Рабочая программа элективного курса «Основы психологии»
Оценка 4.7

Рабочая программа элективного курса «Основы психологии»

Оценка 4.7
Разработки курсов
docx
психологическая работа +1
10 кл—11 кл
10.05.2019
Рабочая программа элективного курса  «Основы психологии»
Рабочая программа элективного курса «Основы психологии». Уровень программы: базовый. Срок реализации: 2 года. Элективный курс "Основы психологии" рассчитан на обучающихся средней школы - 10-11 класс. 1. Цель данного курса: Формирование гуманистического мировоззрения и психологической культуры учащихся, развитие социальных компетенций учащихся. Задачи: - способствовать самораскрытию и развитию способностей учащихся; - развить компетенции рефлексии и самоанализа своих чувств, желаний, поступков; - развить способность понимания чувств и мотивов поведения других людей; - обучить приемам саморегуляции в стрессовых ситуациях; - обучить приемам творческого преодоления конфликтов.
+++Рабочая программа элективного курса Основы психологии 2017.docx
Государственное бюджетное образовательное учреждение  Луганской Народной Республики «Стахановская средняя общеобразовательная школа I­III ступеней №32» Утверждаю:  Директор ГБОУ ЛНР ССОШ №32 _________________   А.Ю. Чулков «______»___________2017 г. Рабочая программа  элективного курса «Основы психологии» Уровень программы: базовый Срок реализации:  2 года 10­11 класс Составитель рабочей программы:  Полищук Екатерина Николаевна 2017 г. 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая образовательная программа элективного курса разработана   в соответствии   с   приказом   Министерства   образования   и   науки   Луганской Народной   Республики   от   06.03.2017   №86   «Об   утверждении   Порядка организации   и   осуществления   образовательной   деятельности   по   основным общеобразовательным   программам   –   образовательным   программам начального   общего,   основного   общего   и   среднего   общего   образования   в общеобразовательных   организациях   (учреждениях)   Луганской   Народной Республики»,   ПРОГРАММЫ   для   образовательных   организаций (учреждений)   Луганской   Народной   Республики   Основы   психологии   Х­ХI классов   (автор   программы:   Сальникова   Татьяна   Владимировна)  и следующими нормативными правовыми документами:     Закон   от   18.05.2014   г.     №1­I  «Временный   Основной     Закон (Конституция) Луганской    Народной Республики с изменениями. Закон   Луганской   Народной   Республики   от   30.09.2016   № 128­ІІ 1. 2. «Об образовании». 3. Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики     от 28 июля 2017 года №505 «Об утверждении Методических рекомендаций по преподаванию учебных предметов и Единых требований к организации   учебно­воспитательного   процесса   в   образовательных организациях   (учреждениях) Луганской Народной Республики в 2017­2018 учебном году». 4. Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики   от  17.07. 2017 года №463    «Об организованном начале 2017­ 2018   учебного   года   в   образовательных   учреждениях   Луганской   Народной Республики». 5. Приказ   Министерства образования и науки Луганской Народной Республики  от 21.07.2017 №481 «Об утверждении авторских программ для образовательных   организаций     общего   среднего   и дополнительного образования Луганской Народной Республики».  (учреждений) 1.       Цель данного курса: Формирование   гуманистического   мировоззрения   и   психологической культуры учащихся, развитие социальных компетенций учащихся. Задачи: ­ способствовать самораскрытию и развитию способностей учащихся;  ­ развить компетенции рефлексии и самоанализа своих чувств, желаний, поступков;  3 ­ развить способность понимания чувств и мотивов поведения других людей;  ­ обучить приемам саморегуляции в стрессовых ситуациях;  ­ обучить приемам творческого преодоления конфликтов.  В формировании определённых важных качеств, в воспитании личности патриотического   гражданина,   развитии   социальной   компетентности подрастающего поколения важную роль играет повышение психологической культуры,   которая,   в   первую   очередь,   включает   понимание   самого   себя, осознание своей роли и места в обществе, формирования навыков рефлексии, учёта   потребностей   и   интересов   других   людей,   решение   проблем конструктивным   способом.   Развитие   адекватной   самооценки,   уважения   к самому   себе   –   необходимое   условие   формирования   правовой   культуры, выработка собственной позиции, социальной активности. Можно   выделить   ряд  общекультурных   компетенций,   составляющих психосоциальную компетентность человека: 1.  Компетенции   позитивного   и   конструктивного   отношения   к собственной   личности  –   способность   познавать   свой   характер,   свои достоинства,   недостатки   и   желания.   Эти   компетенции   дают   возможность адекватно   оценивать   себя,   свои   способности   и   возможности.   Они   также являются основой для формирования чувства собственного достоинства. 2.  Компетенции   позитивного   общения  взаимодействовать   с   окружающими. устанавливать и поддерживать дружеские взаимоотношения.  –   способность   Эти   компетенции   помогают 3.  Компетенции   самооценки   и   понимания   других  –   способность адекватно оценивать себя и воспринимать других, осознанная возможность принять   людей   такими,   какими   они   есть.   Эти   компетенции   позволяют правильно вести себя в ситуациях общения и взаимодействия с различными людьми. 4.  Компетенции   управления   и   самоуправления   собственными эмоциями   и   эмоциональными   состояниями  –   способность   адекватно реагировать на собственные эмоции и эмоции других людей. 5.  Компетенция   самостоятельного   принятия   решения  – способность принимать конструктивные, взвешенные решения. 6.  Компетенция   решения   проблемных   ситуаций  –   помогает справиться с проблемами. 7.  Компетенции работы с информацией  – способность объективно анализировать, систематизировать и умело использовать информацию любого вида.   Эти   компетенции   позволяют   человеку   бегло   и   свободно ориентироваться в постоянно меняющейся жизненной ситуации. 