Дипломная работа "Виды сказок и их влияние на развитие связной речи дошкольников"
Оценка 4.7

Дипломная работа "Виды сказок и их влияние на развитие связной речи дошкольников"

Оценка 4.7
Документация
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
20.02.2018
Дипломная работа "Виды сказок и их влияние на развитие связной речи дошкольников"
-Виды сказок и их влияние на развитие связной речи дошкольников -Особенности восприятия и понимания русских народных сказок детьми старшего дошкольного возраста -Методы приемы художественного чтения и рассказывания русских народных сказок детям старшего дошкольного возраста -Анализ программы воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста «Планета сказок»Виды сказок и их влияние на развитие связной речи дошкольников
КОЛОМИЦКАЯ.docx
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2 1. Виды сказок и их влияние на развитие связной речи  дошкольников……………………………………………………………………..5 2. Особенности восприятия и понимания русских народных сказок детьми  старшего дошкольного  возраста…………………………………………………………………………...16 3. Методы приемы художественного чтения и рассказывания русских  народных сказок детям старшего дошкольного возраста  …………………………………………………………………………………….18 4. Анализ программы воспитания и обучения детей старшего дошкольного  возраста «Планета сказок»  …………………………………………………………………………………….26 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….32 СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………...35 ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….37 ВВЕДЕНИЕ Для ребенка хорошая связная речь ­ залог успешного обучения грамоте и  развития. Кому не известно, что дети с плохо развитой связной речью нередко оказываются неуспевающими по разным предметам. Речь ­ инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая  ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и  высших эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе. У ребенка старшего дошкольного возраста (5 ­ 6 лет) речь должна быть чистой внятной, без нарушений звукопроизношения, ведь в этом возрасте  заканчивается процесс овладения звуками. Возрастает речевая активность:  малыш не только задает вопросы сам и отвечает на поставленные вопросы  взрослого, но и охотно и подолгу рассказывает о своих наблюдениях и  впечатлениях. Согласно определению А.М.Бородич ­ "Связная речь ­ это смысловое  развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений),  обеспечивающих общение и взаимопонимание людей". Не все дети одинаково успешно овладевают фонетической, лексической и  грамматической стороной. Но именно их взаимосвязь является важнейшим  условием формирования связной речи. Основная задача речевого развития  ребенка дошкольного возраста это овладение нормами и правилами родного  языка, определяемыми для каждого возрастного этапа и развития его  коммуникативных способностей. Заметим, что индивидуальные различия  речевого уровня у детей одного возраста могут быть исключительно велики . При разработке проблем развития речи дошкольников, совершенствования  содержания и методов обучения языку в психолого­педагогическом аспекте  Ф.А.Сохин выделил три основных направления: структурное (формирование структурных уровней системы языка ­  фонетического, лексического, грамматического);  функциональное (формирование навыков владения языком в его  коммуникативной функции ­ развитие связной речи, речевого общения);  когнитивное (познавательное формирование способности к элементарному  осознанию языков и речевых явлений).  Что касается первого направления, то было установлено, что наибольшая  эффективность в овладении языком достигается при условии, если дети  вовлекаются в активную речевую работу. В исследованиях второго направления авторы стремились найти наиболее  четкие критерии связности речи, чем просто ее логичность,  последовательность. В качестве основных показателей связности было  принято умение ребенка структурно правильно строить текст, используя при  этом необходимые средства связи между предложениями и частями  высказывания.  Исследования третьего направления были прямо нацелены на то, чтобы  сформировать у детей первоначальные лингвистические представления,  понимание того, что такое слово, предложение, как они строятся, из каких  частей состоят. Следует подчеркнуть, что осознание звукового состава  предложения подводит ребенка к порогу овладения грамотой и главное ­  закладывает основы нового отношения к языку, сознательного оперирования  им, что является важной предпосылкой для успешного школьного обучения. Практическая проверка результатов исследований показала, что работа с  детьми по предлагаемой методике приводит к крупным сдвигам в речевом и  общем умственном развитии дошкольников. У ребенка формируется высокая  культура речи, тенденция к ее саморазвитию, повышается точность речи, ее  выразительность и связность. Дошкольники начинают уместно употреблять  средства художественной выразительности в собственном речевом творчестве (при сочинении загадок, сказок, стихов). Дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют  большой интерес к языковой действительности, создают новые слова,  ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка.  При стихийном речевом развитии лишь немногие из них достигают высокого  уровня, поэтому необходимо целенаправленное обучение речи и речевому  общению. Центральной задачей такого обучения является формирование  языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи. Оно  закладывает у ребенка интерес к родному языку и обеспечивает творческий  характер речи. Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и  выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми  и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества  русского народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных  сказках. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность  повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют  выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей первенствующего  значения. Русские народные сказки способствуют развитию речи, дают  образцы русского литературного языка. В формировании связной речи ярко выступает и взаимосвязь речевого и  эстетического аспектов. Так, обучение пересказу фольклорных и  литературных произведений в целях формирования умения строить связное  монологическое высказывание естественно предусматривает ознакомление  детей с изобразительно­выразительными средствами художественного текста  (сравнения, эпитеты, метафоры, синонимы). Связное высказывание  свидетельствует, насколько ребенок владеет богатством родного языка, его  грамматическим строем, и одновременно оно отражает уровень умственного,  эстетического, эмоционального развития малыша.  ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: дети старшего дошкольного возраста. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: русские народные сказки как средство  развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: выявление влияния русских народных сказок на  развитие связной речи старших дошкольников. ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ: 1) Проанализировать психолого­педагогическую литературу по данной  проблеме; 2) Экспериментально выявить возможность использования русских народных  сказок на занятиях по развитию речи и в повседневном общении; 3) Разработать систему мероприятий для детей старшего дошкольного  возраста на основе использования русских народных сказок. 1.Виды сказок, их влияние на развитие связной речи детей. Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и  выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми  и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества  русского народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных  сказках. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность  повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют  выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей первенствующего  значения. Всеобъемлющий гений Пушкина и тот нуждался в одухотворяющем влиянии  сказки, и не одного Пушкина одухотворяли они, а каждого писателя,  черпавшего содержание и силу из творческих недр народа. Горький говорит, что сказки открывали перед ним просвет в другую жизнь,  где существовала и, мечтая о лучшей жизни, действовала какая­то свободная,  бесстрашная сила; что устная поэзия трудового народа той поры, когда поэт и рабочий соединились в одном лице, эта бессмертная поэзия, родоначальница  книжной литературы, очень помогла ему ознакомиться с обаятельной  красотой и богатством нашего языка . Если подобрать к термину «сказка» однокоренные слова, то получим ряд  слов, который в определенной мере раскроет нам его смысл: сказка ­  сказывать, рассказывать. То есть сказка ­ это то, что рассказывается, это  устный рассказ о чем­либо интересном как для исполнителя, так и для его  слушателя.  