Контрольная работа по теме "Общение в семье"
Оценка 5

Контрольная работа по теме "Общение в семье"

Оценка 5
Исследовательские работы +4
doc
обществознание +2
9 кл—11 кл +1
28.03.2024
Контрольная работа по теме "Общение в семье"
В данной работе раскрывается понятие "общение", приводятся виды общения, особенности взаимодействия между супругами, между родителями и детьми; барьеры общения; стили семейного воспитания.
Контрольная работа Общение в семье.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по теме:

 

«Общение в семье».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Киров

 

 

Содержание

                                                                                                                 Стр.

         Введение.                                                                                              - 3

1.     Понятие «общение».                                                                       - 4

2.     Виды общения.                                                                               - 6

3.     Роль общения в психическом развитии человека.                       -  8                                                      

4.     Общение в семье.                                                                            - 9

4.1. Психологический климат семьи.                                                      - 10

4.2. Особенности взаимоотношений между супругами.                       - 12

4.3. Особенности современной семьи.                                                    - 13

4.4. Особенности взаимоотношений между родителями и детьми.    - 15

4.4.1. Барьеры общения.                                                                           - 18

4.4.2. Виды отношений.                                                                            - 24

4.4.3. Стили семейного воспитания.                                                       - 25

4.5. Семейные конфликты.                                                                      - 27

Заключение.                                                                                       - 30

Список литературы.                                                                          - 31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                                                                   Введение.

                                      Ты, отчий дом, являешься основой всякого истинного,

                                                                 естественного воспитания человека.

                                                   Отчий дом, ты школа нравов и государства!

                                                                                     И. Песталоцци (4;104)         

         Что такое семья? Если бы на этот вопрос предложили ответить людям разных эпох, то ответы были бы самые разные: от «Мой дом – моя крепость» до «Семья – это исторический архаизм, она должна отмереть».

         Возникали и исчезали государства, появлялись и изживали себя разнообразные формы организации общности людей, но семья – изначальная ячейка общественной организации пережила века и сохранилась. Она устояла, потому что отвечает потребностям человека, обеспечивает ему такие условия существования, которых не может предоставить ни какая другая форма общественной организации (5; 7).

         Так что же такое семья?

         Семья – это малая социальная группа со своими устоями, нормами обычаями, санкциями.

         Основное назначение семьи – удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей. Являясь социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейших потребностей, в том числе и в воспроизводстве населения. В то же время      она удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а также общесемейные (групповые) потребности (2; 10). Из этого вытекают основные функции семьи:

1.     Репродуктивная функция семьи состоит в воспроизводстве жизни, т.е. в рождении детей.

2.     Воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый – формирование личности ребёнка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи накопленного обществом социального опыта; выработка у них научного мировоззрения, потребности и умения быть гражданином и хозяином; обогащение их интеллекта, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья. Второй аспект – систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. Аспект третий – постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием (2; 10,14).

3.     Хозяйственно-экономическая функция. Семья участвует в общественном производстве средств жизни, восстанавливает истраченные на производстве силы  своих взрослых членов, ведёт своё хозяйство, имеет свой бюджет, организует потребительскую деятельность.

4.     Функция общения. Это самое слабое место современной семьи. Если первые три функции хоть и в неразвитом виде, но присутствуют в современной семье и семья благодаря им существует, то функция общения часто вовсе отсутствует (12; 48).

Теперь правомочно поставить вопрос: «Может ли быть устойчивым 

социальное явление, если оно не функционирует?» Вывод напрашивается сам собой: укрепить семью – значит обеспечить её активное функционирование по всем четырём позициям и, прежде всего, научить людей общаться.

Каждому члену семьи, большому или маленькому, нужен уют и комфорт, отношение доверия, чувство защищённости и покоя, но главное, в чём нуждается человек, - так это в том, чтобы его понимали. В этом главное назначение функции общения – обеспечение взаимопонимания как наиболее прочного основания в семье. Создание и поддержание такого психологического состояния и входит в функцию общения.

 

1.      Понятие «общение».

По своей природе общение –

это ежедневный труд.

                 В.А. Сухомлинский

         Что такое общение?

Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становясь осознанным и опосредованным речью. В общении выделяются следующие аспекты: содержание, цель и средства. Содержание – это информация, которая в межиндивидуальных контактах передаётся от одного живого существа другому. Один человек может передавать другому информацию о наличных потребностях, рассчитывая на потенциальное участие в их удовлетворении. 
Так же могут передаваться данные  об их эмоциональных состояниях (удовлетворённость, радость, гнев, печаль, страдание и т.д.), ориентированные на то, чтобы определённым образом настроить другого человека. По отношению к разгневанному или страдающему человеку мы, например, ведём себя иначе, чем по отношению к тому, кто настроен благожелательно и испытывает радость.

У человека содержание общения значительно шире, чем у животных. Люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире, богатый, прижизненно приобретённый опыт, знания, способности, умения и навыки. Человеческое общение многопредметно, оно самое разнообразное по своему внутреннему содержанию.

Цель общения – это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. Например, передача и приобретение знаний о мире, обучение и воспитание, согласование разумных действий людей в совместной деятельности, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений, многое другое. Цели общения представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других.

Под средствами общения понимают способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения от одного живого существа другому. Например, информация может передаваться с помощью прямых телесных контактов (касанием тела, руками и т.д.), через органы чувств (наблюдение со стороны одного человека за движениями другого или восприятие производимых им звуковых сигналов), посредством языка и т.д. (9; 512)

Следовательно, общение – это обмен информацией между людьми, их взаимодействие (9; 669);

- это многоплановый процесс развития контактов между людьми, вызванный потребностью совместной деятельности.

2. Виды общения.

В зависимости от содержания, целей и средств общение можно разделить на несколько видов. Виды общения служат развитию различных сторон психологии и поведения человека. Так, деловое общение формирует и развивает его способности, служит средством приобретения знаний и навыков. В нём же человек совершенствует умение взаимодействовать с людьми, развивая у себя необходимые для этого деловые и организаторские качества.

Личностное общение формирует человека как личность, даёт ему возможность приобрести определённые черты характера, интересы привычки, склонности, усвоить нормы и формы нравственного поведения, определить цели жизни и выбрать средства их реализации.

Материальное общение позволяет человеку получать необходимые для нормальной жизни предметы материальной и духовной культуры, которые выступают в качестве условия индивидуального развития.

Когнитивное общение непосредственно выступает как фактор интеллектуального развития, т.к. общающиеся индивиды обмениваются и, следовательно, взаимно обогащаются знаниями.

Кондиционное общение создаёт состояние готовности к научению, формулирует установки, необходимые для оптимизации других видов общения. Тем самым оно косвенно способствует индивидуальному и личностному развитию человека.

