|
Диспут «О дружбе и любви»
( по рассказу Ларисы Сергеевой «Возьму парня в аренду») / для старшеклассников/
|
Подготовил: педагог-библиотекарь
Смирнова Лариса Ивановна
Цели и задачи:
Цель:
· Создание условий для формирования культуры взаимоотношений между девочками и мальчиками;
Задачи:
· Воспитание толерантного отношения к иному мнению;
· Учить корректно, и аргументировано вести дискуссию;
Подготовка учащихся к диспуту.
I. Познакомить читателей с произведением Л. Сергеевой «Возьму парня в аренду».
II. Вывесить заранее объявление с указанием времени проведения диспута. Непременно использовать девиз: «Равнодушие - великое в нашей жизни. Давайте объявим ему войну! Приходи на диспут (день и час). Поговорим, посоветуем, поспорим!».
III. Провести анкетирование участников диспута.
Анкета (анонимная).
1. Что такое дружба и что такое любовь?
2. Что люди ищут в дружбе?
3. Могут ли дружить люди с разными характерами?
4. Ищут ли друг или ждут его?
5. (К девочкам). Вам нравится мальчик, вы будете ждать, когда он подойдёт или сами подойдёте?
6. Считаете, что настоящий друг должен:
а) делиться с вами всем;
б) говорить только то, что хочешь;
в) оставлять свои мысли и проблемы при себе?
7. Каким должен быть настоящий друг?
8. Где кончается настоящая дружба и начинается круговая порука?
9. Возможна ли любовь без дружбы?
10.Вы предпочитаете – любовь временную или долговечную?
IV. Разобрать вопросы к диспуту.
V. Рекомендовать литературу к диспуту.
VI. Провести индивидуальные и групповые собеседование с будущими участниками диспута.
VII. Подготовить актовый зал для проведения мероприятие.
VIII. Оформить книжную выставку «Дружба и любовь – великая сила».
Подготовить тезисы ведущего к выступлению и заключению.
Краткое содержание проведения диспута.
Звучит музыка Булат Окуджава «Слава женщине моей».
На экране эпиграф: «Любить - значит жить жизнью того,
кого любишь».
Л.Н.Толстой.
ВЕДУЩИЙ: (делает вступление с помощью участников диспута)
Дорогие наши юноши и милые девушки! Мы с вами поговорим о дружбе и любви. В Древней Индии так говорили о высшем виде человеческой любви:
УЧАСТНИК (1): Три источника имеют влечения человека-душу, разум и тело.
Влечение душ порождают дружбу.
Влечение ума порождают уважение.
Влечения тела порождают желание.
Соединение трёх влечений порождают любовь...
«Ветка персика»
|
Дружба – это наиболее тесные личные взаимоотношения между людьми, основанные на глубокой личной привязанности и симпатии, на единстве взглядов и интересов по всем существенным жизненным вопросам. Дружба предполагает готовность помочь другу любой ценной, даже пойти на жертвы.
|
Искренность, честность и прямота позволяют друзьям делиться между собой самыми сокровенными мыслями и мечтами. Потребность дружбы особенно сильна в юности. Дело в том, уже само наличие друга нравственно возвышает личность. Поднимает её авторитет.
В оценке юношеской любви есть две противоположные точки зрения. Одни считают, что она и есть настоящая любовь, что она - «высшее проявление любви» (это мы находим и в ваших анкетах). Другие полагают, что ранняя юношеская любовь – «глупость», что школьникам любить ещё рано, что у них не может быть любви…
Нет сомнения, что обе эти точки зрения – преувеличены.
Первую юношескую любовь нельзя отрицать не только потому, что факт её существования запечатлён во всей мировой художественной литературе, но и потому, что её хранит память каждого взрослого человека.
УЧАСТНИК (2): Первой любви не сотрётся печать.
Будем друг друга всю жизнь вспоминать,
Общие сны будут сниться обоим;
Разум обманем и сердце закроем –
Но с происшедшим тоска не умрёт.
И уж любовь не придёт, не придёт –
Нет, уж любовь не придёт!
Курочкин В.С. «Первая любовь».
Юношеская любовь близка к дружбе, похожа на неё, часто вырастает из неё. Да и сами юноша и девушка свои отношения часто называют дружбой, хотя уже любят друг друга.
УЧАСТНИК (3): Мы любим, кажется, друг друга,
Но отчего же иногда
От нежных слов, как от недуга,
Бежим, исполнены стыда?
Фофанов К.М.
Первая любовь, по словам А.И.Герцена, это «страстная дружба». Она выражается в стремлении быть вместе, в радости общения и взаимного, нежного внимания. Юношеская любовь бескорыстна, скромна и робка, не уверена в себе и боится показаться смешной. Иногда она вызывает желание измениться – стать умнее, сильнее, лучше.
Вопрос любви волнует юных раньше, чем к ним приходит сама любовь. Из книг, кинофильмов и рассказов старших товарищей они уже узнают её и стремятся к ней. Неудивительно, что первой любви обычно предшествует самое желание любить, испытать это непонятное, романтическое чувство.
В раннюю пору жизни, как солнце, восходит в душе человека любовь. Первая, трепетная, юношеская, светлая, боящаяся разочарований, обнадёженная.
УЧАСТНИК (4): Мы были вместе, помню я,-
Ночь волновалась, скрипка пела…
Ты в эти дни была – моя,
Ты с каждым часом хорошела…
А.Блок.
