Диспут на тему «Правила, по которым живет моя совесть»
Оценка 5

Диспут на тему «Правила, по которым живет моя совесть»

Оценка 5
docx
28.05.2020
Диспут на тему «Правила, по которым живет моя совесть»
Диспут на тему «Правила, по которым живет моя совесть».docx

Сценарий мероприятия для студентов

Диспут на тему «Правила, по которым живет моя совесть»

«Мораль – не перечень поступков и не сборник правил,

которыми можно пользоваться, как аптекарскими

или кулинарными рецептами…»

Джон Дьюи

Цели:

Образовательные:

ü    Обобщение и закрепление знаний по теме «Духовная сфера»;

ü    Формирование системы нравственных взглядов и убеждений;

Воспитательные:

ü    Воспитание гражданственности, ответственности за свои поступки и поведение, социальной солидарности, выбора жизненных ориентиров;

ü    Воспитание культуры спора, развитие доверительных отношений, взаимопонимания, уважения друг к другу.

Развивающие:

ü    Развитие умений рассуждать, аргументировано отстаивать свою точку зрения;

ü    Способствовать активизации мыслительной деятельности студентов;

ü    Формирование навыков публичных выступлений обучающихся.

Подготовительный этап: студентам предварительно предложены три сложных нравственно- этических проблемы:

1.                  Ложь может быть спасительной. (ЗА и ПРОТИВ)

2.                   Конфликт долга: «Истинно честный человек должен предпочитать себе  семейство, семейству — Отечество, Отечеству — человечество».    Ж.Д'Аламбер (ЗА и ПРОТИВ)

3.                  Какую справедливость выберете вы: Человеческую или Божественную?

(Человеческая справедливость заключается в том, что, когда тебе нужно, к примеру, с кем-нибудь поделиться, ты одну половину отдашь, а другую оставишь себе. Справедливость Божественная – это когда ты сделаешь то, что доставит радость твоему ближнему. К примеру, если тебе нужно разделить что-то между собой и ближним, то дай ему не половину того, что имеешь, а столько, сколько он хочет).

Предварительная подготовка: обучающимся предложено подобрать аргументы «за» и «против» к первому и второму утверждениям, аргументы в пользу Человеческой или Божественной справедливости. В диспуте будут участвовать команды шести школ города (по 4 человека от школы непосредственно участвуют в диспуте + два человека поддержки). Перед началом диспута предстоит жеребьевка, по итогам которой команды будут защищать одну выпавшую им из шести позиций. Команды и группы поддержки могут задавать вопросы, приводить аргументы и контраргументы.

Этап

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

ВЫЗОВ

Здравствуйте, уважаемые гости и участники диспута. Мы с вами сегодня собрались здесь, чтобы поговорить на очень серьезные темы, обсудить проблемы, которые сегодня актуальны для нас всех. Мы поговорим о нравственных дилеммах. Скажите пожалуйста, что такое нравственная дилемма?

Нравственная дилемма - это ситуация выбора, в которой кто-либо поставлен перед необходимостью нравственного выбора между двумя возможностями, при которой выбор любой из них связан с нарушением тех или иных моральных предписаний.

У человека всегда есть выбор, в этом и заключается его свобода. Жизнь часто ставит нас перед выбором между добром и злом, между жизнью по совести и приспособленчеством, между службой делу и службой людям. Но этот, свободно сделанный выбор, определяет всю нашу дальнейшую жизнь, именно поэтому говорят, что человек – хозяин судьбы.

Тема нашего диспута «Правила, по которым живет моя совесть». Мы с вами обсудим три сложных нравственных проблемы. Темы вы получили заранее и аргументы подготовили тоже. Сейчас мы проведем жеребьевку и узнаем кто какую позицию будет защищать. Попрошу капитанов команд пройти и сделать выбор

 

 

 

 отвечают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Капитаны участвуют в жеребьевке

ОСМЫСЛЕНИЕ

1. С детства людям внушают, что лгать плохо и неправильно. Тем не менее, люди говорят неправду, притом довольно часто. Однако помимо распространенного обмана для собственной защиты есть еще и ложь во спасение – обман, призванный защитить других людей. Допустимо ли это?