Мотивационное общение служит источником дополнительной энергии для человека, своеобразной его «подзарядкой». Приобретая в результате такого общения новые интересы, мотивы и цели деятельности, человек увеличивает свой психоэнергетический потенциал, развивающий его самого.

Деятельностное общение – межличностный обмен действиями, операциями, умениями навыками, имеет для индивида прямой развивающий эффект, т.к. совершенствует и обогащает его собственную деятельность.

Биологическое общение служит самосохранению организма в качестве важнейшего условия поддержания и развития его жизненных функций.

Социальное общение обслуживает общественные потребности людей и является фактором, способствующим развитию форм общественной жизни: групп, коллективов, организаций, наций, государств, человеческого мира в целом.

Непосредственное общение необходимо человеку для того, чтобы обучаться и воспитываться в результате широкого использования на практике данных ему с рождения, самых простых и эффективных средств и способов научения: условнорефлекторного, викарного и вербального.

Опосредованное общение помогает усвоению средств общения и совершенствованию на базе их способности к самообразованию и самовоспитанию человека, а также к сознательному управлению самим общением.

Благодаря невербальному общению человек получает возможность психологически развиваться ещё до того, как он усвоил и научился пользоваться речью (около 2-3 лет). Кроме того, само по себе невербальное общение способствует развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей человека, вследствие чего он становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для развития.

Вербальное общение связано с усвоением речи, а она, как известно, лежит в основе всего развития человека, как интеллектуального, так и собственно личностного (9; 519).

3. Роль общения в психическом развитии человека.

         Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам становится личностью.

         Если бы с рождения человек был лишён возможности общаться с людьми, он ни когда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином, был бы до конца жизни обречён оставаться полуживотным, лишь внешне, анатомо-физиологически напоминающим человека. Об этом свидетельствуют многочисленные факты, описанные в литературе и показывающие, что, будучи лишённым общения с себе подобными, человеческий индивид, даже если он, как организм, вполне сохранен, тем не менее остаётся биологическим существом в своём психическом развитии. В качестве примера можно привести состояния людей, которых время от времени  находят среди зверей и которые длительный период, особенно в детстве, жили в изоляции от цивилизованных людей или, уже будучи взрослыми, в результате несчастного случая оказались в одиночестве, надолго изолированными от себе подобных (например, после кораблекрушения). 

         Особенно важную роль играет общение в детском возрасте. Большое значение для психического развития ребёнка имеет его общение со взрослыми на ранних этапах онтогенеза. В это время все свои человеческие, психические и поведенческие качества он приобретает почти исключительно через общение, т.к. вплоть до начала обучения в школе, а ещё более определённо – до наступления подросткового возраста, он лишён способности к самообразованию и самовоспитанию.

         Психическое развитие ребёнка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому младенец получает необходимую для его индивидуального развития информацию. Интенсивность общения, разнообразие  его содержания, целей и средств являются важнейшими факторами, определяющими развитие людей (9; 517).  

 

4. Общение в семье.

                                                            Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.

                                                                                                           Л.Н. Толстой

         Семья – малая (первичная) группа, которая состоит из лиц, связанных двумя типами отношений: супружества и родства, которая обеспечивает личности эмоциональную стабильность, психологическую и физическую безопасность, личностный рост (8; 7).

Общение в семье – это жизнь самой семьи. Если на производстве можно с кем-то общаться постоянно, с кем-то изредка, кого-то вообще не замечать, то в семье такое неприемлемо. В семье нужно жить с удовольствием, в противном случае жизнь превращается в наказание (12; 81).

Общение в семье складывается из отношений между супругами, отношений между родителями и детьми, отношений супругов с их собственными родителями и родителями другого супруга и т.д. (11;280). Оно выполняет функцию обеспечения взаимопонимания в семье. Взаимопонимание способствует совместимости супругов и обеспечивает здоровый микроклимат в семье – наиболее благоприятные условия для рождения и воспитания детей. В этом гармония семьи.

            Психологический климат семьи.

Характерный для той или иной семьи более или менее устойчивый эмоциональный настрой принято называть психологическим климатом. Он является следствием семейной коммуникации, т.е. возникает в результате совокупности настроения членов семьи, их душевных переживаний и волнений, отношения друг к другу, к другим людям, к работе, к окружающим событиям. Говоря по-другому, психологический климат – это комплекс психологических условий, способствующих или препятствующих сплочению семьи. Значит, он неразрывен с морально-нравственными ценностями семьи, является показателем качества межличностных отношений членов семьи. Вот почему нередко его называют морально-психологическим климатом, имея в виду единство духа супружества, общего стиля жизни семьи, характера отношений в ней.

Психологический климат не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены семьи, от их усилий зависит, каким он будет.

Многие исследователи выделяют два типа психологического климата семьи: благоприятный и неблагоприятный. Многолетние исследования показывают, что довольно значительной части семей присущ противоречивый психологический климат.

Исходной основой благоприятного психологического климата семьи является супружеская совместимость (см. п. 4.2.).

Важный показатель благоприятного психологического климата семьи – стремление её членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчёркивать достоинства и добрые дела каждого, преподносить друг другу приятные сюрпризы, вместе путешествовать. И ещё один признак благоприятного психологического климата – открытость семьи, добрые отношения с родственниками, с соседями, с друзьями и знакомыми.

На благоприятный климат семьи в сильной степени влияет внутрисемейное общение. В чём его особенности?

Внутрисемейное общение весьма специфично. Это обуславливает, прежде всего, многоаспектность семейных отношений, их естественность, постоянство, сердечность, глубокую интимность, взаимозаинтересованность, направленность на обеспечение всех сторон жизнедеятельности членов семьи; многообразие связей семьи с окружающей средой; характер воздействия на семью окружающей среды, своеобразие восприятия этих воздействий семьёй. Как социально-психологическое явление, общение имеет ряд функций (см. п. 2.) и поэтому может всесторонне воздействовать на жизнь семьи.

Как показывают исследования, наиболее часто общение членов современной семьи происходит в процессе просмотра телевизионных передач, обсуждения книг, журналов и газет, работы по дому, в саду, на огороде, совместных бесед, прослушивания радиопередач. Нынешние семьи

не так уж часто совершают прогулки на природу (только каждая четвёртая семья совершает их регулярно), выходы в театр и в кино, во Дворцы культуры и клубы (28 – 29% семей посещают их регулярно). Реже, чем раньше, стали практиковаться совместная работа по дому, в саду, совместные игры (взрослых и детей).

