Динамическая модель мотива и его функциональная подструктура.

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 30.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Анализ изучения мотивации в зарубежной и советской психологии выявил вполне определенную тенденцию, которая заключается в том, что мотивы не отождествляются с влечениями, потребностями, другими побудителями человеческой активности. Они представляют собой качественно новый уровень побуждения и регуляции поведения и деятельности человека. Мы называем этот уровень личностным, интегральным, системным и целостным. Чтобы показать и выразить системность мотива, то есть его многогранность и динамизм, многоуровневость и многомерность, мы построили достаточно простую модель. Она отражает все эти его существенные характеристики, структуру его свойств и функции. На рисунке №1 дается изображение динамической структуры мотива. В этой модели представлены две подструктуры: подструктура свойств мотива, образующий его ядро, и подструктура функций мотива, в которых проявляются свойства.
Иконка файла материала Динамическая модель мотива и его функциональная подструктура.doc
Динамическая модель мотива и его функциональная подструктура.     Анализ изучения мотивации в зарубежной и советской психологии выявил  вполне определенную тенденцию, которая заключается в том, что мотивы не  отождествляются с влечениями, потребностями, другими побудителями  человеческой активности. Они представляют собой качественно новый  уровень побуждения и регуляции поведения и деятельности человека. Мы  называем этот уровень личностным, интегральным, системным и целостным.     Чтобы показать и выразить системность мотива, то есть его многогранность и динамизм, многоуровневость и многомерность, мы построили достаточно простую   модель.  Она   отражает   все   эти   его   существенные   характеристики, структуру его свойств и функции. На рисунке №1 дается изображение динамической структуры мотива. В этой модели представлены две подструктуры: подструктура свойств мотива, образующий   его   ядро,   и   подструктура   функций   мотива,   в   которых проявляются свойства. Функции   или   действия   мотива   включают   в   себя:   побудительную, селективную,   когнитивную,   целемоделирующую,   смыслообразовательную   и регулятивную функции. Поскольку   функция   есть   законченный   период   действия   мотива   на поведение и деятельности человека, то это действие можно показать в виде синусоиды (рисунок №2). Она показывает изменчивость функции от min до max   и   от   max   до   min   в   первом   и   во   втором   полупериоде.   Вместе   с   тем функция   изменяется   и   в   виде   “вращения”.   На   рисунке   №1   это   показано стрелками, что можно понимать как последовательное замещение места одной функции другой. Следовательно, функция как бы вращается по кругу, сменяя действие   соседней   с   ней   функции.   Отсюда   на   выходе   мотива   происходит последовательная смена действия функций личности на ее формы активности. При   этом   за   один   период   “вращения”   функции,   ее   уровень   воздействия успевает меняться по величине и знаку (рисунок №2) Используя   термин  “вращения   функции”,  подчеркиваем,  что   действие мотива   проявляется   разносторонне.   В   один   период   свойства   мотива   в мотивации проявляются в виде селективного действия, в другой – в другой когнитивного, в третий – в виде целемоделирующего и т.д. В   модели   показаны   и   свойства   мотива:   в   центре   –   содержание,   в качестве   которого   выступают   потребности,   влечения,   инстинкты   и   другие побудители;   направленность,   понимаемая   нами   как   вектор   побудителя; значимость, или личностный смысл побудителя, личностная необходимость в том,   что   отражается   в   содержании   мотива;   динамичность   –   это   сила, напряженность, подвижность, подвижность и устойчивость действия мотива: эмоциональность   –   наполненность   переживанием,   чувствами   содержания мотива   и   его   значимости;   установка   как   свойство   мотива,   выражающаяготовность   к   действию   и,   наконец,   волевые     свойства,   понимаемые   как сознательные компоненты мотива поведения и деятельности человека. Как   уже   отмечалось,   подструктура   свойств   составляет   ядро   мотива. Она проявляется в функциональной подструктуре, описанной нами ранее. Все эти   свойства   не   только   взаимосвязаны,   но   и   способны   последовательно взаимообуславливать друг друга. Более того, мы склонны предполагать, что исходным компонентом в данной структуре является содержание мотива, в качестве   которого   выступает   система   потребностей,   влечений,   других внутренних   побудителей   человека.   Именно   содержание   задает   все   другие компоненты   ядерной   части   мотива.   На   основе   содержания   формируется вначале направленность как определенная избирательность форм поведения и деятельности, предметов внешней среды, на которые должна быть направлена активность   человека.   Направленность   есть   вектор   активности,   вектор желания,   это   есть ориентированность мотива. Направленность определяется содержательными свойствами, и, прежде всего предметами человеческих потребностей.   иначе   говоря,   переживания,   чувствования,Рис 2Однако направленность может быть связана не только с потребностью, но   и   с   действием   стимулов.   