Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств»
города Сарова
«Динамические и тембровые оттенки на классической гитаре»
учебно-методическое пособие
преподавателя МБУДО ДШИ Молчана А.Б.
2019 г.
«Музыка – искусство звука»
Генрих Нейгауз
ВВЕДЕНИЕ
Музыка – это особый язык, многообразный и бесконечный в своих формах выражения, но, в любом случае, это мир красиво организованных во времени звуков. Идеи и формы организации различны в каждом произведении, но существует стилистика, жанровость, фразировка, интонация и т. д. Всё это предъявляет определённые требования к звуку. Конечно, не всякий звук извлекаемый на инструменте, может стать средством художественной выразительности, а только звук музыкальный, т. е. организованный в высотном, временном, громкостном и тембровом отношениях.
Звук как физическое явление представляет собой колебательное движение какого-нибудь материального тела (струны, трости, воздушного столба, пластины, мембраны и т. д.), создающего звуковые волны. Отражение физических свойств звука в наших ощущениях, есть качество звука. К качествам относятся – высота, длительность, громкость и тембр. Объектом нашего внимания в данной работе, являются - громкость (динамика) и тембр на классической акустической гитаре.
Громкость звука зависит от силы колебательного движения, выражающейся в амплитуде (размахе) колебаний.
Тембр (окраска) зависит от состава звука, т. е. от наличия обертонов, унисонов и унтертонов (звуков расположенных ниже основного тона). Благодаря разнице в тембрах мы различаем голоса людей и звучание музыкальных инструментов.
Цель работы – показать какими техническими приёмами можно добиться увеличения диапазона динамических оттенков и расширения тембровой палитры акустической гитары, а значит и художественных возможностей инструмента.
ВОЗМОЖНОСТИ КЛАССИЧЕСКОЙ ГИТАРЫ
В своей книге «Новое о гитаре» 1928г., русский гитарист, один из основоположников отечественной гитарной школы, Пётр Агафошин писал, что до приезда к нам А.Сеговии гитара считалась в широких кругах хотя и приятным, но довольно однообразным по тону инструментом. А между тем ещё испанский гитарист Д. Агуадо ( 1784-1849 ) утверждал, что гитара один из наиболее многокрасочных инструментов и может служить для выражения музыкальных идей самого различного характера.
Своё мнение он основывал на следующем:
- каждая струна в зависимости от толщины и материала имеет свой особый тембр,
- каждый звук допускает множество оттенков по силе, от pp до ff ,
- при перемещении правой руки от грифа до подставки характер звука меняется от «арфообразного» до «острого»,
- при ногтевом способе игры все указанные различия преобретают особенную яркость и делают звуки гитары совершенно непохожими на звуки какого - бы то ни было другого инструмента,
- гитаре вообще свойственны сладкие, гармоничные, меланхоличные звуки.
Великий испанский гитарист Андрес Сеговия блестяще доказал все эти положения на практике, в его руках гитара предстала нам в новом, совершенно преображенном свете, как в высшей степени интересный и богатый инструмент.
СПОСОБЫ ИГРЫ
Существует два способа игры на гитаре:
- ногтевой способ, когда звук извлекается при помощи ногтей на пальцах правой руки,
- способ извлечения звука подушечками пальцев правой руки.
Первый способ считается наиболее употребительным, но и более сложным (он также подразумевает постоянную «шлифовку» ногтей пальцев правой руки). При игре этим способом звук делается сильным, ярким и насыщенным.
Второй способ состоит в том, что кончики пальцев правой руки при «щипке» касаются струн только подушечками пальцев, без участия ногтей, при этом инструмент звучит гораздо тише и глуше, чем при ногтевом способе. Этот способ считается более простым.
ПРИЁМЫ ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЯ
Звук на гитаре извлекается посредством «щипка» струны кончиком пальца правой руки. Сила удара исходит от третьего сустава. Приготовленный для «щипка» палец должен находиться перпендикулярно по отношению к струне. При таком положении соприкосновение придаёт силу звучанию струны, делая его при этом, и более насыщенным обертонами.
Существует два основных приёма звукоизвлечения, на которых построена вся техника правой руки. Они обозначаются испанскими терминами «апояндо» и «тирандо».
«Апояндо» - это «щипок» с последующей опорой пальца на соседнюю струну (на которую он соскальзывает). Направление движения пальца – сверху вниз. Приём даёт более громкое, плотное, яркое и чистое звучание, а также устойчивость, уверенность и точность правой руки, благодаря дополнительной точке опоры.