К сожалению, многие супруги недооценивают влияние общения на семью. Дело в том, что этот процесс очень сложен, и распознать результаты этого влияния чрезвычайно трудно. Нередко на формирование взглядов и убеждений членов семьи (особенно детей) различные формы общения влияют опосредованно. Исходя из здравого смысла, можно утверждать, что, например, общение детей с родителями в процессе совместной работы по дому или на огороде влияет на воспитание их трудолюбия. Здесь на лицо непосредственное влияние труда и общения. Но, оказывается, это же общение положительно воздействует на развитие у них самостоятельности, требовательности к себе, коллективизма, ответственности, заботливости и многих других качеств.

 Естественно, что члены семьи активно общаются в часы досуга.

Многие семьи правильно организуют свой досуг. Однако немало и таких, где не умеют отдыхать. Можно ли считать положение нормальным, когда в некоторых семьях воскресные дни  - это сплошное «хождение» в гости, приём гостей и – самое пагубное! – выпивки, равнодушие к детям.

Обобщая всё сказанное выше, можно утверждать: благоприятный психологический климат семьи ведёт к тому, что наиболее притягательными для каждого её члена становятся совместно созидаемые духовные ценности, а престижность материальных благ, хотя и остаётся высокой, но отодвигается на второй план.

Существует широко распространённое заблуждение о том, что бытовой комфорт семьи автоматически обеспечивает благоприятную психологическую атмосферу. Конечно, бытовая неустроенность семьи нередко, взаимодействуя с другими неблагоприятными условиями, провоцирует неблагополучие её психологического климата. Однако и многим семьям с высоким бытовым комфортом при обеднённой духовной жизни присущ психологический дискомфорт.

Неблагоприятный психологический климат семьи ведёт к депрессии, ссорам, психологической напряжённости, дефициту в положительных эмоциях. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным (2; 27).

4.2. Особенности взаимоотношений между супругами.

         В силу большой занятости и сложности быта у современной семьи очень узкий круг общения: муж, жена, дети, тем важнее наличие психологической совместимости между супругами.

         Социально-психологическая совместимость подразумевает общность, которую можно рассматривать на трёх уровнях.

         Во-первых, мировоззренческое единство. Это фундаментальный феномен, хотя в обыденной жизни люди живут, общаются, и, кажется, не задумываются над тем, какое у них мировоззрение. Но это только так кажется.

         В действительности каждый более или менее важный шаг или поступок личности имеет под собой мировоззренческую установку, позицию, и она проявляется быстрее и ярче по мере активности самой личности. Какой бы сильной ни была любовь, в одной семье не могут ужиться революционер и контрреволюционер, честный человек, труженик и вор и т.д. одному из супругов придётся менять установку или семья распадётся.

         Таким образом, социально-психологическая совместимость супругов предполагает общее мировоззрение.

         Во-вторых, наличие в семье единых ценностных установок и ценностных ориентаций на весь дальнейший путь в развитии семьи. У супругов должна быть одна позиция по целому кругу существенных для жизни семьи вопросов: где жить, сколько иметь детей, заводить детей сразу или подождать, как распределять домашние обязанности и т.д. Все эти вопросы требуют тщательных, иногда долговременных переговоров. Причём о принципиальных вещах нужно договориться заранее, чтобы избежать в последующем острых конфликтов, перерастающих в полное непонимание.

         Такие договорные условия очень важны. Они способствуют развитию таких черт, как терпеливость, сдержанность, выносливость, каких ранее, возможно, и не было. Уровень социально-психологической совместимости повышается.

         Третья позиция – это наличие общих господствующих эмоций в семье. Супруги могут быть разными по характеру и темпераменту, но настроение, которое переживает один, другому должно быть понятно, и он должен быть способен его разделить, в особенности, если речь идёт о горестных переживаниях.

         Ощущение нужности, невозможности существования без другого – это и есть психологическая совместимость (12;51).

4.3.Особенности современной семьи.

Нуклеарная семья – это отдельно живущая без родителей и родственников супружеская пара с детьми или без детей.

Основная формула семьи: папа + мама + ребёнок. Такая семья называется элементарной..

Любая семья скрепляется отношениями:

1. власти – подчинения,

2. взаимоответственности,

3. эмоционально-психологической близости.

         Отношения власти – подчинения проявляются в том, что один супруг доминирует. Его задача заключается в обеспечении безопасности семьи, координирования действий её членов для достижения групповых целей, определения перспектив жизни и развития семьи, внушения веры в будущее.

         В плане воспитания детей выделяют пять видов власти:

- вознаграждение, например, за хорошее поведение и наказание – за плохое поведение;

- власть – принуждение, когда за поведением ребёнка осуществляется жёсткий контроль, и каждый незначительный проступок подлежит наказанию;

- власть эксперта основана на большей компетентности родителей в том или ином деле;

- власть авторитета опирается на уважение одного из родителей;

- власть закона, когда родители являются носителями и истолкователями закона.

         Отношения взаимоответственности.

         Ответственность в семье подразделяется на:

- ответственность за групповые нормы,

- ответственность за стремление к изменению норм, традиций, отношений,

- ответственность за реальное состояние группы (семьи),

- ответственность за себя и за других.

Большую ответственность несёт тот, кто является лидером в семье.

         Эмоционально-психологическая близость.

Она основана на потребности в аффиляции, т.е. потребности в дружбе,

привязанности, сотрудничестве, общении.

         Можно наблюдать противоположно направленные векторы. Например, доминирование предполагает ответственность за тех, кто подчиняется, а ответственность предполагает власть над людьми для реализации общих задач. Психологическая близость невозможна там, где подчинение осуществляется недобровольно. То есть в идеале должно существовать подчинение, власть и психологическая близость.

4.4. Особенности взаимоотношений между родителями и детьми.

         Общение между родителями и детьми в семье имеет ряд специфических особенностей – как положительных, так и отрицательных. Не определив их, трудно разобраться во внутрисемейных проблемах и конфликтах.

         Остановимся на положительных признаках семейного общения:

1.     Семейному общению в большей степени, чем другим видам общения, присущи интимность, камерность, снижение «доверительного интервала», дистанции между общающимися сторонами.

2.     Семейное общение охватывает все стороны жизни человека, обеспечивает его вне ролевое принятие и взаимодействие. Так, в школе ребёнок может выступать в одной-единственной роли – ученика, в спортивной секции – спортсмена. Семья же должна принимать ребёнка в интеграции всех его внешних ролей, помогать устанавливать их иерархию.

3.     В семейном общении невозможно выделить отдельные его аспекты (обучение, воспитание, развитие), ему присущ комплексный характер взаимного влияния друг на друга всех членов семьи. И   если   взрослые

служат для ребёнка наглядными примерами, образцами поведения, то он в свою очередь их подтягивает, дисциплинирует, укрепляет в них чувство ответственности.

4.     На семью возлагается обязанность регулировать разнообразные отношения ребёнка с миром. Прямо обрушить на его неокрепший организм и психику требования окружающей действительности, иногда довольно жёсткие, нельзя. Поэтому родители нередко выступают своеобразным «буфером», смягчая эти требования и подстраховывая возможные отклонения от оптимума, снимая стрессы, получаемые ребёнком в других сферах жизни.

