Модель организации внеурочной и внешкольной деятельности.doc
Модель организации внеурочной и внешкольной деятельности.
В.А.Кочеткова
«… человек никогда не преуспеет в жизни в широком смысле слова,
если однажды не познает успеха в чёмто для него важном…
Если ребенку удается добиться успеха в школе,
у него есть все шансы на успех в жизни»
У. Глассер
Внеурочная деятельность является составной частью учебно
воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени
учащихся.
Правильно организованная система внеурочной деятельности способствует
более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка,
которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса
к различным видам деятельности,
в продуктивной,
желанию активно участвовать
умению
одобряемой обществом деятельности,
самостоятельно организовать своё свободное время.
В ближайшее время педагогу предстоит работать в условиях:
расслоения населения (в том числе детей и молодёжи) по уровням
обеспеченности и уровням образованности;
плотно работающих с сознанием ребёнка различных средств массовой
информации (телевидение, Интернет, печать,) и видео, аудио
компьютерной индустрии;
резкого снижения уровня чтения,
особенно классической,
художественной литературы;
ограниченности общения со сверстниками;
неучастия современных детей в деятельности детских и подростковых
общественных организаций; разрастания в обществе стилей и форм жизнедеятельности и отдыха,
уводящих и отчуждающих от реальности;
нарастания межнациональных, межконфессиональных, межпоколенных
и иного рода межгрупповых напряжений.
Поэтому сегодня для образовательного учреждения на первое место
выходит вопрос организации внеурочной деятельности. Именно сейчас
учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие
занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать,
понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать
собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу,
формулировать интересы и осознавать возможности» (проект «Наша новая
школа»). Такая возможность предоставляется Федеральным государственным
образовательным стандартом второго поколения (ФГОС).
МКОУ «Средняя общеобразовательная школа»№1 г. Сухиничи – опорная
площадка по введению ФГОС НОО второго поколения.
Главная цель воспитательной работы в МКОУ «СОШ №1»:
удовлетворение потребностей учащихся в содержательном досуге, их участие
в самоуправлении и общественно полезной деятельности во внеурочное время.
Соответственно цели, модель внеурочной и внешкольной деятельности в
нашей школе основана на двух основных типах:
1. Модель дополнительного образования
(реализация внеурочной
деятельности преимущественно воспитателями групп продлённого
дня, сотрудничество с учреждениями дополнительного образования
детей).
2. Оптимизационная модель внеурочной деятельности на основе
оптимизации внутренних ресурсов МКОУ «Средняя школа№1»
(программа воспитания обучающихся, воспитательные планы классных
руководителей, рабочие программы кружковых занятий. В ее реализации принимают участие все педагогические работники
учреждения.
В каждом классе координирующую роль выполняет учитель, классный
руководитель, который в соответствии со своими функциями и
задачами:
взаимодействует с педагогическими работниками школы;
организует в классе образовательный процесс, оптимальный
для развития положительного потенциала личности в рамках
деятельности общешкольного коллектива;
организует систему отношений через разнообразные формы
воспитания;
организует социально значимую, творческую деятельность
обучающихся.
Оптимизационная модель внеурочной деятельности в начальной школе
спортивнооздоровительное,
представлена следующими направлениями:
духовнонравственное, общекультурное и общеинтелллектуальное.
Мы предоставляет учащимся возможность выбора широкого спектра
занятий, направленных на их развитие и формируемых с учетом пожеланий
обучающихся и их родителей (законных представителей). С этой целью
используем анкетирование родителей и обучающихся (проводим опрос на
родительских и классных собраниях). В результате каждый класс реализует
направления внеурочной деятельности по индивидуальному маршруту, исходя
из запросов родителей и желания детей. (Образец заявления. Приложение 1)
Формы организации внеурочной деятельности отличны от урока (кружки,
секции, экскурсии и т.п.).
Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде
сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя глубже
изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности,
творческие,
музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии
как организаторские,
подростков.
Духовнонравственное
направление
внеурочной деятельности
представлено кружками «Моя первая клумба» и «Земля наш дом».
Каждый ребёнок готов творить. Направить его интересы в нужное русло,
помочь проявить фантазию, понять важные законы творчества, помочь
проникнуть в тайны природы вот предназначение курса «Моя первая
клумба».
Много интересного о животных, птицах, об экологии своего дома можно
узнать на кружке «Земля – наш дом».
Ведущие формы деятельности: экскурсии, походы, тематические классные
часы, праздники, викторины, интеллектуальные игры, конкурсы, выставки,
исследовательская деятельность..
Общеинтеллектуальное направление
внеурочной деятельности
представлено кружками «Занимательный русский», «Весёлая грамматика»,
«Занимательная математика», «Путешествие в царство математики»,
«Путешествие в Счисляндию», «Умники и умницы», «Хочу всё знать».
Данное направление система внеурочных занятий, которые расширяют и
углубляют знания учащихся по предметам в интересных для них формах.
Содержание программ соответствует познавательным возможностям
младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне
повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Здесь можно
научиться решать задачи на внимание, логически мыслить и попытаться стать
великим математиком, научиться правильно говорить, составлять рассказы
по
картинке, пользоваться словарями, отгадывать загадки, ребусы,
головоломки, шарады. Ведущие формы деятельности: викторины, познавательные игры и
беседы, детские исследовательские проекты, олимпиады, интеллектуальные
марафоны, предметные недели, праздники, уроки Знаний, конкурсы.
Общекультурное направление внеурочной деятельности представлено
кружками «Чудеса аппликации», «Рукодельница», «Умелые ручки»,
«Вдохновение», «Волшебный карандаш», «Волшебная кисточка», «Художник
и зрелище».