Е.Ларичев в статье «Техника Сеговии» отмечает, что приём «апояндо» применяется в трёх случаях:
- при исполнении гаммообразных пассажей,
- при исполнении мелодии на одной струне,
- при выделении мелодического голоса в арпеджио.
Не применяется «апояндо» при исполнении фигураций на разных струнах.
«Тирандо» - свободный «щипок», без опоры, не касаясь соседних струн. Направление движения пальца – снизу вверх. Правая рука менее устойчива, звучание тише, мягче и беднее по обертонам, но пальцы при этом более подвижны, а игра становится более техничной. Для начинающих это основной приём извлечения звука на классической гитаре.
При одном и другом способе необходимо следить, чтобы колебания струны происходили параллельно грифу, что даёт красивый, качественный звук. У некоторых учеников при игре «тирандо» кисть правой руки делает лишние скачущие движения, в таком случае первое время следует играть только «апояндо».
КАЧЕСТВО ЗВУКА
Качество звука в значительной мере определяется правильностью постановки рук и игровых движений. Многие выдающиеся музыканты-исполнители и педагоги не раз отмечали, что такие, на первый взгляд, разнородные понятия, как, например, постановка рук и звучание, оказываются звеньями одной цепи, в результате чего недостатки постановки могут привести к весьма серьёзным негативным последствиям и в т.ч. к ухудшению качества звука.
Таким образом, критерием правильности постановки рук и игровых движений является качество обеспечиваемого ими звучания. Свободное движение даёт красивое звучание, зажатое движение создаёт большие препятствия в развитии техники и не может дать хорошего звукового результата.
Игра на гитаре без всякого напряжения невозможна, поскольку необходимы конкретные, достаточно напряжённые усилия для выполнения определённой деятельности. В то же время излишние усилия вызывают скованность и ограничение исполнительских возможностей. Нередко ограниченность технического развития учащегося является следствием сильного напряжения, чрезмерного сжимания грифа гитары левой рукой, излишне крепкого нажима пальцами на струны и т.п. Часто педагоги жалуются, что у детей зажаты, скованы руки. Можно предложить следующее: попросите ученика не освобождать пальцы, а наоборот,- сжать со всей силой, пусть такой зажатой рукой он попробует извлечь звук, который будет очень некрасив. После сильного сжатия предложите ученику расслабить пальцы и опять извлечь звук, который, несомненно, выиграет по сравнению с первым. Ученик услышит разницу в звучании и наглядно почувствует, что такое свобода рук.
На свободу исполнительского аппарата и всего корпуса ученика надо обращать пристальное внимание. Если не работать над свободой движений с самого начала, позже снять зажимы крайне трудно.
Учитель должен научить ученика перед началом исполнения освобождать корпус и руки, и далее напоминать ему об этом в ходе исполнения произведения – на границах частей, во время пауз, перед переходами в позиции. Ученик должен постепенно привыкнуть постоянно контролировать свободу своих рук, плечевого пояса и корпуса.
Существует много причин, вызывающих излишнее мышечное напряжение у учащихся-гитаристов. Назовём некоторые из них, относящиеся непосредственно к начальному обучению:
- высокий уровень личной тревожности; снизить его помогают выполнение рекомендаций учителя, доверительные отношения с ним, увлекательное, раскрепощающее обучение;
- преждевременная игра в быстрых темпах; допускается игра в медленном и среднем темпах, не поощряется торопливое, нервозное, суетливое исполнение;
- сложность произведения, превышающая технические возможности играющего; репертуар должен соответствовать постепенному развитию технического и музыкального уровня ученика.
У гитаристов на качестве звука отражаются даже незначительные повороты кисти правой руки. Перпендикулярное по отношению к струнам расположение даёт сильное, яркое, но прямолинейное и резкое звучание. Современное гитарное исполнительство рекомендует разворачивать кисть в сторону грифа, что смягчает звучание, делает его более «сладким». Именно для этого мы располагаем кисть и предплечье правой руки на одной линии. Наилучший технический результат может дать прспособленный к игровым движениям и ощущениям музыканта хватательный рефлекс пальцев правой руки гитариста. Отличительным признаком этого естественного движения являются движения кончиков пальцев внутрь, в ладонь, что делает движения экономичными и чувствительными. Наиболее активными в этом случае являются первая и вторая фаланги пальцев.