5.     В семейной жизни, как нигде, велико влияние личностного начала в воспитании. Живой пример, особая чуткость к настроению и состоянию членов семьи имеют большое значение. У родителей, как ни у кого. Есть возможность остаться один на один с ребёнком и точно оказать на него необходимое влияние.

6.     Наконец, семья, обеспечивая максимальную длительность связей, имеет большое влияние на человека на протяжении практически всей его жизни – от младенчества до старости. Это предопределяет непрерывность познания друг друга в разных ситуациях, полную информированность о жизненном пути ребёнка.

Однако общение в семье, отношения между её членами могут осложняться по некоторым объективным причинам.

1.     На семейное общение ложится большая эмоциональная нагрузка. В семье диапазон эмоциональных проявлений очень широкий, так как включает и расслабление в домашних условиях, и снижение контроля, и нарастание тенденции к нервным «выбросам». Эта тенденция усиливается тем, что обычно общение с детьми приходится на вечернее время, когда и родители, и ребёнок уже устали и испытывают острую потребность в отдыхе, а часто и в ограничении социальных контактов.

2.     Общение в семье может протекать на фоне уже накопившегося переизбытка общения (у детей в школе, у родителей на работе), когда одна из сторон или сразу обе испытывают потребность побыть в одиночестве, сосредоточиться на своём внутреннем мире.

3.     Общение в семье за частую происходит на фоне мелких, каждодневных бытовых хлопот, что нередко обесценивает его содержательную сторону, ибо ограничивается внешней результативностью при внутренней пустоте отношений. Эта приземлённость общения порой просто невыносима для подростка с его романтическими взглядами на жизнь и вызывает у него неприязнь к родителям.

4.     У родителей часто нет психолого-педагогического опыта, он приобретается параллельно с ростом ребёнка. Отсутствие знаний приводит к недостаточному пониманию происходящих событий, действиям на основе интуиции или чаще всего исходя из первых эмоциональных побуждений (причём нередко в состоянии раздражения). Многие родители черпают свои педагогические идеи из весьма ненадёжного источника – своих подзабытых и приукрашенных последующим жизненным опытом детских впечатлений, не испытывая потребности более широко и непредвзято взглянуть на свои отношения с ребёнком.

5.     Неразвитость специальных коммуникативных умений затрудняет возможность проявления личностного аспекта в различных жизненных ситуациях. Неумение «облачать» своё поведение в ту форму, которая максимально полно соответствовала бы исходной цели педагогического воздействия на ребёнка, психологической сущности взаимодействия, часто не позволяет правильно реализовывать интуитивно найденные верные педагогические решения.

Таким образом, при потенциально высоких возможностях семейного воспитания существуют причины, которые усложняют процесс внутрисемейного взаимодействия (5; 23).

4.4.1.Барьеры общения.

         Барьеры общения – это причины, вызывающие разобщение взаимодействующих сторон и обуславливающих их неспособность понять друг друга.         Подобных барьеров много, и большинство из них взаимосвязаны, поэтому выделение их перечня сопряжено с определёнными трудностями. Приведём некоторые из них, так как каждому человеку, вступающему в общение, важно знать, где могут возникнуть источники непонимания, конфликтов, откуда проистекают трудности во взаимодействии.

         Самый распространённый, наглядно фиксируемый барьер – так называемый физический. Существующие между людьми различные преграды, понятно, затрудняют любое взаимодействие. Однако в семейной жизни нередко этим пренебрегают. Разве родители умеют правильно использовать пространство при взаимодействии? Например, у матери привычка – из кухни «воспитывать» сына, который смотрит телевизор. Обратите внимание, сколько физических барьеров её воспитательное воздействие должно преодолеть при этом: шум воды на кухне и звуки телевизора почти полностью заглушают слова, стены существенно снижают громкость её голоса, а она всё продолжает свой монолог. Сын фактически не слышит мать, а она негодует, что он не реагирует на её слова.

Показателен эксперимент, проведённый психологами. Посреди комнаты на стуле сидит человек, которому предложено останавливать входящих в комнату людей на определённом, удобном для него расстоянии. Оказалось, что существует строгая закономерность: чем неприятнее  вошедший, тем на более далёком расстоянии его останавливают. Уменьшение этой дистанции  приводило к внутреннему напряжению, дискомфорту, натянутости взаимодействия. Чем более приятны были входящие, тем меньше становилась дистанция между ними и сидящим. Интересно, что и минимальная и максимальная дистанции были сугубо индивидуальными.

Персональное пространство человека – это пространство во круг человека мысленно очерченное, за пределы которого окружающим вход не желателен. Оно подразделяется на виды:

- интимное расстояние от 0 до 0,5 метров,

- межличностное расстояние от 0,5 до 1,2 метров,

- социальное расстояние от 1,2 до 3,7 метров,

- публичное расстояние от 3,7 и более.

Этот момент очень важно учитывать при организации внутрисемейного взаимодействия, т.к. неудачно выбранное пространственное размещение общающихся может существенно усложнить взаимодействие.

Ещё один барьер – социальный. Общаясь, люди ориентируются чаще не на личность собеседника, а на него как носителя определённой социальной роли. В этом случае взаимодействие может направляться не реальной оценкой ситуации, а теми значениями, которые вкладываются в содержание ролей.

Например, с точки зрения отца, оптимальным является следующее содержание ролей внутри семьи: строгий, требовательный, бескомпромиссный Родитель и послушный, безропотный Ребёнок. У матери может быть другой аспект: чуткий, справедливый, уступчивый Отец и нежный, нуждающийся в опеке, незащищённый Ребёнок. В свою очередь их отпрыск вступает во взаимодействие со своим репертуаром ролей: спокойный, не вмешивающийся в дела сына, но всегда готовый понять и прийти на помощь Отец и самостоятельный, твёрдый в своих решениях и поступках Сын. В таком случае взаимодействующие стороны заранее обречены на непонимание, которое может стать постоянным, если они не смогут пересмотреть содержание ролей, пойти на их расширение или вычленить в них новые отношения.

Достаточно часто встречается так называемый биологический барьер. Его точно уловила известная поговорка «сытый голодного не разумеет». Актуальные для одного потребности, вызванные состоянием его организма, для другого оказываются незначимыми.