Неисчерпаемая и неповторимая юность. Она даётся нам всего лишь на десятилетие, а вспоминаем мы её всю жизнь. И очень важно, чтобы воспоминания эти были яркими, светлыми, приятными. Однако юность - и самая трудная пора в жизни, время, когда мы только учимся жить. Это пора сомнений, терзаний, порой мучительных. Не всегда можно обращаться к взрослым. Зато могут помочь, подсказать, разъяснить книги, в которых живут и действуют подростки.
Ребята! А теперь посмотрим, как Лариса Сергеева говорит об этом чувстве в своём рассказе «Возьму парня в аренду».
В нашем объявлении о диспуте значатся основные вопросы: «Понравился ли вам этот рассказ? Чем он вам понравился?»
Мы с вами рассмотрим три проблемы, которые затронуты в этом рассказе:
1. Современные взаимоотношения между девушками.
2. Взаимоотношения между парнем и девушкой.
3. Нужно ли быть похожим на других?
- Высказывания парней и девушек были разными. Однако наиболее характерными были следующие выступления – высказывания:
|
|
Таня Н: В общении с девочками Ольга (так зовут главную героиню рассказа) старалась быть похожа на них, и на дискотеке появилась с парнем, но не смогла себя переломить (осталась личностью), за что и понравилась Диме. Общаться можно со сверстниками, не теряя себя.
Правда в том, что каждый человек должен оставаться таким, какой он есть. А в общении брать всё хорошее. Этому учит нас и классическая литература. Великий Шекспир, знаток любви, писал в одном из своих сонетов: «Не изменяйся, будь самим собой. Ты можешь быть собой, пока живешь». Я намерена следовать этому.
Витя К: Читая рассказ, я думал о том, что любовь - это чувство не - предсказуемое. Любовь не купить за деньги. Невозможно понять, как оно возникает, почему юные начинают испытывать симпатию друг к другу, но ясно одно: не узнав человека, невозможно его полюбить.
По этому поводу невольно вспоминаются строки Тютчева Ф.И.:
Любовь, любовь – гласит преданье
Союз души с душой родной –
Их соединенье, сочетанье
И роковое их слиянье.
И поединок роковой.
|
|
Оля П: Прочитав рассказ, прослушав ведущего, выступления ребят, я пришла к следующему выводу: о любви написано много! О любви написано мало! Много потому, что перед нами тысячи, десятки тысяч строк, продиктованных и сильных волнением и глубокими раздумьями. Мало потому, что чувство это – любовь, на мой взгляд, неисчерпаемо, как сама жизнь. И сколько было написано о любви – её новизна (для каждого поколения), её драматизм, многообразие, её прелесть, обаяние, страстность не могут быть исчерпаны, пока жив человек и пока бьется его сердце.
ВЕДУЩИЙ: Уже из высказываний участников диспута ясно, что большинство из вас, словно сговорившись, разумно, с пониманием подошли к ответам на поставленные вопросы, да и ответы на вопросы анкеты отличаются глубоким пониманием поставленных проблем. Во всём видна значительная подготовительная работа.
Звучит музыка: Б. Окуджава «С любимыми не
расставайтесь …»
Ответы на вопросы анкеты пропитаны пониманием, осмыслением и глубокими личными переживаниями:
Примеры: 1. «Дружба – взаимоуважение, доверие и верность, открытость друг друга, взаимная поддержка. Любовь, когда она взаимна, - это счастье для двоих…».
2. «В настоящей дружбе люди ценят поддержку, возможность общения, общие интересы, не выгоду».
3. «…Юноши и девушки, на мой взгляд, с разными характерами дружески могут дополнять друг друга, они будут брать друг у друга то, что у каждого у них не хватает, что им больше всего нравится, приемлемо…».
4. « … Иногда друзей, как мне кажется, ждут, иногда ищут. Но лучше, по-моему, общаться с людьми и показывать себя, какой ты есть на самом деле, но нужно и работать над собой, чтобы на самом деле быть хорошим. И тогда, если повезет, ты встретишь настоящего друга».
5. «…Если вы настоящие друзья, то вы должны делиться всем, и делать это с желанием, без опаски …».
6. «…Настоящий друг должен быть верен тебе, должен указывать на твои недостатки и проступки, хвалить твои достоинства и хорошие дела, делиться радостями и горем, утешить тебя в твоём несчастье, поддержать в беде, дать совет, помочь…».
7. «…Там, где заканчивается взаимоуважение из-за боязни общественного мнения, там кончается настоящая дружба, там начинается круговая порука …».
8. «…Любовь без дружбы – это страсть, а страсть – это не любовь…».
9. « Любовь я предпочитаю долговечную, так как всегда больно расставаться с таким чувством…».
ВЕДУЩИЙ: Ребята! Вся ваша работа по подготовке к диспуту: чтение рассказа Ларисы Сергеевой « Возьму парня в аренду», рекомендованной литературы, наши собеседования, ответы на вопросы анкеты, участие в самом диспуте – несомненно, помогли вам лучше разобраться в самих себе, отточить собственные суждения о дружбе, товариществе, любви.
Можно надеяться, что наш разговор поможет вам укрепить добрые отношения со своими сверстниками, сформировать уверенность в собственном стремлении к доброте, милосердию при общении друг с другом.
1. Звучит музыка: Кац С. «Сядь со мною рядом…»
Литература:
1) Афанасьева Т. М.Семья. Кн. для учащихся старших классов. М: Просвещение, 1985.
2) Богданова О.С. Нравственное воспитание старшеклассников.- Просвещение, 1988.
3) Гимн любви.- М: Молодая гвардия, 1991.
4) Косолапова. Диспуты и конференции в школе.
5) Песнь о любви. Сб.- М.: Молодая гвардия,
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.