РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Психология» для обучающихся 10 - 11 классов
Оценка 4.6
Разработки курсов
docx
администрации +2
10 кл—11 кл
10.05.2019
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Психология» для обучающихся 10 - 11 классов разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами, утвержденными в Министерстве образования и науки Луганской Народной Республики. Цель учебного курса «Психология» - формирование психологической культуры воспитанников, развитие их социальной компетентности и социальной активности.
Рабочая программа Психология.docx
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«СТАХАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
IIII СТУПЕНЕЙ №32»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор ГБОУ ЛНР ССОШ
ІІІІ ст. № 32
_________________А.Ю. Чулков
(подпись)
«_____» ________________ 2018 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу «Психология»
общекультурный уровень
средняя школа 10 11 классы
Составитель рабочей программы:
Полищук Екатерина Николаевна 2018 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному курсу «Психология» разработана в
соответствии с приказом Министерства образования и науки Луганской
Народной Республики от 06.03.2017 №86 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования в
образовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной
Республики»
1
Закон от 18.05.2014 № 1I «Временный Основной Закон»
(Конституция) Луганской Народной Республики
(с изменениями,
внесенными законами Луганской Народной Республики от 24.09.2014 №
22
I, от
25.11.2017 №
195II, от
03.12.2014 №
1II, от
03.03.2015 №
11II, от
02.02.2018 № 212II, от
06.09.2018 №
263II), ст. 36.
2
Закон ЛНР от 30.09.2016 № 128ІІ «Об образовании» (с
изменениями, внесенными законами Луганской Народной Республики от
10.11.2017 № 193II, от 14.03.2018 № 214II).
3
Приказ МОН ЛНР от 21.05.2018 № 495ОД «Об утверждении
государственных образовательных стандартов Луганской Народной
Республики».
4
Приложение к приказу МОН ЛНР от 28 июля 2017 года № 505
Методические рекомендации по составлению рабочих программ в
образовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной
Республики.
2 5
Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной
Республики № 139ОД от 14.02.2018 «Об утверждении методических
рекомендация по оцениванию учащихся».
6
Действующие на территории Луганской Народной Республики
санитарные правила и нормы устройства, содержания общеобразовательных
организаций (учреждений) (СанПиН).
7. Дополнительная общеразвивающая программа «Тренингклуб
деловой активности» социальнопедагогической направленности, составитель:
Беликова Т.А., допущена Министерством образования и науки Луганской
Народной Республики (приказ № 481 от 21.07.2017 «Об утверждении
авторских программ для образовательных организаций (учреждений) общего
среднего и дополнительного образования Луганской Народной Республики»).
Цель учебного курса «Психология» формирование психологической
культуры воспитанников, развитие их социальной компетентности и
социальной активности.
Задачи:
Обучающие:
формировать навыки анализа ситуаций, мотивов, интересов,
поступков других людей;
способствовать формированию активного самосознания и навыков
волевой саморегуляции;
Развивающие:
развивать способность конструктивно строить свои
взаимоотношения с окружающими;
совершенствовать навыки понимания себя и отношения к себе,
своей жизни с должным уважением, умения быть независимым, отстаивать
свои позиции конструктивными способами;
3
совершенствовать коммуникативные умения;
развивать уверенность в себе, в своих способностях и
возможности быть эффективным в избранных сферах деятельности;
Воспитывающие:
способствовать личностному росту воспитанников, создавать
условия для раскрытия творческого потенциала детей;
помогать
осознавать необходимость
и способность быть
субъектом общественной жизни и деятельности;
развитию чувства
способствовать
сплоченности,
взаимовыручки, взаимоуважения.
Программа адресована подросткам 15—17 лет. Воспитанники,
поступающие в объединение, проходят собеседование, направленное на
выявление их индивидуальности и склонности к выбранной деятельности.
По его результатам воспитанники первого года обучения могут быть
зачислены в группу общекультурного уровня освоения программы. Занятия
проводятся в группах и индивидуально. Условия набора детей в коллектив:
принимаются все желающие. Наполняемость в группах составляет: первый
год обучения — 15 человек; второй год обучения — 12 человек. Уменьшение
числа учащихся в группе на втором году обучения объясняется увеличением
объема и сложности изучаемого материала.