Сказка ­ ложь оказывается самой настоящей правдой: она учит нас быть  добрыми и справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов и  льстецов. Она утверждает народные принципы жизни: честность, преданность, смелость, коллективизм. Рассказы о самых невероятных событиях глубоко поучительны, а их  неправдоподобность служит более яркому их восприятию. Сочетание вымысла, самой невероятной фантастики и действительности ­  одна из главных примет поэтического содержания сказки. Современный  итальянский писатель Альберто Моравиа был глубоко прав, когда сказал в  одном из своих интервью: «Чтобы сказка была действительно сказкой, а не  просто вымыслом, нужны два элемента, казалось бы, начисто исключающие  друг друга: необычность сюжета и наличие морали. Сказке нужна  определенная экстравагантность, даже абсурдность ­ и в то же время она  должна подчиняться законам логики» . В соответствии с «законом художественной логики» сказки, подчиняясь  общим правилам «установке на вымысел», имея общие черты, различаются на  подвиды, или жанры. К сожалению, в науке нет общепринятой классификации сказок, основанной на одних и тех же принципах. И объяснение этому не в  том, что плохо исследовали сказки ученые, а в том, что сказки чрезвычайно  разнообразны и по типу героя, и по сюжетам, и по композиции. Мы будем  подразделять сказки на сказки о животных, волшебные, и социально ­  бытовые, или, как их еще называют, новеллистические, сказки. В сказках о животных главным персонажем, естественно, являются животные  (иногда им противостоит человек). В волшебных сказках действуют люди и  фантастические существа ( животные здесь, как правило, добрые помощники  героя), в этих сказках идет речь о приключениях, обязательно связанных с  волшебством. В социально ­ бытовых сказках, как и в волшебных, основные  персонажи ­ люди, но если в волшебных сказках победа одерживается с  помощью чародейства, то здесь герои становятся победителями  преимущественно благодаря своему уму, смекалке, смелости, хитрости. В сказках о животных в качестве главного персонажа выступает, наряду со  зверями, мужик, который занимается обычными для крестьянина работами:  сеет рожь, ловит рыбу. Рядом с ним старуха, которая прядет пряжу, готовит  еду. Живут они в деревне, расположенной среди густых лесов, на берегах  глубоких рек; вокруг деревень ­ широкие поля… В волшебных сказках  рассказывается о царствах, о царях и царевичах, королях и королевичах и о  тех же крестьянах ­ землепашцах, охотниках и рыболовах ­ их подданных. В  социально­бытовых сказках рядом с царем и крестьянином стоят барин и поп.  Все это говорит о том, что в сказках изображена вполне определенная эпоха в  жизни русского народа ­ древняя феодальная Русь. Унаследовав фантастику рассказов древнего человека, сказки, по существу, говорят не о природе, не о  взаимоотношениях с ней, а о жизни человека в обществе, о нем самом. Но сказки рассказывались не только в назидание маленьким. Многие из них  при помощи забавного вымысла, остроумной шутки, нелепой ситуации  высмеивают общечеловеческие пороки, и, прежде всего глупость. Ее  воплощением в сказках о животных нередко является волк. Его глупость ­  глупость жестокого и жадного зверя. Сказочники как будто нарочно ставят  волка в такие условия, которые, казалось бы, оправдывают его поступки,  должны вызвать у слушателя чувство жалости к нему. Но этого не  происходит. Нет оправдания глупости, жадности и жестокости ­ вот что  утверждают сказки… Противником волка выступает лиса. Это «кумушка ­ голубушка» нередко за  свою ловкость, храбрость и изворотливость в одурачивании волка вызывают  наши симпатии. Выдумке и находчивости лисы нет границ. Но хитрость,  смекалка соседствуют у нее с безудержной наглостью, лицемерием и  предательством. Лиса ­ такой же хищник, как и волк. Она выгоняет зайчика из его избушки, съедает птенцов дрозда. И за эти поступки она жестоко  расплачивается.  Таковы и другие вызывающие осуждение персонажи сказок о животных:  добродушный, на первый взгляд могучий, но глупый медведь, строптивая коза ­ дереза. Им противопоставлены храбрый петух, труженица мышка,  безобидный зайка. И не случайно в качестве героев сказок выбраны слабые  звери и птицы. Ведь те удивительней побед! В волшебных сказках другие персонажи. Зло представлено в них  фантастическими, отвратительными чудовищами. Это, прежде всего Кощей  Бессмертный ­ страшный, сильный старичище, похищающий женщин, Баба Яга ­ «костяная нога, сама на ступе, нос в потолок, одна нога в правый угол, а  другая ­ в левый», Змей Горыныч. Это может быть и «мужичок с ноготок ­  борода с локоток» и др. Чудовища несут гибель людям и царствам. Они  необыкновенно сильны и агрессивны. Но злое начало нередко воплощают в себе и человеческие персонажи:  ненавидящая детей мужа мачеха, старшие брать героя. Отрицательные персонажи создают в волшебных сказках стихию  таинственности, страшного. Именно из­за этого волшебные сказки  исключаются из детского чтения, взрослые слишком оберегают «сказочный»,  «идеальный» мир ребенка, нередко забывая, свой не только взрослый, но и  детский интерес к этим сторонам жизни. Но разве это правильно? Хорошо  писала М.И.Цветаева: «Разве дети ненавидят Людоеда за то, что хотел отсечь  мальчикам головы? Нет, они его только боятся. Разве дети ненавидят Змея  Горыныча? Бабу Ягу с ее живым тыном из мертвых голов? Все это ­ чистая  стихия страха, без которой сказка не сказка и услада да не услада. Для  ребенка, в сказке, должно быть зло». Со всеми злыми, страшными персонажами ведут борьбу не на жизнь, а на  смерть главные герои волшебных сказок ­ Иван­царевич, Иван­дурак, Иван  Быкович. Их отличают скромность, трудолюбие, верность, доброта,  готовность прийти на помощь, бескорыстие. Все вместе они воплощают  неписаный моральный кодекс народа . Только таким героям служат волшебные помощники, только они становятся  обладателями волшебных предметов. Ивана­царевича выручает из беды серый волк; герою сказки «Сивка­бурка» приходит на помощь чудесный конь;  Мартынке, герою сказки «Волшебное кольцо», служат преданно собака  Журка и кот Васька… Герои волшебных сказок летают на коврах­самолетах, бегают по земле в  сапогах­скороходах, пользуются шапкой­невидимкой, едят со скатерти­ самобранки. Волшебные сказки ­ своеобразный вид устной приключенческой литературы  народа. Сказочный герой путешествует в «тридевятое царство, тридесятое  государство». Здесь его поджидают чудеса, неожиданные испытания, здесь  ему нередко угрожает смерть. Но все в волшебных сказках заканчивается  благополучно ­ чаще всего женитьбой Ивана­царевича или Ивана­дурака на  распрекрасной царевне или королевне. Именно благодаря волшебным сказкам утвердилось мнение, что во всех  сказках все мытарства героя заканчиваются счастливо. Но ведь это далеко не  всегда так, особенно если иметь в виду социально ­ бытовые, сатирические  сказки, о которых речь впереди. Социально­бытовые сказки по содержанию ближе к сказкам о животных.  Особенно сильно в них проявилось сатирическое начало, выразившие  симпатии и антипатии народа. Героем их является простой человек:  крестьянин, кузнец, плотник, солдат… Осмеянию в социально­бытовых сказках, как и в сказках «Ерш Ершович»,  «Ворона­карабута», подвергались судопроизводство средневековой Руси и  даже сам царь. Неразумность, несправедливость решений суда народ объяснял глупостью судей, взяточничеством, но в сказках он как бы восстанавливал  справедливость. Ненаказанным уходит бедняк от суда Шемяки («Шемякин  суд»), отбивается благодаря смекалке своей дочери от неправедного суда  воеводы мужик, отгадывающий загадки лучше, чем его не далекий, но богатый брат («Семилетка»). Во всем этом сказывался оптимизм народа, его вера в возможность мира и  согласия в обществе и семье, его мечты о счастливом будущем. Довольно  долго связывал народ утверждение на земле справедливости с именем царя.  Считалось, что царя окружают нечестные, тщеславные, глупые бояре и  приближенные. В сказках они высмеиваются, высмеиваются зло и остро  (например, в сказках «Горшеня», «Елевы шишки»), царь же изображается  мудрым человеком, наказывающим глупцов и награждающим умного мужика.  Но в сказке «Царь и портной» царь показан уже таким же, как и его  приближенные: презирающим простого человека, глуповатым и смешным. Значительная часть социально­бытовых сказок принадлежит к числу  антицерковных. Бичующий смех обрушивается на глупых, жадных,  продажных, грубых, необразованных попов. Именно об этом сказки  «Церковная служба», «Безграмотная деревня», «Поп и дьякон», «Отец  Пахом», «Похороны козла».  Народ видел недостатки и в собственной бытовой жизни, сказки помогали ему искоренять их. Они высмеивают ленивых, глупых людей, пустых мечтателей,  высмеивают упрямство, болтливость, скупость, пьянство. «В них, ­ писал в  статье «О народных сказках» В.Г.Белинский, ­ виден быт народа, его  домашняя жизнь, его нравственные понятия и этот лукавый русский ум, столь  наклонный к иронии, столь простодушный в своем лукавстве» . Сказки ­ произведения большого искусства. Знакомясь с ними, не замечаешь  их сложного построения ­ настолько они просты и естественны. Это ­  свидетельство высочайшего мастерства исполнителей. Нередко сказки (особенно волшебные) начинаются с так называемых  присказок. Их назначение ­ подготовить слушателя к восприятию сказки,  настроить его на соответствующий лад. «Было это на море, на окияне, ­ начинает сказочник. ­ На острове Кидане стоит древо ­ золотые маковки, по  этому дереву ходит кот Баюн: вверх идет ­ песню поет, а вниз идет ­ сказки  сказывает. Вот бы было любопытно и занятно посмотреть! Это не сказка, а  еще присказка идет, а сказка вся впереди. Будет эта сказка сказываться с утра до после обеда, поевши мягкого хлеба. Тут и сказку поведем…» Часто  присказки юмористичны. Присказка может и заканчивать сказку, и в этом случае она прямо не связана с содержанием сказки. Чаще всего в присказке появляется сам сказочник,  намекающий, например, на угощение: «Вот тебе сказка, а мне крынка масла». Традиционным элементом сказки является зачин (начало). Зачин, как и  присказка, кладет четкую грань между нашей обыденной речью и сказочным  повествованием. Вместе с тем в зачине определяются герои сказки, место и  время действия. Самый распространенный зачин начинается со слов: «Жил­ был…», «Жили­были…». У волшебных сказок более развернутые зачины: «В  некотором царстве, в некотором государстве жил­был царь…» Но нередко  сказки начинаются прямо с описания действия: «Попался, было, бирюк в  капкан…» Сказки имеют и своеобразные концовки. Концовки подводят итог развитию  сказочного действия. Вот как, например, заканчивается сказка «О зимовых  зверях»: «А бык со своими друзьями и до сих пор живет в своей хате. Живут,  поживают и добра наживают». В сказках широко употребляются повторы (обычно не дословные). Повтор  чаще всего бывает троекратным. Так, в сказке «Барин и плотник» мужик  трижды избивает барина за обиду, в сказке «Иван Быкович» богатырь