Дисграфия у младших школьников: причины, симптомы, коррекция
«Дисграфия у младших школьников: причины, симптомы, коррекция»
Дисграфия
Дисграфия — это нарушение письма, при котором у ребенка наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки.
Например, он путает или не дописывает буквы, пропускает слова в предложении, добавляет лишние «закорючки».
По статистике, дисграфия наблюдается более чем у 50 процентов младших школьников и приблизительно у 30 процентов учеников средней школы.
Рука об руку с этой проблемой идет дислексия — затруднение с распознаванием текста при чтении.
Актуальность
У одних детей по мере обучения ошибки постепенно преодолеваются, и это говорит о временных трудностях обучения и со временем ошибки могут быть полностью устранены.
У других детей - ошибки являются стойкими и сохраняются очень долго, несмотря на дополнительную работу учителя с такими учениками. Эти стойкие, повторяющиеся в разных письменных работах ошибки свидетельствуют о нарушении письма – дисграфии.
Дисграфия чаще всего обнаруживается у детей в диктантах, а также при списывании с печатного текста.
ДИКТАНТ не поможет?
Писать диктанты с ребёнком, у которого есть дисграфия, особенно каждый день, не стоит. Это может только навредить ребёнку, так как ошибки могут фиксироваться в памяти школьника. Не рекомендуются давать задания, содержащие поиск допущенных ошибок (исправление ошибок в словах, тексте), так как ученику нежелательно видеть неверно написанный текст. Необходимо только проводить работу над ошибками.
В большинстве случаев дисграфия является результатом речевого нарушения, поэтому занятия по ее исправлению проводит ЛОГОПЕД.
Проблема
Поможет логопед
Занятия начинаются с исправления нарушенных у ребенка звуков и развития способности отличать их от сходных по звучанию сначала в устной речи, а потом при письме.
Только после того, как ребенок стал правильно произносить и различать на слух все звуки, можно начинать больше читать, писать под диктовку.
В этом случае проблемы замен и смешений букв во время письма исчезают. Если природа дисграфии носит зрительный или двигательный характер, то для её коррекция логопед использует другие приемы работы.
Для дисграфии характерны следующие признаки:
I. Наличие ошибок особого характера
Эти ошибки, в зависимости от причины их возникновения, делятся на несколько групп:
1. Замены и смешения букв на основе сходства произношения и звучания звуков:
а) звонких и глухих согласных, включая их мягкие пары
Пример: «кладкой» вместо «гладкой»; «осере» вместо «озере», «воне» вместо «фоне»; «сдебельке» вместо «стебельке».
б) твердых и мягких согласных, что в письме выглядит как смешение гласных букв 1 и 2 ряда между собой (а-я,о-ё,у-ю,э-е,ы-и)
гласные буквы 1 ряда А — О — У — Э — Ы
гласные буквы 2 ряда Я — Ё — Ю — Е — И
в) свистящих и шипящих согласных между собой
г) аффрикатов Ц, Ч и их компонентов
д) согласных К–Х, Г–Х, Х–Г, Х–К, включая их мягкие пары
е) сонорных согласных Р, Л, включая их мягкие пары
ж) гласных букв между собой в 1 ряду и между собой во 2 ряду (по горизонтали).
А — О — У — Э — Ы
Я — Ё — Ю — Е — И
з) согласных, сходных по способу образования (П–К, С–Х, Т–К и др.)
и) согласных сходных по месту образования (П–М, Т–Н, Н–Л и др.)
Пример: «то» вместо «но»; «лад» вместо «над».
2. Моторные ошибки
3. Зрительно-моторные ошибки
4. Зрительно-пространственные ошибки
5. Ошибки звукового анализа и синтеза.
Сыщики
Нужно найти «спрятанные» буквы или предметы, где спрятан загаданный звук. Например: «Найди все звуки И на улице». Ребенок называет машИну, таксИ, сИнИцу, зданИя, качелИ. Игра, как и предыдущая, направлена на формирование фонематического слуха.
Сюжетные картинки
Задача игры — составить осмысленный сюжетный рассказ: что было в начале, в середине и в конце. Например, «Мальчик шел по улице, споткнулся и упал».
Ребенку нужно отследить и логично описать причинно-следственную связь: что за чем следует.
Выстраивая сюжет, ребенок развивает речь и расширяет словарный запас.
Список использованных источников литературы
https://logoped-profi.ru/disgrafiya
1. Галина Зегебарт: Учение без мучения. Коррекция дисграфии. Комплект из 2-х книг. Генезис, 2016
2. Дислексия, или Почему ребенок плохо читает? Т.Воронина. Феникс, 2017
3. Елена Александрова: Альбом для профилактики дисграфии. Визуальные ряды. 6-7 лет. Литера, 2017
4. Елена Бурина: Преодоление нарушений письма у школьников (1-5 классы). Традиционные подходы и нестандартные приемы. Каро, 2016
5. Елена Куршева: Практическое пособие по обучению чтению дошкольников с речевыми нарушениями. Феникс, 2010
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.