Необходимо, причём с первых же уроков, чтобы у ребёнка были ногти на правой руке, поскольку качественный, хороший звук возможен только с применением ногтей. Эту проблему надо решать терпеливо, так как ногти дошкольников и младших школьников очень слабые, часто ломаются, дети зачастую грызут ногти, при этом ногти обрезать нельзя, даже если ноготь обломился, его надо только подточить и продолжать играть даже остатками ногтя, это его укрепит. Нельзя забывать о продуктах питания, способствующих укреплению ногтей, и специальных кремах и маслах, наносимых на ногти для их укрепления. К решению этой проблемы надо подключать родителей.
После того, как педагог объяснил положение правой руки, он даёт упражнения для правой руки на открытых струнах. Дети любят музыку, содержание которой поясняется заглавием, поэтому даже самым простым упражнениям, построенным сначала на повторении звука одной струны, затем звуков соседних струн, лучше давать названия, так они станут привлекательнее и скорее усвоятся детьми. Это могут быть разнообразные «часы», «дождики», «прогулки» и т.д.
Разучивая на гитаре первые упражнения и пьески, ученик играет, в основном, двумя пальцами – указательным (i) и средним (m), и его сразу можно научить двум основным способам звукоизвлечения – «апояндо» и «тирандо».
ТЕХНИКА ЛЕВОЙ РУКИ
Позже, на втором – третьем уроках, положив правую руку на обечайку, всё внимание ученика следует сосредоточить на левой руке, первое время это будут «немые» упражнения без извлечения звука правой рукой. Если по размеру инструмент подходит ученику, и он держит его без напряжения, можно расположить пальцы левой руки, начиная от I-го лада, если же инструмент несколько велик, то во избежание напряжения в левой руке начальные упражнения для неё можно давать с V-го лада. Педагог ставит пальцы ученика на лады аккуратно, точно около металлических порожков на грифе, предлагает ему самому поставить пальцы, затем, исходя из игрового положения, предлагает поднимать поочерёдно каждый палец несколько раз, приговаривая, например, «полетели-посидели».
Локоть левой руки ученика должен свободно висеть, а вместо этого он зачастую бывает задран вверх и сильно отведён от туловища. В основе техники левой руки лежат несколько видов движения: движение опускающихся на струну пальцев, перемещение кисти левой руки вместе с предплечьем от тонких струн к толстым (басовым), когда наблюдается наибольшее выдвижение кисти и, кроме того, левая рука перемещается вдоль грифа из позиции в позицию. Гитарная техника зависит от степени владения этими видами движения, от их координации. Отработка указанных движений должна проводиться в их взаимосвязи.
Долгая работа с начинающими над техническим материалом в одной, например, первой, позиции (под позицией подразумевается участок грифа величиной в четыре лада, а порядковый номер лада, на котором расположен или может быть расположен первый палец левой руки, даёт название позиции – первая позиция, вторая позиция и т.д.) приводит к развитию навыков чрезмерно сильного держания грифа левой рукой и преувеличенного нажима пальцев на струны. При изучении первой позиции необходимо параллельно воспитывать навыки перемещения левой руки вдоль грифа, что служит подготовкой к последующему изучению переходов в другие позиции, оказывает благотворное влияние на общее освобождение левой руки. Итак, раннее освоение грифа имеет двойную пользу: ощущение грифа и свободное движение левой руки.
Сказанное выше вытекает из концепций физиологического учения И. Павлова. Воспитание любых исполнительских навыков – это выработка соответствующих условных рефлексов. Если не будет вырабатываться навык свободного держания грифа гитары, то неизбежно разовьётся рефлекс на зажимание, который основывается на врождённом (безусловном) хватательном рефлексе. Если развивается рефлекс, противоположный желаемому, то выработка нового условного рефлекса будет длительно тормозиться ранее возникшим рефлексом, а в некоторых случаях она окажется даже невозможной.
Свободное движение левой руки вдоль грифа может быть затруднено чрезмерным нажимом пальцев на струны, что способствует сильному противодействию со стороны большого пальца с задней стороны грифа и зажатому захвату грифа гитары левой рукой.