8. Компетенции творчества – способность нестандартно, творчески решать   различные   задачи   в   любом   виде   деятельности,   опираясь   на   свой 4 собственный   опыт  и  знания,  а  также   на  информацию  об   опыте,  знаниях   и достижениях других людей. Повышение   психологической   культуры   учащейся   молодёжи предусматривает   овладение   основами   общей   психологии,   социальной психологии и психологии общения. Настоящий курс направлен, прежде всего, на   формирование   и   развитие   психосоциальной   компетентности старшеклассников,   необходимой   для   успешного   функционирования   в обществе. Данный учебный предмет  направлен на решение психолого­ педагогических задач, обеспечивающих становление личности ребенка: ­формирование общих представлений о психологии как науке; ­пробуждение интереса к другим людям и самому себе; ­ развитие интеллектуальной сферы; ­ развитие самосознания, эмоциональной сферы. 2. Общая характеристика учебного предмета Психология   не   входит   в   число   предметов,   включенных   в   однако государственный   стандарт   основного   общего   образования, необходимость ведения такого курса очевидна.   Главной   задачей   общего   образования   является   образовательная деятельность, направленная на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования. Возможность реализации целей и задач требует соответственной перестройки содержания   образования,   введения   новых   предметов   гуманитарного   цикла, внедрения   личностно­ориентированной   системы   обучения,   использования активных   форм   и   методов   в  процессе   обучения.   В  состав   учебного   плана должны   включаться   не   только   предметы,   которые   подчинены   цели формирования научного кругозора, познания окружающей среды, но и такие учебные   курсы,   которые   позволили   бы   ученикам   получить   опыт   познания самого себя, понимания других людей, механизмов и законов, которые влияют на   межличностные   отношения,   сформировать   навыки   конструктивного взаимодействия с окружающими. Овладение социальными навыками должно осуществляться не стихийно, а стать целью воспитательного процесса. Таким образом, предлагаем предмет психологии для 10 – 11 классов в рамках   предметов   гуманитарного   цикла,   который   может   преподаваться элективным или факультативным курсом. Преподавание психологии в школе «дает   возможность   на   соответствующих   возрастных   этапах   становления личности   способствовать   развитию   индивида   как   субъекта   психической активности,   способного   брать   на   себя   ответственность,   самостоятельно ставить перед собой цели и находить пути их достижения, адаптироваться к жизни в сложных современных условиях» (Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. 5 Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2 ч. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. Ч. 1. Основы психологии: 10 класс. С. 3.).  Освоение   учебного   материала   даст   обучающимся   возможность приблизиться к пониманию феномена человека, уникальности его внутреннего мира   и   неразрывной   связи   с   миром   внешним,   другими   людьми,   нациями, человечеством в целом. Обучающиеся смогут научиться моделировать свое будущее, принимать решения, делать выбор и нести за него ответственность, отстаивать свои права, уважая интересы других людей, что позволит ощущать себя   полноправными   гражданами   общества,   активными   субъектами деятельности и социальной действительности. В   10­м   классе   учащиеся   знакомятся   с   видами   жизненного самоопределения   человека:   личностным,   профессиональным,   социальным; усваивают   сущность   понятия   психологической   готовности   к самоопределению,   осознают,   что   юношеский   возраст   является   наиболее благоприятным и ответственным периодом самоопределения. В 11­м классе учащиеся знакомятся с основными областями применения психологических   знаний,   получают   представление   о   различных   аспектах психологической   культуры   как   части   общей   культуры   и   ее   роли   в повседневной жизни человека. Методология программы: Методической особенностью  данной программы является проблемно­ диалогический   подход   в   обучении.   Особую   роль   в   творческом   освоении знаний   старшеклассников   имеют   проблемные   вопросы.   Их   постановка позволяет включить учащихся в обсуждение, побудить высказать свою точку зрения,   задуматься   о   неожиданных   аспектах   привычных   событий   или отношений.   Выслушивая   разные   мнения,   преподаватель   должен   поощрять активность   учащихся,   удерживаться   от   критических   замечаний   и категоричных оценок. Диалогический   характер   обучения   призван   способствовать самостоятельному   «открытию»   школьниками   различных   аспектов психологических явлений и фактов; осознанию необходимости учета позиций, мнений, интересов и потребностей других людей в процессе межличностного взаимодействия,   преимуществ   конструктивных   взаимоотношений   с   людьми для достижения собственных жизненных целей. Основным   принципом   осуществления   данной   программы   является создание атмосферы доверия и раскрепощенности, обстановки творческого поиска,   в   которой   учащиеся   смогут   свободно   высказывать   свое   мнение, разыгрывать ситуации, ролевые игры. Выполнять упражнения, что требует от преподавателя   владения   активными   методами   обучения,   умения   вести дискуссии, обсуждения, организовывать работу в малых группах, применять элементы психологического тренинга. 6 При   проведении   уроков   преподаватель   чаще   выступает   как фасилитатор,   организующей   конструктивное   общение   участников,   что предполагает   применение   навыков   активного   слушания,   гибкости   и творческого подхода. Особенности содержания курса «Основы психологии» (10 класс).  Программа курса для 10 класса охватывает все основные разделы общей   Использованы   данные   современных   психологических психологии. теоретических и эмпирических исследований, научно­популярные источники, систематизирован   обширный   литературный   материал   в   относительно целостную   и   логически   завершенную   систему   психологических   знаний, адаптированную   для   восприятия   подросткового   и   раннего   юношеского возраста. В   программе   «Основы   психологии»,   кроме   традиционных   разделов общей   психологии,   выделены   специальные   темы:   «Самосознание»,   «Я­ концепция»,   «Самоотношение»,   которые   имеют   прямое   отношение   к формированию   личности   старшеклассника,   развитию   самопонимания, выработке   собственной   жизненной   позиции.   