   её   звонко   лязгнули.   Она припала   ещё   ниже   к   траве   и   стала   подбираться   к   стаду,   прячась   за   низкорослыми кустарниками. Робкие животные медленно двигались в траве, семенили копытцами. И вдруг овцы почуяли   волка.   Стадо   шарахнулось   в   сторону.   Волчица   стрелой   метнулась   вперёд, огромным прыжком настигла овец  и схватила жирного валуха. Баран не собирался сопротивляться, но, не успев обернуться, он оказался прямо перед оскаленной мордой. Страшные клыки и дьявольская пасть так напугали его, что он метнулся в сторону и побежал прочь от стада. Когда волчица настигла его, он мчался ещё быстрее. Но робкий и глупый баран не понимал того, что волчица отрезала его от стада и сейчас гнала в своё логово.                                                                                           (130 слов) Грамматическое задание Сделать синтаксический разбор предложения. Прозрачный и чистый после дождя воздух, веявший над влажными травами, донёс  до волчицы овечий запах. 10 класс (естественно­математическое направление)                                       ІІ четверть У реки Теплый и ясный октябрьский день лениво течет над рекою Нурой. По обоим берегам реки, возле аула, склонясь над водой растут высокие талы, стволы которых тонут в густых прибрежных   камышах.   Желто­красное   золото   осени   лежит   на   листве   деревьев. Переливаясь светло­желтыми, оранжевыми, багряными тонами, чуть шевелятся под легким пряным ветерком ветви караганника, среди листвы которого ярким вишневым глянцем отливают стручки с бобами. Ветви шиповника унизаны словно кораллами, ягодами. Земля покрыта опавшей, еще мягкой листвой. Шелестят камыши, чуть покачивая из стороны в сторону пушистые коричневые султаны. Среди этой мягкой пестроты красок медленно течет, извиваясь голубая прядь Нуры. Сейчас уже не слышно разноголосого птичьего гомона, раздававшегося все лето в густой листве тальника и кустарников, утих и шум аула. Мирно дремлют берега реки под лучами осеннего солнца. (128 слов) Грамматическое задание Выписать непроизносимые согласные и сделать разбор по составу. Правописание непроизносимых согласных, двойных согласных. 10 класс (естественно­математическое направление)                                      ІІІ четверть Тенгиз – Родина фламинго Тенгиз – по­казахски море. Древнее озеро Тенгиз. Древние и птицы, живущие на его       островах,   ­   розовые   фламинго.   Хорошее   место   выбрали   фламинго!   Берега   Тенгиза   – непроходимые топи для четвероногих хищников, а пернатые враги не решаются нарушать границы гнездовых колоний. Они не доступны и для человека.        Множество различных птиц обитает здесь. Однако настоящим дивом – птицей из сказки   является   розовый   фламинго.   Это   –   «эмблема»,   гордость   заповедника.   Одна   из прекрасных и самых оригинальных птиц нашей фауны. В народе ее называют красный гусь или   краснокрыл,   а   еще   –   жар­птица.   Взрослые   краснокрылы   окрашены   нарядно.   Все оперение   их   розовато­белое,   концы   крыльев   черные,   подмышечные   перья   –   пурпурно­ красные.  Ноги,  основание  клюва  и  голые  участки  вокруг глаз  розовые,  вершина  клюва черного цвета. Грамматическое задание Сделать морфологический разбор выделенных слов.  (117 сл.) 10 класс (естественно­математическое направление)                                      ІV четверть Михайловское       Деревья, травы, кусты, птицы и звери – это природа. Пушкин любил эту землю. Он ходил по лесу без сюртука, в рубашке, часто босиком, в ветер и в дождь, и в прохладу. Он видел, что в природе все безгранично, и красота ее вечна.       Весною, когда в Михайловском начинается все заново, люди видят и слышат только воду. Так было при Пушкине, так сейчас. Вода идет отовсюду, она заливает заветные луга, рождает огромное море и топит в нем ручьи и реки – и вода эта стоит от одной горы до другой.  Каждый   день   деревья,   кусты,   луга   и   поляны   Михайловского   проявляют   свой характер по­новому. Каждое утро природа заменяет картину другой и как бы говорит нам: « Все это видел и любил Пушкин. Посмотрите и вы. Станете лучше ». (125 слов) Грамматическое задание Сделать синтаксический разбор предложения. І вариант: Весною, когда в Михайловском начинается все заново, люди видят и слышат  только воду. ІІ вариант: Каждый день деревья, кусты, луга и поляны Михайловского проявляют свой  характер по­новому. 