Занятия направлены на развитие творческого потенциала детей,
приобщение к искусству и культуре. Занимаясь в этих кружках, дети
развивают эстетический вкус, у них формируется чувство цвета,
развивается воображение, внимание, память, умение создать образ и
творчески его реализовать, воспитывается любовь к природе, родному
краю, Родине. На кружке учащиеся изготавливают поделки из природного
материала, которые украшают школьные выставки, а также принимают
активное участие в районных и областных конкурсах.
Ведущие формы деятельности: культпоходы в музыкальную школу,
школьные и районный
музеи, библиотеки; концерты, конкурсы
инсценированной сказки и песни, классные и школьные праздники; районные
мероприятия; выставки поделок, коллективные и групповые работы.
Спортивнооздоровительное направление
внеурочной деятельности
представлено кружками «Здоровый ребёнок успешный ребёнок», «Школа
Здоровья», «Тропинками Здоровья», «Чемпион». Цель формирование
мотивации к занятиям физической культурой, привитие ценностей ЗОЖ,
формирование умений и навыков саморазвития и самосовершенствования.
Проводимые занятия направлены на укрепление здоровья учащихся.
Ведущие формы деятельности: школьные, районные,
спортивно
массовые и физкультурнооздоровительные
мероприятия: походы, соревнования, Дни Здоровья; беседы по технике безопасности, правилам
дорожного движения.
Именно внеурочная деятельность дает возможность заметить достоинства
каждого ребенка, его исключительность, и дать возможность реализовать свои
лучшие качества, таланты и склонности.
Ресурсы для организации ВД.
Наше образовательное учреждение имеет собственные ресурсы для
организации внеурочной деятельности.
В эту работу вовлечены не только учителя начальных классов, но и
учителя – предметники.
Кроме того, мы используем возможности учреждений дополнительного
образования: шахматы ведёт педагог дополнительного образования, на базе
нашей школы проходит занятие танцевального кружка, который, в основном,
посещают наши дети.
Для реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС нового
поколения в школе имеются необходимые условия: занятия в школе
проводятся в одну смену, имеются медицинский кабинет, стоматологический
кабинет, столовая, в которой организовано двухразовое питание.
Для организации внеурочной деятельности школа располагает спортивным
залом со спортивным инвентарем, музыкальным кабинетом, библиотекой с
современным читальным залом, новой спортплощадкой.
Кабинеты начальных классов оснащены компьютерами, проекторами,
интерактивными досками, документкамерами, фотоаппаратами.
Диагностика эффективности внеурочной деятельности.
Цель диагностики — выявить уровень удовлетворённости обучающихся
и их родителей организацией внеурочной деятельности, изучить уровень
межличностных отношений в классе. Диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников
предусматривает:
1. Личность самого воспитанника (Анкета «Я и мои интересы»);
2. Детский коллектив (Диагностическая методика «Мой класс»
3. Методика социометрии, направленная на изучение межличностных
отношений в классе.)
4. Удовлетворенность родителей организацией внеурочной деятельности.
(Анкета для родителей)
Заключение.
Модель организации внеурочной деятельности в МКОУ «СОШ №1»
ориентирована на создание единого образовательного пространства. Целью
образования становится общекультурное, личностное и познавательное
развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как
умение учиться. Поэтому современный учитель должен осваивать
инновационные образовательные технологии и во внеклассной работе. В связи
с увеличением числа классовкомплектов, работающих по ФГОС НОО, для
нас на следующий 2014/2015 учебный год встанет проблема кадрового
обеспечения внеурочной деятельности (при составлении расписания для
учителей предметников).
Представленная модель организации внеурочной деятельности в нашей
школе найдет успешную реализацию в других образовательных учреждениях,
но обязательно должны быть внесены изменения согласно своим условиям и
имеющимся ресурсам.
Внеурочная деятельность – новый ресурс и задумывался, как
продолжение того, что будет на уроке. Ведь не всегда на уроке возможно
отследить и сформировать качества личности. Внеурочная деятельность
помогает отработать коммуникативные действия. Представленная модель данного вида деятельности – новая возможность сделать образование более
интересным и содержательным. При организации ВУД у нас есть уникальная
возможность и интегрировать, и объединить все имеющиеся ресурсы. Наш
девиз: «Если у тебя есть опыт, и ты обменялся им с другим человеком, то ты
стал богаче вдвое!»
Список использованных источников:
1. Закон «Об образовании» Российской Федерации.
2. Федеральный государственный стандарт общего образования (начальное
общее образование).
3. Концепция духовнонравственного воспитания российских школьников
(проект).
4. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (начальное
общее образование).
5. Базисный учебный образовательный план учреждений Российской
Федерации, реализующих основные образовательные программы начального
общего образования.
6. Требования к условиям реализации основной образовательной программы
начального общего образования (гигиенические требования).
7. Потребности семьи, общества и государства в начальном образовании.
8. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (проект).
9. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический
конструктор: пособие для учителя /Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.:
Просвещение, 2010.
Дискуссионная площадка "Модель организации внеурочной и внешкольной деятельности" (конкурс)
Дискуссионная площадка "Модель организации внеурочной и внешкольной деятельности" (конкурс)
Дискуссионная площадка "Модель организации внеурочной и внешкольной деятельности" (конкурс)
Дискуссионная площадка "Модель организации внеурочной и внешкольной деятельности" (конкурс)
Дискуссионная площадка "Модель организации внеурочной и внешкольной деятельности" (конкурс)
Дискуссионная площадка "Модель организации внеурочной и внешкольной деятельности" (конкурс)
Дискуссионная площадка "Модель организации внеурочной и внешкольной деятельности" (конкурс)
Дискуссионная площадка "Модель организации внеурочной и внешкольной деятельности" (конкурс)
Дискуссионная площадка "Модель организации внеурочной и внешкольной деятельности" (конкурс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.