Практическую   направленность имеют уроки, позволяющие школьникам овладеть приемами саморегуляции, развить способность к позитивному мышлению, уверенность в себе, чувство собственного достоинства. В чрезвычайно важных и актуальных для раннего юношеского возраста темах   «Дружба»,   «Любовь»,   «Экология   любви»   затрагиваются   проблемы уникальности человеческих чувств, необходимости бережного отношения к чужим   чувствам,   умения   отличать   открытые   и   серьезные   отношения   от психологического насилия и манипуляции. Раздел «Личность» построен по принципу «от общего к частному». Для достижения   стратегических   целей   программы   (формирования гуманистического мировоззрения, выработка собственной позиции, развитие способности   к   критической   переработке   информации,   осознанию неоднозначности   интерпретации   многих   сложных   феноменов   человеческой психики   и   поведения)   в   программу   изучения   курса   введены   изложения наиболее известных теорий личности. В программе представлены психоанализ З.   Фрейда,   индивидуальная   психология   А.   Адлера,   гуманистическая психология А.Маслоу, бихевиоризм. Особенности содержания курса «Психология общения» (11 класс).  Содержание   данной   части   в   большей   степени   отводится   на использование активных форм работы, в связи с тем, что одной из главных задач   курса   является   формирование   устойчивых   компетенций конструктивного общения, развитие социальной компетентности. При   освоении   технологий   эффективной   коммуникации   большое внимание уделяется анализу конфликтных ситуаций, отработке компетенций конструктивного общения в деловом, личностном и семейном общении. 7 При   изучении   темы   «Семейные   отношения»   рассматриваются негармоничные   стили   воспитания,   анализируются   их   причины,   вместе   с учащимися   делается   вывод   о   значительном   влиянии   на   личность   ребенка стиля детско­родительских отношений и отношений в супружеской паре.  Структура урока: Каждая тема содержит материал, который может излагаться в течение одного урока. В структуре урока традиционно выделяется следующие этапы хода   урока:   объявление   целей   и   задач   урока,   повторение   пройденного, изучение нового материала, практическая работа и закрепление новой темы, рефлексия и подведение итогов. Формы и методы, используемые на уроках: • обсуждение проблемных вопросов; • дискуссии; • анализ ситуаций; • имитационные и ролевые игры; • элементы социально­психологического тренинга; • психогимнастика; • рисуночные методы; • техники и приемы саморегуляции; • метод направленного воображения; • проведение и анализ результатов психологического тестирования. Использование  интерактивных  методических   средств   позволяет наиболее эффективно решать поставленные задачи курса. Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетаний: 1. Методы   организации   и   осуществления   учебно­познавательной деятельности:   словесные   (рассказ,   беседа),  наглядных   (иллюстрационных   и демонстрационных), практических, и самостоятельная работа учащихся. 2. Методы   стимулирования   и   мотивации   учебной   деятельности: познавательные игры, творческие задания. 3. Методы   контроля   и   самоконтроля   за   эффективностью   учебной деятельности:   индивидуальный   опрос,   фронтальный   опрос,   письменные работы. В   процессе   изучения   курса   используются   следующие формы  тестовый   контроль,   проверочные   работы, промежуточного   контроля: словарные диктанты. Применяются   следующие способы   обучения:   индивидуальный, индивидуально­групповой, групповой, коллективный. В   качестве средств   обучения используются:  учебно­наглядные пособия   (таблицы),   организационно­педагогические   средства   (карточки, 8 раздаточный   материал), образовательные ресурсы   мультимедийные   средства,   электронные В процессе обучения применятся следующие формы организации работы   обучающихся:  фронтальная,   индивидуальная,   парная,   групповая, коллективная. 3. Описание места ученого предмета в учебном плане В 10­11  классах  данной программой планируется осуществлять освоение рабочей программы учебного предмета в средней школе, 68 часов на освоение программы.   Необходимое   количество   часов   по   неделям   и   годам   обучения представлены в таблице: Год обучения 10 класс 11 класс Кол­во часов в Кол­во учебных неделю 1 1 недель 34 34 Всего часов за учебный год 34 34 68 часов за программу 4. Личностные, метапредметные и предметные  результаты освоения предмета «Основы психологии»  Обучение   основам   психологии   для   старшеклассников   должно способствовать:      Формированию   гармонично   развитой,   социально   и   патриотично   которая   наделена   глубокой   гражданской сознательной   личности, ответственностью, способна к саморазвитию и самосовершенствованию; Осознанию   учениками   права   на   выбор   способа   собственного поведения с учётом и соблюдением правовых и гуманистических основ; Привитию   глубокого   осознания   взаимосвязи   между   идеями   правами   человека   и   его   общественной индивидуальной   свободы, ответственности; Беспристрастному восприятию и доброжелательном отношении к другим личностям, группам и народам; Развитию   творческого   мышления,   формированию   собственной точки зрения и критическому отношению к информации; Раскрытию и развитию способностей учащихся.  Личностные, метапредметные и предметные  результаты освоения предмета «Основы психологии» в 10 классе Предметные результаты. 1. Знание общественно­исторической обусловленности человеческих способностей. 9 Личностные результаты 1. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности   обучающихся   к   саморазвитию   и   самообразованию   на   основе мотивации к обучению и познанию.   2. Формирование   целостного   мировоззрения,   соответствующего современному   уровню   развития   науки   и   общественной   практики, учитывающего   социальное,   культурное,   языковое,   духовное   многообразие современного мира; 3. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. 