11 класс (общественно­гуманитарное направление)                               Нулевой диктант Ночью Призрачна ночная степь. Едешь и едешь под пылью звёзд и не знаешь, много ли ты проехал, далеко ли ты. Кругом ни лесочка, ни холмика не на чем задержаться взгляду. И только по виду самой дороги бывалый путник может определить, где он находится. Да и ему нелегко запомнить все извилины бесконечного степного пути. А животные отлично запоминают дорогу. Как часто заплутавший путник опускал поводья,  предоставляя коню выбирать путь. Старый конь не собьётся с дороги даже в пургу. Хорошо запоминают дорогу и верблюды.  Караван миновал старый Барбастау, перешёл вброд реку. Уже исчезли вдали огни города. Снова потянулась тёмная однообразная степь. Верблюды широко шагали по мягкой дорожной пыли. Пыль поднималась за обозом и стояла неподвижно над дорогой.  Воздух душен, тих,  мир,  неподвижен. В тишине слышен лишь скрип телег и топот верблюдов и лошадей.                                                                     ( 130 слов) Грамматическое задание Сделать разбор по членам предложения. Указать, чем они выражены. І вариант: В тишине слышен лишь скрип телег и топот верблюдов и лошадей. ІІ вариант: Верблюды широко шагали по мягкой дорожной пыли. 11 класс (общественно­гуманитарное направление)                                           І четверть Ливень Ёщё сияло яркое солнце, однако в окружающем мире свершился надлом. Грустно поникли деревья и травы, не слышно стало пения птиц, исчезли осы, бабочки, стрекозы и муравьи.  Погасло солнце, наступил мрак. Каскады грязно­коричневой пыли стояли стеной по всему   горизонту.   Невольный   ужас   вызывал   это   грандиозное,   ничем   не   сдерживаемое, жестокое   и   коварное   явление   природы.   Завеса   пыли   взметнулась   на   многие   вёрсты   в бездонное   мрачное   небо.   Сухие   вспышки   молний   сопровождали   хаос   разбушевавшейся природы.  Дьявольская пляска песка и пыли, грохот и завывания длились недолго, но всему живому этот адский концерт показался вечностью. То и дело стремительными зигзагами сверкала   молния   и   слышались   мощные   раскаты   грома.   Всё   происходящее   создавало иллюзию   извержения   гигантского   вулкана.   Духота   спала,   и   воздух   посвежел.   Ливень продолжался не менее часа. Его очистительная влага смыла следы пронёсшегося пыльного урагана,   напоила водой ненасытные пески, утрамбовала тракты и просёлочные дороги, оставила след лужами во впадинах и углублениях.                                                                             (141 слово) Грамматическое задание 1. Определить, чем выражено подлежащее  в предложении.  І вариант:  Всё происходящее создавало иллюзию извержения гигантского   вулкана. ІІ вариант: Ливень продолжался не менее часа. 2.Определить способы подчинительной связи в словосочетаниях. І вариант:  яркое солнце, не слышно пения, бездонное небо. ІІ вариант: адский концерт, смыла следы, гигантского вулкана. 11 класс (общественно­гуманитарное направление)                                          ІІ четверть Озеро Балхаш и реки Большинство   горных речушек и мощных ручьёв постепенно истощается, потому что,   попадая   в  жаркую   и   сухую   зону,   лежащую   ниже,   обильно   всасывается   песками   и интенсивно испаряется, постепенно исчезая. Из всех рек Семиречья только многоводная Или достигает обширного озера Балхаш  и замедляет свой бег в непроницаемых камышах его побережья. Остальные же реки, значительные в верхнем и нижнем течении: Каратал, Аксу,   Баканас,   Лепса,   ­   или   теряются   в   разливах   среди   песков   или   скрываются   в непролазных камышах Балхаша. Озеро Балхаш,  которое постепенно ссыхается и отступает от подгорья, обнажило в юго­восточном   пространстве   пустынные   и   бесплодные   земли   в   тысячу   квадратных географических миль.  Извилистой   лентой   опускается   в   долину   лучезарная   Аягузка,   нежно   журчат   её холодные   и   чистые,   как   хрусталь,   струи,   перекатываясь   по   камням   среди   сплошных зарослей буйно переплетённых меж собой ветвей, кустов.                                                                         ( 125 слов) Грамматическое задание Сделать синтаксический разбор предложения. Озеро Балхаш,  которое постепенно ссыхается и отступает от подгорья, обнажило в юго­ восточном   пространстве   пустынные   и   бесплодные   земли   в   тысячу   квадратных географических миль.  11 класс (общественно­гуманитарное направление)                                        III четверть У моря В   середине   августа,   перед   рождением   молодого   месяца,   вдруг   наступили отвратительные погоды, какие так свойственны северному побережью Чёрного моря. То по целым суткам тяжело лежал над землёю и морем густой туман, и тогда огромная сирена на маяке  ревела   днём   и  ночью,  точно  бешенный   бык.  То   сутра  до  утра  шёл  мелкий,  как водяная пыль дождик,   превративший глиняные дороги и тропинки в сплошную густую грязь,  в которой увязали надолго возы и экипажи. То задувал с северо­запада, со стороны степи,     свирепый   ураган.   От   него   верхушки   деревьев   раскачивались,   пригибаясь   и выпрямлялись, точно волны в бурю, гремели по ночам железные кровли дач, и казалось, будто кто­то бегает по ним в подкованных сапогах. Вздрагивали оконные рамы, хлопали двери,  и дико  завывало в печных трубах. Несколько  рыбачьих  баркасов  заблудилось в море, а два и совсем не вернулись.                                                                             ( 132слова)     Грамматическое задание: І вариант: Найдти сложносочинённое предложение и определить вид сочинительного  союза. ІІ вариант Найдти сложноподчинённое предложение и определить вид придаточного предложения 11 класс (общественно­гуманитарное направление)                                        IV четверть Отечество      Родина – это очень много. Это и тропинка с бродом через ручей, и пространство в одну шестую всей земной карты. Это и ракета, нацеленная к Луне, и птицы, летящие на север над нашим домом. Это и Астана, и мое родное село. Это имена людей, названия новых машин и городов. Это главный конструктор ракет и бакенщик, зажигающий огни на реке. Это мой отец машинист и твой отец чабан. Это ты и я с нашими радостями и заботами. Родина подобна   огромному   дереву,   на   котором   не   сосчитать   листьев.   И   все,   что   мы   делаем доброго,   прибавляет   сил   ему.   Но   всякое   дерево   имеет   корни.   Корни   питают   дерево, связывают его с землей. Корни – это,  то чем мы жили, это наша история. Это славные имена полководцев, поэтов и борцов за народное дело. Народ, не имеющий таких корней, ­ бедный народ.  (130 сл.) Грамматическое задание Найти бессоюзное предложение. Сделать синтаксический разбор этого предложения. 11 класс (естественно­математическое направление)                             Нулевой диктант Осень в степи Снежно­белые   лебеди   летели   высоко   над   степью,  вытянув  длинные   шеи, равномерно  махая   сильными   крыльями.   Время   от   времени   они   слегка   ломали   строй, тревожно перекликаясь, и тогда до пастуха Битабара доносился протяжный, затихающий гортанный звук, будто далеко­далеко пели трубы. Пастух   сидел   на   камне   на   вершине   холма,   и   ему   видна   была   вся   степь,   уныло озаренная неярким осенним солнцем. Только что прошел короткий проливной дождь. Он омыл травы, прибил песок. С севера дул пронзительный ветер. Однообразное пространство тянулось до самого горизонта. Не было тут ни зеленых рощ, ни веселых перелесков, ни кустарников, только ковыль да полынь, да кое­где желтела колючка. Беспокойные   перекати­поле   начинали   отрываться   от   корней.   На   рассвете   они шевелились, а потом уходили в странствие, носились по всей степи. В потемневшей степи замерла жизнь. Уснули в норах мыши, а стада сайгаков ушли в трудное кочевье. Грамматическое задание 1. Разберите по составу выделенные слова. 2. Сделайте синтаксический разбор последнего предложения. (130 слов) 11 класс (естественно­математическое направление)                                         І четверть Ежи Ежи – очень милые существа. Они быстро привыкают к человеку. Раз в весеннем лесу, где кругом лежал снег, мы увидели, что небольшой кусок снега зашевелился, начал приподниматься. Кто­то разгребал снег. Из норы появилась мордочка ежа. Он смотрел по сторонам, потом обнюхал свои лапы в снегу, махнул лапой, стряхивая снег, и провалился назад в нору. Решил: еще рано вылезать – снегу много. Однажды ежи по одному подошли к нашему дому, и им бросили морковку, сыр, куски колбасы. Как­то раз попробовали угостить гречневой кашей. Кашу поставили на траву. Появились три ежа. Они попробовали каши, и вдруг один еж исчез. Потом появились три молодых ежонка, но с ними пришли и два старых. И вот все семь ежей уселись вокруг каши и начали свой пир. Потом очистив поднос от каши, они долго облизывали его и, довольные, удалились дружной толпой. Грамматическое значение Найти в предложении односоставное предложение. Определить тип односоставного  предложения. 