Образовательная программа состоит из нескольких разделов:
1.
Качества и чувства людей. Человек должен уметь
рефлексировать свои действия и поступки. Для этого необходимо осознать
свои действия и чувства, а затем, соединяя чувства и мысли, четко и ясно
выразить итог осознания в своей речи. Воспитанники знакомятся с понятиями
страх, гнев, радость, счастье, воля и т. д. Они выясняют на примерах может ли
гнев принести пользу, как можно справиться со страхом, каким образом
можно доставить радость другим людям (подарить взглядом, передать
4 прикосновением). Тестированием и тренингами ребята определяют ведущие
качества своего характера, учатся соотносить темперамент и индивидуальный
стиль деятельности.
2.
Культура эмоций. Основной задачей раздела является обучение
воспитанников умению управлять своими чувствами и эмоциями. Дети
овладевают приемами
достижения эмоционального покоя, правилами поведения при
положительных и отрицательных эмоциональных контактах, техниками
управления отрицательными переживаниями и методикой формирования
оптимистического настроения.
3.
Технологии успеха. В данном разделе подростки знакомятся с
понятием успеха, который преимущественно рассматривается как умение
ставить цели и добиваться их адекватными средствами. У детей формируется
навык целеполагания. Кроме того, рассматриваются западная и восточная
стратегии достижения успеха.
4.
Основы социальной психологии.
В этом разделе
рассматриваются такие темы, как процесс социализации, виды групп,
лидерство (какой человек может стать лидером, авторитет лидера),
распределение ролей в группе. Последние из перечисленных
отрабатываются в ролевой игре
тем
«Предвыборная кампания»,
возможность
активизировать представление воспитанников о роли лидера, задуматься над
предоставляющей
тем, что может заставить идти за лидером, развить навыки социальной
наблюдательности. Большое внимание уделено теме «Конформизм», чтобы
воспитанники могли лучше осознавать проблемы группового давления, умели
быть
отстаивать свою позицию и собственную точку зрения,
самостоятельными.
5.
Психология общения. Общение — очень важная сфера нашей
5 жизни. Потребность в общении является одной из главных социальных
потребностей человека. На занятиях этой части курса дети осваивают навыки
понимать сигналы
эффективной коммуникации (умение слушать,
невербального поведения и т. д.), формируют представление о способах
конструктивного и неконструктивного влияния людей друг на друга. Так,
значительное место в данном разделе отведено изучению феномена
манипулирования как виду разрушительного влияния одного человека на
другого. Воспитанники учатся распознавать способы манипуляции и
защищаться от них. Кроме того, большое внимание уделяется деловому
общению. Подростки знакомятся с приемами расположения к себе,
эффективного ведения деловой беседы и телефонного разговора, а также с
особенностями публичного выступления. Полученные знания отрабатываются
в ролевой игре «Прием на работу», которая позволяет опробовать способы
создания благоприятной атмосферы, провести диалог в соответствии с
фазами деловой беседы, получить обратную связь от одногруппников и на
практике убедиться в том, что деловое сотрудничество позволяет быть
уверенным в себе, доброжелательным, компетентным.
6.
Стресс. Раздел в основном посвящен способам саморегуляции
эмоциональных состояний в стрессовых ситуациях. Дети знакомятся со
способами психологических защит в условиях фрустрирующих ситуаций.
Воспитанникам даются рекомендации по подготовке к экзаменам, нередко
выступающим в роли сильного стрессора для молодых людей.
7.
Основы конфликтологии. В этом разделе рассматриваются и
анализируются конфликтные ситуации. Воспитанники знакомятся с
причинами и последствиями конфликтов, со стилями поведения в конфликте,
оценивают собственную конфликтность. Подростки получают знания об
истинном смысле вербальной агрессии и на
практических занятиях
отрабатывают приемы разрешения конфликтов, к которым относятся умения
6 сообщать о своих чувствах с помощью «Я высказываний», отказываться от
пассивной защиты своего «Я», быть терпеливым и последовательным. В этом
же разделе рассматривается деловой этикет как способ регулирования
поведения, позволяющий избежать конфликтов в повседневной жизни и на
официальных встречах.