4. Освоение   социальных   норм,   правил   поведения,   ролей   и   форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.  5. Стремление к поиску наиболее эффективных способов учебной деятельности. 6. Формирование   коммуникативной   компетентности   в   общении   и  сотрудничестве   со   сверстниками,   взрослыми   в   процессе   образовательной, учебно­исследовательской, творческой и других видов деятельности. Формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни.  2. 3. Понимание психологических механизмов развития способностей. Понимание роли общих способностей для достижения успешности в обучении и в жизни. 4. Формирование представления о специальных способностях и их связи с различными видами человеческой деятельности. 5. Формирование   представления   о   том,   что   роднит   понятия «способности», «талант», «гениальность» и что дает основания их различать. 7. Метапредметные результаты 1. освоение   способов  решения   проблем   творческого   и  поискового характера; 2. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные   действия   в   соответствии   с   поставленной   задачей   и   условиями   ее реализации;   определять   наиболее   эффективные   способы   достижения результата; 3. формирование   умения   понимать   причины   успеха/неуспеха учебной   деятельности   и   способности   конструктивно   действовать   даже   в ситуациях неуспеха;  4. активное   использование   речевых   средств   и   средств информационных   и   коммуникационных   технологий   для   решения коммуникативных и познавательных задач; 10 определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный   контроль   в   совместной   деятельности,   адекватно   оценивать собственное окружающих. поведение поведение и         Личностные, метапредметные и предметные  результаты освоения предмета «Основы психологии» в 11 классе Предметные результаты. 1. Представление   о   психологической   культуре   как   части   общей культуры. 2. Понимание   роли   психологии   в   современной   духовной   жизни   и познании человеком самого себя и других людей. 3. Представление об индивидуальных особенностях самопознания и познания других людей  Понимание 4.   психологического обмана, манипулирования и формирование представлений о способах противостояния обману.  5. Формирование   представления   о   способах   преодоления трудностей,   осознание   особенностей   собственного   поведения   в   трудных жизненных ситуациях    механизма   6. Формирование   представления   о   психологической   помощи   и особенностях   применения   психологических   знаний   в   разных   сферах общественной жизни.  Личностные результаты 1. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности   обучающихся   к   саморазвитию   и   самообразованию   на   основе мотивации к обучению и познанию.   2. Формирование   целостного   мировоззрения,   соответствующего современному   уровню   развития   науки   и   общественной   практики, учитывающего   социальное,   культурное,   языковое,   духовное   многообразие современного мира; 3. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. 4. Освоение   социальных   норм,   правил   поведения,   ролей   и   форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.  5. Стремление к поиску наиболее эффективных способов учебной деятельности. 11 6. Формирование   коммуникативной   компетентности   в   общении   и  сотрудничестве   со   сверстниками,   взрослыми   в   процессе   образовательной, учебно­исследовательской, творческой и других видов деятельности. Формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни.  7. Метапредметные результаты 1. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные   действия   в   соответствии   с   поставленной   задачей   и   условиями   ее реализации;   определять   наиболее   эффективные   способы   достижения результата; 3. Формирование   умения   понимать   причины   успеха/неуспеха учебной   деятельности   и   способности   конструктивно   действовать   даже   в ситуациях неуспеха;  4. Активное   использование   речевых   средств   и   средств информационных   и   коммуникационных   технологий   для   решения коммуникативных и познавательных задач; 5. Определение   общей   цели   и   путей   ее   достижения;   умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять   взаимный   контроль   в   совместной   деятельности,   адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. 5. Содержание учебного предмета «Основы психологии» Тематическое планирование Содержание Раздел 1. Введение Раздел 2. Познавательные процессы, способности Раздел 3. Личность Раздел 4. Саморегуляция Раздел 5. Возрастная психология Раздел 1. Структура, функции и средства общения Раздел 2. Условия и технологии эффективной коммуникации Раздел 3. Конструктивное преодоление конфликтов Раздел 4. Психология семейных Кол­во часов, отведённых на изучение раздела, темы 11 класс 10 класс 1 ч 8 ч 15 ч 4 ч 6 ч ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ 10 ч 7 ч 2 ч 3 ч 12 отношений Раздел 5. Психология малых групп Раздел 6. Деловое общение Раздел 7. Профориентация ­ ­ ­ 5 ч 4 ч 3 ч Итого 34 часа 34 часа 6. Содержание программы (10 класс) Раздел 1. Введение (1 ч). 1. Предмет психологии. История развития и отрасли психологии. Основные   цели   и   задачи   курса.   Понятие   «психология».   Методы психологии: основные и вспомогательные. Отрасли психологии. Знакомство "Твое лучшее качество" Практическая работа:   Все   члены   группы,   свободно   передвигаясь   по   комнате,   должны подходить друг к другу и обмениваться комплиментами, т.е. подчеркивать лучшие качества партнера, которые вы видите в нем и цените больше всего.  Тест «Какой вы психолог?»  Разработка правил поведения на уроках психологии Раздел 2. Познавательные процессы, способности (8ч) 2. Внимание.  Виды   познавательных   процессов.   Определение   внимания.   Виды внимания.   Структура   и   характеристики   внимания.   Факторы,   влияющие   на произвольное внимание. Нарушения внимания. Развитие внимания. Тест «Коррекурная проба» Упражнения на развитие концентрации внимания Память.  Практическая работа:    3. Определение   памяти,   основные   процессы   и   продуктивность   памяти. Виды   памяти.   