три  ночи подряд бьется на смерть со Змеями, и каждый раз со Змеем с большим  количеством голов. В сказках (особенно в волшебных) часто встречаются и так называемые  постоянные (традиционные) формулы. Они переходят из сказки в сказку,  передавая устоявшиеся представления о сказочной красоте, времени, пейзаже. О быстром росте героя говорят: «Растет не по дням, а по часам», его силу  раскрывает формула, употребляющаяся при описании боя: «Направо махнет ­  улица, налево ­ переулочек». Так запечатлен бег богатырского коня: «Скачет  конь выше лесу стоячего, ниже облака ходячего, озера меж ног пропускает,  поля­луга хвостом устилает», а так передается красота: «Ни в сказке сказать,  ни пером описать». Во многих сказках можно обнаружить стихотворную часть. Большинство  традиционных формул, присказок, зачинов и концовок создано при помощи  стиха, который получил название сказового. Этот стих отличается от  привычного для нас классического стиха Пушкина, Лермонтова, Некрасова с  определенным количеством слогов и ударений в стихах и нередко рифмы;  слогов же может быть разное количество. Например: В некотором царстве, В некотором государстве, На ровном месте, как на бороне, Верст за триста в стороне, Именно в том, В котором мы живем, Жил­был царь… Некоторые сказки рассказывались полностью сказовым стихом. Таковы,  например, сказки о козе ­ белой бороде, вороне­праведнице. Широко используется в сказках диалог ­ разговор между двумя или  несколькими персонажами. Иногда сказки целиком построены на диалоге,  как, например, сказка «Лиса и тетерев». Диалоги сказок ­ живые диалоги. Они передают естественные интонации говорящих, превосходно имитируют  бесшабашную речь солдата, хитроватую речь мужика, глуповатую, со спесью,  речь барина, льстивую речь лисы, грубую ­ волка. Богат язык сказок. Животные в сказках имеют собственные имена: кот ­  Котофей Иваныч, лиса ­ Лизавета Ивановна, медведь ­ Михайло Иваныч.  Нередки прозвища животных: волк ­ «из­за кустов хап», лиса ­ «на поле  краса», медведь ­ «всем пригнетыш»… В художественном произведении поэтические средства всегда используются  целесообразно и экономно. Они являются и приметами жанра. Именно  поэтому мы не встретим, например, в сказках о животных вместо их  привычного зачина «Жили ­ были…» развернутого, фантастического зачина  волшебной сказки. Это было бы художественно не целесообразно. Именно  поэтому пышные «формульные» диалоги, которые ведут между собой  персонажи волшебных сказок, отличаются от диалогов персонажей  новеллистических сказок: в последние диалоги приближены к нашей живой,  бытовой речи, хотя и не копируют ее. Таковы русские народные сказки. Они являются одной из самых драгоценных  жемчужин, доставшихся нам в наследство. Если иметь в виду только сюжеты  сказок, то их ­ более тысячи, а опубликованных записей сказок около пяти  тысяч. А сколько хранится в архивах!  Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и  эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую  литературу первоосновой воспитания. По словам В.А. Сухомлинского, «чтение книг ­ тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель  находит путь к сердцу ребенка». Художественная литература, а в частности  русские народные сказки формируют нравственные чувства и оценки, нормы  нравственного поведения, воспитывают эстетическое восприятие . Русские народные сказки способствуют развитию речи, дают образцы  русского литературного языка. Е.А. Флерина отмечала, литературное  произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики  образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами  художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил  маленький ребенок практически усваивает грамматические нормы языка в  единстве с его лексикой. Н.С.Карпинская также считала, что художественная книга дает прекрасные  образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность  языка; в стихах ­ музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в  сказках ­ меткость, выразительность . Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь  обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям  излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры,  эпитеты и другие средства образной выразительности. Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим  лишь искусству способом ­ силой воздействия художественного образа.  Чтобы полностью реализовать воспитательные возможности литературы,  необходимо знать психологические особенности восприятия и понимания  этого вида искусства дошкольниками. Одним словом, сказки ­ это сказки. И хочется верить, что после такого  большого, во многом нового знакомства с ними наши дети больше полюбят  народное искусство, нашу историю, станут немного добрее и немного чище… 2. Особенности восприятия и понимания русских народных сказок детьми старшего дошкольного возраста. В восприятии сказки участвуют все познавательные процессы: память,  мышление, воображение. Слушая литературное произведение, ребенок не  видит перед собой описываемые события. Он их должен представить,  опираясь на свой опыт. От того, насколько он правильно это сделает, зависит  понимание произведения, содержания и идеи. Восприятие литературных и фольклорных произведении на втором году  жизни конкретно. Оно возникает лишь в том случае, если текст сопровождает  действия, которые выполняет ребенок в данный момент или разыгрывает  взрослый с помощью игрушек. В 2­3 года происходит переход от ситуативного восприятия к обобщенному  (Л.Павлова). Дети представляют не только отдельные образы, но и целостные  картины, эпизоды, состоящие из цепи взаимосвязанных действий. Они  начинают понимать не только житейские, обыденные ситуации, но и  непредвиденные, оригинальные повороты сюжета, учатся «прогнозировать»  поведение героев, предполагать конечный результат их действий. Малыша  интересует результат действий персонажей, волнует собственная сопричастность к происходящему, поэтому он может попросить попробовать  кашу, которую сварила сорока. Исследование восприятия дошкольниками сказки, проведенные  А.В.Запорожцем, Д.М.Арановской, Т.А.Кондратович, выявили  двойственность этого процесса. С одной стороны, понимание сказки  опирается на непосредственное эмоциональное отношения к описываемым  событиям и героям. Оно не носит чисто интеллектуального характера и  полностью не опирается на рассуждающее мышление. С другой стороны,  понимание возникает в процессе активного сопереживания и содействия  героям. Поэтому возникая в уме и опираясь на представления, оно имеет  действенный характер. Дошкольник пытается включиться в сюжет, повлиять  на ход событий. При повторном чтении он не редко просит пропустить  эпизоды, в которых любимым героям что­то угрожает. Ребенок занимает  позицию внутри произведения, а позиция слушателя формируется только к  семи годам.  Пониманию литературных произведений помогает литературная опора ­  иллюстрации к тексту. Для младших дошкольников важными оказывается те  картинки, которые последовательно изображают все основные события  текста, а для старших ­ те, в которых ярче представлены действия и  взаимоотношения персонажей, позволяющие понять нравственную сущность  их поступков. Важным в описании картинки является вопрос, с которым взрослый  обращается к рисунку. Спрашивая о том, что изображено, взрослый  ориентирует ребенка на перечисление нарисованных предметов. Вопрос «Что  делают на картинке»? И приводит ребенка к раскрытию функциональных  связей, то есть действий персонажей. На просьбу «Расскажи о событиях,  изображенных на картинке» и ребенок, пытаясь их понять, истолковать, дает связные высказывания. Он определяет центр, ядро картинки, устанавливает  пространственное местоположение предметов, различные видимые и  предполагаемые логические взаимосвязи между ними, воспринимает рисунок  как целое . Если ребенок дает картинке название, выраженное одним ­ двумя словами, то  он обобщает увиденное, относит конкретный предмет или событие к  соответствующей группе. В таком описании рисунка прослеживаются  взаимосвязи восприятия, мышления и речи, анализа и синтеза. 3. Методы и приемы художественного чтения и рассказывания русских  народных сказок детям старшего дошкольного возраста. Дети дошкольного возраста ­ слушатели, а не читатели, русские народные  сказки доносит до них педагог, поэтому владение им навыками  выразительного чтения приобретает особое значение. Перед воспитателем стоит сложная задача ­ каждую русскую народную сказку донести до детей как произведение искусства, раскрыть ее замысел, заразить  слушателей эмоциональным отношением к сказочным персонажам, их  чувствам, поступкам или к лирическим переживаниям автора, то есть  интонационно передать свое отношение к героям и действующим лицам. А  для этого необходимо самому воспитателю, прежде чем знакомить детей со  сказкой, понять и прочувствовать ее, суметь проанализировать со стороны  содержания и художественной формы. И, конечно, педагог должен владеть  техникой чтения и рассказывания ­ четкой дикцией, средствами  интонационной выразительности (правильно расставлять логические ударения, паузы, владеть темпом, умея ускорять или замедлять его, в нужных  местах повышать или понижать голос) . Рассмотрим методику художественного чтения и рассказывания на занятиях. М.М.Конина выделяет несколько типов занятий: 1. Чтение или рассказывание одного произведения. 2. Чтение нескольких произведений, объединенных единой тематикой или  единством образов. Можно объединять произведения одного жанра или  несколько жанров. На таких занятиях объединяют новый и уже знакомый  материал. 3.Объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусства: А) чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с  картины известного художника; Б) чтение в сочетании с музыкой. На подобных занятиях учитывается сила воздействия произведений на эмоции ребенка. В подборе материала должна быть определенная логика ­ усиление  эмоциональной насыщенности к концу занятия. В то же время учитываются  особенности поведения детей, культура восприятия, эмоциональная  отзывчивость. 4. Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала: А) чтение и рассказывание с игрушками (повторное рассказывание сказки  «Три медведя» сопровождается показом игрушек и действий с ними); Б) настольный театр (картонный или фанерный, например по сказке «Репка»); В) кукольный и теневой театр, фланелеграф; Г) диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, телепередачи. 5. Чтение как часть занятия по развитию речи: А) оно может быть логически связано с содержанием занятия; Б) чтение может быть самостоятельной частью занятия. В методике занятий следует выделить такие вопросы, как подготовка к  занятию и методические требования к нему, беседа о прочитанном, повторное чтение, использование иллюстраций . Сказки детям рассказывают и читают. Рассказывают реже, чем на предыдущей возрастной ступени, так как в большинстве своем сказки велики по объему и  запомнить их воспитателю нелегко. Подготовка дошкольников к восприятию новой сказки осуществляется по­ разному.  1. Воспитатель помещает в книжном уголке новую книгу, если есть  возможность, ­ отдельно рисунки художников к этому произведению. Дети,  рассматривая иллюстрации, пытаются определить, что это за книга, о чем она. В начале занятия педагог расспрашивает детей об их предположениях, хвалит  за наблюдательность, догадливость. Называет произведение. 2. Педагог демонстрирует игрушки, предметы, имеющие отношение к  содержанию сказки и малознакомые детям, помогает запомнить их названия,  объясняет назначение, рассказывает об особенностях. 3. Воспитатель проводит специальное речевое упражнение, помогающее детям осваивать новые слова. Так, перед чтением сказки «Заяц­хваста» он говорит: Стоит дом­великан. «Не дом, а домище!» ­ восхищаются прохожие. И  предлагает детям самим придумать слова, характеризующие очень крупные  предметы. Выслушивает ответы. Просит заканчивать фразы, которые она  будет произносить (У кота усы, у тигра? ­ усищи, у кота лапа, у льва? ­  лапища»). Объясняет, что слова усищи, лапищи принадлежат зайцу ­ герою  новой сказки «Заяц­хваста». Этот заяц, хвастаясь, говорил: «У меня не усы, а  усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи», ­ рассказывает педагог. Просит  повторить, как говорил заяц. Спрашивает: «Как вы думаете, должно быть в  сказке пойдет речь про зайца­великана?» Выслушав противоречивые мнения  детей, предлагает: «Ну что же, давайте проверим, кто из вас прав», ­ и читает  сказку. 4. Воспитатель сообщает, что собирается рассказать сказку с совершенно  необычным названием ­ «Крылатый, мохнатый да масленый». Спрашивает:  «Как вы думаете, кто это такие?» (Отмечая на этот вопрос, дети  упражняются в умении согласовывать прилагательное с существительным в  роде и числе.) «Название сказки вы знаете. Попробуйте, ориентируясь на него, сочинить ее  начало», ­ предлагает воспитатель новое задание. Затем просит придумать  концовку к произведению . В данной возрастной группе надо чаще использовать присказки, особенно в  тех случаях, когда не проводится подготовительная работа к занятию.  Желательно, чтобы по своему настрою присказка была связана с  произведением, хотя подбор этот будет во многом условен. Практика  показывает, что во втором полугодии дошкольники, научившись вслушиваться в присказку, нередко довольно верно угадывают, о чем будет идти речь.  Присказку следует рассказывать дважды. Для старшей группы можно  рекомендовать следующие присказки: Как кот в печи пироги печет,  Кошка у окошка рубашку шьет, Поросенок в ступе горох толчет, Конь у крыльца в три копыта бьет, Уточка в сапожках избу метет. (К сказке «Крылатый, мохнатый да масленый»). Лиса по лесу ходила Звонки песни выводила, Лиса лычки драла, Лиса лапотки плела. Это еще присказка, а сказка дальше пойдет. (К сказке «Лисичка­сестичка  и серый волк».)  Посылали молодицу Под горушку по водицу, А водица далеко, А ведерко велико. Это еще не сказка ­ присказка, А сказка вся впереди.  (К сказке «Хаврошечка»). Рассказывание сказки целесообразно завершать одной из традиционных для  русского фольклора концовок, например: Так они живут, И я там был, Пряники жуют, Мед, пиво пил, Медом запивают, По усам бежало, Нас в гости поджидают. В рот ни капли не попало. Или концовкой из сказок А.С. Пушкина: «Сказка ложь, да в ней намек!  Добрым молодцам урок!» Те же присказки можно использовать, читая детям сказки во внеурочное  время. Целесообразно повторять их и на занятиях по звуковой культуре речи, предлагая детям назвать слова с определенным звуком. Все это поможет  запомнить детям присказки и самостоятельно использовать их в играх,  драматизациях, спектаклях, обогатить речь дошкольников. После чтения (рассказывания) педагог проводит беседу, которая помогает  детям лучше понять содержание сказки, правильно оценить некоторые ее  эпизоды; еще раз повторить наиболее интересные сравнения, описания,  типично сказочные обороты речи, то есть постичь языковую особенность  произведений данного жанра. Необходимость в такой беседе очевидна. Известный советский психолог  Б.М.Теплов отмечал, что произведение искусства выступает перед ребенком  как эстетический объект не с самого начала, а тогда, когда оно становится  для него конкретным, осмысленным . Это высказывание целиком относится и  к произведениям художественной литературы. В то же время не следует  забывать, что каждая встреча со сказкой ­ это, прежде всего воспитание  чувств ребенка. Совершенно справедливо утверждение, что малыш должен не  рассуждать, а наслаждаться услышанным. Однако необходимо еще раз  подчеркнуть, что это возможно тогда, когда он хотя бы частично запомнит  текст. Таким образом, беседа по содержанию произведений должна не заслонять от  ребенка только что услышанную сказку, а как бы «высветлить» ее, повернув к  малышу всеми гранями, а затем еще раз представить (показать) ее во всей  целостности. Рассмотрим приемы, которые являются наиболее эффективными в беседах по сказкам. Условно их можно разделить на приемы, помогающие лучше  разобраться в содержании произведения, и приемы, способствующие более  полному проникновению в образный строй и языки сказки. Приемы первой группы:  1. Вопросы. Они должны быть разнообразными по своей направленности.  Одни вопросы помогают детям точнее охарактеризовать героев сказки.  Предложив вопрос, воспитатель может напомнить им соответствующий  эпизод, обратить внимание на отдельное слово, фразу, поступок персонажа. ­ Какая лиса в сказке «Лисичка­сестричка и серый волк»? ­ спрашивает  педагог. ­ Хитрая, умная, жестокая,­ говорят дети. ­ И только ­ то? ­ удивляется педагог и зачитывает отрывок, в котором  рассказывается, как рыжая плутовка, вымазав голову тестом, дурачит волка­ простофилю. Дети приходят к выводу, что лиса еще и находчивая,  предприимчивая, заранее обдумывает свои действия, настоящая актриса. Другие вопросы должны помочь детям почувствовать главную идею  произведения. Так педагога, выяснив у воспитанников, понравилась ли им  сказка и, что особенно понравилось, с вопросительной интонацией цитирует  фразу из текста, в которой заключена мораль сказки: «Так как же бывает,  когда «один на другого кивает, свое дело делать не хочет»?» (сказка  «Крылатый, мохнатый да масленый»). Дети говорят, что бывает плохо.  Воспитатель предлагает рассказать, что случилось с каждым из персонажей.  Затем спрашивает: «Когда же так бывает?» ­ добиваясь, чтобы дети  повторили поговорку, которая заключена в концовке сказки. Для того чтобы дети лучше почувствовали особенности данного жанра, можно предложить им вопросы такого типа: «Почему это произведение называется  сказкой?»; «Какие в нем есть черты, типичные для сказок?». 2. Рассматривание иллюстраций и накапливание у дошкольников  представлений о том, как рисунки художников помогают понять  произведение. Демонстрация рисунков (аппликационных панно). Например, воспитатель  показывает рисунок яблони и спрашивает: «Как вы думаете, это волшебная  яблоня?» (занятие по сказке «Хаврошечка»). Дети дают отрицательный ответ,  ссылаясь на то, что у этого дерева не серебряных веточек с золотыми  листьями и наливными яблочками. Педагог в подтверждение их слов  зачитывает соответствующее описание из текста. Затем предлагает детям  зажмуриться и представить необыкновенное дерево, а сам в это время  заменяет первый рисунок другим ­ с волшебной яблоней. С помощью этого приема дошкольников приучают вслушиваться и запоминать описание внешности героя, его костюма уже при первом чтении сказки. 3. Словесные зарисовки. Детям предлагают вообразить себя художниками­ иллюстраторами, подумать и рассказать, какие картинки они хотели бы  нарисовать к сказке. Слушая высказывания детей, педагог задает вопросы,  помогающие ребенку уточнить для себя ту или иную деталь («Как одета твоя  Аленушка? Какие глаза у ведьмы? Если она такая страшная, как же Аленушка не догадалась, что перед ней ведьма?»).  В свободное от занятий время дошкольникам предлагают нарисовать  задуманные картинки. Воспитатель раздает им листы бумаги одинакового  формата. Из готовых работ он отбирает лучшие, делает к ним надписи,  мастерит обложку, переплет. Самодельную книгу помещают в библиотеке  методического кабинета. На следующий год ее обязательно показывают детям очередной старшей группы, рассказывают, как она была сделана. Приемы второй группы: 1. Повторное чтение отрывков из текста по заявкам детей. При таком чтении  ребенок полнее воспринимает художественные достоинства произведений,  замечает сравнения, эпитеты и другие средства выразительности. 2. По просьбе воспитателя дети припоминают и рассказывают о самом  смешном эпизоде, самом грустном, самом страшном; пересказывают описания природы, поступки героя, которые им особенно запомнились. 