Знакомство дошкольников с историческим прошлым России.
Отечество, Отчизна, Родина… в корнях этих слов близкие для каждого взрослого и, особенно для ребенка образы: мать и отец, те, кто дает жизнь новому существу.
В современном образовании все больше внимания уделяется проблеме воспитания гражданственности подрастающего поколения.
Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душе каждого ребенка семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре родной страны. Прежде чем ответить на вопрос, как знакомить дошкольников с историей родной страны, важно понять, зачем знакомить их с историей своей страны.
Приобщая дошкольников к истории России, педагог пробуждает у них интерес к родной стране, воспитывает гордость за ее достижения, победы, уважение к традициям прошлого. Рассказывая детям о героях родной страны, воспитатель должен обратить внимание на их нравственные качества, позволившие добиться результата, несмотря на все подстерегающие трудности. Ребенок не может воспринять прошлое родной страны иначе, чем через воспоминания родных, знакомство с историческими реликвиями, предметами старины, а позже – через фильмы, картины, книги. Интерес детей к событиям военного прошлого России поддерживается хранящимися в семьях реликвиями: медалями и орденами, письмами, фотографиями.
Дети будут знать, и помнить прошлое своей страны при соблюдении следующих условий:
-хорошее знание исторических событий взрослыми (педагогами, родными дошкольников) и их эмоциональное отношение к ним;
-знакомство с историческими событиями на основе конкретных фактов, доступных пониманию дошкольников;
-использование наглядности, максимально вводящей ребёнка в ситуацию конкретного исторического события (семейных реликвий, писем, фотографий, кино, книг).
Знакомя дошкольников с историей родной страны, воспитатель не должен стремиться к тому, чтобы они запомнили последовательность исторических событий, имена исторических деятелей и тем более даты. Необходимо показать детям многообразие событий прошлого нашей Родины:
- яркие победы;
- праздники;
- события;
- открытия и изобретения;
- сражения за независимость и единство родной страны и их героев.
Для развития интереса к прошлому родной страны в группе целесообразно создать патриотический центр «Моя страна», это могут быть уголки родного края. Уголки эти создаются для самостоятельной и совместной с педагогом деятельности. Важно, чтобы материалы развивающего центра предполагали разное содержание детской деятельности:
- наличие дидактических игр;
- рассматривание книг, альбомов, открыток;
- раскрашивание рисунков по мотивам народных промыслов;
- рисование схем военных сражений и так далее.
Самое сложное в работе воспитателя по знакомству детей с родным городом, особенно с его историей и достопримечательностями, является составление рассказов для дошкольников. При этом необходимо помнить следующее:
- сопровождайте рассказ наглядным материалом: фотографиями, репродукциями, слайдами, схемами, рисунками и др;
- обращайтесь к детям с вопросами в процессе рассказа, чтобы активизировать их внимание, вызвать стремление что-то узнать самостоятельно, попробовать о чём-то догадаться самому (можно спросить: Что может означать название нашего города, Кто был основателем нашего города);
- не называйте дат: они затрудняют восприятие материала. Используйте такие выражения: Это было очень давно, когда ваши дедушки и бабушки были такими же маленькими, как вы; или: Это было очень- очень- очень- очень давно, когда ваших мам, бабушек и дедушек ещё не было на свете;
- используйте доступную детям лексику. Значение незнакомых слов (князь, старейшина) объясняйте; не употребляйте специальной терминологии, не перегружайте рассказ сложными терминами.
Работу по ознакомлению дошкольников с историческим прошлым можно вести по следующим разделам.
1 Раздел: «Наша страна». Направлен на развитие национального самосознания в процессе ознакомления детей со своей страной, её государственной символикой, столицей, достопримечательностями, а также с другими народами, проживающими в нашей стране, со своей малой Родиной. 2 Раздел «Великие люди и события нашей страны». Направление этого блока — в знакомстве детей с великими, храбрыми, мужественными людьми нашей страны со времён Киевской Руси и до нашего времени, благодаря которым земля русская избавлена от захватов врагами; формировать уважение к историческому прошлому России. 3 Раздел «Памятники великим людям нашей страны». На занятиях по этому разделу, формируется представление детей о памятниках, сооруженных по всей стране и в нашем городе. Памятники, поставленные в честь людей, совершивших подвиг, сделавших научное открытие, а также великим писателям нашей страны.
Также необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.
Соприкосновение с прошлым России духовно обогащает дошкольника, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его культуре.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.