Наверное, всем известно разделение людей на «сов» (т.е. более эффективно работающих в вечернее время) и «жаворонков» (любителей поработать в утренние часы), которое базируется на в основном на эмпирических наблюдениях. Однако французским учёным Кастрере было доказано, что организму человека присущ не 24-часовой цикл биологической активности, а 36- или 48-часовой.люди с 48-часовым алгоритмом составляют группу «жаворонков», тогда как «совы», очевидно, обладают 36-часовым биоритмом. Нетрудно представить, как может сказываться на внутрисемейных отношениях подобная разница: отец-«жаворонок» будет настойчиво «переделывать» своего сына-«сову», упрекая его за леность, сонливость, нерасторопность в те часы, когда у него по биологическим предпосылкам период наименьшей активности, и насильственно прерывать работу во время максимальной работоспособности.

Большое значение в семейной жизни имеет знание возрастных барьеров, которые порождаются психофизиологическими особенностями ребёнка на разных этапах его индивидуального развития. Каждому возрастному этапу соответствуют определённые различия в потребностях, представлениях, мотивах, возможностях организма, способах деятельности. Возрастной барьер может возникать регулярно – как результат стабильных различий в способах жизненной реализации взрослых и детей (например, высокая двигательная и познавательная активность ребёнка может утомлять взрослого) и эпизодически – в кризисные периоды, когда резко меняется вся психика ребёнка (кризис трёхлеток, кризис подросткового возраста), а родители продолжают относиться к нему с позиций «позавчерашнего дня».

         Весьма важно для родителей учитывать при взаимодействии в семье барьеры, обусловленные половыми различиями. Известно, что женщина в силу своей более тонкой эмоциональной чувствительности была и остаётся хранительницей домашнего очага. Мужские черты характера обеспечивают лучший контакт с внешним миром, защиту семьи. Однако, это в основе своей исторически закреплённое различие функций мужчины и женщины в семье, обусловленное их эмоциональными особенностями, может порождать и неурядицы в семейных отношениях. Нередко нарушается в семьях и процесс половой идентификации детей: неточная адресация родительских требований приводит к тому, что девочку отец воспитывает решительной, бескомпромиссной, неуступчивой, тогда как баловень-мальчик купается в неге нетребовательной материнской любви. В результате девочка может вырасти начисто лишённой женственности, «командиром в юбке» на работе и в семье. Инфантильность мужчины, его неспособность принять на себя ответственность не только за семью, но и за собственные поступки, иждивенчество за счёт женщины разрушили уже немало браков (5; 27).  

         Нельзя игнорировать в семейной жизни и барьеры, которые условно можно назвать профессиональными. Профессиональная деятельность накладывает существенный отпечаток на черты характера, привычки, стиль взаимодействия родителей. Это не может не сказаться на отношениях с членами семьи. Например, руководитель крупного предприятия организует своё «воспитательное» воздействие, передавая детям указания и наставления через жену. В семье учителей нередко все отношения пронизаны дидактизмом: здесь злоупотребляют проповедями и нравоучениями, фиксацией и негативной оценкой любого, самого незначительного проступка. Приёмы, полезные в определённой профессиональной деятельности, переносятся, причём часто неосознанно, на семейные отношения, создавая стереотипы родительского поведения, не только малоэффективные, но и зачастую вредные для воспитания.

         Переходя к описанию барьеров, о которых речь пойдёт ниже, ещё раз напомним, что все они достаточно тесно связаны друг с другом, взаимообусловлены. Ни один не существует в полном отрыве от других. Их вычленение в качестве самостоятельных обусловлено стремлением авторов полнее раскрыть сущность и причины конфликтов, возникающих между родителями и детьми, разные аспекты возникающих противоречий.

         Психологический барьер, в сущности, проявляется во всех других видах барьеров, но его выделение обусловлено тем, что он имеет и некоторую самостоятельную сущность в виде стабильных, не зависящих ни от возраста, ни от ситуации, ни от профессиональной или социальной роли особенностей поведения. Последние определяются сложившимися чертами характера, социальными установками, сформировавшимися убеждениями, привычками, предрассудками конкретных людей, вызывающими устойчиво повторяющиеся затруднения при взаимодействии с ними.

         Например, избалованный ребёнок будет требовать, чтобы родители участвовали в играх, которые интересуют его, не допуская даже мысли, что эти игры могут быть неуместны для старших. Такое игнорирование прав родителей на самостоятельность сохраняется и тогда, когда ребёнок взрослеет. Причины зависимости родителей от ребёнка могут быть достаточно вескими, например, болезненность ребёнка, инвалидность и т.д.

         Может возникнуть конфликт между взрослым и ребёнком и по другой причине: взрослый игнорирует детские интересы и потребности, навязывает те формы досуга, которые  лично ему кажутся привлекательными, и возмущается, сталкиваясь с сопротивлением.

         Близок к психологическому и личностный барьер, когда проявляется личностное неприятие кого-то из членов семьи. Бывает так, что кто-то из родителей утратил свой авторитет, но ещё чаще такой барьер выстраивается против отчима или мачехи. Тогда в целом отвергается право этого человека претендовать на значимую роль в семейных отношениях. Вне зависимости от причин, породивших конкретную ситуацию, конфликт, ребёнок полностью закрывается от вмешательства нежелательного взрослого: «Он не имеет права делать мне замечания – он мне чужой!» личностный барьер может возникнуть у взрослых по отношению к ребёнку. Например, в случаях, если сын или дочь входит в неформальную группировку с неприемлемой для родителей направленностью и образом жизни. Возникает своеобразная «презумпция виновности»: негативное отношение проецируется даже на нейтральные поступки, слова действия человека, оказавшегося «за барьером».

         Эмоциональные барьеры бывают сиюминутными, вызванными  расхождениями в настроениях в момент взаимодействия, и общими, которые обусловлены различиями в эмоциональности взаимодействующих сторон.

         В первом случае конфликт возникает из-за того, что настроение участников взаимодействия может существенно различаться по своей модальности и интенсивности. Ребёнку хочется поделиться своей радостью: его сегодня за хороший ответ похвалила учительница, а у отца неприятности на работе – ему не до сына.

         Более сложный вариант эмоционального несовпадения бывает в том случае, когда члены семейного коллектива резко различаются по своей эмоциональности. Одни рациональны, следуют логике рассудка, а не чувств, стараются скрывать эмоции, предпочитают держать даже близких людей на определённой дистанции. Другие более впечатлительны, мягки, нежны, не могут отказывать окружающим в просьбах, нуждаются во встречном внимании, заботе и болезненно переживают её отсутствие, действуют по логике чувств, иррациональны, не признают логических доводов.

         Существенно осложнять семейные отношения могут и эстетические барьеры, порождаемые разницей во вкусах, критериях красоты как у отдельных лиц, так и между поколениями.

         Немало проблем вызывают в семейных отношениях и издержки моды, когда родители покупают ребёнку всё, кроме того, что ему больше всего хочется. А он в купленной на вырост неуклюжей одежде выдерживает насмешки более элегантных ровесников.