Законы   и   механизмы   запоминания,  сохранения   и   забывания информации. Условия, влияющие на запоминание. Мнемотехника. Практическая работа:   Мини­тесты:   «Кратковременная   слуховая   память   на   слова», «Зрительная образная память»  Упражнение на усвоение мнемотехнического приёма для развития памяти: «Ассоциации» Мышление.  4. Что такое мышление. Виды мышления.  Мыслительные операции. Пути развития и активизации мышления Практическая работа:   5. Упражнения «Логичность», «Сложные аналогии» Обобщение и повторение нового материала 13 Способности. Интеллект.  6. Понятие   «способности».   Виды   способностей.   Уровни   способностей. Измерение   способностей.   Понятие   «Интеллект».   Стороны   интеллекта. Коэффициент интеллекта. Развитие интеллектуальных способностей Практическая работа:   Тест «Насколько я левша ?» (Жариков Е, Крушельницкий Е. «Для тебя и о тебе») Методика ШТУР. Творческие способности. Креативность.   7. Понятие «креативность». Параметры креативности. Взаимосвязь между креативностью и интеллектом. Развитие креативности. Практическая работа:   Упражнения   на   развитие   творческих   способностей: «Нестандартное использование предметов», «Синонимы», «непредсказуемые последствия»  Мозг и психика. Межполушарная асимметрия мозга.  8. Функции   правого   и   левого   полушария.   Влияние   МПАМ   на эмоциональную жизнь человека. Доминирование полушарий. Практическая работа:   Дискуссия:   «Кому легче добиться успеха в жизне: человеку с доминирующим правым или левым полушарием?» Контроль знаний  Индивидуальность 9.   Раздел 3. Личность (15 ч) 10. Индивид. Личность. Индивидуальность. Структура личности. Практическая работа:   Дискуссия: «Каких людей можно назвать личностью с большой буквы в наше время?» Мини ­ тест «Мои ценности» Упражнение «Работа со сновидениями»  Индивидуальная теория личности. А. Адлер  Бихевиоризм  11. Психоаналитическая теория личности. З. Фрейд Практическая работа:   12. 13. Практическая работа:   14. Практическая работа:   15. Понятие   «темперамент».   Теории   о   темпераменте.   Темперамент   и свойства нервной системы. Типы  темперамента. Интроверсия и экстраверсия. 14 Тест «Краткая шкала измерения самоактуализации» А. Маслоу ­16.Темперамент.  Упражнение «Смена собственного поведения»  Гуманистическая теория личности. А. Маслоу Практическая работа:    «Теппинг – тест» Е. П. Ильина для ориентировочного выявления типа своей нервной системы Тест –опросник Г. Айзенка Упражнение «Характер» Характер.    17. Понятие «характер». Условия формирования характера. Акцентуации характера. Типы акцентуаций характера. Игра «Аукцион» Упражнение «Черты характера»  Самосознание. "Я ­концепция". Практическая работа:    18. Структура и функции самосознания. Понятие «Я­ концепции» Практическая работа:   Мини­тест: «20 Я»  Тест «Свмооценка» 19. Самоотношение.  Значение   самоуважения,   чувства   собственного   достоинства   для жизнедеятельности человека. Практическая работа:   Домашнее задание: нарисовать собственный герб 20. Определения «эмоция» и «чувство». Формы переживания чувств. Виды Упражнение «Список положительных качеств»  Эмоции и чувства.  эмоций Работа с карточками: высказывания выдающихся людей о любви  Упражнения «Изобрази эмоцию», «Передай эмоцию» Практическая работа:   21. Любовь. Любовь в жизни человека Практическая работа:   22. Экология любви.  Разные стороны чувства любви. Модели любви. Характер отношений. Практическая работа:   23. Дружба. Феномен дружбы. Практическая работа:   Анализ жизненной ситуации Тест «Настоящий друг» (Психология личности. Тесты, опросники, методики.Н. В. Киршева, Н. В. Рябчикова)  Контроль знаний 24.      Раздел 4. Саморегуляция (4 ч). 15 25. Стресс. Определение «стресса» и «дистресса». Фазы развития стресса. Влияние Упражнение «Я переживаю стресс, когда…» Тест на самооценку стрессоустойчивости личности стресса на организм человека. Практическая работа:    26. Саморегуляция.  Как справиться со стрессом. Виды методов саморегуляции. Практическая работа:    27. Профилактика аддиктивного поведения.  Понятие   «аддиктивное   поведение». Дыхательная техника Визуализация. Техника «Башня»   Стадии   формирования аддиктивного   поведения.   Возникновение   и   развитие   зависимостей.   Умение сказать «нет». Тест: «Что я знаю о курении» Практическая работа:   28. Позитивное мышление.  Определение   «позитивное   мышление».   Приемы   развития   навыков позитивного мышления. Практическая работа:   Тест «Вы умеете быть счастливым? Раздел 5. Возрастная психология (6 ч). 29. Психологические особенности развития ребенка.  Ранний   и   младший   школьный   возраст. Общие   вопросы   возрастной психологии. Ранний и младший школьный возраст. 30. 31. Подростковый возраст.  Психологические   и   физиологические   особенности   подросткового возраста. 32. Юность.  Психологические   и   физиологические   особенности   юношеского  возраста. Практическая работа:   Упражнение   «Мой   день   через   10  лет»,   Упражнение  «Проблема смысла жизни» 33. Обобщение и повторение нового материала 34. Контроль знаний Содержание программы (11 класс)      Раздел 1. Структура, функции и средства общения (10 ч). 1. Введение.Структура и способы общения 16 Введение.   Общение.   Структура   и   средства   общения.   Знакомство   с задачами курса «Психология общения». Общение. Структура и средства общения  Тест   «КОС»Методика   изучения   коммуникативных   и организаторских   2. Практическая работа:   умений. 3. Практическая работа:   ­4. Невербальные средства общения.   Тест   «Понимаете   ли   вы   язык   жестов?»(Жариков   Е, Крушельницкий Е. «Для тебя и о тебе»)  Упражнения   «Продемонстрируй   своё   состояние»,   «Передай чувства» 5. Речевые средства общения.  Роль   невербальных   средств   в   передаче   информации.   Мимика. Интонация. Форма изложения.  Практическая работа:   6. Позиции в общении.  Теория   Э.   Берна   об   эго­состояниях   личности.   Схема   Томаса   А. Упражнение «20 Я», «Согласие» Харриса. Практическая работа:   Тест «Три Я» 7. Стили общения. Виды общения. Этикет. 8.­9. Манипулирование.  Причины манипулирования. Типы манипулятивных систем.  Практическая работа:  Урок ­ дискуссия "Что мешает открытому общению?" Тест «Манипулятор» (А. С. Прутченков Наедине с собой. ) 10. Контроль знаний      Раздел 2. Условия и технологии эффективной коммуникации (7 11. Механизмы межличностного восприятия.  