Пальцы должны быть собраны так, чтобы охватить четыре лада. Они должны сохранять такое устойчивое позиционное расположение, чтобы каждый палец соответствовал месту, на которое он должен попасть в данной позиции в конце соответствующего лада рядом с порожком. Правильность расположения пальцев левой руки определяется удобным положением четвёртого пальца, когда ему не приходится с трудом дотягиваться до нужного места. Это положение пальцев и разворот кисти параллельно грифу важны при исполнении разных видов техники, чтобы левая рука не делала лишних движений при переходах от «баррэ» к гаммообразным пассажам, аккордам и т.д. Пальцы левой руки должны активно и энергично опускаться на гриф и подниматься, но нужно избегать слишком высокого (вплоть до полного выпрямления) подъёма пальцев, что можно наблюдать у некоторых учеников-гитаристов. С увеличением скорости движения высота подъёма пальцев и сила их опускания на гриф уменьшается. Практика показывает, что чрезмерный нажим на струны или чрезмерное их поднятие несомненно ухудшают качество звучания,отрицательно сказываются на общей свободе движений, на беглости, на характере вибрации. Этот недостаток является, без сомнения, и одной из главных причин, влияющих на ограничение свободы передвижения левой руки по грифу.
ДИНАМИЧЕСКИЕ И ТЕМБРОВЫЕ ОТТЕНКИ
Извлекать звук на струнах можно в игровой зоне, от подставки и до нижней части грифа. Если мы будем извлекать звук с одинаковой силой, постепенно передвигая руку от подставки к грифу, то громкость и тембр инструмента будут заметно изменяться. Эту игровую зону можно разделить на три части:
- верхнюю, у грифа (мягкое и тихое звучание),
- среднюю, у нижней части розетки (яркое и сильное звучание),
- нижнюю, у подставки (резкое и сильное звучание).
Самое сильное и тембрально насыщенное звучание – в середине, у нижней части розетки. Это основная зона звукоизвлечения при игре на гитаре, зона максимального компромисса между мягким и резким звучанием, так называемое «стандартное положение».
«Верхней» и «нижней» частями игровой зоны пользуются для перемены тембра и громкости звучания.
Следующий приём заключается в том, что для того, чтобы извлечь звук мягкой тембровой окраски, для подчёркивания выразительности пассажа исполняемого легато ( плавно, связно ), пальцы ( i, m, a ) правой руки располагают наклонно ( влево или вправо ) к деке, а не под прямым углом к ней. Благодаря этому ноготь ударяет по струнам не самым кончиком, а своей боковой стороной, где он обладает большей жесткостью. Извлечённый звук окажется менее щёлкающим и значительно более мягким по звучанию.
При исполнении стакатто беглых, ярких пассажей пальцы возвращаются в перпендикулярное положение к струнам.
Эти эффекты можно усилить, сделать более выразительными – используя разворот ногтей по отношению к струнам, т.е. ноготь ставится под углом ~ 20 градусов к струне, отчего звук становится «гуще», «богаче», более насыщенный; но при этом уменьшается скорость игры, а тембр становится как бы «матовым». Поэтому этот приём применяется при исполнении медленных пассажей с «элегантным», «томным» звучанием.
Когда рука возвращается в нормальное положение и ноготь располагается параллельно струне, то звук обретает резкую тембровую окраску, становится громче, а скорость игры возрастает
Игра с правой или левой стороны ногтя даёт усиление амплитуды колебаний струны, что, в свою очередь, даёт большую полноту и полётность звуку. Ноготь скользит по струне, его контакт со струной становится более продолжительным, отсюда и звук получается более полным, более насыщенным и более сильным.
Следует отметить, что правильным решением является игра каждого произведения с применением различных приёмов звукоизвлечения, с целью выбора из них тех, которые действительно более эффективны, от того что у всех они звучат по разному, т.к. каждый исполнитель имеет свои физиологические особенности. Поэтому нельзя рекомендовать всем одни и те же технические приёмы, подход должен быть индивидуальным. Общим условием для всех, однако, должно быть то, что играть надо без напряжения, с расслаблением, не тратя лишних усилий.
ВЫРАВНИВАНИЕ ЗВУЧАНИЯ
Чтобы инструмент звучал ровно и ярко, нужно помнить следующее:
- «щипки» пальцев ( i, m,a) по одной струне должны быть сосредоточены в одной точке (это относится к каждой струне),
- при «щипках» по разным струнам (когда звуки извлекаются отдельно или вместе) пальцы должны располагаться по прямой линии перпендикулярно струнам.