         Не исключаются в семье и этические барьеры. Каждый человек не только овладевает общечеловеческими нормами и нравственными ценностями, он ещё и присваивает нормы и правила взаимодействия значимых для него групп. В качестве таких групп для ребёнка могут выступать класс, дворовая компания, «кумир» и т.д., причём это влияние может быть более сильным, чем декларируемые старшими принципы.

         Особый, не всегда учитываемый взрослыми вид барьеров представляют барьеры лингвистические, порождаемые тем, что привычный, не вызывающий сомнения у взрослых смысл отдельных слов ребёнок может вкладывать совсем другое значение. Даже подростки, юноши довольно часто

 в своём речевом запасе имеют понятия, усвоенные неполно или неверно. Например, у подростков слово «смелость» ассоциируется с не подчинением из принципа никому, демонстрацией своей независимости перед родителями и учителями, бравированием непослушанием. Представим теперь, что ребёнку, усвоившему именно такой смысл понятия «смелость», взрослые обращаются с призывом: «Будь, наконец, смелее!» Следуя этому принципу, ребёнок может совершать поступки, в его понимании соответствующие проявлению смелости, но неприемлемые для взрослых.

         Возможны и так называемые гноселогические барьеры, которые возникают из-за отсутствия или недостатка опыта и знаний или из-за несформированности абстрактного мышления. Ребёнок ещё не владеет структурой логического доказательства, не может вывести цепочку умозаключений, достаточно полно раскрывающую его мысль, а поэтому и безукоризненное по построению доказательство взрослого для него не является безусловной истиной. Дети часто не осознают последствий совершённых поступков, не могут выйти из плена непосредственных впечатлений и желаний.

4.4.2. Виды отношений.

         В результате постоянного, каждодневного, состоявшего из множества разных событий взаимодействия складывается вся атмосфера внутрисемейных отношений. Различают следующие виды отношений.

         Сотрудничество – взаимодействие, которое основывается на взаимопонимании и поддержке. Это именно тот случай, когда удовлетворяются основные потребности всех членов семьи, а каждый независимо от возраста ощущает свою значимость, получает помощь и поддержку от всех. Атмосфера отношений тёплая, дружелюбная, наполненная положительными эмоциями.

         Паритет – ровные, «союзнические» отношения, базирующиеся на получение при взаимодействии общей выгоды, удовлетворяющей все стороны. Личностная значимость каждого члена семьи снижается, отношения становятся более сухими, чем при сотрудничестве, взаимные эмоциональные связи несколько слабеют, а во внутрисемейных отношениях на первый план выдвигаются поиски рациональной целесообразности любого события.

         Соревнование – внутрисемейная состязательность, стремление каждого добиться первенства, достигнуть собственных целей, что привносит в семейную жизнь нервозность, неустойчивость.

         Конкуренция – в конкурентных семейных отношениях в отличие от соревнования, где борьба за достижение своих целей не отражается на достижении целей другими, преобладает стремление главенствовать над другими, ощущать и демонстрировать своё превосходство, подавлять. Эмоциональное благополучие одних достигается за счёт дискомфорта других.

         Антагонизм – резкое противопоставление отдельных членов семьи, когда противоборствующие стороны не согласны на компромисс. Антогонистические отношения могут возникать также между родителями и детьми.

         И конкуренция, и антагонизм пагубны для воспитания детей. Именно на их фоне появляются такие симптомы «скрытого сиротства», как эмоциональная отчуждённость детей и родителей, утрата тёплых, защищающих ребёнка контактов между ними, детская беспризорность, неконтролируемость поступков детей со стороны отца и матери. При подобных условиях резко растёт количество детских неврозов, нарушается нравственное развитие личности, возникают деформации характеров (5; 34).

4.4.3. Стили семейного воспитания.

         В эмпирическом исследовании Дж. Болдуина выделено два стиля родительского воспитания – демократический и контролирующий. Демократический  определяется следующими параметрами: высоким уровнем вербального общения между детьми и родителями, включённостью детей в обсуждение семейных проблем, учётом их мнения, готовностью родителей прийти на помощь, если это требуется; одновременно с этим – верой в успех самостоятельной деятельности ребёнка и ограничением собственной субъективности в видении ребёнка.

         Контролирующий стиль предполагает значительные ограничения в поведении детей, чёткое и ясное объяснение ребёнку смысла ограничений, отсутствие разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер.

         Дж. Болдуин исследовал детей обеих групп и детей со смешанным стилем семейного воспитания. Дети в семьях с демократическим стилем характеризовались умеренно выраженной способностью к лидерству, хорошим психическим развитием, социальной активностью, лёгкостью вступления в контакты со сверстниками. Но им не был присущ альтруизм, сензитивность и эмпатия. Сами дети с трудом поддавались внешнему контролю.

         Дети родителей с контролирующим стилем воспитания более послушны, внушаемы, боязливы, не слишком настойчивы в достижении собственных целей, неагрессивны.

         При смешанном стиле воспитания ребёнку присущи внушаемость, послушание, эмоциональная чувствительность, неагрессивность, отсутствие любознательности, оригинальности мышления, бедная фантазия.

          Традиционно в психологической литературе выделяют следующие стили семейного воспитания – авторитарный, демократический, либеральный.

         Г. Крайг предлагает следующую классификацию стилей родительского воспитания, выделенных на основании соотношения двух параметров: родительского контроля и теплоты. Авторитетный стиль предполагает высокий уровень контроля, когда родители признают и поощряют растущую автономию детей, а также тёплые отношения (родители открыты для общения, допускают изменения своих требований). Как результат – дети социально адаптированы, уверены в себе, способны к самоконтролю, обладают высокой самооценкой. Авторитарный стиль характеризуется высоким контролем, родители ждут неукоснительного выполнения своих требований; отношения холодные, отстранённые. Дети замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и раздражительны. Девочки в большинстве своём – пассивны и зависимы. Мальчики – неуправляемы и агрессивны. Либеральный стиль предполагает низкий уровень контроля и тёплые отношения. Родителями слабо или совсем не регламентируется поведение ребёнка. Хотя родители открыты для общения с детьми, доминирующее направление коммуникации – от ребёнка к родителям, детям предоставлен избыток свободы, родители не устанавливают каких-либо ограничений. Дети склонны к непослушанию и агрессивности, ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе. В некоторых случаях дети становятся активными, решительными и творческими людьми. Индифферентный стиль – с низким уровнем контроля и холодными отношениями. Родители не устанавливают для детей никаких ограничений и безразличны к детям, закрыты для общения. Из-за обременённости своими проблемами не остаётся сил на воспитание детей. Если безразличие сочетается с враждебностью, ребёнок проявляет разрушительные импульсы и склонность к отклоняющемуся поведению (8; 58).

4.5. Семейные конфликты.

         Под семейным конфликтом понимают столкновение противоположно направленных несовместимых друг с другом тенденций в личности, в системе межличностных отношений между членами семьи.