Роль курса «Психология»
Работа курса «Психология» направлена на развитие у подростков
психологической, социальной компетентности, миролюбия, толерантности и
стремления к подлинному жизненному успеху – самореализации на благо
другим и самому себе.
Программа рассчитана на два года обучения (68 часов) и предполагает
общекультурный (базовый) уровень реализации программы. Возраст детей 15
17 лет, 1011 класс.
Оптимальное количество учебных часов в год 34 часа. Режим работы:
занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу.
Место курса в учебном плане
Колво часов в неделю
Колво часов в год
Всего
10 класс 11 класс
1
34
68
1
34
Предполагаемые результаты (1й год обучения)
10 класс
Развитие интеллектуальной сферы.
Развитие интереса познания себя и других людей, умения
7
1.
2. использовать психологические знания с прикладными задачами, с практикой
общения и деятельности в коллективе.
3.
Формирование собственной культуры самопознания, саморазвития
и самовоспитания.
4.
Развитие желания работать над собой, постигать себя, видеть
свои сильные и слабые стороны.
5.
6.
7.
Осознание своих успехов, изменений.
Развитие умения рефлексировать свои действия и поступки.
Совершенствование умения понимать чувства и эмоции, грамотно
их выражать, управлять ими.
8.
9.
Развитие коммуникативных способностей.
Развитие навыков целеполагания, самопрограммирования.
10. Овладение стратегиями достижения успеха.
Предполагаемые результаты (2й год обучения)
11 класс
1.
Владение навыками эффективной коммуникации (умением
слушать, понимать сигналы невербального поведения, навыками ведения
диалога).
2.
3.
4.
5.
Владение способами психологических защит.
Овладение техниками делового общения, публичных бесед.
Приобретение навыков самопрезентации.
Приобретение умения противостоять групповому давлению,
овладение способами манипулирования.
6.
Овладение приемами конструктивного и неконструктивного
влияния.
7.
Формирование умения разрешать конфликтные ситуации.
8.
Владение различными стилями управления коллективом.
8 Знание правил делового этикета.
9.
10. Формирование навыков волевой саморегуляции, овладение
приемами саморегуляции эмоциональных состояний.
11. Овладение навыками ориентации в мире профессий.
Отслеживание результативности образовательного процесса:
В начале учебного года проводится исходное тестирование
участников группы с целью выявления особенностей эмоционально
личностной сферы и типичных способов взаимодействия.
Промежуточная проверка знаний воспитанников по занятиям
данного курса осуществляется посредством свободного обмена мнениями,
активного участия в обсуждениях, заявления собственной позиции,
ответов на проблемные вопросы, высказываний во время обсуждений,
выполнения тестов и упражнений.
В конце учебного года проводится итоговое тестирование и
«круглый стол» для анализа степени усвоения воспитанниками материала.
Методы работы, используемые в работе:
• психологический тренинг,
• ролевые игры,
• анализ ситуаций,
• получение обратной связи,
• групповые дискуссии,
• минилекции,
• игровое моделирование,
• имитационные игры
9 • работа в парах и тройках,
• тестирование,
• проективные методики рисуночного и вербального типов,
• арттерапевтические технологии,
• сказкотерапия.
10 Учебнотематический
план (1й год обучения)
10 класс
Общекультурный
уровень
№
п
/п
1
2
3
4
5
6
№
п/
п
1
2
3
4
5
6
Название разделов
Внутренний мир человека.
Психологические процессы.
Личностные особенности.
Общение и взаимодействие.
Потребности. Мотивы.
Культура эмоций.
Технология успеха
Всего за год:
Количество часов
всег
о
прак
т.
теоре
т.
5
3
8
3
3
2
24
1
2
2
2
2
1
10
6
5
10
5
5
3
34
Учебнотематический
план (2й год обучения)
11 класс
Общекультурный
уровень
Название разделов
Социальная адаптация
Искусство общения
Стресс.