11 класс (естественно­математическое направление)                                        ІІ четверть Легенда Существует одна легенда. Когда­то один юноша был захвачен врагами в плен и продан в рабство на чужбине. Прошло много лет, и  жигит стал забывать вскормившую его землю, своих родителей. Он привык   к   чужой   стране   и   стал   тамошним   властителем.   Пролетели   годы,   и   властитель постарел, и вот однажды караван, прибывший из дальнего странствия по его родной стране, доставил оттуда небольшой пучок полыни. Запах горькой полыни, сорванный в далёком краю, навеял властителю воспоминания о давно забытой беспечной поре детства, о тех безоблачных   днях,   когда   мальчишкой,   он   собирал   в   родной   степи   тюльпаны.   Слёзы навернулись ему на глаза, а сердце больно сжалось от переполнившей его тоски по родине. Ничто больше не могло удержать его на чужбине ни вожделенный для многих престол, ни слава, ни богатство. Спешно оседлав коня, всемогущий властитель отправился на землю своих отцов.                                                                           (141 слово) Грамматическое задание 1. Подчеркнуть  однородные члены в предложении. Построить схемы предложений. І вариант: Когда­то один юноша был захвачен врагами в плен и продан в рабство на чужбине. ІІ вариант: Он привык к чужой стране и стал тамошним. 11 класс (естественно­математическое направление)                                      ІІІ четверть Весна      Была середина марта. Снег еще лежал сугробами в глубоких лесах и тенистых оврагах, но на полях осел, стал рыхлым и темным. Березовые почки набухли. Барашки на вербах из белых стали желтыми, пушистыми и огромными. Зацвела ива. Пчелы вылетали из ульев за первым взятком. На лесных полянах робко показались первые подснежники.      Мы с нетерпением ждали, когда к нам в сад опять прилетят старые знакомые – скворцы. Это милые, веселые, вестники весны. Много сотен верст нужно им лететь до своих зимних становищ с юга Европы, Из Малой Азии, Из северных областей Америки. Иным придется сделать больше трех тысяч верст. Многие пролетят над морями: Средиземным и Черным. Сколько приключений и опасностей в пути: дожди, бури, плотные туманы, градовые тучи, хищные   птицы,   выстрелы   жадных   охотников!   Сколько   неимоверных   усилий   должно употребить для такого перелета маленькое существо!                                                    (137 слов)                (А.Куприн) Грамматическое задание Сделать синтаксический разбор предложений. Снег еще лежал сугробами в глубоких лесах и тенистых оврагах, но на полях осел, стал  рыхлым и темным. Многие пролетят над морями: Средиземным и Черным. 11 класс (естественно­математическое направление)                                      ІV четверть Бегство Прохладные   ночи.   Росистый     рассвет.   Полуденная   жара.   Каждое   утро   встаёт прожорливое солнце и проглатывает скудную росу. Под его палящим взглядом мелеют реки и степные озёра. Болью в глазах отдаётся сухая   белизна солончака. В высохших каналах,   раскрыв   клювы,   бродят   сытые   вороны   и   грифы,   чистят   клювы,   не   обращая внимание на  змей в редких кустах.  Стада куланов и сайгаков,  чудом уцелевших в минувшую небывало суровую  зиму, презрев опасность, носятся по степи в поисках воды. Одичали псы. Волки, высунув языки, бродят в поисках воды, не боясь людей.  Жара   выжимает   последние   капли   пота,     одежда   пропитана   солью,   лица исполосованы ожогами. Но  люди идут, боясь остановиться и отдохнуть, боясь ночёвок и сна, боясь отстать друг от друга. Не жара страшит их. Их гонит враг. Жестокий, как волк, бесчисленный, как саранча. ( 140 слов)    Грамматическое задание Сделать синтаксический  разбор предложения. І вариант: Волки, высунув языки, бродят в поисках воды, не боясь людей.  ІІ вариант: Жара выжимает последние капли пота,  одежда пропитана солью, лица исполосованы  ожогами