Основные   феномены   межличностного   восприятия.   Ошибки ч) превосходства и привлекательности. 12. Психологические защиты.  Механизмы психологических защит. 13. Барьеры в общении.  Что мешает полноценному общению. Стереотипизация. 14. Конструктивное общение.  17 Контроль эмоций. Трудности и барьеры, возникающие в повседневном общении. Упражнение «Безоценочное общение».  Активное и пассивное слушание.  Тест «Умеете ли вы слушать»  Приемы расположения к себе. Самопрезентация.  Практическая работа:   Ролевая игра «Нейтрализация негативных эмоций». 15. Процесс слушания. Виды слушания. Практическая работа:   16. Приёмы расположения к себе. Комплимены. Похвала и поддержка. Практическая работа:   17. Контроль знаний      Раздел 3. Конструктивное преодоление конфликтов (2ч). 18. Конфликт. Стили разрешения конфликтов.  Понятие «конфликт». Стили разрешения конфликтов. Практическая работа:  19. Управление конфликтами.  Динамика   конфликта. Упражнения «Комплимент», «Самопрезентация». Тест К. Томаса «Стили разрешения конфликтов»   Конструктивное   разрешение   конфликта. Контроль эмоций.  Психологические аспекты семейных отношений.  Практическая работа: Упражнение «Разногласие».      Раздел 4. Психология семейных отношений (3 ч). 20. Проблемы на ранних этапах существования семьи. Практическая работа:  21. Значение   гармоничных   отношений   в   браке.   Детско­родительские Упражнение «Неприятность на работе»  Функции семьи. Стили семейного воспитания.  отношения.  Практическая работа:  Методика   «РОП»   (Ролевые   ожидания   и   притязания   в   браке. Психологическая   помощь   и   консультирование   в   практической   психологии под. ред. М. К. Тутушкиной) 22. Интимные отношения Практическая работа: Обсуждение афоризма: «Порывы души рождают дружбу. Порывы ума – уважение.   Порывы   тела   –   страсть.   Объединение   трёх   порывов   порождают любовь».      Раздел 5. Психология малых групп (5 ч). 18 23. Коллектив и личность.  Роль процесса социализации в развитии личности. Виды групп. Этапы формирования коллектива. Практическая работа:  Тест   на   выявление   ценностно­ориентационного   единства   класса (ЦОЕ).Фридман Л. М.  Лидерство.  24. Психологические   качества   лидера.  Типы  лидеров. Стили  управления. Социально ­психологические особенности взаимодействия в малой группе.  Упражнение «Умей сказать «нет!» Упражнение «Предвыборная программа» Тест «Поддаётесь ли вы чужому мнению».  Развитие навыков уверенного отказа.  Практическая работа:  25. Конформизм.  Групповые нормы. Факторы, влияющие на уровень конформости. Практическая работа:  26. Право на отказ. Приёмы противостоянию давления. Практическая работа:  27. Контроль знаний       Раздел 6. Деловое общение (4 ч). 28.­29. Деловая беседа. Конструктивная критика. Функции деловой беседы. Фазы беседы. Как воспринимать критику. Практическая работа:  30. Психологические особенности публичного выступления.  Неречевые компоненты публичного выступления. Контроль эмоций. Практическая работа:  31. Экзамен психологические аспекты.  Стратегии построения работы на экзамене. Приёмы самонастройки и Ролевая игра «Приём на работу» Упражнение «Доклад» аутотренинга. Ролевая игра «Приём на работу» Практическая работа:  Раздел 7. Профориентация (3 ч) 32. Профессиональное самоопределение.  Практическая работа:  жизни» Профориентационная игра «Кто есть кто?», «Подарок», «День из 33. Проектирование профессионального жизненного пути.  Выбор   профессии.   Условия   выбора   профессии.   Ошибки   при   выборе профессии. 19 Практическая работа:  Тест   Голланда   «Профессиональные   предпочтения»   и   другие профориентационные тесты.  34. Контроль знаний Опросник на выявление профессиональных склонностей «ДДО». 7. Описание учебно­методического и материально­технического обеспечения Литература Вачков   И.В. 1.   Основы   технологии   группового   тренинга. Психотехники. – М.: Ось – 89, 2000. 2.  Гамезо   М.В.,   Домашенко   И.А.   Атлас   по   психологии: Информационно­методическое пособие к курсу «Психология человека». – М.: Пед. Общество России, 1999. 3.  Дьяченко   М.И.,   Кандыбович   Л.А.   Психологический   словарь­ справочник. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001. 4.  Методы эффективной психокоррекции: Хрестоматия /Сост. К.В. Сельченок. – МН.: Харвест, 1999. 5. Пономаренко   Л.П.,   Белоусова   Р.В.   Основы   психологии   для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006. 6. 7. 8. 9. Рогов Е.И. Эмоции и воля. – М.: ВЛАДОС,1999. Рогов Е.И. Психология познания. – М.: ВЛАДОС, 2001. Рогов Е.И. Психология человека. – М.: ВЛАДОС, 1999. Резапкина   Г.В.   Я   и   моя   профессия:   Программа профессионального самоопределения для подростков. – М.: Генезис, 2010. 10. Реан А.А., Гатанов Ю.Б., Баранов А.А. Психология   8­11 класс. Учебник. – СПб: Питер, 2001. 11. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов­н/Д., 2002. 12. Словарь   психолога­практика   /Сост.   С.Ю.   Головин.   –   Мн.: Харвест, 2001. 13. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. – М.: Генезис, 2000. 14. Фопель   К.   Психологические   группы:   Рабочие   материалы   для ведущего. – М.: Генезис, 2000. 15. Фопель К. Энергия паузы: Психологические игры и упражнения. – М.: Генезис,          2001. 16. Фопель   К.   Как   научить   детей   сотрудничать?:   В   4­х   т.   –   М.: Генезис, 1998­1999. Технические средства: мультимедийный проектор и экран; принтер 20 монохромный; принтер цветной; доска со средствами,  обеспечивающими обратную связь. Программные   инструменты:  операционные   системы   и   служебные инструменты;  текстовый редактор для работы с русскими и иноязычными текстами; инструмент планирования деятельности; редактор подготовки презентаций. 