3. Воспитатель напоминает один из эпизодов и просит рассказывать о нем  подробнее. Зачитывает соответствующий отрывок, при этом дети  договаривают отдельные слова. Можно предложить им провести  соревнование: «Чей рассказ откажется интереснее (подробнее)?» 4. Драматизация отрывков, наиболее интересных в плане обогащения и  активизации словарного запаса. Например, диалога зайца и тетки вороны ­  сказка «Заяц­хваста»; отрывка из сказки «Крылатый, мохнатый да масленый»  ­ со слов «сядут за стол ­ не нахвалятся» . Объяснение незнакомых слов ­ обязательный прием, обеспечивающий  полноценное восприятие произведения. Следует объяснять значения тех слов,  без понимания которых становятся неясными основной смысл текста,  характер образов, поступки персонажей. Варианты объяснения различны:  подстановка другого слова во время чтения прозы, подбор синонимов  (избушка лубяная ­ деревянная, горница ­ комната); употребление слов или  словосочетаний воспитателем до чтения, во время знакомства детей с  картинкой («течет молоко по вымечку, а с вымечка по копытечку» ­ при  рассматривании козы на картинке); вопрос к детям о значении слова.  4. Анализ программы воспитания и обучения детей старшего      дошкольного возраста «Планета сказок». В 2001 году в журнале №6 «Дошкольное воспитание» была опубликована  программа воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста  «Планета сказок», автором которой является В.Ашиков ­ эксперт  Международного комитета гражданской дипломатии, член Всероссийского  движения «За культуру мира». В программе говорится о том, что, войдя в  новое тысячелетие, мир с новой силой заговорил о ненасилии, дружбе и  сотрудничестве между народами, о Культуре. Все больше людей на планете  сознают дикость войны и конфликтов, на какой почве они ни разгорались.  Люди хотят жить в мире, хотят общаться. Но мир ­ это не просто отсутствие  войн и конфликтов, это мир в наших домах, в наших сердцах. Все конфликты  и раздоры начинаются в умах и сердцах людей, и поэтому огромное значение  имеют воспитание в детях с первых лет жизни любви к людям, к природе,  формирование представления о том, что каждый из нас ­ часть большой  человеческой семьи.  2001 год ­ первый год Всемирного десятилетия Культуры мира в интересах  детей планеты (2001­2010 гг.). В докладе, посвященному ему, Генеральный  секретарь ООН отметил: «Международное десятилетие Культуры мира и  ненасилия в интересах детей планеты может способствовать определению  направлений деятельности ООН в XXI веке на пути к построению  справедливого и мирного глобального сообщества… Особое внимание в  рамках конкретных мероприятий, проводимых в ходе Десятилетия, может  уделяться тем аспектам, которые в наибольшей степени затрагивают детей,  особенно образованию… Воспитание в духе Культуры мира должно  основываться на всеобщих принципах и одновременно должно учитывать  уникальные традиции и опыт каждого общества».  Одним из таких «всеобщих принципов» является глобальная этика ­  общечеловеческие нравственно­этические принципы, которые есть во всех народных сказках, какому бы народу они не принадлежали. Именно народные  сказки сохранили ту общечеловеческую мораль, которую, увы, сегодня многие растеряли.  Программа «Планета сказок» ставит задачу рассказать о разных странах,  народах и культурах, ввести в мир общих для людей этических ценностей  через самое близкое и доступное детям ­ через сказку. Сказка в программе  становится гидом, проводником в каждую новую страну, в ее культуру, в мир  природы и человека, его нравственных ценностей. Дети старшего  дошкольного возраста уже способны понять, что такое путешествие по  планете, что значит другая страна и другой народ, другой образ жизни, их  начинает интересовать мир природы. Все это есть в сказках разных народов,  отобранных в программе целенаправленно. Таким образом, народная сказка, будучи отражением души народа,  становится проводником его культуры в сердце ребенка. Чтобы каждое  путешествие в новую страну было интересным и увлекательным для детей,  чтение (рассказывание) сказки необходимо в простой и доступной для детей  форме сопровождать рассказом (обязательно подкрепляемом наглядностью) о природе этой страны, о людям (показать национальные костюмы и  традиционное жилье), о народной музыке и детских песнях разных народов, о  народных играх (подобрать подходящие для этого возраста). Важно, чтобы  дети почувствовали красоту и природы, и народного творчества, для этого и  необходимо использовать красочный иллюстративный материал, фонограммы, сувениры из разных стран.  Дети России, познакомившись со сказками разных народов, смогут не только  больше узнать об их культуре, нравственных ценностях, обычаях, природе, но, что очень важно, лучше узнать, понять и полюбить свою собственную страну,  оценить ее своеобразие и неповторимость. Дети начнут понимать, что каждый народ неповторим и самобытен и одновременно что у всех нас много общего.  Единство в многообразии должно стать для детей руководящим принципом в  жизни. Каждое занятие по программе строится в форме путешествия в какую­то  страну. Вначале вместе с детьми мы находим на глобусе или на карте эту  страну, показываем иллюстративные материалы, слушаем музыку, песни,  затем рассказываем сказку (можно показать диафильм или мультфильм). Во  время рассказывания сказки можно всем вместе лепить ее персонажей, чтобы  затем сложить «пластилиновую» сказку. На занятии дети могут нарисовать то, что им больше запомнилось и понравилось, а в специально подготовленных  для программы пособиях ­ раскрасить животных, растения, жилища  изучаемой страны. Затем можно поиграть в одну из традиционных игр данного народа. Детей можно познакомить со сказаниями, легендами, народными героями  разных стран и времен. Программа «Планета сказок» ­ это своеобразный экскурс в Культуру мира с  целью помочь детям узнать и полюбить культурное и природное разнообразие  нашей планеты и в то же время сформировать в них качества, необходимые  для того, чтобы вырасти человеком, способным увидеть мир и  многоплановым, и единым. Цель программы. Формирование основ Культуры мира, выраженных в  миролюбии, любви и уважении к другим народам и культурам, широком  кругозоре и чувстве единения со всем миром. Задачи. Познакомить с народными сказками разных стран, их культурой,  миром природы и человека. Формировать понимать смысл сказок разных  народов, умение находить в них нравственно полезное и видеть общее. Показать разнообразие людей, культур, природы и помочь увидеть в них  общее начало. Развивать чувство восприятия красоты в разнообразны ее  проявлениях. Воспитывать любовь, уважение и бережное отношение ко всем  людям, народам и их культурам, природе, а также к своей родине ­  неотъемлемой части нашего общего Дома ­ планеты Земля. Принцип подбора сказок. Сказки должны выражать нравственные ценности,  быть увлекательными, достаточно информативными (в них обязательно  должны быть отражены природные, культурные, бытовые и другие  особенности каждого народа). Сказки не должны быть слишком длинными,  чтобы дети на одном занятии могли услышать всю сказку от начала до конца.  Хорошо, если дети сами могут проиллюстрировать сказку. В этом им помогут используемые на занятии пособия и материалы. Информационное наполнение занятия. Важно не перегружать занятия по  программе излишней информацией о стране, ее природном мире. Детям  данного возраста важно узнать главное (какие люди в ней живут, как они  выглядят, какие особые животные, растения там встречаются), увидеть  красоту народного творчесва, услышать народную песню, музыку. Занятие  должно проходить в непринужденной атмосфере, быть увлекательным, как  любое путешествие. О том, сколько людей проживает в данной стране, каковы ее площадь, политический строй дети узнают позже, в школе. Но воспитатель,  педагог, родители, занимающиеся с ребенком по данной программе, должны  иметь больше знаний о каждой стране, чем тот объем, который они дают  ребенку. География сказок. В программе должны быть представлены сказки всех  континентов: Азии, Европы, Африки, Австралии. Путешествие предлагается начать по «Планете сказок» с России, а, обойдя  весь земной шар, вернуться домой, но уже с другой стороны. На нашей  планете около 200 стран, и, конечно не возможно рассказать о всех.  Критериями выбора страны станет сама сказка и тот вспомогательный  материал, который можно найти и рекомендовать, но страны, имеющие  богатую национальную культуру и природную специфику, должны быть  представлены в первую очередь. Программа «Планета сказок» адресована воспитателям ДОУ, педагогам,  родителям. Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и  выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми  и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества  русского народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных  сказках. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность  повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют  выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей первенствующего  значения. Сказки подразделяются на сказки о животных, волшебные, и социально ­  бытовые, или, как их еще называют, новеллистические, сказки.  В восприятии сказки участвуют все познавательные процессы: память,  мышление, воображение. Слушая литературное произведение, ребенок не  видит перед собой описываемые события. Он их должен представить,  опираясь на свой опыт. От того, насколько он правильно это сделает, зависит  понимание произведения, содержания и идеи. Дети дошкольного возраста ­ слушатели, а не читатели, русские народные  сказки доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Педагог должен владеть  техникой чтения и рассказывания ­ четкой дикцией, средствами  интонационной выразительности (правильно расставлять логические  ударения, паузы, владеть темпом, умея ускорять или замедлять его, в нужных  местах повышать или понижать голос). Была рассмотрена методика художественного чтения и рассказывания на  занятиях, подготовка дошкольников к восприятию новой сказки и приемы,  которые являются наиболее эффективными в беседах по сказкам. Была проанализирована программа воспитания и обучения детей старшего  дошкольного возраста «Планета сказок» опубликованная в 2001 году в  журнале №6 «Дошкольное воспитание», автором которой является В.