         Особенность семейного конфликта – в том, что он часто имеет широкий общественный резонанс, несмотря на то, что касается, как правило, вопросов, на открытое обсуждение которых обычно накладывается запрет.

         Каждый человек, состоявший в браке, знает, что, как бы удачно не сложилась его жизнь, разрыв между мечтой и действительностью всегда существует. В каждой семье есть свои трудности, мелкие стычки и серьёзные конфликты – жизнь невозможна без них. Но все члены семьи должны помнить, что зло, причинённое близким вам человеком, ничтожно по сравнению с тем добром, которое он принёс вам. Умение понять, простить, не помня зла, вовремя найти подходящее слово, - одна из основ семейного счастья (12; 91).

         Конфликты в семье обусловлены рядом причин. Например, В.А. Сысенко (Супружеские конфликты. – М., 1989) выделяет следующие причины на почве неудовлетворения потребностей:

- преувеличение значимости своего «Я», нарушение чувства достоинства со стороны другого супруга;

- конфликты на базе неудовлетворённых сексуальных потребностей;

- потребность в положительных эмоциях, когда не хватает внимания, ласки, заботы;

- пристрастие одного из супругов к алкоголю, наркотикам, азартным играм и другим гипертрофированным потребностям, приводящим к неэкономным затратам денежных средств семьи;

- преувеличенная финансовая потребность одного из супругов;

- потребность во взаимопомощи, в кооперации и сотрудничестве, а также конфликты, связанные с разделением труда в семье;

- несовпадение вкусов в пище, одежде, благоустройстве домашнего очага;

- различие в потребностях по проведению досуга, увлечениях.

         Конфликт может обладать как созидательной, так и разрушительной силой. Если сталкиваются передовой и отсталый взгляды и побеждает первый, то конфликты завершаются позитивным результатом. Но, к сожалению, чаще всего конфликты разрешаются неверно и разрушают основы семейных отношений: возникает неприязнь друг к другу, общие интересы отодвигаются на задний план, травмируется психика, замалчиваются достоинства и преувеличиваются недостатки друг друга, растут как снежный ком обиды, любовь вытесняется ненавистью, нарастают стрессовые состояния. В результате может возникнуть угроза развода. Поэтому надо приложить все усилия, чтобы разрешить конфликт. Более того, разрешение противоречий – движущая сила всякого развития.

         Психологи выделяют несколько типичных вариантов завершения конфликтов.

1.     Принуждение – волевое навязывание такого решения ситуации, которое устраивает лишь инициатора конфликта. Такой авторитарный приём имеет самые неблагоприятные последствия: ущемляются права других членов семьи, унижается их достоинство, достигается внешнее благополучие, а на самом деле в любой момент может наступить кризис.

2.     Конфронтация – никто из участников конфликта не принимает во внимание позицию другого, накапливается раздражение, дело доходит до личных оскорблений.

3.     Уход от разрешения возникшего противоречия. В данном случае развязка только оттягивается, а конфликт остаётся. Положительным здесь остаётся то, что есть время для обдумывания претензии, для принятия решения.

4.     Сглаживание конфликта – нередко это позволяет снять напряжённость, добиться нормальных отношений. Но, не всегда.

5.     Компромисс – открытый поиск наиболее удачного и справедливого для обеих сторон решения. Здесь обязательны равенство прав и обязанностей, откровенность требований, взаимные уступки.

Условиями позитивного разрешения конфликта являются: сужение площадки спора до минимума; управление отрицательными эмоциями; стремление и умение понять позицию друг друга; осознание того, что в ссоре почти всегда нет правых; умение и стремление супругов решать конфликты с позиции доброты; недопустимость «приклеивания» ярлыков друг другу. И самое главное: умные, любящие супруги стремятся предупредить конфликты (2; 78).

Причинами детско-родительских конфликтов являются:

1.     Конфликтные отношения между супругами.

2.     Деструктивность семейного воспитания: разногласия по вопросам воспитания среди членов семьи, опека и запреты во всех сферах жизни, завышение требований и т.д.

3.     Возрастные кризисы детей.

4.     Личностный фактор. Например, консерватизм, авторитаризм родителей и нарушение правил поведения, упрямство, эгоцентризм и т.п. со стороны детей.

5.     Нарушение отношений «мать – ребёнок» (неадекватное отношение к ребёнку, гиперопека, симбиоз, лишение любви как наказание, вызов чувства вины и т.д.).

Реакция детей на конфликтные ситуации может быть в виде:

- реакции оппозиции, т.е. ребёнок совершает демонстративные негативные действия. Делает всё с точностью до наоборот.

- Реакция отказа проявляется в виде неподчинения требованиям родителей.

- Реакция изоляции  - это стремление ребёнка избежать нежелательных контактов с родителями, сокрытие информации и действий.

 

Заключение.

Суммируя всё выше изложенное, можно сделать следующие выводы.

Психическое развитие человека как существа социального, т.е. как личности, начинается с общения. Интенсивность общения, разнообразие  его содержания, целей и средств являются важнейшими факторами, определяющими развитие людей.

         Семья  - это общность, в которой человек проводит большую часть своей жизни, это основа основ. В семье закладывается фундамент последующего развития и совершенствования личности каждого её члена. От того, как протекало общение между членами семьи, зависит вся их дальнейшая судьба. Недаром гласит народная мудрость: «Яблоко от яблони не далеко падает». Э.Берн пишет: «…любое общение полезнее и выгоднее для людей, чем его отсутствие» (1; 8). К сожалению, во многих семьях недооценивают влияние общения. Дело в том, что этот процесс очень сложен, и распознать результаты этого влияния чрезвычайно трудно.

Общение выполняет функцию обеспечения взаимопонимания в семье. Взаимопонимание способствует совместимости супругов и обеспечивает наиболее благоприятные условия для рождения и воспитания детей. В этом залог семейного счастья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

1.     Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы / Пер. с англ.; - Мн.: ООО «Попурри», 2000. – 512 с. (с. 5-8)

2.     Гребенников И.В. Основы семейной жизни. – М.: Просвещение, 1991. – 158 с. (с. 17- 27)

3.     Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения: Практикум. – Новосибирск: Изд-во Новосиб.ун-та, 1999. -121 с. (с. 56-61)

4.     Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся или Учимся жить в современном мире. – М.: ВАКО, 2004. -122 с. (с. 82-95, 101-107)

5.     Заслуженюк В.С., Семиченко В.А. Родители и дети: Взаимопонимание или отчуждение? – М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996. – 191 с. (с. 7-36, 99-160)

6.     Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб: Изд-во «Питер», 2000. – 512 с. (с. 222-225)

7.     Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240 с.(с. 6-64)

8.     Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг. – Ярославль: Академия развития, 2001. – 160 с. (с. 41-61)

9.     Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2000. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с. (с. 512-528, 572-600)

10.  Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2000. – Кн. 2: Психология образования. – 608 с. (с. 394-396, 402-409, 449-450)

11.  Немов Р.С. Психологическое консультирование: Учеб. для студ. вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 258 с. (с. 280-337)

12.  Панкова Л.М. У порога семейной жизни. – М.: Просвещение, 1991. – 144 с. (с. 83-94)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Контрольная работа по теме: «Общение в семье»

Контрольная работа по теме: «Общение в семье»

Содержание

Содержание

Введение.