8. Планируемые результаты изучения учебного предмета  результате изучения курса ученик должен Результаты освоения программы В     знать/понимать  особенности   процессов   самопознания   и   самовоспитания,  о   себе целостно;   особенности природы эффективного общения; психологические   причины   возникновения   проблем   во   время коммуникации; условия и меры по их предупреждению выделять   и   объяснять   существенные   признаки   коммуникации,   уметь:   конфликта;            находить   в   разных   источниках   и   анализировать   информацию, необходимую для сравнения различных понятий по степени их значимости и по тематике; приводить   примеры:   различных   вариантов   коммуникаций, конструктивного общения; выявлять   коммуникативные   проблемы   в   сложных   ситуациях, прогнозировать то или иное решение для улучшения качества общения; применять практические методики для определения качественных характеристик личности; использовать   приобретенные   знания   и   умения   в   практической деятельности и повседневной жизни для: наблюдения и оценки складывающейся ситуации общения;  определения   комфортных   и   дискомфортных   условий выражения   своих   потребностей   и   принятия   потребности коммуникации; окружающих; решения практических задач по выработке совместного решения; использовать   приемы   самосовершенствования   в   учебной   и трудовой деятельности; аргументировать свою точку зрения во время дискуссии в группе независимо от высказываемой точки зрения. Оценивание результатов учебной деятельности 21 Оценивание   результатов   учебной   деятельности   осуществляется   с учётом   индивидуальных   особенностей   учеников   и   предусматривает дифференцированный подход в его организации. В   связи   с   важностью   образования   атмосферы   доверия   и   свободного обмена   мыслями,   не   следует   давать   оценку   собственной   точке   зрения учеников, которая высказывается во время дискуссий или ответа на вопрос. Оцениваться   могут   знания   теоретического   материала   и   основных   понятий, умение   использовать   полученные   знания   при   психологическом   анализе ситуаций,  навыки   конструктивного   общения,  а   также   выполнении   учебных заданий,   результаты   самостоятельно   проведённого   психологического исследования,   доклады,   рефераты,   сообщения.   Не   подлежат   оцениванию результаты   тестирования,   которые   являются   только   одним   из   методов самопознания. Однако,   учитывая   основные   цели   и   задачи   программы, формализованную оценку знаний можно применять только при повторении пройденного   теоретического   материала   или   выполнении   дополнительных заданий, подготовке рефератов, докладов. В конце каждой четверти ученики сдают зачёт по отработанным темам. Возможно использование традиционных оценок. При этом учитывается: понимание   сущности   психологических   понятий,   фактов, умение   применить   психологические   знания   при   анализе закономерностей; жизненных ситуаций;        умение   устанавливать   взаимосвязи   между   психологическими феноменами,   сравнивать,   объяснять,   анализировать,   обобщать   и   критично оценивать психологические факты; правильность   и   достаточность   дополнения   психологических фактов для решения поставленных учителем задач; самостоятельность, системность и критичность мышления; чёткость и завершённость изложения; использование   разнообразных   источников   психологических знаний, дополнительной литературы; Оценивание   знаний   и   умений   учеников   упрощаются   благодаря требованиям, которые изложены в программе после каждой темы. Курс   может   завершаться   экзаменом,   проходящим   в   форме   защиты   реферата   или   ответа   по   билетам, собеседования, исследовательской работы. Календарно­тематическое планирование  10 класс (34 часа) 22 Примечание № а к о р у 1 2 Наименование раздела, темы Предмет психологии. История  развития и отрасли психологии Познавательные процессы,  способности. Внимание. Воображение. 3 Память 4 Мышление 5 Обобщение и повторение нового  материала 6 Способности. Интеллект Дата проведения по  факту по  плану 05.09 12.09 19.09 26.09 03.10 10.10 23 7 Творческие способности.  Креативность 8 Мозг и психика. Межполушарная  асимметрия мозга 9 Контроль знаний Личность. 10 11 Психоаналитическая теория  личности. З. Фрейд 17.10 31.10 07.11 14.11 21.11 12 Индивидуальная теория личности. А.  28.11 Адлер 13 Бихевиоризм 14 Гуманистическая теория личности. А.  Маслоу 15, Темперамент  16 Темперамент 17 Характер 18 Самосознание. «Я – концепция» 19 Самоотношение 20 Эмоции и чувства 21 Любовь 22 Экология любви 23 Дружба 24 Контроль знаний 25 Саморегуляция. Стресс 26 Саморегуляция 27 Профилактика аддиктивного  поведения 28 Позитивное мышление 29 Возрастная  психология. Психологические  особенности развития ребенка 30 Ранний и младший школьный возраст 31 Подростковый возраст 32 Юность 33 Обобщение и повторение нового  материала 34 Контроль знаний 05.12 12.12 19.12 26.12 16.01 23.01 30.01 06.02 13.02 20.02 27.02 06.03 13.03 20.03 03.04 10.04 17.04 24.04 08.05 15.05 22.05 Календарно­тематическое планирование  24 Примечание 11 класс (34 часа) № а Наименование раздела, темы к о р у Структура, функции и средства  общения. Введение 1 2 Общение. Структура и средства  общения 3­4 Невербальные средства общения Невербальные средства общения Речевые средства общения 5 6 Позиции в общении 7 Стили общения 8­9 Манипулятивный стиль общения Манипулятивный стиль общения 10 Контроль знаний 11 Условия и технологии  эффективной коммуникации.  Механизмы межличностного  восприятия 12 Психологические защиты 13 Барьеры в общении 14 Конструктивное общение. Контроль  эмоций 15 Активное и пассивное слушание 16 Приемы расположения к себе.  Самопрезентация 17 Контроль знаний Конструктивное преодоление  конфликтов. Конфликт. Стили  разрешения конфликтов 18 19 Управление конфликтами Психология семейных отношений. Психологические   аспекты   семейных отношений 20 21 Функции семьи. Стили семейного  воспитания 22 Интимные отношения Дата проведения по  факту по  плану 05.09 12.09 19.09 26.09 03.10 10.10 17.10 31.10 07.11 14.11 21.11 28.11 05.12 12.12 19.12 26.12 16.01 23.01 30.01 06.02 13.02 20.02 25 23 Психология Коллектив и личность   малых   групп. 27.02 24 Лидерство 25 Социально ­ психологические  особенности взаимодействия в малой группе. Конформизм 26 Развитие навыков уверенного отказа 27 Контроль знаний 28­ 29 Деловая беседа. Конструктивная  критика Деловая беседа. Конструктивная  критика 30 Психологические особенности  публичного выступления 31 Экзамен психологические аспекты 32 Раздел 7. Профориентация Профессиональное самоопределение 33 Проектирование профессионального  жизненного пути 34 Контроль знаний 06.03 13.03 20.03 03.04 10.04 24.04 08.05 15.05 22.05 26