Итак, послушаем аргументы «за» и «против» лжи во спасение.

Участники, команды выступили, хотите ли вы что-то добавить? Может быть вы хотите задать вопросы?

А теперь давайте проголосуем по этому вопросу так, как голосовали на выборах в Древней Греции. Я попрошу положить в кувшин белый камень тех, кто считает, что ложь во спасение – это все равно ложь и она губительна, черный камень пусть положат те, кто считает, что ложь во спасение допустима.

Итоги мы подведем в конце мероприятия

2. Вторая важная проблема, которую мы должны обсудить – это конфликт долга. Скажите пожалуйста, с чем чаще всего долг конфликтует?

Что же такое долг? Долг – это автопилот, сила, которая базируется на наших глубинных ценностях, внутреннем интуитивном знании о “хорошо” и “плохо”,

“правильно” и “неправильно”.

Долг – это то, что заставляет нас сдержать гнев и подавить усталость, отказаться от сиюминутной выгоды ради чего-то большего. Долг – это про горизонт, это жертва ради дальней перспективы. Жан Леро́н Д’Аламбе́р французский учёный- энциклопедист 18 века утверждал: «Истинно честный человек должен предпочитать себе —  семейство, семейству — Отечество, Отечеству  — человечество». Это тоже про долг. Попрошу следующие две команды выйти и представить  свои аргументы и контраргументы в отношении  этого утверждения.

Участники, команды выступили, хотите ли вы что-то добавить? Может быть вы хотите задать вопросы?

А теперь давайте проголосуем по этому вопросу. Я попрошу положить в кувшин белый камень тех, кто согласен с Жан Леро́н Д’Аламбе́ром, а черный тех, кто не согласен.

 

 

 

Команды учащихся выступают по очереди, приводя аргументы в защиту своей позиции.

Гости и присутствующие учащиеся выступают.

Участники диспута голосуют

 

 

Учащиеся выдвигают предположения

 

 

 

 

Команды учащихся выступают по очереди, приводя аргументы в защиту своей позиции.

Гости и присутствующие учащиеся задают вопросы.

Участники диспута голосуют

3. А сейчас мы поговорим о справедливости. Некоторые утверждают, что ее нет, но мы будем исходить из точки зрения, что справедливость существует, иначе как жить в мире без нее? Но справедливость тоже бывает разная: Человеческая и Божественная. Человеческая справедливость заключается в том, что, когда тебе нужно, к примеру, с кем-нибудь поделиться, ты одну половину отдашь, а другую оставишь себе. Справедливость Божественная – это когда ты сделаешь то, что доставит радость твоему ближнему. К примеру, если тебе нужно разделить что-то между собой и ближним, то дай ему не половину того, что имеешь, а столько, сколько он хочет.

Какая справедливость более справедливая? Спросим об этом у команд, которые представят нам аргументы в защиту из каждой справедливости.

Участники, команды выступили, хотите ли вы что-то добавить? Может быть вы хотите задать вопросы?

А теперь давайте проголосуем по этому вопросу. Я попрошу положить в кувшин белый камень тех, кто считает правильной справедливость человеческую, а черный тех, кто уверен, что именно Божественная справедливость верна

 

 

 

 

 

Команды учащихся выступают по очереди, приводя аргументы в защиту своей позиции.

Гости и присутствующие учащиеся выступают

 Участники диспута голосуют

Рефлексия

А сейчас, пока подсчитываются результаты голосования, я попрошу участников диспута выполнить задание по группам: написать синквейн к словам «ложь», «долг», «справедливость».

Учащиеся пишут на листках синквейн, зачитывают вслух

Подведение итогов

А теперь давайте подведем итоги нашего диспута. Оглашаются результаты голосования. Итак, если нравственной дилеммы не удалось избежать, то не остается ничего другого, как избрать наименьшее из зол.

Спасибо вам всем за работу

 

 


 

Сценарий мероприятия для студентов

Сценарий мероприятия для студентов

Мы поговорим о нравственных дилеммах

Мы поговорим о нравственных дилеммах

Истинно честный человек должен предпочитать себе — семейство, семейству —

Истинно честный человек должен предпочитать себе — семейство, семейству —
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.05.2020