Ашиков  ­ эксперт Международного комитета гражданской дипломатии, член  Всероссийского движения «За культуру мира».  Программа «Планета сказок» ставит задачу рассказать о разных странах,  народах и культурах, ввести в мир общих для людей этических ценностей  через самое близкое и доступное детям ­ через сказку. Сказка в программе  становится гидом, проводником в каждую новую страну, в ее культуру, в мир  природы и человека, его нравственных ценностей. Дети старшего  дошкольного возраста уже способны понять, что такое путешествие по  планете, что значит другая страна и другой народ, другой образ жизни, их  начинает интересовать мир природы. Все это есть в сказках разных народов,  отобранных в программе целенаправленно. Заключение Развитие связной речи на занятиях с использованием сказок должно занимать  одно из центральных мест. Яркие образы эмоционально воспринимаются  детьми, будят их фантазию, воображение, развивают наблюдательность и интерес ко всему окружающему, являются неисчерпаемым источником  развития связной речи детей. Ребенок – существо активное от природы, он любит не только слушать сказки, но действовать и творить, опираясь на них. Из сказок дети черпают множество познаний: представления о времени и  пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Из сказки  можно вынести много уроков: нравственный, воспитание добрых чувств,  развитие мышления и воображения, математические и экологические  представления и т.д. С помощью сказки ребенку можно объяснить множество явлений, т.к. сказка  близка мышлению ребенка. Но, к сожалению, в настоящее время используется не весь потенциал сказки.  Ребенок чаще сидит у телевизора, т.к. смотреть сказку легче и интереснее,  чем читать или слушать. При просмотре сказки у ребенка не возникает  потребности представить какой­то образ, у него не возникают ассоциаций.  Поэтому детям нужно чаще читать и разбирать прочитанное, ведь при  кратком пересказе сказки дети часто путаются в чередовании событий, не  всегда могут назвать действующих лиц. В придумывании собственных сказок  часто повторяют действия других детей. Это подтверждает то, что с детьми  не проводится работа по сказкам, направленная на развитие познавательных  процессов. Лучше подходить к работе со сказкой не традиционно, т.к. развитие всех  психических процессов у ребенка происходит взаимосвязано. И учить детей  мыслить оригинально, не привычно, необходимо. Дети должны мыслить и по­ своему воспринимать содержание, и творчески преобразовывать ход  повествования сказки, придумывать различные концовки, вводить  непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д., и именно при такой работе будет оказываться непосредственное влияние на  речевое развитие ребенка. Так же родителям стоит больше уделять внимание сказке. Конкретное  содержание каждой сказки может подсказать родителям и свои пути  воспитания. Сказки развивают образное и логическое мышление ребенка, его творческие  способности, речь, знакомят детей с миром природы и помогают подготовить  их к школе. Сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка,  показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными  выражениями. Поразительная мощь языкового творчества народа ни в чем не  проявила себя с такой яркостью, как в сказках. Присущая необычайная  простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и  те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор  развития связной речи детей первенствующего значения. В дошкольном детстве речь ребёнка приобретает новые качественные  особенности. Наряду с быстрым ростом словаря идёт практическое овладение более сложными формами предложения, грамматическим строем родного  языка. Развитие речи происходит в процессе общения ребёнка с  окружающими, которое становится в дошкольном возрасте богаче и  разнообразнее благодаря накопленным знаниям и участию детей в совместной  деятельности со взрослыми и сверстниками. Всё это побуждает ребёнка  овладевать средствами языка, переходить к новым, более сложным формам  словесных высказываний. На протяжении дошкольного возраста, при правильной организации  воспитательной работы, дети практически усваивают основные правила  грамматики родного языка и пользуются ими в устной речи. Развитие связной  монологической речи рассматривается как центральная задача. Ведущая идея педагога – всестороннее развитие ребёнка. Работа над сказкой  как нельзя лучше даёт возможность решать поставленные задачи, потому что  сказка, «как образное отображение мира – близка и интересна детям».  «Сказка – это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы  духовной жизни ребёнка, его ум, чувства, воображение»… Сказочные сюжеты  требуют особых качеств восприятия, творческого воображения, развитой  наблюдательности, чувства образного слова, понимания внутренних мотивов  поведения героев. Эти качества в своей совокупности составляют особый тип  восприятия – эстетический. Дети речевой группы часто бывают закрепощёнными, испытывают трудности  в общении. Актуальность данной работы в обеспечении душевного комфорта  детей и облегчении их перехода из детского сада в школу. Список литературы 1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку  дошкольников [Текст] / М.М.Алексеева, В.И.Яшина. ­ М.: изд. центр  «Академия», 2000. 2. Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников [Текст] / М.М.Алексеева,  В.И.Яшина. ­ М.: изд. центр «Академия», 1999.  3. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников [Текст] /  Л.В.Артемова.­ М.: Просвещение, 1995.  4. Бородич, А.М. Методика развития речи детей [Текст] / А.М.Бородич. ­ М.:  Просвещение, 1981. 5. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада  [Текст] / В.В.Гербова.­М.: Просвещение, 2003.  6. Карпинская, Н.С. Художественное слово в воспитании детей [Текст] /  Н.С.Карпинская.­ М.: Педагогика, 2002. 7. Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию  [Текст] / Э.П.Короткова .­ М.: Просвещение,­ 2004. 8. Крупская Н.К. О дошкольном воспитании. ­ М.: Просвещение, 1973. 9. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. ­ М., 2004. 10. Львов, М.Р. Словарь­справочник по методике русского языка [Текст] /  М.Р.Львов.­ М.: Просвещение,­ 2000. 11. Люблинская А.А. Воспитателю о развитии ребенка. ­ М., 2001. 12. Максаков, А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок [Текст] /  А.И.Максаков.­­ М.: Просвещение,­ 2003. 13. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. ­ М., 2005. 14. Макарова, В.Н. Формирование готовности студентов к работе по развитию речи детей дошкольного возраста [Текст] / В.Н.Макарова­ М.: 1996. 15. Метод научной педагогики Марии Монтессори. ­ Киев, 2001. 16. Новоторцева, Н.В. Развитие речи детей [Текст] / Н.В. Новоторцева.­  Ярославль.: ТОО “Гринго”, 1995. 17. Петрова, Т.И. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском  саду [Текст] / Т.И.Петрова, Е.Л.Сергеева, Е.С.Петрова.­ М.: Школьная  пресса, 2003. 18. Развитие общения у дошкольников (характеристика основных форм  общения со взрослыми у детей от рождения до 7 лет) [Текст] / Под ред.  А.В.Запорожца и М.И.Лисиной. ­ М.: Педагогика, 2004. 19. Развитие речи детей дошкольного возраста. / Под ред. Ф.А.Сохина. ­ М.:  Просвещение, 2000.  20. Рождественская, В.И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного  возраста [Текст] / В.И.Рождественская, Е.И.Радина ­ М.: Просвещение, 2002. 21. Соловьева, О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в  детском саду [Текст] / О.И.Соловьева.­ М.: Просвещение, 1966. 22. Усова, А.П. Обучение в детском саду  / Под ред. А.В.Запорожца. ­ М.:  Просвещение, 1981. 23. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста  /  О.С. Ушакова, Е.М. Струнина.­М.: Владос, 2004. 24. Федоренко, Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста. /  Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичева, В.К.Лотарев. ­ М.: Просвещение, 2004. 25. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. ­ М., 1961.                                                                              Приложение Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: Пересказ русской народной сказки «У страха глаза велики» с  использованием серии сюжетных картинок. Цель: изучение уровня развития связной монологической речи детей. Оборудование: серия сюжетных картинок по сказке «У страха глаза велики». Ход занятия Воспитатель сообщает детям, что сегодня на занятии разговор пойдет о  русской народной сказке. Просит вспомнить, как обычно начинаются сказки и как заканчиваются. Предлагает назвать известные им русские народные  сказки. Следит за точностью ответов, поправляет ребенка, если он  воспоминает авторскую сказку или сказку народов мира. Хвалит детей за  активность, за правильные ответы дает фишки. Затем дети называют свои любимые русские народные сказки и воспитатель  предлагает детям вспомнить известную им сказку «У страха глаза велики». Воспитатель начинает рассказывать: По синю морю, корабль бежит, Серый волк на носу стоит, А медведь паруса крепит. Заюшка кораблик за веревку ведет, Лисичка из­за кустика хитро глядит: Как бы зайку украсть. Как бы веревку сорвать. Это еще не сказка, а присказка, а сказка вся впереди. Воспитатель прерывается на этом и говорит: Дети, так как вы знаете эту сказку, попробуйте ее рассказать сами, а в помощь вам у меня есть серия сюжетных картин по этой сказке. Картинки помогут  вам в пересказе.  Дети по выбору воспитателя пересказывают отрывки сказки. Воспитатель  опрашивает всех детей. Воспитатель читает заключительную фразу, чтобы помочь малышам уяснить,  что поговорку «У страха глаза велики» приводят в тех случаях, когда людям  от страха чудится то, чего нет в действительности. В конце занятия воспитатель спрашивает у кого больше фишек, чему учит  данная сказка, трудно ли было ее пересказывать, кому что в ней особенно  понравилось.  