Дискуссия, как наиболее распространенная форма семинара.
Оценка 4.7

Дискуссия, как наиболее распространенная форма семинара.

Оценка 4.7
docx
13.02.2020
Дискуссия, как наиболее распространенная форма семинара.
Дискуссия.docx

                  Дискуссия, как наиболее распространенная форма семинара.

1. Дискуссия – это активная форма обучения, основанная на проблемной ситуации, создаваемой на лекции или практическом занятии.

В переводе с латинского языка дискуссия «discussion» - это исследование или разбор. Это коллективное обсуждение конкретной проблемы, вопроса или сопоставление разных позиций, информаций, идей, мнений и предложений.
а) в «свободной групповой дискуссии» студенты учатся мыслить научно, используя в ходе дискуссии как правильные, так и ошибочные мнения других. Студенты должны быть хорошо информированы и подготовлены. Преподаватель следит за ходом дискуссии, не навязывая своего мнения, направляет ее в нужное русло.
б) «прогрессивная дискуссия» формирует умения и навыки оперативно принимать групповые решения.
в) «обсуждение вполголоса». Сначала проводится закрытая дискуссия в микрогруппах, затем организуется общая дискуссия, в ходе которой лидеры микрогрупп докладывают мнение своих групп и оно обсуждается всеми студентами.
г) «метод клиники». Каждый из участников представляет для открытого обсуждения свой «диагноз» представленной ситуации, затем разрабатывает свой вариант ее решения. Это решение оценивается и преподавателем, и специально выделенной группой экспертов, либо в бальной системе, либо по системе «принято – непринято».
д) «метод лабиринта» - метод последовательного обсуждения. Это шаговая процедура: каждый последующий шаг делает другой участник. Здесь подлежат обсуждению все варианты решений, в том числе и неверные (тупиковые).
е) метод «вопрос-ответ» - разновидность простого собеседования, специфика которого состоит в подготовке вопросов для собеседования (в разных формах: преподавателем или студентами).

2.Метод «круглого стола» предполагает развернутую дискуссию по выбранному вопросу.

Для повышения активности студентов и эффективности хода дискуссии преподаватель на консультации делит академическую группу на 2 – 3 группы, отстаивающие альтернативные точки зрения по рассматриваемой проблеме. Подгруппы тщательно изучают собственную позицию и знакомятся с сущностью и аргументами альтернативных подходов.

Каждой группе предлагается литература, где четко и доступно представлена одна из точек зрения, а также научная литература, отражающая иную позицию. Каждая группа готовит вопросы к членам альтернативной точки зрения. За подготовительной работой групп следят «капитаны» (лидеры) дискуссионной группы, они же будут распределять ролевые функции внутри группы на семинаре.

На «круглом столе» сначала заслушиваются выступления «капитанов» команд, выражающих альтернативные позиции. Затем в дискуссию вступают члены дискуссионных команд: задают друг другу вопросы, отвечают на них, предлагают прокомментировать, разъяснить цитаты, утверждения авторских ученых, политиков и т.п. Уяснив современное состояние проблемы, студенты отдают предпочтение одной из точек зрения, аргументируют ее.

3. Метод «Аквариум». Этот метод дает участвующим возможность анализировать действия, исполняемые другими и при этом не участвовать самим. Анализ ситуации развивает у студентов критическое мышление и дает им возможность самостоятельно вырабатывать пути решения возникшей проблемы.

Это вспомогательный метод. Он применяется в тех случаях, когда, задействовать всю аудиторию нет возможности, но существует необходимость участия всех студентов. Данный метод можно представить как театр, в котором есть зрительный зал и сцена. Студенты, исполняющие роли, выступают в качестве актеров, а студенты, которые за ними наблюдают – в качестве зрителей.

«Аквариум» применяется только в том случае, когда площадь помещения не позволяет задействовать всех студентов, так как активно участвуют несколько добровольцев, а остальные являются наблюдателями.

В случае необходимости допускается корректировка высказанного мнения, но только с целью наиболее четкого и краткого изложения высказанной идеи или мысли. Подсказывая, преподаватель не должен оказывать давления или навязывать свою точку зрения.

4. Метод «Малых групп». Из студенческой группы создаются малые группы (по 3-5 человек), которые формируются по желанию студентов, с учетом психологических характеристик, равные по силе (в состав их входят и сильные, и слабые студенты). В каждой группе выбираются или назначается «лидер» - руководитель группы. Каждой малой группе определяется ее роль на семинаре, рекомендуется список литературы, указываются ключевые и дополнительные вопросы, распределяются поручения между членами малой группы. Например, могут быть «группа – докладчик», группа – оппонент», «группа – защитник» или «группа – оппонент – защитник», «группа – оппонент – критик», а также «группа – содокладчик».

- «Группа – докладчик» четко, продуманно, аргументировано излагает перед аудиторией основные положения рассматриваемой концепции, теории, точки зрения, стремится проиллюстрировать конкретными примерами и фактами.

- «Группа – оппонент – критик» задает вопросы «группе – докладчиков», критикует за логику изложения, аргументацию, содержание утверждений.

- «Группа – оппонент – защитник» («группа – содокладчик») дополняет, разъясняет новые факты, теории, подтверждающие позицию «группы – докладчик». Чтобы семинар прошел более успешно «группа– докладчик» должна заранее ознакомиться со своими докладом (тезисами) другие малые группы.

Работа в малых группах учит работать в коллективе, уметь подчинять свои интересы, силы, время коллективным интересам, коллективному творчеству и одновременно выявлять свои способности и возможности .


 

Дискуссия, как наиболее распространенная форма семинара

Дискуссия, как наиболее распространенная форма семинара

Это вспомогательный метод. Он применяется в тех случаях, когда, задействовать всю аудиторию нет возможности, но существует необходимость участия всех студентов

Это вспомогательный метод. Он применяется в тех случаях, когда, задействовать всю аудиторию нет возможности, но существует необходимость участия всех студентов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2020