Основы конфликтологии
Мой профессиональный выбор
Планирование карьеры
Всего за год:
теоре
т.
4
8
4
5
2
2
25
Количество часов
практ
.
всего
1
2
1
2
2
1
9
5
10
5
7
4
3
34
11 12 Календарнотематическое планирование
1 год обучения, 10 класс
Дата
Тема урока
проведения
по
по
плану
факт
у
№
п/п
№
урока
в
теме
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
1.1
1.2
1.3
Вводное занятие. Королевство
внутреннего мира человека.
Ощущения. Восприятие и его
свойства.
Память и ее развитие.
Внимание и его развитие.
1.4 Мышление.
1.5
1.6
2.1
Характер,
Саморегуляция.
Речь. Воображение.
Игра «Мифы о психологии»
Темперамент.
особенности характера.
Самооценка. Воля.
Эмоции.
Самоконтроль
Тесты «Воля и внимание»,
«Правое или левое», «Умеете ли
вы слушать».
Упражнения «Как узнать себя»,
«Бинго».
Виды общения. Учимся управлять
собой.
Знаки внимания при общении. Как
научиться общаться лучше?
Невербальные средства общения.
Мимика и пантомимика.
Конфликт.
конфликтов.
Обратная связь в общении.
Открытость,
искренность,
«общение без масок».
Позиции в общении. Правила
ведения дискуссии.
Учимся чувствовать и наблюдать.
Разрешение
2.2
2.3
2.4
2.5
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
Примечание
13 19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
3.8
3.9
Я и мое имя.
Эмпатия и рефлексия.
Тесты «Приятный ли вы
собеседник», «Коммуникативный
контроль»,
«Самооценка
конфликтности».
Игра.
4.5
5.1
5.2
4.3
4.4
«Потребности
3.10 Упражнение «Интервью».
Знания. Умения. Навыки.
4.1
Привычки. Потребности человека.
4.2
Мотивы.
Виды деятельности.
Учебная деятельность.
Тесты «Творческие способности»,
«Доминированный
мотив
обучения».
Практикум
человека».
Эмоции и чувства. Самопознание
и откровенность.
Культура эмоций. С чего она
начинается?
Особенности
общения.
Тренинг
эмоционального контакта.
Практикум «Научись видеть
прекрасное».
Понятие успеха.
целеполагание.
достижению успеха?
Планирование
Самопрограммирование.
Заключительное
Подведение итогов.
Токшоу «Основы офисной
дипломатии».
Успех и
Что помогает
положительного
эмоционального
достижений.
5.3
5.4
5.5
6.1
занятие.
6.2
6.3
14 №
урока
в
теме
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
2.1
2.2
Календарнотематическое планирование
2 год обучения, 11 класс
Тема урока
Дата
проведения
по
по
плану
факту
Примечани
е
занятие.
Типы
Процесс
Вводное
социализации.
Виды групп. Малая группа. Семья.
Лидерство.
лидеров.
Авторитет лидера.
Групповые нормы. Конформизм.
Эксперименты по изучению
конформизма.
Ролевая
игра «Предвыборная
компания».
Общение. Функции общения.
общения.
Три
стороны
Коммуникативная
сторона.
Перцептивная и интерактивная
стороны.
2.5
2.4
2.6
2.7
Способы
2.3 Манипулирование.
манипулирования.
Виды слушания. Техники активного
слушания.
Вербальная и невербальная
коммуникация.
Деловое общение, деловая беседа.
Контактная фаза деловой беседы.
Ориентировочная фаза деловой
беседы Фазы обсуждения и
принятия решений.
Публичное
Конструктивная критика.
Деловая
игра
«Самопрезентация»
выступление.
2.8
2.9
2.10 Практикум «Обозначьте свои
3.1
цели».
Стресс. Фазы развития стресса.
Способы реагирования на стресс.
15
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16. 17.
3.2
18.
19.
3.3
3.4
20.
3.5
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
4.6
4.7
5.1
5.2
5.3
5.4
32.
6.1
«Куда
на
к
снятие
состояния
и
подготовки
конфликта.