В   этих   случаях   направленность   может   слабо соотносится   с   личной   значимостью,   с   нуждами   и   чаяниями   человека   как личности. Следовательно,   значимость   порождается   направленностью,   которая   в свою очередь, способна сама оказывать влияние на повышение мотивационной напряженности,  силы   мотива.  Значимость   является   носителем   личностного смысла,   она   выражает   отношение   человека   с   предметами   и   явлениями внешнего   мира.   При   этом   отношения   характеризуется   страстностью, устойчивостью,   способностью   задавать   стремления   к   предметам потребностей.   Именно   эту   особенность   отношений   нередко   используют   в качестве критерия удовлетворенности деятельностью [35, 32], c. 89­94; c.62­ 72]. На   базе   содержания,   направленности,   значимости   возникают динамические, эмоциональные, установочные и волевые свойства мотива. Качественные же характеристики эмоций, их специфичность зависят от качества   потребностей,   мотивов,   на   основе   которых   формируется эмоциональные   состояния.   Знак   эмоций,   по   данным   П.В.   Симонова   [52]   и прогнозируется   вероятностью   удовлетворения   потребности   и   оценкой вероятности, существующий в данный момент. Важное   положение   сформулировала   Э.А.   Голубева   [17],   c.   16­28]   о соотношении природного и социального, организма и личности. По ее мнению, системообразующие признаки: эмоциональность, активность, саморегуляция, побуждение   образуют   единство   таких   важных   компонентов   личности   как мотивация,   темперамент,   способности   и   характер.   В   рамках   нашего понимания   природы   мотива   данное   замечание   можно   рассматривать   как подтверждение   правомерности   деления   мотива   на   две   подструктуры:   на ядерную   и   функциональную.   С   другой   стороны,   современное   научное представление   о   зависимости   эмоциональности   от   потребности.   Оно   было экспериментально подтверждено и в исследованиях М.Н. Валуевой  [10], c. 127­131]. Это дает основание более уверенно утверждать, что содержательная сторона ядерной части мотива действительно задает другие мотивационные свойства, а именно, динамические, эмоциональные, установочные, волевые. На   рисунке   №1показано,   что   любое   из   этих   свойств,   возникнув,   не теряет свои характеристики, не редуцируется и не “переливается” в другое свойство. Оно лишь задает параметры в виде импульса новому свойству и в определенной   мере   воплощается   в   него,   сохраняя,   однако,   свои   основные черты.   Именно   поэтому   человек   при   наличии   мотива   одновременно испытывает   потребность   в   чем­либо,   переживает   эту   нужду   как   личную необходимость, как значимость. Он ориентирован на предмет потребности с определенной силой, напряженностью и эмоциональной страстностью. У него возникает в результате этих переживаний готовность к действию и поведению (установка),   которая   по   мере   осознания   того,   в   чем   нуждается   человек,порождает   способность   к   волевому   усилию,   к   волевой   регуляции мотивированного действия. Выделение в ядерной части мотива установочных  и волевых свойств не означает,  что  мы  осуществляем   мотив  с установкой  и  волей.  Эти  явление имеют   свою   самостоятельность   и   определенную   “психологическую индивидуальность”. Однако их  существенной особенностью является тесная взаимосвязь и взаимообусловленность между собой. Их некоторые стороны и свойства   взаимно   проникают   друг   в   друга,   обеспечивая,   таким   образом, целостность   и   необходимое   единство   регуляционно­побудительных механизмов деятельности. В   учении   об   установке   Д.Н.   Узнадзе[61,62]   и   его   учеников   А.С. Прангишвили [46], c. 30­44]; Ш.А. Надирашвили [40], c. 32­39], [41]; [42, 44, 66, 47], c. 80­88, c. 130­136, c.345­361, c. 82­105] и другими неоднократно подчеркивалось влияние потребности и мотива на установку, на проявление ее функций в поведении и деятельности. Этот вопрос Д.Н. Узнадзе особенно глубоко   и   всесторонне   рассмотрел   в   своем   анализе   процесса   мотивации, принятия   решения,   мотива,   как   основы   волевого   действия,   соотношения мотивации и установки. Все эти свойства мотива, выступающие в виде эмоционально­волевой регуляции деятельности, реализуются в практике посредством функций, то есть   мотивационных   действий.   Однако   мотивационные   функции   не   прямо воздействуют   на   поведение,   а   через   программу,   через   некоторый   этап интегрирования   (смотри   рисунок   №   3).   В   программе   накапливаются необходимые   данные,   параметры,   характеристики   будущего   практического поведения и деятельности. В ней воплощаются регуляторные, побудительные, смысловые, когнитивные, целевые  стороны мотива. Накопление этих важных характеристик будущего поведения осуществляется посредством селекции – отбора.   мотивационный   акт   представляет   собой взаимодействие   многих   сторон   личности,   вовлекающий   различные   уровни активности человека.   Следовательно, Таким образом, мотив предстает не как неделимое и бесструктурное явление   психики,   а   как   сложное   многостороннее   и   многоуровневое, структурное образование, способное побуждать и регулировать деятельность человека   на   бессознательном   и   сознательном   уровне.   Регуляция   мотивом отсюда относится высшему уровню, свойственному лишь личности.