Введение.

Второй аспект – систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни

Второй аспект – систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни

По своей природе общение – это ежедневный труд

По своей природе общение – это ежедневный труд

Под средствами общения понимают способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения от одного живого существа другому

Под средствами общения понимают способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения от одного живого существа другому

Кондиционное общение создаёт состояние готовности к научению, формулирует установки, необходимые для оптимизации других видов общения

Кондиционное общение создаёт состояние готовности к научению, формулирует установки, необходимые для оптимизации других видов общения

Вербальное общение связано с усвоением речи, а она, как известно, лежит в основе всего развития человека, как интеллектуального, так и собственно личностного (9; 519)

Вербальное общение связано с усвоением речи, а она, как известно, лежит в основе всего развития человека, как интеллектуального, так и собственно личностного (9; 519)

Психическое развитие ребёнка начинается с общения

Психическое развитие ребёнка начинается с общения

Характерный для той или иной семьи более или менее устойчивый эмоциональный настрой принято называть психологическим климатом

Характерный для той или иной семьи более или менее устойчивый эмоциональный настрой принято называть психологическим климатом

Внутрисемейное общение весьма специфично

Внутрисемейное общение весьма специфично

Многие семьи правильно организуют свой досуг

Многие семьи правильно организуют свой досуг

В действительности каждый более или менее важный шаг или поступок личности имеет под собой мировоззренческую установку, позицию, и она проявляется быстрее и ярче по мере…

В действительности каждый более или менее важный шаг или поступок личности имеет под собой мировоззренческую установку, позицию, и она проявляется быстрее и ярче по мере…

Основная формула семьи: папа + мама + ребёнок

Основная формула семьи: папа + мама + ребёнок

Можно наблюдать противоположно направленные векторы

Можно наблюдать противоположно направленные векторы

Поэтому родители нередко выступают своеобразным «буфером», смягчая эти требования и подстраховывая возможные отклонения от оптимума, снимая стрессы, получаемые ребёнком в других сферах жизни

Поэтому родители нередко выступают своеобразным «буфером», смягчая эти требования и подстраховывая возможные отклонения от оптимума, снимая стрессы, получаемые ребёнком в других сферах жизни

Эта приземлённость общения порой просто невыносима для подростка с его романтическими взглядами на жизнь и вызывает у него неприязнь к родителям

Эта приземлённость общения порой просто невыносима для подростка с его романтическими взглядами на жизнь и вызывает у него неприязнь к родителям

Самый распространённый, наглядно фиксируемый барьер – так называемый физический

Самый распространённый, наглядно фиксируемый барьер – так называемый физический

Этот момент очень важно учитывать при организации внутрисемейного взаимодействия, т

Этот момент очень важно учитывать при организации внутрисемейного взаимодействия, т

Нетрудно представить, как может сказываться на внутрисемейных отношениях подобная разница: отец-«жаворонок» будет настойчиво «переделывать» своего сына-«сову», упрекая его за леность, сонливость, нерасторопность в те часы,…

Нетрудно представить, как может сказываться на внутрисемейных отношениях подобная разница: отец-«жаворонок» будет настойчиво «переделывать» своего сына-«сову», упрекая его за леность, сонливость, нерасторопность в те часы,…

Инфантильность мужчины, его неспособность принять на себя ответственность не только за семью, но и за собственные поступки, иждивенчество за счёт женщины разрушили уже немало браков…

Инфантильность мужчины, его неспособность принять на себя ответственность не только за семью, но и за собственные поступки, иждивенчество за счёт женщины разрушили уже немало браков…

Например, избалованный ребёнок будет требовать, чтобы родители участвовали в играх, которые интересуют его, не допуская даже мысли, что эти игры могут быть неуместны для старших

Например, избалованный ребёнок будет требовать, чтобы родители участвовали в играх, которые интересуют его, не допуская даже мысли, что эти игры могут быть неуместны для старших

В первом случае конфликт возникает из-за того, что настроение участников взаимодействия может существенно различаться по своей модальности и интенсивности

В первом случае конфликт возникает из-за того, что настроение участников взаимодействия может существенно различаться по своей модальности и интенсивности

Например, у подростков слово «смелость» ассоциируется с не подчинением из принципа никому, демонстрацией своей независимости перед родителями и учителями, бравированием непослушанием

Например, у подростков слово «смелость» ассоциируется с не подчинением из принципа никому, демонстрацией своей независимости перед родителями и учителями, бравированием непослушанием

Соревнование – внутрисемейная состязательность, стремление каждого добиться первенства, достигнуть собственных целей, что привносит в семейную жизнь нервозность, неустойчивость

Соревнование – внутрисемейная состязательность, стремление каждого добиться первенства, достигнуть собственных целей, что привносит в семейную жизнь нервозность, неустойчивость

Контролирующий стиль предполагает значительные ограничения в поведении детей, чёткое и ясное объяснение ребёнку смысла ограничений, отсутствие разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер

Контролирующий стиль предполагает значительные ограничения в поведении детей, чёткое и ясное объяснение ребёнку смысла ограничений, отсутствие разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер

Авторитарный стиль характеризуется высоким контролем, родители ждут неукоснительного выполнения своих требований; отношения холодные, отстранённые

Авторитарный стиль характеризуется высоким контролем, родители ждут неукоснительного выполнения своих требований; отношения холодные, отстранённые

Умение понять, простить, не помня зла, вовремя найти подходящее слово, - одна из основ семейного счастья (12; 91)

Умение понять, простить, не помня зла, вовремя найти подходящее слово, - одна из основ семейного счастья (12; 91)

Поэтому надо приложить все усилия, чтобы разрешить конфликт

Поэтому надо приложить все усилия, чтобы разрешить конфликт

Конфликтные отношения между супругами

Конфликтные отношения между супругами

Э.Берн пишет: «…любое общение полезнее и выгоднее для людей, чем его отсутствие» (1; 8)

Э.Берн пишет: «…любое общение полезнее и выгоднее для людей, чем его отсутствие» (1; 8)

Список литературы. 1. Берн

Список литературы. 1. Берн

Панкова Л.М. У порога семейной жизни

Панкова Л.М. У порога семейной жизни
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.03.2024