Конспект проведения беседы Тема: «Русские народные сказки» Цель: изучить особенности диалогического общения детей в специально  организованной беседе. Ход:Я устанавливаю контакт с ребенком, доверительные отношения и на этом фоне создаю ситуацию разговора. Вопросы для разговора с детьми: ­ Тебе нравятся русские народные сказки? ­ Какая твоя самая любимая сказка? Почему? ­ А ты помнишь, как звали героев этой сказки? Назови, пожалуйста, их. ­ Есть ли у тебя любимый герой сказки, а может их несколько? ­ Любишь ли ты играть в какие­нибудь русские народные сказки? Какую роль  ты берешь на себя и почему? Ход разговора направлен на выяснение следующих коммуникативных умений  детей: вступать в разговор, поддерживать его, самим задавать вопросы,  использовать формы речевого этикета, завершать разговор.  Для выявления умения ребенка задавать вопросы в ходе разговора я  показываю ему сюжетную картинку и предлагаю задать вопросы по ее  содержанию. Во время проведения эксперимента я не вступаю в беседу с ребенком, а  только отвечаю на поставленные им вопросы. Беседа ведется индивидуально с каждым ребенком, дословно фиксируется.  В результате анализа разговоров я составила характеристику  коммуникативных умений детей. Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: Рассказывание детям русской народной сказки «Сестрица Аленушка и  братец Иванушка» Цель: познакомить детей еще с одной сказкой, обратить их внимание на  особенности композиции (присказка, зачин); помочь им полюбить это  произведение, в котором воплощены лучшие традиции русского устного  творчества (победа добра над злом, счастливый конец.) Ход Педагог спрашивает, какие русские народные сказки могут назвать дети есть  ли среди них любимые. Напоминает программные произведения, с которыми  детей знакомили в этом году: «Лисичка­сестричка и серый волк», «Заяц­ хваста», «У страха глаза велики», «Крылатый, мохнатый да масленый».  Предлагает прослушать еще одну русскую народную сказку ­ «Сестрица  Аленушка и братец Иванушка». Начинает чтение присказкой. После  окончания сказки дает детям возможность посидеть молча, поразмышлять,  переживая трудную судьбу ее героев, затем говорит: ­ Удивительная сказка, не правда ли? Мы и погоревать успели, и доброму  концу порадоваться. Какие же необычные, сказочные, события происходят с  сестрицей Аленушкой и братцем Иванушкой? (Мальчик превратился в  козленочка, но козленочек разговаривает, как человек; есть в сказке ведьма,  которая Аленушку на дно реки кинула.) Воспитатель предлагает детям обратить внимание на язык сказки,  подчеркивает, что он отличен от языка рассказов и стихов. В подтверждение  своих слов вспоминает с ними начало («Жили­были старик да старуха, у них была дочка Аленушка да сынок Иванушка…»), концовку («Ведьму привязали  к лошадиному хвосту и пустили в чисто поле»), Далее педагог зачитывает отдельные фразы из текста, а дети находят в них  сравнения, описания, типичные для народных сказок: Остались Аленушка да Иванушка одни ­ одинешеньки. Идут они по дальнему пути, по широкому полю. Шли ­ шли ­ солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает  (хоровое выступление и индивидуальные). Залилась Аленушка слезами. О чем, красная девица, плачешь? (Воспитатель объясняет что красная ­ это  красивая, пригожая.) Я тебя наряжу в злато­серебро… стали они жить­поживать… ест­пьет с  Аленушкой из одной чашки. А сама оборотилась Аленушкой… Закинули сети шелковые… Дети вместе с воспитателем повторяют жалобу козленочка и ответ Аленушки  (2 хоровых и 1­2 индивидуальных повторения). Педагог следит за  выразительностью их речи. Воспитатель зачитывает отрывок о том, как шли сестра, и брат по широкому  полю и встречали на своем пути копытца с водой. Приглашает нескольких  человек для драматизации этого отрывка. Сам педагог выступает от лица  рассказчика. Слова «Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот  выступает» проговаривают зрители. Драматизация повторяется дважды. Если останется время, воспитатель читает отрывки по заявкам детей. Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: Рассказывание детям русской народной сказки «Хаврошечка»  Цель: предложить детям вспомнить известные им русские народные сказки,  их концовки; познакомить еще с одним произведением русского фольклора,  помочь запомнить его начальную фразу и концовку; воспитывать умение  отличать сказочные ситуации от реальных. Ход:Воспитатель просит детей назвать известные им русские народные сказки (правильные ответы оцениваются фишками), сказать, какое из этих  произведений самое любимое. Напоминает о сказках, которые им читали в  этом году на занятиях. Дети припоминают, как начинаются народные сказки,  какими фразами заканчиваются.«А русская народная сказка, которую я  расскажу вам сегодня,­ продолжает разговор педагог,­ начинается так: «Есть  на свете люди хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые своего брата не  стыдятся». Повторяет фразу, дети договаривают слова (подчеркнуты).  Выясняет, как воспитанники понимают смысл выражения «Есть и такие,  которые своего брата не стыдятся». Спрашивает: «Если сказка начинается  такой фразой, то как же, по­вашему, жилось Хаврошечке, главной её  героини?» Начинает рассказывать: Посылали молодицу Под горушку по водицу, А водица далеко, А ведерко велико .Это еще не сказка, а присказка, а сказка вся впереди. И называется сказка ­  «Хаврошечка». Закончив сказку, воспитатель интересуется, понравилась ли она детям, кому  какой эпизод особенно запомнился. Просит назвать типичные для сказок  образы, сказочные ситуации (Одноглазка, Трехглазка, волшебная яблоня,  корова­волшебница; Хаврошечка влезала в коровье ушко, и дело делалось,  «срабатывалось» как бы само собою, из коровьих косточек яблоня выросла,  яблоня к Хаврошечке веточки приклонила, яблоки к ней опустила).  Напоминает и предлагает повторить (хором и индивидуально) концовку  сказки: «И стала она в добре поживать, лиха не знать». Затем двое детей воспроизводят диалог Хаврошечки и рябой коровы (чтение в лицах, с места): Хаврошечка. Коровушка ­ матушка! Меня бьют, журят, хлеба не дают,  плакать не велят. К завтрашнему дню мне велено новую работу исполнить. Коровушка. Красная девица! Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь ­ все будет сработано. Диалог повторяется 3­4 раза. Перед каждым новым выступлением все дети  хором приговаривают: «Спи, глазок, спи другой!»  Затем педагог предлагает воспитанникам зажмуриться и представить  волшебную яблоню. Когда дети открывают глаза, она предъявляют рисунок с  реальным деревом. Дети отмечают, что это не волшебная яблоня. Педагог  просит их зажмуриться еще раз и заменяет прежнюю иллюстрацию новой ­  сказочной. «Угостила Хаврошечка сильного человека наливными яблоками, и он на ней  женился»; ­ напоминает воспитатель текст сказки. «И стала она в добре  поживать, лиха не знать»,­ заканчивают дети. Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: Рассказывание детям русской народной сказки «Иван­царевич и серый  волк» Цель: вспомнить с детьми известные им русские народные сказки, попросить  назвать любимые; предложить охарактеризовать героев новой сказки и  сравнить их с персонажами других сказок. Предварительная работа: воспитатель помещает в уголок книги,  иллюстративные издания русской народной сказки «Иван­царевич и серый  волк. Ход Воспитатель предлагает детям сначала перечислить известные им русские  народные сказки, затем назвать самые любимые из них.  ­ Дети, сегодня я хочу рассказать вам новую сказку: про Ивана­царевича и  серого волка. Хотите ли вы послушать ее? Воспитатель выслушивает суждения детей и рассказывает (читает) сказку.  Спрашивает, все ли понятно, не нужно ли что­нибудь объяснить.  Интересуется, что в сказке детям особенно понравилось. Зачитывает по их  просьбе 2­3 отрывка. Затем дети по предложению педагога дают характеристики Ивану­царевичу,  серому волку, Елене Прекрасной .Воспитатель предлагает детям драматизировать отрывок из сказки. Следит,  чтобы они с правильной интонацией произносили фразу «Да как же мне, серый волк, не печалиться? Как расстанусь я с такой красотой? Как Елену  Прекрасную на коня буду менять?». Драматизация повторяется 2­3 раза. Если есть иллюстрированное издание сказки, педагог показывает детям  рисунки.  Тема: Рассказывание детям русской народной сказки «Снегурочка» Цель: вспомнить с детьми известные им русские народные сказки, попросить  назвать любимые; предложить охарактеризовать героев новой сказки  (особенно подробно ­ Снегурочку) и сравнить их с персонажами других  сказок. Предварительная работа: воспитатель помещает в уголок книги  иллюстративные издания русской народной сказки «Снегурочка»,  рассматривание иллюстрации (дополнительно можно дать рисунки из  авторских альбомов иллюстраций к русским народным сказкам). Ход Воспитатель предлагает детям сначала перечислить известные им русские  народные сказки, затем назвать самые любимые из них.  ­ Дети, а вы слышали когда­нибудь сказку «Снегурочка»?Воспитатель  выслушивает суждения детей и рассказывает (читает) сказку. Спрашивает, все ли понятно, не нужно ли что­нибудь объяснить. Интересуется, что в сказке  детям особенно понравилось. Зачитывает по их просьбе 2­3 отрывка. Затем дети по предложению педагога дают характеристики Снегурочке,  бабушке и дедушке. Отвечают на вопрос, на какую другую героиню русских  народных сказок похожа героиня сегодняшней сказки (на  падчерицу).Воспитатель предлагает детям драматизировать концовку сказки.  Следит, чтобы они с правильной интонацией произносили фразу «Так, милая,  так!». Драматизация повторяется 2­3 раза.Если есть иллюстрированное  издание сказки, педагог показывает детям рисунки. Если имеется грамзапись,  дает прослушать концовку.