Диктанты по русскому языку для казахских школл

Диктанты по русскому языку для казахских школл

Диктанты по русскому языку для казахских школл

Диктанты по русскому языку для казахских школл

Диктанты по русскому языку для казахских школл

Диктанты по русскому языку для казахских школл

Диктанты по русскому языку для казахских школл

Диктанты по русскому языку для казахских школл

Диктанты по русскому языку для казахских школл

Диктанты по русскому языку для казахских школл

Диктанты по русскому языку для казахских школл

Диктанты по русскому языку для казахских школл

Диктанты по русскому языку для казахских школл

Диктанты по русскому языку для казахских школл

Диктанты по русскому языку для казахских школл

Диктанты по русскому языку для казахских школл

Диктанты по русскому языку для казахских школл

Диктанты по русскому языку для казахских школл

Диктанты по русскому языку для казахских школл

Диктанты по русскому языку для казахских школл

Диктанты по русскому языку для казахских школл

Диктанты по русскому языку для казахских школл

Диктанты по русскому языку для казахских школл

Диктанты по русскому языку для казахских школл

Диктанты по русскому языку для казахских школл

Диктанты по русскому языку для казахских школл

Диктанты по русскому языку для казахских школл

Диктанты по русскому языку для казахских школл

Диктанты по русскому языку для казахских школл

Диктанты по русскому языку для казахских школл

Диктанты по русскому языку для казахских школл

Диктанты по русскому языку для казахских школл

Диктанты по русскому языку для казахских школл

Диктанты по русскому языку для казахских школл

Диктанты по русскому языку для казахских школл

Диктанты по русскому языку для казахских школл

Диктанты по русскому языку для казахских школл

Диктанты по русскому языку для казахских школл

Диктанты по русскому языку для казахских школл

Диктанты по русскому языку для казахских школл

Диктанты по русскому языку для казахских школл

Диктанты по русскому языку для казахских школл

Диктанты по русскому языку для казахских школл

Диктанты по русскому языку для казахских школл

Диктанты по русскому языку для казахских школл

Диктанты по русскому языку для казахских школл

Диктанты по русскому языку для казахских школл

Диктанты по русскому языку для казахских школл

Диктанты по русскому языку для казахских школл

Диктанты по русскому языку для казахских школл

Диктанты по русскому языку для казахских школл

Диктанты по русскому языку для казахских школл
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.03.2017