Рабочая программа элективного курса «Основы психологии»

Рабочая программа элективного курса  «Основы психологии»

Рабочая программа элективного курса «Основы психологии»

Рабочая программа элективного курса  «Основы психологии»

Рабочая программа элективного курса «Основы психологии»

Рабочая программа элективного курса  «Основы психологии»

Рабочая программа элективного курса «Основы психологии»

Рабочая программа элективного курса  «Основы психологии»

Рабочая программа элективного курса «Основы психологии»

Рабочая программа элективного курса  «Основы психологии»

Рабочая программа элективного курса «Основы психологии»

Рабочая программа элективного курса  «Основы психологии»

Рабочая программа элективного курса «Основы психологии»

Рабочая программа элективного курса  «Основы психологии»

Рабочая программа элективного курса «Основы психологии»

Рабочая программа элективного курса  «Основы психологии»

Рабочая программа элективного курса «Основы психологии»

Рабочая программа элективного курса  «Основы психологии»

Рабочая программа элективного курса «Основы психологии»

Рабочая программа элективного курса  «Основы психологии»

Рабочая программа элективного курса «Основы психологии»

Рабочая программа элективного курса  «Основы психологии»

Рабочая программа элективного курса «Основы психологии»

Рабочая программа элективного курса  «Основы психологии»

Рабочая программа элективного курса «Основы психологии»

Рабочая программа элективного курса  «Основы психологии»

Рабочая программа элективного курса «Основы психологии»

Рабочая программа элективного курса  «Основы психологии»

Рабочая программа элективного курса «Основы психологии»

Рабочая программа элективного курса  «Основы психологии»

Рабочая программа элективного курса «Основы психологии»

Рабочая программа элективного курса  «Основы психологии»

Рабочая программа элективного курса «Основы психологии»

Рабочая программа элективного курса  «Основы психологии»

Рабочая программа элективного курса «Основы психологии»

Рабочая программа элективного курса  «Основы психологии»

Рабочая программа элективного курса «Основы психологии»

Рабочая программа элективного курса  «Основы психологии»

Рабочая программа элективного курса «Основы психологии»

Рабочая программа элективного курса  «Основы психологии»

Рабочая программа элективного курса «Основы психологии»

Рабочая программа элективного курса  «Основы психологии»

Рабочая программа элективного курса «Основы психологии»

Рабочая программа элективного курса  «Основы психологии»

Рабочая программа элективного курса «Основы психологии»

Рабочая программа элективного курса  «Основы психологии»

Рабочая программа элективного курса «Основы психологии»

Рабочая программа элективного курса  «Основы психологии»

Рабочая программа элективного курса «Основы психологии»

Рабочая программа элективного курса  «Основы психологии»

Рабочая программа элективного курса «Основы психологии»

Рабочая программа элективного курса  «Основы психологии»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.05.2019