Дипломная работа "Виды сказок и их влияние на развитие связной речи дошкольников"

Дипломная работа "Виды сказок и их влияние на развитие связной речи дошкольников"

Дипломная работа "Виды сказок и их влияние на развитие связной речи дошкольников"

Дипломная работа "Виды сказок и их влияние на развитие связной речи дошкольников"

Дипломная работа "Виды сказок и их влияние на развитие связной речи дошкольников"

Дипломная работа "Виды сказок и их влияние на развитие связной речи дошкольников"

Дипломная работа "Виды сказок и их влияние на развитие связной речи дошкольников"

Дипломная работа "Виды сказок и их влияние на развитие связной речи дошкольников"

Дипломная работа "Виды сказок и их влияние на развитие связной речи дошкольников"

Дипломная работа "Виды сказок и их влияние на развитие связной речи дошкольников"

Дипломная работа "Виды сказок и их влияние на развитие связной речи дошкольников"

Дипломная работа "Виды сказок и их влияние на развитие связной речи дошкольников"

Дипломная работа "Виды сказок и их влияние на развитие связной речи дошкольников"

Дипломная работа "Виды сказок и их влияние на развитие связной речи дошкольников"

Дипломная работа "Виды сказок и их влияние на развитие связной речи дошкольников"

Дипломная работа "Виды сказок и их влияние на развитие связной речи дошкольников"

Дипломная работа "Виды сказок и их влияние на развитие связной речи дошкольников"

Дипломная работа "Виды сказок и их влияние на развитие связной речи дошкольников"

Дипломная работа "Виды сказок и их влияние на развитие связной речи дошкольников"

Дипломная работа "Виды сказок и их влияние на развитие связной речи дошкольников"

Дипломная работа "Виды сказок и их влияние на развитие связной речи дошкольников"

Дипломная работа "Виды сказок и их влияние на развитие связной речи дошкольников"

Дипломная работа "Виды сказок и их влияние на развитие связной речи дошкольников"

Дипломная работа "Виды сказок и их влияние на развитие связной речи дошкольников"

Дипломная работа "Виды сказок и их влияние на развитие связной речи дошкольников"

Дипломная работа "Виды сказок и их влияние на развитие связной речи дошкольников"

Дипломная работа "Виды сказок и их влияние на развитие связной речи дошкольников"

Дипломная работа "Виды сказок и их влияние на развитие связной речи дошкольников"

Дипломная работа "Виды сказок и их влияние на развитие связной речи дошкольников"

Дипломная работа "Виды сказок и их влияние на развитие связной речи дошкольников"

Дипломная работа "Виды сказок и их влияние на развитие связной речи дошкольников"

Дипломная работа "Виды сказок и их влияние на развитие связной речи дошкольников"

Дипломная работа "Виды сказок и их влияние на развитие связной речи дошкольников"

Дипломная работа "Виды сказок и их влияние на развитие связной речи дошкольников"

Дипломная работа "Виды сказок и их влияние на развитие связной речи дошкольников"

Дипломная работа "Виды сказок и их влияние на развитие связной речи дошкольников"

Дипломная работа "Виды сказок и их влияние на развитие связной речи дошкольников"

Дипломная работа "Виды сказок и их влияние на развитие связной речи дошкольников"

Дипломная работа "Виды сказок и их влияние на развитие связной речи дошкольников"

Дипломная работа "Виды сказок и их влияние на развитие связной речи дошкольников"

Дипломная работа "Виды сказок и их влияние на развитие связной речи дошкольников"

Дипломная работа "Виды сказок и их влияние на развитие связной речи дошкольников"

Дипломная работа "Виды сказок и их влияние на развитие связной речи дошкольников"

Дипломная работа "Виды сказок и их влияние на развитие связной речи дошкольников"

Дипломная работа "Виды сказок и их влияние на развитие связной речи дошкольников"

Дипломная работа "Виды сказок и их влияние на развитие связной речи дошкольников"

Дипломная работа "Виды сказок и их влияние на развитие связной речи дошкольников"

Дипломная работа "Виды сказок и их влияние на развитие связной речи дошкольников"

Дипломная работа "Виды сказок и их влияние на развитие связной речи дошкольников"

Дипломная работа "Виды сказок и их влияние на развитие связной речи дошкольников"

Дипломная работа "Виды сказок и их влияние на развитие связной речи дошкольников"

Дипломная работа "Виды сказок и их влияние на развитие связной речи дошкольников"

Дипломная работа "Виды сказок и их влияние на развитие связной речи дошкольников"

Дипломная работа "Виды сказок и их влияние на развитие связной речи дошкольников"

Дипломная работа "Виды сказок и их влияние на развитие связной речи дошкольников"

Дипломная работа "Виды сказок и их влияние на развитие связной речи дошкольников"

Дипломная работа "Виды сказок и их влияние на развитие связной речи дошкольников"

Дипломная работа "Виды сказок и их влияние на развитие связной речи дошкольников"

Дипломная работа "Виды сказок и их влияние на развитие связной речи дошкольников"

Дипломная работа "Виды сказок и их влияние на развитие связной речи дошкольников"

Дипломная работа "Виды сказок и их влияние на развитие связной речи дошкольников"

Дипломная работа "Виды сказок и их влияние на развитие связной речи дошкольников"

Дипломная работа "Виды сказок и их влияние на развитие связной речи дошкольников"

Дипломная работа "Виды сказок и их влияние на развитие связной речи дошкольников"

Дипломная работа "Виды сказок и их влияние на развитие связной речи дошкольников"

Дипломная работа "Виды сказок и их влияние на развитие связной речи дошкольников"

Дипломная работа "Виды сказок и их влияние на развитие связной речи дошкольников"

Дипломная работа "Виды сказок и их влияние на развитие связной речи дошкольников"

Дипломная работа "Виды сказок и их влияние на развитие связной речи дошкольников"

Дипломная работа "Виды сказок и их влияние на развитие связной речи дошкольников"

Дипломная работа "Виды сказок и их влияние на развитие связной речи дошкольников"

Дипломная работа "Виды сказок и их влияние на развитие связной речи дошкольников"

Дипломная работа "Виды сказок и их влияние на развитие связной речи дошкольников"

Дипломная работа "Виды сказок и их влияние на развитие связной речи дошкольников"

Дипломная работа "Виды сказок и их влияние на развитие связной речи дошкольников"

Дипломная работа "Виды сказок и их влияние на развитие связной речи дошкольников"

Дипломная работа "Виды сказок и их влияние на развитие связной речи дошкольников"

Дипломная работа "Виды сказок и их влияние на развитие связной речи дошкольников"

Дипломная работа "Виды сказок и их влияние на развитие связной речи дошкольников"

Дипломная работа "Виды сказок и их влияние на развитие связной речи дошкольников"

Дипломная работа "Виды сказок и их влияние на развитие связной речи дошкольников"

Дипломная работа "Виды сказок и их влияние на развитие связной речи дошкольников"

Дипломная работа "Виды сказок и их влияние на развитие связной речи дошкольников"

Дипломная работа "Виды сказок и их влияние на развитие связной речи дошкольников"

Дипломная работа "Виды сказок и их влияние на развитие связной речи дошкольников"

Дипломная работа "Виды сказок и их влияние на развитие связной речи дошкольников"

Дипломная работа "Виды сказок и их влияние на развитие связной речи дошкольников"

Дипломная работа "Виды сказок и их влияние на развитие связной речи дошкольников"

Дипломная работа "Виды сказок и их влияние на развитие связной речи дошкольников"

Дипломная работа "Виды сказок и их влияние на развитие связной речи дошкольников"

Дипломная работа "Виды сказок и их влияние на развитие связной речи дошкольников"

Дипломная работа "Виды сказок и их влияние на развитие связной речи дошкольников"

Дипломная работа "Виды сказок и их влияние на развитие связной речи дошкольников"

Дипломная работа "Виды сказок и их влияние на развитие связной речи дошкольников"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2018