В противном случае инструмент звучит хуже.
В целом, чем меньше задерживаются пальцы на струнах во время «щипка», тем сильнее и ярче звучит инструмент.
Направление движения пальцев к себе ( i, m, a ) и от себя (палец “p”) должно составлять 45 градусов по отношению к струнам.
Выравнивание силы звука при игре «апояндо» и «тирандо» происходит путём ослабления звучания при «апояндо» и усиления его при игре «тирандо», что достигается путём многократных тренировок.
ГИТАРА КАК ОРКЕСТР
Гитара – это инструмент богатейших тембровых и технических возможностей. Благодаря свободному положению правой руки можно извлекать звуки в игровой зоне от грифа до подставки, имитируя звучание практически всех инструментов симфонического оркестра. Поэтому гитару можно рассматривать как небольшой оркестр.
В начале XIX-го века гитаристы-композиторы Д. Агуадо, Ф. Сор, М. Джулиани заложили основы понимания гитары как оркестра.
Затем эту традицию продолжил Ф. Таррега, который был блестящим пианистом, но увидел в гитаре те краски, которых нет у фортепиано, и воплотил их в своих произведениях для гитары.
Гитарное искусство XX-го века полностью связано с именем великого испанского гитариста Андреса Сеговии, который поднял гитару на необычайную высоту. Впервые, в его исполнении, прозвучала «Чакона» И.С. Баха, которую он рассматривал не как пьесу для скрипки-соло, а как оркестровое, монументальное произведение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Применяя на практике рассмотренные выше приёмы и способы игры, из гитары можно извлечь музыкально качественные звуки и придать им всевозможные динамические и тембровые оттенки. Конечно, при этом необходимо иметь звучный инструмент, хорошие струны, должна быть достаточно развита левая рука, но всегда надо помнить, что главное всё же заключается в технике правой руки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кабалевский Д.Б. Про трёх китов. М., Детская литература, 1973 г.
2. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л., Музыка, 1974 г.
3. Янкелевич Ю.И. Педагогическое наследие. М., Посткриптум, 1993 г.
4. Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. М., 1996 г.
5. Агафошин П.С. Школа игры на шестиструнной гитаре. М., Музыка, 1994 г.
6. Иванов-Крамской А.М. Школа игры на шестиструнной гитаре. М., Музыка, 1975 г.
7. Ларичев Е.Д. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. М., Музыка, 1976 г.
8. Ларичев Е.Д. Классическая шестиструнная гитара. М., Музыка, 1999 г.
9. Вещицкий П.О. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. М., 1982 г.
10. Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре. М.,
«Советский композитор», 1982 г.
11. Кирьянов Н.Г. Искусство игры на классической шестиструнной гитаре.
М., «Дека», 1997 г.
12. Николаев А.Г. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. СПб., «Лань», 2000 г.
13. Манилов В.А. Букварь гитариста. Пособие для начинающих
(шестиструнная гитара). Киев., « Com Con Press », 2003 г.
14. Катанский В.М. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. М., 2005 г.
15. Андреев А.В. Современная школа игры на шестиструнной гитаре. Минск, 2007 г.
16. Шумидуб А.Л. Самоучитель игры на гитаре. М., 2003 г.
17. Кофанов А.Н. Книга о гитаре. Самоучитель. СПб.,
«Композитор», 2006 г.
18. Фридом О.С. Самоучитель игры на гитаре. Учебное пособие. М., Издательство Музыкально-Педагогическая Литература, 2007 г.
19. Чавычалов А.А. Уроки игры на гитаре: полный курс обучения. Ростов-на-Дону., «Феникс», 2010 г.
20. Орочко А.Ю. ГИТАРА, Учебник для начинающих гитаристов,профессионалов и любителей. Подготовлено в соответствии с ФГТ, «Композитор», СПб., 2017г.
21. Орлов А.К. Новая школа игры на гитаре. Учебно-методическое пособие. «Феникс»,
Ростов-на-Дону., 2019г.
ТЕЗИСЫ
Методическая работа «Динамические и тембровые оттенки на классической гитаре» посвящена вопросам расширения динамического и тембрового диапазона звучания классической гитары. Представлены различные способы звукоизвлечения, позволяющие извлечь из гитары музыкальные, хорошего качества звуки и придать им всевозможные динамические и тембровые оттенки.
ЛИТЕРАТУРА
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.