самовнушение,
дыхательные
релаксация,
Саморегуляция:
аутотренинг,
упражнения,
визуализация.
Репрессивные
состояния, близкие к депрессии.
вы идете: к
Тесты
стрессу или от него?», «Умеете ли
справляться со стрессами?».
Упражнения
напряжения. Советы
«Правила
экзаменам».
Конфликт. Типы конфликтов.
Структура
Межличностные конфликты.
Конструктивное
разрешение
конфликтов. Сообщение о своих
чувствах с помощью «Я
высказываний»
Психологическая защита и ее виды
Правила поведения и общения в
конфликте
Тест
«Конфликтный
человек», «Степень разрешения
конфликта».
Практическое занятие по теме
«Стиль поведения в конфликте»
Профессиональная ориентация
как сделать правильный выбор.
Секреты делового общения и
деловой этикет.
Ролевая игра «Прием на работу»
Тесты по профессиональной
ориентации. Профориентационная
активизирующая методика «За и
против»
(Н. Пряжников)
Основы
проект.
менеджмента. Личный
ли
вы
16 33.
34.
6.2
6.3
Составление бизнес плана.
Методика презентации портфолио
Итоговое
бизнеспланов
занятие.
Защита
17 ЛИТЕРАТУРА
1.
Вачков И. Основы
технологии
группового
тренинга.
Психотехника. М., 2000.
2.
Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. — Ярославль:
Академия развития, 1997.
3.
Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. —
Ярославль: Академия развития, 1996.
4.
Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб.
Пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр
«Академия», 2005.
5.
6.
Маркова А.К. Психология обучения подростка. М., 1999.
Практикум по
возрастной и
педагогической психологии.
Под ред. И.В.Дубровиной. — М.: Академия, 1999.
7.
Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. Под ред.
И.В. Дубровиной. — М.: Академия,
8.
Руководство практического психолога. Под ред. И.В. Дубровиной.
— М.: Академия, 2000.
Соловов А.В. Навыки жизни. М. ДАР, 2000.
9.
10. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? В 4 ч. — М.: Генезис,
2000.
11. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. М, 1966.
12. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. СПб: Питер,
2004. 13.Базовый набор тематических тренингов для подростков – под ред.
С.В. Кривцовой, М., 2005.
14.
ЗинкевичЕвстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб:
ООО «Речь», 2001.
18 15. Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям. М., 19
16. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность:
диагностика, коррекция, развитие. СПб.: Речь,2004.
17. Прихожан А.М. Психология неудачника: Тренинг уверенности в
себе.
18. Стишенок Ирина Из гусеницы в бабочку. Психологические сказки,
притчи, метафоры в индивидуальной и групповой работе.М., Генезис, 2012 .
19. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. М., Генезис,2006.
19 РАССМОТРЕНО:
Протокол заседания
методического совета
ГБОУ ЛНР ССОШ IIII ст. № 32
от 30.08.2018 г. № 1
СОГЛАСОВАНО:
Зам. директора по УВР
________________ О.М. Брухно
«____» _______________ 2018 г.
20 21
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Психология» для обучающихся 10 - 11 классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Психология» для обучающихся 10 - 11 классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Психология» для обучающихся 10 - 11 классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Психология» для обучающихся 10 - 11 классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Психология» для обучающихся 10 - 11 классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Психология» для обучающихся 10 - 11 классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Психология» для обучающихся 10 - 11 классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Психология» для обучающихся 10 - 11 классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Психология» для обучающихся 10 - 11 классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Психология» для обучающихся 10 - 11 классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Психология» для обучающихся 10 - 11 классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Психология» для обучающихся 10 - 11 классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Психология» для обучающихся 10 - 11 классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Психология» для обучающихся 10 - 11 классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Психология» для обучающихся 10 - 11 классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Психология» для обучающихся 10 - 11 классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Психология» для обучающихся 10 - 11 классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Психология» для обучающихся 10 - 11 классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Психология» для обучающихся 10 - 11 классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Психология» для обучающихся 10 - 11 классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Психология» для обучающихся 10 - 11 классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.